Научная статья на тему 'ДЕКОРАТИВНАЯ СТИЛИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ДЕКОРАТИВНАЯ СТИЛИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воображение / декоративная стилизация / принципы / прием / стилизация / imagination / decorative stylization / principles / technique / stylization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анохина Анастасия Игоревна, Бакиева Ольга Афанасьевна

В статье изучается проблема развития воображения обучающихся детской школы искусств средствами декоративной стилизации. Анализируя литературу по теме исследования, авторы рассмотрели понятия «воображение» и «декоративная стилизация». Уточнено понятие «воображение обучающихся средствами декоративной стилизации». Были проанализированы произведения художников, использующих декоративную стилизацию как метод организации произведения. Авторы рассмотрели возможность использования потенциала декоративной стилизации, приёмов стилизации для создания новых декоративных образов. По их мнению, цели декоративной стилизации и процесса воображения совпадают, что является важным в организации эффективного процесса развития воображения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анохина Анастасия Игоревна, Бакиева Ольга Афанасьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the problem of developing the imagination of students of the children's art school by means of decorative stylization. Analyzing the literature on the research topic, the authors examined the concepts of "imagination" and "decorative stylization". The concept of "imagination of students by means of decorative stylization" has been clarified. The works of artists using decorative stylization as a method of organizing the work were analyzed. The authors considered the possibility of using the potential of decorative stylization, stylization techniques to create new decorative images. In their opinion, the goals of decorative stylization and the process of imagination coincide, which is important in organizing an effective process of imagination development.

Текст научной работы на тему «ДЕКОРАТИВНАЯ СТИЛИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

УДК 378.2

ДЕКОРАТИВНАЯ СТИЛИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

АнохинаАнастасия Игоревна студентка 4 курса ПО-ИЗО-20.02 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень);

Бакиева ОльгаАфанасьевна кандидат педагогических наук, доцент Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. В современном мире, где одной из важных задач общества является построить прогрессивное, нравственное и культурное общество, становится важным вопрос подготовки подрастающего поколения способного решать жизненно важные задачи, обладающего воображением.

Так, в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» говорится о важности формирования творческих способностей личности, её воображения, необходимого для решения жизненно важных задач [3].

В этой связи становится актуальными задачи, стоящие перед образованием, которые ориентированы на развитие воображения.

Изложение основного материала исследования. Вопросы воображения рассматривались учеными разных специальностей: психологи, как Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.И. Кирилова, К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн и др.

По мнению Выготского Л. С., процесс воображения так или иначе связан с полученным жизненным опытом, благодаря которому возникают фантазии. Чем богаче жизненный опыт человека, тем больше «материал», на основе которого формируется воображение [2].

Ушинский К.Д. писал по поводу детского воображения, что несмотря на сравнительно небольшой жизненный опыт и не сформированность этого качества, ребёнок имеет большую вовлеченность и направленность на создание нового образа [11].

По мнению О.М. Дьяченко, А.И. Кирилловой, воображение является основой человеческого творчества, в процессе которого на основе заданного объекта, обучающийся может создать новый оригинальный объект [4], [6].

Рубинштейн С.Л., считал, что воображение это процесс обработки информации в ходе получения опыта и порождение нового оригинального образа [9].

По мнению Ильенкова Э.В., функциональное развитие способности воображения заключается в восприятии окружающего мира, но такое восприятие отличается от видения животных, тем что его видением управляет не биологическая потребность только тела, а усвоенные потребности развития, обусловленные культурой [5].

Таким образом, можно обобщить мнения психологов, которое рассматривают воображение как психологический процесс обработки информации, полученной восприятием.

Из этого следует что, развитие воображения обучающихся является важной составляющей преобразования, полученного опыта и способствует развитию креативности, абстрактного мышления, способности к самовыражению.

Известно, что развитию воображения способствует декоративно-прикладное искусство в силу того, что в этом виде искусства все образы имеют преобразованный вид, который создается в процессе упрощения, что уже предполагает процесс создания нового образа посредством стилизации.

Одним из эффективных способов развития воображения является декоративно-прикладное искусство в силу того, что в этом виде искусства все образы имеют преобразованный вид, который создается в процессе упрощения, что уже предполагает процесс создания нового образа посредством стилизации.

Стилизация является одним из закономерных способов преобразования реального объекта, ритмической организации целого, использование которого предполагает процесс создание образа, полученного путем трансформации (упрощения).

Понятие «стилизация» трактуется как художественный метод создания художественного образа, полученного в ходе упрощения, намеренной переработки существующего реального объекта или явления с целью изменения видимых качеств объекта [1].

Сокольникова Н.М. раскрывает понятие «стилизация» как декоративное обобщение существующей формы предмета с помощью специальных приемов [10].

Панкратова Л.И. утверждает, что стилизация как художественный метод широко используется в декоративном творчестве с целью подчеркивание художественных особенностей предмета и его функциональных качеств [7].

Таким образом, понятие «стилизация» рассматривается в публикациях как декоративное обобщение реальной формы предмета с помощью специальных приемов.

Существуют различные типы стилизации, которые зависят от содержания и функции произведения, потому как назначение произведения может раскрывать особенности культурных традиций, исторической эпохи, атмосферы региона и т.п.

Стилизация делится на два вида: внешняя поверхностная стилизация и декоративная.

Внешняя поверхностная стилизация предполагает процесс интерпретации существующих образцов художественных произведений. Процесс подражания, имитации заключается в том, что автор берет за основу характерные особенности стиля художника, мастера и переносит их в другое изобразительное поля, при этом упрощает и трансформирует образ.

Примером внешней стилизации могут служить создание современных произведений по мотивам хохломской росписи, при этом сохраняется узнаваемая цветовая гамма, характерные мотивы узоров.

Известно, что метод стилизации в декоративно-прикладном искусстве использовали с целью украшения и оберега, который находил отражение в различных приемах упрощения формы в зависимости от свойств технологии и материала.

Например, одним из самых модных направлений декоративного оформления интерьера является гобелен, в котором присутствует декоративная стилизация, которая должна учитывать технологию изготовления гобелена, различные приемы плетения, а также организацию всего изделия, где есть нити основы и утка.

Например, работы Сергея Салтыкова Его гобелены очень узнаваемы, четко виден почерк, характер мастера.

Рисунок 1. Сергей Салтыков «Цветы»

Декоративная стилизация натюрморта представляет простую, незамысловатую композицию предметов, выполненных основными приемами упрощения (отсутствие объема, локальная цветовая гамма). Автор использовал простое плетение сумах и поверх выполненного гобелена нанёс объемную вышивку одуванчиков и ближних листьев, отчего появилось иллюзия пространства и объема.

Декор в шторах перекликается с декорами на кружке, цветовые сочетания сдержаны и гармоничны (см. Рисунок 1).

Следующий художник Евгений Шишкин. Его гобелены наполнены юмором и детской фантазией.

Например, работа «Вкусное яблоко» в которой декоративная стилизация подчеркивает форму яблока, при этом делит изображение формы на составляющие части, которые зритель рассматривает по частям. Этот приме называется оверлеппинг, которое использует прием наложение одной формы на другой или её частичное совпадение (см. Рисунок 2).

Рисунок 2. Евгений Шишкин. «Вкусное яблоко»

Как правило, объектом для создания стилизованных образов была сама природа. Поэтому стилизованные природные формы становятся отдельным декоративным элементом, который находит выражение в различных произведениях художественного искусства.

Декоративная стилизация объекта подчёркивала образ предмета, где использовалась данная интерпретация, которая имела выражение в упрощении, объединении, отношении цветовых и объемных элементов изображения. Она призвана

создавать образ, подчёркивающий или выявляющий особенности предмета при помощи трансформации формы элементов растительной и природной среды.

Таким образом, декоративная стилизация может служить средством материального выражения воображения, в которой отражается содержание и результат сознательного процесса, переработки реальности.

Учитывая эти особенности такого процесса, стоит уточнить понятие «воображение обучающихся средствами декоративной стилизации» как способность к созданию новых форм декоративных образов, отвечающих принципам упрощения реальных образов с сохранением основных существующих их признаков.

Выводы. Таким образом, цели стилизации и воображения совпадают и заключаются в преобразовании реального мира и работы с образами. Из чего следует, что декоративная стилизация является эффективным средством развития воображения, позволяет создавать уникальные и оригинальные образы, а также передавать определенные настроения и эмоции.

Аннотация. В статье изучается проблема развития воображения обучающихся детской школы искусств средствами декоративной стилизации. Анализируя литературу по теме исследования, авторы рассмотрели понятия «воображение» и «декоративная стилизация». Уточнено понятие «воображение обучающихся средствами декоративной стилизации». Были проанализированы произведения художников, использующих декоративную стилизацию как метод организации произведения. Авторы рассмотрели возможность использования потенциала декоративной стилизации, приёмов стилизации для создания новых декоративных образов. По их мнению, цели декоративной стилизации и процесса воображения совпадают, что является важным в организации эффективного процесса развития воображения.

Ключевые слова: воображение, декоративная стилизация, принципы, прием, стилизация.

Annotation. The article examines the problem of developing the imagination of students of the children's art school by means of decorative stylization. Analyzing the literature on the research topic, the authors examined the concepts of "imagination" and "decorative stylization". The concept of "imagination of students by means of decorative stylization" has been clarified. The works of artists using decorative stylization as a method of organizing the work were analyzed. The authors considered the possibility of using the potential of decorative stylization, stylization techniques to create new decorative images. In their opinion, the goals of decorative stylization and the process of imagination coincide, which is important in organizing an effective process of imagination development.

Keywords: imagination, decorative stylization, principles, technique, stylization.

Литература:

1. Власов, В.Г. Стилизация / В.Г. Власов // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 Т. -СПб.: Азбука-Классика. - 2008. - С. 251-259

2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк [Текст] / Л.С. Выготский. -М.: Просвещение, 1991.-93 с.

3. Данилюк, А.Я. Д Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, A.M. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. - М.: Просвещении, 2009.-29 с. - (Стандарты второго поколения). - SBN 978-5-09-022138-2 (дата обращения: 10.11.2023)

4. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника / О.М. Дьяченко. -М.: Психол. ин-т РАО, 1996. - 248 с.

5. Ильенков, Э.В. Об эстетической природе фантазии / Э.В. Ильенков. - https://tovievich.ru/book/korni/5564-evilenkov-ob-esteticheskoy-prirode-fantazii-i.html (дата обращения: 10.11.2023).

6. Кириллова, Г.Д. Развитие воображения у детей младшего дошкольного возраста (2 л. 7 мес. 5 лет): Автореф. дис. ... канд. психол. наук/Г.Д. Кириллова. -М., 1971. -23 с.

7. Панкратова, Л.И. Композиция. Электронное учебное пособие РГУ им. С.А. Есенина / Л.И. Панкратова. -http://www.rsu.edu.ru/wordpress/wp-content/uploads/e-learning/Pankratova_L_I_Osnovy_kompozicii/ (дата обращения: 11.12.2023)

8. Петровский, А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. -М.: Академия, 1996. -496 с.

9. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М., 1982. - 97 с.

10. Сокольникова, Н.В. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учебное пособие / Н.В. Сокольникова. - Москва: Академия, 1999. -368 с.

11. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения [Текст] / К.Д. Ушинский. В 6 томах // Ред. коллегия: С.Ф. Егоров, И.Д. Зверев и др. -М.: Педагогика, 1990. - Т. 5, 6.

УДК 378.4

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ

ТЕХНЛОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Багдасарян Манук Оганесович студент 5 курса

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки (г. Ессентуки);

Ботвинёва Наталья Юрьевна кандидат педагогических наук, доцент Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки (г. Ессентуки)

Постановка проблемы. Изменения, происходящие в современном образовании, привели к тому что в образовательное пространство вошли такие понятия как- цифровизация, компьютерное моделирование, дистанционное обучение, электронные пособия и учебники. Использование, выше перечисленных, образовательных продуктов требуют совершенствования образовательного процесса, определения новых целей, учитывающих индивидуальные особенности и возможности обучающихся. В связи с этим важной задачей современного учителя является овладение новыми методами и технологиями в процессе обучения математике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.