Научная статья на тему 'ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ФАКТОР СОВРЕМЕННОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ УЗБЕКИСТАНА'

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ФАКТОР СОВРЕМЕННОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобализация / демография / миграция / наука / исследования / демографическая безопасность / семья / воспроизводство / браки / разводы / тенденции / утечка мозгов / образование / здоровье / старение / урбанизация / превентивные меры. / globalization / demography / migration / science / research / demographic security / family / reproduction / marriage / divorce / trend / brain-drain / education / health / aging / urbanization / preventive measures

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максакова Людмила Петровна

В данной статье рассмотрена современная демографическая ситуация Узбекистана в аспектах демографической безопасности. Это актуальное направление исследования, охватывающее понятие демографической безопасности, развернутый анализ демографической ситуации, с выделением основных явлений и тенденций, могущих представлять потенциальные угрозы для демографического развития Республики. Предложены превентивные меры по качественному развитию демографической ситуации и недопущению развития негативных тенденций в перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMOGRAPHIC SECURITY AS A FACTOR OF MODERN STRATEGY OF UZBEKISTAN DEVELOPMENT

In the article demographic situation of Uzbekistan was analyzed in terms of demographic security. Demographic security is a topical line of this research. There is a comprehensive analysis of the current demographic situation, highlighting the main phenomena and trends that could pose potential threats to the demographic development of the country. Preventive measures are proposed to improve demographic situation and prevent negative trends in the future.

Текст научной работы на тему «ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ФАКТОР СОВРЕМЕННОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ УЗБЕКИСТАНА»

Максакова Людмила Петровна,

доктор экономических наук

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ФАКТОР СОВРЕМЕННОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ УЗБЕКИСТАНА

УДК: 314.18

МАКСАКОВА Л.П. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ФАКТОР СОВРЕМЕННОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ УЗБЕКИСТАНА

В данной статье рассмотрена современная демографическая ситуация Узбекистана в аспектах демографической безопасности. Это актуальное направление исследования, охватывающее понятие демографической безопасности, развернутый анализ демографической ситуации, с выделением основных явлений и тенденций, могущих представлять потенциальные угрозы для демографического развития Республики. Предложены превентивные меры по качественному развитию демографической ситуации и недопущению развития негативных тенденций в перспективе.

Ключевые слова: глобализация, демография, миграция, наука, исследования, демографическая безопасность, семья, воспроизводство, браки, разводы, тенденции, утечка мозгов, образование, здоровье, старение, урбанизация, превентивные меры.

МАКСАКОВА Л.П. ДЕМОГРАФИК %АВФСИЗЛИК УЗБЕКИСТОН РИВОЖЛАНИШИ ЗАМОНАВИЙ СТРАТЕГИЯСИНИНГ ОМИЛИ СИФАТИДА

Мак,олада Узбекистондаги мазкур демографик холат демографик хавфсизлик жихатидан куриб чикилган. Бу тадкикотнинг долзарб йуналиши булиб, у демографик хавфсизлик тушунчасини, демографик холатни хар томонлама кенг тахлилини уз ичига олади. Бунда Республика ахолисининг демографик ривожланишига потенциал тахдид солиши мумкин булган асосий ходиса ва тенденциялар алохида ажратиб курсатилган. Демографик ривожланишни сифат жихатдан таъминлаш ва истикболда салбий тенденцияларни ривожланиб кетишини олдини олиш буйича чора-тадбирлар таклиф этилган.

Таянч иборалар: глобализация, демография, миграция, илм-фан, тадкикотлар, демографик хавфсизлик, оила, такрор барпо булиш, никох, ажралиш, тенденциялар, "аклларнинг"окиб кетиши, таъ-лим, саломатлик, кариш, урбанизация, эхтиёт чоралари.

MAKSAKOVA L.P. DEMOGRAPHIC SECURITY AS A FACTOR OF MODERN STRATEGY OF UZBEKISTAN DEVELOPMENT

In the article demographic situation of Uzbekistan was analyzed in terms of demographic security. Demographic security is a topical line of this research. There is a comprehensive analysis of the current demographic situation, highlighting the main phenomena and trends that could pose potential threats to the demographic development of the country. Preventive measures are proposed to improve demographic situation and prevent negative trends in the future.

Key words: globalization, demography, migration, science, research, demographic security, family, reproduction, marriage, divorce, trend, brain-drain, education, health, aging, urbanization, preventive measures

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 3(135)

1. Демографическая безопасность как научная категория.

«Демографическая безопасность» является относительно новым научным термином. Она отражает состояние защищенности государства от демографических угроз, т.е. явлений и тенденций в движении населения, продолжение которых может негативно повлиять на социальную стабильность и устойчивость развития страны. Основные угрозы находятся в сфере воспроизводства, что обусловлено или чрезмерным ростом, или чрезмерным сокращением рождаемости. В первом случае население растет быстрее ресурсов, что чревато увеличением уровня безработицы и бедности. Во втором случае страны оказываются под угрозой депопуляции, т.е. абсолютного сокращения населения, что создает немалые проблемы для рынка труда и социально - экономического развития. Демографические угрозы могут возникать и в случаях повышенной смертности населения, обусловленных эпидемиями и экологическими катастрофами.

В каждой стране демографические угрозы имеют свою специфику, обусловленную уровнем социально-экономического развития, исторически сложившимся типом воспроизводства населения, степенью зрелости института семьи. Многие страны находятся в состоянии депопуляции, деградации института семьи, деформированной структуры населения. Актуальной проблемой становится старение населения, т.е. повышение доли населения 65 лет и старше в общей численности населения. Наиболее интенсивно оно происходит в странах с низким уровнем рождаемости. Так, в Прибалтике и Скандинавских странах на долю населения этих возрастов приходится 20%, в Италии 22%, Монако - 24%, в Японии - 27% [11].

Во многих странах угрозой являются значительные масштабы внешней миграции населения. Чрезмерный миграционный приток населения создает социально - экономические проблемы, а миграционный отток ухудшает качество населения в странах исхода. Как правило, покидают свои страны молодые люди, высокообразованные и профессионально подготовленные специалисты. «Утечка мозгов» в условиях быстро развивающихся технологий создает мировую конкурентную борьбу за квалифицированную рабочую силу.

Очевидно, что долгосрочные стратегии развития, поддержание национальных демографических интересов каждого государства должны опираться на благоприятную демографическую ситуацию. При этом необходимо учитывать специфику демографических угроз.

2. Оценка состояния населения Узбекистана с позиций демографической безопасности. Узбекистан располагает огромным демографическим потенциалом. На начало 2020 года численность населения составила 33,9 миллиона человек [4]. На территории СНГ более высоким потенциалом располагают только Россия (147 млн.) и Украина (42 млн. человек).

Исходя из мирового опыта и потенциальных основных угроз для развития населения, современную демографическую ситуацию в Узбекистане можно расценивать как относительно благоприятную. Причем, за годы независимости она по многим важнейшим показателям заметно улучшилась. Произошли позитивные изменения в воспроизводстве населения. Происходит оптимизация рождаемости. В настоящее время суммарная рождаемость, т.е. число детей, рожденных в расчете на одну женщину за весь репродуктивный период, составляет 2,5 - 2,6 против 4,2 в 1991 г. При этом семья сама определяет, сколько ей иметь детей, а государство создает необходимые условия и предпосылки для реализации выбранного режима воспроизводства. В результате модернизации воспроизводственных процессов младенческая смертность сократилась в республике почти в 3,7 раза, материнская - в 3,4 раза, а средняя ожидаемая продолжительность жизни возросла на 4,5 года. Происходит сокращение мужской «сверхсмертности» За годы независимости отставание мужчин по продолжительности жизни от женщин сократилось на 1,3 года.

В результате оптимизации демографических процессов значительно улучшилась возрастная структура населения. По данным Госкомитета по статистике, удельный вес детей и подростков за 1991-2019 гг. снизился с 43,1 до 30%. Доля населения трудоспособного возраста поднялась с 49,2% до 58,9%. Лица пенсионного возраста составляют 10,6%. Позитивные сдвиги в возрастной структуре населения имеют не только демографические, но и экономические последствия. Как показывает мировой опыт, улучшение возрастной структуры населения открывает сво-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 3(135)

еобразное «демографическое окно» экономических возможностей. При относительно меньшем числе детей страны и конкретные семьи получают возможность вкладывать дополнительные инвестиции, которые могут способствовать ускорению роста ВВП и сокращению бедности.

В свое время такой ситуацией успешно воспользовались страны Сингапур, Гонконг, Бразилия. В настоящее время «демографическое окно» открылось и в Узбекистане. Уже более 10 лет темпы экономического роста здесь существенно обгоняют демографический рост, что является предпосылкой для активизации социально - экономического развития и повышения уровня жизни населения.

Несомненным достижением является сохранение семьи как важнейшей жизненной ценности. Гражданские браки здесь не популярны Уровень внебрачной рождаемости составляет в Узбекистане всего 8,5% [8,с.60], в то время как в Белоруссии 13 -15%, на Украине 21 - 22%, в России 21 - 23%.

Отмеченные позитивные изменения дают основание считать, что в современном Узбекистане сложился наиболее рациональный из всех возможных типов воспроизводства населения в его широком понимании. Современная демографическая ситуация имеет достаточно устойчивый характер с позитивными тенденциями, могущими иметь долговременное значение. Численность населения, его половозрастная структура, соотношение родившихся и умерших, сложившийся режим воспроизводства населения и новые тенденции его изменения свидетельствуют о мощном демографическом потенциале Узбекистана и достаточно больших возможностях развития его в будущем.

Современный Узбекистан имеет относительно стабильную миграционную ситуацию. В результате последовательной реализации государственной политики социального и политического согласия в обществе, миграционный отток значительно сократился. В 2019 г. он составил 10,7 тысяч человек против 39,6 тысяч человек в 2010 году и 66,6 тысяч человек в 2000 году, и нет оснований полагать, что в перспективе он может существенно увеличиться.

В последние годы происходят заметные изменения миграционной политики. Ратифицировано 13 международных Конвенций, произошло Присоединение Республики к Конвенции о защите

прав мигрантов, легализованы частные агентства по трудовой миграции. Принято решение о создании межправительственных рабочих групп по организации трудовой миграции. На уровне Министерства занятости и трудовых отношений создана Комиссия по разработке механизма сотрудничества с мигрантами в вопросах стимулирования инвестиционного потенциала денежных переводов. Наметились организационные сдвиги в управлении миграциями.

Позитивные перемены наметились и в вопросах профессионального обучения потенциальных трудовых мигрантов и организованного экспорта рабочей силы. На государственном уровне решаются вопросы социальной защиты трудовых мигрантов. В частности, издан Указ Президента Республики Узбекистан от 20 августа 2019 года №УП-5785 «О мерах по дальнейшему усилению гарантий защиты граждан Республики Узбекистан, осуществляющих временную трудовую деятельность за рубежом, и членов их семей», предусмамтривающий защиту прав и финансовой поддержке трудовых мигрантов, расширяющий возможности получения ими кредитов, микрозаймов, оплаты страхового полиса. Все это свидетельствует о том, что в Узбекистане происходит достаточно ощутимая модернизация государственной миграционной политики.

3. Потенциальные угрозы и риски для демографической безопасности применительно к Узбекистану.

В настоящее время в Узбекистане ни одна из перечисленных выше угроз для демографической безопасности четко не выражена. Тем не менее, целесообразно возникающие проблемы и негативные тенденции, которые в будущем могут усиливаться. При рассмотрении негативных явлений и тенденций с точки зрения безопасности, целесообразно выделить следующее.

- Утрата интеллектуального потенциала республики во внешних миграционных процессах. Это происходит по двум каналам: выезд населения с переменой постоянного места жительства (ПМЖ) и трудовые миграции.

В миграциях на ПМЖ1 республика традиционно теряет квалифицированные кадры, т.к. в численности эмигрантов традиционно доля образованного и профессионально обученного населения на 12-15 пунктов выше, чем у

1 Постоянное место жительства (ред.).

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 3(135)

иммигрантов. В 90-х годах за счет миграционного оттока Республика потеряла значительную часть профессионалов своего дела, специалистов, ученых, высококвалифицированных рабочих кадров. Даже спустя годы эти последствия еще достаточно ощущаются в дефиците преподавательских и инженерных кадров, высококвалифицированных врачей, среднего медицинского персонала, работников науки, культуры.

И сейчас выезд молодежи на учебу в дальнее зарубежье нередко происходит с прицелом на ПМЖ. Современные эмиграционные потоки захватывают часть национальной элиты. В условиях глобализации риски утраты квалифицированных национальных кадров могут усилиться.

Следует отметить, что попытки сдерживания утечки мозгов были предприняты еще в начале 90-х годов, когда стало очевидным, что многие молодые люди, выехавшие в зарубежные страны на учебу или работу, не возвращаются обратно. Был создан Фонд «Умид», через который направляли молодежь на обучение за рубеж, при условии возвращения на родину и работы в государственных структурах. Такие специалисты в 90-х годах были успешно использованы в государственных структурах и в академических институтах.

В последние годы эти процессы не только активизировались, но и наполнились новым содержанием. Началом такого поворота миграционной политики стала встреча в Нью-Йорке Президента Узбекистана Ш.М.Мирзиёева с соотечественниками, выехавшими в США (2018 г.). В 2018 году в целях содействия масштабным реформам создан Фонд «Буюк Келажак», а при нем Экспертный Совет, объединивший специалистов - профессионалов в различных направлениях деятельности, в 2019 году - Фонд «Эл-Юрт-Умиди». Они нацелены на обеспечение Республики высококвалифицированными и конкурентоспособными на мировом рынке труда специалистами, налаживание тесного взаимодействия с соотечественниками, имеющими большой научный потенциал ведущими свою профессиональную деятельность за рубежом.

В трудовых миграциях риски утечки мозгов представляются более значительными из-за масштабности явлений. Так, в 2018 году зарубежная эмиграция на ПМЖ составила всего 23 тысяч человек, в то время как, по данным Министерства занятости и трудовых отношений, числен-

ность трудовых мигрантов составила 2,6 млн. человек или 8% всего населения Республики.

В странах исхода массовой трудовой миграции имеют место неоднозначные последствия. С одной стороны, они сглаживают безработицу и имеют экономические эффекты в виде денежных переводов трудовых мигрантов, составляющие около 10% от ВВП. С другой стороны, эмиграция несет качественные потери для национального рынка труда. Узбекистан ежегодно в результате трудовой миграции теряет специалистов с высшим и средним специальным образованием. Кроме того, происходит трансформация ценностей у молодёжи, поскольку на местах трудоустройства мигранты, имеющие профессии и специальности, используются на неквалифицированных работах. А это молодые люди, которым в этом возрасте необходимо утверждаться в профессии, строить свою карьеру и расти в своем профессионализме.

Важнейшими направлениями современной миграционной политики в Узбекистане становится сдерживание масштабов трудовой миграции и создание стимулов снижения оттока квалифицированной рабочей силы. Однако высокая вероятность утечки мозгов из Республики сохраняется, что противоречит стратегии модернизации экономики и ускорения экономического роста.

- Качественное ослабление системы образования. Качество профессиональной подготовки, особенно в системе высшего образования, становится одной из важных мировых проблем. Истоком ее является падение уровня школьного обучения и подготовки сегодняшних абитуриентов, отмеченное многими западными и отечественными исследователями.

В Узбекистане качество образования тоже падает. Об этом свидетельствуют отмечаемые международными и отечественными экспертами относительно низкие оценки молодых специалистов в местах трудоустройства, высокая доля выпускников ВУЗов, работающих не по специальности, недостаточные навыки самостоятельной работы, полученные в процессе обучения [10, с. 24-31].

Национальная система высшего образования Республики в целом является достаточно продвинутой и гибкой, однако не в полной мере адаптированной к условиям рынка и быстро меняющегося спроса на квалифицированную

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 3(135)

рабочую силу. Не случайно образовательный потенциал выпускников ВУЗов используется недостаточно эффективно. Часть их не работает по специальности, многие выпускники инженерно-экономических, аграрных, педагогических и других специальностей трудоустраиваются в торговле, в сферах неофициальной экономики или не работают вовсе.

По оценкам экспертов, уровень трудоустройства по специальности экономистов, медиков, педагогов, инженеров составляет в среднем 60-70%. Перелив выпускников идет в строительство, сельское хозяйство, искусство, трудоустройство по этим специальностям варьируется от 140 до 432% от выпуска. [10, с.42]. Одним из факторов недоиспользования молодых специалистов является их неуверенность в своих знаниях и квалификации, полученных в институтах и университетах.

Относительно низкий уровень развития высшего образования в Узбекистане был отмечен и отечественными исследователям. [3] Молодежь длительное время имеет недостаточный доступ к высшему образованию. По оценкам экспертов Юнеско (2015 г.), в большинстве стран мира поступают в ВУЗы более половины абитуриентов. Так, в Казахстане эта доля составляла 69%, в Белоруссии и России - 84,2%, в Японии - 81,1%, в Турции - 92,3%, в Сербии - 97,4%, а в Узбекистане - в пределах 10%. Уровень поступления абитуриентов ВУЗы снизился с 46,2% в 1996г. до 14,5% в 2000г. и 9,1% в 2017г. [2 ] Как показывает опыт развитых стран, достижение качественного образования и профессионализма выступает важнейшим и реальным фактором ускорения экономического роста и инновационного развития. Сохранение современных негативных тенденций может привести через 10 - 15 лет к снижению образовательного уровня занятого населения и отбросить Узбекистан на задворки развитых стран. Республика уже сейчас теряет свои интеллектуальные позиции. Согласно методологии Всемирного банка, по Индексу знаний (К1), рассчитанному как комбинация индексов образования, инноваций, исследовательской деятельности и использования ИКТ, Узбекистан понизил свой рейтинг, заняв в 2012г. 105 место из 145 стран против 84 места в 1995 г. [10, с. 46]. В последние годы принят ряд мер по повышению доступа к высшему образованию и качества подготовки, но результаты будут ощутимы

только через несколько лет, т.к. за прошедшие годы в этой сфере много потеряно.

- Начавшееся старение населения. Д емо-графическое старение является результатом длительных сдвигов в характере воспроизводства населения и выражается в увеличении доли пожилых и старых людей в общей численности жителей. Основными факторами старения являются снижение рождаемости (старение «снизу») и рост продолжительности жизни населения (старение «сверху»), исследователями определены основные показатели его измерения [9, с. 70-78].

В настоящее время демографическое старение планеты развивается нарастающими темпами, захватывая даже развивающиеся страны. В мировом населении число людей 65 лет и старше растет в 2,2 раза быстрее его общей численности [11]. В Узбекистане эти процессы тоже наметились, особенно «старение снизу», но уже заметно «старение сверху». По данным Госкомстата Республики, за последние 30 лет население пенсионного возраста возросло в 2,9 раза, а общая численность Республики - в 1,6 раза. На 3 года вырос средний возраст населения. Доля детей и подростков сократилась с 43 до 30 %, а лиц пенсионного возраста поднялась с 7,6 до 10,6%, 65 лет и старше - с 4 до 5%. За последние 5 лет число пенсионеров выросло почти на 400 тысяч человек [8, с.153].

Современный мир воочию столкнулся с издержками демографического старения: усиливается давление на пенсионную систему, герон-тологические службы, системы здравоохранения, социального обслуживания. В предстоящие годы процессы старения в Республике будут развиваться быстрее, что видно из репродуктивных намерений молодежи на уменьшение числа детей. По прогнозным расчетам, более половины (53%) прироста численности населения Узбекистана к 2050 г. придется на лиц пенсионного возраста [1, с. 41-43]. С позиций социальной и демографической безопасности, такие изменения возрастной структуры населения требуют принятия превентивных мер как по оптимизации воспроизводственных процессов, так и по более эффективному использованию потенциала пожилого населения и обеспечению его социальной защиты.

- Недостаточное развитие урбанизацион-ных процессов. Опыт показывает, что урбанизация является мощным фактором качествен-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 3(135)

ного развития не только экономики, но и всего населения. Одним из показателей уровня урбанизации страны является удельный вес городского населения. В Узбекистане он относительно низкий, что обусловлено структурой экономики и особенностями расселения. Даже после принятия административных мер по поднятию доли городского населения [6] она не обнаружила тенденций к увеличению. Рост урбанизации заключаются не только в повышении удельного веса городских жителей. Он неизбежно должен подкрепляться качественным развитием экономики, ростом образовательного и профессионально-квалификационного уровня населения, распространением городского образа жизни, усилением мотивации населения к росту образования, овладению современными профессиями, т.е. всем тем, что в комплексе составляет сущность урбанизации.

В настоящее время приоритетность ускорения урбанизационных процессов поднята на новый государственный уровень. Указом Президента Узбекистана от 11 января 2019 года №УП-5623 «О мерах по коренному совершенствованию процессов урбанизации» [7] определены направления решения этой проблемы: ее организационное укрепление, разработка программ по модернизации экономики, культуры, образа жизни в городах, внедрение международного опыта, создание условий для миграции из села в город. Принятые документы определяют государственную стратегию по ускорению процессов урбанизации. С позиций демографической безопасности органам управления всех уровней необходимо более полно мобилизовать ресурсы для решения этих сложных проблем.

- Рост уровня брачных разводов среди населения. По данным Госкомитета по статистике, за последние пять лет число разводов в Узбекистане увеличилось в 1,7 раза. В зоне риска оказываются молодые семьи. Не случайно из общего числа разводов 4-5% приходится на семьи, не прожившие в браке и одного года, а каждый третий развод приходится на семьи с брачным «стажем» от 1 до 4 лет. По опыту многих стран, такая ситуация может перерасти в определенную негативную тенденцию. Во многих странах разводы становятся обычным явлением, в условиях открытости мира это может стать заразительным для молодежи Республики и привести к ослаблению семейно - брачных

отношений. При разводе прежде всего страдают дети. Негативным последствием роста разводов является увеличение неполных семей, в них не всегда обеспечивается полноценное воспитание подрастающего поколения и достойное качество жизни.

- Ослабление кадрового потенциала демографической науки. В последние годы это становится особенно очевидным. Отсутствуют специализированные научно-исследовательские структуры по изучению проблем демографии. В институтах экономического профиля исследования по демографии крайне ограничены. Давно закрыта Лаборатория по народонаселению, длительное время функционировавшая при ТашГУ. Слабо ведутся диссертационные исследования. По специальности 08.00.10 (Демография. Экономика труда) пишутся диссертации в основном по «Экономике труда». За годы независимости по тематике «Демография» защищено всего три кандидатских и две докторских диссертаций. Отсутствует ВУЗовская подготовка по специальности «Демография», кроме единичных случаев в НУУ. Только в двух ВУЗах читается небольшой курс по демографии. При такой ситуации невозможны ни углубленные научные исследования, ни квалифицированный систематический мониторинг демографической ситуации, позволяющие своевременно выявлять возникающие проблемы и принимать меры по их решению.

Возможно, отставание в вопросах подготовки специалистов по демографии и развития демографической науки обусловлено тем, что в Республике сохраняются относительно благополучная демографическая ситуация, исторически сложившиеся семейные ценности и здоровые традиции воспроизводства населения. Тем не менее, в стране с таким огромным демографическим потенциалом целесообразно уделять значительно большее внимания всему комплексу вопросов, могущих обеспечивать качественное демографическое развитие. Дефицит квалифицированных кадров - демографов очевиден уже сейчас, на этапе подготовки переписи населения.

Таким образом, в настоящее время демографическая безопасность в Узбекистане находится под воздействием как застарелых проблем, так и новых вызовов. Возникшие проблемы не носят катастрофического характера, тем не менее, они уже достаточно обозначились, решение их, несомненно, может обеспечивать каче-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 3(135)

ственные сдвиги в демографическом развитии Республики. Мировой опыт показывает, что в процессах управления населением важно учитывать «демографическое эхо». Оно означает, что негативные последствия от демографических процессов могут проявиться через много лет. Исходя из этого, современные угрозы надо рассматривать с учетом возможных долговременных демографических последствий. Мировая практика знает много примеров, когда не обоснованные решения по управлению населением, принятые на государственном уровне, с течением времени приводят к непоправимым последствиям.

4. Возможные превентивные меры в аспектах демографической безопасности.

В предстоящие годы необходимо усиливать работу по преодолению негативных явлений и тенденций в демографическом развитии Республики. Прежде всего, целесообразно улучшить управление развитием населения как важнейшей сферой жизнедеятельности общества. Для этого целесообразно:

- разработать «Демографическую политику Республики Узбекистан», в которой определить основные приоритеты и направления в развитии населения и комплекс мер по их реализации. Этот документ должен быть нацелен на оптимизацию воспроизводства населения, переход к современному его типу, качественное развитие демографической ситуации, обеспечение надежных демографических перспектив. Целесообразно придать этому документу соответствующий статус, обязывающий исполнение на всей территории Республики, ввести в практику разработку национальной и региональных программ по качественному развитию населения. В рамках этих программ особое внимание уделить тем проблемам, которые уже очевидны сейчас;

- институционально укрепить управление развитием населения. В настоящее время институциональная база управления крайне недостаточна. Ни в Кабинете Министров, ни в министерствах и ведомствах, даже в Министерстве занятости и трудовых отношений, нет ни одной специализированной структуры, которая занималась бы только населением. Для страны со значительным демографическим потенциалом нужны более значимые структуры, которые по своему статусу способны участвовать в формировании государственной политики в области

демографического развития и обеспечивать ее реализацию. Для более полного учета населения при экспертизе принимаемых законопроектов и стратегических документов целесообразно организовать при правительстве Экспертный совет по вопросам демографического развития Республики;

- при разработке мер по обеспечению качественных сдвигов в сфере образования необходимо охватывать вопросы довузовского обучения. В Японии, например, прогресс в развитии науки и технологий был обеспечен главным образом достижением высокого уровня школьного образования. Модернизация школьного обучения должна сопровождаться повышением технической оснащенности образовательного процесса, эффективности системы повышения квалификации педагогического персонала, совершенствованием механизма выявления и поддержки талантливой молодежи. Необходима оптимизация размера школьного класса, т.е. отношение числа учащихся к числу преподавателей, по международным меркам считается одним из важных характеристик качества и учебного заведения, и образовательной системы страны в целом. Целесообразно увеличение числа общеобразовательных школ, специализирующихся на физико-математических дисциплинах. Школа должна создавать реальные предпосылки для притока в систему профессионального образования молодежи, ориентированного на получение инженерных и других специальностей, потребность в которых будет возрастать.

- принять эффективные меры по повышению качества высшего образования. Целесообразно повысить доступность высшего образования для молодежи, особенно девушек, возобновить заочное образование, ввести более ощутимые льготы для молодежи из малообеспеченных семей, усилить профессорско-преподавательский потенциал, создать эффективную и многоуровневую систему переподготовки и повышения квалификации, способствующей внедрению в учебный процесс мирового опыта, прогрессивных педагогических технологий, новаций и современных информационно-технических средств обучения. Снизить учебную нагрузку преподавателей, освободить их от нефункциональных видов деятельности, более широко привлекать к преподаванию ведущих ученых и практиков из профильных производственных струк-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 3(135)

тур, расширить участие стратегических партнеров в формировании тематики учебных программ и научных исследований;

- необходимо активизировать вузовскую науку, модернизировать специализированные научно-технологические лаборатории, межвузовские научные центры и комплексы. В современных условиях важнейшим фактором ускорения инновационного развития должна стать способность системы высшего образования работать на опережение, а это возможно лишь в тесном единении образования, науки и потребностями в кадрах на рынке труда;

- в ближайшие годы, с учетом демографического старения, целесообразно разработать новые подходы в области геронтологии, обеспечивающие активную жизнь пожилого населения. Они должны содержать профилактические меры по поддержанию физической активности, расширения социальных услуг. Программы поддержания здоровья должны содержать меры по активизации профилактических мероприятий в системах здравоохранения, улучшение условий труда и отдыха населения, активной пропаганде здорового образа жизни;

- принять эффективные меры по позитивному развитию миграции и недопущению ослабления интеллектуального потенциала в миграционных процессах. Важно сохранить демографический потенциал страны, создавать реальные предпосылки для предотвращения утечки мозгов и привлечения специалистов из - за рубежа.

Возможны два основных направления решения этой проблемы:

Первое - это сдерживание масштабов трудовой миграции путем расширения возможностей для трудоустройства в местах постоянного проживания. Необходимы модернизация и качественное развитие рынка труда, достижение качественных сдвигов в профессиональной подготовке кадров, продвижение инновационных центров в регионы, расширение сферы приложения труда для высокообразованной молодежи, стимулирование роста интереса к приобретению инженерно-технических профессий.

Второе - достижение более эффективного межгосударственного сотрудничества: введение в практику современных форм организованного экспорта рабочей силы, усиление интеграционных процессов на рынках труда, социальная защита мигрантов. При этом необхо-

димы обоюдные усилия посылающих и принимающих стран, основанные на совершенствовании нормативно-правового поля миграции на своих территориях;

• расширить исследовательскую базу в области демографии. Нужен Научно-Исследовательский Институт демографии или аналогичная научно - исследовательская организация, обеспечивающая систематический мониторинг демографических индикаторов, своевременное выявление негативных тенденций, углубленное изучение состояния населения. Активизировать диссертационные исследования по демографии, организовать вузовскую подготовку по специальности «Демография», ввести курс «Основы демографии» в ВУЗах экономического профиля и краткий курс демографии для включения в вузовские программы других направлений деятельности, связанных с населением;

• улучшить демографическую статистику. Несмотря на социально-экономические издержки из-за пандемии, надо провести полномасштабную общереспубликанскую перепись населения, чтобы получить полные и достоверные данные о численности, структуре, условиях жизнедеятельности, занятости населения, числе, структуре и среднем размере семьи. Необходимо также улучшение текущего учета населения. Не случайно в Постановлении Президента Узбекистана Постановление Президента Республики Узбекистан от 9 апреля 2019 года №ПП-4273 «О дополнительных мерах по обеспечению открытости и прозрачности государственного управления, а также повышения статистического потенциала страны» [5] подчеркнуто, что уровень текущего учета « ... не в полной мере отвечают общепринятым международным требованиям, в результате чего позиция страны в индексе статистического потенциала остается низкой». Социально - экономическое развитие Республики, разработка прогнозов и принятию упреждающих государственных мер все больше будут нуждаться в надежной статистике населения.

Перечисленные меры могут позволить наиболее полно реализовывать социальную политику в отношении качественного развития населения, а также усилить институциональную базу управления населением.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 3(135)

Использованная литература.

1. Демографические перспективы РУз на период 2018-2050 гг. Основа, предположения, результаты прогноза. Прага - Ташкент, 2018.

2. Кобилов Б. Дефицитное высшее образование. Электронный ресурс.

3. Максакова Л.П. Образование как важнейший фактор развития человеческого потенциала. В сб.: «Макроэкономические и региональные аспекты моделирования устойчивого экономического роста». Часть 1. Издание UNDP и IFVR. Ташкент, 2011. Максакова Л.П. Демографический и миграционный потенциал Узбекистана. - М.: Журнал «Народонаселение», № 1-1-2016.

4. Население выросло на 650,3 тысячи. Госкомстат РУз., https://www.Qazeta.uz/ ru/2020/01/27/populationy/ 27.01.2019.

5. Постановление Президента Республики Узбекистан от 9 апреля 2019 года №ПП-4273 «О дополнительных мерах по обеспечению открытости и прозрачности государственного управления, а также повышения статистического потенциала страны». - https://www.lex.uz/ docs/4277344.

6. Постановление Президента Республики Узбекистан от 14 июля 2005 года №ПП-120 «О мерах по дальнейшему совершенствованию административно-территориального устройства населенных пунктов Республики Узбекистан». - https://lex.uz/uz/docs/659922

7. Указ Президента Республики Узбекистан от 11 января 2019 года №УП-5623 «О мерах по коренному совершенствованию процессов урбанизации». - https://www.lex.uz/docs/4154824

8. Семья в Узбекистане 2013-2017. Государственный комитет по статистике, 2018.

9. Сови А. Общая теория населения. Т. 2. - М.: "Прогресс", 1977.

10. Узбекистан. Модернизация системы высшего образования. Июнь 2014 г. Документ Всемирного Банка.

11. World Population, Data Sheet. Population Reference Bureau, 2010, 2017.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 3(135)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.