Научная статья на тему 'О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ'

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.Ф. Борисенко, И.В. Савицкий, Ю.В. Руль

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ»

кового наполнителя указанных пищевых продуктов, но и действует в качестве вещества, снижающего отрицательное влияние нитрита натрия на кислородный режим организма и его мышечной ткани.

Литература

1. Абрамова Ж. И. — В кн.: Метгемоглобинемня различных этиологнй и меры ее профилактики. Л., 1971, с. 3—4.

2. Аудере А. К-. Линдберг 3. Л. — В кн.: Эпидемиология и генез рака желудка. Вильнюс, 1974, с. 148.

3. Дадиани Л. Н.. Андреева Л. С. — Пат. физиол., 1972, № 3, с. 91—93.

4 Иваницкая Н. Ф. — Там же. 1976, № 3, с. 69—71.

5. Корсумова С. Л. — В кн.: Ленинградский санитарно-гигиенический мед. ин-т. Науч. конф. аспирантов и клинических ординаторов. 29-я. Материалы. Л., 1969, с. 123—124.

6. Кушаковский М. С. Клинические формы повреждения гемоглобина. Л., 1968.

7. Лябах Е. Г.. Иванов К. П. — Докл. ЛН СССР. 1979, т. 248, № 2, с. 488—491.

8. Майструк П. Н.. Дунаевский Г. А.. Соломко Г. И. и др. Применение сухой белковой смеси в диетическом питании (Метод, рекомендации). Киев, 1983.

УДК 613/.6I4:378.66I

В настоящее время пересмотрена вся методическая система подготовки врачей по специальности 1903 «гигиена, санитария и эпидемиология» с точки зрения усиления профессиональной Направленности обучения и реализации требований соответствующей квалификационной характеристики. Разработано положение о базовой санэпидстанции, направленное на создание учебно-научно-производственных комплексов по гигиеническим профилям.

Вместе с тем до сих нор качество подготовки врачей-гигиенистов еще не полностью отвечает современным требованиям практического здравоохранения. Еще не исчерпаны все резервы повышения качества подготовки специалистов и с методической точки зрения.

До издания квалификационных характеристик в методической литературе имелось много указаний на необходимость создания современной модели специалиста. С нашей точки зрения,

9. Маньковская И. П., Филиппов М. М. — Физиол. жури., 1983, т. 24. № 3, с. 327—331.

10. Мотылев В. Д. — В кн.: Метгемоглобинемня различных этиологий и меры ее профилактики. Л., 1971, с. 38—40.

11. Пальмин В. В.. Приценко В. К.. Федорова Г. Л.— Вопр. питания, 1975, № 4, с. 58—59.

12. Филиппов М. М.. Маньковская И. //., Курба-ков Л. А. — Физиол. журн., 1981, т. 27, № 2, с. 240— 242.

13. Reddy D„ Lancaster Y. R.. Cornforth D. P. — Science, 1983, v. 221, p. 769-770.

Поступила 07.0C.84

Summary. Comprehensive studies involving the determination of total and local oxygen uptake rate, gas composition of arterial and musculus gastrocnemius venous blood, total acidity, blood flow in the organs, blood capillary parameters, mathematical modeling have shown that the use of dry protein mixture as a food additive (300-400 mg/dny) for rats exposed chronically for the period of up to 30 dbys to sodium nitrite (3 mg per 100 g body weight) significantly reduces the degree of hypoxia in animals. In particular, mcthemoglobin level decreases, blood oxygen capacity increases, total and local gas exchange comes to normal, there are positive qualitative changes in the indices for the oxygen carrying blood function and for the muscular tissue regimen. All the mentioned changes contribute significantly to muscular tissue hypoxia prevention.

именно содержание модели специалиста должно было определить содержание квалификационных характеристик, причем не только молодого специалиста — выпускника вуза, но и специалистов второй, первой и высшей квалификационных категорий. К сожалению, с изданием квалификационных требований к молодому специалисту в определенной степени был снят вопрос о необходимости создания модели специалиста, хотя известно, что квалификационная характеристика не заменила модель, она ее упростила до сегодняшних, наиболее общих требований практического здравоохранения и, по-видимому, тем самым нанесла ущерб разработке стратегического направления — создания модели специалиста.

Модель специалиста может быть современкпм и перспективной (прогностической). Без такого деления нельзя подходить к ее созданию и совершенствованию, а также использованию в практических целях. Она, как и всякий документ.

Социальная гигиена, истории гигиены, организация санитарного дела

Н. Ф. Борисенко, И. В. Савицкий, Ю. В. Руль

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

Киевский медицинский институт

Ч

гламентнрующий содержание учебного процесса и следующий за ним практической деятельности, должна издаваться не реже одного раза в 3— 5 лет. Фактическая модель специалиста позволяет увидеть с точки зрения современной модели, насколько и в чем отстает практическая деятельность специалиста от той, которая теоретически обоснована современным уровнем развития науки и практики. Перспективная модель (на 5, 10 лет и более), построенная на основе научных прогнозов, позволяет определить перспективные пути развития современной модели и учесть их содержание в учебном процессе вуза.

Обобщая эти положения, можно определить само понятие модели специалиста как структурного построения (текстового, графического, в виде объемной модели и т. п.), отражающего фактическое, современное, перспективное состояние практических знаний и умений (в их количественных, качественных и логических взаимоотношениях), которыми владеет и должен будет владеть специалист конкретной профессиональной и квалификационной категории. Сколь динамична модель специалиста (современная и перспективная), столь динамична должна быть и вузовская система обучения по своему содержанию. Качественные и логические взаимоотношения элементов модели легко поддаются научным и практическим экспертным оценкам специалистов. Что же касается количественной оценки, то она должна содержать цифровое выражение этих взаимоотношений на основе данных об удельной емкости элементов, значимости тех или иных элементов для достижения специалистом конечной цели при его подготовке. С развитием модели она может включать и другие характеристики, имеющие практическое значение.

Актуальность исследований по созданию модели специалиста трудно переоценить, так как от них зависит совершенствование содержания и качества подготовки кадров.

В последнее десятилетие медицинская практика столкнулась с явлением, оценить которое в полной мере пока не удается, — с существенным повышением удельного веса неинфекционной заболеваемости населения (сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, болезни желудочно-кишечного тракта, генетического аппарата, желез внутренней секреции, аллергические и др.). Многие нз них в эпоху научно-технической революции порождены антропогенной деятельностью.

Характерной чертой этнологических факторов инфекционной заболеваемости являются их чрезвычайное многообразие, взаимное влияние, способность проявлять отдаленные эффекты в отношении родительского и дочерних поколений людей и экологической среды, высокая биологическая активность, способность действовать в сверхмалых дозах, неизученность биологических механизмов их действия на различных уровнях. В связи с этим число таких факторов в совре-

менных условиях возрастает по экспоненциальной кривой. ф

В связи с этим советским гигиенистам необхо-^ димо первыми во всем многообразии оценить возникшую ситуацию и построить систему, которая могла бы оперативно реагировать на малейшую опасность роста заболеваемости населения по любой группе нозологических форм. Для реализации этой цели гигиеническая наука и практика должны представлять собой наиболее оснащенное технически звено здравоохранения. Они должны использовать все современные достижения советской науки и техники для решения задач идентификации, оценки и контроля уровня влияния факторов окружающей среды на здоровье людей и саму окружающую человека среду. Современные средства вычислительной техники, по-видимому, должны помочь оценить фактическое состояние заболеваемости населения и, в частности, заболеваемости, связанной с антропогенной деятельностью, болезнями неуточ-ненной этиологии с целью построения ближайших и перспективных прогнозов. Кроме того, необходимо оценить число неинфекционных факторов окружающей среды, их комбинаций, предъ-,^ являемых реальной действительностью, за единицу времени в настоящее время и в будущем и на этом основании ориентировочно оценить с учетом прогнозирования количество научных кадров и научных лабораторий, способных оценить эти факторы на современном уровне и пронормировать их с гигиенических позиций и лишь затем определить необходимое количество кадров профилактического звена здравоохранения и учреждений, способных поддерживать санитарную безупречцость всех объектов окружающей среды. Только тогда можно будет на научном основании разработать комплекс мер, необходимых для охраны и укрепления здоровья людей.

И все же даже приближенные прогнозы могли бы позволить более целенаправленно совершенствовать подготовку кадров врачей-гигиенистов и научных работников гигиенического профиля.

Таким образом, вопросы построения систему профилактического направления здравоохранения и высшего медицинского образования с уче- ^ том современных тенденций в структуре заболеваемости населения и современного уровня гигиенических знаний весьма актуальны и требуют серьезного обсуждения.

В существующей системе подготовки врачей-гигиенистов не все еще сделано для того, чтобы специалист мог наиболее эффективно выполнять свои функции на практике.

Гигиенист-эпидемиолог, разумеется, должен качественно осуществлять все свои профессиональные функции. Его ценность — в умении находить наиболее правильное решение в нестандартных производственных ситуациях, хотя они не столь часты. Подобная деятельность приобретает характер творческий. Для обеспечения та-

¥

кого качественно нового уровня подготовки тре-^буется перестройка информационной (традиционной) системы подготовки на развивающую. Целями развивающей системы являются развитие мыслительной деятельности и выработка активной жизненной позиции у будущего специалиста.

Методика подготовки врачей гигиенистов-эпидемиологов должна строиться на основе положения: учебный процесс в вузе — это непрерывный, целенаправленный процесс активной познавательной деятельности студентовВозникают вопросы: всякий ли абитуриент, выдержавший вступительный экзамен, может быть подготовлен к будущей профессиональной деятельности? Какими качествами должен обладать студент санитарно-гигиенического факультета, кроме формальных положений характеристики и способности выдержать вступительные экзамены?

Особенностью профессиональной ориентации по данной специальности является работа с молодежью, недостаточно осведомленной о характере деятельности врача гигиениста-эпидемио-лога.

^ При совершенствовании методики и содержания вступительных экзаменов на санитарно-гигиеническом факультете необходимо разработать комплекс тестов, позволяющих не только выяснить сумму информации по отдельным предметам школьной программы, но и определить общий уровень развития и творческий потенциал личности.

Конечно, невозможно представить себе перестройку методики вступительного экзамена только на санитарно-гигиеническом факультете при отсутствии ее на других факультетах. По-види-мому, необходимо обобщение опыта и результатов специальных психолого-педагогических исследований по вопросам профориентации и профотбора путем проведения конференций, рабочих совещании и заседаний методических комиссий. Уже давно назрела необходимость сформулировать в официальном документе требования к комплексной системе профотбора в медицинский _вуз, включая профотбор на санитарно-гигиени-^ческнй факультет.

Нет и не может быть обучения без воспитания и, в частности, воспитания активной жизненной позиции у будущего специалиста. Именно воспитание активной жизненной позиции является главной задачей подготовки специалиста и врав-ной мере врача-гигиениста. Выработка активной позиции зависит от методики преподавания. Достаточно ограничиться изложением информации, потребность в которой отодвигается на неопределенное время, как у студентов возникает пассивная позиция. Построение учебного процесса в ву-

' Марквардт К. Г. Разнимающаяся система подготовки специалистов. М., 1981, с. 3—36.

зе с учетом указанных положений является для преподавателей вуза весьма трудоемкой задачей перехода на новый, более высокий уровень деятельности. Однако такая перестройка необходима и она возможна лишь в случае объединения усилий всех однопрофильных кафедр в стране или, что более реально, в регионе. Не последнее место в этой работе могла бы занимать и популяризация отдельных передовых достижений кафедр в этой работе, в частности, через факультеты повышения квалификации преподавателей.

Совершенствование методики отбора содержания материала и формы преподавания невозможно без переосмысления критериев и методики текущего, рубежного и итогового контроля знаний студентов. Как усвоение, так и воспроизведение знаний студентами в ходе текущего контроля должно быть связано с решением задач, моделирующих или повторяющих ситуацию, желательно взятую из практической деятельности, с постановкой опыта, проведением небольшого исследования, т. е. с решением задач, требующих вовлечения в мыслительный процесс достаточно большого числа учебных элементов.

Простое воспроизведение фактов и событий учебного материала не позволяет преподавателю быть уверенным в способности студента когда-либо воспользоваться такими сведениями. Начав практическую деятельность, бывший студент, столкнувшись с реальной производственной ситуацией, прежде всего постарается найти необходимую литературу, проконсультироваться со специалистами, попытаться найти решение. Попав повторно в подобную ситуацию, молодой специалист легко с ней справится. Это ли не пример непроизвольного запоминания необходимого материала? В том же и главная задача любого контроля: дать студенту возможность найти решение поставленной перед ним задачи. Данное положение сближает методику текущего и рубежного контроля знаний. Что касается итогового контроля знаний на экзаменах, то большинство педагогов и психологов высшего образования склоняются к тому, что предметом контроля на экзамене (но не государственном) является знание лекционного курса.

При текущем и рубежном контроле знаний именно то, как и какими путями преодолевает студент поставленный перед ним барьер, и позволяет оценить его как специалиста.

Специальность врача гигнениста-эпидемиолога как нельзя более подходит для широкого привлечения элементов творческой, исследовательской деятельности студента в ходе контроля его знаний, к постановке лабораторных исследований и оценке их результатов. Цель текущего и рубежного контроля, реализуемая и методикой контроля, и самим преподавателем, — помочь студенту не иметь пробелов в знаниях. Практическая профессиональная деятельность специалиста с учетом перспективы ее развития — вот что должно

щ

формировать содержание обучения и контроля знаний студентов в вузе.

Тенденции к сближению процесса обучения с профессиональной деятельностью специалиста уже положительно себя проявили. В отношении подготовки специалистов на санитарно-гигиеническом факультете это выразилось в активации учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ студентов, совершенствовании производственной практики на базовых санэпид-

станциях, разработке и утверждении перечня практических навыков и др. 4

Таким образом, дальнейшее повышение качества подготовки специалиста не может быть эффективным без принципиальной перестройки методики и сущности преподавания на факультете. Огромный научный и методический потенциал медицинских вузов страны создает достаточную базу для такой перестройки.

Поступила 17.09.84

УДК 614.31:613.294:6631(477)

А. М. Касьяненко

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САНЭПИДСЛУЖБЫ УКРАИНСКОЙ ССР В ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Минздрав УССР, Киев

В соответствии с решениями XXVI съезда КПСС и последующими постановлениями партии и правительства в Украинской ССР проводится работа по совершенствованию и дальнейшему улучшению общественного питания на производственных предприятиях, в учебных заведениях, общеобразовательных школах, по месту жительства и отдыха населения путем внедрения индустриальной технологии приготовления пищи и повышения эффективности производства отрасли. Этот вопрос подробно обсужден в декабре 1982 г. на Республиканском совещании-семинаре в Запорожье, на котором был представлен доклад от Минздрава УССР о связи рационального питания со здоровьем рабочих. В областях УССР разработаны и осуществляются мероприятия по концентрации и централизации приготовления полуфабрикатов высокой степени готовности и кулинарных изделий, внедрению промышленных методов производства продукции и сокращению ручного труда на предприятиях общественного питания. Заслуживает внимания работа, проводимая в Днепропетровской, Львовской и Запорожской областях, где значительно быстрее и результативнее внедряются индустриальная технология приготовления полуфабрикатов высокой степени готовности и централизованное снабжение ими предприятий-доготовочных. Разработаны и утверждены комплексные программы индустриализации и развития общественного питания, проводится организаторская работа и установлен строгий контроль за выполнением утвержденных программ. Это позволило более полно удовлетворить спрос населения на продукцию общественного питания, повысить ее качество, расширить ассортимент, механизировать часть трудоемких процессов, улучшить использование технологического оборудования и обеспечить повышение экономических показателей.

В Днепропетровской области на промышленных предприятиях изготовлено более 300 единиц технологического оборудования для оснащения производства в системе общественного питания^ В Львовской области вопросы индустриализации отрасли решаются во взаимосвязи с развитием предприятий общественного питания, в частности общедоступной узкоспециализированной сети пирожковых, вареничных, пельменных, магазинов кулинарии, кондитерских. Это помогает рациональному и экономному использованию продовольственных ресурсов. Опыт работы по индустриализации общественного питания свидетельствует о том, что это новое прогрессивное направление может быть внедрено во всех областях и городах республики.

В связи с индустриализацией общественного питания учреждения санэпидслужбы республики пересмотрели свои планы и направления деятельности с целью усиления контроля за внедрением сбалансированного питания с учетом новых норм 1982 г. Во всех планах работы санэпидслужбы ведущим направлением является внедрение рационального питания как эффективного^ фактора первичной профилактики большой группы неинфекционных заболеваний органов пищеварения, кровообращения, обмена веществ, сахарного диабета и др. В настоящее время в республике имеется немало примеров успешной работы службы. Санэпидслужба Запорожской области также сумела увязать правильную организацию питания рабочих промышленных предприятий с профилактикой неинфекционных заболеваний. Однако до настоящего времени остаются не полностью решенными вопросы организации питания ряда промышленных предприятий. Недостаточна сеть столовых, в том числе диетических, магазинов и отделов кулинарии при заводах, фабриках, стройках в Житомирской, Ни-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.