Максакова Л.П.
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ И МИГРАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УЗБЕКИСТАНА
Для современного Узбекистана характерно умеренно расширенное воспроизводство населения, обеспечивающее новую динамику его численности и возрастной структуры.
Численность населения
По данным Госкомитета по статистике Республики Узбекистан, за годы независимого развития население республики увеличилось на 10,4 млн. человек (на 50,5%) и на начало 2015 года составило 31 025 тыс. человек, со среднегодовым приростом за весь постсоветский период 434 тыс. человек (1,7%).
В последние годы среднегодовой прирост находился в пределах 1,51,7% против 3,0-3,5% в 1970-х гг. и 2,2-2,3% в начале 1990-х гг., что свидетельствует о замедлении демографического роста.
В отличие от прошлых периодов, в настоящее время более половины (51,2%) населения проживает в городской местности. Это произошло в результате реализации постановления Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию административно-территориального устройства населенных пунктов Республики Узбеки-
стан» (июль 2005 года), что соответствует приоритетам реформирования экономики, переориентации ее с преимущественно аграрной на другие сферы деятельности.
Особенности воспроизводства населения
Благодаря молодой структуре населения республика сохраняет низкие значения общего коэффициента смертности (ОКС). Несмотря на непростые условия трансформационного периода и происходящие сдвиги возрастной структуры, ОКС сократился с 6,2 до 4,5 промилле. При этом ускоренно снижается младенческая, детская, материнская смертность (в 2-3 раза). Эти тенденции очень важны для республики, так как уровень смертности является не только показателем демографической ситуации, он отражает социально-экономичес--кое развитие государства и состояние здоровья его граждан.
В условиях стабилизации и снижения уровня смертности замедление роста населения обусловлено, главным образом, сокращением рождаемости. По сравнению с советским периодом общий коэффициент рождаемости (ОКР) сократился с 34,5 до 23,3 промилле, а суммарный — с
4,199 до 2,350, т.е. в 1,9 раза. В настоящее время среди новорожденных пятыми-шестыми (и более) по порядку рождений в семьях приходится лишь 1,1% против 15,3% в 1991 г. [1].
Узбекистан уже миновал этап высокой рождаемости. Воспроизводственные процессы происходят по общемировым закономерностям, с общим движением от высоких к низким параметрам рождаемости и смертности. В то же время численность родившихся ежегодно в 4,0-4,2 раза превышает число умерших, что свидетельствует о мощном демографическом потенциале республики. В общемировом демографическом развитии Узбекистан по уровню рождаемости занимает срединную позицию между странами с высоким (ОКР свыше 25 промилле) и низким (до 15 промилле) показателями [2. С. 86-89].
В республике происходят немалые позитивные изменения в сфере рождаемости:
• меняется структура новорожденных по порядку их рождения — при росте доли первого и второго ребенка удельный вес третьего и четвертого детей уменьшается;
• возрастает интервал между родами — до 3-х лет;
• уменьшается число родившихся вне зарегистрированного брака;
• сокращается число абортов. Рождаемость все чаще регулируется внутри семьи. Государство проводит политику укрепления семейных отношений, улучшения здоровья матери и подрастающего поколения с ориентацией на «разумную рождаемость». Постепенно сложились репродуктивные установки населения на среднедетную семью.
Опираясь на результаты социально-демографических обследований прошлых лет, можно считать, что
современный репродуктивный уровень приближается к оптимальным и желаемым для самого населения параметрам.
Динамика возрастной структуры
Новые тенденции в воспроизводстве населения оказывают благоприятное качественное воздействие на его возрастную структуру. Особенно это заметно в динамике соотношения населения основных возрастных групп. Удельный вес трудоспособных контингентов в общей численности жителей возросло (с 49,1% в 1991 г. до современных 61,7%), а доля детей и подростков до 16 лет соответственно снизилась — с 43,1 до 30,2% [3. С. 38; 4. С. 70 ]
Как показывает мировой опыт, снижение рождаемости неизбежно сопровождается демографическим старением, с соответствующими негативными социально-демографическими последствиями. Не избежал этого и Узбекистан. Об этом свидетельствуют относительное уменьшение детей и подростков до 16 лет и некоторое повышение удельного веса населения старше трудоспособного возраста (за 25 лет — с 7,6 до 8,1).
В то же время в Узбекистане процессы старения происходят почти незаметно. Доля населения 65 лет и старше едва превышает 5%, в то время как в целом по странам мира — 8%, в Западной Европе 18%, в России, Северной Америке — 13-14% [5].
По международной классификации по этому показателю население Узбекистана является молодым. Средний возраст жителей составляет 25-26 лет, хотя наметилось некоторое «старение снизу» возрастной пирамиды.
В целом современная возрастная структура населения Узбекистана и ее динамика свидетельствуют о потенциальных возможностях благоприятного развития демографической ситуации с позиций демографической безопасности республики в будущем.
Экономические эффекты демографических сдвигов
Изменения в воспроизводственных процессах и сдвиги в возрастной структуре населения имеют не только демографические, но и экономические последствия, непосредственно влияющие не только на качество населения, но и жизни.
Прежде всего, они обеспечили абсолютное и относительное увеличение трудового потенциала, что является реальной предпосылкой для ускорения экономического роста. Не случайно экономическое развитие республики в последнее десятилетие значительно опережает рост населения (соответственно 8,5 и 1,6%). Улучшение демографической ситуации непосредственно влияет и на качественные аспекты развития населения. Происходит сокращение демографической нагрузки на трудоспособное население. По расчетам, за 1991-2013 гг. она уменьшилась с 1036 до 620 человек на тысячу человек трудоспособного возраста, т.е. в 1,7 раза.
Оценка демографической ситуации республики
Сложившийся режим воспроизводства населения свидетельствует о достаточно высоком качественном развитии страны. Оптимизировались темпы роста населения. Ожидаемая
продолжительности жизни увеличилась с 69,2 лет в 1990 г. [6. С. 105] до 73,1 года в 2013 г., в т.ч. 70,7 лет у мужчин и 75,5 лет у женщин [7. С. 54].
Уровень смертности и продолжительность жизни в мире служат одним из главных критериев демографической безопасности. Приведенные данные показывают, что в Узбекистане подавляющее большинство родившихся доживает до старости и на протяжении шести-семи десятков лет после рождения.
Однако при несомненных позитивных сдвигах в республике имеется ряд проблем в области качественного развития населения. Часть населения проживает в экологически неблагоприятных условиях. В первую очередь это относится к низовьям Аму-Дарьи с населением более 3 млн. человек, где на состояние здоровья оказывают негативное воздействие внешние факторы. Потребуется еще немало усилий для улучшения демографической ситуации и достижения более высоких целей, вытекающих из общей стратегии развития. Демографическая политика страны должна предусматривать более эффективные меры по поддержанию среднедетной семьи, недопущению дальнейшего резкого снижения или чрезмерного роста рождаемости.
Оценка миграционной ситуации
В процессе создания независимого государства и рыночного реформирования экономики в миграции населения Узбекистана произошли значительные изменения, обусловленные социально-экономическими и политическими преобразованиями. Сложное переплетение разнообразных факторов, различающихся силой влияния, обусловило количествен-
ные и качественные изменения в миграционной ситуации.
Наиболее значимой современной тенденцией является сокращение валового объема внешних миграций, как в иммиграционных, так и в эмиграционных потоках. Причем, разрыв между ними увеличивается, главным образом, за счет снижения интенсивности прибытия. По расчетам, за постсоветский период численность выехавших из Узбекистана на постоянное место жительства сократилась в 3 раза, а въехавших — в 10 раз.
Снижение миграционного оттока населения является для Узбекистана, несомненно, позитивной тенденцией. Во внешних миграциях республика теряет немало своих квалифицированных кадров, так как в численности эмигрантов доля образованного, профессионально обученного населения на 12-15 пунктов выше, чем у иммигрантов.
В настоящее время орбита миграционных связей населения Узбекистана несколько расширилась, в нее включились европейские и заокеанские страны. Однако в общем объеме внешние миграционные связи с государствами дальнего зарубежья составляют всего около 2%.
Наиболее предпочтительными странами вселения остаются Россия и Казахстан. При этом роль России несколько снижается, происходит очевидная переориентация эмиграции на Казахстан, на который в последние годы приходится около половины всех выбывших из республики. В основном, такая динамика обусловлена территориальной близостью, схожестью менталитета соседних народов
Следует отметить, что во внешних миграционных процессах в большей мере участвует некоренное население. Доля титульного населения
относительно невелика (около 10%, без четко выраженной тенденции роста абсолютных значений). Во внешних миграциях Узбекистан теряет часть своего титульного населения, так как его эмиграционные потоки несколько превышают иммиграционные. В основном это молодые и достаточно образованные люди. Предпочтительными странами вселения являются США, Германия, Бельгия, Англия, ОАЭ, а также Россия (Москва, Санкт-Петербург, Калининград, города Поволжья).
Современная миграционная ситуация в Узбекистане представляется относительно стабильной. Пик оттока населения из страны пришелся на переломные 1989-1990 годы.
В настоящее время отрицательное сальдо внешней миграции последовательно снижается, в последние годы оно находится в пределах 35-40 тыс. человек [8. С. 19], т.е. примерно в параметрах советского периода.
Прогноз численности населения
Демографический прогноз осуществлен в 2012 г. в Институте прогнозирования и макроэкономического развития, с учетом общемировых тенденций демографического развития и собственных тенденций в достаточно длительной динамике, о чем было сказано выше. Комплексный анализ сложившейся демографической ситуации и тенденций ее изменения позволил дать оценку основных компонентов прогноза (рождаемость, смертность, миграция населения, соотношение городского и сельского населения) на предстоящие годы.
По расчетам, численность населения Узбекистана к 2030 году возрастет до 37 млн. человек, т.е. за 15
лет — на 6 млн. человек (на 19,7%). В 2020 г. в республике будет проживать 33,4, в 2025 г. — 35,5 млн. человек. Это означает, что в предстоящие годы Узбекистан по-прежнему будет располагать достаточно высоким демографическим потенциалом.
По прогнозам ООН, по среднему варианту население Узбекистана в 2050 г. составит 40,5, а по минимальному — 33,7. Исходя из приведенных данных о современной динамике и прогнозных расчетов, можно считать, что реальная действительность несколько опережает демографические прогнозы. Видимо, в 2030 г. более вероятно ожидать не 37, а скорее около 38 млн. человек.
Трудовая миграция населения
Трудовая миграция населения имеет большое значение как для посылающих, так и для принимающих стран. В посылающих странах, включая Узбекистан, она снижает демографическое давление на местные рынки труда и имеет экономические эффекты в виде денежных переводов. Страны-реципиенты она обеспечивает рабочей силой и создает в них немалую часть валового продукта, тем самым содействует наращиванию экономического потенциала. По разным оценкам российских специалистов, трудовые мигранты создают от 5 до 8% ВВП России.
В настоящее время в Узбекистане трудовая миграция имеет достаточно большие масштабы, она подпитыва-ется как демографическими, так и экономическими факторами. Большинство трудовых мигрантов осуществляет свою трудовую деятельность в пределах СНГ. Основными миграционными партнерами являются Россия и Казахстан. По данным
обследований, мигранты из Узбекистана работают, в основном, на транспорте, в строительстве, сельском хозяйстве, торговле, на промышленных предприятиях, осуществляют жилищно-коммунальные услуги, занимаются предпринимательством [9. С. 11, 18].
Длительное время большинство трудовых мигрантов Узбекистана в России и других странах СНГ имели неустойчивый, преимущественно нелегальный статус. В последние годы и посылающие, и принимающие страны предпринимают достаточно действенные меры по регулированию миграционных процессов. В результате в принимающих странах значительно выросла доля легальных трудовых мигрантов из Узбекистана, получивших официальное разрешение на работу. Тем не менее, эта проблема еще окончательно не решена.
Приняты меры по упорядочению процессов трудовой миграции и в Узбекистане. Политика республики в этой сфере направлена на сдерживание роста масштабов трудовой миграции, усиление социальной защиты граждан, работающих за пределами республики, а также обеспечение надлежащего государственного контроля над миграционными процессами и противодействие незаконной миграции. Эти приоритеты нашли отражения в соглашениях в области трудовой миграции между Узбекистаном и Россией (от 4 июля 2007 г).
В то же время сложившиеся практики приема и трудоустройства мигрантов создают предпосылки для нелегальной занятости.
Все это снижает эффективность принимаемых мер и создает риски для демографической безопасности как принимающих, так и посылающих стран.
Как показывают исследования, надежной основой для уменьшения негативных последствий трудовой миграции в местах приема и выхода, а также для социальной защиты людей, участвующих в миграционных процессах, может стать усиление межгосударственного сотрудничества в части цивилизации процессов трудоустройства, профессиональной подготовки мигрантов и их социальной защиты.
Оценка миграционного потенциала
Современные тенденции создают вполне реальные предпосылки для развития внешних миграционных связей населения республики. Узбекистан активно включается в мировое сообщество, расширяя экономическое и деловое партнерство с самыми разными государствами.
В перспективе на динамику миграционных процессов, с одной стороны, будут влиять современные изменения геополитической ситуации, с другой — формирование миграционного поведения и миграционных намерений титульного населения.
В условиях значительного исчерпания (к концу 1990-х гг.) миграционного потенциала славян, татар, немцев, евреев и других этносов, все большее значение приобретают изменения в миграционных намерениях титульного населения, определяемых социально-экономической ситуацией в самой республике и степенью продвижения в межгосударственном сотрудничестве в рамках СНГ и зарубежных стран. В настоящее время в республике действуют факторы, способствующие развитию миграционных процессов и расширению участия в них титульного населения. Узбекистан включается в мировую экономи-
ку, выходит на мировые рынки. Национальные кадры привлекаются на предприятия со сложным производством, на иностранные фирмы, расположенные на территории республики, с современными формами повышения квалификации и профессионального обучения персонала, проходят стажировку за рубежом через совместные предприятия. Возрастает число молодых людей, владеющих иностранными языками на уровне делового и научного общения.
Потенциальную трудовую миграцию в предстоящие годы будут определять современные миграционные потоки. Традиционно приоритетным направлением будет по-прежнему Россия. По оценкам, численность трудовых мигрантов из Узбекистана в Россию в предстоящие 10-15 лет может снизиться в два раза, главным образом, за счет неквалифицированной рабочей силы. На Казахстан могут быть ориентированы люди, нацеленные на сельскохозяйственные виды занятости, а также часть предпринимателей. Однако Россия, наряду с западными странами, будет по-прежнему наиболее привлекательной для предпринимательских слоев Узбекистана, которые стремятся приобрести первоначальный капитал. В результате, при уменьшении количества трудовых мигрантов в Россию можно ожидать более высокого их качественного состава, так как предпринимательский слой трудовой миграции отличается более высоким образовательно-квалификационным уровнем. В настоящее время Узбекистан является государством, хорошо обеспеченным трудовыми ресурсами. Ежегодно в трудоспособный возраст вступают более полумиллиона человек. Однако сокращение рождаемости будет замедлять темпы роста трудо-
вых ресурсов. Уже в ближайшие годы, когда в трудоспособный возраст будут входить поколения, родившиеся в конце 1990-х — начале 2000-х гг., интенсивность смены поколений значительно снизится. По расчетам, соотношение населения, входящего в трудоспособный возраст и выходящего из него, в начале 2000-х гг. превышало 4 : 1, а в 2014 г. снизилось до 2,1 : 1. В последующие годы смена поколений будет продолжать замедляться и в 2020 г. может составить 1,7 : 1. В этих условиях дальнейший рост
внешней трудовой миграции может представлять достаточно серьезную опасность для национального рынка труда. Прогнозируемые и реально ожидаемые сдвиги в возрастной структуре населения не позволяют расточительно относиться к собственному трудовому потенциалу. В связи с этим концепция управления внешней трудовой миграцией Узбекистана нацелена на сдерживание роста ее масштабов, сохранение и поддержание своего трудового потенциала.
Литература
1. Данные Госкомстата Республики Узбекистан.
2. Народонаселение мира в 2003 г. Инвестиции в здоровье и права подростков. — Нью-Йорк: ЮНФПА, 2003.
3. Демографический ежегодник Узбекистана. 2003: Статистический сборник. — Ташкент: Госкомстат Узбекистана, 2004.
4. Население Узбекистана. 2013: Статистический сборник. — Ташкент: Госкомстат Узбекистана, 2013.
5. World Population, Data Sheet. Population Reference Bureau, 2013
6. Доклад о человеческом развитии. Узбекистан — 2005. research. Center for economic. — Ташкент, 2005.
7. Женщины и мужчины Узбекистана 2013: Статистический сборник. — Ташкент: Госкомстат Узбекистана, 2013.
8. Социально-экономическое положение Республики Узбекистан за 2010 год. — Ташкент: Госкомстат Узбекистана, 2011.
9. Миграция и рынок труда в странах Средней Азии / Под ред. Л.П. Максаковой. — Москва-Ташкент, 2002.
Bibliography
1. Dannye Goskomstata Respubliki Uzbekistan [The State ^mmittee of Republic Uzbekistan on statistics].
2. Narodonaselenie mira v 2003g. Investicii v zdorov'e i prava podrostkov [State of World Population 2003. Investment to the health and rights of teenagers]. New York. UNFPA. 2003
3. Demograficheskij ezhegodnik Uzbekistana. 2003. [Demographic Yearbook of Uzbekistan. 2003. Statistical Yearbook] Statisticheskij sbornik. Tashkent, Goskomstat Uzbekistana [the Uzbek State Statistics Committee], 2004.
4. Naselenie Uzbekistana. 2013. Statisticheskij sbornik [The population of Uzbekistan. 2013. Statistical Yearbook]. Tashkent, Goskomstat Uzbekistana [the Uzbek State Statistics Committee], 2013.
5. World Population, Data Sheet. Population Reference Bureau, 2013.
6. Doklad o chelovecheskom razvitii. Uzbekistan — 2005 [Human Development Report. Uzbekistan — 2005]. Center for economic research. Tashkent, 2005.
7. Zhenshhiny i muzhchiny Uzbekistana 2013. Statisticheskij sbornik [Women and men of Uzbekistan, 2013. Statistical Yearbook]. Tashkent, Goskomstat Uzbekistana [the Uzbek State Statistics Committee]. 2013.