Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ПРИЕМОВ СТИЛИЗАЦИИ В ДЕКОРАТИВНОМ НАТЮРМОРТЕ'

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ПРИЕМОВ СТИЛИЗАЦИИ В ДЕКОРАТИВНОМ НАТЮРМОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
стилизация / художественно-творческие способности / изобразительное искусство / развитие / декоративный натюрморт / творческое воображение / stylization / artistic creative abilities / fine art / development / decorative still life / creative imagination

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новиченко Ю. Е., Косенко Н. А.

Данная статья посвящена теме развития творческих способностей у детей, при работе над стилизованным декоративным натюрмортом, а также виды и способы стилизации декоративного натюрморта, влияющие на творческое воображение у детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ARTISTIC AND CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS IN PROCESS OF MASTERING STYLIZATION TECHNIQUES IN DECORATIVE STILL LIFE

This article is devoted to the development of creative abilities in children, when working on a stylized decorative still life, as well as types and methods of stylization of decorative still life that affect the creative imagination of children.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ПРИЕМОВ СТИЛИЗАЦИИ В ДЕКОРАТИВНОМ НАТЮРМОРТЕ»

УДК 37 Новиченко Ю.Е., Косенко Н.А.

Новиченко Ю.Е.

студентка 2 курса, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева

(г. Орел, Россия)

Косенко Н.А.

канд. пед. наук, доцент кафедры живописи Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева

(г. Орел, Россия)

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ПРИЕМОВ СТИЛИЗАЦИИ В ДЕКОРАТИВНОМ НАТЮРМОРТЕ

Аннотация: данная статья посвящена теме развития творческих способностей у детей, при работе над стилизованным декоративным натюрмортом, а также виды и способы стилизации декоративного натюрморта, влияющие на творческое воображение у детей.

Ключевые слова: стилизация, художественно-творческие способности, изобразительное искусство, развитие, декоративный натюрморт, творческое воображение.

Детские художественно-творческие способности изучаются психологами и педагогами. Сегодня детское воображение сейчас становится заметно ограниченным, а ведь детей называют лучшими стилистами. Они способны упростить любой сложный рисунок. Человека они с легкостью нарисуют при помощи «палок» и «огуречика». Развитие творческих способностей у детей представляет собой сложный и длительный процесс, в рамках которого дети получают первые художественные впечатления, знакомятся с миром искусства и оттачивают навыки различных видов творческой деятельности.

В художественной деятельности, каждый из ресурсов является одним из способов, который помогает детям, развивать творческие способности. Один из видов художественной деятельности с которой сталкиваются дети, на занятиях, это стилизация.

Стилизация - это процесс упрощения и обобщения форм, цветов и текстур объекта, при котором сохраняются его характерные черты. Она может быть основана на различных принципах, таких как:

Деформация: Изменение пропорций, форм и объемов объекта для достижения выразительности.

Упрощение: Удаление ненужных деталей и концентрация на основных элементах.

Символизация: Придание объектам символического значения, выходящего за рамки их буквального изображения.

В декоративном искусстве стилизация - это метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки декоративности и воспринимается своеобразным мотивом. Стилизация, как процесс работы представляет собой декоративное обобщение объектов (фигур, предметов), изображаемых с помощью ряда условных приемов изменения формы, тональных и цветовых отношений.

Чтобы яснее и более чувственно отобразить сущность стилизуемого объекта, от него отделяется или из него убирается всё ненужное, лишнее и второстепенное. Например, для изображения объектов живой и неживой природы (деревьев, растений, цветов и плодов, представителей животного мира и т. д.) используются самые характерные и наиболее яркие их особенности, и при этом, как правило, характерные особенности изображаемого объекта в самой различной степени преувеличиваются, а иногда искажаются с целью создания абстракции [2].

Стилизация в декоративном натюрморте играет важную роль в развитии художественно-творческих способностей детей, позволяя им преобразовывать предметы в необычные формы. Декоративная стилизация позволяет детям

исследовать различные художественные стили, выражать свою индивидуальность и создавать уникальные и выразительные композиции, благодаря чему дети познают окружающий их мир, развивают наблюдательность и внимания к деталям, а также стимулируют развитие воображения, абстрактного мышления и технических навыков.

Обучение стилизации в декоративном натюрморте требует от обучающихся тщательного наблюдения за предметами и их деталями. Они учатся анализировать формы, текстуры и цвета, чтобы определить характерные особенности каждого объекта. Это развивает их наблюдательность и внимание к деталям, что является основой для любого художественного творчества.

Обучение стилизации в декоративном натюрморте также включает в развитие творческих навыков. Обучающиеся экспериментируют с различными художественными материалами и техниками.

В декоративном натюрморте, использование цветов и форм играет важную роль в создании стилизации. Учащиеся изучают, как смешивать и сочетать цвета, а также упрощать и трансформировать формы, чтобы создавать визуально привлекательные и выразительные композиции [3].

Декоративный натюрморт предоставляет обучающимся возможность выразить индивидуальный творческий подход, к работе. Учащиеся могут создавать фантастические или реалистичные композиции, используя свое собственное творческое видение. Это развивает творческое самовыражение и помогает развить свой уникальный художественный стиль.

Обучение стилизации в декоративном натюрморте способствует развитию следующих художественно-творческих способностей:

Воображение: Стилизация требует от обучающихся отхода от реалистичного изображения и использования абстрактного мышления для создания новых и оригинальных композиций.

Абстрактное мышление: Обучающиеся учатся выделять и обобщать существенные черты объектов, абстрагируясь от второстепенных деталей.

Композиционные навыки: Стилизация позволяет обучающимся экспериментировать с различными композиционными схемами, создавая гармоничные и выразительные натюрморты.

Техническое мастерство: Обучение стилизации развивает технические навыки обучающихся, такие как владение кистью, смешивание красок и создание текстур.

Обучение стилизации в декоративном натюрморте может осуществляться поэтапно:

Наблюдение и анализ: Обучающиеся изучают реальные объекты, анализируя их формы, цвета и текстуры.

Упрощение и обобщение: Обучающиеся создают упрощенные эскизы объектов, выделяя их основные элементы.

Деформация и символизация: Обучающиеся экспериментируют с деформацией и символическим изображением объектов, создавая выразительные и оригинальные композиции.

Создание декоративного натюрморта: Обучающиеся применяют полученные навыки для создания декоративных натюрмортов, используя стилизованные изображения объектов.

Детское художественное воображение - это дар, который является важным аспектом развития ребенка. Оно позволяет им выражать себя, исследовать мир и находить творческие решения [1].

Творческие способности детей могут развиваться в процессе освоения приемов стилизации натюрморта, ведь обучение стилизации в декоративном натюрморте является мощным инструментом для их развития, стимулирующее их воображение, абстрактное мышление, композиционные навыки и техническое мастерство.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Выготский Л.С Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с;

2. Власов В.Г., Стили в искусстве. Учебное пособие для вузов.-М,2003 - 73с;

3. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011. -312с.

Novichenko Yu.E., Kosenko N.A.

Novichenko Yu.E.

Orel State University (Orel, Russia)

Kosenko N.A.

Orel State University (Orel, Russia)

DEVELOPMENT OF ARTISTIC AND CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS IN PROCESS OF MASTERING STYLIZATION TECHNIQUES IN DECORATIVE STILL LIFE

Abstract: this article is devoted to the development of creative abilities in children, when working on a stylized decorative still life, as well as types and methods of stylization of decorative still life that affect the creative imagination of children.

Keywords: stylization, artistic creative abilities, fine art, development, decorative still life, creative imagination.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.