Научная статья на тему 'ОСНОВЫ ПРИЕМОВ СТИЛИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНЫХ ФОРМ НА ПРИМЕРЕ ДЕКОРАТИВНОГО НАТЮРМОРТА'

ОСНОВЫ ПРИЕМОВ СТИЛИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНЫХ ФОРМ НА ПРИМЕРЕ ДЕКОРАТИВНОГО НАТЮРМОРТА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
820
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / СТИЛИЗАЦИЯ / ДЕКОРАТИВНЫЙ НАТЮРМОРТ / ДЕКОРАТИВНОСТЬ / ПРИЕМЫ СТИЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тарасенкова Дарья Алексеевна

Доминирующая цель представленной статьи - исследование и раскрытие такой темы, как декоративная живопись, на примере декоративного натюрморта, раскрытие основных приемов стилизации, а также таких понятий как «стилизация» и «декоративность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ ПРИЕМОВ СТИЛИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНЫХ ФОРМ НА ПРИМЕРЕ ДЕКОРАТИВНОГО НАТЮРМОРТА»

ОСНОВЫ ПРИЕМОВ СТИЛИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНЫХ ФОРМ НА ПРИМЕРЕ ДЕКОРАТИВНОГО НАТЮРМОРТА Тарасенкова Д.А.

Тарасенкова Дарья Алексеевна - бакалавр, кафедра социально-культурных коммуникаций, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут

Аннотация: доминирующая цель представленной статьи - исследование и раскрытие такой темы, как декоративная живопись, на примере декоративного натюрморта, раскрытие основных приемов стилизации, а также таких понятий как «стилизация» и «декоративность».

Ключевые слова: искусство, стилизация, декоративный натюрморт, декоративность, приемы стилизации.

В современном изобразительном искусстве преобладают тенденции сочетания содержательного и эмоционального в картинах во всех произведениях любого жанра (портрет пейзаж, натюрморт и др.). Данной тенденции отвечает и декоративный натюрморт. Такой жанр как натюрморт дает большие возможности в использовании стилизации для создания декоративности изображения. Рассматривая историю стилизации и декоративности в натюрморте, можно подумать, что это относительно молодое веяние, но на самом деле стилизация зародилась до начала существования самой сути искусства в нашем понимании. Рисунки, созданные сотни лет назад, являли собой очень упрощенные, схематизированные изображения, которые ныне мы можем назвать стилизованными или декоративными. Стилизация достигла большего уровня развития и была уже не столь примитивна в древнегреческих и римских орнаментах, в которых преобладали стилизованные изображения растительной и животной жизни наряду с геометриями и узорами.

При создании декоративного изображения, те черты, которые присущи объектам искажаются, в том числе могут гиперболизироваться. Чем больше предметные формы изображаемых объектов искажаются, тем больше изображение становится условным, а на конечном этапе может стать абстрактным. «Стилизация в декоративном искусстве предполагает способ ритмической организации целого, через который изображение и приобретает признаки декоративного. Стилизация, как процесс работы, представляет собой декоративный синтез изображаемых объектов (фигур, объектов) с рядом условных методов изменения формы, тональных и цветовых соотношений» [5]. Стилизация и декоративность несут в себе практически один смысл, но все же эти два термина отличаются. Если стилизацией называется прием творческой переработки художником изображаемой им окружающей действительности, а также внесение своего видения, то декоративностью называется совокупность художественных свойств, передающих и усиливающих эмоциональную роль. Стилизация достигается при помощи упрощения и обобщения, а также условности форм изображаемых предметов.

Мы постарались выделить основные способы стилизации и достижения декоративности: Изображаемые ими декоративные натюрморты являют собой характерные черты стилизации предметных форм:

1. Любые предметные формы, изображаемые в декоративном натюрморте, трансформируются воображением, чтобы после был виден характер, а не точная передача объекта; можно гиперболизировать форму изображаемого объекта, доводя ее до максимальной неестественности, резкости, угловатости, или наоборот, придать неестественною округлость или изогнутость формы. Например, вытянуть и сделать очень тонким горлышко бутылки или же изобразить горлышко вазы с острыми углами эллипса. Наряду с этим важно исходить из особенностей изображаемого объекта, суть формы предмета должна оставаться.

2. Допустимо изменение пропорций изображаемых предметов, изменение расстояния между ними.

3. Можно использовать абсолютно любые виды условности и упрощения предметов: объекты могут подвешиваться в воздухе или же устанавливаться на воображаемую плоскость, можно преломлять их форму, менять позиции при помощи наклона в разные стороны.

4. Если нужно добавить перспективу в натюрморт, тогда необходимо изобразить её условно.

5. Можно менять местами предметы в композиции, добавлять или уменьшать количество драпировок.

6. «Можно полностью сохранить предметный цвет, изменив, при необходимости, только тональные отношения; можно значительно дополнить его новыми комбинациями; можно гиперболизировать деление светотени изобразив, к примеру, рефлекс и тень как две крупные линии. Нецелесообразно полностью отказаться от предложенной цветовой схемы, потому что при составлении объектов натюрморта выбирается по цвету, и это следует учитывать» [3, с. 93].

7. Во время работы над изображением предметов на создаваемом декоративном натюрморте необходимо обращать внимание на формы отображаемых предметов, уметь передать их образы, выразительность и декоративность, также, не забывая об основных принципах построения и размещения предметов на поверхности. Чтобы не допускать копирования натуры важно опираться на остаточные ассоциации и впечатления, связанные с предметом.

Большое значение играет анализ формы предмета, выделение и передача самого характерного в предметах изображения в натюрморте, достижение максимальной цветовой, композиционной и пластической выразительности, моделировка стилизованного образа лаконичными средствами.

«Стилизация - обобщение и упрощение рисунков, изображаемых рисунком и цветом, работа фигур в форме, удобной для орнамента. Стилизация используется как средство дизайна, монументального искусства и декоративного искусства для повышения декоративности» [4].

Основная цель стилизации - превратить изображаемый реалистичный объект в выразительный и эмоциональный предмет. Это достигается путем отражения сущности. Чтобы отобразить такой объект, нужно сконцентрироваться на самом важном в нем, передать основные черты, так чтобы можно было понять, что за объект изображен. «В стилизации натюрморта важно не только условность, присущая всему декоративному искусству, но важно составлять все элементы изображения в едином плане. Цвет, текстура, линия должны быть подчинены одной конструкции» [1, с. 32]. При помощи стилизации объектов упрощаются изображения объектов, они могут упрощаться до символов и силуэтов, а также наоборот, усложняться в форме, объекты могут насыщаться декоративными деталями, которые в свою очередь помогают создать единый композиционный ансамбль.

Главное во всех видах натюрморта, включая и декоративный — это баланс. Динамичность в декоративном натюрморте можно показать при помощи наклонных линий, форм с острыми углами или же яркими, контрастными цветами, а при создании статичных и симметричных натюрмортов лучше всего изображать формы, выглядящие противоположно динамичным, возможно имеющие округлые очертания, те, которые не имеют острых углов и наклонных линий, с использованием спокойных цветов и мягких контрастов. При необходимости плоскость можно разделить на равные части, когда в динамичном натюрморте части бы были не соразмерны друг другу.

Таким образом, просматривая приемы стилизации на примере декоративного натюрморта, можно сделать вывод, что стилизация является творческим решением перехода от реального к более абстрактному. Для создания декоративного натюрморта важно в первую очередь придерживаться правила условности изображаемого.

107

Декоративность исключает ряд выполняемых задач, которые выполняются в реалистичной живописи. Они не используются при выполнении стилизованного изображения. К таким задачам относятся: отображение воздушного пространства, формы, материальности, плавности изображения. Потому декоративный натюрморт - это выражение творцом собственного «Я», это путь к смелому цветовому решению, к решению форм.

Список литературы

1. Казакова Т.Г. «Разработка работы дошкольников» (тезисы классов по рисунку, моделированию, применению). Руководство для учителей. M: Образование. 19851992-е годы.

2. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. «Основы изящных искусств и методы лидерства в визуализации детей»: пособие для студентов педагогических учреждений. M: Образование, 1987. 128 с.

3. Беласик Л.Н. Проектная работа «Стилизация» /Л.Н. Беласик // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://multiurok.ru/files/proiektnaia-rabota-stilizatsiia.html/ (дата обращения: 24.01.2021).

4. Кузнецова А.В. Приемы стилизации декоративной композиции в жанре «натюрморт» // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(44). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sibac.info/archive/meghdis/9(44).pdf (дата обращения: 16.02.2021).

5. Шабалина Т.Н. Методическая разработка «Приемы стилизации природных форм в декоративно-прикладной композиции» / Т.Н.Шабалина // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-stilizaciya-prirodnih-form-457952.html/ (дата обращения: 16.02.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.