Научная статья на тему 'Демографическая ситуация в Узбекистане с точки зрения социальной безопасности'

Демографическая ситуация в Узбекистане с точки зрения социальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
8546
615
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЗБЕКИСТАН / ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РОСТА / НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ / ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ / СНИЖЕНИЕ СМЕРТНОСТИ / УМЕНЬШЕНИЕ МИГРАЦИОННОГО ОТТОКА / МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯ МИГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Максакова Людмила

Проблемы демографического развития в современном мире приобретают все большее значение. Быстрый рост мирового населения, нехватка ресурсов, активизация миграционных процессов серьезно затрудняют обеспечение достойного уровня и качества жизни на планете. Нередко численность, размещение, половозрастная структура населения выступают стратегическими факторами экономического развития и формирования его параметров на перспективу. Демографическая ситуация характеризуется рядом показателей, аккумулирующих демографические события на данной территории за определенный промежуток времени. Основными из них являются рождаемость, смертность, миграция, браки, разводы. Для социальной стабильности и национальной безопасности любой страны в условиях глобализации очень важно обеспечить благоприятную демографическую ситуацию, в рамках которой сбалансированы интересы семьи, общества и государства. Демографическая безопасность является важнейшей составляющей социальной безопасности. Само это понятие, которое отражает степень защищенности государства от демографических угроз, то есть явлений и тенденций, способных негативно повлиять на социальную стабильность и устойчивость развития, появилось относительно недавно. По мнению ряда специалистов, выделение демографической безопасности в самостоятельную категорию, равноценную по значимости с экономической, военной, социальной и другими видами безопасности, обусловлено углублением демографического кризиса в целом ряде стран, особенно промышленно развитых. В ряде случаев этот кризис перерастает в демографическую катастрофу. В данной статье демографическая ситуация в Узбекистане рассматривается в контексте общемирового демографического развития, а также с точки зрения возможных рисков и угроз для социальной безопасности республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Демографическая ситуация в Узбекистане с точки зрения социальной безопасности»

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

В УЗБЕКИСТАНЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Людмила МАКСАКОВА

доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики Академии наук Республики Узбекистан (Ташкент, Узбекистан)

Введение

Проблемы демографического развития в современном мире приобретают все большее значение. Быстрый рост мирового населения, нехватка ресурсов, активизация миграционных про-

цессов серьезно затрудняют обеспечение достойного уровня и качества жизни на планете. Нередко численность, размещение, половозрастная структура населения выступают стратегическими факторами

экономического развития и формирования его параметров на перспективу.

Демографическая ситуация характеризуется рядом показателей, аккумулирующих демографические события на данной территории за определенный промежуток времени. Основными из них являются рождаемость, смертность, миграция, браки, разводы. Для социальной стабильности и национальной безопасности любой страны в условиях глобализации очень важно обеспечить благоприятную демографическую ситуацию, в рамках которой сбалансированы интересы семьи, общества и государства.

Демографическая безопасность является важнейшей составляющей социальной безопасности. Само это понятие, которое отражает степень защищенности государства от демографических угроз, то есть явлений и тенденций, способных негативно повлиять на социальную стабильность и

устойчивость развития, появилось относительно недавно. По мнению ряда специалистов, выделение демографической безопасности в самостоятельную категорию, равноценную по значимости с экономической, военной, социальной и другими видами безопасности, обусловлено углублением демографического кризиса в целом ряде стран, особенно промышленно развитых. В ряде случаев этот кризис перерастает в демографическую катастрофу1.

В данной статье демографическая ситуация в Узбекистане рассматривается в контексте общемирового демографического развития, а также с точки зрения возможных рисков и угроз для социальной безопасности республики.

1 См.: Вишневский А.Г., Витковская Г.С. и др. Миграция и безопасность в России. М.: Интердиалект, 2000. С. 56.

Оптимизация демографического роста

Демографический рост является общемировой проблемой. Чрезмерный рост в одних странах и убыль населения в других создают различные угрозы для демографической безопасности, которая представляет собой важнейший компонент социальной и национальной безопасности.

Узбекистан является государством с растущим населением. На начало 2012 года здесь проживало более 29 млн человек. По величине демографического потенциала Узбекистан является одним из крупнейших государств на территории СНГ, занимая третье место после России и Украины. За годы независимости численность населения республики увеличилась более чем на 8 млн человек (см. рис. 1).

Рост населения в этот период происходил волнообразно. В 1990-х годах среднегодовые темпы прироста снизились до 1,2—1,3% против 2,8—3,0% в 1980-х. В начале нового века темпы еще оставались на уровне 1,1—1,2%, но в 2004—2009 годах они возросли до 1,6—1,7%. Тем не менее в целом тенденция замедления демографического роста сохраняется как для городских, так и для сельских поселений. По расчетам, за последние три года численность городских жителей возрастала в среднем в год на 1,2—1,3%, сельских — на 1,7—1,8%2.

Переход к умеренным темпам роста населения обусловлен трансформацией всей системы экономических и общественных отношений, которая изменила репродуктивное поведение населения, что и вызвало сокращение рождаемости.

2 Рассчитано по сопоставимым данным по городскому и сельскому населению.

Том 15 Выпуск 3 2012

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И КАВКАЗ

Рисунок 1

Численность постоянного населения на начало года (тыс. чел.)

1991 1995 2000 2005 2009 2010 2011

О население население в трудоспособном возрасте

И с т о ч н и к: Данные Госкомитета Республики Узбекистан по статистике.

Л

J

Новые тенденции воспроизводства населения

Демографическое развитие республики пережило несколько волн и перепадов, определяемых главным образом динамикой уровня рождаемости. В этап суверенитета Узбекистан вошел с очень высокой рождаемостью: общий коэффициент рождаемости (ОКР) составлял 34,5 промилле, суммарный — 4,199 ребенка на одну женщину фертиль-ного возраста. В 2010 году эти показатели уменьшились, соответственно, до 22,7 промилле3 и 2,6. Непрерывное снижение фертильности продолжалось более 10 лет. По данным Госкомитета Республики Узбекистан по статистике, с 1991-го по 2003 год ОКР сократился до 19,7 промилле, а суммарный коэффициент — до 2,4. Но с 2004 года ОКР начал повышаться, что было связано с целым рядом факторов. В этот период в активный детородный возраст вступили женщины, родившиеся в годы максимальной фер-

3 См.: Социально-экономическое положение Республики Узбекистан за 2010 год. Ташкент: Госкомитет по статистике, 2011. С. 18.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И КАВКАЗ

Том 15 Выпуск 3 2012

тильности середины 1980-х годов. Определенную роль сыграл также фактор отложенной рождаемости в тех семьях, которые по экономическим соображениям не могли позволить себе родить ребенка в 1990-х годах. Люди почувствовали уверенность в завтрашнем дне. В комплексе все это обусловило новую волну роста рождаемости в 2004— 2008 годах. За этот период ОКР поднялся до 23,6 промилле, а суммарный коэффициент — до 2,8 ребенка на одну женщину фертильного возраста.

В настоящее время в республике бытует несколько точек зрения на дальнейшую динамику уровня рождаемости. По нашему мнению, в силу происходящих перемен в самой республике и общемировых закономерностей Узбекистан, вероятно, уже не вернется к высокой фертильности. Возможно, 2008 год останется пиковой точкой роста рождаемости, тем более что в последние годы уже наметилось ее сокращение. В 2010 году ОКР снизился до 22,7, в 2011 году — до 21,5 промилле, а суммарный коэффициент — до 2,4. Снижение рождаемости происходит и в городах, и в сельской местности (см. рис. 2). Даже в период ее всплеска на долю пятых и более по счету детей приходилось лишь 4,4—4,5% от общего количества новорожденных против 15,3% в 1989 году4. Современные женщины к 30 годам в среднем имеют на одного ребенка меньше, чем 20 лет назад, что свидетельствует об устойчивости новых тенденций и о возможном углублении их в обозримом будущем.

Рисунок 2

Динамика

суммарного коэффициента рождаемости

см

С) О) О)

■«аО) О)

ю

О) О)

со О) О)

о

О) О)

о о о см

о о см

см о о см

-1-

с?

о о о о см см

о см

городское

сельское

И с т о ч н и к: Данные Госкомитета Республики Узбекистан по статистике.

>

У)

4 Рассчитано по данным Госкомитета Республики Узбекистан по статистике.

В современном Узбекистане существенно изменились взгляды населения на оптимальное и желаемое число детей в семье. По опросам, в середине 1980-х годов 60% респондентов выразили желание иметь 5 или 6 детей, 22% — шестерых или семерых детей, 12% — до 10 детей и только 6% — не более 4 детей5. Спустя 10 лет картина кардинально изменилась: 60% опрошенных пар планировали иметь от 1 до 4 детей, и только небольшая часть сельских женщин была традиционно ориентирована на большое число детей6. Причем многие молодые женщины посчитали оптимальным иметь семью с двумя-тремя детьми.

Эти тенденции в репродуктивных намерениях населения оказались достаточно устойчивыми. По данным обследований, проведенных республиканским Центром «Иж-тимоий Фикр», в 2011 году более 60% населения республики (в т.ч. 68,0% в городах и 58,5% в сельской местности) были ориентированы на 2—3 детей в семье и лишь 2,6% — на 5 и более детей7. Такие репродуктивные намерения находят реальное отражение в официальной статистике. По данным Госкомитета Республики Узбекистан по статистике, в 2011 году, например, среди новорожденных подавляющее большинство детей (72,3%) были первенцами и вторыми у матери, на долю третьих и более детей приходилось всего 27,7%.

Рождаемость в республике все более становится регулируемой внутри семьи. Государство проводит политику укрепления семейных отношений, улучшения здоровья матери и подрастающего поколения с ориентацией на «разумную рождаемость», что дает реальные результаты.

Современный Узбекистан по уровню рождаемости уже значительно отличается от целого ряда стран Центральной и Южной Америки, Карибского бассейна, Юго-Восточной и Центральной Азии, с которыми он еще недавно имел примерно одинаковые параметры. Там и до настоящего времени суммарная рождаемость сохраняется в пределах 3—4 ребенка на одну женщину фертильного возраста8.

Узбекистан в системе демографического развития мира

Демографическая ситуация в Узбекистане развивается в рамках общемировых демографических закономерностей с общим движением от высоких к низким параметрам воспроизводства. Как показывает мировой опыт, все страны мира проходят через определенные этапы демографической эволюции или демографического перехода. Для первого из них характерны высокий уровень рождаемости и смертности, большое число многодетных семей и быстрая смена поколений. На втором этапе благодаря социальному прогрессу и успехам здравоохранения резко сокращается смертность, но сохраняется высокая рождаемость, что приводит к резкому и неконтролируемому росту численности насе-

5 См.: Отчет по человеческому развитию. Узбекистан, 1995. С. 48.

6 См.: Там же.

7 См.: Семья и нравственность. Ташкент, 2011.

8 См.: Народонаселение мира в 2003 году. Инвестиции в здоровье и права подростков. Издание ЮНФПА, 2003. С. 86—89.

ления. Эти два этапа Узбекистан, как и большинство стран мира, уже прошел и находится в настоящее время на третьем этапе, когда благодаря молодой структуре населения общий коэффициент смертности (ОКС) сохраняет низкие значения при ускоренных темпах снижения рождаемости. При этом рост населения значительно замедляется, о чем было сказано выше. Из стран СНГ на данном этапе находятся все государства Центральной Азии и Закавказья. На четвертом этапе смертность превышает рождаемость и происходит депопуляция, то есть абсолютное уменьшение численности населения на основе естественного движения и быстрое демографическое старение. Депопуляция создает определенные риски и угрозы для демографической и социальной безопасности государства, так как оно фактически попадает в зависимость от других стран в формировании рабочей силы и занятости. На этом этапе в настоящее время находятся многие страны Европы, а на территории СНГ — Россия, Украина, республики Балтии.

Исходя из перечисленных характеристик, третий этап демографического перехода является наиболее благоприятным для формирования оптимальной демографической ситуации. Однако границы между вторым и третьим, а также третьим и четвертым этапами нередко оказываются очень близкими во времени. Это подтверждается быстрым движением к депопуляционному этапу целого ряда стран СНГ, в частности Молдовы, Грузии, Армении, а на территории Центральной Азии — Казахстана.

В настоящее время в общемировом демографическом развитии Узбекистан по уровню рождаемости занимает срединную позицию между странами с высокими (с общим коэффициентом рождаемости свыше 25 промилле) и низкими (до 15 промилле) по-казателями9.

Семья и семейно-брачные отношения

В Узбекистане семья и дети традиционно являются важнейшей жизненной ценностью. Здоровая семья всегда была основой будущего здорового поколения, она создает необходимые предпосылки для качественного воспроизводства населения и воспитания подрастающего поколения. Не случайно в такое нестабильное время, когда все еще не преодолены общемировые финансово-экономические и долговые кризисы, в Узбекистане 2012 год объявлен Годом семьи. Особое выделение Года семьи нацелено на дальнейшее укрепление и развитие института семьи как основного звена общества, на повышение благополучия семьи, обеспечение материальной и моральной поддержки молодой семье, особенно среди уязвимых слоев населения. При этом важнейшей задачей объявлено создание более широких возможностей для женщин, повышение роли семьи в воспитании физически здорового, духовно зрелого и гармонично развитого поколения10.

В соответствии с национальным менталитетом, уровень брачности в республике очень высок. Несмотря на происходящие в мире изменения в формах брака и различные новые веяния в семейно-брачных отношениях, население Узбекистана предпочитает жить в официально зарегистрированном браке, нередко подкрепленном и религиозными

9 См.: World Population Data Sheet. Population Reference Bureau, 2010.

10 См.: Народное слово, 20 января 2012.

обрядами (никох). По данным социологических опросов, проведенных в 2010 году Институтом социальных исследований при Кабинете министров РУ, в настоящее время в официальном браке состоят 90% опрошенных членов семей, в гражданском браке — 0,6%, разведены — 2%, вдовствуют — 5%11. По данным Госкомитета Республики Узбекистан по статистике, за 2000— 2010 годы было зарегистрировано 2 283,4 тыс. браков, то есть общее число молодоженов за этот период превысило 4,5 млн человек. При этом число зарегистрированных браков увеличилось в 1,7 раза, число разводов снизилось на 10%, а уровень разводимости населения сократился с 0,8 до 0,6 промилле. Это один из самых низких показателей в мире.

Высокий уровень брачности при низкой разводимости населения выгодно отличает Узбекистан от большинства стран мира. Результатом поддержания наиболее оптимальных семейно-брачных отношений является достижение и сохранение достойного семейного уклада и более здорового образа жизни молодежи. Об этом свидетельствует тот факт, что в республике молодые люди потребляют значительно меньше алкоголя, наркотиков, а уровень заболеваемости ВИЧ/СПИД — один из самых низких в мире12.

Молодожены взрослеют

В последние годы в Узбекистане повышается средний возраст вступления в брак. По данным Госкомитета Республики Узбекистан по статистике, только за 2000—2010 годы он поднялся у мужчин с 24,2 до 26,5 лет, у женщин — с 21,4 до 22,4 лет. Такая динамика характерна для многих стран современного мира. Так, в России за последние 30 лет средний возраст вступления в брак повысился у мужчин с 26,3 до 29,3 года, у женщин — с 24,3 до 26,6 года13. В Германии за пятнадцать лет у мужчин он вырос на 5,4 года и составил 36,9 года, у женщин — на 5,0 лет, немецкие женщины в среднем вступают в брак в возрасте 33,8 года14.

Сравнительный анализ показывает, что для населения Узбекистана характерно вступление в брак в более молодом возрасте, чем во многих странах мира. Одновременно с этим, несмотря на действие многих новых тенденций и некоторое «постарение» вступающей в брак молодежи, средний возраст женщин при рождении первого ребенка в республике снижается: 23,3 года в 2000 году и 22,6 года в 2010-м. Однако в условиях глобализации и открытости развития молодежь республики все больше включается в общемировые процессы (учеба и стажировки за рубежом, международные формы предпринимательства, туристические и деловые поездки и т.д.); вполне естественно, она в определенной мере ориентируется на западные стандарты. Исходя из этого, можно ожидать дальнейшего (и, возможно, более существенного) повышения среднего возраста вступления в брак и в Узбекистане.

11 См.: Ахмедов Т., Абдуллаев Б., Закиров Д. Социально-экономические аспекты развития семей в Узбекистане. В сб.: Демографическое развитие Республики Узбекистан за годы независимости. Ташкент, 2011. С. 109.

12 См.: World Population Data Sheet, 2010.

13 См.: Население России 2009. М.: Издательский дом ВШЭ, 2011. С. 67.

14 См.: Тышкевич В.П. Основные направления исследований семейного домохозяйства в современной социальной рыночной экономике на примере Германии. М.: МАКС-Пресс, 2009. С. 41.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И КАВКАЗ

Том 15 Выпуск 3 2012

Улучшение возрастной структуры населения

Новые тенденции в воспроизводстве населения благоприятно сказываются на возрастной структуре населения. Особенно это заметно в динамике соотношения населения основных возрастных групп (см. рис. 3). Удельный вес трудоспособных контингентов в общей численности жителей возрастает (с 49,1% в 1991 г. до современных 60,3%), а доля детей и подростков до 16 лет соответственно снижается — с 43,1 до 32,4%15.

Рисунок 3

Возрастная структура населения (в %)

70 60 50 40 30 20 10

1991

1995

2000

2005

2010

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0—15

16—54(59)

54(59) и старше

И с т о ч н и к: Данные Госкомитета Республики Узбекистан по статистике.

Л г))

Сдвиги в возрастной структуре населения имеют не только демографические, но и экономические последствия, непосредственно влияющие и на качество населения, и на качество жизни. Прежде всего они обеспечили увеличение трудового потенциала республики (см. рис. 1 на с. 26). Численность населения трудоспособного возраста за эти годы значительно опережала рост общей численности населения, что является реальной предпосылкой для ускорения экономического роста. Одновременно сокращается демографическая

15 См.: Демографический ежегодник Узбекистана, 2003. Статистический сборник. Ташкент: Госкомстат Узбекистана, 2004. С. 38; Данные Госкомитета Республики Узбекистан по статистике за 2009 год.

нагрузка на трудоспособное население. По расчетам, за 1991—2010 годы она уменьшилась с 1 036 до 652 человек на тысячу населения трудоспособного возраста, то есть в 1,6 раза.

Как показывает мировой опыт, при аналогичных сдвигах в возрастной структуре населения страны получают дополнительные возможности инвестировать в подрастающее поколение. В целом по стране это может способствовать ускорению экономического роста и сокращению малообеспеченности, а в конкретных семьях появляются средства для формирования портфеля инвестиций в детей. В определенной мере это подтверждает и опыт Узбекистана, где параллельно с улучшением демографической ситуации вот уже более 10 лет экономическое развитие значительно опережает рост населения. В 2010 году, например, ВВП вырос на 8,5%, а население — на 1,6%. За счет повышения объемов производства, развития сферы услуг, а также снижения демографической нагрузки растут доходы и уровень жизни. В 1990 году ситуация была обратной: рост населения в 4,2 раза обгонял экономический рост.

Как правило, снижение рождаемости неизбежно сопровождается демографическим старением, а это имеет немалые негативные социально-демографические последствия. В Узбекистане процессы старения происходят почти незаметно. В 2010 году на долю населения 65 лет и старше приходилось всего 5%, в то время как в целом по странам мира — 8%, в Западной Европе 18%, в России, Северной Америке — 13—14%16.

В Узбекистане процессы демографического старения пока не вызывают серьезной тревоги. Однако они уже прослеживаются в постепенном уменьшении доли детей и подростков в возрастной структуре населения (старение снизу). Старение населения представляет значительную угрозу для страны, так как может привести к сокращению трудоспособного населения с вытекающими отсюда последствиями. По мнению специалистов, демографическое старение представляет не меньшую угрозу, чем высокая рождаемость и быстрый рост населения. Исходя из этого, определенной угрозой для социальной безопасности республики представляется ожидаемое в ближайшей перспективе снижение темпов прироста населения трудоспособного возраста (с современных 2,7—2,8% до 0,8— 0,9%). Это произойдет вследствие достаточно продолжительного периода снижения рождаемости в 1990-х годах. По расчетам, интенсивность смены поколений, то есть отношение численности молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, к численности лиц, выходящих из него, в прогнозном периоде значительно снизится: с современных 3,9:1 до 1,7:1 в 2020 году.

По международной классификации, в настоящее время население Узбекистана является молодым. Средний возраст жителей составляет 25 лет. В целом современная возрастная структура свидетельствует о потенциальных возможностях благоприятного развития демографической ситуации и обеспечения демографической безопасности республики в будущем.

Снижение смертности населения и рост ожидаемой продолжительности жизни

Для Узбекистана характерен относительно низкий уровень смертности населения, что обусловлено особенностями возрастной структуры населения, благоприятным соот-

16 См.: World Рори1айоп Data Sheet, 2010.

ношением молодых и старших возрастов. Так, в Узбекистане доля населения старше трудоспособного возраста, имеющего относительно высокие показатели смертности, составляет всего 7,3%, в то время как в России, Украине, странах Западной Европы — более 20%. Стандартизированные коэффициенты смертности, то есть рассчитанные без влияния возрастной структуры, показывают, что в Узбекистане уровень смертности существенно не отличался от других государств Центральной Азии и многих стран СНГ. Тем не менее в этих процессах происходят достаточно заметные количественные и качественные изменения. В целом их можно расценивать как позитивные. Снижение уровня смертности происходит в детских, подростковых и молодежных возрастах и практически во всех других возрастных группах населения.

В первые годы независимого развития уровень смертности населения республики формировался под достаточно сильным воздействием трудностей стартового периода. Однако во второй половине 1990-х годов и в последующие годы проявилась четкая тенденция снижения смертности, что отразилось на динамике как абсолютных, так и относительных показателей. Общий коэффициент смертности по сравнению с 1991 годом снизился с 6,2 промилле17 до 4,9 промилле18. В настоящее время, как по общему коэффициенту смертности, так и по частным коэффициентам, Узбекистан является одной из благополучных стран мира. За последние 10 лет численность умерших в Узбекистане уменьшилась почти на 10%. Число умерших ежегодно в 4,0—4,2 раза меньше численности родившихся (см. рис. 4).

Значительно улучшилась ситуация с младенческой смертностью. По методике национального учета, уровень ее снизился с 35,1 промилле в 1990 году до 10,8 промилле в 2010 году19, то есть почти в 3,5 раза. В настоящее время это самый низкий показатель во всем Центрально-Азиатском регионе. Но, по международным стандартам учета, методика которого значительно отличается от используемой в республике, уровень младенческой смертности в Узбекистане выглядит менее благополучно, особенно по сравнению со странами Западной Европы. Иными словами, несмотря на значительные позитивные сдвиги, уровень младенческой смертности остается еще достаточно высоким. В наиболее развитых странах мира младенческая смертность значительно ниже — в Скандинавских странах она составляет 4—5 промилле, в Японии — всего 3 промилле20.

В настоящее время Узбекистан имеет один из самых благополучных показателей материнской смертности, рассчитанных по международным стандартам. В целом по странам мира он составляет 400 случаев в расчете на 100 тыс. живорождений, в то время как в республике — 24. В Казахстане и Кыргызстане, например, уровень ее во много раз

выше21.

Снижение смертности в республике обусловлено тем, что в процессе реформирования экономики большое внимание уделяется социальному развитию, поддержке и защите уязвимых слоев населения. Уровень смертности является не только показателем демографической ситуации, он в достаточной мере отражает социально-экономическое развитие государства и состояние здоровья его граждан. Исходя из этого, вопросы

17 См.: Демографический ежегодник Узбекистана 1991—2003. Статистический сборник. Ташкент: Узбекистан, 2004. С. 109.

18 См.: Социально-экономическое положение Республики Узбекистан в 2010 году. Ташкент: Госкомстат, 2011. С. 18.

19 См.: Там же. С. 19.

20 См.: World Population Data Sheet, 2004.

21 См.: World Mortality, 2009. United Nation, Economic and Social Affairs. 2009; Народонаселение мира в 2011 году. Издание UNFPA, 2011. C. 129.

Том 15 Выпуск 3 2012

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И КАВКАЗ

Рисунок 4

Соотношение родившихся и умерших (тыс. чел.)

800 700 600 500 400 300 200 100 0

723,4

678

130,3

527,6 538 555,9

600,9

646,4 651,3 642,1

143,4

135,6

139

139,6

137,4

137,4

133,6

137,5

п I I I I I I I I

1991 1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010

|~1 родившиеся

умершие

И с т о ч н и к: Данные Госкомитета Республики Узбекистан по статистике.

J

здоровья, репродуктивного здоровья, снижение показателей смертности и рост средней продолжительности жизни являются основным приоритетом социальной политики республики и находятся на постоянном контроле государственных органов и учреждений здравоохранения.

Ускорение экономического роста и снижение уровня смертности населения обеспечивает увеличение ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин. По данным Госкомитета Республики Узбекистан по статистике, в 1990 году она составляла 69,2 лет22, за годы независимого развития существенно выросла. В 2010 году она составила 72,9 лет, в том числе 70,6 лет у мужчин и 75,1 лет у женщин23. Позитивным изменением является также сокращение гендерного разрыва в ожидаемой продолжительности жизни с 5,4 до 4,5 года. Это очень важная тенденция, так как во всем мире мужчины живут меньше. В России, например, гендерный разрыв в продолжительности жизни около 14 лет24.

Таким образом, за последнее двадцатилетие в демографической ситуации республики произошли достаточно ощутимые позитивные изменения. С точки зрения социальной

22 См.: Доклад о человеческом развитии. Узбекистан Research, 2005. С. 105.

23 См.: Народное слово, 13 декабря 2011.

24 См.: Население России 2009. С. 183.

2005. Ташкент: UNDR, Center for Economic

и национальной безопасности современная демографическая ситуация не представляет особых угроз, она достаточно стабильна и развивается в позитивном направлении. Численность населения, его половозрастная структура, соотношение родившихся и умерших, сложившийся режим воспроизводства населения и новые тенденции его изменения свидетельствуют о мощном демографическом потенциале Узбекистана и достаточно больших возможностях развития его в будущем.

Тем не менее необходимо добиваться дальнейшего снижения показателей смертности и роста показателей ожидаемой продолжительности жизни. Это одно из приоритетных направлений деятельности на национальном уровне, вытекающих из Программы действий, которая была принята на Международной Каирской конференции по народонаселению.

Уменьшение миграционного оттока населения за пределы республики

С точки зрения социальной безопасности современная миграционная ситуация в Узбекистане представляется относительно стабильной. Пик миграционного оттока населения из страны давно прошел, он пришелся на переломные 1989—1990 годы. В последующие периоды республика пережила несколько миграционных волн (см. рис. 5).

Рисунок 5

Миграционный отток населения Республики Узбекистан

Они определялись в основном потоками этнических миграций населения (русских, украинцев, крымских татар, евреев, немцев и др.) на свою историческую родину. В последние годы в результате реализации государственной политики социального и политического согласия в обществе, недопущения межэтнических конфликтов отток населения стал последовательно снижаться и в 2010 году составил всего 39,6 тыс. чел.25 Это означает, что в настоящее время эмиграционные процессы вошли в обычные параметры, характерные для республики 25—30 лет назад.

Межгосударственная миграция рабочей силы как фактор рисков и угроз для демографической и социальной безопасности

В настоящее время в Узбекистане достаточно значимые масштабы приобрела трудовая миграция населения. В республике становится все больше семей, в которых молодые мужчины периодически выезжают на работу за пределы республики.

Трудовую миграцию целесообразно рассматривать как явление, имеющее свои плюсы и минусы. С одной стороны, она имеет большое экономическое значение для Узбекистана. Самое главное, она снимает напряженность на местных рынках труда, особенно в густонаселенных регионах, и способствует сглаживанию безработицы. Большое значение имеют также заработки трудовых мигрантов. По оценкам, объемы денежных переводов в республику, с учетом официальных и неофициальных источников, составляют сегодня не менее трех миллиардов долларов в год.

С другой стороны, трудовая миграция несет негативные последствия.

В результате рынок труда республики теряет молодое и дееспособное население. Многие из молодых людей имеют высшее и среднее специальное образование, профессиональные навыки, которые утрачиваются в ходе миграции, так как в странах приема мигранты в основном используются на самых неквалифицированных работах. Не меньшее значение имеют и последствия социально-демографического плана. В миграционных процессах участвует в основном население молодых и средних возрастов. Большинство мигрантов имеет семьи. Длительное отсутствие одного или нескольких членов семьи нарушает сложившиеся семейные отношения. По данным опросов, многие мигранты редко общаются со своими семьями, оставшимися дома, а каждый четвертый отметил, что длительная разлука с семьей создает семейные проблемы, разрушая прежние хорошие отношения в семье. Массовые трудовые миграции негативно влияют на семейный состав населения, в определенной мере — на режим воспроизводства, а также на состояние здоровья мигрантов.

Исследования показывают, что массовые трудовые миграции населения из республики еще какое-то время могут продолжаться. Важно в этих условиях количественно и качественно сберечь свой трудовой потенциал. Этим целям может способствовать достижение более эффективного международного сотрудничества. И посылающим, и принимающим странам целесообразно разрабатывать стратегии перевода трудоустройства граждан за рубежом в цивилизованное русло и выработать новые подходы к организованной трудовой миграции.

25 См.: Социально-экономическое положение Республики Узбекистан за 2010 год. С. 19.

В современных условиях трудовая миграция приобрела глобальный характер, что требует в каждой стране усилить внимание органов управления к этой важной социально-демографической проблеме. По мнению экспертов ООН, в целях максимизации выгод и снижения рисков от миграции населения необходимо:

— рассматривать миграцию как инструмент развития, источник капитала;

— видеть в этом явлении важнейший и неизбежный компонент социально-экономической жизни любого государства;

— упорядочивать и регулировать процессы миграции26.

3аключение

Как показывают исследования, современная динамка демографической ситуации в Узбекистане носит достаточно устойчивый и позитивный характер. Практически все количественные показатели развития вполне благополучны. Численность населения, его половозрастная структура, соотношение родившихся и умерших, сложившийся режим воспроизводства населения свидетельствуют о мощном демографическом потенциале Узбекистана и возможностях развития его в перспективе. Улучшение демографической ситуации непосредственно повлияло на качественные аспекты развития населения. Увеличение трудового потенциала, снижение демографической нагрузки на трудоспособное население являются реальной предпосылкой для ускорения экономического роста, воспроизводства здоровых и гармонично развитых поколений, повышения уровня и качества жизни населения.

Однако при несомненных позитивных сдвигах в экономике и демографической ситуации в Узбекистане, с учетом глобализации общемировых процессов и ускорения модернизации национальной экономики, все большее значение приобретают качественные аспекты демографического развития. Все более приоритетными становятся проблемы качества школьного обучения, профессионального образования молодежи, интеллектуализации трудового потенциала, качества жизни. Имеются определенные проблемы в области здоровья населения, репродуктивного здоровья, планирования семьи. Актуальными остаются вопросы дальнейшего сокращения младенческой и детской смертности. Большие масштабы приобрели внешние трудовые миграции населения.

Исходя из необходимости поддерживать демографическую безопасность, непосредственно влияющую на состояние социальной и национальной безопасности страны, целесообразно всемерно усиливать внимание к дальнейшему улучшению демографической ситуации, осуществлять постоянный мониторинг демографических процессов, с учетом общемировых проблем своевременно выявлять угрозы и риски, могущие привести к негативным последствиям для республики. Потребуется еще немало усилий для достижения в этой области более высоких целей, вытекающих из определенной ООН Общей стратегии тысячелетия по развитию народонаселения.

26 См.: Народонаселение мира в 2011 году. Издание UNFPA, 2011. С. 79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.