Научная статья на тему 'ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА-ГИГИЕНИСТА'

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА-ГИГИЕНИСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА-ГИГИЕНИСТА»

низован Республиканский центр профилактического здравоохранения. Это позволит перераспределить ряд функций по управлению общественным здоровьем. Предполагается, что в дальнейшем органы управления здравоохранением будут обладать не только статистической информацией, но и рекомендациями по текущему и перспективному управлению. Впервые на практике будет так широко применен многодисциплинарный, межотраслевой принцип охраны здоровья. Мы полагаем, что перестройка здравоохранения в Казахстане повлечет за собой создание учебно-научно-профилактических объединений — «Туберкулез», «Кардиология», «Онкология», «Педиатрия», «Управление первичной ме-дико-санитарной помощью» и др. Это позволит объединить усилия кафедр научно-исследова-тельских учреждений и практических подразделений в решении приоритетных проблем здравоохранения, улучшить качество и сократить сроки внедрения научных разработок.

В документе ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Основные направления развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года» выдвигается задача коренным образом перестроить здравоохранение, устранить недостатки, обеспечить эффективное использование имеющегося потенциала, резко повысить качество медицинской помощи. Критический анализ достигнутого показал, что в области ПМСП, ее санитарно-гигиенических аспектов было много упущено, много не сделано. Понимая, что ПМСП представляет собой динамическую систему со сложной иерархической структурой, интегрирующей как по вертикальным, так и по горизонтальным связям управления, мы приступили к совершенствованию систем управления санэпидслужбой, переориентации ее на достижение конечных результатов — улучшения показателей здоровья населения, оздоровления окружающей среды, повышения эффективности профилактики как генеральной линии советского здравоохранения. В соответствии с поставленными задачами впервые в стране созданы управления санэпидслужбы Уральского, Кустанайского облисполкомов и Алма-Атинского горисполкома. Продолжается работа по устранению дублирования функций ряда сакэпид-учреждений, централизации отдельных видов

надзора и лабораторных исследований. В целях перехода санэпидслужбы на изучение здоровья и разработку современных профилактических и оздоровительных мероприятий изменена структура Республиканской санэпидстанции.

На крупнейших новостройках по освоению ф Тенгизского и Карагачанакского нефтегазовых комплексов созданы санитарные отделы по обслуживанию территориально-промышленных комплексов, Карагандинской санэпидслужбы накоплен положительный опыт по централизации надзора за всеми предприятиями угольной промышленности области.

Развиваются новые формы сотрудничества с НИИ и гигиеническими кафедрами медицинских институтов.

Обсуждается возможность создания республиканского хозрасчетного производственного объединения «Дезинфекция» с объемом профилактических работ порядка 30 млн руб. в год.

В конце марта 1988 г. в Риге состоялось меж- 4 региональное совещание экспертов ВОЗ, которое называлось «От Алма-Аты к 2000 году. Взгляд с половины пути». В совещании участвовали эксперты всех шести регионов ВОЗ. Был подведен итог деятельности стран по осуществлению рекомендаций Алма-Атинской конференции, рассмотрены тенденции развития и состояние здравоохранения в мире, определены основные проблемы, решение которых позволит достигнуть глобальной цели, указанной в программе ВОЗ, — «Здоровье для всех к 2000 году». На совещании было принято Рижское заявление, которое рекомендовало национальным правительствам развивать основные элементы ПМСП при широком межотраслевом сотрудничестве и участии населения. Были подтверждены рекомендации Алма-Атинской конференции. В Риге ^ было заявлено, что ПМСП должна оставаться ключом к достижению указанной выше цели.

Сейчас, 10 лет спустя, мы вновь убеждаемся в том, что Алма-Атинская конференция, впитав в себя основные принципы социалистического здравоохранения, побудила национальные правительства переориентировать службы здравоохранения, сделав акцент на ПМСП. Алма-Атинская декларация оказала и оказывает существенное влияние на развитие служб здравоохранения в Казахстане.

Поступила 04.05.88

УДК 613/614:378.661

М. Б. Шпирт, А. Д. Джумабаев, Ж. Д. Дооронбеков ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА-ГИГИЕНИСТА

Киргизский медицинский институт, г. Фрунзе

Главным показателем эффективности здравоохранения является сохранение и укрепление здоровья советских людей на основе более ра-

ционального использования выделяемых ресурсов, повышения качества и интенсификации труда медицинских работников. Один из путей ре-

шсния этой задачи — совершенствование подготовки врачей, предусмотренное в планах перестройки работы высшей школы. Ввиду необходимости установления более тесной связи теории с практикой возникает потребность в таких мето-9 дах обучения, которые дали бы студентам возможность совершенствовать профессиональные умения и навыки. Это прежде всего методы активного обучения: ситуационные задачи, задачи-инциденты, инсценировки, деловые игры [1—4]. Наша кафедра с 1982 г. использует деловые игры при обучении студентов в XII семестре. Таких игр 6: 4 посвящены предупредительному санитарному надзору, 2 — текущему. Они носят названия «Экспертиза проекта генерального и ситуационного планов машиностроительного завода», «Экспертиза проекта вентиляции приготовительного цеха прядильной фабрики», «Экспертиза проекта генерального и ситуационного планов СПТУ», «Экспертиза строительства населенного £ пункта», «Санитарное обследование прядильного цеха», «Санитарное обследование молочнотоварной фермы».

По определению [4], деловая игра — метод обучения профессиональной деятельности посредством ее моделирования, близкого к реальным условиям, с обязательным разветвленным динамическим развитием решаемой ситуации, задачи или проблемы в строгом соответствии последующих событий с характером решений и действий, принятых играющими на предыдущих этапах. От других методов активного обучения деловая игра отличается тем, что здесь используется модель системы ситуаций. Такое живое моделирование имеет целый ряд неоспоримых достоинств. Умение анализировать ситуацию, найти в ней решающие звенья, обосновать решения и органи-ф зовать их выполнение, достигаемое в процессе деловой игры, — неотъемлемая профессиональная черта врача-гигиениста. Насколько развито у него это умение, настолько эффективна его деятельность. Использование деловых игр способствует также развитию у студентов практического подхода к анализируемым фактам, а необходимость находить собственные решения вырабатывает у них конструктивный тип мышления. Ценным качеством врача-гигиениста является стремление к рассмотрению альтернатив при принятии конкретного решения, умение отстаивать свою точку зрения. Деловые игры развивают эти умения. Качество принимаемых врачом-гигиенистом решений во многом зависит от умения работать с имеющейся информацией: определять минимально необходимый и достаточный объем ее для принятия обоснованного решения. При анализе случаев, когда студент запрашивает необходимую, £ с его точки зрения, информацию, имеется возможность оценить это умение и развить его. Учебные деловые игры служат для обучения выполнению определенных функций. В них заложена не только возможность принятия решений, но и не-

обходимость организации их исполнения, а это позволяет участникам игры увидеть результаты своих действий. Наиболее целесообразно проведение деловых игр на заключительном этапе обучения (период субординатуры). Лучше разрабатывать игру, которую можно провести за один день. Исходя из имеющегося опыта, считаем целесообразным выделение следующих этапов деловой игры.

Введение в игру. Этот этап помогает студентам уяснить цель игры и предупредить многие вопросы, возникающие при знакомстве с ситуацией.

Изучение ситуации, правил игры и уяснение позиций. Для этого студенты получают необходимые материалы, а также список рекомендуемой литературы, откуда можно получить дополнительные сведения или ответы на вопросы теоретического, законодательного и нормативного характера. Студенты знакомятся с правилами игры и уясняют позицию, которой они должны руководствоваться в ходе игры. Позиция может быть жесткой, исключающей всякую импровизацию в выборе линии поведения, т. е. носить запрограммированный характер; она может указывать лишь исходное состояние, намечая контуры цели, и, наконец, может быть предоставлена полная свобода в выработке позиции до игры и ее изменения в процессе игры.

Распределение ролей среди студентов. Эта процедура должна осуществляться с учетом пожеланий студентов играть ту или иную роль. В этом случае их знакомство с ситуацией будет происходить с учетом исполнения конкретной роли. Оптимальное число участников игры — 4—6. Всю эту работу студенты проделывают во внеурочное время.

Игровой процесс. После определения цели и разработки плана мероприятий студенты реализуют его в присутствии слушателей (зрителей).

Подведение итогов игры и разбор оптимального варианта. На этом этапе преподавателем анализируются разработанные решения, отмечаются наиболее и наименее удачные моменты в действиях и проводится ознакомление студентов с оптимальным вариантом. Оценивается деятельность играющих в первую очередь по широте охвата ими своих функциональных обязанностей, комплексному подходу к решению задач, правильности ориентации в ситуации, верному ее решению, способности идти на компромисс при согласовании спорных вопросов, умению отСгаивать свои правовые интересы, писать деловые бумаги.

Общая дискуссия. Существует по крайней мере три причины, в силу которых проведение деловой игры целесообразно завершать общей дискуссией. Во-первых, принятые решения не всегда отражают мнение всех студентов. Если не дать возможности студентам открыто высказать свое мнение и не оценить его, они будут неудовлетворены игрой. Во-вторых, оптимальный вариант, сообщаемый студентам преподавателем, может

2*

- 35 -

иметь разного рода погрешности. Как правило, они отмечаются студентами. В-третьих, у студентов сложилось определенное мнение о проведенной игре, которым они хотят поделиться с преподавателем. Так как почти все игры нуждаются в совершенствовании, такая информация должна собираться, анализироваться и использоваться для ее доработки. Роль преподавателя при проведении игры весьма многогранна. До игры он инструктор, в процессе ее проведения — консультант, по окончании — судья и, наконец, руководитель дискуссии.

Желательно, чтобы деловая игра проходила в атмосфере творчества, а меткое слово, удачное сравнение, шутка должны быть постоянными ее спутниками. Все это повышает эмоциональность игры, а тем самым и степень усвоения материала. Существенным моментом в проведении игры является равномерная загрузка участников. Добиться этого можно, если учесть все элементы игрового процесса (анализ ситуации, разработку решений, переговоры, выступления и т. д.).

Игра рождает у студентов много вопросов теоретического, законодательного, нормативного характера, имеющих прямое отношение к изучаемой проблеме. Освещение их в последующей обзорной (проблемной) лекции с интересом воспринимается студентами, так как для этого подготов-

лена хорошая почва. Деловые игры не лишены недостатков. В первую очередь это высокая трудоемкость их разработки, необходимость частого внесения изменений в имеющиеся материалы, их обновления. Степень участия студентов в деловой игре снижается с увеличением численности # группы. Знания, полученные с помощью только деловой игры, не всегда упорядочены, зачастую лишены стройной, четкой структуры. В этом случае недостаток одного метода (активного) компенсируется достоинством другого (традиционного). Таким образом, использование в процессе обучения студентов деловых игр является одним из важных элементов оптимизации учебно-воспитательного процесса, активизирующих мыслительную познавательную деятельность студентов в овладении профессиональными умениями.

Литература

1. Грэм Р. Г., Грей К■ Ф. Руководство по операционным ^ играм. — М., 1977.

2. Жуков Р. Ф., Железняк П. Г., Лифшиц А. Л. Методика разработки и оформления деловых игр. — Л., 1977.

3. Иорданиди С. А., Серебренникова В. А., Мерку шее В. В. // Вопросы оптимизации учебного процесса. — Свердловск, 1982.— С. 107—109.

4. Наумов Л. Б. Учебные игры в медицине. — Ташкент, 1986.

Поступила 03.11.87

УДК 613+6Н 1:061.22(470.313)

П. Г. Ткачев

о возможностях СОТРУДНИЧЕСТВА МЕДИЦИНСКИХ ОБЩЕСТВ В УКРЕПЛЕНИИ СВЯЗЕЙ КАФЕДР И ОРГАНОВ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Рязанский медицинский институт им. акад. И. П. Павлова

В последние годы в здравоохранении нашей страны происходят существенные положительные изменения, которые являются результатом выполнения решений, принимаемых партией и Советским правительством. Особое значение имеют «Основные направления развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года», утвержденные ЦК КПСС и Советом Министров СССР. Одной из важных задач, указанных в документе, является усиление связей науки и практического здравоохранения. Определенное значение при этом могут иметь научно-практические медицинские общества городов и административных территорий. Так, например, Рязанские областные медицинские общества насчитывают в своих рядах более тысячи врачей разных специальностей. Рязанское областное отделение Всероссийского научного общества гигиенистов и санитарных врачей объединяет свыше 150 человек — представителей профессорско-преподавательского состава санитарно-гигиеническо-

го факультета, кафедр факультета усовершенствования врачей и гигиенистов санитарно-эпиде-миологической службы. Таким образом, современные медицинские общества представляют собой крупные творческие коллективы, правильное использование возможностей которых, особенно во взаимодействии, позволит внести дополнительный общественный вклад в совершенствование народного здравоохранения.

Целью настоящего сообщения является краткое изложение наиболее важных планов, подвергшихся широкому обсуждению, практическая реализация которых идет при активном участии гигиенистов и членов других медицинских обществ.

Большую ответственность на нашу деятельность налагает также проведенный в Рязани в июле 1985 г. VI Всероссийский съезд гигиенистов и санитарных врачей.

В годовых планах, составляемых на основе пятилетнего, нами всегда предусматривается периодическое проведение научно-практических конференций с участием специалистов разного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.