Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ИНТЕГРАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФИЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ'

ВОПРОСЫ ИНТЕГРАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФИЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н Ф. Борисенко, Е И. Гончарук, В А. Луненок-бурмакина, И Н. Моргунов, И В. Савицкий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ИНТЕГРАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФИЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ»

таны совместно с НИИ строительной физики Госстроя СССР.

Впервые в институте совместно с НИИ строительной физики Госстроя СССР начато изучение инфра-звука в условиях городской среды. Разработана методика измерения инфразвука от транспортных средств. Установлено, что инфразвуковые и низкочастотные колебания возникают при взлете и посадке самолетов гражданской авиации, движении автотранспортных потоков и электропоездов. Инфразвук распространяется на жилую застройку, проникает в здания.

Физиолого-гигиенические исследования, проводимые в специально сконструированной камере, имели целью выявление влияния наименее изученных уровней инфразвука (110—90 дБ) на состояние центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, а также органа слуха. Установлено, что реакция организма зависит от интенсивности и длительности воздействия инфразвука. Данные лабораторных исследований послужат основанием для разработки гигиенических нормативов инфразвука в окружающей среде.

Главной предпосылкой улучшения акустических условий проживания населения и достижения практических результатов в области защиты окружающей среды от транспортного шума,"вибрации и инфразвука являются разработка и совершенствование гигиенических норм.

Первые в СССР «Санитарные нормы допустимых £ уровней шума в жилых домах» разработаны Московским НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана и НИИ строительной физики Госстроя СССР и утверждены Минздравом СССР в 1960 г. В 1965 г. сфера распространения норм была расширена: в «Санитарных нормах допустимого шума в домах и на территории жилой застройки» № 535-65 установлен допустимый уровень для жилой территории и мест отдыха населения. Дальнейшее развитие физиолого-гигиенических исследований позволило обосновать дифференцированные нормы для раз-

личных условий и мест пребывания человека в городской среде, которые вошли в «Санитарные нормы допустимого шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки» № 872-70. В 1978 г. Госстроем СССР издана глава СНнП П-12-77 «Защита от шума». В ней приведены нормы допустимого шума в жилых и общественных зданиях и на территории жилой застройки, которые соответствуют основным требованиям СН 872-70 как по нормативным октав-ным уровням и уровням звука, так и по условиям их соблюдения.

Таким образом, анализ нормативных документов по ограничению шума в городской среде, действующих с 1960 г., показывает, что основной нормативный уровень звука в жилых помещениях 30 дБ А остается неизменным. Практика применения санитарных норм сат^арно-эпидемиологической службой при контроле за шумовым режимом в жилой застройке и рассмотрении жалоб населения также подтвердила правомерность получивших физиолого-гигиеническое обоснование допустимых уровней звука.

По плану стандартизации стран — членов СЭВ утвержден стандарт СЭВ 2834-80 «Шум. Допустимые уровни в жилых и общественных зданиях», головным разработчиком которого от СССР был Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана.

Установление нормативов допустимого шума способствует разработке шумозащитных мероприятий архитектурно-планировочного и строительно-конструктивного характера, производству и применению строительных конструкций с соответствующей звукоизоляцией, звукопоглощающих материалов, малошумных транспортных средств, инженерно-технологического и санитарно-технического оборудования зданий, что позволит нормализовать акустический климат городов и будет способствовать сохранению здоровья й трудоспособности населения.

• .....

Поступил! 18.03. И

УДК 613-^614]:378.661

Н. Ф. Борисенко, Е. И. Гончарук, В. А. Луненок-Бурмакина, И. Н. Моргунов, И. В. Савицкий, И. //, Слепушкина, А. М. Шевченко, В. П. Широбоков, Е. А. Безденежных, Г. А. Степаненко, Н. В. Черпинский

ВОПРОСЫ ИНТЕГРАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФИЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

Киевский медицинский институт

В условиях развитого социализма под влиянием научно-технической революции, интенсивного накопления информации все в большей мере проявляются интеграционные процессы во всех отраслях /*народного хозяйства, наукн, культуры, образования и здравоохранения. Внедрение на научной основе интеграции в учебный процесс медицинского

института преследует цель повышения уровня и качества специальной подготовки будущих врачей, которые должны иметь широкий общетеоретический кругозор, в полной мере владеть методами клинических и гигиенических исследований, быть ориентированными на исследовательскую работу и самостоятельную врачебную деятельность.

Значение интеграции как важнейшего методического принципа в подготовке врача-гигиениста и эпидемиолога трудно переоценить, учитывая многогранный характер их деятельности, направленной на создание благоприятных условий жизни людей (быта, питания, труда, воспитания, отдыха и др.).

Отправным пунктом для создания интегрированных программ и методических разработок служит модель специалиста, которая разрабатывается на основе принятых Министерством высшего образования СССР квалификационных характеристик. В соответствии с квалификационными характеристиками модель должна состоять из паспорта и структуры подготовки специалиста. Паспорт определяет требования общества к трудовой деятельности будущего специалиста, в частности к его должностным обязанностям, социальным и интеллектуальным свойствам, деловым и общественно-политическим качествам. Структура подготовки специалиста должна обеспечить реализацию фиксированных в паспорте социально-профессиональных требований. Модель специалиста в свою очередь служит основой для разработки интегрированных программ, учебных планов, методических приемов подготовки специалистов.

Из изложенного явствует, что каждая кафедра должна четко представлять свою роль в реализации модели специалиста, т. е. в подготовке будущего врача. Кафедры должны четко определить круг знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки квалифицированного врача-гигиениста, эпидемиолога, а также определиться в путях постепенного формирования специалиста. В ориентации на реализацию общей программно-целевой установки по подготовке будущего специалиста или на конечный результат обучения и заключается важнейший принцип педагогической деятельности коллектива кафедры.

На санитарно-гигиеническом факультете нашего института используются различные формы интеграции преподавания. Это прежде всего согласование определенных вопросов (объемов и уровней информации по смежным темам) между отдельными кафедрами, а также создание межкафедральных методических материалов на весь период обучения студентов (так называемых сквозных учебных программ и методических разработок). Например, кафедрами физики, химии, биологин и физиологии разработаны межкафедральные программы по темам: химический состав организма, структура и функции его основных компонентов, ферменты и основные закономерности бнокаталнтических процессов, биологические мембраны, электромагнитные явления в биологических системах, биоэнергетика, биокибернетика, медико-биологические измерения и др. Эти программы позволили улучшить профильную направленность преподавания на кафедрах химии, физики, биологин и др.

Кафедра микробиологии интегрирует преподавание с кафедрой физики при изучении микроско-

пической техники, с кафедрой биологии — при изучении генетики бактерий и вирусов, с кафедрой марксистско-ленинской философии — при изложении ряда вопросов вирусологии (определение жизни на примере вирусов как простейших существ, | соотношение структуры н функций части и целого на молекулярном уровне и др.). Разграничены вопросы иммунологии, преподаваемые на кафедре микробиологии (инфекционная иммунология, антигены микробного н вирусного происхождения, серологические реакции, виды и механизмы иммунного ответа, иммунопрофилактика и иммунотерапия) и па кафедрах патологической физиологии, эпидемиологии и инфекционных болезней. Согласовано преподавание темы «Антибиотики» с кафедрой фармакологии, темы «Ферменты бактерий» — с кафедрой биохимии, темы «Сальмонеллы — возбудители пищевых токснкоинфекцнй»—с кафедрой гигиены питания. Назрела необходимость создания сквозных методических разработок но теме «Санитарная микробиология и вирусология воды, воздуха, почвы, пищевых продуктов» в связи с организацией на кафедре микробиологии специального курса по санитарной микробиологии. Некоторые вопросы санитарной микробиологии преподаются также на профильных гигиенических кафедрах. Кафедрой общей гигиены совместно с кафедрами физики, химии и профильными гигиеническими кафедрами (коммунальной гигиены, гигиены труда) подготовлен ряд межкафедральных методических разработок, например «Гигиена лечебно-профнлак- ^ тическнх учреждений», «Микроклимат и его гигиеническое значение». СЬзданы межкафедральные методические указания по разделам: «Радиационная гигиена», «Предупредительный санитарный надзор», «Вибрация», «Санитарная акустика», «Электромагнитные излучения диапазона радиочастот» и др. Кафедрой гигиены детей и подростков подготовлены сквозные методические разработки по темам: «Физическое развитие детей и подростков и его оценка», «Личная гигиена», «Гигиеническая оценка естественного и искусственного освещения».

Кафедрой эпидемиологии систематически согласовывается преподавание ряда тем со смежными кафедрами (микробиологии, инфекционных болезней), а также с отдельными гигиеническими кафедрами (коммунальной гигиены, гигиены питания). Например, с кафедрой инфекционных болезней согласованы вопросы преподавания эпидемиологии отдельных инфекционных болезней, с кафедрой коммунальной гигиены — роль водного фактора в эпидемиологии кишечных инфекций, с кафедрой гигиены питания — тема «Токсиконнфекции». Кафедра считает целесообразной разработку сквозных методических указаний по разделу «Специфическая профилактика» с кафедрой микробиологии, по разделу «Гельминтозы»— с кафедрой инфекционных болезней.

Использование межкафедральных учебных про-грамм можно проиллюстрировать на примере темы «Гигиеническая оценка естественного и искусствен-

ного освещения». В общей сложности этой теме на гигиенических кафедрах отводится 8 лекционных часов (общая гигиена и гигиена детей и подростков — по 2 ч, гигиена труда — 4 ч) и 161/2 ч практических занятий (общая гигиена и гигиена труда по 6 ч, гигиена детей и подростков — 4 ч, коммунальная гигиена — V4 ч). Таким образом, наибольшее количество времени отводится на преподавание темы кафедрой общей гигиены (8 ч) и гигиены труда (10 ч).

Анализируя преподавание данной темы, необходимо учесть тот уровень знаний, который студенты имеют к моменту занятий общей гигиеной. На кафедре физики студенты осваивают законы освещения, световые единицы (канделла, люкс, люмен, канделла на 1 м'2), знакомятся с теорией возникновения фотоэлектрического тока, градуировкой селенового фотоэлемента, его использованием в устройстве люксметра и техникой измерения освещенности с помощью этого прибора. На кафедре физиологии студенты осваивают общие вопросы физиологии анализаторов, механизмы аккомодации, регуляцию зрачкового рефлекса, рефракцию и ее аномалии. Большое внимание уделяется физиологии и биофизике сетчатки, фотохимическим реакциям, электрическим явлениям в сетчатке, световой чувствительности, адаптации (световая, темповая), световой контрастности. Студенты знакомятся с понятиями разностной чувствительности глаза, возникновением последовательности образов, цветовым зрением, его аномалиями, теориями и методами их определения. Подчеркивается роль движения глаза в зрении, восприятии пространства. Большое внимание уделяется таким понятиям, как острота зрения, моно- и бинокулярное зрение и их роль в оценке расстояния.

На кафедре общей гигиены в лекционном курсе излагаются физиолого-гигиеннческая характеристика естественного освещения как компонента солнечной радиации, источники искусственного освещения и их значенне, принципы гигиенического нормирования освещения исходя из основных функций зрительного анализатора. На практических занятиях студенты осваивают основные показатели для гигиенической оценки естественного и искусственного освещения и методики их определения. При оценке естественного освещения они знакомятся с такими показателями, как световой коэффициент, коэффициент естественной освещенности (КЕО) (включая используемый в предупредительном надзоре расчетный метод Данилкжа), угол падения и отверстия, глубина заложения. При оценке искусственного освещения они узнают об определении уровня освещенности, в том числе методом «ватт», коэффициента неравномерности освещения, яркости источников и освещенных поверхностей, анализируют связь функции зрительного анализатора и работоспособности с уровнем освещенности.

На кафедре коммунальной гигиены во врем^ практического занятия по методике санитарной экспертизы жилых и общественных зданий закреп-

ляются навыки определения светового коэффициента, глубины заложения, КЕО методом Данилкжа и методом «ватт».

На кафедре гигиены труда в лекционном курсе рассматриваются гигиеническое значение производственного освещения, рациональное производственное освещение, влияние его на зрительную и общую работоспособность и уровень производственного травматизма, развитие профессиональной близорукости (основные функции зрительного анализатора и влияние на них уровня и качества освещения), адаптация и переадаптацня глаза к различным уровням освещенности и влияние нерационального освещения на утомление зрительного анализатора, гигиеническая характеристика источников света — ламп накаливания и газоразрядных ламп, классификация светильников, используемых в производственных условиях, принципы гигиенического нормирования искусственного производственного освещения и гигиеническая оценка, естественное освещение (боковое, верхнее, комбинированное), его гигиеническое нормирование и гигиеническая оценка. На практических занятиях студенты овладевают методикой исследования и гигиенической оценки производственного освещения по показателям КЕО и люксметрин. На кафедре гигиены труда вводится определение коэффициента отражения, степени контраста между освещенными поверхностями и другие темы.

На кафедре гигиены детей и подростков в лекционном курсе рассматриваются влияние освещения на развитие зрительных функций у детей и развитие близорукости, гигиенические требования к естественному освещению в помещениях детских учреждений, искусственному освещению рабочих мест в детских учреждениях, новые гигиенические критерии оценки естественного освещения учебных помещений — соотношение яркостей рассматривав- , мых поверхностей. На практических занятиях кафедры гигиены детей и подростков изучаются такие вопросы, как значение освещения для обеспечения условий зрительной работы детей и подростков, влияние освещения на работоспособность и развитие близорукости.

Таким образом, оценивая общий объем материала, который осваивает студент на занятиях по данной теме, следует заключить, что с точки зрения как теории, так и практики он излагается в достаточном объеме, на современном уровне, с учетом преемственности знаний, получаемых на отдельных кафедрах.

Распределение учебного материала в лекционных курсах и на практических занятиях, распределение учебного времени, перечень практических навыков, формы контроля знаний студентов — все эти вопросы нашли отражение как в межкафедралыюй учебной программе по гигиене искусственного и естественного освещения, так и в аналогичных документах по другим темам.

Разработанные на факультете межкафедральные

материалы по интеграции преподавания размножены, имеются в достаточном количестве на кафедрах, в учебно-методическом кабинете факультета и широко используются в учебнрм процессе. Они позво-

ляют правильно и последовательно излагать учебный материал, обеспечивают преемственность преподавания.

Поступила 10.04.81

УДК 613:378.661

Г. И. Румянцев, Е. П. Вишневская, Т. А. Козлова, И. К. Атякина, Л. С. Митина, Т. А. Быстрова, Н. Н. Беляева, 3. Ф. Ильюкевич

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕСТОВ НА ПИСЬМЕННЫХ ЭКЗАМЕНАХ ПО ГИГИЕНЕ НА ЛЕЧЕБНЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ

1 Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова

Одним из путей объективизации процесса оценки знаний является применение научно обоснованных и нормированных экзаменационных тестов. Разработка и практическое применение тестов для итоговой оценки знаний студентов были осуществлены на кафедре лечебного факультета. Как показали исследования отдела гигиены подростка и студента, выполненные во время тестового экзамена, последний имеет большие преимущества перед экзаменационными испытаниями традиционным образом как более щадящий. Использование экзаменационных тестов позволяет уменьшить тревогу на экзамене:, тревожность и эмоциональная напряженность студентов в условиях экзамена с применением теста намного меньше, чем на традиционном. Это особенно заметно у лиц с повышенным чувством долга и чувствительных к стрессу: на экзамене с применением теста у них.не наблюдалось столь выраженной напряженности и тревоги, как на обычном экзамене. Поэтому такие студенты при тестовом экзамене получили более высокий балл, , чем по другим предметам при традиционной методике.

Экзаменационные тесты позволяют также рационально организовать работу профессорско-преподавательского состава во время экзаменационной сессии (это не относится к периоду подготовки). При наличии достаточного числа тестовых тетрадей и системы механической обработки результатов число одновременно экзаменующихся определяется только размером аудитории и контролем на экзамене для устранения возможности описывания и фальсификации результатов.

При построении тестов мы исходили из двух главных требований: во-первых, тест должен быть надежен, должен дифференцировать студентов с высоким уровнем подготовленности и плохо подготовленных; во-вторых, тест должен быть валидным — измерять те знания, которые соответствуют программе и являются наиболее существенными в подготовке врача. Эти качества тест получает после экспериментальной проверки, когда рее присущие ему характеристики отлажены при контрольных

опросах студентов.

Для экзамена по гигиене на лечебном факультете используют тесты множественного выбора по 100 вопросам, каждый с набором по 5 правильных или неправильных ответов в произвольном соотношении (всего студент должен дать 500 правильных ответов). При составлении тестов учтены такие функции контроля знаний, как информативная (о знаниях студента), корректирующая (исправление его ошибок) и мотивационная (воспитательная — в тесты специально включаются отдельные частные вопросы, излагающиеся в лекционном курсе). Вопросы тестов группируются по разделам (гигиена лечебных учреждений, профилактика профессиональных заболеваний и др.).

Естественно, проведение тестового экзамена было бы невозможно без предварительного применения различных видов программированного контроля в течение всего срока обучения. Поэтому вопросы, по содержанию аналогичные вопросам тестов, предлагаются студентам при проведении текущего к рубежного контроля, а также при контроле знаний лекционного курса. Экзаменационные тесты только завершают систему контроля (итоговый контроль). На экзамене от студентов требуется понимание ведущих существенных вопросов гигиены, минимальное число вопросов ориентировано на запоминание величин. Особое внимание обращается на- определенность и простоту вопросов, одинаково понятных для всех студентов. Предлагаемые вопросы различны как по уровню, так и по целенаправленности.

Работа над тестами потребовала четкого представления о том, какие разделы, понятия, нормы и др., должен знать студент, поэтому программа в целом также была отредактирована и частично переработана. На конструирование первых 6 вариантов тестов затрачено I1/., года напряженной работы всех преподавателей, впоследствии, после валвдизации тестов, их обновляют по специальной программе каждые 1—2 года.

Анализ экзаменационных работ позволяет выявить как качество знаний студентами отдельных разделов и вопросов гигиены, так и качество самих тестов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.