Научная статья на тему 'КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР "РАЗВИВАЕМСЯ ВМЕСТЕ" В СИСТЕМЕ ДЕТСКИЙ САД-ШКОЛА-ВУЗ ПО ПОЛИЛИНГВАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ'

КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР "РАЗВИВАЕМСЯ ВМЕСТЕ" В СИСТЕМЕ ДЕТСКИЙ САД-ШКОЛА-ВУЗ ПО ПОЛИЛИНГВАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ / ПОЛИЛИНГВАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ДЕТСКОГО САДА / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПАРТНЕРСТВО / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабаева Гузель Фагимовна, Чинаева Зиля Мансуровна, Акчулпанова Альфия Ануровна

В статье представлен опыт организации деятельности консультационного центра в дошкольной образовательной организации «Развиваемся вместе» в системе детский сад-школа-вуз по полилингвальному образованию воспитанников в условиях сетевого взаимодействия и партнерства. Описывается и анализируется содержание предметно-пространственной среды консультационного центра дошкольной образовательной организации, лицея и вуза в условиях сетевого взаимодействия и партнёрства, краткая характеристика направлений деятельности, содержания консультационной работы с родителями (законными представителями), педагогами и воспитанниками по полилингвальному образованию в поликультурной среде детского сада - школы. Обосновывается необходимость и механизмы решения проблемы по сохранению и развитию государственных языков Республики Башкортостан и языков народов Республики Башкортостан в сфере образования в условиях полилингвального комьюнити на базе консультационного центра. Исследование особенностей взаимодействия разных национальных языков и культур с русским (башкирским, английским) языком и культурой, разработка и реализация проекта диагностического кластера по билингвизму «Отношение между языком и теорией разума билингвальных детей в полилингвальной среде ДОО». Посредством родного и иностранных языков воспитывается уважение обучающихся к культурным традициям, различиям, к уникальности культуры каждого народа, толерантность, позитивное отношение к отличным проявлениям инокультур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шабаева Гузель Фагимовна, Чинаева Зиля Мансуровна, Акчулпанова Альфия Ануровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSULTING CENTER "DEVELOPING TOGETHER" IN THE KINDERGARTEN-SCHOOL-UNIVERSITY SYSTEM FOR MULTILINGUAL EDUCATION

The article presents the experience of organizing the activities of the consulting center in the preschool educational organization "Developing together" in the kindergarten-school-university system for multilingual education of pupils in the conditions of network interaction and partnership. The article describes and analyzes the content of the subject-spatial environment of the consulting center of a preschool educational organization, lyceum and university in the conditions of network interaction and partnership, the characteristics of the areas of activity, the content of consulting work with parents (legal representatives), teachers and pupils in multilingual education in the multicultural environment of kindergarten - school. The necessity and mechanisms of solving the problem of preserving and developing the state languages of the Republic of Bashkortostan and the languages of the peoples of the Republic of Bashkortostan in the field of education in a multilingual community on the basis of a consulting center are substantiated. Research of the peculiarities of interaction of different national languages and cultures with Russian (Bashkir, English) language and culture, development and implementation of the project of the diagnostic cluster on bilingualism "The relationship between language and the theory of mind of bilingual children in the multilingual environment of preschool education. Through native and foreign languages, students are brought up to respect cultural traditions, differences, the uniqueness of the culture of each nation, tolerance, a positive attitude to different manifestations of foreign cultures.

Текст научной работы на тему «КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР "РАЗВИВАЕМСЯ ВМЕСТЕ" В СИСТЕМЕ ДЕТСКИЙ САД-ШКОЛА-ВУЗ ПО ПОЛИЛИНГВАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ»

Педагогика

УДК 373.3 74

кандидат педагогических наук, доцент Шабаева Гузель Фагимовна

Институт педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа); заведующий Чинаева Зиля Мансуровна МАДОУ Детский сад №264 ГО (г. Уфа);

кандидат педагогических наук, доцент Акчулпанова Альфия Ануровна

Институт педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа)

КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР «РАЗВИВАЕМСЯ ВМЕСТЕ» В СИСТЕМЕ ДЕТСКИЙ САД-ШКОЛА-ВУЗ ПО

ПОЛИЛИНГВАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Аннотация. В статье представлен опыт организации деятельности консультационного центра в дошкольной образовательной организации «Развиваемся вместе» в системе детский сад-школа-вуз по полилингвальному образованию воспитанников в условиях сетевого взаимодействия и партнерства. Описывается и анализируется содержание предметно-пространственной среды консультационного центра дошкольной образовательной организации, лицея и вуза в условиях сетевого взаимодействия и партнёрства, краткая характеристика направлений деятельности, содержания консультационной работы с родителями (законными представителями), педагогами и воспитанниками по полилингвальному образованию в поликультурной среде детского сада - школы. Обосновывается необходимость и механизмы решения проблемы по сохранению и развитию государственных языков Республики Башкортостан и языков народов Республики Башкортостан в сфере образования в условиях полилингвального комьюнити на базе консультационного центра. Исследование особенностей взаимодействия разных национальных языков и культур с русским (башкирским, английским) языком и культурой, разработка и реализация проекта диагностического кластера по билингвизму «Отношение между языком и теорией разума билингвальных детей в полилингвальной среде ДОО». Посредством родного и иностранных языков воспитывается уважение обучающихся к культурным традициям, различиям, к уникальности культуры каждого народа, толерантность, позитивное отношение к отличным проявлениям инокультур.

Ключевые слова: консультационный центр, диагностика речевого развития детей, полилингвальное образование, поликультурная среда детского сада, сетевое взаимодействие, партнерство, преемственность дошкольного и начального общего образования.

Annotation. The article presents the experience of organizing the activities of the consulting center in the preschool educational organization "Developing together" in the kindergarten-school-university system for multilingual education of pupils in the conditions of network interaction and partnership. The article describes and analyzes the content of the subject-spatial environment of the consulting center of a preschool educational organization, lyceum and university in the conditions of network interaction and partnership, the characteristics of the areas of activity, the content of consulting work with parents (legal representatives), teachers and pupils in multilingual education in the multicultural environment of kindergarten - school. The necessity and mechanisms of solving the problem of preserving and developing the state languages of the Republic of Bashkortostan and the languages of the peoples of the Republic of Bashkortostan in the field of education in a multilingual community on the basis of a consulting center are substantiated. Research of the peculiarities of interaction of different national languages and cultures with Russian (Bashkir, English) language and culture, development and implementation of the project of the diagnostic cluster on bilingualism "The relationship between language and the theory of mind of bilingual children in the multilingual environment of preschool education. Through native and foreign languages, students are brought up to respect cultural traditions, differences, the uniqueness of the culture of each nation, tolerance, a positive attitude to different manifestations of foreign cultures.

Key words: consulting center, diagnostics of children's speech development, multilingual education, multicultural environment of kindergarten, networking, partnership, continuity of preschool and primary general education.

Введение. По статистическим данным Минобрнауки РБ действуют 1318 образовательных организаций, 1224 дошкольных образовательных организаций (ДОО), в большинстве которых отмечена острая потребность в кадрах по полилингвальному воспитанию и обучению. Приоритетной проблемой стоит вопрос подготовки компетентного, конкурентоспособного специалиста в динамично меняющихся условиях, способного самостоятельно, творчески решать профессиональные задачи, готового к дальнейшему самообразованию и саморазвитию в поликультурной среде. В настоящее время в системе образования ощущается потребность в специалистах, способных работать в рамках требований Профессионального стандарта «Педагог» и ФГОС ДО и ФГОС НОО в полилингвальных группах ДОО, центрах доп. образования, ЦО «Детский сад - школа». Анализ запросов и дефицитов рынка педагогического труда позволил определить конкретные пути решения проблемы: системное прогнозирование, развитие и демонстрация высокого уровня развития «скиллов»; разработка и апробация инновационных технологий оценки его профессионального мастерства в области полилингвального образования во взаимодействии с семьями воспитанников; разработка и апробация применения форм поддержки и сопровождения роста его профессиональной карьеры; наполнение адаптивных практико-ориентированных образовательных программ «эксклюзивным» содержанием и инновационными технологиями подготовки, интерактивной переподготовки и повышения уровня квалификации педагога в условиях консультационных центров по взаимодействию с родительским сообществом. Налицо противоречие: между актуальной необходимостью осуществлять поликультурное языковое ознакомление детей 5-7 лет и младших школьников в условиях усложнения и динамики задач преемственности и недостаточной методической и технологической разработанностью интерактивного обеспечения этого процесса в консультационно-методических, наставнических центрах для родителей и педагогов. Таким образом, реализация функционирования нашего консультационно-диагностического, методического наставнического центра «Развиваемся вместе» позволит к 2024 году проводить комплексную работу по полилингвальному образованию, до 50% увеличить охват консультационной помощью обучающихся общего, средне-профессионального, высшего образования, педагогических работников и граждан РБ пред пенсионного и пенсионного возраста такими эффективными методами и технологиями подготовки, переподготовки и ПК, как модернизированные конкурсы профессионального мастерства, WS чемпионаты агентства развития навыков и профессии, мастер-классы, вебинары, педагогические форумы, квесты, кейс-сессии, родительское комьюнити и т.д. в условиях консультационно-диагностического, методического наставнического центра «Развиваемся вместе»: ДОО - СОШ - ВУЗ. Несмотря на обилие практических методик в дошкольных организациях России и зарубежных стран, в теоретико-методическом формате аспект функционирования консультационно-диагностического, методического наставнического центра в ДОО в «ДОО - школа - вуз» по полилингвальному образованию воспитанников в

условиях сетевого сотрудничества и партнерства исследован недостаточно. В частности, фрагментарно исследованы педагогические аспекты полилингвального образования, поликультурного языкового развития воспитанников и обучающихся в рамках «ДОО - лицей» и оказания консультационной помощи всем участникам по технологии наставничества. Под поликультурным и полилингвальным подходом понимается амплификация и интегрирование форм, средств и технологий ознакомления с культурными особенностями, ознакомления с речевыми и языковыми особенностями «трилингвизма», которые создают обучающую среду, обеспечивающий формирование у обучающегося толерантности, диалога, сотрудничества, потребностей к познанию иноязычных культур, освоению опыта межкультурных коммуникаций в глобальном информационном поликультурном пространстве.

Изложение основного материала статьи. Перед коллективом проекта стояла задача разработки инновационной технологии универсального использования сетевой формы методического, психолого-педагогического диагностического, консультационного центра д/с № 264 «Развиваемся вместе» ГО г.Уфа РБ РФ и МБОУ Лицей №68, БГПУ им.М.Акмуллы г. Уфа, по полилингвальному образованию воспитанников в системе «ДОО - лицей - ВУЗ». Диагностико-консультационный центр «Развиваемся вместе», созданный в детском саду №264 города Уфы РБ, призван оказывать научно-методическую, диагностико-консультационную поддержку и помощь мамам и папам, ближайшему окружению, воспитателям и учителям, воспитанникам и обучающимся в системе сетевого сотрудничества и партнерства с организациями в полилингвальной среде: МБОУ Лицей №68 экскурсии, посещение школьных помещений, выставок, работа заведующей, старшего воспитателя, воспитателей и родителей в инновационной экспериментальной площадке; эффективная, комплексная подготовка ребенка к обучению в школе; психологическая адаптация к специфике обучения в школе по полилингвальному принципу образования; разработка методического комплекта по полилингвальному образованию в системе ДОО - лицей; «Центр - Журавушка» город Уфа РБ: консультация и псих-пед. помощь по запросу практики, воспитанникам; ФГБОУ ВО «БГПУ им М. Акмуллы» г. Уфа кафедра дош. педагогики и психологии: разработка и внедрение концепции модели полилингвального образования полилингвальных группах «ДОО-лицей» в условиях функционирования городской экспериментальной площадки совместно с НИМЦ на базе консультационно-методического, диагностического центра, подготовка комплекта технологических карт занятий, деятельности по внедрению полилингвального образования «ДОО -лицей»; центр псих.-пед, медицинской и соц. помощи г. Уфа: оказание всевозможной помощи детям, разработка инд. программ обучения для детей с ОВЗ, детям-инвалидам, детям и родителям, попавшим в сложные ситуации (ЛНР, ДНР,) и др.; д/с №257, г. Уфа (проект ознакомления с английским языком и страноведение на основе сетевого сотрудничества с лингвистической академией «Окно в Европу») и др.

По уровню воздействия представленный консультационно-диагностический, методический наставнический центр «Развиваемся вместе»: проект - улучшающий; по области применения - смешанный (организационно-управленческий, псих.-пед., диагностико-развивающий, консультативно-наставнический). Данный формат проекта выполняет интерактивные, сопроводительные, диагностико-наставнические функции консультации, также необходимым является расширение его функций за счет введения научно-методической и психологической и педагогической поддержки-сопровождения по полилингвальному образованию: онлайн-лекторий для мам и пап, дедушек и бабушек (цикл лекций и мастер-классов), обсуждение актуальных задач по обогащению языковой и предметной среды по английскому, башкирскому и русскому языкам ДО и НОО: онлайн и офлайн беседы с родителями, желающими изучать с детьми английский, башкирский и русский языки (Обучающие занятия для детей педагогами и специалистами, групповые помещения, «центр игровой поддержки - Игралочка», реальные музейные экспозиции и виртуальный музей детства «Башкиро-русская гостиная» и др.) [2, 3].

Д/с № 264 город Уфа Республики Башкортостан в сетевом взаимодействии всех участников образовательных отношений реализует направления и формы деятельности, амплификация предметной среды: центр-коворкинг по мультипликации на разных языках, лаборатории развития, кабинеты steam образования дополнительного образования: рисования песком, изо деятельности, лаборатории steam технологии, Наураша, робототехники, бассейн и др.; кабинет психолога, дефектолога, «Интерактивная игралочка», компьютерный класс, в которых созданы комфортные, благоприятные условия для гармоничного становления личности воспитанника. Процессуальная часть деятельности характеризуется системой работы: индивидуальная и совместная работа педагогов и узких специалистов, количественный состав зависит от кадрового состава и уровня квалификации, в соответствии с запросом родительского сообщества.

Представим краткую характеристику ожидаемого результата. Содержательное обеспечение консультационной деятельности всех заинтересованных лиц, супервизоров инновационной площадки образовательных отношений, организованной деятельности и среды образовательными программами, электронными комплектами образовательных материалов по реализации современных методик и технологий образования детей дошкольного возраста (трилингвизм в поликультурной среде ДОО, steam технологии, робототехника, лего-конструирование, мата-талаб, наурляндия и др.), и учебно-методическими комплексами, электронными рабочими тетрадями, виртуальными педагогическими ^тренажерами, гайденс-портфолио, кейсовыми методами, измерительными материалами, фондом оценочных средств, tool box контента видеоматериалов в соответствии с разработанными авторскими технологическими картами занимательных дел с детьми и представителями родительского сообщества с учетом ФГОС ДО/НОО, СаНПиН и др.; апробирование технологии автоматизированной системы обучения средствами информационной инструментальной обучающей среды в сетевом сотрудничестве и партнерстве для воспитателей и представителей родительского сообщества, воспитанников. Выпускники новой полилингвальной группы в нашем проекте в 2021 г. в составе 18 воспитанников были определены в 1 полилингвальный класс лицея в инновационном режиме. Так как изучение английского языка в лицее - как отдельный предмет вводится со 2 класса, были введены курсы в внеурочном формате «Изучение английского языка» и «Изучение башкирского языка», предусмотрено 2 часа недельной аудиторной нагрузки (по 1 часу на каждый из курсов). Он входит в учебный план, проходит после основных уроков 1 раз в неделю длительностью 35 минут. Включает в себя разнообразные формы работы: виртуальные и реальные экскурсии, активное участие по инициативе самих детей в выставках, изучение музейных экспонатов, игровые и занимательные дела, прикосновение к истории, изучение традиций Англии и др. В мае 2021 г. в процессе общего родительского собрания учителя лицея предоставили большой выбор мамам и папам, ближайшему окружению ребенка - направлений внеурочной деятельности. Учитывая актуальность и запрос родительского сообщества, анализ анкет и бесед показал выбор полилингвальной направленности внеурочной группы. В системе «ДОО-лицей» работа выстроена по технологии от простого к сложному, органичное продолжение работы и усложнение задач в динамике изучения английского, башкирского языков от старшего дошкольного возраста до начальной школы. Родительскому сообществу на выбор для удобства представлены материалы в онлайн и офлайн режиме, скачивание по куар-кодам буклеты, презентации о специфике работы с детьми в системе - ДОО - СОШ, раскрывающие особенности взаимодействия с детьми, закрепления материала, материал по тематическим словарям и др. [2]. В соответствии с запросом практики и выполнению гос. задания МИНПРОСРФ, коллективом ученых проекта под руководством ректора «БГПУ им.М.Акмуллы» С.Т. Сагитовым разработано авторское мобильное приложение диагностического инструментария уровня

речевого развития старших дошкольников [1]. В триаде «ДОО - лицей - ВУЗ» апробирована практическая деятельность на базе мастерских и центров развития компетенций по инженерному проектированию и робототехнике и «3-Д моделирование», «^еат-образование», «наураша» и др. В процессе мастер-классов, занимательных дел проектной деятельности опытные педагоги в формате наставничества записывают видео-контент, организовывают закрепление лексических тем по трилингвизму, ознакомление с традициями народов и культур. Проводят динамические паузы, этюдные слово-игры, закрепляют счет, песенки, обогащают пассивный и вводят в словарь активный изученные слова по темам. В системе «ДОО-лицей» вводят так же технические термины по робототехнике в условиях полилингвальной среды. Предлагаются шпаргалки по изучаемой теме для родителей для углубления смыслового понимания лексических тем в условиях семьи. Воспитателями и учителями лицея составлена дорожная карта мероприятий по реализации проекта на базе центра «Развиваемся вместе»: например, методический митап позволил активизировать внимание учителю английского языка на необходимость в полилингвальной группе особо уделять внимание воспитателям на говорение (в умении составлять словосочетания и строить предложения по образцу, развивать диалогическую и монологическую речь). Данные рекомендации имеют педагогическую ценность для планирования работы с воспитанниками детского сада с перспективой на будущее. Научно-методический митап, мозговой штурм на педагогическом совете и прочих мероприятиях позволили организовать оформление перспективного плана и реализацию модели полилингвального образования, включающий и деятельность консультационного центра «Развиваемся вместе» в д/с № 264 и лицея г. Уфы РБ. Нами организована деятельность мастерских по отработке профессиональных проб внеурочной деятельности «Изучение русского языка с применением интерактивного оборудования», «Изучение башкирского языка с применением интерактивного оборудования», «Изучение английского язык с применением интерактивного оборудования» в лицее и в Акмуллинском университете, так же составлены рабочие кластеры-модули программ с учетом преемственности ДО и НОО, определены механизмы решения задач по реализации полилингвального обучения; определены полилингвальные группы в д/с, в лицее, студенческие научные кружки. Проблема кадрового состава и среды в полилингвальных группах для нас был первостепенным и важным. В д/с № 264 г. Уфы работают узкие специалисты - компетентные, владеющие на базовом уровне английским и башкирским языком, а в лицее работают учителя английского и башкирского языков. Все специалисты детского сада полилингвальных групп и учителя лицея прошли курсы повышения квалификации. Представим кратко характеристику построения работы по системе «ДОО - лицей»: преподаватель английского языка из лицея приходит в детский сад 2 раза в неделю в соответствии с сеткой занятия, который в игровой форме организовывает занятия в полилингвальных группах по английскому языку с применением ИКТ. Учитывая запрос родительского сообщества, опыт взаимодействия с данными воспитанниками преподаватель формирует полилингвальный класс в школе из выпускников полилингвальных групп детского сада. По запросу и пожеланий родительского комьюнити, а также рекомендаций воспитателей в вариативную часть программы включены речевые игры, упражнения, интерактивные тренажеры-игры, направленные на изучение лексических тем, формирование представлений о буквах, звучании алфавита по языкам. В рекреациях групп, полилингвальных игровых центрах-студиях детям предлагают раскраски с картинками, буквами. Можно сделать вывод, что выпускники полилингвальных групп успешно социализируются в новых условиях обучения в школе и готовы к изучению иностранных языков. В настоящее время научно-методическая группа проекта, педагоги вуза, лицея и детского сада работают над созданием методических рекомендаций для полилингвального образования в рамках концепции сетевой инновационной площадки в системе «ДОО-лицей».

Выводы. Консультационно-методический центр призван организовать интерактивное взаимодействие диалогового сообщества родительства и педагогов по трилингвизму воспитанников. Информировать общественность об спецификации и значимости образовательной деятельности в условиях поликультурного пространства детства, о функционировании полилингвальных групп в системе «ДОО - лицей», оповещении планируемых мероприятий: мастер-классов для родительского комьюнити, деятельность мастерских, занимательных языковых игр для воспитанников в полилингвальном направлении, пополнении копилки для семьи по трилингвизму. Предполагается положительная динамика степени сформированности у детей 5-7 лет и учеников начальных классов речевых, коммуникативных способностей, интеллектуальных и др. в поликультурной полилингвальной среде. Повышение пед. компетенций родительского сообщества, педагогов ДОО, студентов, магистрантов, аспирантов, пенсионеров (навыки мудрых 65+) по осуществлению полилингвального образования в родительском комьюнити на базе консультационно-методического наставнического центра «Развиваемся вместе» с доступом к дистанционному контенту ресурсов университета «Электронный детский сад», «Просвещение родителей» и др. [2, 3]. Обновленные данные по речевому развитию, языковому портрету современного ребенка Республики Башкортостан. Обобщение и трансляция опыта деятельности научной школы Акмуллинского университета по билингвизму (от 3 до 17 лет). Сохранение и развитие языков РБ. Патент авторской разработки мобильного приложения диагностического инструментария по педагогической диагностике уровня речевого развития старших дошкольников. Разработана и успешно реализована «Структурно-функциональная модель диагностического кластера по билингвизму и трилингвизму в поликультурной среде ДОО - СОШ». Представлены технологии применения регионального компонента в речевом развитии дошкольников и обучающихся школ. Функционируют: «Сетевой электронный детский сад», курсы «Родительское полилингвальное просвещение», Интерактивный консультационный центр для родителей и воспитателей, учителей в условиях онлайн и офлайн ДОО - ВУЗ, платформа lms bspu. Осуществлено сотрудничество и научно-методический обмен опытом, повышение квалификации педагогов на базе учебно-тренировочного центра проф. карьеры и мастерства региона «Территория полилингвального Skills-up» в условиях ВУЗа и д/с 264 г. Уфа, д/с № 257 г. Уфа. Организовано проведение демонстрационного экзамена, апробация профессиональных проб у педагогического и родительского сообщества для работы с воспитанниками в рамках повышения статуса педагогов полилингвальных групп, сохранении и развития гос. языков РБ и языков народов РБ в сфере образования на базе консультационно-методического наставнического центра. Таким образом, процесс сопровождения изучения государственных языков Республики Башкортостан и языков народов Республики Башкортостан по образованию в условиях полилингвального комьюнити в рамках функционирования консультационно-методического центра - возможен. Исследование особенностей сопряжения разных национальных языков и культур с русским (башкирским, английским) языком и культурой, разработка и реализация проекта диагностического кластера в консультационном центре «Развиваемся вместе» в полилингвальной среде ДОО имеет обширное поле для дальнейшего изучения.

Литература:

1. Балабанов, Д.С. Разработка интерактивного приложения для телефона и планшета «тестирование речевого развития и выявление коэффициента общего речевого развития детей / Д.С. Балабанов, Г.Ф. Шабаева, В.И. Яшина, О.Г. Старцева // Актуальные проблемы дошкольного образования: теория и практика: материалы VI Международной научно-практической конференции / ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы», 15 февраля 2022 г., г. Уфа / Отв. ред. Шабаева Г.Ф., Боронилова И.Г. - Уфа: Изд-во «БГПУим.М.Акмуллы», 2022. - 268 с.

2. Шабаева, Г.Ф. Подготовка студентов на базе мастерских world skills russian по ознакомлению с художественной литературой дошкольников в условиях трилингвизма / Г.Ф. Шабаева // Традиции и инновации в национальных системах образования: материалы V Международной научно- практической конференции, 14-15 декабря 2021 г. - Уфа: Издательство БГПУ им. М. Акмуллы, 2021. - 1077 с.

3. Шабаева, Г.Ф. Сетевое взаимодействие по речевому развитию участников образовательных отношений на базе консультационного центра детского сада и ВУЗа / Г.Ф.Шабаева // Проблемы современного педагогического образования. Серия «Педагогика и психология». - Научный журнал. - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 55. - Ч. 5. - С. 240-246

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента, руководитель центра психологической службы Шапиева Аида Сайпутдиновна

ГАОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства» (г. Махачкала);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии и

методики преподавания химии Гумашвили Инга Рамазовна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный);

ассистент кафедры спортивных дисциплин Сайнароева Асет Халитовна

ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет» (г. Магас)

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИЯ

СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. В исследовании был проведен анализ существующих определений «образовательной технологии», в результате которого отмечено, что наиболее оптимальным, исключающим двойственное толкование и путаницу, является следующее определение. Образовательная технология - это модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным созданием комфортных условий для обучающихся и учителя; система, обусловленная целью, задачами, принципами, содержанием, методами и средствами обучения, приводящая к достижению педагогических целей. В прикладном значении технология представляет собой своеобразную пошаговую инструкцию деятельности на основе цели, задач, принципов, методов и средств обучения. При этом если в методиках, как совокупности методов, описывается деятельность преподавателя на занятии, то в образовательной технологии обязательно характеризуется деятельность учеников. На основе проведенного исследования сделан вывод о перспективности применения следующих образовательных технологий: диалоговых технологий обучения, технологий совместного обучения, игровых технологий, технологии case-study, проектно-исследовательской технологии.

Ключевые слова: образовательная технология, студент, преподаватель, диалоговые технологии обучения, технология совместного обучения, игровые технологии, case-study, проектно-исследовательская технология.

Annotation. The study analyzed the existing definitions of "educational technology", as a result of which it was noted that the most optimal, excluding ambiguous interpretation and confusion, is the following definition. Educational technology is a model of joint pedagogical activity for the design, organization and conduct of the educational process with the unconditional creation of comfortable conditions for students and teachers; a system determined by the purpose, objectives, principles, content, methods and means of teaching, leading to the achievement of pedagogical goals. In the applied sense, technology is a kind of step-by-step instruction of activity based on the goals, objectives, principles, methods and means of training. At the same time, if in the methods, as a set of methods, the activity of the teacher in the classroom is described, then in the educational technology, the activity of the students is necessarily characterized. On the basis of the study, a conclusion was made about the prospects of using the following educational technologies: interactive learning technologies, collaborative learning technologies, gaming technologies, case-study technology, design and research technology.

Key words: educational technology, student, teacher, interactive learning technologies, collaborative learning technology, game technologies, case-study, project-research technology.

Введение. Тенденциями современного образования является переход к субъект-субъектному подходу в обучении и использованию активных и интерактивных методов обучения, которые позволяют в полной мере усовершенствовать и развить познавательные, регулятивные компетенции современного молодого человека, добиться хорошего образовательного результата, глубоких предметных знаний. Российская методика обучения социально-гуманитарным дисциплинам пополнятся новейшими разработками, которые воплощаются в новых образовательных технологиях, свежих методических приемах и инструментах. Высшие учебные заведения, оптимизируя образовательную среду, пытаются найти тот срединный путь, который позволит сохранить положительный опыт прошлого, дополнив его современными образовательными технологиями.

В современном образовательном процессе назначение преподавателя заключается не в трансляции знаний, а в управлении процессом их самостоятельного получения, усвоения и дальнейшего использования. С этой целью все чаще и чаще используются методы активного и интерактивного обучения, которые ориентируют на максимальное интеллектуальное вовлечение учащихся в процесс познания мира.

Изложение основного материала статьи. Прежде чем приступить к выявлению особенностей использования современных образовательных технологий в обучения студентов вуза, необходимо остановиться в первую очередь на самом определении образовательной технологии. Здесь надо отметить большое количество определений, которые по-своему отражают основные черты данного методического явления. Необходимо выработать мнение об однозначной трактовке образовательной технологии для целей настоящего исследования.

В образовательном процессе современного вуза используется целый спектр образовательных технологий от традиционных до исследовательских.

Г.В. Селевко выделяет более пятнадцати признаков классификации образовательных технологий. Среди важнейших признаков он выделял следующие:

• философская основа технологии;

• характер применения;

• основной вид социально-педагогической деятельности субъектов и объектов образовательного процесса и др. признаки [10].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.