Научная статья на тему 'ДЕМОНСТРАЦИОННОЙ ЭКЗАМЕН ПО КОМПЕТЕНЦИИ «ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ»: ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ'

ДЕМОНСТРАЦИОННОЙ ЭКЗАМЕН ПО КОМПЕТЕНЦИИ «ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ»: ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОНСТРАЦИОННОЙ ЭКЗАМЕН / ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боронилова И.Г.

Представлены результаты инновационного педагогического опыта организации практической подготовки студентов к демонстрационному экзамену по компетенции «Дошкольное воспитание». Показаны основные результаты достижений организации практико-ориентированной подготовки студентов в системе высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Боронилова И.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMONSTRATION EXAM ON THE COMPETENCE "PRESCHOOL EDUCATION": THE EXPERIENCE OF ORGANIZING PRACTICAL TRAINING OF STUDENTS AT THE UNIVERSITY

The results of innovative pedagogical experience in organizing practical training of students for a demonstration exam on the competence of "Preschool education" are presented. The main results of the achievements of the organization of practice-oriented training of students in the higher education system are shown.

Текст научной работы на тему «ДЕМОНСТРАЦИОННОЙ ЭКЗАМЕН ПО КОМПЕТЕНЦИИ «ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ»: ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ»

УДК 373.24

Ирина Геннадьевна Боронилова

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа,

Россия boronilova@mail.ru

ДЕМОНСТРАЦИОННОЙ ЭКЗАМЕН ПО КОМПЕТЕНЦИИ «ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ»: ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

СТУДЕНТОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Аннотация. Представлены результаты инновационного педагогического опыта организации практической подготовки студентов к демонстрационному экзамену по компетенции «Дошкольное воспитание». Показаны основные результаты достижений организации практико-ориентированной подготовки студентов в системе высшего образования.

Ключевые слова: демонстрационной экзамен, дошкольное воспитание, дошкольное образование, педагог дошкольного образования, воспитатель, компетенции, педагогическая мастерская

Boronilova Irina Gennadievna

Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmulla, Ufa, Russia,

boronilova@mail.ru

DEMONSTRATION EXAM ON THE COMPETENCE "PRESCHOOL EDUCATION": THE EXPERIENCE OF ORGANIZING PRACTICAL TRAINING OF

STUDENTS AT THE UNIVERSITY

Annotation. The results of innovative pedagogical experience in organizing practical training of students for a demonstration exam on the competence of "Preschool education" are presented. The main results of the achievements of the organization of practice-oriented training of students in the higher education system are shown.

Keywords: demonstration exam, preschool education, preschool education, preschool teacher, educator, competence, pedagogical workshop

В соответствии с социально-экономическими преобразованиями последних лет в нашей стране происходят изменения и в системе как подготовки, так и оценки выпускников среднего и высшего профессионального образования. Современный запрос общества в системе подготовки педагогических кадров - это качественная подготовка педагога, владеющего как теорией, так и образовательными технологиями. Основа этих изменений была обусловлена введением Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС дошкольного образования, ФГОС основного общего образования, ФГОС высшего образования), Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)».

Приоритетами развития дошкольного образования в настоящее время являются: повышение его качества, стандартизация содержания, формирование профессиональных компетенций у педагогов, индивидуализация образовательных траекторий, соответствие современного образования технологическому развитию общества. [3].

Такие серьезные изменения потребовали и от нас переосмысления концепции подготовки современного педагога дошкольного образования в университете. В подготовке современного педагога дошкольного образования на базе кафедры дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВО БГПУ им. М. Акмуллы перед нами встала проблема: как в

соответствии с современными требованиями подготовить компетентного педагога дошкольного образования?

Одним из перспективных направлений было определено следующее: подготовка современного педагога возможна на базе мастерских «Педагог дошкольного образования и «Дошкольное воспитание» с использованием инфраструктуры и оборудования данных ресурсов, обновлении рабочих программ базовых дисциплин с целью использования на практических занятиях заданий на знание и использование современных методик и технологий дошкольного воспитания, свободное (опережающее) использование современного интерактивного оборудования.

Одной из новых форм аттестации (как промежуточной, так и итоговой) в современной системе высшего педагогического образования становится внедрение демонстрационного экзамена.

Демонстрационный экзамен - это форма аттестации студентов-выпускников. Данная форма отличается от традиционного экзамена. К демонстрационному экзамену предъявляются такие требования, как: определение компетенций аттестуемых в процессе выполнения моделируемых реальных педагогических задач (заданий) и независимая оценка сформированных компетенций экспертами из числа представителей работодателей (как правило, из числа руководителей образовательных организаций). Таким образом, использование модели демонстрационного экзамена в процедурах промежуточной и итоговой аттестации студентов позволяет реализовать идею независимой оценки качества подготовки педагогических кадров.

Первый опыт подготовки студентов к новому формату аттестации стало участие в 2016 год в г. Стерлитамак Республики Башкортостан в Региональном Чемпионате Ворлдскиллс. Так, студентка 1 курса института педагогики, кафедры дошкольной педагогики и психологии БГПУ им. М. Акмуллы Попова Эльвира, обучающаяся по программе бакалавриата по направлению Психолого-педагогическое образование , профиль Дошкольное образование приняла участие вне конкурса в Региональном Чемпионате «Молодые профессионалы» по стандартам Ворлдскиллс по компетенции Дошкольное воспитание . Подготовкой студента руководила старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии Валеева Л.Ю. Данный опыт позволил как заложить систему практико-ориентированной подготовки студентов на базе мастерской, так и повышения квалификации педагогов, обучения экспертов демонстрационного экзамена из числа преподавателей и работодателей.

В 2017 год в Уфе прошел II региональный чемпионат «Молодые профессионалы». От БГПУ им. М. Акмуллы принимала участие студентка 1 курса института педагогики Басырова Полина бакалавриата по направлению «Психолого-педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование» по компетенции Дошкольное воспитание . Данная студента заняла 2 призовое место.

В 2018г. было принято решение о проведении промежуточной аттестации студентов 4 курса профиля «Дошкольное образование» по типу демонстрационного экзамена. Преподавателями кафедры дошкольной педагогики и психологии были разработаны практико-ориентированные задания, критерии оценки. Также были назначены эксперты из числа руководителей дошкольных образовательных организаций г. Уфы и Республики Башкортостан. 16 студентов выпускного курса профиля «Дошкольное образование» успешно сдали промежуточную аттестацию по типу демонстрационного экзамена. По результатам каждый участник получил сертификат с количеством баллов.

Приказ о создании мастерских Ворлдскиллс выходит в БГПУ им. М. Акмуллы 14 ноября 2019 г. На кафедре дошкольной педагогики и психологии совместно с колледжем БГПУ им. М. Акмуллы начинается подготовительная работа по открытию мастерской по компетенции «Дошкольное воспитание»: определены помещения мастерской и площадки демонстрационного экзамена, проводится ремонт, закупка оборудования, оснащение, обучение экспертов, разрабатывается документация.

25.09.2020 г. в институте педагогики прошло торжественное открытие мастерской по компетенции «Дошкольное воспитание». Для организации практико-ориентированной подготовки студентов и проведения демонстрационных экзаменов были созданы все необходимые условия: прошли обучение 2 эксперта с правом проведения региональных Чемпионатов (Главные эксперты), подготовлено 8 экспертов демонстрационного экзамена из числа работодателей (заведующие и старшие воспитатели дошкольных образовательных организаций) и 7 экспертов из числа преподавателей колледжа и кафедры дошкольной педагогики и психологии БГПУ им. М. Акмуллы.

Для организации практической подготовки студентов к сдаче демонстрационного экзамена нами определены и реализуются основные направления деятельности мастерской по компетенции «Дошкольное воспитание»:

- современная инфраструктура мастерских - база для обучения и организации самостоятельной работы студентов профиля «Дошкольное образование»;

- взаимодействие с работодателями - подготовка экспертов, участие в демонстрационном экзамене;

- подготовка студентов на практических занятиях на площадках мастерской, отработка компетенций и подготовка к участию в демонстрационном экзамене;

- подготовка студентов, показавших наивысшие результаты на демонстрационном экзамене, к участию в Чемпионатах;

- организация стажировочной площадки на базе мастерской для педагогов-практиков дошкольных образовательных организаций, преподавателей и студентов колледжей городов Республики Башкортостан и Российской Федерации;

- профориентация и популяризация профиля «Дошкольное образование» посредством проведения профориентационных экскурсий для школьников на базе мастерской, а также проведение профессиональных проб;

- республиканская площадка для повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов по компетенции «Дошкольное воспитание». [1,2].

Таким образом, на базе мастерской «Дошкольное воспитание» созданы условия, предоставляющие возможность для практической подготовки студентов профиля «Дошкольное образование». Ежегодно проводимый демонстрационный экзамен со студентами выпускных курсов является новым форматом подготовки современного педагога на площадке мастерской по компетенции «Дошкольное воспитание». Демонстрационный экзамен позволяет продемонстрировать студентам профессиональные компетенции в соответствии со стандартом высшего образования и профессиональным стандартам «Педагог», владение современными образовательными технологиями с использованием современного интерактивного оборудования и трудовыми действиями в соответствии с профессиональным стандартом педагога.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Боронилова И.Г. Информационно-коммуникационная компетенность как условие подготовки современного педагога дошкольного образования к демонстрационному экзамену World Skills //Актуальные проблемы дошкольного образования: теория и практика. Материалы Национальной научно-практической конференции, посвященной 100-летию дошкольного образования Республики Башкортостан . 2020. С. 336-337.

2. Боронилова И.Г., Галлямова. Я.И. Технология формирования ' ' 4К ' ' компетенций при подготовке будущих педагогов дошкольного образования //Традиции и инновации в национальных системах образования. Материалы V Международной научно-практической конференции. 2021. С. 363-366.

3. Майер, А.А., Богославец, Л.Г. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ: методическое пособие / А.А. Майер, Л.Г. Богославец. М.: ТЦ Сфера.2012. 78 с.

REFERENCES

1. Boronilova I.G. Information and communication competence as a condition for the preparation of a modern teacher of preschool education for the demonstration exam World Skills //Actual problems of preschool education: theory and practice. Materials of the National scientific and practical conference dedicated to the 100th anniversary of preschool education of the Republic of Bashkortostan. 2020. pp. 336-337.

2. 2. Boronilova I.G., Gallyamova. Ya.I. Technology of formation of "4K" competencies in the preparation of future teachers of preschool education //Traditions and innovations in national education systems. Materials of the V International Scientific and Practical Conference. 2021. pp. 363-366.

3. 3. Mayer, A.A., Bogoslavets, L.G. Support of the professional success of a teacher of preschool education: a methodological guide / A.A. Mayer, L.G. Bogoslavets. M.: Shopping center Sphere.2012. 78 p.

Информация об авторах И.Г. Боронилова — кандидат педагогических наук, доцент.

Information about the authors I.G. Boronilova - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.

УДК 378.147

1 2

Галина Михайловна Борщенко , Анна Владимировна Рубцова

12 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-

Петербург, Россия

1 galina. borschenko@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-0399-2813

2 rubtsova_av@spbstu.ru, https://orcid.org/0000-0002-0573-0980

Автор, ответственный за переписку: Борщенко Галина Михайловна, galina. borschenko@yandex. ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ МИКРООБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

Аннотация. В статье представлены основные характеристики концепции микрообучения и указаны причины, по которым ее современная адаптация вузами не является достаточно эффективной.

Ключевые слова: микрообучение, высшее образование

1 2

Galina M.Borschenko , Anna V.Rubtsova

1 2

, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russia

1 galina.borschenko@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-0399-2813

2 rubtsova_av@spbstu.ru, https://orcid.org/0000-0002-0573-0980

Corresponding author: Galina M.Borschenko, galina.borschenko@yandex.ru

THE CONCEPT OF MICROLEARNING IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION LEARNING ENVIRONMENT

Abstract. The article presents the main characteristics of the concept of microlearning and indicates the reasons why its implementation by universities is not effective enough.

Key words: microlearning, higher education

Современные образовательные учреждения, в отличие от своих исторических предшественников, безвозвратно утратили монополию на генерацию и распространение знания. За прошедшие десятилетия серьезными конкурентами в области науки и образования стали исследовательские подразделения бизнес-организаций, центры и курсы дополнительного образования, виртуальные образовательные проекты и библиотеки, отдельные просветители и популяризаторы науки. Безусловно, данный факт положительно сказался на развитии существующих и возникновении новых подходов к обучению.

С точки зрения внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, следует отметить, что повсеместный рост их использования, наблюдавшийся в течение долгого времени, достиг небывалого темпа в условиях пандемии коронавируса COVID-19, вынудившей на значительный срок перенести все образовательные процессы в дистанционно-виртуальную форму.

Обобщая вышеуказанные факторы, обратимся к достаточно новой, но уже набравшей популярность концепции - микрообучению. Актуальность выбранной тематики исследования подчеркивается прогнозируемым дальнейшим ростом темпов развития данной сферы. [1]

Ранние истоки концепции микрообучения можно проследить в идее программированного обучения Б. Скиннера [5]. Также микрообучение можно считать следующим шагом в развитии модульного обучения как ответ на ряд социально обусловленных тенденций и возрастающий уровень цифровизации в сфере образования. Тем не менее, одна из основных проблем, на которую обращают внимание исследователи этого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.