Научная статья на тему 'Сотрудник уголовно-исполнительной системы: образ профессии'

Сотрудник уголовно-исполнительной системы: образ профессии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3184
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / PENAL SYSTEM / СОТРУДНИК / EMPLOYEE / ОБРАЗ ПРОФЕССИИ / IMAGE OF THE PROFESSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воронин Роман Михайлович, Киселев Александр Михайлович, Ковальчук Илья Александрович

Человеческая активность неотрывна от целостной, многоуровневой системы представлений о мире, о других людях, о себе и своей деятельности, что убедительно доказано практикой и наукой, в частности, в работах ученого-психолога А. Н. Леонтьева. Исключительно важны процессы сознания, как общие (абстрактные) понятия, так и конкретные представления, относящиеся к профессии, особому виду реализации возможностей и способностей человека, его знаний и умений, его надежд и чаяний, его жизненных устремлений. Представления, связанные с профессией, есть процессы внутренней жизни, стимулирующие интерес к делу, организующие творческие начала, дающие толчок к поиску и, конечно, порождающие замыслы к реализации этой модели. Значительной проблемой системы исполнения наказаний является морально-психологическая готовность и культурная пригодность ее сотрудников нести службу непосредственно в учреждениях, в контакте с осужденными. Вопросы о модели специалиста в данной области, о четких представлениях о моральном, культурном облике сотрудника, о его психологических ресурсах воспринимаются как приоритетные. В данный период развития уголовно-исполнительной системы представления о профессии пересматриваются не только с точки зрения ее классических задач, но и с учетом обновления в деятельности правоохранительных органов, включения инновационных способов в службу исполнения наказаний. Становится очевидной необходимость углубленного взгляда на роль суждений о профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Воронин Роман Михайлович, Киселев Александр Михайлович, Ковальчук Илья Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human activity is inseparable from an integral, multilevel system of ideas about the world, about other people, about themselves and their activities. The above is proved by the practice and science and, in particular, by the works of the famous scientist-psychologist Alexey Nikolaevich Leontyev. General (abstract) concepts and specific representations of the profession, special kind of realization of man’s abilities, his knowledge and skills, his hopes and aspirations, life aspirations are significant. Views related to the profession are the processes of internal life that stimulate interest to the work, organize creativity, give impetus to the search and, of course, generate plans to implement this model. A significant problem of the system of execution of punishment is moral-psychological readiness and cultural appropriateness of its employees to serve in the agencies in contact the convicts. Questions about the model of a specialist in this area, clear ideas about the moral and cultural character of the employee, his psychological resources are perceived as priority ones. Nowadays ideas about the profession are reviewed not only from the point of view of its classical problems, but also with consideration to modernization of law enforcement agencies’ activity, incorporation of innovative methods in penal system. It is evident the necessity for in-depth look at the role of opinions about the profession.

Текст научной работы на тему «Сотрудник уголовно-исполнительной системы: образ профессии»

УДК 343.83

СОТРУДНИК УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: ОБРАЗ ПРОФЕССИИ

Р. М. Воронин, А. М. Киселев, И. А. Ковальчук

Реферат: человеческая активность неотрывна от целостной, многоуровневой системы представлений о мире, о других людях, о себе и своей деятельности, что убедительно доказано практикой и наукой, в частности, в работах ученого-психолога А. Н. Леонтьева. Исключительно важны процессы сознания, как общие (абстрактные) понятия, так и конкретные представления, относящиеся к профессии, особому виду реализации возможностей и способностей человека, его знаний и умений, его надежд и чаяний, его жизненных устремлений. Представления, связанные с профессией, есть процессы внутренней жизни, стимулирующие интерес к делу, организующие творческие начала, дающие толчок к поиску и, конечно, порождающие замыслы к реализации этой модели.

Значительной проблемой системы исполнения наказаний является морально-психологическая готовность и культурная пригодность ее сотрудников нести службу непосредственно в учреждениях, в контакте с осужденными. Вопросы о модели специалиста в данной области, о четких представлениях о моральном, культурном облике сотрудника, о его психологических ресурсах воспринимаются как приоритетные.

© Воронин Р. М., Киселев А. М., Ковальчук И. А., 2017

В данный период развития уголовно-исполнительной системы представления о профессии пересматриваются не только с точки зрения ее классических задач, но и с учетом обновления в деятельности правоохранительных органов, включения инновационных способов в службу исполнения наказаний. Становится очевидной необходимость углубленного взгляда на роль суждений о профессии.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, сотрудник, образ профессии.

Образ профессии в житейском сознании. О каждой профессии существуют житейские представления, некое общественное мнение. Это не очень жесткие суждения, так как профессий много, и отчетливой информацией о том, что они из себя представляют, обладают далеко не все. Таким образом, каждая профессия в воображении людей наделяется образными характеристиками.

В основе мнений, суждений, предрассудков и домыслов в отношении разных профессий лежат престижность, востребованность, образы в кино и литературе и др., то есть ограниченное число признаков или случайные характеристики. Большинство профессий оцениваются по единственному признаку.

Исполнение наказания: служба или профессия? Определение профессии в уголовно-исполнительной системе (УИС) требует оговорок и уточнений. На самом деле профессий в органах исполнения наказаний не так уж мало. Здесь есть и медицинские работники, и педагоги, и психологи, и работники оперативных подразделений, и производственники, и контролеры. Сотрудники, подготовленные для работы в учреждениях, квалифицируются по специальностям «Правоохранительная деятельность», «Юриспруденция», «Тыловое обеспечение», «Психология служебной деятельности». Понятно, что сотрудники данной системы объединены общими целями, задачами и условиями, делегированными им Федеральной службой исполнения наказаний. Дает ли это достаточные основания подвести под общее понятие «профессия» саму службу в системе? Попытки такого рода имеются. Так, автор статьи «Педагогические условия формирования профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов» В. В. Кареев утверждает: «Сотрудник уголовно-исполнительной системы - профессия, имеющая в своей структуре множество специальностей». Тем не менее далее автор использует категорию «профессионально-пенитенциарная деятельность», связывая ее с непосредственной работой с осужденными: «Ведущая особенность профессионально-пенитенциарной деятельности - это социальная, психологическая и воспитательная работа с осужденными».

Определяя образ профессии, будем исходить из того, что ядром всей службы являются учреждения исполнения наказаний, а специфическими субъектами взаимодействия - персонал уч-

реждений и осужденные. Больше всего к задачам, решаемым этой системой, приближены оперативная, режимная службы, психологи и социальные работники, начальники отрядов.

Никто не станет отрицать, что пенитенциарная деятельность - это особенная сфера приложения человеческих сил, знаний, умений и навыков. Представлений о ней разные области общественного сознания демонстрируют немало. Можно дифференцировать научное, религиозное, художественное, административно-организационное, обыденное понимание. У каждого более-менее осведомленного индивидуума существует свой образ пенитенциарного учреждения и человека, работающего в нем.

Обстоятельства, оказывающие влияние на формирование представлений о субъекте пенитенциарной деятельности. Довольно сложно разделить представления о пенитенциарной деятельности и об осужденных. Сотрудники пенитенциарных учреждений осуществляют свою деятельность в окружении людей, совершивших уголовные преступления. Образ сотрудника уголовно-исполнительной системы часто ассоциируется со «скорбными», по словам Петра I, условиями: изолированное пространство, контингент с различными формами психических отклонений, тривиальная субкультура.

Н. Н. Лесовая характеризует условия работы в рамках данной профессии как экстремальные. Представления и взгляды общественности о пенитенциарной сфере, сосредоточиваются вокруг объяснимого отрицательного восприятия колонии, тюрьмы, изолятора. Такому представлению о профессии способствуют разговоры о деформации личности сотрудника УИС.

Приблизительно у 30 % сотрудников в той или иной степени наблюдаются следующие негативные проявления: ослабление дисциплины, понижение морально-нравственного контроля над своим поведением, выражающееся в развязности, вульгарности, пренебрежении служебной этикой, субординацией, отказе от ухода за собой, неопрятности, озлобленности, немотивированной грубости и чрезмерном пьянстве» [1, с. 123].

Образ, сориентированный на реалии жизни. В любой профессии возможны как рост, так и сбои и даже деградация, но нигдетак определенно не формулируется проблема профессиональной деформации, как в сфере исполнения наказания.

Давно замечено, любая профессия накладывает свой отпечаток на человека. Замечательный театральный педагог Б. Е. Захава учил актеров обращать внимание на то, как трудовые навыки отражаются на обычном поведении людей: «Как известно, актеру приходится играть людей самых разнообразных профессий: военных, чиновников, врачей, инженеров, бухгалтеров, рабочих различных специальностей, ученых, колхозников и т. д. Важно подметить в их поведении черты, наиболее характерные именно для данной профессии, и овладеть этими чертами (в движениях, речи, привычках, повадках)». При этом он утверждал, что «элементы внешней характерности», связанные с профессией, сами накладывают отпечаток на внутреннюю жизнь человека.

Какими бы зримыми чертами наделил своего героя актер, если бы ему предложили сыграть сотрудника УИС? Судя по описанию в специальной литературе, довольно непривлекательными.

Вот еще несколько штрихов к портрету сотрудника УИС из пользующегося авторитетом издания: употребление нецензурных выражений при общении с коллегами и контингентом; постоянное использование жаргонных слов; агрессивное отношение к осужденным; нравственное и физическое унижение достоинства осужденных, неспособность к сопереживанию; приверженность к штампам в воспитательной работе с осужденными; грубость [2].

Кроме того, у сотрудников, обладающих властными полномочиями, отмечается чувство вседозволенности, стремление к подавлению воли, чести и достоинства, самодурство, отсутствие умения видеть свои ошибки, вместе с тем чинопочитание и угодничество, нежелание изменяться в позитивном направлении.

На основании публикаций о пресловутой деформации сотрудника воображение рисует что-то близкое к де-виантному типу. Почему значительная часть сотрудников в результате исполнения своих обязанностей теряет моральный облик и опускается внешне? Они этого, «нахватались» от своих подопечных или изначально были склонны уронить чувство собственного достоинства? В любом случае такое представление ставит проблему образа профессии на одно из первых мест. Подчеркиваем, мы говорим не о морально-психологической устойчивости, этике или культуре сотрудника, а именно об осознании роли образа профессии как условия овладения ею [3].

Образ, основанный на идеальных представлениях. Идеал обладает господствующим, верховным положением среди целей, поэтому он способен

подчинять и обусловливать поведение человека в пользу своего содержания. Идеал как сверх ценная идея сосредоточивает в себе величайшую энергию.

Идеальный образ необходим любой профессии. Какой же он, портрет идеального сотрудника пенитенциарной системы? Свод профессионально-этических норм служебного поведения акцентирует внимание на строевой выучке, опрятном внешнем виде, соблюдении формы одежды: тщательно выбрит, аккуратно подстрижен. Идеальный портрет подготовленного физически, аккуратного, подтянутого сотрудника вызывает уважение у коллег и общества. Сотрудник должен быть вежлив и учтив, подавать пример порядочности и тактичности. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений запрещают сотруднику УИС унижать достоинство осужденного: сотрудники учреждений обращаются к осужденным на Вы и т. д.

Идеальный портрет сотрудника УИС лег в основу нашего исследования. Респондентами (приблизительно 165 человек) выступили практические работники учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, обучающиеся в Академии ФСИН России по заочной форме, курсанты первых и четвертых курсов Академии ФСИН России, начальники отделов и управлений УФСИН России, ОФСИН России, ГУФСИН России, проходившие повышение квалификации в Академии ФСИН России, а также группа неофициальных лиц, не связанных со службой в УИС.

В анкету были включены включены следующие составляющие идеального портрета сотрудника УИС: 1) культура, образование, интеллект; 2) знание федеральных законов; 3) осознание себя

представителем исполнительной власти; 4) порядочность, честность, верность закону; 5) сочувствие, доброта, милосердие, сострадание; 6) эмоциональная устойчивость; 7) самообладание, воля, строгость, выдержка, лидерские качества; 8) понимание, терпение; 9) служебно-боевая подготовка; 10) использование инноваций.

Опрошенные считают приоритетными элементами идеального образа культуру, образование и интеллект. Последнее место занимает творческий компонент образа, связанный с использованием в работе новых технологий и творческого подхода. Лица, которые не имеют отношения к УИС, и начальники отделов безопасности указывают на большую значимость этого элемента образа чаще, чем практические сотрудники и курсанты. Такие элементы образа, как сострадание, доброта, милосердие, оказались на одном из последних мест идеального портрета у практических сотрудников уголовно-исполнительной системы и лиц, не имеющих отношения к УИС. Курсанты, которым только предстоит работа в уголовно-исполнительной системе, милосердие и доброту определяют как важные составляющие идеального образа сотрудника пенитенциарной системы, хотя не считают их главными.

Таким образом, профессиональный образ сотрудника уголовно-исполнительной системы связан с условиями отбывания наказания осужденными и потребностями общества в осуществлении прав народа на безопасную и спокойную жизнь. В анкете также раскрывается и отношение к преступному типу личности и совершенным им деяниям. Жестокий, аморальный, вызывающий психологическое напряжение и страх, склонный к девиантному пове-

дению преступник угрожает нормальной жизни людей. Он отбывает наказание. Отсюда жалость, милосердие и сострадание, забота священников, благотворителей, правозащитников, а образ сотрудника УИС формируется в связи с исполнением уголовного наказания в отношении приговоренного к нему за преступление.

Думается, что пункты «сострадание» и «милосердие» показывают не очерствение и жестокость практических сотрудников, а отчетливое понимание того, с кем взаимодействуют. Работающие и не работающие в уголовно-исполнительной системе сходятся в понимании того, что сотрудник УИС в первую очередь осуществляет защиту граждан от преступников. Ощущение безопасности законопослушных граждан обусловлено тем, какой по своему культурному уровню, моральному облику, ценностям и жизненным установкам сотрудник правоохранительных органов. В связи с этим формируется портрет образованного, обладающего волей и целеустремленностью культурного специалиста.

Волевые характеристики как доминанта образа профессии в УИС. Система исполнения наказания реализует, как было сказано выше, одну из функций государства, поэтому сотрудники, начиная от рядовых и заканчивая руководителями самого высокого ранга, на всех этапах своей профессиональной деятельности и в каждой конкретной ситуации олицетворяют государство. Государственная воля представлена обществу, как и отдельным его индивидуумам, нарушившим закон, в лице конкретных исполнителей данной функции власти. Связь с категориями «власть», «сила», «волевые качества» (вспомним понятие «силовые структуры»)

прослеживается в ряде требований к образу сотрудника. Например, в Кодексе чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, действующем в системе УИС, позиционируются дисциплина, строгость, требовательность, собранность, последовательность, решительность. Кроме того, высокий уровень риска и постоянный контроль безопасности требуют самообладания.

Таким образом, большинство задач названной деятельности апеллируют к волевым качествам. Выше говорилось об испытаниях этой непростой профессией, которые выдерживают не все. Почва для деформации (если она изначально не присутствовала в нанятом на работу сотруднике) - низкая нервно-психологическая и моральная устойчивость, неспособность мобилизоваться в трудный момент, страх, отсутствие твердости, терпения, способности к самоотверженным поступкам. Присутствие в характере профессионала УИС несгибаемой воли, железной выдержки, духовной стойкости безусловно. Именно в таком ореоле образ сотрудника правоохранительной системы будет восприниматься адекватным своим задачам, работающим на пользу дела.

По данным нашего опроса, волю и самообладание практические работники ставят на второе место после честности и порядочности, а курсанты самообладание и физический тонус расценивают одинаково в достаточно высоких баллах и ставят на второе место после интеллекта.

Категория «сила» в характеристике сотрудника не означает физическую силу. Рукоприкладство, грубость, жестокость, распущенность есть следствие внутренней слабости. Несомнен-

но, важно внешнее впечатление о физическом состоянии и самочувствии сотрудника. Поддерживать физический и психический тонус можно с уверенностью возвести в ранг профессиональных обязанностей, поскольку вялость и расслабленность воспринимаются осужденными негативно. Однако такой тонус не тождество морального и физического подавления окружающих. Профессиональный образ в пенитенциарной сфере не терпит развязности, распущенности, несдержанности -всех тех качеств, которые указывают на внутреннюю слабость человека, на отсутствие необходимого волевого ресурса, а также эмоционального, интеллектуального, речевого, культурного самоконтроля. Думать, что грубость как форма пренебрежения общепринятыми нормами воспринимается в качестве превосходства или преимущества, есть глубокое заблуждение. Наоборот, внутренняя выдержка, беспристрастность, умение найти нужные слова, оставаться вежливым и спокойным свидетельствуют о моральном и культурном превосходстве, об умении держать ситуацию под контролем, о способности владеть собой в любых обстоятельствах.

Как видим, разделить образ профессии и духовного-психологический ресурс личности нельзя: образ не сам по себе, он, как было сказано выше, порождение внутреннего мира человека.

Утверждение, что образ может подрывать или укреплять человеческие силы, не оригинально. Тем не менее анализ его в контексте волевого ресурса, присущего сотруднику, как необходимого профессионально свойства открывает перспективный взгляд на формирование профессиональных качеств. Как ни в какой другой деятель-

ности, здесь нужно осознать себя автором своего профессионального образа.

Волевые качества не только характеризуют образ, но и становятся условием активной работы над собственной личностью. Необходимо развить в себе способность к преодолению препятствий. Сложная работа подвергает характер человека испытаниям и учит в этих обстоятельствах быть твердым, искать и находить правильные решения. Результат проявления таких свойств - примерное исполнение службы, чувство собственного достоинства, понимание масштаба личных возможностей.

Профессия - это постоянная работа над собой: «управлять другими -управлять собой». Кто не умеет контролировать свои поступки, тот мало преуспевает в делах влияния на других.

Как воспринимается мой образ со стороны? Что значит «планировать» впечатление о себе? Как «подать» себя? Как «поставить» себя? Как «заявить» о себе, чтобы сознательно управлять отношениями в мире людей, с которыми ты сотрудничаешь? Что конкретно нужно делать для этого? Такие вопросы приводят к осознанию образа профессии как мотива, как психологического инструмента.

Образ профессии - один из важных элементов профессионального сознания: благодаря ему знания о профессии, суждения и отношения объединяются в единую структуру, наделяются позитивно окрашенным отношением, приобретают эстетический фон. Образы пенитенциарных профессий содержат в себе много противоречий. И гуманизм, и героизм, и мужество, и уважение к осужденным, и терпеливость, и строгость, и самодисциплина, и знания

законов и человеческой психологии, и культура - тут присутствует все. Образ профессии дает целостное представ-лене, которое может оформиться в отдельный учебный предмет или раздел уже существующих.

Кроме того, важно уделить внимание данной проблеме еще по одной причине. Образ имеет не только познавательную, но и эстетическую природу -отсюда его привлекательность, что особенно важно, потому что с ней сегодня связана проблема осознанного выбора пенитенциарной профессии. Перестройка специального образования в системе ФСИН России, приближение его к непосредственным задачам системы, особое отношение современного поколения к своему положению в социальной стратификации -все эти обстоятельства побуждают поднять образ профессионала на достойную высоту.

Необходимость идеального образа в сфере исполнения наказаний признается всеми категориями опрошенных. Обращает на себя внимание то, что декларируемые в этико-правовых кодек-

сах гуманизм, сострадание, милосердие к осужденному занимают одно из последних мест в шкале ценностных характеристик образа сотрудника пенитенциарной системы во всех группах. Значит ли это, что воплощение идеального образа требует смещать приоритеты в подготовке профессионала в сторону формирования волевых качеств, способности диагностировать личность в беседе, общего развития, закалки?

Список литературы

1. Сборник методических материалов по организации воспитательной работы в учреждениях УИС Вологодской области. Вологда, 2001. С. 123.

2. Андреев О. А., Алексеева М. И. Профессиональная этика сотрудника уголовно-исполнительной системы : учеб. пособие. Владимир, 2007. С. 50-51.

3.Чурилова И. А. Психологическое обеспечение служебного соответствия курсантов образовательных учреждений ФСИН России // Человек: преступление и наказание. Рязань, 2010. № 2. С. 134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.