Научная статья на тему 'Деонтологический кодекс (кодекс чести) пенитенциарной службы Франции'

Деонтологический кодекс (кодекс чести) пенитенциарной службы Франции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
814
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕОНТОЛОГИЯ / КОДЕКС / CODE / ЭТИКА / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / PENAL SYSTEM / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / СОТРУДНИК ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ / EMPLOYEE OF PENAL SYSTEM / MEDICAL ETHICS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вотинов А.А., Тимофеева Е.А.

В статье рассматривается понятие деонтологии, дается анализ сложившейся международной практики разработки кодексов этики государственных служащих, исследуются структура и особенности Деонтологического кодекса (кодекса чести) пенитенциарной службы Франции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вотинов А.А., Тимофеева Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деонтологический кодекс (кодекс чести) пенитенциарной службы Франции»

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

начальник ФКОУ ВО СЮИ ФСИН России, кандидат педагогических наук, полковник внутренней службы

заместитель начальника ФКОУ ВО СЮИ ФСИН России по научной работе, доктор педагогических наук, доцент, полковник внутренней службы

Деонтологический кодекс (кодекс чести) пенитенциарной службы Франции

Deontological code (code of honor) of penitentiary service of France

А. А. ВОТИНОВ A. A. VOTINOV

Е. А. ТИМОФЕЕВА E. A. TIMOFEEVA

#

Аннотация. В статье рассматривается понятие деонтологии, дается анализ сложившейся международной практики разработки кодексов этики государственных служащих, исследуются структура и особенности Деон-тологического кодекса (кодекса чести) пенитенциарной службы Франции.

Ключевые слова: деонтология, кодекс, этика, пенитенциарная система, профессиональное обучение, сотрудник пенитенциарной системы.

Abstract. In this article the authors consider the concept of medical ethics and give the analysis of the international development and practice of ethic codes of public servants. They also give the research results on the structure and the features of the Deontological code (the code of honor) of penitentiary service of France.

Key words: medical ethics, code, penal system, vocational education, employee of penal system.

#

Уголовно-исполнительная система России (УИС) переживает сложный, но необходимый процесс реформирования. Согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [1] осуществляются преобразования учреждений и органов ФСИН России, результатом которых станет приведение их деятельности к соответствию международным стандартам. Особое внимание при этом руководством ФСИН России уделяется признанию значимости служения людям и партнерству с общественностью, развитию таких профессионально значимых качеств сотрудников УИС, как ответственность, честность, вежливость, добросовестность. В связи с этим изучение зарубежного опыта в части морально-этического компонента в организации профес-

сиональной деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений, безусловно, является важной составляющей на пути к достижению указанной цели.

Социальная общность (профессиональная макрогруппа) сотрудников правоохранительных органов разных стран мира характеризуется все большим осознанием идентичности их профессиональных проблем. Среди трудно решаемых вопросов:

- проблемы общественного контроля над поведением сотрудников с позиций профессиональной этики;

- низкий статус службы;

- развитие коррупционной составляющей в служебной деятельности сотрудников и т. д.

Умение правильно вести себя в различных ситуациях на службе (в общении с коллегами,

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru

2

осужденными), в быту, уважительно, внимательно относиться к окружающим - все это является важным показателем уровня культуры поведения сотрудника пенитенциарной системы, неотъемлемым атрибутом его профессионального мастерства, отражением его человеческих качеств, нравственной зрелости, духовности.

Под общей культурой личности, как правило, подразумевают уровень развития ее социально важных качеств и степень их реализации в общественно значимой деятельности. В широком смысле культурным называют человека образованного, нравственно и эстетически воспитанного, использующего в своей жизни и поведении накопленный человечеством потенциал (в том числе духовный).

Раздел этики, изучающий проблемы морали и нравственности, называется деонтологией, или деонтологической этикой (от др.-греч. 5sov «должное»). При вынесении оценки совершенному действию деонтология руководствуется его соответствием или несоответствием определенным правилам. Иногда ее называют этикой долга или долженствования, либо этической системой, основанной на правилах поведения, поскольку именно они лежат в основе понятия долга.

Термин «деонтология» введен в научный оборот в 1834 году юристом Иеремией Бента-мом в работе «Деонтология, или Наука о морали» (англ. Deontology or The Science of Morality) для обозначения теории нравственности как науки о морали, нравственных установках, необходимых для карьеры и достижения личного материального благополучия. Он разработал модель науки о нормах профессионального поведения человека, имеющего власть [2].

Впоследствии понятие деонтологии сузилось до характеристики проблем человеческого долга, рассматриваемого как внутреннее переживание принуждения, задающегося этическими ценностями. В настоящее время активно развиваются такие виды (направления) деонтологии, как юридическая, педагогическая, медицинская, воинская и т. д. Однако на деонтологию правоохранительных органов, к сожалению, в России не обращается должного внимания в связи с недопониманием значения этико-деонтологи-ческого аспекта в осуществлении эффективной деятельности правоохранительных органов как социального института.

Между тем в последние годы в мире наметилась тенденция признания этико-деонто-логической стороны профессиональной деятельности сотрудников органов правопорядка в качестве ведущей, определяющей качество и результативность их работы [3].

Стандарты поведения государственных служащих содержатся в специальных нормативных актах, получивших общее название «кодексы поведения государственных служащих». Большинство стран, в том числе европейских, при их принятии шло по общему пути. В основе кодексов, которые можно назвать «кодексами поведения первого уровня», находятся международные акты, отражающие общие принципы поведения госслужащих: Международный кодекс поведения государственных должностных лиц [4], Модельный кодекс поведения для государственных служащих [5]. Стандарты поведения, предназначенные для всех государственных служащих, значительно менее детализированы по сравнению с Нормами этичного поведения служащих исполнительной ветви власти [6]. Кодексы первого уровня задают общие ориентиры и не предназначены для подробной регламентации деятельности чиновников. Их разрабатывает орган, координирующий управление административной этикой, и утверждает, как правило, глава исполнительной власти [7].

Преимуществом основной модели построения кодексов поведения является то, что подобная модель позволяет учесть специфику различных органов и при этом сохранить единство ценностей и этических стандартов государственной службы. Подобный подход с недавнего времени используется и в нашей стране, в частности для уголовно-исполнительной системы. Так, решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21) был одобрен Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих. Ядро данного документа составили Международный кодекс поведения государственных должностных лиц и Модельный кодекс поведения для государственных служащих. На основе Типового кодекса органы исполнительной власти создают собственные кодексы поведения, характерные для своей сферы [7].

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

Правила поведения государственных служащих содержатся в кодексах поведения второго уровня, которые разрабатывают и принимают для своих служащих отдельные органы исполнительной власти. Особенно распространены специальные кодексы поведения для правоохранительных органов [8]. В кодексах поведения служащих министерств, ведомств и т. п. подробно характеризуются проблемные ситуации, с которыми может столкнуться служащий конкретного государственного органа в процессе исполнения своих обязанностей, и содержатся детальные правила поведения в подобных ситуациях.

Интерполом и другими международными организациями на основе обобщения опыта функционирования правоохранительных органов были разработаны Кодекс этики сотрудников правоохранительных органов (Code of ethics for law enforcement officers) и Кодекс поведения сотрудников правоохранительных органов (Code of Conduct for law enforcement officers), которые легли в основу создания национальных этико-деонтологических документов.

В некоторых странах аспекты деонтоло-гической этики закреплены юридически. В качестве примера мы можем привести Положение об этических принципах полицейской службы Великобритании, «Этику полицейского ФРГ», Морально-этический кодекс полицейского США, Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Кодекс деонтологии национальной полиции Франции [9].

Более подробно рассмотрим Деонтологи-ческий кодекс (кодекс чести) пенитенциарной службы Франции. В пенитенциарной системе данной страны работают 34 400 служащих, которых можно условно разделить на 5 групп:

1) начальствующий состав (младший состав и офицеры) - 26 300;

2) сотрудники службы ресоциализации и пробации - 4 200;

3) административный персонал (руководители разного уровня, секретариат, финансово-экономический отдел, кадровая служба) -2 800;

4) технический персонал (специалисты IT-технологий, сферы транспорта, питания, строительства, специалисты) - 600;

5) руководители (директора и заместители пенитенциарных учреждений) - 500 [10].

Обучение всех перечисленных категорий служащих осуществляется в единственном учебном заведении Франции для подготовки пенитенциарных сотрудников - в Национальной административной пенитенциарной школе (L'Ecole Nationale d' Administration Penitentiaire), расположенной в г. Ажан на юго-западе Франции.

Одним из базовых документов, входящих в теоретический курс обучения и регламентирующих профессиональную деятельность сотрудника пенитенциарной службы Франции, является Деонтологический кодекс (далее - Кодекс), который был принят Государственным советом страны. В нем установлены правила, которые обязаны выполнять все сотрудники, а также представители частного или публичного права (принят Декретом Дирекции пенитенциарной администрации № 2010-1711 от 30 декабря 2010 г. и дополнен Декретом № 2016-155 от 15 февраля 2016 г.).

Данный Кодекс состоит из трех разделов, включающих в себя 35 статей.

Первый раздел Кодекса посвящен общим вопросам, касающимся предназначения пенитенциарной системы в государстве. Деятельность пенитенциарной службы направлена на обеспечение общественной безопасности посредством надлежащего, в строгом соответствии с законом, исполнения наказаний в отношении осужденных, а также ресоциализации лиц, отбывших наказания. При этом важное значение уделяется соблюдению прав и законных интересов осужденных. Обеспечивая их охрану и ресоциализацию, пенитенциарная система Франции тем самым защищает государственные институты.

В Кодексе отмечается, что при выполнении своих служебных обязанностей сотрудники пенитенциарных учреждений должны руководствоваться Декларацией прав человека и гражданина, Конституцией, международными соглашениями, в частности Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, и иными нормативно-правовыми актами.

Любое нарушение, установленное Кодексом, наказывается в дисциплинарном порядке, в том числе посредством увольнения. За грубые нарушения служебной дисципли-

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru

4

ны, повлекшие тяжкие последствия, в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом, возможно привлечение к уголовной ответственности.

Во втором разделе изложены положения, касающиеся сотрудников пенитенциарной администрации: глава 1 посвящена общим обязанностям пенитенциарных сотрудников, глава 2 - служебным обязанностям пенитенциарных сотрудников по отношению к осужденным, глава 3 - правам и обязанностям сотрудников, возникающим в системе иерархического подчинения.

В Кодексе указывается на важность профессионального выполнения обязанностей сотрудниками пенитенциарной системы в интересах общества, государства.

«Сотрудники пенитенциарной администрации лояльны к государственным институтам. Они сплочены, беспристрастны и честны, ведут себя достойно в любой ситуации» (ст. 7).

Особое внимание в Кодексе уделяется рассмотрению особенностей поведения сотрудников. Указывается, что сотрудники пенитенциарной администрации должны воздерживаться от любых действий, устных и письменных высказываний, которые бы влияли на безопасность и порядок в учреждениях и службах. Они должны исполнять свои функциональные обязанности таким образом, чтобы не нанести ущерб надлежащему выполнению задач, возложенных на государственную пенитенциарную службу (ст. 9).

Третий раздел посвящен морально-этическим вопросам. В главе 1 говорится о морально-этических правилах взаимоотношений сотрудников пенитенциарной службы с осужденными, в главе 2 - об условиях, допускающих вариативность выполнения служебных обязанностей в зависимости от морально-этических требований, предъявляемых к сотруднику пенитенциарной системы в различных служебных ситуациях.

Морально-этическое содержание Кодекса ориентировано на приоритет общечеловеческих моральных ценностей (гуманизм, милосердие, справедливость, терпимость и др.) и обращено к таким категориям, как достоинство, репутация, сострадание, уважение, моральная поддержка, нравственное поведение, моральная ответственность. Кодекс имеет четко выраженную моральную составляющую еще и

потому, что он оптимально объединяет регулятивные возможности морали и права. Приведем примеры:

- сотрудники пенитенциарной администрации действуют в рамках закона и иных нормативно-правовых актов, выполняют свой долг в соответствии со здравым смыслом, хранят служебную тайну (раздел II, ст. 10);

- при выполнении служебных обязанностей сотрудники пенитенциарной службы обязаны быть взаимно вежливы, оказывать помощь и поддержку (раздел II, ст. 11).

Похожие положения содержатся в российском Кодексе этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы (далее - Кодекс этики), утвержденном приказом ФСИН России от 11.01.2012, № 5:

- сотрудники УИС призваны исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждений и органов УИС (раздел II, п. 8, пп. «а»);

- сотрудники УИС призваны соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения (раздел II, п. 8, пп. «ж»).

В российский Кодекс этики включены наиболее значимые элементы профессионально-этической системы УИС. Вместе с тем он не тождественен самой профессионально-этической системе УИС, так как существенно беднее ее по смысловой нагрузке и, кроме того, основные компоненты профессионально-этической системы ФСИН России представляет в императивной форме, поскольку не дает объяснения и обоснования нормам, содержащимся в нем [11]. Таким образом, Кодекс этики представляет собой сведенные воедино и в установленном порядке легитимизированные этические нормы и принципы деятельности, а также требования к профессионально значимым качествам сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих УИС, складывавшимся на протяжении достаточно длительного периода времени.

Во Франции, согласно Кодексу, в обязанности пенитенциарных сотрудников (раздел II, ст. 15) входит уважение к осужденным и их правам. В отношении осужденных «запрещены любые формы насилия и устрашения, проявление любых форм дискриминации».

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

Недопустимо в общении с осужденными «употребление оскорбительных выражений, обращений на "ты", сквернословия, фамильярности. Те же правила поведения распространяются и на родственников осужденного».

В России в Кодексе этики отсутствуют положения, которые бы регламентировали этический аспект взаимоотношений сотрудников УИС и осужденных. На практике обращение на «ты», сквернословие, фамильярность и даже угрозы как по отношению к осужденным, так и по отношению к сослуживцам - явление допустимое и зачастую не наказуемое со стороны начальствующего состава. Фактически подобная позиция руководителя означает, как минимум, молчаливое согласие с подобным поведением сотрудника, а как максимум - негласное разрешение действовать подобным образом в дальнейшем.

Согласно ст. 19 раздела II Кодекса сотрудник пенитенциарной администрации не может использовать заключенных в личных целях, получать «от них прямо или косвенно подарки или льготы в какой бы то ни было форме; ...не может выполнять никакие просьбы и передачи осужденным, покупать или продавать им продукты или оказывать услуги за их счет; . не может от них получать и передавать им деньги, предметы или какие-либо вещества, кроме случаев, предусмотренных законом; . позволять или упрощать общение между заключенными, а также заключенными и внешним миром, если это не предусмотрено законом». В России аналогичные положения содержатся в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Характерной особенностью Кодекса является то, что в нем значительное место отводится регламентации корреспондирующих прав и обязанностей руководства пенитенциарных служб и подчиненных сотрудников (раздел II). В частности, говорится об ответственности руководителя за отданные приказы, содержатся нормы поведения сотрудника в тех случаях, когда приказ носит явно противозаконный характер. В соответствии со ст. 24 Кодекса сотрудник имеет право не исполнять данный приказ. «Любой сотрудник пенитенциарной администрации должен подчиняться своему непосредственному начальнику, кроме случаев получения явно незаконного приказа или серьезно противоречащего общественно-

му интересу. Если сотрудник сталкивается с таким приказом, то он обязан выразить свое возражение начальнику, отдавшему такой приказ, обращая внимание на противозаконное значение такого приказа. Если приказ остается в силе, но, несмотря на разъяснения и толкования начальника, сотрудник остается при своем мнении, он имеет право не исполнять данный приказ и «при этом обязан незамедлительно сообщить об этом вышестоящему начальнику».

В российском Кодексе этики отсутствуют положения, регламентирующие взаимоотношения руководителей и подчиненных сотрудников. Норма об обязательности исполнения приказа начальника содержится в ст. 34.1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (утв. постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202Л). В данной статье предусматривается возможность неисполнения заведомо незаконного приказа, однако не регулируется порядок дальнейших действий сотрудника в такой ситуации.

Особое внимание в Кодексе уделяется ответственности руководителя за профессиональную подготовку своих подчиненных. Так, пенитенциарная администрация обеспечивает своих сотрудников средствами для необходимого обучения - это первоначальная подготовка при поступлении на службу и переподготовка в дальнейшем.

При этом и сами руководители пенитенциарной администрации обязаны регулярно повышать свой профессиональный уровень, особенно учитывая изменения функциональных обязанностей, пенитенциарной практики (ст. 26).

Таким образом, Кодекс и российский Кодекс этики в конечном счете преследуют одну цель - реализацию функций пенитенциарной системы государства посредством выполнения сотрудниками пенитенциарных служб своих профессиональных обязанностей в строгом соответствии с национальным законодательством.

Однако если обратиться к содержанию данных кодексов, то можно заметить, что Кодекс заметно шире подходит к вопросу морали. В нем помимо сугубо нравственно-этических положений, во многом предопределяющих качество выполнения сотрудником своих профессиональных обязанностей, содержатся

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru

6

нормы, регламентирующие, как было отмечено ранее, права и обязанности сотрудников пенитенциарных служб.

В качестве положительного примера можно отметить ст. 14 Кодекса, посвященную принятию присяги будущими сотрудниками. Этот важнейший атрибут службы в пенитенциарной системе, конечно же, регламентируется и российскими нормативно-правовыми актами (Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утв. постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202Л, и Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утв. приказом Минюста России от 6 июня 2005 г. № 76). Однако в этом вопросе считаем правильным унифицированный подход французского законодателя.

Совершенствование Кодекса этики сотрудника уголовно-исполнительной системы России с учетом зарубежного деонтологического опыта будет способствовать реализации целей Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. ^

1. https://rg.ru/2011/03/08/penitenciariya-site-dok. html.

2. Скакун О. Ф., Овчаренко Н. И. Юридическая деонтология: учебник / под ред. проф. О. Ф. Скакун. Х.: Основа, 1999. С. 13.

3. Яблонская Л. М. Международные стандарты полиции - реализация деонтологического подхода // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 22 (276). С. 37-40.

4. Международный кодекс поведения государственных должностных лиц. Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г. Доступ из СПС «Гарант».

5. Модельный кодекс поведения для государственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11 мая 2000 г. № R (2000)). Доступ из СПС «Гарант».

6. Нормы этичного поведения служащих исполнительной ветви власти. URL: http://www.4uth.gov. ua/usa/russian/government/standards.htm.

7. Красильщиков А. В., Солоухина С. В. Роль правовых норм в формировании морального облика сотрудника уголовно-исполнительной системы. URL: http://izron.ru/articles/problemy-sovremennoy-yuridicheskoy-nauki-aktualnye-voprosy-sbornik-nauchnykh-trudov-p o-itogam-mezhdu/sektsiya-1.

8. Административная этика как средство противодействия коррупции // Московский Центр Карне-ги. 2003. № 4. С. 40.

9. https://ru.wikipedia.org/wiki/Деонтология.

10. Тимофеева Е. А., Белоносов В. О. Особенности профессиональной подготовки кадров для пенитенциарной системы Франции // Вестник Кузбасского института. № 2 (27)/2016. С. 176-183.

11. Павлова Е. В. Профессиональная этика сотрудника уголовно-исполнительной системы. URL: http://novainfo.ru/article/3549.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.