Научная статья на тему 'Брак и семья в Узбекистане'

Брак и семья в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5115
448
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI
Ключевые слова
БРАК / MARRIAGE / СЕМЬЯ / FAMILY / СЕМЕЙНАЯ СТРУКТУРА / FAMILY STRUCTURE / УКРЕПЛЕНИЕ СЕМЬИ / STRENGTHENING OF FAMILY / ОСОБЕННОСТИ / SPECIFICS / МОТИВАЦИИ / MOTIVATION / ПРОБЛЕМЫ / PROBLEM / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / ОБЫЧАИ / CUSTOMS / ОБСЛЕДОВАНИЯ / SURVEY / МОЛОДАЯ СЕМЬЯ / YOUNG FAMILY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мамадалиева Хафиза Холдаровна

Данная статья подготовлена на материалах официальной статистики и специальных обследований семей, проведенных в республике в течение последних пяти лет. Современные семейные обычаи и традиции имеют глубокие исторические корни. В конце XIX века на территории современного Узбекистана средний брачный возраст составлял 15-17 лет. По данным переписи населения 1897 г., в Средней Азии 64% девушек 17-19 лет уже были замужем. Современная семья в Узбекистане это демократическая моногамная форма брака, основанная на равноправии мужчин и женщин. Только за 2000-2016 гг. в республике было зарегистрировано 4033,9 тысяч браков. Узбекистан характеризуется устойчивостью семей, о чем свидетельствует относительно низкий уровень разводимости. За годы независимости количество разводов уменьшилось почти в 2 раза, в последние годы на каждые сто заключенных браков приходится 9,5-9,7 разводов, тем не менее, эта проблема остается достаточно актуальной. Повышение возраста вступления в брак является общемировой тенденцией и уже наметилась в Узбекистане. В 2000-х годах средний возраст вступления в брак поднялся у мужчин с 24,2 до 25,9 лет, у женщин с 21,4 до 22,5 лет. Заметное влияние на воспроизводственные процессы оказывает уровень образования женщин. Семья в Узбекистане развивается в соответствии с общемировыми закономерностями и национальными обычаями и традициями, не утратив своей жизненной ценности, что обеспечивает нормальную демографическую ситуацию и сохранение демографического потенциала в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARRIAGE AND FAMILY IN UZBEKISTAN

The article is prepared on the basis of official statistics and special surveys of families conducted in the republic within the past five years. Modern family customs and traditions have deep historical roots. In the late 19th century in the territory of modern Uzbekistan the average age of consent was 15-17 years. According to the population census of 1897, in Central Asia 64% of girls aged 17-19 were already married. Modern family in Uzbekistan is a democratic monogamous form of marriage based on equality of men and women. In 2000-2016 in the republic were registered 4033.9 thousand marriages. Uzbekistan is characterized by a sufficient stability of families that is demonstrated by rather low divorce rates. Over the years of independence the number of divorces has reduced to a half, in recent years there were 9.5-9.7 divorces per 100 contracted marriages, but nevertheless, this problem remains rather relevant. Increase in the age of marriage is a universal tendency, and it is already taking shape in Uzbekistan... The article is prepared on the basis of official statistics and special surveys of families conducted in the republic within the past five years. Modern family customs and traditions have deep historical roots. In the late 19th century in the territory of modern Uzbekistan the average age of consent was 15-17 years. According to the population census of 1897, in Central Asia 64% of girls aged 17-19 were already married. Modern family in Uzbekistan is a democratic monogamous form of marriage based on equality of men and women. In 2000-2016 in the republic were registered 4033.9 thousand marriages. Uzbekistan is characterized by a sufficient stability of families that is demonstrated by rather low divorce rates. Over the years of independence the number of divorces has reduced to a half, in recent years there were 9.5-9.7 divorces per 100 contracted marriages, but nevertheless, this problem remains rather relevant. Increase in the age of marriage is a universal tendency, and it is already taking shape in Uzbekistan. In the 2000th the average age of marriage has risen for men from 24.2 to 25.9 years, and for women from 21.4 to 22.5 years. A significant impact on reproduction processes is exerted by education levels of women. Family in Uzbekistan develops according to the universal regularities and national customs and traditions without having lost its vital value. It is characterized by sufficient stability that provides a normal demographic situation and preservation of demographic potential in the future. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Брак и семья в Узбекистане»

DOI: 10.26653/1561-7785-2017-4-5

БРАК И СЕМЬЯ В УЗБЕКИСТАНЕ

Мамадалиева Х.Х.

Республиканский научно-практического Центр «Оила» («Семья»), (100017, Узбекистан, г. Ташкент, ул. Мустакиллик, 5)

E-mail: mhafiza@mail.ru

Аннотация. Данная статья подготовлена на материалах официальной статистики и специальных обследований семей, проведенных в республике в течение последних пяти лет. Современные семейные обычаи и традиции имеют глубокие исторические корни. В конце XIX века на территории современного Узбекистана средний брачный возраст составлял 15-17лет. По данным переписи населения 1897 г., в Средней Азии 64% девушек 1719 лет уже были замужем. Современная семья в Узбекистане — это демократическая моногамная форма брака, основанная на равноправии мужчин и женщин. Только за 20002016 гг. в республике было зарегистрировано 4033,9 тысяч браков. Узбекистан характеризуется устойчивостью семей, о чем свидетельствует относительно низкий уровень раз-водимости. За годы независимости количество разводов уменьшилось почти в 2 раза, в последние годы на каждые сто заключенных браков приходится 9,5-9,7 разводов, тем не менее, эта проблема остается достаточно актуальной. Повышение возраста вступления в брак является общемировой тенденцией и уже наметилась в Узбекистане. В 2000-х годах средний возраст вступления в брак поднялся у мужчин с 24,2 до 25,9 лет, у женщин — с 21,4 до 22,5 лет. Заметное влияние на воспроизводственные процессы оказывает уровень образования женщин. Семья в Узбекистане развивается в соответствии с общемировыми закономерностями и национальными обычаями и традициями, не утратив своей жизненной ценности, что обеспечивает нормальную демографическую ситуацию и сохранение демографического потенциала в будущем.

Ключевые слова: брак, семья, семейная структура, укрепление семьи, особенности, мотивации, проблемы, традиции, обычаи, обследования, молодая семья.

© Мамадалиева Х.Х. [текст], 2017.

Рассматривая разнообразные общественные процессы, происходящие в республике, трудно обнаружить такие, которые прямо или косвенно не коснулись бы семьи. Формирование трудовых ресурсов или занятость, образование или здоровье населения, миграция и урбанизация, культура поведения людей — все эти стороны общественной жизни обусловлены нормами внутрисемейного поведения. Семья занимает особое место в жизни общества, она четко реагирует на все социальные изменения, являясь важнейшим компонентом социальной структуры населения. Основные демографические события (рождения, смерти) происходят в рамках семьи. Семья выполняет воспроизводственную функцию в обществе, формирует духовные, нравственные и этические нормы воспитания новых поколений, поддерживает исторически сложившиеся традиции и обычаи, выполняет экономические функции.

Исторические корни семьи и брака в Узбекистане

Современные семейные обычаи и традиции имеют глубокие исторические корни. В дореволюционном Узбекистане семейно-брачное право было выражено в шариате и в адате, основные принципы которых исходили из экономических отношений феодального периода.

В феодальном ханстве тюркских народов, к которым относились узбеки, брак полностью зависел от системы патриархальной семьи, ее характерными чертами было господство мужчин, отсутствие свободы для женщин, принудительные браки, иг-

норирование интересов и прав женщин и детей.

Заключение брака, по сути, являлось договором купли-продажи между родителями, причем объектом договора, в основном, являлась невеста. Желание женщины, вступающей в брак, а нередко и мужчины, при заключении брачного договора во внимание не принималось, поэтому в основной массе брак носил принудительный характер. Брачный возраст был установлен для мальчиков с двенадцати, для девочек с девяти лет. В конце XIX в. на территории современного Узбекистана средний брачный возраст составлял 15-17 лет. По данным переписи населения 1897 г., в Средней Азии 64% девушек 17-19 лет уже были замужем, тогда как на Кавказе — 53%, в Европейской части России — только 21% [1]. Большинство мужчин женились в 30-40 летнем возрасте. Вступление в брак требовало уплаты калыма, поэтому бедняки в ряде случаев не могли иметь семьи до самого преклонного возраста. В 1897 г. доля женатых мужчин 15-18-ти лет была в 10 раз меньше, чем замужних женщин этого возраста [1]. Стойкая древняя традиция ранних браков среди женского населения обусловлена, прежде всего, экономическими факторами. Отсталое хозяйство не требовало никакого образования, поэтому стремление к ранним бракам в значительной степени вызвано возможностью получить еще одну пару рабочих рук.

Традиционной была высокая рождаемость населения, даже в начале 1930-х гг. общий ее коэффициент в Узбекистане сохранялся на уровне 44-55 промилле. Шариатом было узаконено многоженство. В условиях

феодального общества институт многоженства был выгоден экономически: вторая и последующие жены были подчинены первой жене и выполняли всю тяжелую работу в хозяйстве. Многоженство было возможно только для зажиточных слоев населения, так как покупка нескольких жен требовала немалых средств. В связи с этим оно не было общераспространенной формой брака, а носило классовый характер и обусловливалось имущественным положением мужчины. По данным переписи населения 1897 года, в полигамном браке- состояли 9-10% замужних женщин. По данным обследования населения Ферганской долины (19111913гг.), полигамные семьи составляли всего 5% [2. С. 207].

Современная семья в Узбекистане — это демократическая моногамная форма брака, основанная на

равноправии мужчин и женщин. «Только брак, зарегистрированный в органах ЗАГС, зарождает права и обязанности супругов» [3. С. 64]. Браки между близкими родственниками, либо лицами, уже состоящими в браке, запрещены законом.

Современныйуровень брачности

Узбекистан характеризуется высоким уровнем брачности. По данным переписи населения 1989 года, самая высокая доля лиц, живущих в семьях, была в Узбекистане. Она составила 95,3% (в европейской части страны — 86-87%), а одинокие и отдельно проживающие члены семьи — всего 4,7%. Такая ситуация сохраняется и в новейшее время. В последние годы увеличение численности населения, вступающего в брак, становится устойчивой тенденцией (табл. 1).

Таблица 1

Динамика заключенных браков и коэффициента брачности в Узбекистане

Table 1

Dynamics of the number of marriages contracted and marriage rates in Uzbekistan

Год Число заключенных браков (тыс.) Коэффициент брачности, промилле

1991 270,3 12,9

1995 170,8 7,5

2000 168,9 6,8

2005 184,0 7,0

2010 292,3 10,1

2015 287,6 9,2

Источник: Данные Госкомитета Республики Узбекистан по статистике за соответствующие годы [Data of the State Statistics Committee of the Republic of Uzbekistan for corresponding years].

Только за 2000-2016 гг. было зарегистрировано 4033,9 тыс. браков, т.е. молодоженами стали более восьми миллионов человек. В 1990-х гг. часть молодежи предпочитала рели-

гиозную форму заключения брачного союза, и их брак не проходил через статистический учет. Эта неблагоприятная тенденция была преодолена к 2005 году.

Рост брачности в 2000-х гг. происходит на фоне кризиса семейно-брачных отношений в ряде стран мира, что особенно подчеркивает важность этих позитивных тенденций в Узбекистане. В то время как во многих развитых странах поддерживаются консенсуальные брачные союзы, население республики почти на 100% поддерживает традиционные браки, о чем свидетельствуют материалы социологических исследований.

Статистический учет семей происходит при переписи населения. Последняя перепись на территории республики была проведена в 1989 году. Для изучения состояния семьи и выявления современных проблем ее

развития Республиканский научно-практический центр «Оила» («Семья») ежегодно проводит выборочные обследования: в виде анкетного опроса населения, изучения документов в ЗАГСах, судах.

По результатам обследований, при сохранении традиций сватовства, семья в Узбекистане строится, прежде всего, на любви (рис. 1), а в качестве основных критериев желаемых качеств потенциальных супругов выступают характеристики нравственности.

При этом важно, что в узбекских семьях при вступлении в брак молодожены получают обязательное благословение обоих родителей.

Сватовство По реш&нию родителей Пп люйви По своему ракмотрению По соглашению По доверию По нтытанно-тк Затрудняюсь ответить

31,0

0.5 0.5 1.3 0.7 0,5

ЯЛ

30

20

30

40

50

Источник: материалы обследования, проведенного Республиканским научно-практическим центром «Оила» в 2012 году.

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «На каком основании Вы строите семью?», %

Fig. 1. Distribution of answers to the question: "On what basis are you building a family?", %

Население республики предпочитает жить в официально зарегистрированном браке. Число и доля гражданских браков невелики и не имеют

тенденции к росту. В республике сложилось в целом неодобрительное отношение населения к такой форме брачных отношений, тем более — к

однополым, причем, эта позиция из года в год укрепляется. В 2006 г., например, доля лиц с резко отрицательным отношением к таким формам брака составляла 19,4%, а в 2012 году — 34,3%. Фундаментальной моделью брачно-семейных отношений продолжает оставаться пожизненный брак супругов, зарегистрированный в установленном порядке, и рожденные в законном браке дети.

В составе новобрачных подавляющее число — лица, впервые вступающие в брак. В повторный брак вступает всего 5-7%, причем больше мужчин, чем женщин (в 2015 г., например, в 2,4 раза). Разведенные женщины и вдовы в Узбекистане, как и в других странах, имеют значительно меньше шансов для создания новой семьи.

Результаты опроса 2012 года показали, что 32,2% девушек, вступающих в брак, желают иметь супруга с высшим образованием, 9,5% — с хорошей должностью, 30,8% — материально обеспеченного, 6,8% хотели бы жениха с богатыми родителями. Хотя экономические факторы являются немаловажной мотивацией, но более половины (54%) невест отметили приоритетность нравственных качеств будущего супруга.

Современное состояние семьи и брака

Узбекистан характеризуется достаточной устойчивостью семей, о чем свидетельствует относительно низкий уровень разводимости. По данным статистики, в последние годы на каждые сто заключенных браков приходится 9,5-9,7 разводов, в т.ч. в городах — 14,2-14,4, в сельской местности — 5,5-5,7. Сохранение цен-

ности института семьи обеспечивает более здоровый образ жизни молодежи. По данным экспертов ООН, в республике молодые люди потребляют значительно меньше алкоголя, наркотиков, а уровень заболеваемости ВИЧ/СПИД является одним из самых низких в мире [4].

В современном мире в условиях падения ценности института семьи происходит деградация семьи как института воспроизводства населения. Эволюция репродуктивных ценностных ориентаций индивидов может приводить к негативным последствиям, поскольку на их основе складывается реальное поведение.

Мировые процессы, касающиеся семейно-брачных отношений, не обошли и Узбекистан. Изменения социально-экономической ситуации заметно отразились на репродуктивном поведении и режиме воспроизводства населения. Сократилась рождаемость, стало нормой внутрисемейное регулирование воспроизводственных процессов, несколько изменилось отношение семьи к детям. Если два десятилетие тому назад дети в аграрной республике в значительной мере расценивались как дополнительные рабочие руки, то сегодня на детей смотрят как на будущее.

Социологический опрос населения выявил определенные различия в нормах детности для женщин, имеющих семью, и девушек, вступающих в брак. У вступающих в брак установка на одного и двоих детей больше, чем у семейных женщин (один ребенок — соответственно 15,8 и 10,4%, два ребенка — 28,7 и 22,9%). Это свидетельствует о характерной для молодежи репродуктивной установке на малодетную (2-3 ребенка) семью. За-

мужние женщины считают оптимальным иметь 3-4 детей.

С сокращением рождаемости, развитием индустриализации и ур-банизационных процессов проявляется тенденция уменьшения численности семьи, ее нуклеаризации, приводящих к преобладанию в семейной структуре простых семей. В настоящее время среди узбекских семей доля нуклеарных и неполных семей

ниже, чем в развитых странах. Комплекс внутрисемейной и родовой мотивации, имеющий решающее значение в формировании репродуктивных установок и репродуктивного поведения, в силу распада большой семьи разрушается, замещаясь стереотипами общественного сознания, ориентированными, прежде всего, на личный успех, и социальную мобильность.

Источник: материалы обследования, проведенного Республиканским научно-практическим центром «Оила» в 2011 году.

Рис. 2. Распределение семей в республике по числу членов семей в 2011 г., %

Fig. 1. Distribution of families in the republic by number of family members in 2011, %

По данным переписи населения 1989 года, в Узбекистане значительную долю составляли большие и сложные семьи. В сельской местности 41,1% от всех семей приходилось на сложные семьи (7 и более человек), 30,9% — на средние семьи (5-6 человек) и 28,0% простые семьи (3-4 человек), в городских поселениях 57,0% составляли простые семьи, 24,9% — средние (простые) и 18,1% -сложные.

Современная семейная структура республики выглядит совсем по-другому (рис. 2).

Вслед за переменами в обществе не только уменьшились средние размеры семьи, но и удельный вес больших семей, а тенденция увеличения доли малых семей находятся в стадии непрерывного роста. Это неразрывно связано с изменениями в обществе, в политической, экономической и

культурной областях, в репродуктивных намерениях населения.

Возраст вступления в брак

Одной из особенностей брачного рынка Узбекистана является относительно молодой возраст вступления в брак. В соответствии с республиканским законодательством, он определен для девушек — 17 лет, для юношей — 18 лет. По данным статистике, большая часть женщин (84%) создают семью в молодом возрасте — от 18 до 24 лет. Мужчины, в основном, вступают в брак на 3-4 года позже.

Повышение возраста вступления в брак является общемировой тенденцией, она прослеживаются во многих странах Европы, в республиках СНГ и уже наметилась в Узбекистане. В 2000-х гг. средний возраст вступления в брак поднялся у мужчин с 24,2 до 25,9 лет, у женщин — с 21,4 до 22,5 лет. Доля новобрачных в самом молодом возрасте (до 20 лет) снизилась у мужчин с 5,2 до 1,5%, у женщин — с 36,8 до 22,8%. Причем, особенно заметные перемены произошли внутри этой возрастной группы: удельный вес 19-летних вырос, соответственно, у мужчин с 68,1 до 77,3%, у женщин — с 47,8 до 59,1% при заметном снижении доли 17-летних. Доля 18-летних мужчин среди новобрачных в 2015 г. составила всего 0,2%. В настоящее время численность мужчин, вступивших в брак в возрасте 20-24 лет, сокращается, а в возрасте 25-29 лет — увеличилась в два раза. Растет также число мужчин, создающих семью после 30 лет.

Повышение возраста вступления в первый брак, особенно у девушек, содействует снижению рождаемости.

Заметное влияние на эти процессы оказывает уровень образования населения. Как правило, молодые люди с высшим образованием вступают в брак на 2-3 года позже, чем в среднем по республике.

Оценка устойчивости семейно-брачных отношений

Как показывают результаты исследования, семья и семейно-брач-ные отношения в Узбекистане формируются на здоровой основе, развиваясь в современных общемировых тенденциях и сохраняя исторически сложившиеся семейные ценности и традиции. В целом, состояние семьи и семейно-брачных отношений является достаточно устойчивым, можно его оценивать как одну из наиболее успешных моделей брака.

Одной из наиболее значимых современных проблем семьи и брака является увеличение числа разводов, что является опасным симптомом развития семейно-брачных отношений. Результаты исследований российских ученых наглядно показывают, что падение устойчивости и ценности семьи создают серьезные проблемы для национальной безопасности государств [5].

По показателям разводов Узбекистан является одной из наиболее благополучных стран мира. За годы независимости количество разводов уменьшилось почти в 2 раза. Тем не менее, эта проблема остается достаточно актуальной. За этот же период было расторгнуто более 556 тысяч браков, что составило 11% к общему количеству заключенных браков. Разводы происходят главным образом в больших городах, и особенно, —

в городе Ташкент. Ежегодно разво-димость населения столицы в 2,2 раза превышает средний уровень по республике. Такая ситуация в значительной мере обусловлена особенностями национального состава населения города, но и в титульном населении также прослеживается тенденция роста. По материалам обследования в судах города Ташкент (2016 г.), основными причинами разводов являются «личные» (у женщин — 63,4%, у мужчин — 82,7% от общего числа исковых заявлений) и бытовые (соответственно, 17,6% у женщин и 5,6% у мужчин).

Самый большой негативный результат от разводов — это увеличение числа неполных семей с несовершеннолетними детьми. Как правило, после разводов дети остаются с матерью. Чаще всего в различные криминальные структуры попадают дети и подростки именно из неблагополучных семей. Это отмечал еще известный французский демограф Альфред Сови, считая что «большая часть малолетних преступников происходит из семей с неупорядоченным образом жизни» [6. С. 262]. Такая ситуация просматривается по данным обследования семей в Казахстане, каждый второй подросток, попавший в криминальную среду, был из неполной семьи [7 . С. 141-144].

Не менее важной проблемой в республике являются ранние браки, когда один из супругов не достиг узаконенного брачного возраста. В основном, это касается девушек. В большей степени они характерны для сельской местности, где традиции и обычаи предков особенно сильны. Ранние браки часто оказываются непрочными. Так, при обследовании

причин разводов в судах города Ташкент были выявлены исковые заявления от женщин 18-19 лет, которые уже успели выйти замуж и разочароваться в браке. Также проблемным остается сохранение практики родственных браков, сложившейся несколько веков назад, но результаты обследования показывают отрицательное отношение населения к таким бракам.

Семья и миграция

«Миграционная активность в странах бывшего СССР в 2000-2010-е гг. возросла и трансформировалась. Многие молодые и среднего возраста люди Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, Армении и других стран выбирают работу за границей, предпочитая это дальнейшему обучению. Дополнительными стимулирующими миграцию факторами являются примеры успешности их родственников, соседей и знакомых, которые работали за рубежом и смогли купить дом, машину, необходимые вещи и прочее. Расширилась социальная база трудовой миграции — в миграционные потоки включились новые социально-демографические группы (жители сельских районов, небольших населенных пунктов, женщины, молодежь)» [8. С. 6].

Ряд семейных проблем возникает в связи с большими масштабами трудовой миграции. Она сглаживает безработицу и имеет экономические эффекты в виде денежных переводов, однако несет немалые негативные социально-демографические последствия, которые касаются семьи [7 С. 141-144]. По данным анкетных опросов, 35-40% мигрантов, работающих за

пределами республики, редко общаются со своими семьями, 10-15% не общаются совсем, а каждый четвертый отметил усложнение прежде нормальных семейных отношений. В странах приема трудовые мигранты мужчины нередко заводят параллельные семьи или вступают в различного рода интимные отношения вне семьи, возникает немало проблем с обучением и образованием детей [9. С. 21-23]. Кроме того, в связи с выездом из дома мужчин создаются повышенные нагрузки на женщин по ведению домашнего хозяйства и обслуживанию семьи, недостаточное внимание уделяется воспитанию детей. Миграционные процессы создают риски упадка традиционных ценностей в узбекских семьях, а иногда ведут к распаду семей. Неслучайно в ряде исковых заявлений на развод от женщин (4,6%), указывались причины, связанные с выездом мужчин на заработки.

Как показывают международные практики и результаты социологических обследований, надежной основой для уменьшения негативных последствий трудовой миграции в ме-

стах приема и выхода, социальной защиты мигрантов может стать усиление межгосударственного сотрудничества в вопросах упорядочения современных миграционных процессов [10. С. 39-40]. Недавний визит Президента Республики Узбекистан в Россию дает надежду на изменения в реализации Межправительственного Соглашения Узбекистана и России по трудовой миграции (апрель 2007 г.), так как большая часть мигрантов работают в России.

* * *

Семья в Узбекистане развивается в соответствии с общемировыми закономерностями и национальными обычаями и традициями. Сравнительный анализ состояния семейно-брачных отношений по странам мира позволяет делать выводы об относительно благополучной ситуации в сфере семейно-брачных отношений в республике. Семья в Узбекистане не утратила своей жизненной ценности и характеризуется достаточной устойчивостью, что обеспечивает нормальную демографическую ситуацию и сохранение демографического потенциала в будущем.

Литература и Интернет источники

1. Караханов М.К. Демографические процессы в Средней Азии во второй половине XIX столетия — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://texts.news/demografiya_1114

2. Караханов М.К. Демографические процессы в Средней Азии во второй половине ХГХ столетия. — М.: Статистика. 1977.

3. Семейный Кодекс Республики Узбекистан — Ташкент, 1998.

4. World Population, Data Sheet. Population Reference Bureau, 2016.

5. Рыбаковский Л.Л. Демографическая безопасность: геополитические аспекты. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rybakovsky.ru/stati1a8.html

6. Сови А. Общая теория населения. — М.: Прогресс, 1977.

7. Максакова Л.П. Трудовая миграция в аспектах семьи / В сб.: Миграционные мосты в Евразии. VII Международная научно-практическая конференциия «Роль трудовой миграции в социально — экономическом и демографическом развитии посылающих и принимающих стран». — Москва-Ставрополь, 2015. — С. 141-144.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Рязанцев С.В., Богданов И.Я., Храмова М.Н. Прогнозирование миграции в контексте формирования внешней миграционной политики России // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. — 2017. — № 1. — С. 5-12.

9. Полетаев Д. Дети без детства. // Миграция XXI век. — 2015 — № 2 (17). — С. 21-23.

10. Максакова Л.П. Цивилизовать миграцию обоюдными усилиями // Миграция XXI век. — 2010. — № 1. — С. 39-40.

Для цитирования:

Мамадалиева Х.Х. Брак и семья в Узбекистане // Народонаселение. — 2017. — № 4. — С. 67-77. DOI: 10.26653/1561 -7785-2017-4-5.

Сведения об авторах:

Мамадалиева Хафиза Холдаровна, кандидат экономических наук, руководитель Республиканского научно-практического Центра «Оила» («Семья»), г. Ташкент, Республика Узбекистан. Контактная информация: е- mail: mhafiza@mail.ru

DOI: 10.26653/1561-7785-2017-4-5

MARRIAGE AND FAMILY IN UZBEKISTAN

Khafiza Kh. Mamadalieva

The Republican Scientific and Practical Center "Oila" (Family) (5 Mustakillik St., Tashkent, Republic of Uzbekistan, 100017) E-mail: mhafiza@mail.ru

Abstract. The article is prepared on the basis of official statistics and special surveys of families conducted in the republic within the past five years. Modern family customs and traditions have deep historical roots. In the late 19th century in the territory of modern Uzbekistan the average age of consent was 15-17 years. According to the population census of 1897, in Central Asia 64% of girls aged 17-19 were already married. Modern family in Uzbekistan is a democratic monogamous form of marriage based on equality of men and women. In 2000-2016 in the republic were registered 4033.9 thousand marriages. Uzbekistan is characterized by a sufficient stability of families that is demonstrated by rather low divorce rates. Over the years of independence the number of divorces has reduced to a half, in recent years there were 9.5-9.7 divorces per 100 contracted marriages, but nevertheless, this problem remains rather relevant. Increase in the age of marriage is a universal tendency, and it is already taking shape in Uzbekistan. In the 2000th the average age of marriage has risen for men from 24.2 to 25.9 years, and for women — from 21.4 to 22.5 years. A significant impact on reproduction processes is exerted by education levels of women. Family in Uzbekistan develops according to the universal regularities and national customs and traditions without having lost its vital value. It is characterized by sufficient stability that provides a normal demographic situation and preservation of demographic potential in the future.

Keywords: marriage, family, family structure, strengthening of family, specifics, motivation, problem, traditions, customs, survey, young family.

References and Internet sources

1. Karakhanov M.K. Demograficheskiye protsessy v Sredney Azii vo vtoroy polovine XIX stoletiya [Demographic processes in Central Asia in the second half of the 19th century]. Available at: http://texts.news/demografiya_1114 (in Russ.)

2. Karakhanov M.K. Demograficheskiye protsessy v Sredney Azii vo vtoroy polovine XIX stoletiya [Demographic Processes in Central Asia in the Second Half of the 19th Century]. Moscow. Statistika [Statistics]. 1977 (in Russ.)

3. Semeynyy Kodeks Respubliki Uzbekistan [Family Code of the Republic of Uzbekistan]. Tashkent. 1998 (in Russ.)

4. World Population Data Sheet. Population Reference Bureau. 2016.

5. Rybakovsky L.L. Demograficheskaya bezopasnost': geopoliticheskiye aspekty [Demographic safety: geopolitical aspects]. Available at: http://rybakovsky.ru/stati1a8.html (in Russ.)

6. Sovi A. Obshchaya teoriya naseleniya [General Theory of Population]. Moscow. Progress. 1977 (in Russ.)

7. Maksakova L.P. Labor migration in family aspects. In: Migratsionnyye mosty v Yevrazii. VII Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiiya "Rol' trudovoy migratsii v sot-sial'no — ekonomicheskom i demograficheskom razvitii posylayushchikh i prinimayush-chikh stran" [In: MigrationBridges in Eurasia. The VII International scientific and practical conference "The role of labor migration in the socio — economic and demographic development of the sending and host countries"]. Moscow-Stavropol. 2015. P. 141-144 (in Russ.)

8. Ryazantsev S.V., Bogdanov I.Ya., Khramova M.N. Forecast of migration in the context of the formation of Russia foreign migration policy. Scientific Review: Series 1 Economics and Law [Scientific Review. Series 1. Economics and law]. 2017. No. 1. P. 5-12. (in Russ.)

9. Poletayev D. Children without childhood. Migratsiya XXI vek [Migration. The 21st Century]. 2015. No. 2 (17). P. 21-23 (in Russ.)

10. Maksakova L.P. To civilize migration by mutual efforts. Migratsiya XXI vek [Migration. The 21st Century]. 2010. No. 1. P. 39-40 (in Russ.)

For citation:

Mamadalieva Kh.Kh. Marriage and family in Uzbekistan. Narodonaselenie [Population]. 2017. No. 4. Р.

67-77. DOI: 10.26653/1561-7785-2017-4-5 (in Russ.)

Information about the author:

Khafiza Kholdarovna Mamadalieva, Cand. Sci. (Econ.), Director of the Republican Scientific and Practical

Center "Oila" (Family), Tashkent, Republic of Uzbekistan.

Contact information: e-mail: mhafiza@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.