Выводы. Тестирование, как инструмент контроля качества обучения студентов в рамках высшей школы не является ни плохим, ни хорошим вариантом проверки знаний. В зависимости от способа использования тесты могут помогать студентам и преподавателям, либо мешать в получении стабильных и прочных знаний. Преимущества и недостатки тестирования просто следует учитывать, но ни в коей мере не заменять тестами творческие задания, семинары или научные работы студентов. Тестирование как инструмент требует соблюдения условий, то есть использовать тесты в проверке знаний только потому, что с их помощью можно быстро проверить большое количество студентов по конкретной теме, по меньшей мере, нерационально поверхностное изучение приносит даже больше проблем, чем полное отсутствие знаний.
Использование тестирования как дополнительный инструмент проверки знаний студентов дает хороший результат только в сочетании с традиционными методами вовлечения обучающихся в научную и проектную деятельность.
Аннотация. Рассматриваются преимущества и недостатки тестирования как одного из инструментов оценки знаний в высшей школе. Показана актуальность данного вопроса в связи с переходом на образовательные стандарты третьего поколения, реализующие компетентностный подход в образовании. Рассмотрены различные варианты тестирования, способы оценки знаний, возможности мониторинга знаний студентов.
Ключевые слова: тестирование, анкетирование, контроль, мониторинг, оценка знаний.
Annotation. The advantages and disadvantages of testing as one of the tools for assessing knowledge in higher education are considered. The relevance of this issue is shown in connection with the transition to third-generation educational standards that implement a competence-based approach in education. Various testing options, methods of knowledge assessment, possibilities of monitoring students' knowledge are considered.
Keywords: testing, questioning, control, monitoring, knowledge assessment.
Литература:
1. Григораш, O.B. Методика оценки качества подготовки студентов / О.В. Григораш // Aima mater (Вестник высшей школы). -2013. - № 3.
2. Крымова, И.П. Качество современного экономического образования / И.П. Крымова, С.П. Дядичко // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научнометодической конференции; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2014.
3. Прахова, М.Ю. О месте тестирования как инструмента оценки знаний в вузе / М.Ю. Прахова // Высшее образование в России. - 2012. - №7.
4. Современные технологии обучения в вузе (опыт Санкт-Петербургского филиала НПУ ВШЭ). - СПб. НИУ ВШЭ, 2011.
5. Трубилин, А.И. Оценка качества подготовки студентов и эффективности учебной работы преподавателей / А.И. Трубилин // Высшее образование сегодня. - 2014. - №4.
УДК 378.2
ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНОГО
РИСОВАНИЯ
Чеканова Валентина Олеговна студентка
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень);
Бакиева ОльгаАфанасьевна кандидат педагогических наук, доцент Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень)
Постановка проблемы. В современном мире высокотехнологического прогресса наблюдается зависимость подрастающего поколения от компьютерных технологии, что негативно сказывается на уровне развития мышления.
Для эффективного процесса обучения необходимо уметь декодировать информацию в виде образов, что оказывает влияние на усваивание знаний, которые становятся его личным опытом. В этом случае работает образное мышление. Поэтому развитие образного мышления у обучающихся становится актуальным.
Изложение основного материала исследования. Вопросы мышления интересовали философов ещё с античных времён и до наших дней волнует ученых проблема развития интеллектуальных возможностей человека (Аристотель, Гегель Г.В.Ф., Рубинштейн С.Л., Раппопорт С.Х., P.C. Немов, Пичугина Г.А. и мн. др.).
Так, древнегреческий философ Аристотель рассуждал на тему образа, и мысли, которые связаны между собой. По его мнению, проводником между внутренним миром сознания и внешним миром являются образы, которые связывают чувства и разум [1, С. 428].
В немецкой философии эпохи Просвещения возникает диалектика Г.В.Ф. Гегеля, который считал, что мышление тождественны бытию и является абсолютной сущностью природы и человека, при этом он утверждал, что мышлению находится не вне мира, а внутри [5, С. 397].
В современной науке ученые разделяют мышление по характеру деятельности человека на теоретическое и практическое, в первом выделяют понятийное и образное мышление, а во втором - наглядно-образное и наглядно-действенное [9].
Практическое мышление принято связывать с практической деятельностью. В нашем исследовании такой деятельностью является изобразительная деятельность.
В этой связи наибольший интерес представляет наглядно-образное мышление, которое мы в дальнейшем рассмотрим.
Известно, что наглядно-образное мышление позволяет использовать различные способы образного решения задач, предполагающих визуализацию ситуации и её составляющих, без выполнения реальных практических действий с ними [6].
Однако, в изобразительной деятельности существует необходимость в оперировании образами.
Образное мышление отличается от наглядно-образного тем, что в этом процессе используются образы с помощью, которых можно создавать новый продукт [6, С. 13].
На протяжении развития человеческой мысли о самой сути мышления, надо отдать должное тому, что в образовательной системе в процессе обучения важным является сначала образ, как сигнал к понятию, потом сам процесс.
В отечественной психологии вопросы развития мышления связывали с теорией деятельности.
По Леонтьеву А.Н. процесс мышления формируется в ходе како-либо деятельности и представляет способность человека к решению задач и преобразовании действительности.
Процесс преобразования действительности возможно рассмотреть в ходе творческой деятельности при создании художественного образа. Однако, обучающиеся зачастую в этом процессе используют «готовые» шаблоны и клише, что приводит к развитию низкого уровня образного мышления. В этой связи нам представляется актуальным развитие образного мышления как фактора успешного обучения в школе.
Тем не менее образ как важная составляющая мыслительного процесса представляет внешний облик предметов, явлений вещественного мира.
Образ - это форма отражения реальности, самого субъекта, других людей, координаты пространства и временной и последовательности событий в сознании человека [10].
Таким образом, в современном образовании становится очевидным, что в художественной деятельности становится актуальным активизировать процесс развития образного мышления на уроках изобразительного искусства.
Вопросы образного мышления рассматривали многие психологи и педагоги. Так по мнению психологов, образное мышление это процесс отражения окружающей среды в виде образов, полученных в ходе анализа и синтеза. Мышление включает в себя не только интеллектуальное, но и чувственное. Такое расширение признавал С.Л. Рубинштейн, который считал, что мышление как реальный психологический процесс уже само является единством интеллектуального и эмоционального [8, С. 97].
Педагоги в понимании образного мышления вкладывают многоплановый процесс получения образов, позволяющий видеть ситуацию или проблему в целом, масштабно.
Так, например педагог Ю.С. Ушанева пишет, что образное мышление в процессе художественной деятельности приобретает специфический контекст, в котором художественная деятельность отражает специфику восприятия, владение формами воплощения (анализ средств и приемов необходимых для раскрытия образа), а образное мышление - способность сознания к обобщению и выражению субъективного отношения к тем или иным предметам или явлениям окружающей действительности [11, С. 10].
Педагоги П.Г. Василенко, С.Н. Бегидова и Л.В. Манжос подчеркивают, что результатом образного мышления становится многообразие образов, которые возможно трансформировать в соответствии с учебными задачами и в декоративные образы [3, С. 4].
Исходя из анализ источников, можно сделать вывод, что образное мышления представляет собой процесс получения образов, который позволяет полученную информацию видеть целостно, на основе синтеза.
Одним из эффективных средств развития образного мышления обучающихся является декоративное рисование. Декоративное рисование представляет собой упрощение форм, цвета и стилистических приёмов. Одной из главных целей декоративного рисования является создание оригинальных композиций и развитие образного мышления у обучающихся.
Декоративное рисование может быть как традиционным, придерживаясь определенных приёмов, так и экспериментальным, сочетая различные стили.
Процесс развития образного мышление обучающихся средствами декоративного рисования становится эффективным благодаря возможности формировать способность мыслить и представлять творческую работу в виде визуальных обобщённых образов, в соответствии с этим способность выполнять декоративный рисунок, используя прием стилизации формы и цвета.
Рассмотрим эффективные методы развития образного мышления средствами декоративного рисования.
Одним из главных средств декоративного рисования является стилизация, то есть обобщение и упрощение изображаемых предметов реального мира.
Известно, что стилизация как метод ритмической организации целого, придает изображению признаки повышенной декоративности.
Для обучения декоративной стилизации важно на первом этапе работы познакомить обучающихся с основными принципами стилизации: превращение объёмной формы в плоскостную и упрощение конструкции; обобщение формы с изменением абриса; обобщение формы в её границах; обобщение и усложнения формы, добавления деталей отсутствующих в натуре [2, С. 11-12].
Например, при изучении темы орнамента в 5 классе по программе Б.М. Неменского обучающимся можно предложить выполнить упражнения на упрощения формы (стилизации) растительного происхождения (листок рябины), где им представлена возможность использовать различные приемы стилизации.
В процессе выполнения упражнений по стилизации можно предложить алгоритм выполнения задания, который состоит из анализа существующей формы предмета, определение основных характеристик объекта, процесс упрощения-трансформации формы до простых геометрических форм (треугольник, круг, квадрат).
Прежде чем приступить к рисованию объекта, стоит проанализировать, из каких геометрических тел он состоит. После определения формы предмета, внешнего очертания, обучающиеся приступают к стилизации формы, путём отбора главного и в объекте. Все цветовые оттенки в реальной форме сводятся к нескольким цветам, потому что использование стилизованного цветового решения (открытые, локальные цвета), это ещё одно условие стилизации.
Следующий этап выполнения упражнений реалистичное изображение. Здесь используется зарисовка, в которой внешние формы объекта сохранены и идёт упрощение деталей (см. Рисунок 1).
Рисунок 1. Приём стилизации - реалистичная зарисовка
Упражнение на получения силуэта предмета, используется как один из приемов стилизации и с помощью этого приема можно добиться красивого контурного рисунка (см. Рисунок 2).
у*
Рисунок 2. Упражнение стилизации - силуэт
Приём - геометризация форм зачастую используются в разработке орнамента, в котором происходит преобразование реалистичной формы в геометрические фигуры, схожие по очертанию (см. Рисунок 3). Такие изображение имеют строгую геометрическую форму.
Рисунок 3. Приём стилизации - геометризация форм
Приём замены главного связан с приёмом геометризации форм (см. Рисунок 4).
Рисунок 4. Упражнение по стилизации - замена главного
Приём трассировки формы выполняется только точкой и штрихом (см. Рисунок 5). Такого рода стилизация характерна для изделий, представляющих предметы, выполненные в технике шитья (народная одежда, обувь) [2, С. 12].
Рисунок 5. Приём по стилизации - трассировки формы
Упражнения на выполнения контура предмета как приёма стилизации (см. Рисунок 6), в котором линия имеет важную роль необходим на этапе подготовке к творческому заданию.
Рисунок 6. Приём стилизации - контур
Завершение серии упражнений, может быть, выполнение творческого задания с использованием различных приемов стилизации. Например, выполнение обучающимися декоративного пейзажа.
Выводы. Таким образом, уроки изобразительного искусства с использованием различных приемов стилизации при выполнении декоративного рисования будут способствовать развитию образного мышления обучающихся. При этом обучающиеся, занимаясь декоративным рисованием, используют свой жизненный опыт, впечатления, потому что в процессе творческой деятельности образное мышление уже опирается на личное мироощущение, выдавая оригинальные образы.
Аннотация. В статье изучается проблема формирования образного мышления средствами декоративного рисования на уроках изобразительного искусства. Анализируя литературу по теме исследования, авторы рассмотрели различия понятий «наглядно-образное мышление» и «образное мышление». Учитывая, что в процессе образного мышления используются образы с помощью, которых можно создавать новый продукт. Авторы рассмотрели возможность использования потенциала декоративного рисования, приёмов стилизации для создания новых декоративных образов. По их мнению, эффективными методами в этом процессе являются упражнения и творческие задания.
Ключевые слова: образное мышление, декоративное рисование, упражнения, прием, стилизация.
Annotation. The article studies the problem of the formation of imaginative thinking by means of decorative drawing in the lessons of fine art. Analyzing the literature on the research topic, the authors examined the differences between the concepts of "visual-imaginative thinking" and "imaginative thinking". Considering that in the process of imaginative thinking, images are used with the help of which you can create a new product. The authors considered the possibility of using the potential of decorative drawing, stylization techniques to create new decorative images. In their opinion, exercises and creative tasks are effective methods in this process.
Keywords: imaginative thinking, decorative drawing, exercises, technique, stylization.
Литература:
1. Аристотель. Сочинение: трактат о душе / Аристотель. - Т. 1. -М.- 1976. - 428 с.
2. Бакиева, О.А. Орнаментальное искусство: учебно-методическое пособие / О.А. Бакиева, Д.Р. Булатова. - Тюмень: ТОГИРРО, 2021. - С. 11-12
3. Василенко, П.Г. Развитие художественно-творческих способностей обучающихся стилизованному декоративному рисованию / П.Г. Василенко, С.Н. Бегидова, Л.В. Манжос // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2015. -№3. - С. 38-43
4. Визуализация как интроекция смыслообразов в ментальное пространство личности: Монография / [Макарова Б.А.] // Под. ред. И.В. Абакумовой. - М.: Изд-во «Спутник+», 2010 - 170 с.
5. Кузнецов, В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX века / В.Н. Кузнецов. -Москва: Высшая школа, 1989. - 174 с.
6. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков // Серия «Учебник нового века». - Санкт-Петербург, 2001. - 13 с.
7. Пичугина, Г.А. Роль образного мышления в повышении уровня образования / Г.А. Пичугина // Научен вектор на Балканите. - 2020. - Т.4. - № 4(10). - 86 с.
8. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М., 1982. - 97 с.
9. Саяпин, Н.В. Профессиональная подготовка студентов педвуза к развитию критического мышления школьников: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Н.В. Саяпин. - Саратов, 2006. - 196 с.
10. Словарь профессионально-педагогические понятия / Сост. В.М. Полонский. - Москва: Высш. шк., 2004. - 512 с.
11. Ушанева, Ю.С. Понятие художественно-образного мышления в эстетике, психологии, педагогике / Ю.С. Ушанева // Гуманитарные и социальные науки. - 2009. - № 3. - 76 с.