Научная статья на тему 'Риск суицидальных попыток и тип акцентуации характера 17-18 -летних девушек'

Риск суицидальных попыток и тип акцентуации характера 17-18 -летних девушек Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1414
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУИЦИД / АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тавинова Н. А., Афиногенова Е. П., Сапожников С. П., Козлов В. А.

Опрошено 710 девочек 17-18 лет с помощью патохарактерологического диагностического опросника. Выявлены типы акцентуации характера наиболее склонные к риску возникновения истинного суицида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Риск суицидальных попыток и тип акцентуации характера 17-18 -летних девушек»

Суицидология

натур, формализация самой системы обучения и воспитания в институте, проблемы с учёбой, непонимание со стороны близких и воспитателей.

Способ осуществления суицида подростками различался по тендерному признаку. Большинство мальчиков использовали самоповешение (55,5%), отравление (26%), огнестрельное оружие, а большинство девочек (66,7%) утопление [5]. Различия между мальчиками и девочками существовали даже в содержании предсмертных записок. Как правило, мальчики либо совсем не писали их, либо они были лаконичными, состояли из одной фразы, в которой прощались с родными, просили прощение и указывали причину самоубийства. А девочки часто оставляли несколько записок родным, подругам, учителям, духовным наставникам, иногда даже в стихотворной форме содержащих не только слова прощания и просьбы о прощении, но и рассуждения о жизни и разочарованиях, высказывали пожелания о своих похоронах и месте погребения.

Ученица Нарвской женской гимназии А. Миронова, бросившаяся под поезд, написала кроме письма родителям ещё и священнику с покаянием и просьбами: «... Бедная мама моя! Как много она пережила, переживает и переживать ей ещё придётся. Дай бог ей всё это перенести. Поручаю Вам её на это время, следите за ней, не давайте ей плакать много. Я не заслужила её слёз. Теперь напишу на что же я, в конце концов, решилась. Вот на что: возьму приму ртути, сколько есть у меня и ещё нашатырного спирта, а чтобы меня не отпоили, брошусь под машину. Как Анна Каренина, читали Вы? Чудная смерть. Лучше я и придумать не могла.

В водопад боюсь бросаться, ещё не найдут, а мне хочется, чтобы меня похоронили как следует. Чтобы мои соученицы меня проводили обязательно. Дайте это знать в гимназии. Скажите речь моим соученицам и сёстрам, чтобы они подобной штуки не выкидывали . На похороны пусть придут Ваня, жена его, Маня и Лёша, то есть младший брат» [3].

Суициды девочек были связаны с характерными для подросткового возраста мечтательностью, романтизмом, желанием вызвать жалость и привлечь внимание к себе как фактом самоубийства, так и похоронным ритуалом, они сопровождались большей эмоциональностью и сентиментальностью. Сегодня, в начале XXI века, в период развития информационного общества по-прежнему дети совершают самоубийства. Их причины лежат как в аномическом состоянии общества, дихотомии нравственных принципов и ценностей, социально-экономических проблемах, так и в психологических, общечеловеческих факторах, семейных отношениях.

Литература:

1. Гордон Г.И. Воспитание и самоубийство детей // Труды I Все-росс. съезда по семейному воспитанию. - СПб. 30.12.1912 -6.01.1913 г. т. I. - СПб, 1914. - С. 462.

2. Гордон Г.И. Современные самоубийства // Русская мысль. 1912, кн. V.

3. РГИА. Ф. 733. Оп. 199. Д. 141. Л. 267- 267 об.

4. Синова И.В. Самоубийства детей как социальная проблема на рубеже Х1Х-ХХ веков // Вестник Ленинградского государст-

венного университета им. А.С. Пушкина. - 2012. - Том. 4, № 4: История.

5. Тереховко Ф.К. К вопросу о самоубийстве в СПб за 20-летний период (1881-1900). Диссертация. - Гатчина, 1903.

6. Феноменов М.Я. Причины самоубийств в русской школе. - М., 1914. - С. 82.

7. Хлопин Г.В. Самоубийства, покушения на самоубийства и несчастные случаи среди учащихся учебных заведений Министерства народного просвещения. - СПб, 1907. - С. 72-73.

РИСК СУИЦИДАЛЬНЫХ ПОПЫТОК И ТИП АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА 17-18 -ЛЕТНИХ ДЕВУШЕК

Н.А. Тавинова, Е.П. Афиногенова, С.П. Сапожников, В.А. Козлов

Чебоксарский МК, г. Чебоксары, Россия ЧГУ им. И.Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия

Е-mail авторов: adaptagon@mail.ru

Опрошено 710 девочек 17-18 лет с помощью патохаракте-рологического диагностического опросника. Выявлены типы акцентуации характера наиболее склонные к риску возникновения истинного суицида.

Ключевые слова: суицид, акцентуации характера.

Факторы риска, формирующие суицидальное поведение разнообразны. К ним, без сомнения можно отнести пол [2], подростковый и юношеский возраст для парасуицидов [5]. Среди медицинских факторов риска можно выделить соматическую и психическую патологию, которая преимущественно сопровождается депрессией [1, 7]. Несомненно, что истоки суицидального поведения необходимо искать в подростковом и юношеском возрасте. В связи с актуальностью данного вопроса нами была предпринята попытка исследования риска совершения истинных суицидальных попыток у девушек в связи с их характерологическими особенностями личности.

Материал и методы.

В период 2007-2008 года (448 студентки) и в 2013 году (262 студентки) проанкетировано 710 студенток первого курса одного из колледжей г. Чебоксар с использованием патохарактерологического опросника для подростков [4]. Исследование проводилось с письменного согласия девушек и их родителей. Средний возраст обследуемых составил 17,4 года. Оценивали тип акцентуации личности, риск дезадаптации, риск развития депрессии, риск злоупотребления наркотиками и алкоголем и возможность истинных суицидальных попыток. Рассчитывали процент обследуемых, которым свойственны изучаемые риски. Оценку различий между относительными величинами проводили с помощью 7-критерия. Связь между признаками устанавливали с помощью ранговой корреляции Спирмена.

Выбор в качестве объекта исследования первокурсниц был обусловлен тем фактом, что первый курс считается одной из «критических» точек в процессе адаптации. Так, по данным А.В. Сиомичева [6] адаптация студентов-первокурсников связана с преодолением трудностей вхождения в новую социальную среду, установлением внутригрупповых отноше-

Том 15, № 3, 2013 Тюменский медицинский журнал

49

Суицидология

ний, приспособлением к новым формам обучения. В тоже время тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации [4].

Результаты и обсуждение.

В результате проведенного исследования было обнаружено, что истинный риск суицидального поведения среди всех обследованных составил 46,2%, при этом риск развития депрессии регистрировался у 39,4%, признаки дезадаптации наблюдались у 25,7% студентов, риск высокой алкоголизации у 2,9%, а высокая склонность к наркомании у 3,3%.

При сравнении результатов анкетирования, полученных в разное время, можно отметить, что в 2013 году по сравнению с 2007-2008 годами произошло достоверное снижение процента девушек с высокой склонностью к наркомании с 3,8% до 2,3 (Рг=0,026) и риском злоупотребления алкоголем (Р2=0,001). В тоже время процент девушек со склонностью к дезадаптации, риском развития депрессии и истинной суицидальностью остался без существенных изменений.

Акцентуации характера были обнаружены у 92,1% девушек. Чаще всего встречались смешанный (46,1%) тип, эпилептоидный (28,3%), психастенический (13,9%), истероидный (6,1%) и шизоидный (5,8%) типы. Полученные нами данные значительно отличаются от результатов исследования, проведенного двадцатью годами ранее [3] в котором преобладающими типами акцентуации у девушек являлись: лабильный (39,9%), психастенический (20,2%), истероидный (15,0%), эпилептоидный (7,5%) и гипертим-ный (7,5%).

Риск истинного суицида в большей степени встречался у психастенического типа (76,8%) и достоверно отличался от частоты встречаемости при других типах акцентуации (Р2=0,01). У шизоидного типа риск истинного суицида встречалась в 53,7 %, у эпилептоидного в 49,8% а у смешанного в 39,1%. Риск развития депрессии наибольшим был у психастенического типа (62,6%). У эпилептоидного типа чаще, в сравнении с другими типами выявлены склонность к дезадаптации (67,2%), риск наркомании (6,5%) и алкоголизации (5,0%).

При проведении ранговой корреляции было установлено, что тип акцентуации характера имеет слабую достоверную связь с риском истинного суицида (0,19). Такая медико-психологическая характеристика как риск истинного суицида обнаружила достоверную среднюю связь со склонностью к депрессии (0,66) и среднюю отрицательную с риском злоупотребления наркотиками (-0,30). Полученные результаты согласуются с исследованиями, в которых одной из основных причин суицидов рассматриваются депрессивные состояния. Неоспоримым в настоящее время является факт, что одной из причин суицидов являются депрессивные состояния [8].

Таким образом, можно отметить, что современные студенты колледжа отличаются от своих предшественников психохарактерологическими особенностям и меньшим риском злоупотребления наркоти-

ками и алкоголем. Наибольший риск совершения истинного суицида характерен для психастенического, шизоидного и эпилептоидного типов акцентуации личности. Результаты исследования позволяют также отметить важность определения личностных характерологических качеств первокурсников с целью проведения адресной психопрофилактической работы.

Литература:

1. Амбрумова А. Г., Тихоненко В. А. Диагностика суицидального поведения: метод. рекомендации. - М., 1980. - С. - 31-55.

2. Войцех В.Ф. Клиническая суицидология. - М.: Миклош, 2008.

- 280 с.

3. Голенков А.В. Пограничные психические расстройства у студентов Чувашии: монография. Чебоксары: Изд-во Чуваш. Унта, 1996. - 116 с.

4. Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. Методическое пособие. - М., «Фолиум», 1994. - 64 с.

5. Корнетов А. Н. Суицидальное поведение в подростково-юношестком возрасте // Соц. и клин. психиатр. - 1999. - № 2.

- С 75-90.

6. Сиомичев А.В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в учебном заведении. // Автореферат на соискание степени кандидата психологических наук. - Л., 1985 - 17 с.

7. Смулевич А. Б. Депрессии при соматических и психических заболеваниях. - М: МИА. - 2007. - С. 191-204.

8. De Haro L., Boulanger C., Valli M. et al // Toxicol. Clin. Toxicol. -2001. - Vol. 39. - № 3. - P. 276-277.

ОСОБЕННОСТИ ПОЗИЦИИ ПОДРОСТКА В ШКОЛЬНОМ КЛАССЕ КАК ФАКТОР РИСКА СУИЦИДА: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

И. В. Шаповаленко

Московский ГППУ, г. Москва, Россия

E-mail авторов: irin_vlad@mail.ru

Эмпирически исследована связь между позицией подростка в группе и вероятностью возникновения у него суицидальных тенденций.

Ключевые слова: подросток, суицид, риск суицида

Проблема профилактики суицидального поведения подростков стоит чрезвычайно остро в силу ее особой социальной и демографической значимости. Исходя из общей идеи о том, что существенная причина подросткового суицида - социально-психологическая дезадаптация, которая возникает в ситуациях психотравматизации, в ситуациях нарушения взаимодействия личности с её ближайшим окружением, мы предположили, что именно для подростка значимым фактором риска суицида может быть неблагоприятный внутригрупповой статус (например, в школьном классе).

В данной работе мы представляем результаты исследования, проведенного под нашим руководством И. А. Зотовым в 2013 г. на базе средней образовательной школы Западного административного округа г. Москвы [1]. Выборку составили учащиеся

50

Тюменский медицинский журнал Том 15, № 3, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.