Keywords: speech, communication, speech activity, senior preschool age, mental retardation.
Литература:
1. Белякова, A.E. Развитие речевого общения у детей дошкольного возраста с интеллектуальной и речевой недостаточностью: автореферат дис... канд. психол. наук: 19.00.13, 13.00.03 / Белякова Алла Ефимовна. - Калуга,
2003.-25 с.
2. Бережная, О.А. Коммуникативно-речевые особенности «неговорящих» детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / О.А. Бережная, Т.А. Алтухова // «Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт»: Материалы XXVI Международ, науч.-практ. конф. - Белгород: ООО ГиК, 2019. - С. 233-238
3. Божович, Л.И. Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка (экспериментально-теоретическое исследование) / Л.И. Божович // Культурно-историческая психология. - 2006. - № 1. - С. 65-76
4. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования / Л.С. Выготский. - М: Лабиринт, 1996.-416 с.
5. Голубева, Г.Г. Логопедическая работа по преодолению нарушений фонетической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития: диссертация... канд. пед. наук: 13.00.03 / Голубева Галина Геннадиевна. - Санкт-Петербург, 1996. - 292 с.
6. Грибова, О.Е. Реализация принципа деятельностного подхода в процессе логопедического обследования / О.Е. Грибова // Дефектология. - 2004. -№ 2. - С. 14-20
7. Дмитриева, Е.Е. Социально-личностное развитие как условие успешной школьной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.Е. Дмитриева // Вестник Мининского университета. - 2014. - № 3(7). - С. 3-9
8. Запорожец А.В. Роль элементов практики и речи в развитии мышления у детей (на материале глухонемых детей) // Избранные психологические труды. В 2 томах. Том 1. Психическое развитие ребенка/А.В. Запорожец; под. ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1986. - С. 155-176
9. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001,- 432 с.
10. Ковалева, М.Н. Психологические условия развития речевой активности младших школьников: диссертация... канд. психол. наук: 19.00.07 / Ковалева Марина Николаевна. - Хабаровск, 2005. - 171 с.
11. Красильникова, Л.В. Многоуровневая технология развития осознанной речевой активности детей младшего школьного возраста: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Красильникова Лариса Владимировна. - Нижний Новгород, 2008. - 26 с.
12. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. - М: Смысл, 1997. - 287 с.
13. Орлянская, P.P. Педагогические условия развития речевой активности детей раннего возраста в домах ребенка: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Орлянская Ростислава Ростиславовна. - Москва, 2010. - 24 с.
14. Речевая активность и особенности ее формирования в дошкольном возрасте / П.Б. Бичева, С.Н. Казначеева, А.А. Бугрова, Д.А. Казначеев // Современные наукоемкие технологии. - 2023. - № 3. - С. 62-66
15. Филипович, Е.И. Психолого-педагогическое сопровождение развития речевой активности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в условиях дошкольной образовательной организации / Е.И. Филипович, Ю.В. Прилепко // Проблемы современного педагогического образования. -2019. -№ 63-1. - С. 351-355
16. Фрумкина, P.M. Психолингвистика: что мы делаем, когда говорим и думаем / P.M. Фрумкина. - М: ГУ ВШЭ,
2004.-24 с.
17. Фуреева, Е.П. Влияние речевого развития детей с задержкой психического развития на их коммуникативные возможности / Е.П. Фуреева // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2015. - № 1(63). - С. 21-26
УДК 378.2
РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
ОСНОВАМ СТИЛИЗАЦИИ
Ковалёва Надежда Викторовна студентка 4 курса ПО-ИЗО-20.02 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень);
Евсеева Ольга Юрьевна кандидат педагогических наук, доцент Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)
Постановка проблемы. В современном мире большое количество детей увлечены виртуальным миром, они не ставят в приоритет посещение учреждений дополнительного образования, где разработаны специальные учебные программы для всестороннего развития ребенка. Во время занятий по изобразительному искусству активно работает правое полушарие мозга, отвечающее за творческое мышление. Поэтому, посещение предмета «изобразительное искусство» сказывается на уровне развития мышления. Чтобы заинтересовать детей ходить на занятия в сфере художественного образования, перед педагогами стоит важная задача выстроить уроки таким образом, чтобы применяемые формы и методы, увлекали учеников. На занятиях в детских школах искусств, необходимо обращать внимание на усваивание знаний, анализа образов в художественных произведениях, которые становятся личным опытом учеников. В этом случае работает образное мышление. Поэтому развитие образного мышления у обучающихся становится необходимой потребностью, а данная тема является актуальной. Обучение основам стилизации является не только интересным для детей, но и полезным для развития образного мышления. Поэтому существует необходимость поиска, обоснования и применения эффективных способов развития образного мышления в процессе обучения стилизации в детских школах искусств.
Изложение основного материала исследования. Раскроем понятие «образное мышления» в контексте развития образного мышления в детской школе искусств в процессе обучения стилизации, но прежде необходимо обратится к понятиям «художественный образ», «мышление», «образное мышление» и «стилизация».
По мнению Шорохова Е.В., художественный образ - это сплав эмоций и разума, отражение объективной действительности, признанное воздействовать как на эмоции, так и на разум людей [9, С. 6].
В эстетическом аспекте данный термин представляется организмом, в котором нет ничего случайного и механически служебного и который прекрасен благодаря совершенному единству и конечной осмысленности своих частей [8].
Художественный образ означает эмоционально окрашенное отображение средствами, способами и формами искусства, массовой культуры и народного художественного творчества объективного и субъективного мира в конкретном виде творчества [10, С. 365].
Согласно Гегелю, образ позволяет увидеть предмет во всей его реальной конкретно-чувствительной полноте, а художественный образ - результат творчества, «очищения» предмета от всего случайного, нехарактерного [2, С. 57].
Основу творческого процесса в создании произведения изобразительного искусства определяет способность автора переводить в художественный образ свое внутреннее видение, свою идею, мысль, впечатление от определенного события. Отсюда способность художника воплощать идею, замысел в образ, который способен заинтересовать зрителей.
Одна из особенностей художественного образа - диалог между исследователем и предметом, мысль, облечённая в форму. Художественный образ проявляется в виде творческого отношения к действительности, как способ домыслить, дополнить реальную жизнь. Все части произведения создают единый образ, единое настроение и смысл. Понять это человек сможет, лишь пропустив произведение через себя, свой внутренний мир, обратившись к своей внутренней сущности, к тому, чего нет в картине, но стоит за ней.
Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности [4].
В Толковом словаре Ожегова, мышление трактуется как высшая ступень познания, процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях [5].
Обратимся к определению образного мышления. Образное мышление представляет собой форму творческого отражения человеком реальности, которая приходит к человеку в виде чувственных образов, полученных посредством комбинации восприятий, взятых из прошлого опыта [3, С. 14].
«Образное мышление основано на образах, то есть репрезентациях того, что человек воспринимал ранее. Эти образы либо извлекаются из памяти, либо воспроизводятся с помощью воображения. В процессе мышления эти образы трансформируются. И в результате их обработки можно найти ответы на новые вопросы» [6, С. 102].
В педагогике подразумевается, что обучающиеся- художники способны создавать художественные образы с помощью набора доступных им средств выражения, и что они обладают определенным мастерством воссоздания художественного образа и художественной грамотности, которая помогает им в этом. Поэтому для создания художественного образа необходимо знать и уметь применять на практике средства выразительности, а для получения стилизованных работ, необходимо знать приемы и средства стилизации. Но для начала необходимо обратится к определению.
Что касается определения стилизации - это декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приёмов, упрощения рисунка и формы, цвета и объёма; имитация образной системы и формальных особенностей одного прошлого, использованных в новом художественном контексте [7].
Стилизовать - представлять предметы, фигуры в условно-упрощённой форме [5]. Таким образом, в современном образовании становится очевидным, что в художественной деятельности актуально активизировать процесс развития образного мышления на уроках изобразительного искусства. Исходя из анализа источников, можно сделать вывод, что «развитие образного мышления обучающихся в процессе обучения стилизации» - это процесс создания нового образа в творческой работе, опираясь на основы знания и применения приемов и средств стилизации.
Процесс развития образного мышление обучающихся средствами стилизации становится эффективным благодаря возможности формировать способность мыслить и представлять творческую работу в виде визуальных обобщённых образов, в соответствии с этим способность выполнять рисунок, используя приемы и средства стилизации.
Для обучения основам стилизации важно на первом этапе работы познакомить обучающихся с основными принципами стилизации: превращение объёмной формы в плоскостную и упрощение конструкции; обобщение и усложнения формы, добавления деталей отсутствующих в натуре [1, С. 11-12].
Например, при изучении стилизации в 4 классе детской школы искусств обучающимся можно предложить выполнить упражнения на упрощения формы (стилизации) предмета (графина, вазы и тд.), где им представлена возможность использовать различные приемы стилизации. Перед тем как начать рассматривать основные приемы стилизации необходимо рассмотреть ее средства. В целом, они идентичны средствам выразительности в изобразительном искусстве. Необходимо начинать рассматривать с точки и линии, которая может иметь различную пластику, (ровная, зигзагообразная, плавная, прерывистая, волнистая), также может быть тонкой и толстой, более живой и одинаковой толщины. Творческая работа нуждается в использовании разнообразного линейного языка, умения использовать элементы с учётом психологического воздействия на зрителя.
Толстая линия создаёт впечатления надёжности, диагональная передаёт динамику, горизонтальная - покой, кривая -замкнутость. Далее линия замыкается и получается пятно, оно может быть, также различной пластики, силуэтное, заполненное узором или цветом. Пятно может иметь форму. Форма помогает изобразить разницу между целыми и составными объёмными предметами, выделить отдельные части сложных форм, создавать органические и оригинальные объекты, изменение формы придает работе декоративность. Также любой предмет различной формы имеет цвет, который также является основным средством выразительности в изобразительном искусстве. Цвет и колорит отражает пространство, объём, фактуру, передает смысл и настроение работы. Правильное сочетание цветов - важнейшее условие получения хорошего рисунка. Важно подобрать правильный оттенок, насыщенность и интенсивность, чтобы работа получилась гармоничной. В отличии от живописной работы, в стилизованной, придают декоративность локальные, яркие цвета. Так же стоит рассказать о том, что можно стилизовать предметы в работе под определенного художника, эпоху или народность.
Трансформировать форму, изменять формы предмета: вытягивание, округление, увеличение или уменьшение в размере некоторых частей, подчеркивание угловатости, изменения предметного цвета объектов и т.д. Целью художественной трансформации является превращение реальных форм в абстрактные, наделенные выразительностью и экспрессией. К основным методам трансформации относятся:
1. Преобразование объемной пространственной формы в плоскостную.
2. Утрирование природной формы до максимальной остроты (гиперболизация). Внесение разного рода условностей, например, изгибы, преломление и расчленение формы, видоизменение ее наклонов и др.
3. Объединение различных творчески видоизмененных частей в одно целое. Занимаясь трансформацией формы, отдельное внимание ученикам стоит уделить элементам излома и изгиба, неравномерность которых помогает усилить динамику.
Так же можно упрощать предмет до плоскостного, разделить предмет на простые геометрические фигуры, заполнять орнаментом или фактурой и текстурой, составлять предмет из букв и цифр.
Как говорилось ранее, на создание нового художественного образа с помощью стилизации нам помогают основные средства: линии, формы, направленность движения, статика и динамика композиции, пластический образ. Ученики могут выполнить упражнение, где необходимо наглядно показать какие средства стилизации они узнали. После выполнения
упражнения с линией, пятнами, изменения формы, цвета предмета и т.д., можно дать задание «нарисовать стилизованный натюрморт использовав любой понравившийся прием стилизации», а перед этим подробно рассказать об этих приемах, показать примеры работ и выполнить небольшие упражнения.
Существует множество приемов стилизации, но подробно рассмотрим основные приемы, которые чаще всего используются на практике на примере стилизованного натюрморта.
Группировка предметов. Необходимо правильно сгруппировать предметы в композиции работы, чтобы они смотрелись целостно и гармонично. Создать единую пластику предметам, расположить в пространстве.
Оверлеппинг. Частичное совпадение или наложение одной формы на другую. Используя данный прием стилизации, предметы как бы просвечивают сквозь друг друга и полностью просматриваются в работе.
Деление предметов на части. Предмет разделен на части по форме объема, составных геометрических фигур или для эффекта дробления фигуры. Может заполняться различным цветом, фактурой, узорами и т.д.
Деление предметов фоном. Предметы делятся на части за счет линий фона.
Добавление контура. Предметы как бы обводятся линией для наибольшей выразительности.
Наглядный метод, беседа, упражнение и творческое задание эффективно помогают понять детям данную тему, а также закрепить и отработать приемы и средства стилизации на практике.
Прежде чем приступить к рисованию объектов, стоит проанализировать, из каких геометрических тел он состоит. После определения формы предмета, внешнего очертания, обучающиеся приступают к стилизации формы, путём отбора главного в объекте. Все цветовые оттенки в реальной форме сводятся к нескольким цветам, потому что использование стилизованного цветового решения (открытые, локальные цвета), это ещё одна возможность стилизации.
Выводы. Таким образом, занятия по изобразительному искусству с использованием различных средств и приемов стилизации при выполнении творческих работ будут способствовать развитию образного мышления обучающихся. При этом обучающиеся, используют свой жизненный опыт, впечатления, потому что в процессе творческой деятельности уже опираются на личное мироощущение, выдавая оригинальные образы.
Аннотация. В статье изучается проблема развития образного мышления в процессе обучения стилизации. Анализируя литературу по теме исследования, авторы рассмотрели понятие «стилизация» и «образное мышление». В процессе используются образы с помощью, которых можно создавать новый художественный продукт. Авторы рассмотрели возможность использования приемов и средств стилизации для создания новых художественных образов. По их мнению, эффективными методами в этом процессе являются упражнения и творческие задания.
Ключевые слова: образное мышление, стилизация, художественный образ, мышление, упражнение.
Annotation. The article studies the problem ofdeveloping imaginative thinking in the process of learning stylization. Analyzing the literature on the research topic, the authors examined the concepts of "stylization" and "imaginative thinking." The process uses images with which you can create a new artistic product. The authors considered the possibility of using stylization techniques and means to create new artistic images. In their opinion, effective methods in this process are exercises and creative tasks.
Keywords: imaginative thinking, stylization, artistic image, thinking, exercise.
Литература:
1. Бакиева, O.A. Орнаментальное искусство. Учебно-методическое пособие / O.A. Бакиева, Д.Р. Булатова. - Тюмень: ТОГИРРО, 2021. - С. 11-12
2. Гегель, Г.В. Эстетика: в 4 т./ Г.В. Гегель. - Т. 1. - М.: Наука, 2008. - 553 с.
3. Иванова, Л.В. Влияние дополнительного образования на развитие образного мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста / Л.В. Иванова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016. - Т. 44. - С. 183-190.-URL: http://e-koncept.ru/2016/56993.htm (дата обращения: 10.10.2023)
4. Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФГНИКС». - 1998.
5. Ожёгов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожёгов. - 2008. - 944 с.
6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург: Питер 2002. - 720 с.
7. Словарь терминов Российской академии художеств. - URL: https://www.rah.ru/science/glossary/detail.php?ID=19560&sphrase_id=60112 (дата обращения 11.10.2023)
8. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Г.Ф. Губский и др. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 569 с.
9. Шорохов, Г.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе / Г.В. Шорохов. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - Москва: Просвещение, 1977. - 112 с.
10. Эстетика: словарь / под общ. ред. A.A. Беляева и др. - М.: Политиздат, 1989. - 447 с.
УДК 378.2
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Костина Ирина Борисовна кандидат философских наук, доцент ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательскийуниверситет» (г. Белгород);
Бондаренко Александра Юрьевна студент
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательскийуниверситет» (г. Белгород)
Постановка проблемы. В современных реалиях в системе российского образования уделяется особый акцент на получение образования для категории лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОРЗ) и инвалидов.
Для полноценной социализации и адаптации в общественной жизни детей с ограниченными возможностями здоровья выступает основополагающим и фундаментальным критерием - это получение образования. Образовательный процесс детей с ОРЗ крайне важен, поскольку без данного процесса невозможна реализация их личностного потенциала в разнообразных видах профессиональной и социальной деятельности.
Образование - это направление государственной политики, которое на перманентной основе испытывает необходимость в модернизации. Соответственно, на сегодняшний день, стратегическим направлением выступает внедрение информационных технологий в учебный процесс. Актуальность в современных реалиях приобретает образовательный процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья.