Научная статья на тему 'Интерперсональные факторы суицидальной направленности в подростковом возрасте'

Интерперсональные факторы суицидальной направленности в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
189
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Павлова Т. С.

Представлены результаты исследования интерперсональных факторов суицидальной направленности у подростков (n=145, 12-16 лет). 12% подростков отмечает в самоотчете наличие суицидальных мыслей, 6% сообщают о готовности совершить суицид в любой подходящий момент. Выявлено, что наличие суицидальных мыслей связано с низким уровнем социальной поддержки (особенно эмоциональной), высоким уровнем социальной тревожности и высоким уровнем родительской критики и склонностью к элиминированию эмоций в родительской семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерперсональные факторы суицидальной направленности в подростковом возрасте»

Суицидология

ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Т. С. Павлова

Московский ГППУ, г. Москва, Россия

Центр Экстренной Психологической Помощи, г. Москва Е-mail автора: darzo@yandex.ru

Представлены результаты исследования интерперсональных факторов суицидальной направленности у подростков (n=145, 12-16 лет). 12% подростков отмечает в самоотчете наличие суицидальных мыслей, 6% сообщают о готовности совершить суицид в любой подходящий момент. Выявлено, что наличие суицидальных мыслей связано с низким уровнем социальной поддержки (особенно эмоциональной), высоким уровнем социальной тревожности и высоким уровнем родительской критики и склонностью к элиминированию эмоций в родительской семье.

Ключевые слова: социальная тревожность, социальная поддержка, семейные эмоциональные коммуникации, суицидальная направленность, подростковый возраст.

Наличие антивитальных переживаний и суицидальных мыслей отмечают у себя всё большее количество подростков и молодежи. По последним отечественным исследованиям, мысли о самоубийстве (без намерения его осуществления) присутствуют у 11,814% школьников, а желание убить себя, - у 4-8,8% [5].

Среди важных предикторов суицидального поведения у подростков и молодёжи выступают факторы, связанные с общением с ровесниками и наличием эмоциональной поддержки в семье. В зарубежных исследованиях интерперсональным факторам суицидального поведения отводится ключевое место [6, 7]. Такие факторы как низкий уровень социальной поддержки, повышенная социальная тревожность, дисфункциональные эмоциональные коммуникации в семье сопряжены с высоким суицидальным риском в подростковом и юнойЦельм исследования: изучение интерперсональных факторов социальной тревожности в подростковом возрасте.

Гипотезы:

1. Высокий уровень социальной тревожности связан с наличием суицидальных мыслей у подростков.

2. Низкий уровень социальной поддержки является фактором суицидальной направленности.

3. Суицидальная направленность связана с дисфункциональными эмоциональными коммуникациями в родительской семье.

Материал и методы:

В исследовании приняли участие 145 учащихся общеобразовательных школ г. Москвы в возрасте 1216 лет (7-10 классы). Опрос проводился фронтально, очно, анонимно. Для установления корреляционных связей использовался коэффициент корреляции Спирмена (пакет статистических программ SPSS for Windows, StandardVersion 11, Copyright©SPSS Inc.).

1. «Опросник детской депрессии» (СБ1) М. Ко-уасБ, адаптированный сотрудниками лаборатории клинической психологииМНИИ психиатрии.В основном использовались показатели по шкале Е - негативная оценка собственной эффективности, наличие суицидальных мыслей [1].

2.«Шкала социального избегания и дистресса (SADS)» разработан для диагностики двух конструктов, обозначающих тревогу социального оценивания: склонность избегать социальные ситуации и испытывать в них дискомфорт. Адаптирован и валидизиро-ван в лаборатории клинической психологии МНИИ Психиатрии [2].

3. Опросник социальной поддержки Р^02и-22 (Зоммер Дж., Фюдрик Т.), адаптированный для применения в подростковой популяции [3].

4. Опросник Семейных эмоциональных коммуникаций. Оценивает правила эмоционального поведения и уровень негативных эмоций в родительской семье, а также родительские коммуникации, индуцирующие высокий уровень тревожности у детей [4].

Результаты и обсуждение.

Данные, полученные в исследовании, свидетельствуют о выраженности эмоционального неблагополучия в исследуемой выборке. Группа высокого риска с выраженными симптомами депрессии составила 15%. Кроме того, данные исследования свидетельствуют о достаточно высоком суицидальном риске: 12% подростков отмечает в самоотчете наличие суицидальных мыслей, 6% сообщают о готовности совершить суицид в любой подходящий момент (вопрос о наличии суицидальных мыслей опросника депрессии CDIМ. Ковак).

Показатели Шкалы Е «Негативная оценка собственной эффективности, наличие суицидальных мыслей» на высоком уровне значимости (р<0,01) демонстрируют отрицательную связь с общим показателем социальной поддержки и шкалой эмоциональной поддержки Опросника социальной поддержки.

Также наличие суицидальных мыслей связано с общим баллом и обеими шкалами Опросника социальной тревожности (социальный дистресс и социальное избегание) на уровне значимости р<0,01.

Суицидальная направленность у подростков связана с такими параметрами эмоциональных коммуникаций в семье как высокий уровень критики (р<0,05) и склонность к элиминированию эмоций (р<0,01). В таких семьях отмечается склонность запрещать ребёнку выражать негативные эмоции и одновременно демонстрировать недовольство им. Родители таких подростков склонны к игнорированию любых эмоций во внутрисемейных коммуникациях, включая положительные. Пример: «В моей семье обычно не говорят друг другу о своем настрВоыенвиоид»ы. .

1. Отмечается высокий уровень эмоционального неблагополучия в исследуемой выборке, 12% подростков отмечает в самоотчете наличие суицидальных мыслей, 6% сообщают о готовности совершить суицид в любой подходящий момент.

2. Наличие суицидальных мыслей связано с низким уровнем социальной поддержки (особенно эмо-

Том 15, № 3, 2013 Тюменский медицинский журнал

47

Суицидология

циональной) и высоким уровнем социальной тревожности.

3. Суицидальная направленность связана с высоким уровнем родительской критики и склонностью родителей игнорировать любые эмоции, включая положительные.

Литература:

1. Воликова С.В., Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Валидизация опросника детской депрессии М. Ковак // Вопросы психологии. - 2011. - № 5.

2. Краснова В.В. Социальная тревожность как фактор нарушений интерперсональных отношений и трудностей в учебной деятельности у студентов. - Москва, 2013.

3. Смирнова Н.С. Интерперсональные отношения подростков из социально неблагополучных семей: Автореф. ... канд. психол. н. - Москва, 2008.

4. Холмогорова А.Б., Воликова С.В. Семейный контекст расстройств аффективного спектра // Клиническая и социальная психиатрия. - 2004. - № 2.

5. Холмогорова А.Б. Когнитивная психотерапия суицидального поведения: история разработки, современное состояние, перспективы развития [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2013. - № 2 (19).-URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 30.08.2013).

6. Davidson C.L., Wingate L.R., Grant D.M., Judah M.R., Mills A.C. Interpersonal suicide risk and ideation: the influence of depression and social anxiety // J. of Soc. and clin. Psycho. - 2011. - Vol. 30, № 8. - P. 842-855.

7. Joiner T.E.Why people die by suicide. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2005.

8. Watson D., Friend R. Measurement of social-evaluative anxiety // J. of Cons. and Clin. Psychology. - 1969. - Vol. 33 (14).

ДЕТСКИЕ СУИЦИДЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

И. В. Синова

Санкт-Петербургский ГЭУ, г. Санкт-Петербург, Россия E-mail автора: s-irina@yandex.ru

Статья посвящена анализу причин детских и подростковых самоубийств с учётом сословной принадлежности и тендерных различий во второй половине XIX - начале XX вв.

Ключевые слова: суицид, детские самоубийства, ано-мическое состояние общества.

Одной из ключевых проблем российской действительности с конца XIX в. стало увеличение числа детских суицидов, которые являлись показателем болезненного состояния общества, его политического и социально-экономического развития [4]. Аналитический, эмпирический и статистический материал, накопленный исследователями этого явления во второй половине XIX - начале XX вв. во многом актуален и для современного социума.

Самоубийства, как социальное явление носили всесословный характер, но причины, которые толкали детей и подростков из дворян, купцов, мещан, городских сословий, крестьян к уходу из жизни были различными. Среди них были школа, экзамены, семья, жестокое обращение, сексуальные причины, а также состояние самого общества.

В разгар революции 1905 года коэффициент самоубийств среди учащихся понизился под влиянием

духовного подъёма, оживлением общественной жизни и общественных интересов. В последующие годы, когда подъём сменился разочарованием и усталостью, место общественных интересов заняли интересы личные, а жизненная борьба под влиянием кризиса стала особенно трудной и ожесточенной, количество самоубийств быстро увеличивалось, в том числе детских и юношеских. По мнению исследователей, их рост находился в теснейшей связи с тяжёлым и затяжным социально-экономическим кризисом, который переживала Россия в начале века. Полоса репрессий, последовавшая за революционным подъёмом сопровождалась по определению того времени «эпидемией самоубийств» среди учащихся школ.

26,4% всех самоубийств детей и подростков приходилось на долю школы [1]. Преподаватели нередко относились к ученикам грубо и жестоко, наказания в школе принимали характер репрессий, дающих широкий простор и свободу для придирчивости, а порой и мести.

По данным руководителя врачебно-санитарной части Департамента общих дел Министерства народного просвещения известного врача-гигиениста профессора Г. Хлопина на первом месте среди мотивов самоубийств для мальчиков стояла семья, на втором - учение, на третьем - экзамены. Среди девочек лидировали семья и «несчастная любовь», далее шли нужда и совращение, затем школа и экзамены. В статистике самоубийств немаловажную роль играл возраст. Семья была причиной для всех возрастов вплоть до 11 лет. Несчастная любовь - для подростков от 15 лет и старше, а совращение в основном в 13 и 14 лет. Школа и учёба имели значение для всех возрастов. Нужда, разочарование в жизни, ссора приводили к самоубийствам преимущественно в более старшем возрасте [8].

Нужда, безработица, бедность и другие проблемы социально-экономического характера вызывали 30% суицидов в раннем возрасте, особенно среди мальчиков, которым рано приходилось начинать жить своим трудом [7]. В течение 1904-1912 гг. в Санкт-Петербурге наблюдался рост самоубийств среди детей и молодёжи в возрасте до 20 лет: 19041905 гг. - 10%; 1906-1907 гг. - 11 %; 1912 г. - 18 %. Таким образом, за 8 лет доля детей и юношей в общем числе самоубийств увеличилась почти в два раза. С 1907 по 1909 гг. в стране было совершено 85 самоубийств учеников торгово-промышленных и ремесленных заведений, являвшимися протестом против невозможной жизни, на которую они были обречены [2].

Доступ к образованию для девочек был ограничен, но даже в привилегированных учебных заведениях имели место случаи суицида. В апреле 1907 года широкий резонанс в обществе вызвало самоубийство двух воспитанниц Смольного института, которые выбросились из окна дортуара, находившегося на третьем этаже. В институте было произведено следствие, которое выявило комплекс психологических и социальных причин, толкнувших девушек из благополучных семей на самоубийство. Среди них: возрастная депрессия и переживания утончённых

48

Тюменский медицинский журнал Том 15, № 3, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.