Научная статья на тему 'Переоценка ценностей суицидентов средствами библиотерапии: возможность профилактики суицидов'

Переоценка ценностей суицидентов средствами библиотерапии: возможность профилактики суицидов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
542
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕВЕНТИВНАЯ АКСИОЛОГИЯ / СУИЦИД / БИБЛИОТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Анохина С. А.

В тезисах рассматривается ряд аспектов библиотерапии, задающих превентивные ценности в работе с суицидентом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Переоценка ценностей суицидентов средствами библиотерапии: возможность профилактики суицидов»

Суицидология

двух 9 классов: 54 подростка в возрасте 15-16 лет, из них 28 мальчиков, 26 девочек.

В исследовании решены следующие задачи: выявлена общая картина психологического и эмоционального состояния обоих классов; определена социометрическая позиция каждого подростка в группе (классе); проведен анализ личностных характеристик всех подростков; сопоставлены внутригрупповая позиция подростка и личностные характеристики каждого из них.

Были использованы следующие методики: 1) методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру); 2) социометрия Я. Морено; 3) 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттел-ла;4) методика определения субъективного чувства одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона; 5) опросник суицидального риска (в модификации Т.Н. Разувае-вой).

Отметим, что в обоих обследованных классах психологическая атмосфера неблагоприятна: на высоком уровне находятся показатели безуспешности и холодности; так же в 1 группе выражена недоброжелательность, во 2 группе - несогласованность и скука.

Социометрический анализ показал, что в первой группе 21% подростков (п=6) - «звезды», 64% (п=19) - предпочитаемые, 15% (п=5) - аутсайдеры (из них 2 подростка - изолянты). Во второй группе: социометрических «звезд» - 22% (п=5), предпочитаемых 61% (п=15), аутсайдеров - 17 % (п=4, из них 1 - изолянт).

Таким образом, нами была выделена так называемая «группа риска». В неё вошли социометрические изолянты - трое подростков-мальчиков.

У данных испытуемых были обнаружены высокий уровень личностной напряженности и тревожности, излишняя подозрительность, склонность к резкой смене настроения, пиковые значения субъективного чувства одиночества. Согласно результатам опросника суицидального риска, все трое подростков имеют высокие негативные показатели, указывающие на высокую вероятность у них суицидальных тенденций (в частности, пиковые показатели по шкалам максимализм (85%), несостоятельность (78%), социальный пессимизм (75%), временная перспектива (74%).

Для наглядности рассмотрим один из этих случаев подробнее.

Сергей К., 16 лет, опрятно выглядит. Воспитывается в неполной семье; отец ушел из семьи, когда Сергею был один год. Мать занимает руководящий пост в компании, занимающейся аудитом. По её словам, уделяет сыну достаточно времени; сам Сергей никогда не жаловался на недостаток родительской заботы. В учебе у него есть проблемы с усвоением точных наук; с остальным проблем нет. Оценки успеваемости - в диапазоне от 3 до 5. Вне школы, до середины девятого класса занимался скрипкой, но сейчас на это перестало хватать времени. Проблем с учителями и администрацией школы никогда не было. Побоям дома и в школе не подвергался.

Подросток находится в позиции «изолянта». В его пользу не было сделано ни одного выбора. Атмо-

сфера класса, в котором он учится, его не устраивает; он считает одноклассников враждебно настроенными по отношению к нему.

У Сергея обнаружен высокий уровень тревожности и напряженности, высокий уровень чувства субъективного одиночества.

Теперь приведем результаты по самой важной для нас методике - опроснику суицидального риска. Стоит отметить, что выраженность признака по любой из шкал выше 70%считается проявлением суицидальной тенденции.

У Сергея показатели выше нормативных обнаружены сразу по четырем шкалам:

- по шкале несостоятельности: это говорит о наличии отрицательной концепции собственной личности. Форма внешнего монолога, исходя из данного фактора,- «Я плох»;

- по шкале максимализма: свидетельство слабости компенсаторных механизмов в личности человека; возможно наличие аффективной фиксации на неудачах;

- по шкале временной перспективы: невозможность планирования, конструирования будущего;

- по шкале социального пессимизма: отрицательная концепция окружающего мира. Восприятие мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружающими.

Вывод: проведенный анализ показывает, что существует связь между негативной позицией подростка в группе и его вероятными суицидальными тенденциями, что позволяет обоснованно наметить направления диагностической и профилактической работы с подростками из группы риска.

Литература:

1. Зотов И. А. Особенности позиции подростка в группе как фактор риска суицида: выпускная квалификационная работа. - М.: Московский городской психолого-педагогический ун-т, 2013. -68 с.

Методы профилактики и коррекции

ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ СУИЦИДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ БИБЛИОТЕРАПИИ: ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДОВ

С.А. Анохина

Стерлитамакский филиал БГУ, г. Стерлитамак, Россия E-mail автора: fotina.69@mail.ru

В тезисах рассматривается ряд аспектов библиотерапии, задающих превентивные ценности в работе с суицидентом

Ключевые слова: превентивная аксиология, суицид, библиотерапия

Том 15, № 3, 2013 Тюменский медицинский журнал

51

Суицидология

Суицид рассматривается как феномен социально-психологической дезадаптации личности в условиях микросоциальных конфликтов. Под суицидальным поведением людей понимаются различные формы их активности, обусловленные убыстренным ави-тальным стремлением и служащие средством разрешения личностного кризиса, содержанием которого выступает острое эмоциональное состояние при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения её важнейших потребностей или при достижении такой интенсивности напряжения, когда человек не видит перспективной возможности. Перспектива жизни отражается в концепции человека, осознанная и обобщенная его целями, которые опираются на жизненные потребности, как правило, многочисленные и разнообразные. Можно определить смысл жизни по отношению к потребностям, мотивирующим человека к активности и выступающих механизмом самореализации и самовыражения. Смысл является ценностью и одновременно переживанием этой ценности человеком в процессе ее выработки, присвоения или осуществления. Роль ценностей определяется тем, что они служат мотивообра-зующими факторами, участвуют в определении целей и средств; являются основой принятия решений и критерием, того, к чему следует стремиться и чего следует избегать, особенно в решении внутренних конфликтов, указывая на предпочтительный выход; вносят устойчивость в поведение личности и общественную жизнь, обеспечивая возможность их предвидения.

Выявить основные формы реализации превентивной функции ценностей в суицидологии и показать их социальную значимость в условиях кризисной действительности становится возможным через использование средств библиотерапии. При этом остановимся на ряде принципиальных терапевтических моментах применения этих средств.

1. В ситуации суицида цели становятся ближайшими, человек в значительной мере сужает рефлексивное пространство, внешние ориентиры теряют ценностное наполнение и границы. С помощью книги как материального объекта можно решить задачу внешней фиксации внимания человека («вынос» напряжения во вне). Книга становится внешней точкой отсчета, находящейся в ближайшем (безопасном) пространстве суицидента. Превентивная ценность и терапевтический эффект на этом уровне описывается ожиданием процесса чтения и принятием определённой временной протяженности как данности, расширяющей жизненную перспективу (не возможно ускорить развязку прочитав конец книги).

2. На этапе собственно чтения книги возникает эффект проявления ранее заданных (превентивных) ценностей. Чтение книги способствует осознанию соответствующего смыслового, эмоционально - переживаемого, личностного отношения к жизни. Человек помещает себя в систему ценностей, задаваемых другими людьми и, тем самым разделяет ответственность за происходящее, что терапевтически снижает напряжение, связанное с кризисом самого человека, но не за счет успокоения, разрушения или безразли-

чия, а за счет переноса нагрузки на объекты библио средств. Условия жизни - это, прежде всего, другие люди и потребность в понимании, в признании непосредственно связана с этим, но разделенная с другими в библиосфере напряженность становится условием для личностного роста конструктивного формата. Содержанием жизни выступает деятельность, и человек в своей жизни определенным образом соподчиняет свои потребности ей. Чтение как деятельность в библиотерапии задает ориентиры будущих потребностей и ценностей, а соответственно и время жизни на их удовлетворение.

3. Библиотерапия связана с переживанием (реальностью) вне личностного (иррационального, внеположного человеку). В процессе чтения и осмысливания текста суицидент принимает ответственность за другого, что в терапевтическом плане является более важным, чем принятие ответственности за себя. У личности появляется возможность вернуться к таким аспектам жизни как бессмысленность и отреф-лексировать это как с самим собой, итак и с другими людьми (в том числе с героями книги). Здесь превентивный анализ ценности поступка моделируется вместе с сопровождающим этот процесс ценностным переживанием. Моделирование действия в библиотерапии позволит не поступать определенным образом с реализацией в действии; в острой фазе суицида проявление бессмысленности совершенного, как правило, обнаруживается в момент действия (зачастую после прохождения точки невозврата). Поэтому психологическое переживание виртуального компонента текста позволяет пережить как моменты жизни, так и моменты смерти, усиливая человека и придавая ему автономность (развитую индивидуальность). Можно сказать, что способность личности переживать ценности (пусть заданные текстом) составляют смысл ее жизни.

4. Использование библиотерапии в антисуицидальной работе имеет большое значение. Опыт показывает, что для кризисных пациентов художественные произведения выступают медиатором выражения их собственных чувств, страхов, опасений и идентификации, соотнесения собственных свойств, смысла «Я» с другими [1], поэтому работа с книгами особенно значима при обсуждении на групповых занятиях. Однако мы понимаем, что существуют книги, оказывающие противоположный, антитерапевтический и суицидальный эффект. Это требует от психолога и педагога внимательного исследования воздействия текста на человека и более компетентной работы с ним.

Литература:

1. Анохин А.М. Трансформация идентичности: адаптация социальной системы и актора в современном мире // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2007. - № 4. - С. 199-209.

ДИСТАНЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ С СУИЦИДАЛЬНЫМИ НАМЕРЕНИЯМИ

52

Тюменский медицинский журнал Том 15, № 3, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.