Научная статья на тему 'Особенности позиции подростка в школьном классе как фактор риска суицида: опыт эмпирического исследования'

Особенности позиции подростка в школьном классе как фактор риска суицида: опыт эмпирического исследования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
665
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / СУИЦИД / РИСК СУИЦИДА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шаповаленко И. В.

Эмпирически исследована связь между позицией подростка в группе и вероятностью возникновения у него суицидальных тенденций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности позиции подростка в школьном классе как фактор риска суицида: опыт эмпирического исследования»

Суицидология

ний, приспособлением к новым формам обучения. В тоже время тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации [4].

Результаты и обсуждение.

В результате проведенного исследования было обнаружено, что истинный риск суицидального поведения среди всех обследованных составил 46,2%, при этом риск развития депрессии регистрировался у 39,4%, признаки дезадаптации наблюдались у 25,7% студентов, риск высокой алкоголизации у 2,9%, а высокая склонность к наркомании у 3,3%.

При сравнении результатов анкетирования, полученных в разное время, можно отметить, что в 2013 году по сравнению с 2007-2008 годами произошло достоверное снижение процента девушек с высокой склонностью к наркомании с 3,8% до 2,3 (Рг=0,026) и риском злоупотребления алкоголем (Р2=0,001). В тоже время процент девушек со склонностью к дезадаптации, риском развития депрессии и истинной суицидальностью остался без существенных изменений.

Акцентуации характера были обнаружены у 92,1% девушек. Чаще всего встречались смешанный (46,1%) тип, эпилептоидный (28,3%), психастенический (13,9%), истероидный (6,1%) и шизоидный (5,8%) типы. Полученные нами данные значительно отличаются от результатов исследования, проведенного двадцатью годами ранее [3] в котором преобладающими типами акцентуации у девушек являлись: лабильный (39,9%), психастенический (20,2%), истероидный (15,0%), эпилептоидный (7,5%) и гипертим-ный (7,5%).

Риск истинного суицида в большей степени встречался у психастенического типа (76,8%) и достоверно отличался от частоты встречаемости при других типах акцентуации (Р2=0,01). У шизоидного типа риск истинного суицида встречалась в 53,7 %, у эпилептоидного в 49,8% а у смешанного в 39,1%. Риск развития депрессии наибольшим был у психастенического типа (62,6%). У эпилептоидного типа чаще, в сравнении с другими типами выявлены склонность к дезадаптации (67,2%), риск наркомании (6,5%) и алкоголизации (5,0%).

При проведении ранговой корреляции было установлено, что тип акцентуации характера имеет слабую достоверную связь с риском истинного суицида (0,19). Такая медико-психологическая характеристика как риск истинного суицида обнаружила достоверную среднюю связь со склонностью к депрессии (0,66) и среднюю отрицательную с риском злоупотребления наркотиками (-0,30). Полученные результаты согласуются с исследованиями, в которых одной из основных причин суицидов рассматриваются депрессивные состояния. Неоспоримым в настоящее время является факт, что одной из причин суицидов являются депрессивные состояния [8].

Таким образом, можно отметить, что современные студенты колледжа отличаются от своих предшественников психохарактерологическими особенностям и меньшим риском злоупотребления наркоти-

ками и алкоголем. Наибольший риск совершения истинного суицида характерен для психастенического, шизоидного и эпилептоидного типов акцентуации личности. Результаты исследования позволяют также отметить важность определения личностных характерологических качеств первокурсников с целью проведения адресной психопрофилактической работы.

Литература:

1. Амбрумова А. Г., Тихоненко В. А. Диагностика суицидального поведения: метод. рекомендации. - М., 1980. - С. - 31-55.

2. Войцех В.Ф. Клиническая суицидология. - М.: Миклош, 2008.

- 280 с.

3. Голенков А.В. Пограничные психические расстройства у студентов Чувашии: монография. Чебоксары: Изд-во Чуваш. Унта, 1996. - 116 с.

4. Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. Методическое пособие. - М., «Фолиум», 1994. - 64 с.

5. Корнетов А. Н. Суицидальное поведение в подростково-юношестком возрасте // Соц. и клин. психиатр. - 1999. - № 2.

- С 75-90.

6. Сиомичев А.В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в учебном заведении. // Автореферат на соискание степени кандидата психологических наук. - Л., 1985 - 17 с.

7. Смулевич А. Б. Депрессии при соматических и психических заболеваниях. - М: МИА. - 2007. - С. 191-204.

8. De Haro L., Boulanger C., Valli M. et al // Toxicol. Clin. Toxicol. -2001. - Vol. 39. - № 3. - P. 276-277.

ОСОБЕННОСТИ ПОЗИЦИИ ПОДРОСТКА В ШКОЛЬНОМ КЛАССЕ КАК ФАКТОР РИСКА СУИЦИДА: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

И. В. Шаповаленко

Московский ГППУ, г. Москва, Россия

E-mail авторов: irin_vlad@mail.ru

Эмпирически исследована связь между позицией подростка в группе и вероятностью возникновения у него суицидальных тенденций.

Ключевые слова: подросток, суицид, риск суицида

Проблема профилактики суицидального поведения подростков стоит чрезвычайно остро в силу ее особой социальной и демографической значимости. Исходя из общей идеи о том, что существенная причина подросткового суицида - социально-психологическая дезадаптация, которая возникает в ситуациях психотравматизации, в ситуациях нарушения взаимодействия личности с её ближайшим окружением, мы предположили, что именно для подростка значимым фактором риска суицида может быть неблагоприятный внутригрупповой статус (например, в школьном классе).

В данной работе мы представляем результаты исследования, проведенного под нашим руководством И. А. Зотовым в 2013 г. на базе средней образовательной школы Западного административного округа г. Москвы [1]. Выборку составили учащиеся

50

Тюменский медицинский журнал Том 15, № 3, 2013

Суицидология

двух 9 классов: 54 подростка в возрасте 15-16 лет, из них 28 мальчиков, 26 девочек.

В исследовании решены следующие задачи: выявлена общая картина психологического и эмоционального состояния обоих классов; определена социометрическая позиция каждого подростка в группе (классе); проведен анализ личностных характеристик всех подростков; сопоставлены внутригрупповая позиция подростка и личностные характеристики каждого из них.

Были использованы следующие методики: 1) методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру); 2) социометрия Я. Морено; 3) 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттел-ла;4) методика определения субъективного чувства одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона; 5) опросник суицидального риска (в модификации Т.Н. Разувае-вой).

Отметим, что в обоих обследованных классах психологическая атмосфера неблагоприятна: на высоком уровне находятся показатели безуспешности и холодности; так же в 1 группе выражена недоброжелательность, во 2 группе - несогласованность и скука.

Социометрический анализ показал, что в первой группе 21% подростков (п=6) - «звезды», 64% (п=19) - предпочитаемые, 15% (п=5) - аутсайдеры (из них 2 подростка - изолянты). Во второй группе: социометрических «звезд» - 22% (п=5), предпочитаемых 61% (п=15), аутсайдеров - 17 % (п=4, из них 1 - изолянт).

Таким образом, нами была выделена так называемая «группа риска». В неё вошли социометрические изолянты - трое подростков-мальчиков.

У данных испытуемых были обнаружены высокий уровень личностной напряженности и тревожности, излишняя подозрительность, склонность к резкой смене настроения, пиковые значения субъективного чувства одиночества. Согласно результатам опросника суицидального риска, все трое подростков имеют высокие негативные показатели, указывающие на высокую вероятность у них суицидальных тенденций (в частности, пиковые показатели по шкалам максимализм (85%), несостоятельность (78%), социальный пессимизм (75%), временная перспектива (74%).

Для наглядности рассмотрим один из этих случаев подробнее.

Сергей К., 16 лет, опрятно выглядит. Воспитывается в неполной семье; отец ушел из семьи, когда Сергею был один год. Мать занимает руководящий пост в компании, занимающейся аудитом. По её словам, уделяет сыну достаточно времени; сам Сергей никогда не жаловался на недостаток родительской заботы. В учебе у него есть проблемы с усвоением точных наук; с остальным проблем нет. Оценки успеваемости - в диапазоне от 3 до 5. Вне школы, до середины девятого класса занимался скрипкой, но сейчас на это перестало хватать времени. Проблем с учителями и администрацией школы никогда не было. Побоям дома и в школе не подвергался.

Подросток находится в позиции «изолянта». В его пользу не было сделано ни одного выбора. Атмо-

сфера класса, в котором он учится, его не устраивает; он считает одноклассников враждебно настроенными по отношению к нему.

У Сергея обнаружен высокий уровень тревожности и напряженности, высокий уровень чувства субъективного одиночества.

Теперь приведем результаты по самой важной для нас методике - опроснику суицидального риска. Стоит отметить, что выраженность признака по любой из шкал выше 70%считается проявлением суицидальной тенденции.

У Сергея показатели выше нормативных обнаружены сразу по четырем шкалам:

- по шкале несостоятельности: это говорит о наличии отрицательной концепции собственной личности. Форма внешнего монолога, исходя из данного фактора,- «Я плох»;

- по шкале максимализма: свидетельство слабости компенсаторных механизмов в личности человека; возможно наличие аффективной фиксации на неудачах;

- по шкале временной перспективы: невозможность планирования, конструирования будущего;

- по шкале социального пессимизма: отрицательная концепция окружающего мира. Восприятие мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружающими.

Вывод: проведенный анализ показывает, что существует связь между негативной позицией подростка в группе и его вероятными суицидальными тенденциями, что позволяет обоснованно наметить направления диагностической и профилактической работы с подростками из группы риска.

Литература:

1. Зотов И. А. Особенности позиции подростка в группе как фактор риска суицида: выпускная квалификационная работа. - М.: Московский городской психолого-педагогический ун-т, 2013. -68 с.

Методы профилактики и коррекции

ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ СУИЦИДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ БИБЛИОТЕРАПИИ: ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДОВ

С.А. Анохина

Стерлитамакский филиал БГУ, г. Стерлитамак, Россия E-mail автора: fotina.69@mail.ru

В тезисах рассматривается ряд аспектов библиотерапии, задающих превентивные ценности в работе с суицидентом

Ключевые слова: превентивная аксиология, суицид, библиотерапия

Том 15, № 3, 2013 Тюменский медицинский журнал

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.