Научная статья на тему 'О правовом регулировании этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовноисполнительной системы'

О правовом регулировании этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовноисполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
574
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОДЕКС / CODE / ЭТИКА / ETHICS / СЛУЖЕБНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / SERVICE BEHAVIOR / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / CIVIL SERVANT / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ / FEDERAL CIVIL SERVANT / СОТРУДНИК УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / EMPLOYEE OF THE PENAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каляшин А.В.

О правовом регулировании этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Каляшин А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the legal regulation of ethics and official behavior of colleagues and federal state civil serving the of criminal-executive system

In the article the author considers the legal acts regulating the issues of ethics and service behavior of civil servants of the Russian Federation, the employees and federal civil servants the penal system. Also he gives examples of the implementations of requirements to the service behavior in Russia and in other developed foreign countries.

Текст научной работы на тему «О правовом регулировании этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовноисполнительной системы»

А. В. КАЛЯШИН A. V. KALYASHIN

старший преподаватель кафедры управления и административно-правовых дисциплин Владимирского ЮИ ФСИН России, кандидат юридических наук, подполковник внутренней службы

О правовом регулировании этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы

On the legal regulation of ethics and official behavior of colleagues and federal state civil serving the of criminal-executive system

Аннотация. В статье анализируются правовые акты, регламентирующие вопросы этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации, сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы, а также рассматриваются примеры внедрения требований к служебному поведению в России и развитых зарубежных странах. В целях унификации этики и служебного поведения всех государственных служащих предлагается вернуться к вопросу их регламентации на законодательном уровне путем принятия кодифицированного акта.

Ключевые слова: кодекс, этика, служебное поведение, государственный служащий, федеральный государственный гражданский служащий, сотрудник уголовно-исполнительной системы.

Annotation. In the article the author considers the legal acts regulating the issues of ethics and service behavior of civil servants of the Russian Federation, the employees and federal civil servants the penal system. Also he gives examples of the implementations of requirements to the service behavior in Russia and in other developed foreign countries.

Key words: : code, ethics, service behavior, civil servant, federal civil servant, employee of the penal system.

Йеятельность Федеральной службы исполнения наказаний находится под пристальным контролем общественности. с этим большое значение имеют такие качества сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), как честность, бескорыстность, беспристрастность, ответственность перед обществом, безусловное уважение к закону. Поэтому одним из приоритетов развития УИС в современной России является реализация требований к служебному поведению указанных категорий служащих

УИС, сформулированных в действующем законодательстве о государственной службе.

В рамках проводимой Президентом Российской Федерации антикоррупционной политики особую актуальность приобрел вопрос о служебной этике и служебном поведении государственных и муниципальных служащих.

23 декабря 2010 года на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции был одобрен Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служа-

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru 10

#

щих [1] (далее - Типовой кодекс), который стал основой для разработки государственными органами и органами местного самоуправления кодексов этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих. С указанного времени начался процесс утверждения кодексов по типовому образцу в федеральных органах государственной власти, а также в органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления.

Типовой кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные (муниципальные) служащие независимо от замещаемой ими должности.

Ранее в целях повышения доверия общества к государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения федеральными государственными служащими и государственными гражданскими служащими субъектов РФ должностных обязанностей, исключения злоупотреблений на федеральной государственной службе и государственной гражданской службе субъектов РФ были утверждены Общие принципы служебного поведения государственных служащих [2]. Общие принципы представляют собой основы поведения, которыми надлежит руководствоваться при исполнении должностных обязанностей: 1) федеральным государственным служащим, 2) государственным гражданским служащим субъектов РФ. При этом лицам, замещающим государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и выборные муниципальные должности, рекомендовано придерживаться данных Общих принципов в части, не противоречащей их правовому статусу.

На основании Типового кодекса приказом ФСИН России утвержден Кодекс этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы [3].

Кодекс основан на положениях:

Конституции Российской Федерации;

Международного кодекса поведения государственных должностных лиц [4];

Модельного кодекса поведения для государственных служащих [5], в задачи которого

входит уточнение норм поведения и честности, которые должны соблюдаться государственными служащими; оказание им помощи в выполнении этих норм; информирование граждан о том, какого поведения они вправе ожидать от государственных служащих (ст. 3);

федеральных законов, нормативных правовых актов РФ, а также на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.

В Кодексе представлены три следующих раздела.

I. Общие положения.

II. Основные принципы и правила служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих.

III. Рекомендательные этические правила служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих.

Многие ученые отмечают положительные результаты внедрения требований к служебному поведению в развитых зарубежных странах. Е. В. Масленникова и Л. Н. Татаринова отмечают: «Зарубежная практика организации государственной службы свидетельствует о позитивных результатах внедрения требований к служебному поведению служащих. Одним из наиболее известных является Моральный кодекс американского общества государственного управления, в котором содержатся принципы поведения служащих» [6].

Э. В. Талапина пишет: «В мировой практике принято закреплять морально-этические требования к государственным служащим в особом Кодексе поведения служащих. Такой Кодекс устанавливает стандарты поведения служащего, отвечающие принципам справедливости, честности, лояльности, прозрачности, ответственности и отчетности» [7].

Российская практика вначале не восприняла опыт принятия поведенческих кодексов, ранее внедряя ряд морально-этических правил поведения непосредственно в законодательство о государственной службе.

Однако в 2001 году в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесен проект Федерального закона «Кодекс поведения государственных служащих Российской Федерации» [8], который должен был ввести понятие надлежащего (добросовестного) служебного поведения, устанавливал его

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2014

нормы и ответственность за их нарушение. В 2005 году законопроект был отклонен [9].

В то же время отечественная практика шла по пути разработки актов, устанавливающих стандарты поведения применительно к отдельным видам государственной службы. Например, ранее в УИС с 2010 года действовал Свод профессионально-этических норм служебного поведения сотрудников УИС [10] (в форме приложения к приказу), по применению которого существовала судебная практика [11]. Свод включал в себя такие разделы как:

Морально-нравственные основы службы в УИС (II);

Антикоррупционное поведение (IV);

Соблюдение сотрудником достойного внешнего вида и формы одежды (V);

Соблюдение профессионально-этических норм по содержанию служебных помещений и своего рабочего места (VI);

Соблюдение профессионально-этических норм в вопросах соблюдения культуры речи (VII);

Профессионально-этические требования к сотруднику-руководителю (VIII);

Ответственность сотрудника перед гражданским обществом и УИС (IX).

Сопоставляя нормотворческую практику в области этики и служебного поведения государственных служащих исполнительных органов государственной власти в России, мы пришли к следующим выводам.

В целом позитивно оценивая идею создания кодексов в исполнительных органах государственной власти России, следует отметить, что данные своды правил за незначительными исключениями идентичны и заимствуют нормы федеральных законов от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [12]; от 25.12.2008 № 273-Ф3 (ред. от 21.11.2011) «О противодействии коррупции» [13]; Указа Президента РФ от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». В связи с этим термин «кодекс» используется по отношению к названию данных нормативных правовых актов условно, так как они по своей сути не являются результатом кодификации, а включение указанного слова в название возможно связано с заимствованием его из актов международного права, на которых он базируется.

В целях унификации этики и служебного поведения всех государственных служащих видится верным вернуться к вопросу их регламентации на законодательном уровне путем принятия кодифицированного акта.^

1. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21)) // Официальные документы в образовании. -№ 36. 2011.

2. Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих: Указ Президента РФ от 12.08.2002 № 885 (ред. от 16.07.2009) // СЗ РФ. - 19.08.2002. № 33. Ст. 3196; 20.07.2009. № 29. Ст. 3658.

3. Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы: приказ ФСИН России от 11.01.2012 № 5 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы» // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2012. № 4. Не нуждается в государственной регистрации (письмо Минюста России от 08.02.2012 № 01/9119-ВЕ).

4. Принят 12.12.1996 Резолюцией 51/59 на 82-ом пленарном заседании 51-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. - URL: http://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/conventions/int_code_of_ conduct.shtml (дата обращения: 14.12.2013).

5. Приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11.05.2000 NR (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих). - URL: http://mil.ru/anti-corruption/docs/more. htm?id=11693781@egNPA (дата обращения: 14.12.2013).

6. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (постатейный) / Д. С. Велиева, Э. Г. Липатов, Е. В. Масленникова и др. / Под ред. Э. Г. Липатова, С. Е. Чаннова. - М.: Юстицинформ, 2006. Комментарий к статье 18.

7. Талапина Э. В. Комментарий к законодательству Российской Федерации о противодействии коррупции (постатейный). - М.: Волтерс Клувер, 2010. Комментарий к статье 2.

8. Пояснительная записка «К проекту Федерального закона "Кодекс поведения государственных служащих Российской Федерации"» // СПС «Кон-сультантПлюс».

9. Постановление Государственной Думы ФС РФ от 09.03.2005 № 1579-IV ГД «О проекте Федерального закона № 85554-3 "Кодекс поведения государственных служащих Российской Федерации"» // СЗ РФ. -21.03.2005. № 12. Ст. 983.

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru 12

#

10. Об утверждении Свода профессионально-этических норм служебного поведения сотрудников УИС: приложение к приказу ФСИН России от 24.05.2010 № 240 (утратил юридическую силу в соответствии с приказом ФСИН России от 11.01.2012 № 4).

11. Кассационное определение Пермского краевого суда от 12.12.2011 по делу № 33-12632 //

Текст определения размещен в Государственной автоматизированной системе РФ «Правосудие». -URL: http://oblsud.perm.sudrf.ru (дата обращения 14.12.2013).

12. СЗ РФ. - 02.08.2004. № 31. Ст. 3215; 28.11.2011. № 48. Ст. 6730.

13. СЗ РФ. - 29.12.2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228; 28.11.2011. № 48. Ст. 6730.

А. В. КУДРЯВЦЕВ A. V. KUDRYAVTSEV

заместитель начальника кафедры организации оперативной работы ВЮИ ФСИН России, доктор юридических наук, доцент, подполковник внутренней службы

А. В. СЕНАТОВ A. V. SENATOV

старший преподаватель кафедры организации оперативной работы ВЮИ ФСИН России, кандидат юридических наук, подполковник внутренней службы

Обеспечение государственной защиты сотрудников УИС

Ensuring of the state protection the penal system employees

Аннотация. В статье представлен обзорный материал о порядке применения мер государственной защиты в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы и их близких. Авторами рассмотрен порядок обеспечения безопасности и связанных с ним мер социальной и правовой защиты, исследуются нормативные правовые акты, данные ведомственной статистики.

Ключевые слова: безопасность, применение насилия, государственная защита сотрудников УИС, подразделения собственной безопасности.

Annotation. The survey material highlights the measure application order of the state protection concerning the staff of the penal system and their close persons. The authors consider the order of ensuring of security measures and the related measures of social and legal protection, regulations. Also, the authors gives the data of departmental statistics.

Key words: safety, application of violence, state protection of employees of the penal, divisions of own safety.

В настоящее время деятельность сотрудников УИС сопряжена с посягательствами на их безопасность, различными угрозами в их адрес, а также их близких. За последние три года на 20,4 % увеличилось количество случаев применения насилия в отношении персонала на территории учреждений в связи с осуществлением ими служебной деятельности [1]. При этом наблюдается не только количественная тенденция роста применения насилия в отношении сотрудников учреждений УИС, но и повы-

шается тяжесть последствий подобных деяний. За этот период на 18,9 % увеличилось число сотрудников, которым был причинен вред здоровью или смерть в результате противоправных действий осужденных. Все это свидетельствует о необходимости применения дополнительных мер для обеспечения безопасности сотрудников УИС, членов их семей и иных лиц, а также сохранности их имущества. В целях создания надлежащих условий для их деятельности Федеральным законом «О государственной защите

13 Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.