Научная статья на тему 'АЛМА-АТИНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ И РАЗВИТИЕ САНЭПИДСЛУЖБЫ В КАЗАХСТАНЕ'

АЛМА-АТИНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ И РАЗВИТИЕ САНЭПИДСЛУЖБЫ В КАЗАХСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АЛМА-АТИНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ И РАЗВИТИЕ САНЭПИДСЛУЖБЫ В КАЗАХСТАНЕ»

са, частоты дыхания, электрокардиографию, определение глазосердечного рефлекса, дермогра-фию. Указанные функциональные исследования целесообразно проводить в покое и после физической нагрузки; г) для оценки неспецифической резистентности организма — определение активности лизоцима и лактатдегидрогеназы в слюне, содержания гликогена, а также активности щелочной и кислой фосфатаз в нейтрофилах периферической крови; д) для изучения иммунологической реактивности организма — методы, характеризующие Т- и В-системы иммунитета: для оценки Т-системы — реакцию бласттрансформа-ции лимфоцитов периферической крови; для оценки В-системы — определение содержания основных классов иммуноглобулинов в сыворотке крови.

К дополнительным методам функциональных исследований можно отнести изучение процентного содержания клеток периферической крови, в частности лимфоцитов, эозинофилов и ретику-лоцитов, определение в плазме и эритроцитах содержания меди, а также натрий-калиевого коэффициента; определение содержания холестерина и лецитина в сыворотке крови.

При подозрении на наличие у обследуемого того или иного вида патологии необходимо провести углубленное клиническое обследование.

2. Определение ряда показателей физического развития обследуемого: длины и массы тела, окружности груди, динамометрии правой и левой руки.

3. Исследование заболеваемости населения, проживающего в районах с известной степенью выраженности фактора: а) изучение заболеваемости детского и взрослого населения по данным обращаемости за медицинской помощью (формы № 112/у и 025/у) и карте «выбывшего из стационара»; б) для получения информации

о наличии доклинических симптомов — анализ данных плановых медосмотров у детей и диспансеризации у взрослых; в) анализ связи частоты заболеваемости населения в первую очередь неврологическими, сердечно-сосудистыми, аллергическими болезнями с уровнями выраженности факторов электромагнитной природы в изучаемых районах.

В дополнение к указанным выше объективным методам обследования с целью обеспечения максимальной достоверности выявленных закономерностей рекомендуется проводить анкетный опрос о состоянии здоровья обследуемых кон-тингентов населения.

В соответствии с предложенной схемой в КНИИОКГ выполняются исследования по оценке состояния здоровья детского и взрослого населения, проживающего в зоне с известной выраженностью электромагнитного излучения радиочастотного диапазона. Нам представляется, что такой методический подход позволит научно обосновать меры по предупреждению возможного неблагоприятного воздействия неионизиру-ющей радиации па здоровье населения, выявить группы повышенного риска и определить профилактические меры, направленные непосредственно на эти группы.

Представленная схема методических подходов, основанная на выборе информативных и в то же время доступных в амбулаторных, поликлинических условиях методов определения функционального состояния основных физиологических систем организма в целях ранней диагностики неблагоприятного радиоволнового воздействия, является ориентировочной и может изменяться по мере накопления знаний о резервах и границах адаптационных возможностей организма при воздействии неионизирующей радиации.

Поступила 11.04.88

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

УДК 614.4(574)

Я. А. Клебанов, Э. М. Курлеутов, В. Н. Шеянов, Ж. А. Карагулова

АЛМА-АТИНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ И РАЗВИТИЕ САНЭПИДСЛУЖБЫ В КАЗАХСТАНЕ

Минздрав Казахской ССР; Международный сотрудничающий с ВОЗ Центр по первичной медико-санитарной помощи, Алма-Ата

Десять лет назад в Алма-Ате была проведена (ПМСП). В конференции участвовали предста-Международная конференция ВОЗ/ЮНИСЕФ вители национальных правительств 134 стран и по первичной медико-санитарной помощи 67 неправительственных организаций. Участник»

конференции посетили учреждения здравоохранения Казахстана, Узбекистана и Киргизии. На конференции была принята Алма-Атинская декларация, которую назвали позже «Великая Хартия здравоохранения XX века».

С каждым годом все более значимыми становятся положения Алма-Атинской декларации. Она стала основополагающим документом, способствующим реориентации национальных служб здравоохранения. Алма-Атинская конференция была беспрецедентной не только по составу участников, но и по кругу обсуждаемых на ней вопросов. Участники конференции оценили возможные пути улучшения состояния здравоохранения во всем мире через систему ПМСП. Они определили принципы ПМСП, а также практические пути преодоления фактических трудностей в процессе претворения в жизнь выработанных концепций. Была определена роль правительств, национальных и международных организаций в деле содействия ПМСП и разработаны рекомендации по ее развитию.

К сожалению, даже у нас в Казахстане ПМСП понимается по-разному. Следует подчеркнуть, что ПМСП не является первичной медицинской помощью. ПМСП — это понятие философии здравоохранения, стратегии и подходов к охране здоровья. В Алма-Атинской декларации говорится: «ПМСП составляет важную часть медико-санитарного обеспечения и базируется на практических, научно обоснованных и социально приемлемых методах и технологии, которые должны быть повсеместно доступны как отдельным лицам, так и семьям в общине при их всестороннем участии в этой работе и при таких затратах, которые община и страна в целом могут позволить на каждом этапе своего развития в духе самостоятельности и самоопределения. Она составляет неотъемлемую часть как национальной системы здравоохранения, осуществляя ее главную функцию и являясь ее центральным звеном, так и всеобщего социально-экономического развития общества. Она является первым уровнем контакта отдельных лиц, семьи и общины с национальной системой здравоохранения, максимально приближает медико-санитарную помощь к месту жительства и работы людей и представляет собой первый этап непрерывного процесса охраны здоровья народа»

Анализируя Алма-Атинскую декларацию, мы находим, что ПМСП включает 8 основных элементов, многие из которых являются прерогативой санэпидслужбы. ПМСП включает как минимум «просвещение по наиболее важным проблемам здравоохранения и методам их предупреждения и разрешения; содействие обеспечению

' Первичная медико-санитарная помощь. Отчет о Международной конференции по ПМСП. Алма-Ата, СССР, 6— 12 сентября 1978 г. —ВОЗ, Женева, 1978.

рационального питания, доброкачественного водоснабжения и проведению основных санитарных мер; охрану здоровья матери и ребенка, в том числе планирование семьи; иммунизацию против основных инфекционных заболеваний; профилактику эндемических в данном районе болезней и борьбу с ними; соответствующее ле- ▼ чение распространенных заболеваний и травм; обеспечение основными лекарственными средствами» 2.

В нашей республике развитие ПМСП происходило с уклоном в сторону специализированных служб. Одновременно с усилением первичных звеньев здравоохранения развернулась деятельность по созданию и реализации наиболее важных программ. Из 8 основных элементов ПМСП самого серьезного внимания в республике заслуживали борьба с детской смертностью, снижение инфекционной заболеваемости и обеспечение населения доброкачественной питьевой водой. Решение этих проблем возмож- а но при условии межсекторального сотрудничества, участия населения и разработки соответствующей технологии, которые составляют основу ПМСП.

В частности, для борьбы с детской смертностью была составлена и стала осуществляться широкая программа строительства и реконструкции родильных домов, детских больниц и поликлиник, строительства и модернизации молочных кухонь. Финансирование этой программы осуществлялось как централизованно, так и местными органами не только за счет средств, выделенных на здравоохранение, но и за счет средств предприятий, сельскохозяйственных учреждений, а также средств, заработанных населением на субботниках. Благодаря этому только за последние 5 лет число детских и родовспомогательных коек увеличилось на 5,4 тыс. Одновременно проводятся мероприятия по повышению качества деятельности служб здравоохранения.

В борьбе с инфекционной заболеваемостью был осуществлен ряд крупных мероприятий межотраслевого характера. К их числу в первую очередь следует отнести значительное улучшение водоснабжения населенных мест. В республике построены и функционируют крупнейшие групповые водопроводы. За 10 лет их протяженность возросла на 13 тыс. км, и вся сеть 125 таких водопроводов составляет ныне 25 тыс. км. Более 1800 населенных пунктов стали получать воду высокой степени очистки. В целом количество сельских населенных мест, обеспеченных качественной водопроводной водой, увеличилось за указанный период на 40,8%. Только за период одиннадцатой пятилетки улучшили жилищные условия более 3 млн человек, были построены 563 школы, 819 дет-

2 Та м же.

ских дошкольных и 497 лечебно-профилактических учреждений. В республике на 20,4 % увеличилось количество посадочных мест в предприятиях общественного питания. На охрану окружающей среды затрачено свыше 530 млн руб. Введены в эксплуатацию 457 водоочистных и 325 пылегазоулавливающих сооружений. Благодаря этому за прошедшие 10 лет в республике снизилась заболеваемость брюшным тифом в 1,6 раза, острыми кишечными заболеваниями в 1,2 раза, вирусным гепатитом на 26 %. В 1,5 раза снизилась инвалидизация населения. Улучшение условий труда, снижение загрязненности воздуха позволили добиться снижения уровня профессиональной заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Количество случаев профессиональной заболеваемости по нозологическим единицам снизилось от 12 до 75%, а в целом трудовые потери за 10 лет уменьшились на 12%.

Активное содействие органам здравоохранения по вовлечению населения в реализацию программы ПМСП оказывают многие общественные организации, в частности Общество Красного Креста. За 10 лет число членов этого общества увеличилось почти на 2 млн и составляет сейчас 7,5 млн человек. Общество привлекает население к практической работе по оказанию доврачебной помощи пострадавшим при различных видах поражений, по уходу за больными на дому, охране окружающей среды, охране труда и пр. С этой целью по специальным программам, утвержденным исполкомом СОКК и КП СССР и Минздравом СССР, медицинские работники ежегодно готовят многотысячный санитарный актив. Например, за период с 1978 по 1987 г. общее число учащихся школ и СПТУ, прошедших такую подготовку, увеличилось в 3 раза, а сейчас ее проходит треть всех учащихся школ и СПТУ. Активное участие в выполнении программ ПМСП принимают не только трудящиеся республики, но и неработающее население.

Получила распространение практика введения некоторых объектов под самостоятельный контроль общественных санитарных инспекторов. При этом значительно уменьшается нагрузка работников санэпидстанций, увеличивается число обследуемых объектов и в результате улучшается их санитарное состояние. В целом по республике в 1987 г. подготовлено более 52 тыс. общественных санитарных инспекторов.

Успешно функционируют санитарные активы по профилактике инфекционных заболеваний, созданы такие аспекты по уходу за больными на дому, особенно за одинокими и престарелыми людьми. В целях усиления пропаганды здорового образа жизни, профилактики пьянства, алкоголизма, наркомании и токсикомании стали создаваться общественные посты, число которых в 1987 г. достигло 13,5 тыс.

В деле охраны здоровья различных групп населения органы здравоохранения объединяются с другими ведомствами и общественными организациями. Примером такого сотрудничества служит система оказания медико-социальной помощи престарелым и пожилым. В этой системе успешно сотрудничают Совет ветеранов, Общество Красного Креста, Минздрава, Министерство социального обеспечения республики.

С позиций ПМСП решение проблем здравоохранения возможно при верно выбранной системе оценки. Разработка показателей оценки ПМСП строилась на концепциях, предложенных ВОЗ3.

Нынешний этап развития ПМСП в республике носит качественно новый характер. До недавнего времени в развитии ПМСП имелись определенные недостатки, вызванные застойными явлениями в экономике республики. Сейчас, когда созданы предпосылки для развития экономики и совершенствования социальной структуры, повышается благосостояние народа, население обеспечивается хорошим жильем, разрабатываются и новые требования к ПМСП.

Дальнейшему развитию межотраслевого сотрудничества способствовало принятие отраслевых и межотраслевых программ «Здоровье». Основной целью этих программ является сохранение и укрепление здоровья практически здорового контингента, а также оздоровление всего населения республики. Единая межотраслевая программа координирует и направляет деятельность ведомств в рамках их отраслевых программ, позволяет предупредить дублирование в смежных работах и тем самым способствует улучшению организации медико-социальной помощи населению.

Наша республика приступила к совершенствованию структурно-функциональных связей в управлении здравоохранением. Здесь существовали и, пожалуй, существуют ныне такие слабые позиции, как несовершенство аппарата управления (структуры), функциональных связей, дублирование в работе, чрезмерная централизация. Общеизвестно, что структура центрального аппарата и областных отделов здравоохранения была сформирована многие десятилетия назад. Структуре была подчинена и функция управления. На прошлом этапе такой подход был оправдан. В настоящее время коллегия Минздрава Казахской ССР приступила к реорганизации структуры и функции центрального аппарата министерства и областных отделов здравоохранения. Большое внимание уделяется сокращению информационного потока, проводятся мероприятия по подчинению структуры нуждам здравоохранения. На наш взгляд, принимаемые меры по децентрализации управления еще недостаточны. Недавно Минздравом Казахской ССР орга-

3 Оценка программ здравоохранения. Руководящие принципы.— ВОЗ, Женева, 1981.

2 Гнгиеиа и санитария ЛУ в

— 33 -

низован Республиканский центр профилактического здравоохранения. Это позволит перераспределить ряд функций по управлению общественным здоровьем. Предполагается, что в дальнейшем органы управления здравоохранением будут обладать не только статистической информацией, но и рекомендациями по текущему и перспективному управлению. Впервые на практике будет так широко применен многодисциплинарный, межотраслевой принцип охраны здоровья. Мы полагаем, что перестройка здравоохранения в Казахстане повлечет за собой создание учебно-научно-профилактических объединений — «Туберкулез», «Кардиология», «Онкология», «Педиатрия», «Управление первичной ме-дико-санитарной помощью» и др. Это позволит объединить усилия кафедр научно-исследова-тельских учреждений и практических подразделений в решении приоритетных проблем здравоохранения, улучшить качество и сократить сроки внедрения научных разработок.

В документе ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Основные направления развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года» выдвигается задача коренным образом перестроить здравоохранение, устранить недостатки, обеспечить эффективное использование имеющегося потенциала, резко повысить качество медицинской помощи. Критический анализ достигнутого показал, что в области ПМСП, ее санитарно-гигиенических аспектов было много упущено, много не сделано. Понимая, что ПМСП представляет собой динамическую систему со сложной иерархической структурой, интегрирующей как по вертикальным, так и по горизонтальным связям управления, мы приступили к совершенствованию систем управления санэпидслужбой, переориентации ее на достижение конечных результатов — улучшения показателей здоровья населения, оздоровления окружающей среды, повышения эффективности профилактики как генеральной линии советского здравоохранения. В соответствии с поставленными задачами впервые в стране созданы управления санэпидслужбы Уральского, Кустанайского облисполкомов и Алма-Атинского горисполкома. Продолжается работа по устранению дублирования функций ряда сакэпид-учреждений, централизации отдельных видов

надзора и лабораторных исследований. В целях перехода санэпидслужбы на изучение здоровья и разработку современных профилактических и оздоровительных мероприятий изменена структура Республиканской санэпидстанции.

На крупнейших новостройках по освоению ф Тенгизского и Карагачанакского нефтегазовых комплексов созданы санитарные отделы по обслуживанию территориально-промышленных комплексов, Карагандинской санэпидслужбы накоплен положительный опыт по централизации надзора за всеми предприятиями угольной промышленности области.

Развиваются новые формы сотрудничества с НИИ и гигиеническими кафедрами медицинских институтов.

Обсуждается возможность создания республиканского хозрасчетного производственного объединения «Дезинфекция» с объемом профилактических работ порядка 30 млн руб. в год.

В конце марта 1988 г. в Риге состоялось меж- 4 региональное совещание экспертов ВОЗ, которое называлось «От Алма-Аты к 2000 году. Взгляд с половины пути». В совещании участвовали эксперты всех шести регионов ВОЗ. Был подведен итог деятельности стран по осуществлению рекомендаций Алма-Атинской конференции, рассмотрены тенденции развития и состояние здравоохранения в мире, определены основные проблемы, решение которых позволит достигнуть глобальной цели, указанной в программе ВОЗ, — «Здоровье для всех к 2000 году». На совещании было принято Рижское заявление, которое рекомендовало национальным правительствам развивать основные элементы ПМСП при широком межотраслевом сотрудничестве и участии населения. Были подтверждены рекомендации Алма-Атинской конференции. В Риге ^ было заявлено, что ПМСП должна оставаться ключом к достижению указанной выше цели.

Сейчас, 10 лет спустя, мы вновь убеждаемся в том, что Алма-Атинская конференция, впитав в себя основные принципы социалистического здравоохранения, побудила национальные правительства переориентировать службы здравоохранения, сделав акцент на ПМСП. Алма-Атинская декларация оказала и оказывает существенное влияние на развитие служб здравоохранения в Казахстане.

Поступила 04.05.88

УДК 613/614:378.661

М. Б. Шпирт, А. Д. Джумабаев, Ж. Д. Дооронбеков ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА-ГИГИЕНИСТА

Киргизский медицинский институт, г. Фрунзе

Главным показателем эффективности здравоохранения является сохранение и укрепление здоровья советских людей на основе более ра-

ционального использования выделяемых ресурсов, повышения качества и интенсификации труда медицинских работников. Один из путей ре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.