Научная статья на тему 'DESIGN AND TESTING OF AN EXPERIMENTAL MODEL OF A SAFE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE FACULTY (USING THE EXAMPLE OF HERZEN STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY)'

DESIGN AND TESTING OF AN EXPERIMENTAL MODEL OF A SAFE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE FACULTY (USING THE EXAMPLE OF HERZEN STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность / безопасная образовательная среда / компоненты структуры образовательной среды / экспериментальная модель безопасной образовательной среды / safety / safe educational environment / components of structure of educational environment / experimental model of safe educational environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.В. Вилейто, Э.М. Ребко

В статье рассматривается проблема формирования безопасной образовательной среды в образовательной организации, а именно – вопрос проектирования. Представлено обоснование и апробация экспериментальной модели безопасной образовательной среды факультета безопасности жизнедеятельности. На основании анализа нормативно-правой базы, современных тенденций и вызовов нового времени, а также образовательных и программных документов авторы приходят к выводу о необходимости улучшения качества безопасности образовательной среды и поиска результативных форм ее организации. Авторами обоснован термин «безопасная образовательная среда», подробным образом рассмотрены подходы к проектированию безопасной образовательной среды, теоретически и графически представлена сама экспериментальная модель. В апробации модели представлен перечень мероприятий, через которых она была внедрена в практику деятельности факультета. Представлены выводы и результаты экспериментального внедрения описанной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т.В. Вилейто, Э.М. Ребко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АПРОБАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МОДЕЛИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ФАКУЛЬТЕТА (НА ПРИМЕРЕ РГПУ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА)

The article deals with a problem of creating a safe educational environment in an educational organization, namely the issue of design. Substantiation and approbation of an experimental model of a safe educational environment of the Faculty of Life Safety. Based on the analysis of the regulatory framework, current trends and challenges of modern times, as well as educational and program documents, the authors conclude that it is necessary to improve the quality of the safety of the educational environment and search for effective forms of its organization. The authors substantiate the term “safe educational environment,” consider in detail the approaches to designing a safe educational environment, theoretically and schematically present the experimental model itself. The approbation of the model presents a list of activities through which it was introduced into the practice of the faculty. The conclusions and results of the experimental implementation of the described model are presented.

Текст научной работы на тему «DESIGN AND TESTING OF AN EXPERIMENTAL MODEL OF A SAFE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE FACULTY (USING THE EXAMPLE OF HERZEN STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY)»

УДК 378.147

Vileito T.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University (Saint Petersburg, Russia), E-mail: vileito@mail.ru

Rebko E.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University (Saint Petersburg, Russia), E-mail: elvira_rebko@mail.ru

DESIGN AND TESTING OF AN EXPERIMENTAL MODEL OF A SAFE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE FACULTY (USING THE EXAMPLE OF HERZEN STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY). The article deals with a problem of creating a safe educational environment in an educational organization, namely the issue of design. Substantiation and approbation of an experimental model of a safe educational environment of the Faculty of Life Safety. Based on the analysis of the regulatory framework, current trends and challenges of modern times, as well as educational and program documents, the authors conclude that it is necessary to improve the quality of the safety of the educational environment and search for effective forms of its organization. The authors substantiate the term "safe educational environment," consider in detail the approaches to designing a safe educational environment, theoretically and schematically present the experimental model itself. The approbation of the model presents a list of activities through which it was introduced into the practice of the faculty. The conclusions and results of the experimental implementation of the described model are presented.

Key words: safety, safe educational environment, components of structure of educational environment, experimental model of safe educational environment

Т.В. Вилейто, канд. пед. наук, доц., Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: vileito@mail.ru

Э.М. Ребко, канд. пед. наук, доц., Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: elvira_rebko@mail.ru

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АПРОБАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МОДЕЛИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ФАКУЛЬТЕТА (НА ПРИМЕРЕ РГПУ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА)

В статье рассматривается проблема формирования безопасной образовательной среды в образовательной организации, а именно - вопрос проектирования. Представлено обоснование и апробация экспериментальной модели безопасной образовательной среды факультета безопасности жизнедеятельности. На основании анализа нормативно-правой базы, современных тенденций и вызовов нового времени, а также образовательных и программных документов авторы приходят к выводу о необходимости улучшения качества безопасности образовательной среды и поиска результативных форм ее организации. Авторами обоснован термин «безопасная образовательная среда», подробным образом рассмотрены подходы к проектированию безопасной образовательной среды, теоретически и графически представлена сама экспериментальная модель. В апробации модели представлен перечень мероприятий, через которых она была внедрена в практику деятельности факультета. Представлены выводы и результаты экспериментального внедрения описанной модели.

Ключевые слова: безопасность, безопасная образовательная среда, компоненты структуры образовательной среды, экспериментальная модель безопасной образовательной среды

Актуальность определяется рядом обстоятельств. Современная образовательная среда становится сегодня все более активной и стремительно развивающейся в соответствии с новыми вызовами как самого времени, так и современного общества. Система высшего образования наиболее подвержена динамичным изменениям и ни у кого не вызывает сомнения, что приоритетом любой образовательной организации выступает безопасность и безопасная образовательная среда. Вопросы, связанные с ее формированием в любой образовательной организации, являются приоритетными и направлены на реализацию национальных интересов Российской Федерации.

Федеральный закон «О безопасности» от 28.10.2010 № 390-Ф3 присваивает понятию «безопасность» следующее значение: «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства» [1].

Государственная политики в области безопасности образования отражена в статье 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» «Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения» [2].

Образовательные учреждения сталкиваются с необходимостью улучшить качество безопасной образовательной среды, определить наиболее результативные формы и модели её создания. Это вызывает потребность в глубоком осмыслении самого термина "безопасная образовательная среда" в контексте университета и требует значительного преобразования структуры и функционала модели безопасной образовательной среды учебного заведения.

Цель исследования: разработка и апробация (частичная) экспериментальной модели безопасной образовательной среды (на примере факультета безопасности жизнедеятельности (ФБЖ) Герценовского университета).

Задачи исследования: 1) проанализировать понятие безопасной образовательной среды (БОС) в современных условиях развития образования;

2) обосновать научные подходы по проектированию БОС педагогического вуза;

3) разработать структурную модель БОС и теоретически обосновать, частично апробировать и представить выводы и результаты по ее внедрению.

Научная новизна состоит в том, что авторами обоснован термин «безопасная образовательная среда» с позиции безопасности, которая является важнейшим условием существования образовательной среды как таковой; предложена экспериментальная модель БОС; определены подходы к проектированию экспериментальной модели.

Теоретически обоснована и схематично представлена экспериментальная модель БОС в одном из учебных подразделений педагогического университета на основе деятельностного, личностного, модульного, системного, системно-де-ятельностного, средового, формирующего подходов, которые были классифицированы в ходе проектирования модели и определили основу построения безопасной образовательной среды образовательной организации. Ключевым подходом

в спроектированной модели является системный подход, который обеспечивает эффективное функционирование всех ее компонентов.

Практическая значимость определяется тем, что разработана и внедрена в образовательный процесс ФБЖ Герценовского университета экспериментальная модель безопасной образовательной среды, являющаяся ориентировочной основой для деятельности по ее организации и внедрению в образовательную среду высшей школы.

Новый формат предложенных и внедренных в результате апробирования модели мероприятий, проектов, форм организации волонтерской и педагогической деятельности может быть использован в практике образовательной организации по формированию всех элементов среды и повышению их результативности (здоровьесберегающей, информационно-безопасной, социально-безопасной, физически и др. безопасных сред).

В ходе работы над исследованием были применены теоретические и эмпирические методы. Теоретические: анализ нормативно-правовой, учебной, научной, методической литературы, аналитических докладов и научных статей по проблематике исследования. Эмпирические методы исследования: констатирующий и формирующий эксперименты по внедрению БОС, анкетирование, моделирование, обработка данных по качественным и количественным показателям, статистический подсчет.

Результаты исследования

1. Результаты анализа понятия безопасной образовательной среды в современных условиях развития образования.

Центральным понятием нашего исследования выступает понятие безопасной образовательной среды. В этом смысле важно обратиться к трактовке понятия «образовательная среда».

В.А. Ясвин определяет образовательную среду как систему взаимосвязанных элементов в образовании, а В.В. Рубцов определяет образовательную среду как «форму сотрудничества (коммуникативного взаимодействия), в рамках которого создаются особые виды общности между учащимися и педагогами, а также между самими обучающимися [3, с. 9].

Педагогический терминологический словарь [4] трактует понятие «образовательная среда» как часть образовательного пространства, «зону взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов».

ГЮ. Авдиенко отмечает, что образовательная среда - это социальное и пространственно-предметное окружение конкретного учреждения образования с установленными нормами межличностных, воспитательных и обучающих систем» [5].

Исходя из различных трактовок данного понятия, нами был сделан вывод, что «безопасность» является важнейшим условием существования образова-

Таблица 1

Классификация подходов, определяющих основу построения безопасной образовательной среды (БОС)

Название подхода Сущность подхода Разработчики подхода Взаимосвязь с БОС

Деятельностный Деятельностный подход в образовании предполагает, что учащиеся должны активно участвовать в процессе обучения. Этот подход помогает развивать у учащихся навыки критического мышления, решения проблем и коммуникации Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л. [8] Активное применение приемов и методов в обучении безопасности жизнедеятельности с целью эффективного формирования знаний,умений и навыков по безопасности и культуре безопасного поведения

Модульный Модульный подход в образовании представляет собой организацию учебного процесса на основе разделения учебного материала на небольшие самостоятельные модули или блоки Станкевич П.В., Абрамова С.В., Бояров Е.Н. [8] Разработка учебного плана (плана обучения) с учетом модульного подхода - объединения в модуль тем единого содержания. Распределение материала по безопасности в соответствующие модули, исходя из направлений безопасности

Личностный Этот принцип предполагает, что учителя должны учитывать индивидуальные особенности каждого ученика при планировании уроков и выборе методов обучения Мудрик А.В. [9] Персонифицированный подход при изучении вопросов безопасности, планирование обучения по безопасности жизнедеятельности с учетом индивидуальных особенностей целевых групп обучающихся

Системный Этот подход предполагает, что все эти элементы взаимосвязаны и влияют друг на друга. Цель системного подхода -обеспечить эффективное функционирование всей системы образования, а не только отдельных ее частей Аршинов В.И., Новикова Л.И., Селиванов Н.Л. [9] Рассмотрение безопасности жизнедеятельности как системы, требующей взаимосвязи отдельных компонентов. Единичные и отдельные знания о безопасности не могут привести к высоким результатам обучения. Все направления безопасности тесно взаимосвязаны

Системно-деятельностный Методологический подход, основанный на принципах системного мышления и активного участия обучающихся в образовательном процессе. Методология, которая предполагает активное участие учащихся в процессе обучения Выготский Л.С., Ананьев Б.П, Гальперин В.Я., Эльконин Д. [10] Обучающиеся должны не только получать знания по безопасности жизнедеятельности, но и уметь применять их на практике, анализировать, синтезировать и оценивать информацию. Иначе знания о безопасности становятся пассивными и не выполняют свою изначальную функцию - применение и защиту

Средовой Средовой подход в образовании - это методология, которая подчеркивает важность окружающей среды (физической, социокультурной, педагогической) для обучения и развития учащихся Мануйлов Ю.С. [10] Безопасная образовательная среда, в которой реализуется образовательный процесс, сопутствует эффективному формированию необходимых знаний и умений

Формирующий Обучение не только предоставляет информацию, но и помогает учащимся развивать свои способности и навыки. Формирующее обучение может быть как индивидуальным, так и групповым и может включать в себя различные методы, такие как дискуссии, проекты, эксперименты и т. д. Гликман И.З., Кочетов А.И., Лихачев Б.Т., Филонов Г.М. [11] Обучение безопасности жизнедеятельности направлено на использование приемов и методов защиты в повседневности. В процессе обучения могут быть применены индивидуальные или групповые формы обучения безопасности

тельной среды как таковой. Если безопасность образовательной среды будет нарушена в каком-либо аспекте, она не сможет функционировать и решать свои цели и задачи.

Так, Алексеев С.В. раскрывает понятие «безопасность образовательной организации», рассматривая ее как «деятельность университета, направленную на обеспечение сотрудникам и студентам вуза комфортных условий жизнедеятельности; на создание условий деятельности (труда, учебы), исключающих возникновения ущерба жизни и здоровью персонала и обучаемых в процессе нахождения в университете» [6, с. 9].

И.А. Баева, описывая в своих трудах концепцию психологической безопасности образовательной среды, рассматривает безопасность образовательной среды как «состояние образовательной среды, свободное от проявлений психического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную

значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников» [7, с. 18]. И.А. Баева отмечает, что «человек может быть психически здоровым только в определенных условиях, таким условием является безопасная образовательная среда» [7, с. 15].

2. Обоснованы научные подходы по проектированию безопасной образовательной среды педагогического вуза.

Важнейшим компонентом самой модели являются теоретико-методологические основания (подходы, принципы, риски, тенденции, идеи и т. п.), на которых базируется целеполагание, определяется структура и содержание, определяются результаты.

Основываясь на идее, что важнейшим методологическим обоснованием любой деятельности и ее организации (в том числе при проектировании безопасной образовательной среды) выступают подходы, мы классифицировали и определили связь подходов с безопасностью образовательной среды (табл. 1).

Таблица 2

Компонент Характеристика Элементы компонента

Нормативно-правовой Нормативно-правовая база Российской Федерации и региона, регулирующая безопасность в образовательных организациях, требования по квалификации персонала и пр. рекомендации на законодательном уровне Нормативно-правовая база России, нормативно-правовая база региона (при наличии), локальная нормативно-правовая документация, СанПины, предписания, рекомендации, инструкции и пр.

Организационно-управленческий Управление системой безопасности в образовательной организации, координация процессов по обеспечению безопасности образовательной среды Система должностной иерархии ответственных за безопасность. Социальное партнерство с правоохранительными и надзорными органами. Взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений

Материально-технический Оснащение здания образовательной организации, периметра и внутренней инфраструктуры в соответствии с требованиями законодательства Защищенность здания, прилегающей территории, организация пропускного режима. Техническая оснащенность системами противопожарной безопасности, оснащение антитеррористической безопасности. Информационные стенды и помещения для проведения специализированных занятий, учений и пр.

Психолого-педагогический Образование в области безопасности жизнедеятельности. Формирование культуры безопасного стиля поведения. Обеспечение психологической безопасности Система образования в области безопасности жизнедеятельности. Координация взаимодействия по вопросам безопасности с участниками образовательного процесса. Система воспитания в образовательной организации. Патриотическое и гражданское воспитание. Система психологической поддержки для всех участников образовательного процесса и т. д.

Компоненты структуры образовательной среды

3. Разработана и теоретически обоснована экспериментальная модель безопасной образовательной среды, частично апробирована.

Основываясь на выводах и обобщениях, сделанных ранее, считаем возможным применительно к структурированию безопасной образовательной среды выделить 4 компонента: нормативно-правовой, организационно-управленческий, материально-технический, психолого-педагогический. В табл. 2 нами систематизированы и представлены компоненты с их характеристиками и элементами по каждому из них, которые будут составлять структурно-содержательную основу спроектированной модели.

Экспериментальная модель безопасной образовательной среды, по нашему мнению, является также ориентировочной основой деятельности по ее организации и формированию и включает в себя следующие компоненты: 1) теоретико-методологическая основа: определение подходов, принципов и методов, которые будут использоваться для создания безопасной образовательной среды; 2) целеполагание: определение целей и задач, которые должны быть достигнуты в рамках создания безопасной образовательной среды на факультете безопасности жизнедеятельности; 3) структурно-содержательная часть: определение основных компонентов безопасной образовательной среды и их взаимосвязи друг с другом; 4) проц сс проектирования и реализации: разработка и внедрение механизмов и инструментов для создания безопасной образовательной среды, а также управление этим процессом; 5) результативность модели: оценка результатов внедрения модели и определение ее эффективности в создании безопасной образовательной среды для студентов факультета безопасности жизнедеятельности.

Теория и основы безопасности для построения безопасной образовательной __среды факультета__

Ведущие Ведущие Основные Ведущие Основные

подходы принципы риски тенденции теории

Подходы: деятельностный, личностный, модульный, системный, системно_деятельностный, средовой, формирующий_

ТГ.....

Целеполагание

Структурно-содержательная часть - компоненты безопасной образовательной

среды факультета:

Нормативно- Организационно- Материально- Психолого-

правовой управленческий технический педагогический

о

Процесс проектирования экспериментальной модели и внедрение

,_й_

Результативность: здоровьесберегающая, информационно-безопасная, психологически и физически безопасная, социально и технически безопасная _среда_

Рис. 1. Экспериментальная модель БОС

Библиографический список

Экспериментальная модель безопасной образовательной среды факультета ориентирована на комплексное построение и взаимосвязь (с учетом работы «обратных связей») всех составляющих и компонентов модели, при взаимодействии которых и обеспечивается создание единой безопасной образовательной среды педагогического университета.

4. Представлены выводы и результаты по внедрению экспериментальной модели.

Частичная апробация экспериментальной модели сосредоточена на реализации психолого-педагогического компонента и заключался в участии сотрудников и обучающихся, реализующих социально значимые проекты по тематике безопасности жизнедеятельности в период с 1 января 2023 года по 31 декабря 2023 года. Общее число преподавателей и студентов, задействованных в мероприятиях, составило примерно 82% от всех штатных сотрудников и студентов.

Результаты частичного апробирования модели безопасной образовательной среды факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ имени А.И. Герцена определялись нами по включенности и вовлеченности студентов и преподавателей, в том числе кураторов и содействующих деятельности студенческих объединений, в разнообразные виды проектной деятельности, по самостоятельной разработке и участию обучающихся в мероприятиях различной направленности, по деятельности волонтерских, студенческих отрядов и советов и др.

Реализованные мероприятия осуществлялись по внедрению следующих моделей: 1) мероприятия по гражданственности и патриотизму (263 человека из числа обучающихся); 2) социально значимые проекты (4); 3) участники проектной деятельности по безопасности (123 человека из числа обучающихся); 4) волонтёры (186 человека из числа обучающихся); 5) состоящие в педагогических отрядах (26 человек из числа обучающихся); 6) входящие в студенческий отряд охраны и сопровождения мероприятий (43 человека из числа обучающихся); 7) преподаватели, вовлеченные в деятельность со студентами по какому-либо из отмеченных выше пунктов (72% от общего количества профессорско-преподавательского состава).

Таким образом, нами делаются следующие выводы.

1. Формирование безопасной образовательной среды является важной задачей, которую ставит перед собой государство и общество.

2. Для повышения уровня обеспечения безопасной образовательной среды необходимо искать новые формы и модели организации.

3. БОС формируется в процессе взаимодействия различных компонентов образовательной среды, включая проектирование, организацию, управление и обеспечение.

4. Разработанная модель организации БОС на примере ФБЖ в РГПУ им. А.И. Герцена может служить ориентиром для создания такой среды в других образовательных учреждениях.

5. Системный подход является ключевым для успешной реализации модели БОС и предполагает учет иерархических структур и системных условий образования.

Внедрение разработанной модели обеспечивает создание единой БОС на факультете безопасности жизнедеятельности, которая способствует улучшению качества обучения и обеспечению безопасности студентов и преподавателей.

1. О безопасности. Федеральный закон от 28.10.2010 № 390-ФЗ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/

2. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/552097cad5942f36c9484dbde7ebf92db1f783f3/

3. ЯсвинВ.А. Школа какразвивающая среда:монография).Москва: Институт научной информации и мониторинга РАО, 2010.

4. Педагогический словарь. Москва: Академия, 2005.

5. Авдиенко ГЮ.Психологическоепонятиеобразовательной среды вуза. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010; № 4 (43): 36-38.

6. АлексеевС.В.Безопаснаяшкола:настольнаякнигадляруководителейипреподавателей образовательных учреждений. Санкт-Петербург: СПб АППО, 2013.

7. Баева И.А., Лактионова Е.Б. Основные подходы к раскрытию понятия «Образовательная среда», типология и структура образовательной среды. Педагогическая пси-хология.Санкт-Петербург: Питер, 2010.

8. Ребко Э.М. «Безопасная образовательная среда» и «безопасное образовательное пространство» современного педагогического университета: сущность и содержание. Фундаментальныепроблемыобразованиявобласти безопасностижизнедеятельности. Москва, 2019: 196-200.

9. Исследования образовательной среды в отечественной психологии: от методологических дискуссий к эмпирическим результатам. Известия Саратовского университета. Новаясерия.Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2018; Т. 18, № 1: 80-90.

10. Слободчиков В.И. Структура и состав образовательной сферы. Категориальный анализ. Психология обучения. 2010; № 1: 27-34.

11. Современныйобразовательныйпроцесс:основныепонятия итермины.Москва: Компания Спутник + М.Ю. Олешков, В.М. Уваров, 2006.

References

1. Obezopasnosti.Federal'nyjzakonot28.10.2010 №390-FZ. Availableat: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrya 2012 g. № 273- FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_140174/552097cad5942f36c9484dbde7ebf92db1f783f3/

3. Yasvin V.A. Shkola kakrazvivayuschaya sreda: monografiya). Moskva: Institut nauchnoj informacii i monitoringa RAO, 2010.

4. Pedagogicheskijslovar'.Moskva: Akademiya,2005.

5. Avdienko G.Yu. Psihologicheskoe ponyatie obrazovatel'noí sredy vuza. Psihopedagogika vpravoohranitel'nyh organah. 2010; № 4 (43): 36-38.

6. AlekseevS.V. Bezopasnayashkola:nastol'naya kniga dlya rukovoditelej i prepodavatelej obrazovatel'nyh uchrezhdenij. Sankt-Peterburg: SPb APPO, 2013.

7. Baeva I.A., Laktionova E.B. Osnovnye podhody k raskrytiyu ponyatiya «Obrazovatel'naya sreda», tipologiya i struktura obrazovatel'noj sredy. Pedagogicheskaya psihologiya. Sankt-Peterburg:Piter, 2010.

8. Rebko 'E.M. "Bezopasnaya obrazovatel'naya sreda" i "bezopasnoe obrazovatel'noe prostranstvo" sovremennogo pedagogicheskogo universiteta: suschnost' i soderzhanie. Fundamental'nyeproblemyobrazovaniyavoblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Moskva, 2019: 196-200.

9. Issledovaniya obrazovatel'noj sredy v otechestvennoj psihologii: ot metodologicheskih diskussij k 'empiricheskim rezul'tatam. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya:Filosofiya.Psihologiya.Pedagogika.2018; T. 18,№ 1: 80-90.

10. SlobodchikovV.I.Strukturaisostavobrazovatel'nojsfery. Kategorial'nyjanaliz. Psihologiya obucheniya. 2010; № 1: 27-34.

11. Sovremennyj obrazovatel'nyjprocess: osnovnye ponyatiya i terminy. Moskva: Kompaniya Sputnik + M.Yu. Oleshkov, V.M. Uvarov, 2006.

Статья поступила в редакцию 17.03.24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.