ОСНОВЫ ПРИЕМОВ СТИЛИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНЫХ ФОРМ НА ПРИМЕРЕ ДЕКОРАТИВНОГО НАТЮРМОРТА Тарасенкова Д.А.
Тарасенкова Дарья Алексеевна - бакалавр, кафедра социально-культурных коммуникаций, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут
Аннотация: доминирующая цель представленной статьи - исследование и раскрытие такой темы, как декоративная живопись, на примере декоративного натюрморта, раскрытие основных приемов стилизации, а также таких понятий как «стилизация» и «декоративность».
Ключевые слова: искусство, стилизация, декоративный натюрморт, декоративность, приемы стилизации.
В современном изобразительном искусстве преобладают тенденции сочетания содержательного и эмоционального в картинах во всех произведениях любого жанра (портрет пейзаж, натюрморт и др.). Данной тенденции отвечает и декоративный натюрморт. Такой жанр как натюрморт дает большие возможности в использовании стилизации для создания декоративности изображения. Рассматривая историю стилизации и декоративности в натюрморте, можно подумать, что это относительно молодое веяние, но на самом деле стилизация зародилась до начала существования самой сути искусства в нашем понимании. Рисунки, созданные сотни лет назад, являли собой очень упрощенные, схематизированные изображения, которые ныне мы можем назвать стилизованными или декоративными. Стилизация достигла большего уровня развития и была уже не столь примитивна в древнегреческих и римских орнаментах, в которых преобладали стилизованные изображения растительной и животной жизни наряду с геометриями и узорами.
При создании декоративного изображения, те черты, которые присущи объектам искажаются, в том числе могут гиперболизироваться. Чем больше предметные формы изображаемых объектов искажаются, тем больше изображение становится условным, а на конечном этапе может стать абстрактным. «Стилизация в декоративном искусстве предполагает способ ритмической организации целого, через который изображение и приобретает признаки декоративного. Стилизация, как процесс работы, представляет собой декоративный синтез изображаемых объектов (фигур, объектов) с рядом условных методов изменения формы, тональных и цветовых соотношений» [5]. Стилизация и декоративность несут в себе практически один смысл, но все же эти два термина отличаются. Если стилизацией называется прием творческой переработки художником изображаемой им окружающей действительности, а также внесение своего видения, то декоративностью называется совокупность художественных свойств, передающих и усиливающих эмоциональную роль. Стилизация достигается при помощи упрощения и обобщения, а также условности форм изображаемых предметов.
Мы постарались выделить основные способы стилизации и достижения декоративности: Изображаемые ими декоративные натюрморты являют собой характерные черты стилизации предметных форм:
1. Любые предметные формы, изображаемые в декоративном натюрморте, трансформируются воображением, чтобы после был виден характер, а не точная передача объекта; можно гиперболизировать форму изображаемого объекта, доводя ее до максимальной неестественности, резкости, угловатости, или наоборот, придать неестественною округлость или изогнутость формы. Например, вытянуть и сделать очень тонким горлышко бутылки или же изобразить горлышко вазы с острыми углами эллипса. Наряду с этим важно исходить из особенностей изображаемого объекта, суть формы предмета должна оставаться.
2. Допустимо изменение пропорций изображаемых предметов, изменение расстояния между ними.
3. Можно использовать абсолютно любые виды условности и упрощения предметов: объекты могут подвешиваться в воздухе или же устанавливаться на воображаемую плоскость, можно преломлять их форму, менять позиции при помощи наклона в разные стороны.
4. Если нужно добавить перспективу в натюрморт, тогда необходимо изобразить её условно.
5. Можно менять местами предметы в композиции, добавлять или уменьшать количество драпировок.
6. «Можно полностью сохранить предметный цвет, изменив, при необходимости, только тональные отношения; можно значительно дополнить его новыми комбинациями; можно гиперболизировать деление светотени изобразив, к примеру, рефлекс и тень как две крупные линии. Нецелесообразно полностью отказаться от предложенной цветовой схемы, потому что при составлении объектов натюрморта выбирается по цвету, и это следует учитывать» [3, с. 93].
7. Во время работы над изображением предметов на создаваемом декоративном натюрморте необходимо обращать внимание на формы отображаемых предметов, уметь передать их образы, выразительность и декоративность, также, не забывая об основных принципах построения и размещения предметов на поверхности. Чтобы не допускать копирования натуры важно опираться на остаточные ассоциации и впечатления, связанные с предметом.
Большое значение играет анализ формы предмета, выделение и передача самого характерного в предметах изображения в натюрморте, достижение максимальной цветовой, композиционной и пластической выразительности, моделировка стилизованного образа лаконичными средствами.
«Стилизация - обобщение и упрощение рисунков, изображаемых рисунком и цветом, работа фигур в форме, удобной для орнамента. Стилизация используется как средство дизайна, монументального искусства и декоративного искусства для повышения декоративности» [4].
Основная цель стилизации - превратить изображаемый реалистичный объект в выразительный и эмоциональный предмет. Это достигается путем отражения сущности. Чтобы отобразить такой объект, нужно сконцентрироваться на самом важном в нем, передать основные черты, так чтобы можно было понять, что за объект изображен. «В стилизации натюрморта важно не только условность, присущая всему декоративному искусству, но важно составлять все элементы изображения в едином плане. Цвет, текстура, линия должны быть подчинены одной конструкции» [1, с. 32]. При помощи стилизации объектов упрощаются изображения объектов, они могут упрощаться до символов и силуэтов, а также наоборот, усложняться в форме, объекты могут насыщаться декоративными деталями, которые в свою очередь помогают создать единый композиционный ансамбль.
Главное во всех видах натюрморта, включая и декоративный — это баланс. Динамичность в декоративном натюрморте можно показать при помощи наклонных линий, форм с острыми углами или же яркими, контрастными цветами, а при создании статичных и симметричных натюрмортов лучше всего изображать формы, выглядящие противоположно динамичным, возможно имеющие округлые очертания, те, которые не имеют острых углов и наклонных линий, с использованием спокойных цветов и мягких контрастов. При необходимости плоскость можно разделить на равные части, когда в динамичном натюрморте части бы были не соразмерны друг другу.
Таким образом, просматривая приемы стилизации на примере декоративного натюрморта, можно сделать вывод, что стилизация является творческим решением перехода от реального к более абстрактному. Для создания декоративного натюрморта важно в первую очередь придерживаться правила условности изображаемого.
107
Декоративность исключает ряд выполняемых задач, которые выполняются в реалистичной живописи. Они не используются при выполнении стилизованного изображения. К таким задачам относятся: отображение воздушного пространства, формы, материальности, плавности изображения. Потому декоративный натюрморт - это выражение творцом собственного «Я», это путь к смелому цветовому решению, к решению форм.
Список литературы
1. Казакова Т.Г. «Разработка работы дошкольников» (тезисы классов по рисунку, моделированию, применению). Руководство для учителей. M: Образование. 19851992-е годы.
2. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. «Основы изящных искусств и методы лидерства в визуализации детей»: пособие для студентов педагогических учреждений. M: Образование, 1987. 128 с.
3. Беласик Л.Н. Проектная работа «Стилизация» /Л.Н. Беласик // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://multiurok.ru/files/proiektnaia-rabota-stilizatsiia.html/ (дата обращения: 24.01.2021).
4. Кузнецова А.В. Приемы стилизации декоративной композиции в жанре «натюрморт» // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(44). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sibac.info/archive/meghdis/9(44).pdf (дата обращения: 16.02.2021).
5. Шабалина Т.Н. Методическая разработка «Приемы стилизации природных форм в декоративно-прикладной композиции» / Т.Н.Шабалина // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-stilizaciya-prirodnih-form-457952.html/ (дата обращения: 16.02.2021).