Эмпирические исследования
А.Е. Хаин
Национальный медицинский исследовательский центр
детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева
А.Б. Холмогорова
Московский государственный психолого-педагогический университет
A.E. Khain
Dmitry Rogachev National Medical Research Center of Pediatric Hematology, oncology and Immunology A.B. Kholmogorova
Moscow State University of Psychology and Education
Семейные факторы психологической адаптации к стрессу в процессе трансплантации гемопоэтических стволовых клеток (ТГСК) у подростков и ухаживающих за ними матерей
Family factors of psychological adjustment
to stress in adolescents and their mothers undergoing
hematopoietic stem cell transplantation (HSCT)
В статье представлено исследование семейных факторов психологической адаптации подростков и родителей к процессу трансплантации гемопоэтических стволовых клеток (ТГСК) на двух этапах лечения: подготовка к трансплантации и активное лечение. Обследованы 28 пациентов подросткового возраста (M=14,25; 16 м. / 12 д.) и ухаживающие за ними матери в возрасте от 35 до 53 лет (M=41,1). Полученные результаты подтверждают высокую прогностическую ценность методики Шкала оценки дистресса (DRS) и согласуются с современным подходом в психоонкологии, использующим концепт эмоционального дистресса в качестве интегративной характеристики субъективного психического благополучия индивида в процессе лечения. Обнаружена связь психологической адаптации пациентов подросткового возраста и ухаживающих за ними родителей, а также влияние на адаптацию подростков в процессе
© Хаин А.Е., Холмогорова А.Б., 2017
ТГСК характеристик семейного функционирования. Для семей, проходящих лечение, оказался характерен высокий, на границе со смешанным, уровень сплоченности. Высокий уровень сплоченности, а также гибкость семейной системы являются важными ресурсами адаптации в стрессовой ситуации трансплантации. Выявлено также наличие взаимосвязи между параметрами семейной идеологии, стилем коммуникации, прошлым опытом заболевания и лечения и психологической адаптацией к процессу ТГСК у подростка и родителя. Описана специфика связи семейных факторов адаптации к лечению как пациента, так и ухаживающего за ним родителя, в зависимости от этапа трансплантации. В целом, более высокий уровень дистресса и нарушения приспособления к требованиям ситуации ТГСК связаны с выраженностью таких дисфункциональных стилей семейной коммуникации, как запрет на выражение негативных эмоций, критика, фиксация на негативных переживаниях, присутствие в семейной идеологии склонности с недоверием относиться к окружающим, наличием травматичного опыта предыдущего лечения. Результаты проведенного исследования позволяют в комплексе и в динамике проанализировать взаимосвязь факторов психологической адаптации к уникальному методу лечения (ТГСК) с позиций системного биопсихосоциального подхода.
Ключевые слова: психологическая адаптация, эмоциональный дистресс, семейные факторы, подростки, детская онкология/гематология, трансплантация гемопоэтических стволовых клеток.
The article presents results of the study of psychological adjustment of adolescents and their parents to the process of hematopoietic stem cell transplantation (HSCT) at two stages of treatment: preparation for transplantation and active treatment. Measures were obtained from 28 families: adolescents (M=14,25; 16m/12f) and their caregivers mothers aged 35 to 53 years mothers (M=41,1). Received data confirm the high prognostic value of the Distress Rating Scale (DRS) methodology and is consistent with the modern approach in psycho-oncology, using the concept of emotional distress as an integrative characteristic of the subjective mental wellbeing of an individual in the process of treatment. The relationship between the psychological adjustment of adolescents and their caregivers (mothers) was revealed as well as as well as the impact of family functioning characteristics on the adaptation of adolescents in the process of HSCT. For families undergoing treatment, there was a high, on the border with the mixed, level of cohesion. The high level of the cohesion and flexibility of the family system are an important resource for adaptation to stress during transplantation. , It is also revealed that there is a relation between the parameters of family ideology, family communication styles, , prior illness and treatment experience and psychological adjustment to HSCT process in the adolescent and parent. Specifics of the connection of family factors of adaptation to the treatment of both the patient and
caregiving parent, depending on the stage of transplantation, are described. Higher level of distress and difficulties of adjustment to the needs of the HSCT are associated with the severity of such dysfunctional styles of family communication as a taboo on the expression of negative emotions, parental criticism, fixation on negative emotions, the presence in the family ideology lack of trust in others, traumatic previous treatment experience. The obtained results allow complex and dynamic analyzing the interrelationship of factors of psychological adjustment to the unique method of treatment (HSCT) also from the standpoint of a systemic, bio-psycho-social approach.
Keywords: psychological adjustment to treatment, emotional distress, family factors, adolescents, pediatric hematology/oncology, hematopoietic stem cell transplantation.
Изучение влияния психологических характеристик родителей и семейного функционирования на адаптацию членов семьи к стрессу, а также на механизмы защиты и совладания началось с 1970-х годов (Куфтяк, 2010; Суроегина, Холмогорова, 2014; Холмогорова, 2002; McCubbin et al., 1997). Семья первоначально рассматривалась как один из социальных ресурсов адаптации, однако позже понимание роли семьи вышло за рамки ресурсных теорий. По мнению Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис, семейные факторы могут оказывать влияние на чувствительность к стрессовому событию и способность перерабатывать травматический опыт, влияют на формирование индивидуальных способов совладания (Эйдемиллер, Юстицкис, 2008). Результаты современных исследований ставят вопрос о связи стратегий совладающего поведения детей и их родителей (Белорукова, 2003; Гущина, 2005).
В последнее десятилетие все более активный интерес привлекает изучение адаптации родителей детей и подростков проходящих лечение от онкологических и онкогематологических заболеваний (Клипинина, Ениколопов, 2016; Хаин и др., 2014; Хаин, Холмогорова, Рябова, 2016; Patenaude, Kupst, 2005; Robinson et al., 2007). Однако существует дефицит исследований включающих в свой дизайн как обследование пациентов, так и членов их семей. Отмечается преобладание исследований совладающего поведения родителей при дефиците сопоставления стилей совладания с оценкой результатов адаптации к конкретной стрессовой ситуации. Для учета динамического характера и высокой контекстуальности процесса адаптации, рядом авторов подчеркивается необходимость внимательного изучения особенностей стрессовых ситуаций на различных этапах и видах лечения (Lindahl-Norberg et al. 2005). Важной темой исследований становится изучение связи эмоцио-
нального дистресса пациентов и ухаживающих за ними родителей на различных этапах лечения, а также факторов, которые могут эту связь обуславливать, прежде всего характеристик семейного функционирования (Хаин, Холмогорова, Рябова, 2016; Brennan et al., 2002; Marcus, 2012; Phipps et al., 2004, 2005).
Трансплантация гемопоэтических стволовых клеток (ТГСК) является одним из современных методов лечения онкогематоло-гических и иммунных заболеваний. Кризисная природа данного вида лечения связана как с высокими степенями риска развития жизнеугрожающих состояний, неопределенности, так и с особыми условиями лечения. Лечение в отделениях ТГСК сопровождается повышенной и длительной изоляцией в связи с риском развития инфекционных осложнений и необходимостью восстановления иммунитета пациента. Большое число требований и высокая цена точности, своевременности и последовательности их соблюдения для эффективности лечения, недоступность большинства привычных ресурсов и способов совладания, предъявляет высокие требования как к индивидуальным способностям адаптации пациента и ухаживающего за ним родителя, так и к качеству их взаимодействия, т.е. семейным факторам (Patenaude, 1999; Vrijmoet-Wiersma et al., 2009; Хаин, 2015).
Предыдущие исследования показали связь индивидуальных уровней эмоционального дистресса и приспособления к требованиям лечения у пациентов и их родителей, влияние субъективной оценки стрессового события и стратегий совладания родителя (матери) на психологическую адаптацию подростка в процессе ТГСК (Phipps et al., 2004; Хаин, 2017). Исследование семейных факторов адаптации к процессу ТГСК дополнит представление о сложной системе факторов, оказывающих влияние на психологическую адаптацию к уникальной стрессовой ситуации данного вида лечения.
Системный подход к изучению психологической адаптации к стрессу
Первые исследования адаптации к стрессу были сфокусированы на изучении основных индивидуальных факторов этого процесса. Развитие подходов к исследованию адаптации и резальян-са (позитивной адаптации) в дальнейшем привело к появлению моделей, учитывающих динамический компонент этих процессов, факторы риска и защиты, а также не только индивидуальные, но и интерперсональные, социоэкономические и культурные факторы.
Современная концепция психической адаптации согласуется с системным биопсихосоциальным подходом к исследованию человека, отражающим многоуровневую природу процесса адаптации к стрессу, а также соотносится с многофакторной психосоциальной моделью психических расстройств (Беребин, 2004; Холмогорова, 2002).
Для исследования адаптации детей с хроническими заболеваниям Дж. Л. Валандер была предложена модель «Риска и устойчивости» (Wallander et al., 1988). Автор данной модели рассматривает социоэкологические факторы, такие как семейное окружение, социальная поддержка, адаптация родителей, в качестве факторов, которые смягчают и/или опосредуют связь между условиями стрессовой ситуации и индивидуальной адаптацией.
Модель семейного стресса и позитивной адаптации (Resilience Model of Family Stress Adjustment and Adaptation) Х.И. МакКуббин рассматривает адаптацию семьи к стрессу как процесс, целью которого является достижение баланса в условиях кризиса (McCubbin et al., 1997). Дезадаптация в данной модели рассматривается с системных позиций и характеризуется дисбалансом различных уровней: индивид-семья, семья-общество. Достижение баланса за счет ухудшения здоровья или развития одного из членов семьи, либо нарушения параметров единства, автономности, способности решать задачи жизненных циклов семьи также считается дезадап-тивным.
В подходе Ф. Волш стрессовое событие оценивается как влияющее не только на отдельных членов семьи, но на семью в целом, а семейные процессы - как важные факторы, опосредующие адаптацию членов семьи и их взаимоотношения (Волш, 2012). Ф. Волш также обращает внимание на динамическую природу адаптации, изменчивость которой связана не только с характеристиками стрессовой ситуации, индивидуальными факторами, но и с различными циклами развития семьи как системы. Ею выделены три основных составляющих процесса адаптации: 1) система убеждений; 2) организационные факторы; 3) коммуникативный процесс. Система убеждений характеризуется тем, какое значение придается самой стрессовой ситуации, а также более общей способностью к позитивному восприятию, надежде, характером связи с духовными и культурными традициями. Организационные паттерны включают в себя гибкость, сплоченность семейной системы, а также доступность социальных и экономических ресурсов. Ключевыми параметрами коммуникативного процесса, оказывающими влияние на адаптацию, по мнению Ф. Волш, являются открытая и честная коммуникация о ситуации, свобода в выражении эмоций, эмпатия,
способность поддерживать коммуникацию, дарящую удовольствие и радость, а также способность к совместному решению проблем и готовность к новому опыту.
В отечественной психосоматике и клинической психологии также развиваются системные подходы к изучению психических расстройств, адаптации к травматическим, стрессовым событиям (Куфтяк, 2012; Холмогорова и др., 2011). Концепция семейного сов-ладания Е.В. Куфтяк развивает идеи системного семейного подхода в изучении совладания со стрессом. Для нашего исследования важным является то, что, как подчеркивает Е.В. Куфтяк, стрессовая ситуация, связанная с тяжелыми соматическими заболеваниями, чаще всего является длительной, оказывая влияние на жизнедеятельность семьи и усиливая внутрисемейное напряжение, а также порождая дополнительные новые стрессы. При изучении совладающего поведения Е.В. Куфтяк выделяет в нем индивидуальную, диадическую и семейную формы. Семейное совладание объединяет совместные усилия членов семьи, направленные на адаптацию к стрессовой ситуации. Результаты исследований, проведенных Е.В. Куфтяк, подтвердили связь стратегий совладания у детей, детско-родительских отношений и характеристик семейной системы (Куфтяк, 2010).
Четырехаспектная модель семейной системы А.Б. Холмогоровой является теоретической базой для исследований семейных факторов различных расстройств аффективного спектра (Холмогорова, 2002), соматоформных расстройств (Холмогорова и др., 2011), динамики психоэмоционального состояния при соматических заболеваниях (Суроегина, Холмогорова, 2014). В рамках данной модели в семейной системе выделяются следующие аспекты: структурный, микродинамики, макродинамики, семейной идеологии. Проведенные исследования позволили выделить дисфункциональные паттерны функционирования семейной системы для каждого из этих аспектов:
1) наличие симбиотических или, наоборот, разобщенных отношений между членами семьи для структурного аспекта;
2) нарушения циркулирования информации в семье, дисфункциональные эмоциональные коммуникации (родительская критика, индуцирование тревоги, элиминирование эмоций) для аспекта микродинамики;
3) повышенная частота и накопление стрессогенных событий в семье для аспекта макродинамики;
4) ценность внешнего благополучия и восприятие мира как враждебного, а также культ достижений и перфекционизм для аспекта семейной идеологии.
Концепции Ф. Волш и А.Б. Холмогоровой стали теоретической основой для системного подхода к исследованию адаптации к ТГСК у подростков и ухаживающих за ними родителей (матерей), а также выделению основных семейных факторов психологической адаптации к процессу лечения (табл. 1).
Таблица 1
Факторы риска и ресурсы адаптации к стрессу в концепциях А.Б. Холмогоровой и Ф. Волш
Факторы риска повышенного дистресса и дезадаптации Холмогорова А.Б. Ресурсы адаптации Волш Ф. (Walsh F.)
1) Система убеждений (идеология) Восприятие мира как враждебного и несправедливого Ценность внешнего благополучия Перфекционизм Способность к позитивному восприятию, переформулированию
2) Организация (структура) Крайне высокие показатели симбиоза Высокие показатели разобщенности Сплоченность, адаптивность
3) Коммуникация (микродинамика) Элиминирование эмоций, критика в адрес ребенка, индуцирование тревоги, фиксация на негативных переживаниях Свобода в выражении эмоций, открытость, толерантность, юмор, способность к совместному решению проблем
4) Прошлый опыт (макродинамика) Накопление стрессоген-ных событий в семье -
Программа исследования
Задачи исследования
1. Разработать методический комплекс для изучения семейных факторов психологической адаптации к процессу трансплантации (ТГСК) согласно выделенным ранее критериям.
2. Провести сравнительное исследование эмоционального дистресса подростка и ухаживающего родителя и семейных факторов адаптации на этапе подготовки лечению.
3. Провести сравнительный анализ эмоционального дистресса, приспособления к требованиям лечения и семейных факторов адаптации у пациентов и ухаживающих за ними родителей на этапе лечения в отделении ТГСК.
Гипотезы
1. Уровни эмоционального дистресса и приспособления к требованиям лечения пациентов подросткового возраста и ухаживающих за ними родителей значимо связаны
2. Для семей, проходящих лечение от онкогематологических заболеваний в отделениях ТГСК, будет характерна крайне высокая степень семейной сплоченности. Характеристики семейной структуры (сплоченность, гибкость) являются одним из ресурсов психологической адаптации, снижающим уровень эмоционального дистресса и повышающим способность к приспособлению к требованиям лечения в процессе ТГСК.
3. Выраженность дисфункциональных семейных коммуникаций, а также наличие в семейной идеологии тенденции воспринимать окружающих как враждебных и не заслуживающих доверия являются факторами, затрудняющими эмоциональную регуляцию в стрессовой ситуации ТГСК, приводя к повышению уровня дистресса, а также снижая способность к приспособлению к требованиям лечения.
4. Наличие длительного и высокострессового предшествующего опыта лечения является дополнительным макродинамическим фактором риска в ситуации ТГСК.
Характеристика обследуемой группы. Экспериментальную группу составили подростки в возрасте 11-18 лет, проходящие лечение от онкогематологических (острый лимфобластный лейкоз, острый миелобластный лейкоз) заболеваний. В качестве ухаживающего взрослого в исследовании приняли участие матери пациентов. Критериями включения в группу были: возраст пациента, свободное владение русским языком, согласие на участие в исследовании пациента и его родителя, отсутствие диагносцированной тяжелой психопатологии у пациента/ухаживающего родителя на момент начала исследования. В группу вошли 28 семей пациентов с онкогематологическими заболеваниями получающих аллогенную трансплантацию в отделениях ТГСК (п=28): подростки 11-18 лет (М=14,25), из них 16 мальчиков и 12 девочек; матери в возрасте от 35 до 53 лет (М=41,1).
Этапы исследования: В существующих исследованиях психологических аспектов трансплантации гемопоэтических стволовых клеток выделяют качественно разные этапы данного вида лечения:
этап подготовки к ТГСК, активную фазу лечения в специализированных отделениях, амбулаторный этап и этап реабилитации (Ра1епа^е, 1999). Специфика выделенных этапов связана как с различиями в условиях лечения и соматическом состоянии пациента, так и с разницей психологических задач и нагрузок для пациента и его семьи (Хаин, 2015). Было проведено исследование пациентов подросткового возраста и ухаживающих за ними матерей на этапе подготовки к трансплантации и этапе активного лечения в отделении ТГСК.
Первый этап исследования (Т1) - этап подготовки к ТГСК (за 1-2 недели до ТГСК). На данном этапе пациент проходит пред-трансплантационное обследование, семья и пациент получают информацию об условиях и особенностях лечения от трансплантологов. Зарубежные исследователи приводят данные о высоком уровне дистресса на этапе подготовки к трансплантации, а также о возможном прогностическом влиянии характера и уровня дистресса на показатель успешности адаптации к последующим этапам лечения (РЫррв е1 а1., 2005). Результаты проведенного нами исследования динамики семейного дистресса в процессе ТГСК также подтвердили связь уровня дистресса подростка на этапе подготовки и этапе активного лечения в отделении трансплантации (Хаин, Холмогорова, Рябова, 2016).
Второй этап (Т2) - этап активной фазы лечения в условиях стерильного бокса (через 2-4 недели после ТГСК). Лечение в отделении ТГСК длится в среднем 1 месяц. В первые 5-7 дней лечения пациент получает "кондиционирование" - массивную химиотерапию, которая порой сопровождается лучевой терапией. Затем происходит сама трансплантация, далее (примерно 2 недели) ожидается первичное приживление трансплантанта, и затем постепенное восстановление процесса кроветворения. Этот период связан с адаптацией к особым условиям пребывания в стерильном боксе, изменившимся требованиями по питанию и уходу, предъявляющим особые требования как пациенту и его родителю, так и к качеству их взаимоотношений. На данном этапе также происходят изменения внешности (потеря волос, изменения веса и формы тела), возможно появление побочных эффектов терапии (сухость, покраснение кожи, кожный зуд, нарушения слизистой ЖКТ, сопровождающееся диареей, неприятными и болезненными ощущениями).
В проведенном исследовании психологическая адаптация на первом этапе оценивалась согласно субъективному (уровень эмоционального дистресса) критерию, на втором этапе согласно субъективному и объективному (приспособление к условиям лечения)
критериям. Семейные факторы адаптации (семейная структура, семейные коммуникации, семейная идеология, наличие предыдущего стрессового опыта лечения) оценивались на первом этапе исследования.
Методы
1. Для оценки эмоционального дистресса и особенностей эмоционального состояния пациентов подросткового возраста и их родителей были использованы следующие методики:
A. Шкала оценки дистресса подростков и родителей (БИБ) -шкала для анализа уровня эмоционального дискомфорта, а также для выявления основных зон, вносящих вклад в дистресс: в эмоциональной, соматической, бытовой, духовной, семейной и социальной сферах. Разработана Дж. Холланд в США, адаптирована для детей разных возрастов С. Патель (Ра1е1, 2011). Шкала оценки дистресса проходит апробацию на Российской выборке и использовалась в нескольких пилотажных исследованиях (Хаин, Холмогорова, Рябова, 2016; Хаин, 2017). На втором этапе исследования нами использовался модифицированный вариант Шкалы оценки дистресса для пациентов и для родителей. Для того чтобы дифференцировать ситуативные эмоциональные реакции и общий субъективный уровень психологического благополучия (субъективный критерий адаптации) на активном этапе лечения в отделении ТГСК пациентам и их родителям в инструкции предлагалось оценить не актуальный (неделя) уровень эмоционального дискомфорта, а субъективный уровень благополучия/дискомфорта за период нахождения в отделении трансплантации (3-4 недели).
B. Шкала Депрессии, разработана М. Ковак (Коуаев М.) в 1992 г., адаптация С.В. Воликовой, О.Г. Калины, А.Б. Холмогоровой (Холмогорова, Воликова, Калина, 2013). Проводилось оценка общей тяжести депрессивной симптоматики подростков по общему баллу шкалы.
C. Интегративный Тест Тревожности (ИТТ), разработан Л.И. Вассерман, А.П. Бизюк, Б.В. Иовлев (Вассерман, Бизюк, Иов-лев, 2005) для оценки детской и подростковой тревожности.
Таким образом, основной для диагностики уровня дистресса у пациентов была методика Шкала оценки дистресса (БИБ). Ее результаты также сопоставлялись с данными Шкалы детской депрессии и Интегративным тестом тревожности. Под дистрессом в данном исследовании мы будем понимать в соответствии с определением Международной ассоциации психоонкологов -мультифакторное, неприятное, эмоциональное переживание в психосоциальной (когнитивной, поведенческой, эмоциональной),
социальной и/или духовной сферах, которое мешает эффективно справляться с болезнью, ее симптомами и лечением (Holland et al., 2015).
D. Симптоматический опросник SCL-90-R, разработан Л. Дерогатис (Derogatis L.) в 1977 г., адаптация Н.В. Тарабриной (Тарабрина, 2001), методика предназначена для оценки паттернов психологических признаков у взрослых психиатрических пациентов и здоровых лиц, это инструмент для определения актуального психологического симптоматического статуса. SCL-90-R содержит следующие шкалы: Соматизация, Обсессивно-компульсив-ные расстройства (навязчивости), Интерперсональная чувствительность, Депрессия, Тревожность, Враждебность, Навязчивые страхи (фобии), Параноидность (паранояльность), Психотизм, а также Общий индекс тяжести психопатологической симптоматики (GSI), Индекс интенсивности наличного дистресса (PSDI), Индекс широты диапазона симптоматики индивида (PST).
Таким образом, для выявления уровня дистресса родителя как основная методика использовалась Шкала оценки дистресса (DRS), ее результаты соотносились с данными Симптоматического опросника SCL-90-R.
2. Для оценки уровня приспособления к требованиям лечения подростка и родителя использовалось структурированное интервью с лечащим врачом. Уровень приспособления оценивался в баллах по выделенным экспертами критериям (Хаин, 2017).
3. Для оценки семейных факторов психологической адаптации:
Шкала семейной адаптации и сплоченности FACES-3, разработан Д.Х. Олсон, адаптация М. Перре - предназначена для оценки семейной структуры по таким параметрам как сплоченность и адаптация (гибкость) (Эйдемиллер, Добряков, Никольская, 2006).
Опросник Семейные эмоциональные коммуникации (СЭК), разработана А.Б. Холмогоровой, С.В. Воликовой - направлен на выявление особенностей коммуникации между членами семьи. Опросник состоит из восьми шкал: 1) Элиминирование эмоций -исследует семейные правила, поощряющие сдержанность и блокирование эмоций; 2) Родительская критика - диагностирует повышенную критичность по отношению к ребенку; 3) Индуцирование тревоги - отражает повышенный уровень родительской тревоги; 4) Фиксация на негативных переживаниях - тестирует уровень толерантности родителей к негативным переживаниям ребенка, а также их способность поддержать и успокоить; 5) Внешнее благополучие - отражает правила, связанные с выражением чувств в контактах с другими людьми, склонность к демонстрации благополучного «фасада»; 6) Индуцирование недоверия
к людям - исследует негативные установки семьи по отношению к окружающим; 7) Семейный перфекционизм - тестирует семейные установки, связанные с ценностью достижений и совершенства; 8) Сверхвключенность - стремление родителей быть максимально включенными в жизнь детей. Использовалось два варианта Опросника: для родителей и для детей старше 8 лет (Холмогорова, Воликова, Сорокова, 2016).
Полуструктурированное интервью с подростком и родителем «Опыт болезни и лечения» - использовалось для получения информации о предыдущем опыте лечения (субъективной оценке его тяжести и травматичности). Интервью состояло как из открытых вопросов, так и из вопросов, основанных на интервью Госпиталя Святого Иуды (St. Jude Children's Research Hospital), в которых было предложено оценить уровень дистресса связанного с длительностью госпитализаций, количеством инвазивных процедур, болевым опытом, трудностями коммуникации с медицинским персоналом на прошлых этапах лечения (1-минимальные трудности, 5-частые/выраженные трудности) (Phipps et al., 2004).
Результаты, полученные в исследовании, обрабатывались статистически с помощью программы SPSS Statistics Version 20 и Microsoft Excel. Были использованы методы непараметрической статистики, для проверки связи между показателями выборки применен коэффициент ранговой корреляции Спирмена, а также парный линейный регрессионный анализ (p значение t-критерия < 0.05).
Результаты исследования и их обсуждение
1. Результаты исследования эмоционального дистресса подростков и ухаживающих за ними родителей (матерей)
Уровень эмоционального дистресса подростков по Шкале оценки дистресса (DRS) значимо положительно коррелирует с общими баллами Шкалы депрессии и Интегративного теста тревожности на первом и втором этапах обследования. Полученные результаты подтверждает данные нашего пилотажного исследования (Хаин, Холмогорова, Рябова, 2016) и позволяют говорить об уровне эмоционального дистресса в данной методике как об интегративной характеристике отражающей состояние эмоционального благополучия пациента (см. табл. 2).
Таблица 2
Связь уровней эмоционального дистресса, депрессии и тревоги у подростков на двух этапах исследования
Дистресс подростка (DRS) Шкала депрессии (общий балл) Интегративный тест тревожности (общий балл)
I Этап r=0.457, p=0.019 r=0.601, p=0.008
II Этап r=0.792, p=0.000 r=0.743, p=0.000
* r - коэффициент корреляции; p - уровень значимости
Значимые связи обнаружены между также показателями дистресса родителя и симптомами психической патологии. На первом этапе лечения связь уровня эмоционального дистресса ухаживающего родителя (матери) с индексами общей тяжести психопатологической симптоматики (GSI) и широты диапазона симптомов (PST) по шкале SCL-90-R статистически значима: г=0.482 при p=0.013; г=0.443 при p=0.023 соответственно. На втором этапе исследования выявлена связь дистресса матерей с субшкалой Тревожность опросника SCL-90-R: г=0.464 при p=0.026.
Значимые связи обнаружены между показателями дистресса ребенка и родителя на этапе подготовки к ТГСК (r=0.408, p=0.039), а также между уровнями приспособления к требованиям лечения подростка и родителя (r=0.643, p=0.001). Результаты парного регрессионного анализа позволяют говорить, что уровень дистресса родителей может быть расценен как один из предикторов эмоционального дистресса подростка в процессе лечения (¿=0.586, p=0.002), а уровень приспособления родителей - один из предикторов уровня приспособления подростков (b=0.761, p=0.001). Полученные результаты подтверждают предыдущие данные о взаимосвязи психологической адаптации к стрессу пациентов и их родителей (Marcus, 2012), а также значимость оценки адаптации ухаживающего родителя для прогноза адаптации пациентов в процессе лечения.
2. Результаты исследования показателей семейной организации (структуры)
Использованная в исследовании Шкала семейной адаптации и сплоченности (FACES-3) позволяет выделить и оценить такие показатели семейной структуры как сплоченность и адаптация (гибкость). Результаты исследования подтвердили гипотезу об очень высоком уровне сплоченности в семье пациентов, прохо-
дящих лечение методом трансплантации гемопоэтических стволовых клеток. Средний балл в обследуемой группе подростков соответствует уровню, характеризующему семейную систему как связанную, на границе с чрезмерно высоким уровнем сплоченности (М=30.58, 8Б=6.63). Средний балл сплоченности в группе матерей соответствует запутанному уровню связи (М=32.04, 8Б=8.14). Такая семейная система описывается как недифференцированная, с дефицитом личного пространства, слабыми границами между членами семьи при наличии жестких внешних границ, малым количеством внешних интересов, круга общения.
Жизнеугрожающий характер заболевания, а также длительность лечения, буквально физически отрывающая болеющего подростка и ухаживающего за ним родителя от части семьи и друзей (переезд для лечения в другой город), потребность в постоянном и тщательном уходе и контроле состояния - возвращает их отношения к ранним этапам взаимной зависимости. Интересно, что несмотря на существование высокого уровня семейной сплоченности, и подростки, и родители отмечают еще более высокий уровень сплоченности при размышлении об «идеальной семье» (подростки: М=34.48, ББ=5.53; родители: М=37.96, ББ=2.33). Можно предположить, что в ситуации длительного лечения семья становится основным ресурсом поддержки как для самого болеющего, так и для его родителей. Однако при недостаточной гибкости семейной системы столь высокая сплоченность может стать фактором затрудняющим развитие автономности подростка на более отдаленных этапах лечения. Полученные данные подтверждают результаты других исследований. Исследование Л. Жобе-Шилдс показало, что дети родителей, способных сделать приоритетом семейное время и отношения в стрессовой ситуации ТГСК, демонстрируют более успешную психологическую адаптацию ^оЬе-ЗЫеЫв е1 а1., 2009). Дж.В. Варни и его коллеги исследовали различные аспекты семейного окружения у детей с недавно диагностированным онкологическим заболеванием (Уагш е1 а1., 1996). В семьях с большей сплоченностью, открытостью, способностью делиться своими переживаниями было меньше интернализованных психологических проблем у ребенка.
Не обнаружено значимых корреляций между показателями семейной сплоченности, гибкости и уровнями приспособления к требованиям лечения у подростка и ухаживающего за ним родителя. Семейная структура (по оценке подростка) значимо связана с уровнем эмоционального дистресса в процессе ТГСК как у подростков (Т1: г—0.411, р=0.046; Т2: г=-0.462, р=0.026), так и у их родителей (Т2: г=-0.489, р=0.021). Была выявлена связь уровней
дистресса и приспособления к требованиям лечения у подростков в процессе ТГСК (r=0.544; p=0.007), что позволяет предполагать опосредованное влияние характеристик семейной структуры на уровень приспособления подростка. Робинсон К.Е. с соавторами предполагает, что большая семейная сплоченность позволяет болеющему получать поддержку от разных членов семьи, а не только от родителя вовлеченного в непосредственный уход и, возможно, находящегося в дистрессе (Robinson et al., 2007).
Исследование также показало связь гибкости семейной системы (по оценке подростка) с дистрессом подростка на этапе подготовки к ТГСК (r=-0.474, p=0.019) и дистрессом родителя на этапе активного лечения (r=-0.523, p=0.026). Связи эмоционального дистресса родителя и подростка с уровнями семейной сплоченности и гибкости являются двусторонними и могут говорить об их взаимном влиянии. Тем не менее, наличие связи между характеристиками семейной структуры оцениваемой на этапе подготовки к ТГСК и уровнями эмоционального дистресса подростка и родителя в процессе лечения позволяет говорить о данном факторе как о прогностическом для успешности психологической адаптации. Результаты парного регрессионного анализа подтверждают, что сплоченность семейной системы (¿=-0.181, p=0.014), а также ее гибкость (¿=-0.182, p=0.029) являются дополнительными предикторами эмоционального дистресса подростка на этапе активного лечения (ТГСК).
3. Результаты исследования стиля семейных коммуникаций и семейной идеологии
Получена значимая положительная корреляция между дистрессом подростка на этапе подготовки к трансплантации и таким дисфункцинальным паттерном стиля семейных коммуникаций (опросник СЭК), как элиминирование эмоций - запрет на открытое выражение чувств в семье (r=0.510, p=0.008). Ш. Фиппс с коллегами также выделил способность к открытому выражению эмоций, наряду с другими семейными факторами, как важный фактор успешной адаптации к опыту трансплантации (Phipps et al., 2005). Общий индекс тяжести психопатологической симптоматики (GSI) шкалы SCL-90-R родителей связан с их показателями субшкалы фиксация на негативных переживаниях опросника СЭК (r=0.427, p=0.042). Результаты исследования Л. Жобе-Шилдс также подтверждают, что хорошая способность к эмоциональной регуляции родителя является одним из наиболее важных факторов психологической адаптации детей и подростков в процессе ТГСК. Данные этого исследования свидетельствуют, что даже в сплоченных семьях
при высоком уровне депрессивности родителей дистресс детей, тем не менее, остается высоким УоБе-БЫеИв е1 а1., 2009).
Выявлена значимая отрицательная корреляция между показателями шкалы родительского перфекционизма опросника СЭК при заполнении ее родителями и эмоциональным дистрессом подростка в процессе лечения (г=-0.462, р=0.017).Показатели данной шкалы также отрицательно связаны с показателями уровня приспособления к требованиям лечения у ухаживающих родителей (матерей) (г=-0.482, р=0.023). Выраженность в системе убеждений (семейной идеологии) перфекционизма была отмечена в исследованиях пациентов с аффективными нарушениями (Холмогорова, 2002). Однако, полученные данные позволяют предположить, что высокий уровень требований к самим себе и своему ребенку в жизнеуг-рожающей стрессовой ситуации ТГСК может улучшать психологическую адаптацию за счет лучшего контроля за эмоциональным состоянием, сдерживанием. Семьи с высоким уровнем перфекци-онизма могут быть склонны оценивать стрессовую ситуацию как вызов, а себя как хорошо адаптирующихся, обладающих хорошими навыками контроля при встрече с трудностями. Их поведение организовано с точки зрения защиты данного самопредставления, что, наряду с высоким самоконтролем, может сопровождаться занижением реального уровня предъявляемого эмоционального дистресса. Вопрос характера связи родительского перфекционизма и психологической адаптации к процессу лечения от жизнеугрожающих заболеваний нуждается в дополнительных исследованиях.
Особо важно отметить также еще одну корреляционную связь, полученную при обследовании подростков опросником СЭК: уровень приспособления к требованиям лечения у подростков оказался значимо связан с показателями шкалы индуцирование недоверия к людям - наличием в семейной системе убеждений о враждебности окружающего мира - чем выше эти показатели, тем выше уровень трудностей в выполнении необходимых правил и условий в процессе лечения, проблем в коммуникации с медицинским персоналом (г=0.461, р=0.031). Шкала родительской критики опросника СЭК, отражающая уровень критики в адрес ребенка, также связана с возрастанием проблем в приспособлении к требованиям лечения у подростков (г=0.509, р=0.015).
4. Результаты исследования прошлого опыта болезни и лечения
С тяжестью прошлого опыта болезни и лечения (данные интервью) значимо связаны оценка родителем дистресса подростка как на этапе подготовки к ТГСК (г=0.776, р=0.003), так и на этапе лечения (г=0.643, р=0.033), а также дистресс подростка по
его собственной оценке на этапе активного лечения в отделении (г=0.664, р=0.026). Результаты исследования Ш. Фиппса и его коллег впервые позволили посмотреть на данный фактор как на один из предикторов эмоционального дистресса в процессе ТГСК (РЫррв е1 а1., 2005). Группа родителей с наиболее высоким уровнем дистресса, связанного с предыдущим лечением ребенка, показала значимо более высокий дистресс в процессе лечения в отделениях ТГСК в сравнении с группами со средним и низким показателями. Ш. Фиппс и его коллеги рекомендуют уделить внимание прошлому опыту болезни и лечения пациентов при проведении предтранс-плантационного обследования для выявления семей нуждающихся в дополнительной психологической помощи.
Выводы
1. Результаты исследования подтверждают связь уровней эмоционального дистресса и психопатологической симптоматики подростков и родителей, что согласуется с современным подходом в психоонкологии, использующим концепт эмоционального дистресса в качестве интегративной характеристики психического благополучия индивида в процессе лечения, а также высокую прогностическую ценность методики Шкала оценки дистресса (БИБ).
2. Результаты исследования подтверждают связь психологической адаптации пациентов подросткового возраста и ухаживающих за ними родителей, а также влияние на адаптацию подростков в процессе ТГСК характеристик семейного функционирования.
3. Для семей подростков с онкогематологическими заболеваниями, проходящих лечение в отделениях ТГСК характерен высокий, на границе с запутанным, уровень сплоченности. В стрессовой ситуации лечения методом ТГСК, связанного с высокими рисками и длительной изоляцией, высокий уровень сплоченности способствует улучшению психологической адаптации как пациента, так и ухаживающего за ним родителя (матери), являясь, наряду с гибкостью семейной системы, одним из ресурсов адаптации.
4. Выраженность таких дисфункциональных семейных коммуникаций, как элиминирование эмоций, критика, фиксация на негативных переживаниях, а также присутствие в семейной идеологии тенденции не доверять окружающим связана с повышением уровня дистресса и нарушениями приспособления к требованиям стрессовой ситуации лечения. Высокий уровень родительских требований к эмоциональной регуляции в условиях стресса, принятие ситуации лечения как вызова (семейный
перфекционизм) способствуют снижению уровня демонстрируемого эмоционального дистресса. 5. Наличие предшествующего опыта лечения, оцениваемого подростком и его родителем как травматичный может быть предиктором более высокого эмоционального дистресса подростка в процессе ТГСК.
Исследование семейных факторов адаптации к стрессовой ситуации лечения методом ТГСК дополнило данные о связи эмоционального дистресса и уровня приспособления к требованиям стрессовой ситуации лечения подростков с индивидуальными и родительскими факторами адаптации (Хаин, 2017). Полученные результаты позволят более полно проанализировать взаимосвязь комплекса факторов психологической адаптации к уникальному методу лечения онкогематологических и других заболеваний, а также дополнят понимание многоуровневого процесса адаптации семей к лечению связанному с высокими рисками с позиций системного, биопсихосоциального подхода.
Литература
Белорукова Н.О. Семейные трудности и совладание с ними на разных этапах жизненного цикла семьи // Семья: стресс, копинг, адаптация: Проблемы психологии совладающего поведения в семейном контексте / Отв. ред. Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская. Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003. С. 32-59.
Беребин М.А. К вопросу о терминах, связанных с феноменологией психической адаптации // Материалы Сибирского психологического форума. 16-18 сент. 2004 г. Томск: Томский гос. ун-т, 2004. C. 341-345.
Вассерман Л.И., Бизюк А.П., Иовлев Б.В. Применение интегративного теста тревожности (ИТТ) // Новая медицинская технология. СПб., 2005. 23 с.
Воликова С.В., Холмогорова А.Б., Калина О.Г. Применение опросника детской депрессии М. Ковак (CDI): Методические рекомендации. М.: МНИИП, 2013. 24 с.
Гущина Т.В. Защитное и совладающее поведение в дисфункциональной семье в период кризиса: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Кострома, 2005. 25 с.
Клипинина Н.В., Ениколопов С.Н. Направления исследований дистресса родителей детей, проходящих лечение от жизнеугрожающих заболеваний // Журнал психиатрии и клинической психологии им. Бехтерева. 2016. № 1. С. 29-37.
Куфтяк Е.В. Исследование устойчивости семьи при воздействии трудностей // Психологические исследования: Электрон. науч. журн. 2010. № 6 (14). [Электронный ресурс] URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 03.04.16).
Куфтяк Е.В. Факторы становления совладающего поведения в детском и подростковом возрасте // Психологические исследования. 2012. № 2(22). С. 4. [Электронный ресурс] URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 27.07.2016).
Суроегина А.Ю., Холмогорова А.Б., Психоэмоциональное состояние подростков и молодежи, перенесших тяжелую травму спинного мозга, на различных этапах реабилитации // Консультативная психология и психотерапия. 2014. № 3. С. 43-65.
Тарабрина Н.В. Практикум но психологии посттравматического стресса. СПб.: Питер, 2001. 272 с.
Хаин А.Е., Клипинина Н.В., Кудрявицкий А.Р., Никольская Н.С., Стефаненко Е.А., Евдокимова М.А. Психосоциальная адаптация к лечению у детей с тяжелыми соматическими заболеваниями // Вопросы гематологии/онкологии и иммунологии в педиатрии. 2014. № 4. С. 56-63.
Хаин А.Е. Психологические аспекты трансплантации гемоноэтических стволовых клеток (ТГСК) у детей // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 1. С. 116-125.
Хаин А.Е. Индивидуальные и семейные факторы психологической адаптации подростков c онкогематологическими заболеваниями к лечению методом трансплантации гемопоэтических стволовых клеток // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Т. 25. № 2. С. 94-114. doi: 10.17759/ cpp.2017250206
Хаин А.Е., Холмогорова А.Б., Рябова Т.В. Уровень и динамика дистресса в семейной системе у пациентов подросткового возраста, проходящих лечение в отделении трансплантации гемоноэтических стволовых клеток (ТГСК) // Психология повседневного и травматического стресса: угрозы, последствия и совладание / Отв. ред. A^. Журавлев, E.A. Сергиепко, Н.В. Тарабрина, H.E. Харламепкова; Институт психологии РAH. М., 2016. 496 с.
Холмогорова А.Б. Биопсихосоциальная модель как методологическая основа изучения психических расстройств // Клиническая и социальная психиатрия. 2002. № 3. С. 97-105.
Холмогорова А.Б., Воликова C.B., Сорокова М.Г. Стандартизация опросника «Семейные эмоциональные коммуникации» // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 4. С. 97-125. doi:10.17759/cpp.2016240405
Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Шайб П., Виршинг М. Эмоции и психическое здоровье в социальном и семейном контексте (па модели соматоформных расстройств) // Медицинская психология в России: электрон. науч. журп. 2011. № 1. [Электронный ресурс] URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 10.05.2017).
Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учеб. пособие для врачей и психологов. 2-е изд., испр. и дон. СПб.: Речь, 2006. 352 с.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд., пере-раб. и дон. СПб.: Питер, 200S. 672 с.
Brennan P.A., Hammen C., Katz A.R., LeBrocque R.M. Maternal depression, paternal psychopathology and adolescent diagnostic outcomes // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 2002. V. 70. P. 1075-10S5.
Jobe-Shields I., Adelfer M.A., Barrera M., Vannata K., Carrier J.M., Phipps S. Parental depression and family environment predict distress in children before stem cell transplantation // Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics. 2009. V. 30. P. 140-146
HollandJ.C., Breibart W.C., Butow P.N., Jacobsen P.B., Loscalzo M.J., McCorkle R. Psycho-Oncology. Oxford Univ. Press, 2015. 864 p.
Lindahl-Norberg A., Lindblad F., Boman K.K. Coping strategies in parents of children with cancer // Social Science and Medicine. 2005. Vol. 60 (5). P. 965-975
Marcus J. Psychosocial issues in pediatric oncology // The Ochesner Journal. 2012. Vol. 12. P. 211-215.
McCubbin H.I., McCubbin M.A., Thompson A.I., Han S.V., Allen C.T. Families under stress: What makes them resilient? // Journal of Family and Consumer Sciences. 1997. V. 89. P. 2-11.
Patel Sunita K., Mullins Wendy, Turk Anne, Dekel Noya, Kinjo Christine and Sato Judith K. Distress screening, rater agreement, and services in pediatric oncology // Psycho-Oncology. 2011. Vol. 20. P. 1324-1333.
Patenaude A.F. Psychological impact of bone marrow transplantation: current perspectives // The Yale Journal of Biology and Medicine. 1999. Vol. 63. P. 515-519.
Patenaude A.F., Kupst M.J. Psychosocial functioning in pediatric cancer // Journal of Pediatric Psychology. 2005. Vol. 30 (1). P. 9-27.
Phipps S., Dunavant M. et al. Brief report: Patterns of Distress in Parents of Children Undergoing Stem Cell Transplantation // Pediatric Blood Cancer. 2004. № 43. P. 267-274.
Phipps S., Dunavant M., Lensing S., Shesh N. R. Psychosocial Predictors of Distress in Parents of Children Undergoing Stem Cell or Bone Marrow Transplantation // Journal of Pediatric Psychology. 2005. №30 (2). P. 139-153.
Robinson K.E., Gerhardt C.A., Vannata K., Noll R.B. Parent and family factors associated with child adjustment to pediatric cancer // Journal of Pediatric Psychology. 2007. № 32(4). P. 400-410.
VarniJ.W., Katz E.R., Colegrove R., Dolgin M. Family functioning predictors of adjustment in children with newly diagnosed cancer: A prospective analysis // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1996. V. 37. P. 321-328
Vrijmoet-Wiersma C.M.J., Egeler R.M., Koopman H.M., Lindahl Norberg A., Grootenhuis M.A. Parental stress before, during and after pediatric stem cell transplantation: a review article // Support Care Cancer. 2009. № 17. P. 1435-1443.
Wallander J.L., Varni J.W., Babani L., Banis T.H., Wilcox K.T. Children with chronic physical disorders: Maternal reports of their psychological adjustment // Journal of Pediatric Psychology. 1988. V. 13. P. 197-212.
Walsh F. Normal family processes: Growing diversity and complexity. 4th ed. New York: Guilford Press, 2012. 482 p.
References
Belorukova N.O. Semeinye trudnosti i sovladanie s nimi na raznyh ehtapah zhiznennogo cikla sem'i // Sem'ya: stress, koping, adaptaciya: Problemy psihologii sovladayushchego povedeniya v semejnom kontekste / Otv. red. T.L. Kryukova, M.V. Saporovskaya. Kostroma: Izd-vo KGU im. N.A. Nekrasova, 2003. S. 32-59.
Berebin M.A. K voprosu o terminah, svyazannyh s fenomenologiej psihicheskoj adaptacii // Materialy Sibirskogo psihologicheskogo foruma. 16-18 sent. 2004 g. Tomsk: Tomskij gos. un-t, 2004. C. 341-345.
Vasserman L.I., Bizyuk A.P., Iovlev B.V. Primenenie integrativnogo testa trevozhnosti (ITT) // Novaya medicinskaya tekhnologiya. SPb., 2005. 23 s.
Volikova S.V., Holmogorova A.B., Kalina O.G. Primenenie oprosnika detskoj depressii M. Kovak (CDI): Metodicheskie rekomendacii. M.: MNIIP, 2013. 24 s.
Gushchina T.V. Zashchitnoe i sovladayushchee povedenie v disfunkcional'noj sem'e v period krizisa: Avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. Kostroma, 2005. 25 s.
Klipinina N.V., Enikolopov S.N. Napravleniya issledovanij distressa roditelej detej, prohodyashchih lechenie ot zhizneugrozhayushchih zabolevanij // ZHurnal psihiatrii i klinicheskojpsihologii im. Bekhtereva. 2016. № 1. S. 29-37.
Kuftyak E.V. Issledovanie ustojchivosti sem'i pri vozdejstvii trudnostej // Psihologicheskie issledovaniya: Ehlektron. nauch. zhurn. 2010. № 6 (14). [Ehlektronnyj resurs] URL: http://psystudy.ru (data obrashcheniya: 03.04.16).
Kuftyak E.V. Faktory stanovleniya sovladayushchego povedeniya v detskom i podrostkovom vozraste // Psihologicheskie issledovaniya. 2012. № 2(22). S. 4. [EHlektronnyj resurs] URL: http://psystudy.ru (data obrashcheniya: 27.07.2016).
Suroegina A.Yu., Holmogorova A.B. Psihoehmocional'noe sostoyanie podrostkov i molodezhi, perenesshih tyazheluyu travmu spinnogo mozga, na razlichnyh ehtapah reabilitacii // Konsul'tativnaya psihologiya i psihoterapiya. 2014. № 3. S. 43-65.
Tarabrina N.V. Praktikum po psihologii posttravmaticheskogo stressa. SPb.: Piter, 2001. 272 s.
Hain A.E., Klipinina N.V., Kudryavickij A.R., Nikol'skaya N.S., Stefanenko E.A., Evdokimova M.A. Psihosocial'naya adaptaciya k lecheniyu u detej s tyazhelymi somaticheskimi zabolevaniyami // Voprosy gematologii/onkologii i immunologii v pediatrii. 2014. № 4. S. 56-63.
Hain A.E. Psihologicheskie aspekty transplantacii gemopoehticheskih stvolovyh kletok (TGSK) u detej // Konsul'tativnaya psihologiya i psihoterapiya. 2015. T. 23. № 1. S. 116-125.
Hain A.E. Individual'nye i semejnye faktory psihologicheskoj adaptacii podrostkov c onkogematologicheskimi zabolevaniyami k lecheniyu metodom transplantacii gemopoehticheskih stvolovyh kletok // Konsul'tativnaya psihologiya i psihoterapiya. 2017. T. 25. № 2. S. 94-114. doi:10.17759/cpp.2017250206
Hain A.E., Holmogorova A.B., Ryabova T.V. Uroven' i dinamika distressa v semejnoj sisteme u pacientov podrostkovogo vozrasta, prohodyashchih lechenie v otdelenii transplantacii gemopoehticheskih stvolovyh kletok (TGSK) // Psihologiya
povsednevnogo i travmaticheskogo stressa: ugrozy, posledstviya i sovladanie / Otv. red. A.L. ZHuravlev, E.A. Sergienko, N.V. Tarabrina, N.E. Harlamenkova; Institut psihologii RAN. M., 2016. 496 s. Holmogorova A.B. Biopsihosocial'naya model' kak metodologicheskaya osnova izucheniya psihicheskih rasstrojstv // Klinicheskaya i social'naya psihiatriya. 2002. № 3. S. 97-105.
Holmogorova A.B., Volikova S.V., Sorokova M.G. Standartizaciya oprosnika «Semejnye ehmocional'nye kommunikacii» // Konsul'tativnaya psihologiya i psihoterapiya. 2016. T. 24. № 4. S. 97-125. doi:10.17759/cpp.2016240405 Holmogorova A.B., Garanyan N.G., SHajb P., VirshingM. EHmocii i psihicheskoe zdorov'e v social'nom i semejnom kontekste (na modeli somatoformnyh rasstrojstv). // Medicinskaya psihologiya v Rossii: ehlektron. nauch. zhurn. 2011. № 1. [Ehlektronnyj resurs] URL: http:// medpsy.ru (data obrashcheniya: 10.05.2017). Ehidemiller EH.G., Dobryakov I.V., Nikol'skaya I.M. Semeinyi diagnoz i semeinaya psihoterapiya:Ucheb. posobie dlya vrachei i psihologov. 2-e izd., ispr. i dop. SPb.: Rech', 2006. 352 s.
EhjdemillerEh.G., Yustickis V.V. Psihologiya i psihoterapiya sem'i. 4-e izd., pererab. i dop.
SPb.: Piter, 2008. 672 s. Brennan P.A., Hammen C., Katz A.R., LeBrocque R.M. Maternal depression, paternal psychopathology and adolescent diagnostic outcomes // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 2002. V. 70. P. 1075-1085 Jobe-Shields I., Adelfer M.A., Barrera M., Vannata K., Carrier J.M., Phipps S. Parental depression and family environment predict distress in children before stem cell transplantation // Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics. 2009. V. 30. P. 140-146
Holland J.C., Breibart W.C., Butow P.N., Jacobsen P.B., Loscalzo M.J., McCorkle R.
Psycho-Oncology. Oxford Univ. Press, 2015. 864 p. Lindahl-Norberg A., Lindblad F., Boman K.K. Coping strategies in parents of children
with cancer // Social Science and Medicine. 2005. Vol. 60 (5). P. 965-975 Marcus J. Psychosocial issues in pediatric oncology // The Ochesner Journal. 2012. Vol. 12. P. 211-215.
McCubbin H.I., McCubbin M.A., Thompson A.I., Han S.V., Allen C.T. Families under stress: What makes them resilient? // Journal of Family and Consumer Sciences. 1997. V. 89. P. 2-11.
Patel Sunita K., Mullins Wendy, Turk Anne, Dekel Noya, Kinjo Christine and Sato Judith K. Distress screening, rater agreement, and services in pediatric oncology // Psycho-Oncology. 2011. Vol. 20. P. 1324-1333. Patenaude A.F. Psychological impact of bone marrow transplantation: current perspectives // The Yale Journal of Biology and Medicine. 1999. Vol. 63. P. 515-519. Patenaude A.F., Kupst M.J. Psychosocial functioning in pediatric cancer // Journal of
Pediatric Psychology. 2005. Vol. 30 (1). P. 9-27. Phipps S., Dunavant M. et al. Brief report: Patterns of Distress in Parents of Children Undergoing Stem Cell Transplantation // Pediatric Blood Cancer. 2004. № 43. P. 267-274.
Phipps S., Dunavant M, Lensing S., Shesh N. R. Psychosocial Predictors of Distress in Parents of Children Undergoing Stem Cell or Bone Marrow Transplantation // Journal of Pediatric Psychology. 2005. №30 (2). P. 139-153.
Robinson K.E., Gerhardt C.A., Vannata K., Noll R.B. Parent and family factors associated with child adjustment to pediatric cancer // Journal of Pediatric Psychology. 2007. № 32(4). P. 400-410.
VarniJ.W., Katz E.R., Colegrove R., Dolgin M. Family functioning predictors of adjustment in children with newly diagnosed cancer: A prospective analysis // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1996. V. 37. P. 321-328
Vrijmoet-Wiersma C.M.J., Egeler R.M., Koopman H.M., Lindahl Norberg A., Grootenhuis M.A. Parental stress before, during and after pediatric stem cell transplantation: a review article // Support Care Cancer. 2009. № 17. P. 1435-1443.
Wallander J.L., Varni J.W., Babani L., Banis T.H., Wilcox K.T. Children with chronic physical disorders: Maternal reports of their psychological adjustment // Journal of Pediatric Psychology. 1988. V. 13. P. 197-212.
Walsh F. Normal family processes: Growing diversity and complexity. 4th ed. New York: Guilford Press, 2012. 482 p.
Сведения об авторах
Хаин Алина Евгеньевна - заведующая отделением клинической психологии, Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева, khain.alina@gmail. com
Холмогорова Алла Борисовна - доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией клинической психологии и психотерапии, ФМИЦПН им. В.П. Сербского Минздрава России; декан факультета консультативной и клинической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет, kholmogorova@yandex.ru
About authors
Khain Alina E. - head, Clinical Psychology Department, Dmitry Rogachev National Medical Research Center of Pediatric Hematology, Oncology and Immunology, khain.alina@gmail.com
Kholmogorova Alla B. - Dr. in Psychology, professor, head, Department of Clinical Psychology and Psychotherapy, Faculty of Psychological Counseling, Moscow State University of Psychology and Education, kholmogorova@yandex.ru