УДК 159.922.736 + 159.942.5-053.5/.6
ББК Ю942-52 + Ю942-8 + Ю941.5-52 + Ю941.5-8
АФФЕКТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА КАК ПРЕДИКТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Л.С. РЫЧКОВА, ФГАОУВО "ЮУрГУ (НИУ)", ГБУЗ ОКСПНБ№1, Челябинск, Россия Т.А. СМИРНОВА, ГБУЗ ОКСПНБ №1, Челябинск, Россия А.М. КОСОВ, ГБУЗ ОКСПНБ №1, Челябинск, Россия О.Б. КОНЕВА, ФГАОУ ВО "ЮУрГУ (НИУ)", г. Челябинск, Россия
Аннотация
В статье рассматриваются аффективные расстройства детского возраста, преимущественно в виде депрессивных нарушений, которые являются предикторами суицидального поведения, завершенных и незавершенных суицидов. Описаны основные варианты депрессии в детском возрасте, стратегия и тактика специалистов по профилактике депрессивных расстройств и суицидов у детей.
Ключевые слова суицидальное поведение, суицид, суицидальные попытки, депрессия, делинквентный вариант депрессии, депрессия с дисфорией.
Актуальность. Одним из важных факторов суицидального поведения в детско-подростковом возрасте являются депрессии. При этом суициды отмечается в различных формах: в виде обдуманных суицидальных актов, обусловленных депрессивными переживаниями,
импульсивных суицидальных попыток в момент меланхолического раптуса, на высоте депрессивных переживаний и двигательного возбуждения и
демонстративных или шантажных суицидальных попыток [4, 6, 8].
За последние годы значительно увечилось число завершенных и не завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Среди российских подростков уровень самоубийств в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийства подростков занимают третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое -среди основных причин потенциальной потери жизни. Суициды у
несовершеннолетних происходят из-за конфликтов и неблагополучия их окружения: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения учителей, одноклассников, друзей, черствости и безразличия окружающих. Кроме того установлено, что подростки решаются на
самоубийства из-за равнодушного отношения родителей и педагогов к их проблемам, протестуя таким образом, против безразличия и жестокости взрослых [2, 8].
Материалы и методы. В центре психического здоровья детей и подростков ГБУЗ "ОКСПНБ№°1" проведен анализ статистических показателей суицидального поведения среди детско-подросткового контингента Челябинской области с 2008 по 2015 год.
Результаты исследования. В Челябинской области отмечаются высокие показатели самоубийств среди детско-подросткового населения. Так, в 2008 году этот показатель составил 30 случаев, в 2011 году - 37 случаев, в 2013 году - 28 случаев, в 2014 году - 22 случая, в 2015 году - 20 случаев, на 1 сентября 2016 года имеют место 18 завершенных суицидов и более 1200 суицидальных попыток среди детей до восемнадцатилетнего возраста.
Дифференцированно проведен анализ показателей суицидального поведения за 2015 год. По социальному положению из 20 завершенных суицидов 18 составили учащиеся различных учебных заведений в возрасте 16-18 лет, среди них 5 человек состояли на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних; особо
обращает внимание то обстоятельство, что 11 случаев суицидального поведения произошло в полных семьях, которые мы можем отнести к формально благополучным; по способу совершения суицида преимущественно (10 случаев) подростками выбрано удушение через повешение, в трех случаях - падение с высоты, в четырех случаях - отравление лекарствами или угарным газом; в состоянии алкогольного опьянения находились только двое подростков. Среди мотивов и причин совершения самоубийства на первое место (7 случаев) выходят семейные трудности (сора с родителями, развод родителей,
злоупотребление родителей алкоголем), в четырех случаях - отмечена другая психотравмирующая ситуация
(самоубийство или смерть близких или друга, несчастная любовь), в 9 случаях причины и мотивы суицида не установлены.
По психолого-педагогическим
характеристикам можно отметить, что подростки, которые решаются покончить с собой, как правило, характеризуются как замкнутые, ранимые, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни [3].
Вместе с тем при рассмотрении вопросов суицидального поведения в детском и подростковом возрастах актуальной является проблема аффективных расстройств, в связи с учащением и "омоложением" депрессивных нарушений. Депрессивное нарушение, начавшееся в детстве, является не только предиктором высокого суицидального риска, но и увеличивает возможность возникновения депрессии и других психических расстройств во взрослом возрасте. Значительный рост аффективных расстройств и суицидального поведения у взрослых актуализирует вопросы изучения депрессий у детей [1, 6].
Депрессия (от лат. deprimo - "давить", "подавить") - это психическое расстройство, характеризующееся
"депрессивной триадой": снижением настроения и утратой способности переживать радость (ангедония),
нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т.д.), двигательной заторможенностью [6].
Важно понимать, что термин "депрессия" используется для описания разных понятий, основным критерием которого являются аффективные нарушения. При этом следует иметь в виду, что депрессия присутствует в широком спектре нозологических единиц с различной этиологией и психопатологией. Понимание депрессии возможно лишь на основе дополняющих друг друга нейрофизиологических и психологических исследований, проводимых после тщательной клинической диагностики.
В ходе рассмотрения депрессий детского возраста можно отметить десять важных признаков детской депрессии и характерные для них формы проявления. У страдающих депрессией детей и подростков обязательно должны проявиться два симптома: 1) дисфорическое настроение (форма болезненно-пониженного настроения,
характеризующаяся злобностью, мрачной раздражительностью, чувством неприязни к окружающим.); 2) утрата и снижение самооценки [6, 8].
Кроме того, важное значение для диагностики имеют такие проявления как: агрессивное поведение, расстройства сна, изменения в школьных достижениях, социальное отмежевание, изменение отношения с людьми (в саду, школе), соматические жалобы, потеря энергии, необычные колебания веса и/или аппетита.
Следует отметить, что симптомы должны наблюдаться не менее 1 месяца, а также должно быть явным изменение поведения ребенка.
Между детьми и взрослыми, имеющими большое депрессивное расстройство, существуют определенные отличия в проявлении разных симптомов.
Внешние проявления депрессивного состояния, тревога в связи со страхом разлуки, фобии, жалобы соматического характера и поведенческие проблемы чаще встречаются у более молодых, чем у людей старшего возраста.
Не существует одной единственной этиологической причины депрессии. Скорее, это вероятно, результат сочетания генетических, биохимических,
экологических и психологических факторов [6].
Выделяют биологические и
психосоциальные гипотезы.
Биологические аспекты связаны с гетерогенными нарушениями регуляции системы биогенных аминов: серотонина, адреналина и редукции дофамина. Нейроэндокринные расстройства,
характерные для подросткового возраста, нарушают регуляцию входа биогенных аминов в гипоталамус. Отмечена гиперсекреция кортизола, тироксина, уменьшение ночной секреции мелатонина. Обнаружено снижение мозгового кровотока, особенно в базальных ганглиях.
Генетические аспекты: Приблизительно 50% больных имеют хотя бы одного родителя, страдающего расстройствами настроения. Было обнаружено, что доминантный ген, локализованный на коротком плече 11 хромосомы, дает предрасположенность к аффективным расстройствам.
Психосоциальные аспекты включают события жизни и стрессы,
психоаналитические факторы. Депрессия может возникнуть, как ответная реакция на предшествующую психологическую травму или отрицательное событие (смерть близкого человека, ссора с другом).
Выделяют несколько характерных вариантов депрессий у детей и подростков: Невротические депрессии (психогенные); Эндогенные (внутренние) депрессии; Соматизированные депрессии;
Меланхолическая; Адинамические;
Астеническая; Тревожная;
Ипохондрическая; Истерическая;
Делинквентная; С дисфориями; С идеями вины; С навязчивостями. При рассмотрении вопросов суицидального поведения на фоне аффективных, в частности, депрессивных расстройств, следует остановиться на описании таких форм депрессии, как делинквентная депрессия. Этот вариант депрессии особенно сложен для диагностики, так как
подростки редко бывают откровенны, упорно отрицают угнетенное настроение, совершают асоциальные поступки, агрессивно относятся к близким, порывают с друзьями. При этом они не получают удовольствия от своих действий, имеют угрюмый вид, мрачное выражение лица, отвергают все попытки родителей узнать, что с ними происходит. Как правило, и родные и преподаватели расценивают эти состояние как возрастные изменения, не относятся к ним как к болезненным, не обращаются к врачам. Часто диагноз депрессии при делинквентном поведении не вызывает доверия окружающих и должного отношения к его лечению и только совершение суицидальной попытки или завершенный суицид заставляют проанализировать состояние подростка [6, 8].
Депрессия с дисфорией характеризуется слабовыраженным аффектом тоски с преимущественным недовольством,
которое направлено на окружающих, и агрессивностью. Характерны фантазии перверзного содержания с тематикой разрушения, убийств. В поведении отмечаются неустойчивость, аффективная взрывчатость с мрачностью, что и придает депрессии дисфорический оттенок. При утяжелении состояния в этих случаях нередки навязчивые опасения за собственную жизнь без углубления собственно депрессии.
Депрессии у детей и подростков с трудом распознаются, во-первых, из-за того, что смешиваются с "нормальными" возрастными изменениями, а во-вторых, в силу их собственной специфики, обусловленной возрастом возникновения. Попытки диагностики депрессии встречают непреодолимые трудности, а диагностика нередко существенно затруднена из-за крайней изменчивости, неустойчивости, многообразия симптоматики - "хаоса симптоматики", порожденного
одновременным влиянием на ребенка множества внешних факторов [5, 6].
В качестве типичных черт депрессий в детстве разные авторы называют их кратковременность, быстроту смены депрессивных состояний возбуждением,
эпизоды тревоги и страха, навязчивости, массивность вегетативных нарушений, выраженность фиксации на своем физическом состоянии, школьную неуспеваемость, грубость, нарушения поведения. Проецируясь на ту или иную фазу развития ребенка, депрессия "рядится в разные одежки", принимая все новые "образы". Так в дошкольном возрасте, депрессия характеризуется признаками страха, моторными расстройствами, плаксивостью, блеклостью инициативы, тенденцией к изоляции, приступами немотивированного плача, агрессивностью, регрессивными симптомами (энурезом, энкопрезом), а также усилением боязливости и появлением тревоги, а у младших школьников - периодическим спадом работоспособности в комбинации с раздражительностью, робостью,
неуверенностью, незаинтересованностью в учебе и играх, приступами плача и ощущением безрадостности
существования. Чем ближе к пубертату, тем отчетливее выступают
дисгармоничность, склонность к
замкнутости, мудрствованию и
резонерству. Для депрессии в детстве характерны колебания интенсивности симптоматики в зависимости от времени суток и жизненной ситуации. Повышенные требования ведут к усилению депрессии, и, напротив, депрессивные симптомы иногда полностью исчезают при снижении требований и школьных нагрузок.
Специалисты хорошо знают
общепризнанный факт о том, что депрессия у ребенка всегда является "маскированной", то есть трудно распознаваемой из-за обилия соматических расстройств, негативизма, недовольно-ворчливого
настроения, повышения чувствительности, поведенческих расстройств.
Нераспознанные (часто по вине родителей и педагогов) депрессивные расстройства, особенно повторяющиеся или затяжные депрессивные фазы в возрасте "первичной социализации", приводят к тяжелым формам дизадаптации, имеющим порой необратимый характер, приводящий к суицидальному поведению [4, 7].
В связи с этим, всем специалистам, работающим с детьми, следует знать особенности депрессии в детстве. Это состояние в основном развивается постепенно, после более или менее длительного периода предвестников, во время которого депрессивная
симптоматика имеет стертый,
фрагментарный характер. На первый план выступают вегетативные расстройства, ограничивающиеся нарушением сна, аппетита и повышением температуры, и отрывочные, непостоянные соматические жалобы, сопровождающиеся слезливостью, неотчетливыми жалобами на скуку, периодами молчаливости и
отгороженности. Такие дети никогда не попадают в поле зрения детского психиатра, поскольку начальные этапы депрессии обычно расцениваются как соматическое заболевание или
астеническое состояние после
перенесенного соматического заболевания. Об этих особенностях должны быть хорошо осведомлены детские врачи-интернисты, а так же педагоги, воспитатели и психологи. Следует иметь ввиду, что на ранних стадиях болезни имеется ряд характерных для депрессии признаков, к которым, прежде всего, относится изменение поведения ребенка (или "изменение характера"): веселый, общительный, подвижный ребенок неожиданно становится плаксивым, медлительным, замкнутым; ласковый и доброжелательный - злым, драчливым, ворчливым; любознательный и активный -- безразличным, чрезмерно послушным. Другим важным признаком депрессии в инициальном периоде является изменение формы эмоционального реагирования с отсутствием обычного оживления при встрече со знакомыми, неулыбчивостью, отказом отвечать на вопросы, недоверчивостью, нежеланием подойти к другим детям, читать, смотреть телевизионные передачи. Изменяется и характер игры: склонные к шумным, подвижным играм дети охотнее играют в одиночестве, избегая в то же время игр, требующих интеллектуального напряжения и внимания; дошкольники отказываются от
любимых и новых игрушек, игра их становится более примитивной, а младшие школьники возвращаются к забытым игрушкам и проводят за игрой весь день. Резко меняется внешний облик ребенка, что выражается не только в похудании, бледности и синеве под глазами, но и в понурой или напряженной позе, угрюмом или грустном выражении лица, беспокойном или потухшем взгляде [6, 7].
Прежде всего, родителям следует знать, что при таких нарушениях сна, как длительное засыпание, страх и беспокойство перед сном, чуткость, прерывистость сна, сокращение его продолжительности, извращение ритма "сна-бодрствования", устрашающие
сновидения может быть заподозрена психическая патология, в частности, депрессивное расстройство.
Врачи и педагоги, наблюдающие ребенка многие годы в динамике, при возникновении депрессивного состояния могут обратить внимание на изменение внешнего облика ребенка (подавленный, грустный, понурый вид, угрюмость, беспокойный взгляд, напряженность позы), эмоциональных реакций, " изменение характера" (веселый, подвижный, общительный неожиданно становитлся пассивным, медлительным, плаксивым, замкнутым; мягкий и доброжелательный -злым, агрессивным, ворчливым и т. п.).
Кроме того, имеют значение нарушенный контакт со сверстниками, длительное расстройство сна и аппетита, появление агрессивных и особенно аутоагрессивных тенденций.
Следует обращать внимание на возникновение на фоне соматического неблагополучия даже кратковременных и рудиментарных психических расстройств (навязчивостей, иллюзорных обманов восприятия и галлюцинаций,
патологического фантазирования и т.д.).
Большое значение для диагностики депрессии имеют такие проявления как снижение активности,
незаинтересованность в учебе, сужение круга интересов, ограничение контактов, глубокая социальная (школьная) дизадаптация, не соответствующая
относительной легкости подозреваемого соматического заболевания и длительности болезни; сохранение школьной
дизадаптации после исчезновения соматической патологии.
Настораживать врачей-специалистов должно исчезновение или снижение выраженности соматических жалоб и соматовегетативных нарушений при применении соответствующей
психотропной терапии.
В целом депрессии в детстве возникают, начиная с младенческого возраста и преимущественно представляют собой длительное патологическое состояние, на фоне которого выступают короткие очерченные эпизоды возбуждения, связанного со страхом, тревогой, тоской или дисфорией, и соматовегетативные кризы, имеющие приступообразный характер, сопровождающиеся страхом, приводящие к суицидальным попыткам и суицидам [1, 6].
Выводы. Преобладающими при депрессиях в дошкольном возрасте являются импульсивные суицидальные попытки в момент меланхолического раптуса; начиная с младшего школьного возраста возникают суицидальные тенденции в виде демонстративных суицидальных действий, направленных не на самоуничтожение, а на восстановление нарушеннымх социальных связей, и нарастание к препубертату обдуманного суицидального поведения при резком сокращении числа импульсивных суицидов. Установлена возможность трансформации суицидальных тенденций от относительно безобидных случаев самоагрессии к опасным для жизни продуманным суицидальным попыткам, а также возможность тяжелых последствий и даже смертельных исходов при демонстративных суицидальных попытках у детей и подростков. Все это говорит о необходимости раннего выявления суицидальных тенденций при депрессиях в детском возрасте и максимального внимания к детям с суицидальными мыслями, угрозами или фантазиями. Исходя из этого представления общепринятой считается квалификация
всех суицидальных действий в детско-подростковом возрасте как истинных, заставляющая почти всегда стационировать
детей с суицидальными тенденциями для исключения суицидального риска.
Список литературы
1. Бисалиев Р.В. Суицидальное поведение у аддиктов и их родственников / Р.В. Бисалиев, С.А. Вешнева. -Астрахань: Издательство АГТУ, 2013. - 276 с.
2. Воликова С.В. Школьное насилие (буллинг) и суицидальное поведение детей и подростков / С.В. Воликова, А.В. Нифонтова, А.Б. Холмогорова //Вопросы психологии. - 2013. - № 2. - С. 24-31.
3. Конева О.Б. Социально-психологическая дезадаптация личности / О.Б. Конева // Вестник ВАК ГОУ ВПО ЧелГУ. Сер. Философия. Социология. Культорология. - №19 (273). Вып. №26, - 2012. - С. 75-79.
4. Конева О.Б. Психологическая оценка суицидального риска у детей в период пубертатного развития / О.Б. Конева, Л.С. Рычкова, А.Ж. Таксибаева и др. // Сборник: Актуальные проблемы возрастной наркологии и профилактики аддиктивных состояний. Материалы Всероссийской междисциплинарной научно-практической конференции. - Челябинск, Изд-во "ПИРС", 2014. - С. 84-88
5. Рычкова Л.С. Никотинозависимость и аддикция к психоактивным веществам как фактор недементных когнитивных нарушений у подростков / Л.С. Рычкова, Е.С. Смагин / Актуальные проблемы возрастной наркологии: Материалы региональной научно-практической конференции 16-17 ноября 2010 с международным участием; Челябинск. Изд-во "Пирс", - 2010 - С. 94-97
6. Рычкова Л.С. Психология отклоняющегося поведения: Учеб.пособие. / Л.С. Рычкова. - Челябинск: ИЦ ЮУрГУ, 2013. - 134 с.
7. Холмогорова А.Б. Интегративная психотерапия расстройств аффективного спектра / А.Б. Холмогорова. - М.: ИД "МЕДПРАКТИКА-М", 2011. - 480 с.
8. Чебан А.Ю. Суицидальное поведение как проявление девиантности у подростков / А.Ю. Чебан, Л.С. Рычкова // Молодой исследователь: материалы II научной выставки-конференции научно-технических и творческих работ студентов. - Челябинск: ИЦ ЮУрГУ. - 2015. - С. 320-325.
AFFECTIVE DISORDERS AS PREDICTORS OF SUICIDAL BEHAVIOR IN
CHILDREN AND ADOLESCENTS
L.S. RYCHKOVA, FSAEIHE SUSU (NRU), Chelyabinsk, RCPNH №1", Chelyabinsk Russia T.A. SMIRNOVA, RCPNH №1", Chelyabinsk Russia A.M. KOSOV, RCPNH №1", Chelyabinsk Russia O.B. KONEVA, FSAEIHE SUSU (NRU), Chelyabinsk, Russia
Abstract
The article is devoted to the study of children effective disorders. Depressive disorders are examined as predictors of suicidal behaviour, completed and uncompleted suicides. Describes the main options of depression in children, the strategy and tactics experts in the prevention of depressive disorders and suicide in children.
Keywords: suicidal behaviour, suicide, suicide attempts, depression, delinquent variant of depression, depression with dysphoria.