Научная статья на тему 'НАГЛЯДНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ В ОБУЧЕНИИ ГРАФИЧЕСКИХ ДИЗАЙНЕРОВ'

НАГЛЯДНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ В ОБУЧЕНИИ ГРАФИЧЕСКИХ ДИЗАЙНЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
338
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО / НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ / РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ / СТИЛИЗАЦИЯ / ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / ДЕКОРАТИВНЫЙ РИСУНОК / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ / ПРИЕМЫ СТИЛИЗАЦИИ ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Марина Михайловна, Иващенко Анастасия Владимировна

Статья посвящена вопросам обучения студентов декоративному рисованию, приемам стилизации при изображении растений, цветов. Определяется значение наглядно-дидактических пособий по стилизации природных объектов. Приводятся типологические и функциональные характеристики учебно-наглядных пособий. Раскрывается специфика учебно-наглядного пособия в виде рабочей тетради по декоративному рисованию. Доказывается, что одним из действенных видов методического наглядного пособия является рабочая тетрадь, в которой могут быть использованы примеры с поэтапным выполнением стилизации, и задания для самостоятельного выполнения, которые с помощью практики и наглядности, помогут более подробно освоить основы графического дизайна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новикова Марина Михайловна, Иващенко Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАГЛЯДНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ В ОБУЧЕНИИ ГРАФИЧЕСКИХ ДИЗАЙНЕРОВ»

УДК 7.741.021 DOI 10.21661/r-556668

Новикова М.М., Иващенко А.В.

Наглядно-методические пособия в обучении графических дизайнеров

Аннотация

Статья посвящена вопросам обучения студентов декоративному рисованию, приемам стилизации при изображении растений, цветов. Определяется значение наглядно-дидактических пособий по стилизации природных объектов. Приводятся типологические и функциональные характеристики учебно-наглядных пособий. Раскрывается специфика учебно-наглядного пособия в виде рабочей тетради по декоративному рисованию. Доказывается, что одним из действенных видов методического наглядного пособия является рабочая тетрадь, в которой могут быть использованы примеры с поэтапным выполнением стилизации, и задания для самостоятельного выполнения, которые с помощью практики и наглядности, помогут более подробно освоить основы графического дизайна.

I

Ключевые слова: дизайн, декоративное искусство, наглядное пособие, рабочая тетрадь, стилизация, графический дизайн, декоративный рисунок, учебно-методическое издание, приемы стилизации природных объектов.

Современная образовательная система в методах обучения предлагает большое количество обучающего материала, представленного в разных форматах. Обучающие пособия имеют разную структуру и специфику, они включают в себя, как полный, развернутый теоретический материал, так и материал с наглядными примерами. Они разрабатываются, как для обучения в образовательных учреждениях, так и для самостоятельного изучения. Основная задача наглядного пособия - с помощью наглядности и визуальных примеров развить особое восприятие теоретического материала по изучаемому предмету. Особое место наглядность занимает в художественном образовании, так как именно с помощью наглядности развивается творческое мышление и способность к созданию художественных образов. Большое значение в этом отношении имеют наглядные пособия, которые могут предложить печатные издания, разработанные средствами графического дизайна.

Сам по себе графический дизайн строится на знаковой системе и упрощении форм, так как графика является частью коммуникации. Для более удобного восприятия визуальных сообщений, используются графические приемы, с помощью которых можно донести до реципиента основную суть информации, используя упрощенные графические знаки. Для того, чтобы разработать упрощенную знаковую систему, применяют приемы стилизации, с помощью которых можно трансформировать образ объекта из реалистического изображения в условно-знаковую графическую форму. Для более понятного восприятия приемов стилизации используются наглядные пособия, в которых поэтапно отображается методическая последовательность трансформации конкретного природного элемента (исходной природной формы) в графический знак-символ.

Так, исследователь Ю.С. Ушанева в своей статье отмечает, что «роль наглядности в процессе обучения изобразительному искусству» надо рассматривать как особый метод, «разнообразный диапазон средств», «принцип обучения» [12, с. 259]. Примером такого метода, по ее мнению, и является «демонстрация, иллюстрация, педагогический рисунок».

Рисунок в принципе, в том числе академический, безусловно, составляет основу образовательного процесса, влияет «на развитие существенного восприятия и профессионального мышления архитекторов и дизайнеров» [10, с. 67]. При этом немаловажным элементом учебного процесса остаются наглядные пособия, «качественные пособия», каких, как считают Л.Э. Смирнова и Ю.Х. Абаев, недостаточно. По их мнению, такие пособия «предоставляет возможность не только изучить и понять современные требования к учебному рисунку, но и задает верное направление для самостоятельных занятий» [10, с. 79]. Такого же мнения об оценке рисунка как учебной дисциплины в процессе подготовки художника декоративно-прикладного искусства придерживаются исследователи С.П. Ро-щин, Л.С. Филиппова. В статье рассматривается рисунок как учебная дисциплина в процессе подготовки художника декоративно-прикладного искусства. Авторы рассуждают о двойственности данной дисциплины. Учебные и творческие задачи рисунка для студентов должны быть грамотным образом взаимосвязаны. В статье подчеркивается, как важно не терять значение и первоначальный смысл рисунка как самостоятельного вида искусства, несущего в себе эстетические идеалы и культурные ценности [9]. Также большое значение принципу наглядности в подготовке бакалавров художественного образования на факультете искусств придает Д.Л. Зрелых [4]. О развитии декоративного вос-

приятия у студентов, в особенности у будущих дизайнеров-графиков говорится в статье Н.В. Сыровой [11]. В данной работе также отмечается необходимость формирования декоративных навыков и развития образного мышления у будущих дизайнеров-графиков.

Большое внимание профессиональной подготовке бакалавров и магистров дизайна и декоративно-прикладного искусства, вопросам педагогического потенциала декоративно-прикладного искусства и дизайна в процессе обучения, воспитания и развития студентов, повышения их профессиональной компетентности уделял В.В. Корешков, один из ведущих российских педагогов высшей школы [6; 7]. Он писал: «Художественный образ представляет собой синтез различных средств композиции, современных тенденций и эстетических взглядов самого дизайнера. Проектирование дизайн-графики зависит не только от ее функциональной схемы, но и от времени, социума и культурной действительности. <...> Сегодня особенно популярны и востребованы рукописные шрифты, натуральность и естественность, чистота и экологичность» [5].

О рисовании растений как важном этапе в обучении будущих художников пишет Н.Ю. Дунаева [2]. Она анализирует и приводит в пример опыт оригинальной педагогической системы немецкого художника 19 века М. Меурера. Особое значение автор придает принципу стилизации в разработке растительных мотивов при создании декоративных композиций. Дунаева отмечает, что «стилизация, преобразующая реальный облик изображаемого, всегда достигается его обобщением», и «цель стилизации - представить обобщённый и упрощённый образ изображаемого предмета, сделать мотив более понятным, максимально выразительным для зрителя» [2].

Безусловно, большим подспорьем в обучении декоративному рисунку являются так называемые рабочие тетради, в которых излагается наглядный материал поэтапного рисования, применения принципов стилизации, позволяющих изображение реального природного объекта трансформировать в обобщенный образ, знак. О необходимости таких рабочих тетрадей как составной части учебно-методического комплекса по декоративному рисунку пишет Е.И. Васильева [1], отмечая, что именно наглядный материал позволит студентам грамотно выполнять задания самостоятельной работы по стилизации, разработке орнаментальных композиций, знаков, логотипов и т. д.

Вопросам методики преподавания декоративного и академического рисунка посвящены работы М.А. Ермолаевой, Н.Г. Кузнецова [3; 8]. Авторы подробно описывают упражнения, задания, включенные в учебные программы дисциплин по рисунку, и все стадии работы студентов. Авторы также подчеркивают важность использования наглядно-дидактических материалов в учебном процессе. Так, Н.Г. Кузнецов обращает внимание на качество современных учебно-методических пособий, в которых система изложения информации должна строится по принципу «последовательного дедуктивизма» и оснащаться большим количеством

иллюстративного материала [8]. «Одной из задач, стоящих перед преподавателем, - пишет он, - является грамотный подбор иллюстративного материала; особенно важно определить образцы, предлагаемые студентам для копирования» [8].

Как уже отмечалось, одним из действенных видов методического наглядного пособия является рабочая тетрадь. Рабочая тетрадь - учебно-практическое издание, предназначенное для работы обучающихся, как в аудитории, так и для самостоятельной подготовки, в котором соединяется изложение основных положений курса с выработкой общих и профессиональных компетенций у обучающегося, формирования практических умений и навыков. Цель рабочей тетради - обеспечить пооперационное формирование мыслительных процессов, способствовать повышению эффективности обучения студентов и уровня их творческого развития. Рабочая тетрадь содержит особую мотивацию обучения. Она, по сути, является образовательным полем развития студента, всем своим конструированием, заданиями и вопросами она направлена на «соавторство» и «сотрудничество». Рабочая тетрадь - это наглядное представление основного учебного материала в логике познавательной деятельности, которая специально конструируется и представляется в предметно-знаковой форме, с целью повышения эффективности взаимодействия преподавателя и студентов [13, с. 77-95].

Примечательно, что в настоящее время издание наглядных пособий по изобразительному искусству, в частности по рисованию различных объектов и предметов, практикуют многие издательства. Эти пособия отличает качественная полиграфия, доступность и визуальная привлекательность изложения учебного материала, однако, как правило, они ориентированы на принципы и технику академического рисунка. Методика стилизации природных форм практически не представлена, за исключением красочно оформленных альбомов, предлагающих воспроизведение орнаментальных композиций по образцам. Следовательно, необходим иной подход к разработке учебных наглядно-методических изданий, таких, как комплекты рабочих тетрадей по стилизации и декоративному рисунку, в особенности, если они адресуются графическим дизайнерам. Само исполнение такого комплекта должно быть дизайнерским во всех отношениях. Выделим основные принципы дизайнерского подхода к проектированию учебных изданий. Во-первых, это формат издания. Издание должно быть правильной формы, не слишком широким и не слишком вытянутым, так как нестандартный формат пособия может негативно сказаться на расположении текста и изображения. Не должно оставаться слишком много пустого места, и наоборот, не должно создаваться перегруженности на страницах за счет недостаточного места. Во-вторых, это группировка информации. В наглядных пособиях большое значение имеют сами изображения, поэтому им должно отводится особое местоположение. Однако, исключить текст полностью тоже невозможно. Текст присутствует во ведении, в теоретической части,

в комментариях к рисункам и т. д. В таком случае бу- Таким образом, наглядное пособие должно быть яр-

дет целесообразно разделение пособия на две части: ким, интересным, привлекать внимание, потому что

текстовую и изобразительную. В-третьих, это распо- его главная задача активировать зрительную память,

ложение информации. Для грамотного расположения запоминаемость. Применение наглядных и техниче-

информации на страницах необходимо использовать ских средств обучения способствует не только эффек-

модульные сетки, они упорядочивают объекты и эле- тивному усвоению соответствующей информации, но

менты в общей композиции. В-четвертых, информация и активизирует познавательную деятельность обучаю-

и изображение: они должны быть максимально понят- щихся; развивает у них способность увязывать теорию

ны и доступны. Поэтому текст должен быть разбор- с практикой, с жизнью; формирует навыки техниче-

чивым и легко читаемым, а изображения крупными и ской культуры; воспитывает внимание и аккуратность;

легко просматриваемыми. В-пятых, цветовое решение: повышает интерес к обучению и делает его более эф-

нейтральный фон и яркие по цвету главные элементы. фективным.

Литература

1. Васильева Е.И. Рабочие тетради по живописи как составная часть учебно-методического комплекса // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2018. - №3 (25). - С. 77-82 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36580657 (дата обращения: 12.04.2022).

2. Дунаева Н.Ю. Рисование растений как важный этап в обучении художников декоративно-прикладного искусства // Человек и образование. - 2012. - №4 (33). - С. 119-124 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=18766271 (дата обращения: 12.04.2022).

3. Ермолаева М.А. Рисунок натюрморта // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2016. - №4 (19). - С. 105-112 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30601361 (дата обращения: 12.04.2022).

4. Зрелых Д.Л. Реализация принципа наглядности в подготовке бакалавра художественного образования на факультете искусств // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2009. - №1 (9). - С. 75-83 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=11728860 (дата обращения: 12.04.2022).

5. Константинова С.В. Анализ современных тенденций в графическом дизайне и типографике / С.В. Константинова, В.В. Корешков // Дизайн и архитектура в современном социокультурном пространстве: материалы III международной научно-практической конференции (Уфа, 25-27 мая 2016 года). - 2016. - С. 91-96 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26207894 (дата обращения: 12.04.2022).

6. Корешков В.В. Дизайн в современной системе образования // Современные тенденции развития декоративно-прикладного искусства и дизайна: Межвузовский сборник научных трудов / под ред. Назарова Ю.В. -Магнитогорск: Издательство: Магнитогорский государственный университет. - 2010. - С. 11-14 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30001586 (дата обращения: 12.04.2022).

7. Корешков В.В. Декоративно-прикладное искусство и дизайн в системе профессиональной подготовки будущих учителей / В.В. Корешков, Л.В. Новикова // Вестник НВГУ - 2017. - №3. - С. 26-30 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30029445 (дата обращения: 12.04.2022).

8. Кузнецов Н.Г. Опыт и перспективы создания современных учебных пособий по художественным дисциплинам для будущих бакалавров традиционного прикладного искусства // Традиционное прикладное искусство и образование, 2021, №1. С. 26-37 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=45837928 (дата обращения: 12.04.2022).

9. Рощин С.П. Рисунок как учебная дисциплина в процессе подготовки художника декоративно-прикладного искусства / С.П. Рощин, Л.С. Филиппова // Искусство и образование: методология, теория, практика. - 2018. -Том 1. - С. 62-67 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36995085 (дата обращения: 12.04.2022).

10. Смирнова Л.Э. К вопросу об «Академическом» рисунке и его месте в подготовке специалистов художественного профиля / Л.Э. Смирнова, Ю.Х. Абаев // Образование и наука. - 2013. - №10. - С. 67-79 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21052692 (дата обращения: 12.04.2022).

11. Сырова Н.В. Особенности развития декоративного восприятия у обучающихся / Н.В. Сырова, А.А. Морозова, М.С. Гречухина // Проблемы современного педагогического образования, 2021, №72-3. С. 328-332 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47479817 (дата обращения: 12.04.2022).

12. Ушанева Ю.С. Наглядность как важнейшее условие интенсификации процесса обучения основам изобразительной грамоты // Гуманитарные и социальные науки. - 2013. - №5. - С. 259-266 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20900455 (дата обращения: 12.04.2022).

13. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения / Н.Е. Эрганова. - М.: Академия, 2007. - 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.