Научная статья на тему 'Детская библиотека и образование: пути взаимодействия'

Детская библиотека и образование: пути взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2177
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ЧТЕНИЮ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ОБРАЗОВАНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ЧИТАТЕЛЬ-ШКОЛЬНИК / ПОИСКОВО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CHILDREN'S LIBRARY / INFORMATION AND EDUCATIONAL ACTIVITIES / INVOLVEMENT IN READING / INFORMATION SUPPORT OF EDUCATION / SUPPLEMENTARY EDUCATION / SELF-EDUCATION / CREATIVE PERSONALITY / INFORMATION AND EDUCATIONAL NEEDS / SCHOOL-READER / SEARCH AND CREATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халитова Т. А.

Кардинально изменяющаяся система образования, переход на развивающее обучение всех звеньев: от дошкольного до высшего и послевузовского образования, необходимость заниматься непрерывным образованием в течение всей жизни включает в эту систему и детские библиотеки, способствуя их модернизации. С точки зрения определения реальных границ понятия «библиотека и образование» важна общепринятая трактовка образования как процесса и результата усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Роль библиотек в процессах образования определяется тем, насколько и какими именно путями они могут: содействовать реализации программ основного (базового) и дополнительного образования; обеспечивать приобретение знаний вне рамок образовательных учреждений систематическим, целенаправленным и соответствующим индивидуальным и групповым потребностям своих пользователей способом. Руководствуясь таким подходом к информационно-образовательной деятельности детских библиотек можно выделить в ней три направления: привлечение к чтению (формирование культуры чтения, информационных и образовательных потребностей), информационная и документальная поддержка основного общего образования (сопровождение учебных программ, расширение и углубление учебного процесса), разработка и реализация программ дополнительного образования (поддержка самообразования, формирование общей культуры, информационной, экологической культуры и пр.). Современная деятельность детских библиотек по указанным выше направлениям имеет непосредственное отношение к процессу образования, позволяет создать условия для воспитания творческой личности, реализации права ребенка на информацию, вырабатывает навыки критического мышления и самооценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN'S LIBRARY AND EDUCATION: WAYS OF INTERACTION

The undergoing constant change of the system of education, the transition to the developed education of all the links: from the pre-school to the higher and postgraduate education, the necessity to be engaged in the continuous education the whole life long includes also the children's libraries in this system, contributing to their modernization. From the point of view of the notion «the library and the education», the generally accepted interpretation of the education is very important as a process and a result of mastering the classified knowledge, skills and abilities. The role of libraries in the educational process is very important, it is necessary to know how they can: contribute to the realization of the general and continuing education; ensure the acquisition of knowledge outside educational institutions, using the systematic, targeted way which meet individual and group needs of their users. Applying this approach to information and educational activities of the children's libraries you can evolve three directions: the involvement in reading (a culture of reading, information and educational needs), the information and documentary support of the general education (the support training programs, the broadening and deepening of the educational process), the development and implementation of the supplementary education programs (support of self-education, formation of general culture, information, environmental culture, etc.). Current activities of the children's libraries are directly related to the educational process, which allows you to create the conditions for the education of a creative personality, implement a child's right for information, develops critical thinking skills.

Текст научной работы на тему «Детская библиотека и образование: пути взаимодействия»

УДК 37

ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ПУТИ ВЗАИМОДЕИСТВИЯ

2010 Т.А.Халитова

Самарская государственная академия культуры и искусств

Статья поступила в редакцию 30.03.2010

Кардинально изменяющаяся система образования, переход на развивающее обучение всех звеньев: от дошкольного до высшего и послевузовского образования, необходимость заниматься непрерывным образованием в течение всей жизни включает в эту систему и детские библиотеки, способствуя их модернизации. С точки зрения определения реальных границ понятия «библиотека и образование» важна общепринятая трактовка образования как процесса и результата усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Роль библиотек в процессах образования определяется тем, насколько и какими именно путями они могут: содействовать реализации программ основного (базового) и дополнительного образования; обеспечивать приобретение знаний вне рамок образовательных учреждений систематическим, целенаправленным и соответствующим индивидуальным и групповым потребностям своих пользователей способом. Руководствуясь таким подходом к информационно-образовательной деятельности детских библиотек можно выделить в ней три направления: привлечение к чтению (формирование культуры чтения, информационных и образовательных потребностей), информационная и документальная поддержка основного общего образования (сопровождение учебных программ, расширение и углубление учебного процесса), разработка и реализация программ дополнительного образования (поддержка самообразования, формирование общей культуры, информационной, экологической культуры и пр.). Современная деятельность детских библиотек по указанным выше направлениям имеет непосредственное отношение к процессу образования, позволяет создать условия для воспитания творческой личности, реализации права ребенка на информацию, вырабатывает навыки критического мышления и самооценки.

Ключевые слова: Детская библиотека, информационно-образовательная деятельность, привлечение к чтению, информационная поддержка образования, дополнительное образование, самообразование, творческая личность, информационно-образовательные потребности, читатель-школьник, поисково-творческая деятельность.

Современные социально-экономические условия, сложившиеся в российском обществе, формируют потребность в активной творческой личности, способной к саморазвитию и самоактуализации, умеющей конструктивно работать в проблемных ситуациях, сочетать профессиональную компетентность с гражданской ответственностью, обладать должным мировоззренческим кругозором и нравственным сознанием, готовую гибко вписаться в систему новых социальных и производственных отношений. В связи с этим возрастает потребность в разработке возможных путей формирования у учащихся общеобразовательных школ поисково-творческой деятельности, служащей реальной основой потенциального творчества в последующем профессиональном становлении. Развитие этой деятельности школьников становится важным направлением работы и педагогов и детских библиотекарей, о чем подробно говорится в нашей предыдущей статье1.

Халитова Татьяна Алексеевна, директор Централизованной системы детских библиотек г.Самара, аспирант кафедры библиографии. E-mail: CMSDB&rambler. ru

Халитова Т.А. Роль детской библиотеки в развитии поисково-творческой деятельности учащихся начальной

Вместе с тем, требует более детального рассмотрения вопрос о месте детской библиотеки в современном образовательном пространстве. Кардинально изменяющаяся система образования, переход на развивающее обучение всех звеньев: от дошкольного до высшего и послевузовского образования, необходимость заниматься непрерывным образованием в течение всей жизни включает в эту систему и библиотеки, обслуживающие детей и юношество, способствуя их модернизации. В этом прослеживается общемировая тенденция в решении образовательных проблем общества, связанных с расширением практики непрерывного образования и самообразования, содействием школьному и вузовскому образованию.

Существует как чрезмерно расширительная, так и необоснованно суженная трактовка понятия «библиотека и образование». В первом случае имеется в виду, что практически вся работа библиотеки по предоставлению пользователям документов может считаться реализацией ею своей образовательной и культурно-просветительской функций. В соответствии с другой, неправомерно суженной трактовкой содержания понятия «библиотека и образование» оно соот-

школы // Известия Самарского научного центра РАН. - 2008. - № 2 (октябрь - декабрь). - С.70 - 74.

носится лишь со сферой так называемого формального или регулярного образования, где библиотеки в той или иной степени способствуют реализации учебных программ. С точки зрения определения реальных границ понятия «библиотека и образование» важна общепринятая трактовка образования как процесса и результата усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В достижение основной цели современного образования - «интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией»2 вносит существенный вклад информационно-образовательная деятельность библиотек. Она, как и другие виды педагогической деятельности, направлена на передачу младшим поколениям накопленных человечеством культуры и опыта, на формирование личности, способной свободно самоопределяться в социокультурном пространстве ценностей. При определении роли библиотек любого типа в процессах поддержки образования важным является, какими путями библиотеки могут «содействовать реализации программ основного образования и обеспечивать приобретение знаний вне рамок учебных заве-дений»3. В соответствии с таким подходом к информационно-образовательной деятельности детских библиотек выделяются три направления. Раскроем содержание каждого из них.

Первое направление связано с ролью чтения, его проблемы встают сегодня в один ряд с важнейшими государственными задачами защиты и обеспечения безопасности российской национальной культуры. Детство - важнейший период жизни для читательской деятельности. На этом этапе ведущую роль играют возрастные факторы развития, они обусловливают временное повышение склонности человека к чтению, вызывая повышение внутренних возможностей психического созревания именно в данном направлении и благодаря ему. По мнению специалистов, если в раннем возрасте возникают пробелы в развитии, в том числе в читательском развитии ребенка, то они никогда не могут быть полностью восполнены4. На читательское развитие влияет окружающая среда, большую роль в нем могут сыграть детские библиотеки. Перед библиотекой сегодня как никогда остро встала задача быть двигателем

2 Бубекина Н.В. Размышления об образовательной функции библиотек // Библиотековедение. - 2000. -№5. - С. 34.

3 Осипова И. Библиотека и образование (к постановке проблемы) // Библиотековедение. - 1999. - №1. - С. 24.

4 Олефир С.В. Библиотека для детей и образование: опыт и задачи // Читай-город: Вып.2. - Екатеринбург: 2002. - С. 33.

идеи чтения в новое поколение, «наиболее полно использовать культурный потенциал различных видов литературы, культурно-развивающей среды детской библиотеки, накопленного опыта педагогических технологий, творческих возможностей читателей-детей»5.

Сегодня библиотеки предоставляют школьникам не только печатные, но и электронные тексты: книги и журналы, энциклопедические и справочные издания, а также полнотекстовые базы данных. Перечисленные виды электронных текстов имеют отношение, прежде всего, к деловому чтению, существует, однако, и опыт использования электронных версий художественных произведений, а также многочисленных развивающих электронных игр.

Влияние электронного текста на ребенка еще недостаточно изучено педагогической и библиотечной наукой. Но опыт работы детских библиотек и публикации ряда педагогов, использующие электронные носители в обучении детей различным предметам, приводят к выводу о необходимости использования и книжного, и электронного текста, обращая внимание на их разное назначение, особенно при обучении. «Если книжный текст более применим для вдумчивого чтения или изучения, компьютерный - для отыскания информации, экстренного получения справок, для распечатки интересующего материала и последующего вдумчивого чтения»6. Специалисты обосновывают необходимость создания электронных версий книг для тех, кто уже вырос без чтения, и кому легче щелкать «мышью», чем листать страницы. Такие книги можно иллюстрировать звуками, «живыми картинками» и т.д., что позволяет уйти от «чистого» электронного текста и использовать мультимедийные возможности компьютеров и созданных с их помощью электронных документов. Вдумчивое, профессиональное применение информационных технологий в детских библиотеках не отвращает детей от чтения, а позволяет найти «возможные способы решения проблем, сохраняя и развивая существующий опыт читательского развития ребенка»7. Одним из возможных способов становится создание в электронном виде библиографических баз данных рекомендательного характера, ярких, иллюстрированных, привлекающих к чтению.

5 Тихомирова И.И. Листать - не кнопки нажимать // Чтение. Общество. Государство: Матер. к Всероссийс. конгрессу в поддержку чтения. - М.: 2001. - С.18.

6 Крынкин В.В. Ю.С.Песоцкий, В.П.Седякин. CD-ROM. Интернет и школьная библиотека: история и современность // Школьная библиотека. - 2001. -№3. - С.42.

7 Дети, компьютер, библиотека: Сб. трудов ведущих специалистов ЛОДБ. - СПб.: 1998. - С.58.

Второе направление раскрывает деятельность библиотек по поддержке общеобразовательных программ дошкольных и общеобразовательных учреждений (начального общего, основного общего и среднего общего образования). Приоритетным для школьной библиотеки как учебной, безусловно, является информационное сопровождение учебных программ. Специализированные детские и публичные библиотеки стремятся к тому, чтобы «опираясь на собственные ресурсы и взаимодействуя с учебными библиотеками и между собой, расширять и углублять рамки учебного процесса»8. Современные детские библиотеки представляют многообразные формы и методы поддержки общеобразовательных программ: организация залов делового чтения, центров информационной поддержки образования, выполнение запросов, связанных с учебными программами, поддержка педагогических коллективов и т.д. В Нижегородской, Саратовской, Мурманской, Пермской и др. областных детских библиотеках созданы медиатеки, ориентированные на самостоятельную работу пользователей с различными видами информации, в том числе с Интернет. В поддержку образовательного процесса предоставляются электронные учебники, справочники, энциклопедии, обучающие и развивающие программы, электронные собрания художественной литературы по программам основного общего образования.

Третье направление очерчивает сферу деятельности по поддержке самообразования, разработке и реализации собственных (в том числе и авторских) программ дополнительного образования, осуществляемых самостоятельно или в кооперации с другими библиотечными и небиблиотечными учреждениями. Приоритеты этих программ по содержанию зависят от социальной роли конкретных библиотек и особенностей их ресурсов. Программы разнообразны по направлениям, уровню содержания, форме составления и способам реализации, возрасту детей и т.д. Часть из них расширяет и дополняет существующие учебные курсы по общеобразовательным предметам: литературе, истории, праву, внеклассному чтению и др. Другие -ориентированы на расширение общих представлений ребенка о мире, родном крае. В качестве приоритетных можно выделить: формирование у пользователей общей, информационной, речевой и пр. культуры, культуры чтения; краеведческие и экологические программы, психологическую поддержку читательской деятельности и т.д. Общей для всех библиотек является деятельность по формированию информационной

культуры пользователя, обучению его навыкам эффективного использования не только печатной, но и электронной информации9.

Формы этой работы также различны: проведение массовых мероприятий для учебных классов школ и дошкольных учреждений; превращение библиотек для детей в региональные центры культуры; создание на их базе бесплатных клубов, кружков, лекториев и т.д. Одним из направлений деятельности в поддержку образования и самообразования является создание детскими библиотеками собственных электронных продуктов: рекомендательных пособий по детской литературе, календарей знаменательных и памятных дат, иллюстрированных каталогов и баз данных, текстов книг для детей в электронном виде. В последние годы появился опыт создания библиотеками Интернет-сайтов, ориентированных на детей и руководителей детского чтения. Для удовлетворения самых разнообразных информационных потребностей удаленного пользователя библиотеки в Интернете размещаются те же библиографические, фактографические, полнотекстовые базы данных, ориентирующие ребенка на ценность книги, чтения, самообразования, что и для своего читателя. Для специалистов библиотек, руководителей детского чтения представляются методические разработки, тексты публикаций сотрудников библиотеки, программы дополнительного образования.

Анализ информационно-образовательной деятельности специализированных детских библиотек по указанным выше трем направлениям показывает, что они тесно взаимосвязаны. Деятельность направлена на воспитание творческой личности, содержание деятельности раскрывает совокупность интеллектуальных, познавательных, мотивационных компонентов. Использование современных средств информационных и коммуникационных технологий направлено на наиболее полное удовлетворение информационно-образовательных потребностей детей и их родителей, на развитие этих потребностей. Такая деятельность реализует право ребенка на информацию и образование и защищает его права в условиях глобальной информатизации общества, позволяет уберечь несформировав-шуюся личность от недостоверной, вредной и агрессивной информации.

Очевидно, что представленные направления не только соответствуют основным позициям библиотечной политики в стране, в частности «Концепции библиотечного обслуживания детей», логично развивают деятельность библиотек в области образования, определенные меж-

8 Осипова И. Библиотека и образование.

- С. 25.

9 Олефир С.В. Библиотека для детей

- С. 36.

дународными документами ЮНЕСКО, но и соотносятся с направлениями реформирования системы образования, определенными Национальной доктриной развития образования в Российской Федерации, Стратегией модернизации содержания общего образования и др. до-кументами10.

Таким образом, библиотеки и образовательные учреждения являются в современном обществе базами для накопления и приобретения знаний, организации непрерывного образования. Их сходство и различия в этой области

обусловлены миссией, целями и задачами каждого. Современная деятельность специализированных детских библиотек позволяет не только прививать определенные навыки и умения, но и формирует систему ценностных ориентаций, вырабатывает навыки критического мышления, самооценки, развивает поисково-творческую деятельность учащихся.

10 Олефир С.В. Библиотека для детей и образование: опыт и задачи // Читай-город: Вып.2. - Екатеринбург: 2002. - С. 38.

CHILDREN'S LIBRARY AND EDUCATION: WAYS OF INTERACTION

© 2010 T.A.Halitova

Samara State Academy of Culture and Arts

The undergoing constant change of the system of education, the transition to the developed education of all the links: from the pre-school to the higher and postgraduate education, the necessity to be engaged in the continuous education the whole life long includes also the children's libraries in this system, contributing to their modernization. From the point of view of the notion «the library and the education», the generally accepted interpretation of the education is very important as a process and a result of mastering the classified knowledge, skills and abilities. The role of libraries in the educational process is very important, it is necessary to know how they can: contribute to the realization of the general and continuing education; ensure the acquisition of knowledge outside educational institutions, using the systematic, targeted way which meet individual and group needs of their users. Applying this approach to information and educational activities of the children's libraries you can evolve three directions: the involvement in reading (a culture of reading, information and educational needs), the information and documentary support of the general education (the support training programs, the broadening and deepening of the educational process), the development and implementation of the supplementary education programs (support of self-education, formation of general culture, information, environmental culture, etc.). Current activities of the children's libraries are directly related to the educational process, which allows you to create the conditions for the education of a creative personality, implement a child's right for information, develops critical thinking skills.

Key word: children's library, information and educational activities, involvement in reading, information support of education, supplementary education, self-education, creative personality, information and educational needs, school-reader, search and creative activity.

o

Halitova Tatiana Alekseevna, Director of Samara centralized system of children's libraries, post-graduate of the Bibliography department. E-mail: CMSDB&rambler. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.