ПАВ и CMC, а кожные реакции в виде гиперемии, небольшой припухлости, отечности наблюдаются при 0,3—0,5% концентрациях ПАВ и CMC. Следовательно, кожнораздражающее действие у человека способны оказывать более низкие концентрации исследуемых веществ, чем в эксперименте на кроликах.
Полученные экспериментальные данные свидетельствуют о неблагоприятном влиянии ПАВ и CMC на организм, которое проявляется в местном кожнораздражающем и общерезорбтивном действии этих веществ.
Выводы
1. Для гигиенической оценки CMC по определению малых концентраций ПАВ в жидких и воздушных средах является наиболее приемлемой усовершенствованная нами методика с метиленовым синим.
2. Вымывание CMC из синтетических тканей (капрон, нейлон, ацетатный шелк и др.) происходит более эффективно по сравнению с натуральными материалами (хлопок, шерсть, лен).
3. В эксперименте выявлено кожнораздражающее действие ПАВ и CMC на кроликов и человека, проявляющееся в контактных дерматитах, и обще-резорбтивное влияние.
4. В наблюдениях за людьми установлено, что 0,3—0,5% растворы ПАВ и CMC способны вызвать признаки кожнораздражающего действия.
ЛИТЕРАТУРА. Гадаскина И. Д. В кн.: Материалы Научной сессии по токсикологии высокомолекулярных соединений. М.—Л., 1961, с. 133. — Косяков К- С. Лабор. дело, 1967. № 9, с. 533. — Р е t h ¡ с а В. A., S с h u 1 m a n I. Н., Biochem. J., 1953, v. 53, p. 177.
Поступила 26/1 1973 года
HYGIENIC ASSESSMENT OF DETERGENTS USED AT HOME A. I. Sautin, N. I. Kaznina, T. K. Rudneva
A method of detecting surface active substances (SAS: primary and secondary alkyl-sulphates) and synthetic washing compounds (SWC) was elaborated with the use of methylen blue. A toxicologic experiment carried out over rabbits revealed the skin irritating (contact dermatitis) and the general resorptive action of SAS and SWC. Observations made over men showed that the investigated SAS and SWC at a concentration of 0,3—0,5% caused a skin irritating effect.
УДК 371.7:378
A. 3. Белоусов, Э. Э. Саркисянц, Л. П. Кондакова-Варламова, Jl. А. Рыбакова, В. И. Белявская, И. И. Пономаренко, И. И. Слепушкина
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
I Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова, Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана и Киевский медицинский институт
Современная высшая школа достигла значительных успехов в воспитании и обучении студентов, но вместе с тем она переживает период определенного «кризиса», как отмечено на Всесоюзной учебно-методической конференции руководителей вузов по оптимизации учебного процесса (1969). В значительной степени это связано с научно-технической революцией, которая приводит к интенсификации умственного труда, изменяет социальный ритм жизни студенчества. В рамках установленных сроков обучения до студента должны быть доведены новейшие достижения науки и техники. Поэтому не случайно в последние годы внимание гигиенистов, преподавателей высшей школы, психологов и социологов приковано к решению проблем, связанных с высшей школой.
2 Гигиена и санитария № 3
33
В первую очередь речь идет о координации учебных планов и программ по вертикали и горизонтали, постоянном поиске новых, более совершенных форм и методов контроля знаний студентов и преподавания, применении перспективных технических средств обучения в учебном процессе и др. Не менее важные задачи возникают и перед гигиенистами. По ряду вопросов, касающихся гигиены обучения в вузе, накоплен значительный материал. В ряде вузов (I и II Московские медицинские, Киевский медицинский, педагогический в г. Шауляй) и научно-исследовательских гигиенических институтов (Московском им. Ф. Ф. Эрисмана и др.) изучается состояние здоровья и режима обучения студентов. Этими работами установлено, что их суммарная недельная учебная нагрузка довольно велика — от 55 до 71 ч в неделю — и неравномерно распределена по дням недели. Как и следовало ожидать, большая учебная нагрузка приводит к нарушению режима дня студентов. Это выражается прежде всего в сокращении продолжительности сна. Так, сотрудниками лаборатории кафедры гигиены детей и подростков I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова установлено, что процент лиц с нарушениями сна в медицинском вузе в среднем за неделю на I курсе составляет 47%, на II курсе — 28,5% и на III курсе — 40%. В энергетическом институте процент таких лиц составляет соответственно 26,31 и 33. Процент таких лиц, по данным сотрудников научно-исследовательского института гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана, колеблется от 24 до 50. Существенные нарушения имеются в режиме питания студентов. Значительная часть (до 15%) студентов приходит на занятия не позавтракав. Велика продолжительность перерывов между приемами пищи, отмечаются поздний обед и ужин, сокращение приемов пищи до 2 раз в день.
Большая учебная нагрузка, а также неравномерное распределение ее на протяжении недели приводят к тому, что не все студенты приходят подготовленными к занятиям. В среднем процент студентов, неподготовленных к занятиям, колеблется от 20 до 30. Между тем продуктивность занятий во многом зависит от предварительной домашней подготовки к ним. Таким образом, научные исследования гигиенистов говорят о необходимости пересмотра учебных планов и программ, правильного подхода к составлению расписания с учетом трудоемкости изучаемых дисциплин.
Данные характеристики функционального состояния организма студентов указывают на то, что большая учебная нагрузка при нерациональном режиме дня приводит к их утомлению, особенно на 1-м году обучения (А. 3. Белоусов и соавт.; Э. Ю. Гринене, и др.). В связи с этим гигиенические исследования должны быть направлены на разработку оптимальных режимов обучения, что позволит повысить уровень знаний студентов при наименьших физиологических затратах. Эта задача может быть решена путем создания экспериментального, гигиенически обоснованного режима с учетом специфики вуза, факультета, курса, поскольку показатели, характеризующие функциональное состояние организма, более выражены у слушателей факультета технического профиля, чем биологического.
Отмечается, что уровень работоспособности становится выше с увеличением обратной связи с преподавателем. Так, сотрудники кафедры гистологии I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова разработали новую методику преподавания предмета, основанную на максимальной активности слушателей, уменьшении зарисовок в процессе занятия и программированном контроле знаний. Физиолого-гигиенические и педагогические исследования (Э. Э. Саркисянц и соавт.) показали преимущество этого метода обучения.
Для научной организации труда студентов очень важны гигиеническое нормирование основных видов учебной деятельности, изучение физиологической трудоемкости учебного материала и определение оптимального соотношения. между аудиторной и внеаудиторной академической нагрузкой. Одной из актуальных задач гигиены является психогигиенический аспект
исследования. При этом выясняются ресурсы личности с акцентированием внимания на ее здоровых элементах и компенсаторных возможностях, выявляются лица, наиболее подверженные неблагоприятным влияниям среды, с целью проведения по отношению к ним в первую очередь психогигиенических мероприятий. Исследования в этом направлении проводятся в лаборатории кафедры гигиены детей и подростков I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова. На основании сопоставления данных психологического обследования студентов с данными успеваемости в вузе установлена принципиальная возможность группового прогноза успешности обучения. Выявлена связь успеваемости и некоторых личностных характеристик студентов с условиями быта и заболеваемостью, что позволяет оценить удельный вес перечисленных факторов в их воздействии на успешность обучения. Завершение исследований в этой области позволит сделать^вывод относительно перспектив индивидуального прогнозирования успешности обучения и необходимых психогигиенических мероприятий.
В связи с важностью дальнейшего совершенствования индивидуального подхода к обучению студентов приобретает актуальность изучение биологической (циркадной) ритмики работоспособности, поскольку она становится высокой в любом виде деятельности только когда жизненный ритм правильно согласуется со свойственными организму естественными биологическими ритмами его психофизиологических функций. Некоторые исследователи (В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева) показали, что подобные сведения могут явиться основанием для создания оптимального режима дня студентов, индивидуализации учебных занятий и проведения других гигиенических и психолого-педагогических мероприятий.
Стремительное развитие науки и техники коренным образом изменило социальный ритм человека. Как подтвердили Э. Э. Саркисянц и соавт., большая суммарная нагрузка наряду с основными режимными моментами может сдерживать естественную потребность организма в мышечной деятельности. Поэтому для интегральной оценки состояния организма очень существенно изучить двигательную активность и суточные энерготраты студентов. Эти показатели вместе с другими должны учитываться при составлении пищевого рациона и режима дня.
Нуждается в физиолого-гигиеническом обосновании рациональное питание студентов. Исследования в этом направлении ведутся на кафедре гигиены питания I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова и в Московском научно-исследовательском институте гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана.
Важными следует считать поиски новых, наиболее информативных методических приемов оценки функционального состояния организма. Будущие специалисты должны иметь не только высокую квалификацию, но и быть здоровыми, физически выносливыми, обладать большой работоспособностью. Изучать состояние здоровья студентов необходимо также для уточнения противопоказаний к приему в вуз абитуриентов, определения трудоспособности и оценки режима обучения, разработки гигиенических рекомендаций, направленных на улучшение условий жизни и регламентации труда учащейся молодежи.
Полноценное изучение здоровья студентов должно предусматривать выяснение их физического развития. Анализ результатов исследования физического развития и процессов оссификации костей у студентов ¡Московского медицинского института им. И. М. Сеченова (В. Н. Кардашенко, Е. П. Стром-ская, Л. П. Варламова, М. В. Прохорова) показал, что к 18—19-летнему возрасту у значительного большинства юношей и у всех девушек заканчивается рост в длину и синастозирование в костях предплечья. Это совпадает с завершением формирования вторичных половых признаков. В то же время выявлен ряд отклонений в состоянии здоровья. Так, у части обследованных установлено нарушение осанки и искривление позвоночника преимущественно функционального характера. С III курса у значительного
2*
35
числа студентов снижаются показатели внешнего дыхания, больше становится лиц с уменьшением становой силы и мышечной силы рук. Это, по-ви-димому, объясняется снижением уровня физической подготовки при обучении в вузе, уменьшением числа студентов, занимающихся в спортивных секциях, нарушением ими режима дня. Необходимо установить корреляционную связь между физическим развитием и физическим воспитанием студентов, пересмотреть программы их физической подготовки, развивать секционные занятия по различным видам спорта. Эти задачи решаются коллективами кафедр гигиены детей и подростков и физического воспитания I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова.
Профилактическая медицина призвана совершенствовать методические подходы к изучению состояния здоровья студентов, так как анализ соответствующих данных позволяет правильно выбрать показатели качества, надежности и эффективности работы лечебно-профилактических учреждений, обслуживающих учащуюся молодежь. Это особенно ценно при создании перспективных моделей системы ее медицинского обслуживания. Исследованиями, проводимыми в лаборатории кафедры гигиены детей и подростков I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова, в Московском научно-исследовательском институте гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана (В. И. Белявская, И. И. Пономаренко), установлено, что заболеваемость студентов и особенно тех, которые занимаются на вечерних отделениях, довольно высокая (И. И. Слепушкина и М. Н. Баранова). На примере изучения заболеваемости студентов 6 вузов Москвы сотрудниками кафедры гигиены детей и подростков I Московского медицинского института им. И.М.Сеченова показано, что высокая заболеваемость обусловлена, с одной стороны, недостаточным вниманием к состоянию здоровья абитуриентов, а с другой, особенностями медицинского обслуживания и условиями обучения в вузах. По-видимому, при усовершенствовании системы медицинского обслуживания студентов следует ориентироваться не только на число обучающихся в вузе, но и на число нуждающихся в диспансерном наблюдении, поскольку в некоторые вузы поступают лица, страдающие тем или иным заболеванием. Это требует постановки экспериментальных исследований, посвященных разным формам планирования состава медицинского персонала студенческих поликлиник и здравпунктов в отношении числа и профиля специалистов.
На основании анализа состояния здоровья более 9 тыс. студентов дневного и вечерних отделений вузов разного профиля выявлен значительный процент лиц с функциональными нарушениями, преморбидными состояниями. Поэтому необходимо значительно расширить комплекс показателей, характеризующих состояние здоровья студентов, и усовершенствовать критерии их оценки сообразно с современной номенклатурой и классификацией болезней.
При современной организации учебного процесса физические и психические заболевания студентов часто выдвигают медико-социальные проблемы, которые не могут эффективно решаться учреждениями здравоохранения, обслуживающими население в целом. Видимо, в крупных вузовских центрах целесообразно создавать специализированные клини-ко-поликлинические учреждения для обслуживания студенчества.
Следует упомянуть еще о разработке научно обоснованных рекомендаций по проектированию и строительству вузовских комплексов, а также лабораторной и аудиторной мебели с учетом профиля учебного заведения. Задача эта, к сожалению, еще не решается в настоящее время.
Решение этой и других задач, перечисленных выше, позволит в значительной степени улучшить условия обучения студентов вузов.
ЛИТЕРАТУРА. Белоусов А. 3. и др. Вести, высш. школы, 1972, № 1, с. 21,—Саркисянц Э. Э. и др. Гиг. и сан., 1972, №11,с. 56. —Слепушки-н а И. И., Баранова М. Н. В кн.: Сборник аннотаций научно-исслед. работ по гигиене детей и подростков (за 1967—1968 гг.). М., 1970, с. 114.
Поступила 22/VI 1973 года
HYGIENIC PROBLEMS IN A HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT
A. Z. Belousov. E. E. Sarkisyants, L. P. Kondakova-Varlamova, L. A. Rybakova, V. I. Belyavskaya, I. /. Ponomarenko, /. I. Slepyshkina
The authors substantiate the importance of investigating the state of health and the study regimen of students and intend to determine the relation existing between their successful learning and their personal traits and working capacity. The paper contains certain investigated data on the above mentioned problems.
УДК 615.916:546.265.1-053.6-057:67 7
А. А. Модель, E. П. Краснюк, Ц. П. Медведовская, H. Т. Тимофеева
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ, ПОДВЕРГАЮЩИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ СЕРОУГЛЕРОДА
Киевский институт гигиены труда и профзаболеваний
Данные литературы о влиянии сероуглерода на организм подростков немногочисленны и противоречивы. Имеются указания на повышенную чувствительность молодых рабочих к этому промышленному яду (И. Д. Ма-кулова). Отмечено, что хроническая интоксикация сероуглеродом у них отличается более быстрым развитием и торпидным течением от той, которая возникает у взрослых (3. И. Хейфец). По наблюдениям И. И. Кондратьевой и соавт., воздействие сероуглерода в концентрациях, не превышающих предельно допустимых, вызывало у подростков лишь функциональные сдвиги, носившие приспособительный характер. Расширение производства искусственного волокна увеличивает контакт рабочей молодежи с сероуглеродом, в связи с чем возникает необходимость изучения состояния ее здоровья под воздействием этого промышленного яда.
Настоящее сообщение содержит результаты динамического клинического наблюдения на протяжении 3 лет за состоянием здоровья девушек, обучавшихся в производственно-технических училищах при двух однотипных комбинатах искусственного волокна (в течение 1 года) и ставших в дальнейшем работать прядильщицами (на протяжении последующих 2 лет). Обследованы 102 девушки от 17 до 22 лет. Наряду с этим прядильщицы подвергались воздействию сероуглерода и производственного шума, параметры которых не превышают предельно допустимых. Результаты исследований сопоставлены с данными осмотра 30 девушек того же возраста, не подвергавшихся влиянию неблагоприятных производственных факторов (контрольная группа).
При предварительном медицинском осмотре патология внутренних органов обнаружена у 24 учениц-прядильщиц. У 6 человек выявлена артериальная гипертензия с систолическим давлением 140—150 мм, диастоли-ческое давление при этом оставалось нормальным. У 8 обследованных найдены изменения в мышце сердца, развившиеся на фоне частых обострений хронического тонзиллита и укладывавшиеся в клиническую картину тон-зиллогенной дистрофии миокарда или миокардита. У 6 человек установлено некоторое увеличение щитовидной железы, которое у 2 из них сопровождалось признаками начального тиреотоксикоза (лабильность сердечной деятельности с наклонностью к тахикардии). Изменения органов пи-