Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ И ПУТИ ИХ УЛУЧШЕНИЯ'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ И ПУТИ ИХ УЛУЧШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — H Ю. Тарасенко, В Н. Кардашенко, А И. Киколов, Э Э. Саркисянц

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC CONDITIONS OF TEACHING OF INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION AND MEANS OF THEIR IMPROVEMENT

The article presents data on the significance of the size and structural design of the building of an institute, the teaching conditions, the use in the educational process of visual forms of information, the cinema and television sets. The authors point to the trends of the most important social and hygienic investigations, that are of great significance at the present stage of development of the higher education and the means of their achievement.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ И ПУТИ ИХ УЛУЧШЕНИЯ»

ным дополнением искусственного к недостаточному естественному свету при обеспечении высоких требований к качеству освещения и спектральному составу света в помещении. Однако до сих пор проблема применения совмещенного освещения для учебных помещений школьных зданий не получила должного гигиенического обоснования, что требует в ближайшее время проведения специальных экспериментальных исследований и научного решения.

В табл. 2 представлены данные светового календаря для детских дошкольных учреждений. Из табл. 2 видно, что от I к V светоклиматическому поясу общая продолжительность использования естественного освещения увеличивается при расчете как на 100 лк, так и на 200 лк. Однако для V пояса в летние месяцы (май — июль) с 18 ч сохраняется необходимость включения искусственного света в связи с характерными особенностями светового климата (раннее наступление сумерек).

В типовых зданиях детских дошкольных учреждений в основном применяется двустороннее освещение с торцов, при котором нормируется среднее значение КЕО и обеспечивается более равномерное освещение в групповой комнате. Поскольку в режиме дня детских дошкольных учреждений предусмотрены обязательные занятия, которые осуществляются в групповых комнатах, как правило, в зоне, расположенной вблизи окон, и эти занятия проводятся в утренние часы (с 9 до 11 ч), то время использования естественного освещения в этой зоне помещения максимально. Кроме того, в соответствии с режимом дня детских дошкольных учреждений предусматривается различная деятельность детей в течение дня, которая осуществляется в различных зонах помещения групповых комнат, поэтому при наступлении критической наружной освещенности должны одновременно включаться все светильники искусственного света.

Приведенные данные по световому климату и световой календарь для общеобразовательных школ и детских дошкольных учреждений имеют большое практическое значение для улучшения условий освещения в детских учреждениях.

Поступила 13/1X 1976 р.

HYGIENIC SUBSTANTIATION OF THE TIME OF USE OF NATURAL LIGHTING IN CHILDREN'S PRESCHOOL INSTITUTIONS AND SECONDARY SCHOOLS

M. A. Sharova, V. I. Belyavskaya, N. P. Nikolaevskaya

On the basis of new data on the light climate of various regions of the country and the standard indices of natural lighting the authors determined by means of calculation the length of use of natural lighting and drew up a light calendar, fixing the time of turning on the artificial lighting in the group rooms of children's preschool institutions and in class-rooms of secondary schools.

УДК 378.661

Проф. H. Ю. Тарасенко, проф. В. Н. Кардашенко, А. И. Киколов,

Э. Э. Саркисянц

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ И ПУТИ ИХ УЛУЧШЕНИЯ

I Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова; Научно-исследовательский институт проблем высшей школы, Москва

Состоянию здоровья студенчества в нашей стране уделяется большое внимание. Отдельные вопросы этой проблемы решаются в Институте гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, I Московском медицинском институте им. И. М. Сеченова, Киевском медицинском институте, Шауляйском педагогическом институте и др.; начаты исследования во вновь организованном Институте проблем высшей школы Министерства высшего и среднего специального образования. Вышли в свет моногра-

фни «Гигиена умственного труда студентов» (И. М. Трахтенберг и С. М. Рашман), «Основы научной организации труда в вузе» под ред. проф. Ф. П. Тонких и отдельные сборники. Однако следует признать, что направления и объем этих исследований не могут удовлетворить возрастающих запросов высшей школы.

Материалы научных исследований, анализ проектных данных, а также результаты обследования некоторых вузов позволяют высказаться о состоянии условий обучения с гигиенических и физиологических позиций. Объемно-планировочная структура здания, учитывающая специфику учебного процесса и соответствующая современным гигиеническим и психофизиологическим требованиям, оказывается возможной при строительстве вуза по специально разработанному проекту. Однако обследование учебных заведений различных климатических зон, проведенное Центральным научно-исследовательским институтом экспериментального проектирования учебных заведений Госгражданстроя и Институтом гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, показало, что причиной дискомфортных условий являются неудовлетворительная планировка вузовских комплексов и отсутствие технических средств, позволяющих регулировать воздушно-тепловой и световой режимы учебных помещений. Кроме того, гигиенические обследования ряда вузов показали, что большинство из них размещены в малоприспособленных зданиях, что приводит к дискомфортности внутреннего режима аудиторий лабораторий и служит одной из причин снижения работоспособности студентов. Санитарно-гигиеническое обследование аудиторий Минского медицинского института (Н. Т. Лебедева и Э. М. Шпилевский) показало, что естественную освещенность ниже гигиенических нормативов имеют от 30 до 60% рабочих мест студентов; при этом освещенность помещений нередко составляет 65—100 вместо 150 лк, температура воздуха к последним часам занятий повышается до 26°С, относительная влажность до—80%. В некоторых лекционных аудиториях площадь на одного студента не превышает 1 м2. И. М. Трахтенберг и С. М. Рашман указывают на уменьшение коэффициента работоспособности и точности работы, учащение пульса и дыхания у студентов при повышении температуры воздуха в учебных помещениях до 25—27°С и увеличение содержания углекислоты в 2—3 раза по сравнению с исходным уровнем.

Одним из факторов, отрицательно влияющих на организм студентов, является загрязнение вредными веществами воздуха некоторых учебных кабинетов и лабораторий. Как показали наблюдения И. М. Трахтенберга и С. М. Рашман, в воздухе лабораторий определялись пары растворителей аммиака, йода, брома и др. Содержание ртути колебалось от 0,005 до 0,04 мг/м3 (ПДК 0,001 мг/м3) при использовании на занятиях таких приборов, как ртутные манометры, парартутные насосы и др. В ряде учебных лабораторий и кабинетов возможно воздействие ионизирующего и лазерного излучения, ТВЧ. Ухудшение показателей работоспособности отмечается у студентов, обучающихся в аудиториях с выраженным шумом 45—55 дБ, в отдельных случаях от 67 до 86 дБ (П. А. Грабарь; В. К- Водяга). При шуме 65 дБ отмечено снижение внимания на 12—16%, а при 70—80 дБ умственная работоспособность снижается на 3,8—5,2% (С. В. Алексеева и Г. А. Суворова).

В настоящее время в типовых проектах, разрабатываемых ЦНИИЭП учебных заведений, предусмотрено использование кино- и телеаппаратуры, различных проекторов, устройств для зашторивания световых проемов, кондиционирования воздуха и др. Наряду с этим осуществляется техническое переоснащение существующих вузов. Однако использование технических средств обучения выдвигает ряд гигиенических вопросов, без решения которых снижается эффективность применения этих средств.

Использование визуальных (экранных) форм подачи информации выдвигает новые задачи, ибо световая обстановка в этих условиях должна способствовать как четкому восприятию содержания предъявляемой зрительной

информации с экрана, так и ведению соответствующей записи последней. Результаты исследований гигиенистов и физиологов труда, специалистов по эргономике (С. А. Косилов; 3. М. Золина, и др.) свидетельствуют о большом влиянии позы и рабочего места на утомляемость и работоспособность. Согласно существующим расписаниям, учебные занятия в институте продолжаются 6—8 ч и около 80% времени студенты проводят в положении сидя. Вместе с тем в практике строительства аудиторной и лабораторной мебели для вузов пользуются нормативами бытовой мебели для взрослых, которая не соответствует эргономическим требованиям и обусловливает вынужденную позу. Действующие технические нормы проектирования мебели разработаны и введены без гигиенического обоснования.

Исследованиями ряда авторов (Э. Э. Саркисянц и соавт.; Т. Ш. Мнн-нибаев и О. П. Сараджева и др.) установлено, что в ряде вузов Москвы (педагогическом, авиационно-технологическом, университете и др.) используется различная мебель, не соответствующая гигиеническим рекомендациям. Общим недостатком мебели аудиторий является большая дистанция спинки, недостаточная ширина пюпитра, малая дифференция. В результате студентам приходится либо писать, держа тетради на коленях, либо сильно наклонясь вперед. Установлено (А. 3. Белоусов и соавт., и др.), что студенты в течение одной лекции меняют позу от 7 до 26 раз, у 15 — 32% студентов I курса наблюдаются нарушение осанки и искривление позвоночника функционального характера. Неудобная поза во время лекций и практических занятий, повторяющихся изо дня в день в течение нескольких лет, может придать стойкий характер этим изменениям. Мало уделяется внимания эстетическому оформлению учебных помещений, их окраске.

Все сказанное свидетельствует о необходимости разработки новых норм проектирования высших учебных заведений компетентными учреждениями с одновременным гигиеническим обоснованием, что возможно лишь при совместной работе проектировщиков и гигиенистов. Целесообразно институтам Госстроя СССР, Госгражданстроя, Министерству здравоохранения СССР, Министерству высшего и среднего специального образования СССР и другим ведомствам составить комплексный план научных исследований по разработке и проверке в экспериментальном строительстве нового типа учебного вузовского комплекса, что позволит получить научно обоснованные данные по обеспечению оптимальных условий внутренней структуры здания.

В организации комфортных условий обучения большое значение имеет организация труда студентов, которая должна проводиться путем совершенствования системы организационных и педагогических мероприятий и разработки физиологогигиенически обоснованных режимов обучения. Установлено, что ежедневная суммарная учебная нагрузка в вузах разного профиля довольно велика — от 9 до 14 ч. Как показали исследования А. 3. Белоусова и соавт., академическая нагрузка студентов в вузах медицинского и других профилей (энергетическом, экономико-статистическом, тонкой химической технологии и др.), как правило, составляет 36 ч в неделю. Однако значительное время студенты вынуждены затрачивать на переезды по городу, переходы из одного здания в другое и т. п.; нередкое расписании занятий имеются перерывы в 1—2 ч, что удлиняет учебную нагрузку до 40—43 ч в неделю. Значительно колеблется она и по дням недели.

Оценка расписания занятий показала, что при его составлении не всегда учитывается степень трудности изучаемых предметов, динамика работоспособности по дням недели, допускается различное время начала занятий в одних и тех же группах на протяжении недели (от 8 до 13 ч), что нарушает ритм и затрудняет выработку стёреотипа основных режимных моментов.

В настоящее время задача преподавателя вуза сводится не только к изложению готовых знаний, а к воспитанию у студентов навыков самостоятельной исследовательской работы. В связи с этим необходимы строгое планирование и учет времени самостоятельной работы, распределение бюджета времени по видам занятий. Исследования Л. А. Рыбаковой и Н. А. Дол-

2 Гкгнена и санитария № 9

33

жанской в 3 вузах (Сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева, Педагогическом институте им. В. И. Ленина и Московском экономико-статистическом) показали, что более 30 ч в неделю студенты затрачивают на внеаудиторную работу и что в 24—30% случаев наблюдается нарушение режима сна. Т. Ш. Миннибаев и М. А. Башкирова отмечают, что у студентов медицинского института продолжительность внеаудиторной работы различна в зависимости от года обучения: наибольшая (34/2 ч)—на I—II курсах, наименьшая (172 ч)— на старших. Это указывает на необходимость строгой научно обоснованной регламентации объема и характера самостоятельной работы студентов по годам обучения.

Заслуживают внимания исследования И. М. Трахтенберга к С. М. Рашман по изучению функционального состояния различных систем организма в процессе обучения. Т. Ш. Миннибаев и О. П. Сараджева закономерно ставят вопрос о целесообразности комплексной оценки функционального состояния центральной нервной системы и объективной характеристики функции внимания при нормировании объема и характера умственной деятельности. Ю. А. Литвиновой установлена определенная зависимость между уровнем работоспособности и типом высшей нервной деятельности. В связи с этим представляется целесообразным проведение физиологогигиенических исследований по изучению сущности физиологических процессов, протекающих в организме в различных ситуациях умственной деятельности (на лекциях, практических занятиях и в период самоподготовки), с учетом типологических особенностей высшей нервной деятельности и личностных особенностей студентов.

Увеличение объема теоретической подготовки студентов обусловливает особенно большое напряжение во время экзаменационной сессии. В связи с этим важны изучение влияния напряженной предэкзаменационной работы и экзаменационной ситуации на функциональное состояние организма, а также поиски наиболее адекватных и объективных методов проверки знаний на экзаменах. Исследования В. Б. Шарая показали, что у студентов-медиков при проведении тестового экзамена по сравнению с традиционным уменьшается влияние «эмоционального стресса» на функциональное состояние организма во время сдачи экзамена.

Одна из актуальных задач — проведение исследований в психогигиеническом аспекте. На основании психологического обследования студентов в динамике за период обучения в вузе и сопоставления их с данными эффективности обучения возможно установление группового прогноза качества обучения, выявление связи его с некоторыми личностными характеристиками студентов, условиям быта и заболеваемостью. Это позволит оценить удельный вес перечисленных факторов и их взаимодействие на успешность обучения.

В условиях возрастающих умственных и эмоциональных нагрузок меняются длительность и интенсивность активного бодрствования; при этом социальный ритм жизни может вступать в противоречие с биологическими ритмами человека. В связи с этим вопросы нормирования умственного труда с учетом биоритмологических особенностей организма приобретают важное значение. Установлено, что если кривая интенсивности труда соответствует биоритмической кривой человека или приближается к ней, достигается высокая работоспособность. Наличие сведений об общих закономерностях суточного режима работоспособности в студенческих коллективах даст возможность разработать оптимальные модели режима дня (В. А. Доскин и Н. А. Лаврентьева).

Как показывают наблюдения, большая учебная нагрузка сдерживает естественную потребность организма в мышечной деятельности, приводит к гиподинамии. Это требует усиления внимания к организации физического воспитания в вузах, увеличивает интерес к некоторым исследованиям. В целях оздоровления условий учебно-трудовой деятельности студентов, повышения работоспособности и компенсации дефицита двигательной активности

в Московском педагогическом институте им. В. И. Ленина внедрена система педагогических и гигиенических мероприятий (организационных и самостоятельных), обеспечивающих использование в недельном цикле средств физической культуры и спорта в объеме 9—11 ч. Рекомендованный оптимальный двигательный режим обеспечил положительные изменения ряда функциональных и морфологических признаков, расширение резервных возможностей внешнего дыхания, приспособляемости к физическим нагрузкам сердечно-сосудистой системы и ее регуляторных механизмов (М. Я. Ви-ленский и Б. Н. Минаев). Как показали наблюдения А. Д. Альтова и В. В. Пономаревой, под влиянием активного двигательного режима, включающего общую физическую подготовку по специально разработанной программе, плавание и индивидуальные занятия физическими упражнениями дома, у студентов с ревматизмом в неактивной фазе улучшились функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем и общие физические показатели.

В настоящее время задача заключается в определении путей развития и конкретных форм применения физической подготовки с учетом возраста, пола, состояния здоровья студентов, условий и режима обучения в вузе; по-видимому, наиболее целесообразно использовать две формы организации двигательного режима — активный отдых и физическую тренировку.

Необходимы дальнейшая работа с целью обобщения опыта по созданию оптимальных условий обучения студентов и выработки единых физиологических и гигиенических методов исследования для обоснования и уточнения различных параметров внешней среды в учебных помещениях вузов, а также разработка рационального режима труда и отдыха студентов.

Создание комфортных условий для плодотворной умственной деятельности студентов и решение ряда медицинских, общебиологических и технических проблем требуют привлечения широкого круга специалистов. Весьма важно создание комплексных планов научных исследований по изучению внешних условий обучения, режима труда и состояния здоровья студентов и решение других вопросов университетской гигиены.

ЛИТЕРАТУРА. Альтов А. Д., Пономарева В. В. — В кн.: Вопросы гигиены и состояния здоровья студентов вузов. М., 1974, с. 96—97. — Белоусов А. 3., С а р к и с я н ц Э. Э., Д о с к и и В. А. и др. — В кн.: Состояние здоровья и работоспособность студентов вузов. М., 1974, с. 92—106. — В и л е н с к и й М. Я., Минаев Б. Н. — «Теор. и практ. физ. культуры», 1973, № 3, с. 60—63, — Д о с -кин В. А., Лаврентьева Н. А. — «Гиг. и сан.». 1973, № 8, с. 76—79. — М и н -н и б а е в Т. Ш., Сараджева О. П. — В кн.: Техническое обеспечение учебного процесса и технические средства обучения в высших и средних специальных учебных заведениях. М., 1975, с. 205—206. — Саркисянц Э. Э., Доскин В. А., Минни б а е в Т. Ш. и др. — «Гиг. и сан.», 1972, №¡11, с. 56—59.— Трахтенберг И. М., Р а ш м а н С. М. Гигиена умственного труда студентов. Киев, 1973. — Тарасен-ко Н. Ю., Кардашенко В. Н., Киколов А. И. и др. — В кн.: Техническое обеспечение учебного процесса и технические средства обучения в высших и средних специальных учебных заведениях. М., 1975, с. 182—183.

Поступила 30/XII 1976 г.

HYGIENIC CONDITIONS OF TEACHING OF INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION AND MEANS OF THEIR IMPROVEMENT

N. Yu. Tarasenko, V. N. Kardashenko, A. I. Kikolov, E. E. Sarkisyants

The article presents data on the significance of the size and structural design of the building of an institute, the teaching conditions, the use in the educational process of visual forms of information, the cinema and television sets. The authors point to the trends of the most important social and hygienic investigations, that are of great significance at the present stage of development of the higher education and the means of their achievement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.