Научная статья на тему 'Детские суициды во второй половине XIX – начале XX вв'

Детские суициды во второй половине XIX – начале XX вв Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
411
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУИЦИД / ДЕТСКИЕ САМОУБИЙСТВА / АНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Синова И. В.

Статья посвящена анализу причин детских и подростковых самоубийств с учётом сословной принадлежности и гендерных различий во второй половине XIX – начале XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детские суициды во второй половине XIX – начале XX вв»

циональной) и высоким уровнем социальной тревожности.

3. Суицидальная направленность связана с высоким уровнем родительской критики и склонностью родителей игнорировать любые эмоции, включая положительные.

Литература:

1. Воликова С.В., Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Валидизация опросника детской депрессии М. Ковак // Вопросы психологии. - 2011. - № 5.

2. Краснова В.В. Социальная тревожность как фактор нарушений интерперсональных отношений и трудностей в учебной деятельности у студентов. - Москва, 2013.

3. Смирнова Н.С. Интерперсональные отношения подростков из социально неблагополучных семей: Автореф. ... канд. психол. н. - Москва, 2008.

4. Холмогорова А.Б., Воликова С.В. Семейный контекст расстройств аффективного спектра // Клиническая и социальная психиатрия. - 2004. - № 2.

5. Холмогорова А.Б. Когнитивная психотерапия суицидального поведения: история разработки, современное состояние, перспективы развития [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2013. - № 2 (19).-URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 30.08.2013).

6. Davidson C.L., Wingate L.R., Grant D.M., Judah M.R., Mills A.C. Interpersonal suicide risk and ideation: the influence of depression and social anxiety // J. of Soc. and clin. Psycho. - 2011. - Vol. 30, № 8. - P. 842-855.

7. Joiner T.E.Why people die by suicide. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2005.

8. Watson D., Friend R. Measurement of social-evaluative anxiety // J. of Cons. and Clin. Psychology. - 1969. - Vol. 33 (14).

ДЕТСКИЕ СУИЦИДЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

И. В. Синова

Санкт-Петербургский ГЭУ, г. Санкт-Петербург, Россия E-mail автора: s-irina@yandex.ru

Статья посвящена анализу причин детских и подростковых самоубийств с учётом сословной принадлежности и гендерных различий во второй половине XIX - начале XX вв.

Ключевые слова: суицид, детские самоубийства, аномическое состояние общества.

Одной из ключевых проблем российской действительности с конца XIX в. стало увеличение числа детских суицидов, которые являлись показателем болезненного состояния общества, его политического и социально-экономического развития [4]. Аналитический, эмпирический и статистический материал, накопленный исследователями этого явления во второй половине XIX - начале XX вв. во многом актуален и для современного социума.

Самоубийства, как социальное явление носили всесословный характер, но причины, которые толкали детей и подростков из дворян, купцов, мещан, городских сословий, крестьян к уходу из жизни были различными. Среди них были школа, экзамены, семья, жестокое обращение, сексуальные причины, а также состояние самого общества.

В разгар революции 1905 года коэффициент самоубийств среди учащихся понизился под влиянием

духовного подъёма, оживлением общественной жизни и общественных интересов. В последующие годы, когда подъём сменился разочарованием и усталостью, место общественных интересов заняли интересы личные, а жизненная борьба под влиянием кризиса стала особенно трудной и ожесточенной, количество самоубийств быстро увеличивалось, в том числе детских и юношеских. По мнению исследователей, их рост находился в теснейшей связи с тяжёлым и затяжным социально-экономическим кризисом, который переживала Россия в начале века. Полоса репрессий, последовавшая за революционным подъёмом сопровождалась по определению того времени «эпидемией самоубийств» среди учащихся школ.

26,4% всех самоубийств детей и подростков приходилось на долю школы [1]. Преподаватели нередко относились к ученикам грубо и жестоко, наказания в школе принимали характер репрессий, дающих широкий простор и свободу для придирчивости, а порой и мести.

По данным руководителя врачебно-санитарной части Департамента общих дел Министерства народного просвещения известного врача-гигиениста профессора Г. Хлопина на первом месте среди мотивов самоубийств для мальчиков стояла семья, на втором - учение, на третьем - экзамены. Среди девочек лидировали семья и «несчастная любовь», далее шли нужда и совращение, затем школа и экзамены. В статистике самоубийств немаловажную роль играл возраст. Семья была причиной для всех возрастов вплоть до 11 лет. Несчастная любовь - для подростков от 15 лет и старше, а совращение в основном в 13 и 14 лет. Школа и учёба имели значение для всех возрастов. Нужда, разочарование в жизни, ссора приводили к самоубийствам преимущественно в более старшем возрасте [8].

Нужда, безработица, бедность и другие проблемы социально-экономического характера вызывали 30% суицидов в раннем возрасте, особенно среди мальчиков, которым рано приходилось начинать жить своим трудом [7]. В течение 1904-1912 гг. в Санкт-Петербурге наблюдался рост самоубийств среди детей и молодёжи в возрасте до 20 лет: 19041905 гг. - 10%; 1906-1907 гг. - 11 %; 1912 г. - 18 %. Таким образом, за 8 лет доля детей и юношей в общем числе самоубийств увеличилась почти в два раза. С 1907 по 1909 гг. в стране было совершено 85 самоубийств учеников торгово-промышленных и ремесленных заведений, являвшимися протестом против невозможной жизни, на которую они были обречены [2].

Доступ к образованию для девочек был ограничен, но даже в привилегированных учебных заведениях имели место случаи суицида. В апреле 1907 года широкий резонанс в обществе вызвало самоубийство двух воспитанниц Смольного института, которые выбросились из окна дортуара, находившегося на третьем этаже. В институте было произведено следствие, которое выявило комплекс психологических и социальных причин, толкнувших девушек из благополучных семей на самоубийство. Среди них: возрастная депрессия и переживания утончённых

48

Тюменский медицинский журнал Том 1S, № 3, 2G13

натур, формализация самой системы обучения и воспитания в институте, проблемы с учёбой, непонимание со стороны близких и воспитателей.

Способ осуществления суицида подростками различался по гендерному признаку. Большинство мальчиков использовали самоповешение (55,5%), отравление (26%), огнестрельное оружие, а большинство девочек (66,7%) утопление [5]. Различия между мальчиками и девочками существовали даже в содержании предсмертных записок. Как правило, мальчики либо совсем не писали их, либо они были лаконичными, состояли из одной фразы, в которой прощались с родными, просили прощение и указывали причину самоубийства. А девочки часто оставляли несколько записок родным, подругам, учителям, духовным наставникам, иногда даже в стихотворной форме содержащих не только слова прощания и просьбы о прощении, но и рассуждения о жизни и разочарованиях, высказывали пожелания о своих похоронах и месте погребения.

Ученица Нарвской женской гимназии А. Миронова, бросившаяся под поезд, написала кроме письма родителям ещё и священнику с покаянием и просьбами: «... Бедная мама моя! Как много она пережила, переживает и переживать ей ещё придётся. Дай бог ей всё это перенести. Поручаю Вам её на это время, следите за ней, не давайте ей плакать много. Я не заслужила её слёз. Теперь напишу на что же я, в конце концов, решилась. Вот на что: возьму приму ртути, сколько есть у меня и ещё нашатырного спирта, а чтобы меня не отпоили, брошусь под машину. Как Анна Каренина, читали Вы? Чудная смерть. Лучше я и придумать не могла.

В водопад боюсь бросаться, ещё не найдут, а мне хочется, чтобы меня похоронили как следует. Чтобы мои соученицы меня проводили обязательно. Дайте это знать в гимназии. Скажите речь моим соученицам и сёстрам, чтобы они подобной штуки не выкидывали . На похороны пусть придут Ваня, жена его, Маня и Лёша, то есть младший брат» [3].

Суициды девочек были связаны с характерными для подросткового возраста мечтательностью, романтизмом, желанием вызвать жалость и привлечь внимание к себе как фактом самоубийства, так и похоронным ритуалом, они сопровождались большей эмоциональностью и сентиментальностью. Сегодня, в начале XXI века, в период развития информационного общества по-прежнему дети совершают самоубийства. Их причины лежат как в аномическом состоянии общества, дихотомии нравственных принципов и ценностей, социально-экономических проблемах, так и в психологических, общечеловеческих факторах, семейных отношениях.

Литература:

1. Гордон Г.И. Воспитание и самоубийство детей // Труды I Все-росс. съезда по семейному воспитанию. - СПб. 30.12.1912 -6.01.1913 г. т. I. - СПб, 1914. - С. 462.

2. Гордон Г.И. Современные самоубийства // Русская мысль. 1912, кн. V.

3. РГИА. Ф. 733. Оп. 199. Д. 141. Л. 267- 267 об.

4. Синова И.В. Самоубийства детей как социальная проблема на рубеже ХІХ-ХХ веков // Вестник Ленинградского государст-

венного университета им. А.С. Пушкина. - 2012. - Том. 4, № 4: История.

5. Тереховко Ф.К. К вопросу о самоубийстве в СПб за 20-летний период (1881-1900). Диссертация. - Гатчина, 1903.

6. Феноменов М.Я. Причины самоубийств в русской школе. - М., 1914. - С. 82.

7. Хлопин Г.В. Самоубийства, покушения на самоубийства и несчастные случаи среди учащихся учебных заведений Министерства народного просвещения. - СПб, 1907. - С. 72-73.

РИСК СУИЦИДАЛЬНЫХ ПОПЫТОК И ТИП АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА 17-18 -ЛЕТНИХ ДЕВУШЕК

Н.А. Тавинова, Е.П. Афиногенова,

С.П. Сапожников, В.А. Козлов

Чебоксарский МК, г. Чебоксары, Россия ЧГУ им. И.Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия

Е-mail авторов: adaptagon@mail.m

Опрошено 710 девочек 17-18 лет с помощью патохарактерологического диагностического опросника. Выявлены типы акцентуации характера наиболее склонные к риску возникновения истинного суицида.

Ключевые слова: суицид, акцентуации характера.

Факторы риска, формирующие суицидальное поведение разнообразны. К ним, без сомнения можно отнести пол [2], подростковый и юношеский возраст для парасуицидов [5]. Среди медицинских факторов риска можно выделить соматическую и психическую патологию, которая преимущественно сопровождается депрессией [1, 7]. Несомненно, что истоки суицидального поведения необходимо искать в подростковом и юношеском возрасте. В связи с актуальностью данного вопроса нами была предпринята попытка исследования риска совершения истинных суицидальных попыток у девушек в связи с их характерологическими особенностями личности.

Материал и методы.

В период 2007-2008 года (448 студентки) и в 2013 году (262 студентки) проанкетировано 710 студенток первого курса одного из колледжей г. Чебоксар с использованием патохарактерологического опросника для подростков [4]. Исследование проводилось с письменного согласия девушек и их родителей. Средний возраст обследуемых составил 17,4 года. Оценивали тип акцентуации личности, риск дезадаптации, риск развития депрессии, риск злоупотребления наркотиками и алкоголем и возможность истинных суицидальных попыток. Рассчитывали процент обследуемых, которым свойственны изучаемые риски. Оценку различий между относительными величинами проводили с помощью 7-критерия. Связь между признаками устанавливали с помощью ранговой корреляции Спирмена.

Выбор в качестве объекта исследования первокурсниц был обусловлен тем фактом, что первый курс считается одной из «критических» точек в процессе адаптации. Так, по данным А.В. Сиомичева [6] адаптация студентов-первокурсников связана с преодолением трудностей вхождения в новую социальную среду, установлением внутригрупповых отноше-

Том 1S, № 3, 2G13 Тюменский медицинский журнал

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.