Научная статья на тему 'ПРОЕКТЫ КАК МЕТОД СТАНОВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО РОСТА ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ДОВУЗОВСКОЙ СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ'

ПРОЕКТЫ КАК МЕТОД СТАНОВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО РОСТА ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ДОВУЗОВСКОЙ СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИК / ПРОЕКТ / МЕТОДИКА / МЕТОДОЛОГИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ДОВУЗОВСКАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ОРНАМЕНТ / КОМПОЗИЦИЯ / РИСУНОК НА ТКАНИ / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / СТИЛИЗАЦИЯ / ТВОРЧЕСКИЙ ОПЫТ / ИЗОБРАЖЕНИЯ / ДЕТАЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынова Н. В., Мартынов В. В., Хворостов Д. А., Дьячкова Л. Г.

Данный материал знакомит с подробностями методического предложения, сформированного в целях обеспечения ранней профориентационной подготовки, осуществляемойв рамках образования художественной направленности школьников, занимающихся в Академии современного искусства Тихоокеанского государственного университета (подразделения довузовской подготовки). Целью методического предложения является развитие творческой направленности формирующейся личности ребенка, обеспечиваемое пошаговым усложнением заданий, соответствующих уровням становления допрофессионального опыта изобразительной деятельности обучающегося. Для обеспечения эффективности художественной подготовки школьникам предлагается ступенчатое осмысление способов изобразительной деятельности, отбор выразительных средств для выполнения каждого задания, изображение исходного объекта в реалистической традиции для понимания его структуры, стилизация изображений, отработка навыков декоративной подачи изображаемого и перенос отдельных фрагментов в модульную сетку для формирования текстильного принта как задачи, свидетельствующей об уровне сформированности необходимого опыта творческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECTS AS A METHOD OF FORMING THE CREATIVE GROWTH OF THE STUDENT'S PERSONALITY IN THE PRE-UNIVERSITY SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION OF ARTISTIC ORIENTATION

This material introduces the details of the methodological proposal, formed in order to provide early career guidance training carried out in the framework of additional art education for schoolchildren studying at the Academy of Contemporary Art of the Pacific State University (pre-university training unit). The purpose of the methodological proposal is the development of the creative orientation of the forming personality of the child, provided by the step-bystep complication of tasks corresponding to the levels of formation of the pre-professional experience of the student's visual activity. To ensure the effectiveness of the child's artistic training, it is proposed a stepwise understanding of the methods of visual activity, the selection of expressive means for completing each task, the image of the original object in the realistic tradition to understand its structure, the stylization of images, the development of the skills of decorative presentation of the depicted and the transfer of individual fragments to a modular grid to form a textile print as a task indicating the level of formation of the necessary experience of creative activity.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТЫ КАК МЕТОД СТАНОВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО РОСТА ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ДОВУЗОВСКОЙ СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 372.874 / 37026.9 МАРТЫНОВА Н.В.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна, декоративно-прикладного искусства и этно-культуры, Педагогический институт, Тихоокеанский государственный университет E-mail: natalmart@mail.ru МАРТЫНОВ В.В.

доцент кафедры дизайна, декоративно-прикладного искусства и этнокультуры, Педагогический институт, Тихоокеанский государственный университет E-mail: natalmart@mail.ru ХВОРОСТОВ Д. А.

доктор педагогических наук, профессор РАО, заведующий кафедрой дизайна, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: aqua_storm@mail.ru ДЬЯЧКОВА Л.Г.

доктор педагогических наук, профессор кафедры дизайна архитектурной среды, Тихоокеанский государственный университет E-mail: izo_khstu@mail.ru

UDC 372.874 / 37026.9 MARTYNOVA N.V.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Design, Arts & Crafts and Ethno culture Pacific National University, Khabarovsk, Russia E-mail: natalmart@mail.ru MARTYNOV V.V.

Associate Professor, Department of Design, Arts & Crafts and Ethno culture Pacific National University, Khabarovsk,

Russia

Email: natalmart@mail.ru KHVOROSTOV D.A.

doctor of pedagogical Sciences, Professor of RAO, head of the Department of design of Orel State University E-mail: aqua_storm@mail.ru DYACHKOVA L.G.

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Architectural Environment Design of Pacific State

University E-mail: izo_khstu@mail.ru

ПРОЕКТЫ КАК МЕТОД СТАНОВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО РОСТА ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ДОВУЗОВСКОЙ СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

PROJECTS AS A METHOD OF FORMING THE CREATIVE GROWTH OF THE STUDENT'S PERSONALITY IN THE PRE-UNIVERSITY SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION OF ARTISTIC ORIENTATION

Данный материал знакомит с подробностями методического предложения, сформированного в целях обеспечения ранней профориентационной подготовки, осуществляемойв рамках образования художественной направленности школьников, занимающихся в Академии современного искусства Тихоокеанского государственного университета (подразделения довузовской подготовки). Целью методического предложения является развитие творческой направленности формирующейся личности ребенка, обеспечиваемое пошаговым усложнением заданий, соответствующих уровням становления допрофессионального опыта изобразительной деятельности обучающегося. Для обеспечения эффективности художественной подготовки школьникам предлагается ступенчатое осмысление способов изобразительной деятельности, отбор выразительных средств для выполнения каждого задания, изображение исходного объекта в реалистической традиции для понимания его структуры, стилизация изображений, отработка навыков декоративной подачи изображаемого и перенос отдельных фрагментов в модульную сетку для формирования текстильного принта как задачи, свидетельствующей об уровне сформированности необходимого опыта творческой деятельности.

Ключевые слова: школьник, проект, методика, методология, компетенции, довузовская профориентация, орнамент, композиция, рисунок на ткани, личностный рост, интерпретация, стилизация, творческий опыт, изображения, детали.

This material introduces the details of the methodological proposal, formed in order to provide early career guidance training carried out in the framework of additional art education for schoolchildren studying at the Academy of Contemporary Art of the Pacific State University (pre-university training unit). The purpose of the methodological proposal is the development of the creative orientation of the forming personality of the child, provided by the step-by-step complication of tasks corresponding to the levels of formation of the pre-professional experience of the student's visual activity. To ensure the effectiveness of the child's artistic training, it is proposed a stepwise understanding of the methods of visual activity, the selection of expressive means for completing each task, the image of the original object in the realistic tradition to understand its structure, the stylization of images, the development of the skills of decorative presentation of the depicted and the transfer of individual fragments to a modular grid to form a textile print as a task indicating the level of formation of the necessary experience of creative activity.

Keywords: student, project, methodology, methodology, competencies, pre-university career guidance, ornament, composition, drawing on fabric, personal growth, interpretation, stylization, creative experience, images, details.

© Мартынова Н.В., Мартынов В.В., Хворостов Д.А., Дьячкова Л.Г. © Martynova N.V., Martynov V.V., Khvorostov D.A., Dyachkova L.G.

Введение. По мере того, как в 2021 году высшие учебные заведения страны будут осуществлять приемную кампанию по новым правилам, разрешающим подавать заявление о приеме документов на конкурс по 10 различным направлениям, систему довузовской профессиональной ориентации ожидаются серьезные изменения, так как в данной ситуации компетенции и жизненный опыт потенциальных абитуриентов представляются совершенно иначе, поскольку от них ожидаются способности справляться с междисциплинарными и межличностными ситуациями. На этом фоне изменения в программах дополнительного образования могут быть оформлены как проекты, типы которых соответствуют этапам процесса довузовского обучения и предполагают формирование готовностик экзаменационным рубежам в рамках приема, ориентированного на укрупненные группы. Предполагая проекты, допустимые в границах довузовского обучения, можно предлагать темы, разрабатываемые модульно, поскольку они определяют успешность решения учебных задач. Такие решения интересны для всех участников процесса:

- школьники получают опыт допрофессиональ-ных действий (hardskills - профессионально требуемые компетентностные навыки) и становятся способными работать как индивидуально, так и в группе, осознавая свою ответственность за результат (softkills - надпро-фессионально требуемые компетентностные навыки);

- представители академической среды получают данные о качестве подготовки и ориентированности потенциальных абитуриентов, что позволяет результативно определить вступительные испытания по предложению вуза и будущее распределение обучающихся по потокам.

Определяя темы и особенности проектов в программах довузовской художественной и проектно-художественной подготовки можно использовать тезис о том, что каждая историческая ступень развития общества и его индустриальная поддержка формирует особые требования к выразительным средствам художественной деятельности, тем самым определяя язык и способы передачи информации.

Следовательно, в наши дни таковыми полагаются средства, возможные с помощью приложений Adobe (Photoshop, Illustator, Sketch, XD, Figma) и Autodesk (3D studio Max) [10], как актуальные в рамках общей цифро-визации коммуникативных процессов. На этом фоне, не забывая о том, что изображения, создаваемые руками, буквально понимаемые как рисунок, живопись и т.д. в оригинальном формате требуют сформированных умений для использования их средств для коммуникации (эмпатии, общения, созидающего мышления), нужно определить учебные проекты пошагово, так чтобы в них содержались и оригинальные средства выразительности и цифровые. Точно так же, как для определенных живописных решений используются круглые или плоские кисти разной плотности.

Поэтому, полагая актуальной тему обзора учебных проектов довузовской подготовки художествен-

ной направленности, позволяющих оценить объем содержательных и методических компонентов ранней профессиональной ориентации, и допуская тот факт, что результативность приемной кампании 2021 года зависит от тематизации учебных задач в рамках подготовки к поступлению вуз, можно определить целью данной статьи анализ методического предложения, направленного на уточнение тем и объемов учебных проектов, формирующих будущую профессиональную заинтересованность потенциальных абитуриентов проектно-художественной направленности.

Основная часть. Учитывая, что любого ребенка интересуют результаты творческой деятельности гораздо больше, чем процесс их получения, имеет смысл расколоть учебный цикл довузовской подготовкина несколько модулей проектного толка, результаты которых бы выглядели доступными с точки зрения их утилитарности. Например, в рамках задачи формирования представлений о декоративной композиции можно предлагать работу орнаментации ткани, создание текстильного рисунка - платка с обязательной каймой или модульным принтом. Потому, что термин, будучи латинской калькой «composition, понимается как соединение фрагментов и уточняется латинским же «deco», полагая особый вид искусства, обладающий утилитарно-художественным началом.

Таким образом, у обучающегося заранее может возникнуть и закрепиться мыслимый образ ожидаемого результата, который будет подталкивать к достижению цели с общественно ожидаемым уровнем качества. Поскольку дети, посещающие группы довузовского дополнительного образования художественной направленности, обычно соответствуют возрасту обучающихся 7-11 классов, постольку педагогические условия реализации их творческого роста можно рассматривать как платформу становления опыта изобразительной деятельности, обладающего пред профессиональными междисциплинарными характеристиками, определяющего готовность к поступлению в систему высшей школы.

Исходя из этого, можно предположить, что стратегическая задача обучения искусству композиции, формирующая умения (skills) обучающегося, связана с созданием характерных образов, ярких и запоминающихся в силу эмоционального воздействия, определяемого путем стилизации реалистичных изображений, для чего необходимо:

- уточнения логики, формы и схемы произведения;

- выявления особенностей использования выразительных средств, свидетельствующих о результативности способов объяснения соотношений инструментов, техники и идеи произведения, реализуемых с помощью избираемых инструментов визуализации;

- становления устойчивости к вероятной критике творческой деятельности.

Поскольку для обеспечения актов познания мира, формирующих личность человека в процессе обуче-

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

нияважен язык, постольку его становлениекак языка визуальных коммуникаций можно рассмотреть на осно-вепреподнесения декоративной композиции как культурного события, формируемого представлениями. Они формируются у ребенка в первое десятилетие жизни как результат еговключения в окружающий мир, и в том числе в осознание произведений искусства.

Тем более, что в рамках учебного процесса довузовской художественной подготовки фоновое изучение истории искусств формирует насмотренность и позволяет осознавать окружающий мир как собрание изображений. Определяя, таким образом, теоретический компонент обучения облегчает оформление глоссария на уровне понимания действия и применения определенных профессионально определяемой лексики.

Следовательно, на уровне выдачи задания, посвященного декоративной композиции, у школьника возможен отклик, связанный с предположением инструментов вероятной визуализации замысла, сопоставимого с ранее встречавшимися историческими примерами. На этом этапе проектирования школьник способен оценить планирование результата как схему композиции и соотнести средства художественной организации пространства учебного задания с исторически сложившимися примерами.

В данном случае считаем эффективными исторические примеры, подкрепленные текстами (адаптированными к уровню обученности группы) М.В. Алпатова,

A.В. Бакушинского, Е.Г. Ванслова, Н.Н. Волкова [1] Г.Д. Гачева [2], , Н.М. Тарабукина и др. Для преподавателя можно рекомендовать актуализацию методической подготовки путем ретроспективного обзора трудов

B.С. Кузина, С.П. Ломова [6], Н.М. Сокольниковой [8], Т.Я. Шпикаловой, и др., поскольку для разработки календарно-тематического плана и технологических карт занятий необходимо переосмысливать существующие данные.

Следовательно, для определения тематики и объемов проектной работы школьников, необходимо установить педагогические условия- рамки формирования умений (skills), фиксирующих соразмерность творческих практик особенностям существования человека. Так как процесс художественного проектирования произведений, сопровождающих человека, выявляет результаты моделирования мироздания, необходимым мыслится определение его организационного, дидактического и методического компонентов, способных пробудить в обучающемся творческое начало. Организационное педагогическое условие предполагает расчет времени, поурочно затрачиваемого на выполнение конкретного учебного проекта. Дидактическое педагогическое условие позволяет установить потребный объем данных, с которыми обучающимся необходимо познакомитьсядля освоения инструментов создания декоративной композиции. Для выполнения данного условия необходимо объяснить школьникам количество, характер и особенности инструментов, материалов, техник и технологических приемов формообразования,

представляющих выразительные средства работы над композицией проекта. Методическое педагогическое условие определяет способы доведения до сознания обучающихся инструкций последовательного выполнение декоративной композиции и подразумевает установление способов обсчета результативности действий в процессе обучения.

Все эти условия подразумевают расчет действий со стороны преподавателей, определяющих техническую поддержку и руководство, практику оценивания в над-профессиональном (социально, самонаправленно, са-момотивационно, методически) и профессиональном форматах. По мере того, как весь процесс выполнения проекта фиксируется в так называемом портфолио абитуриента, его можно корректировать в соответствии с выявлением и исправлением вероятных ошибок учебной работы.

Рассматривая возможности реализации педагогических условий как определяющих результативность достигаемой цели (развития творческой личности), необходимо заметить, что все они свидетельствуют об особенностях организации учебного процесса в системе дополнительного довузовского образования художественной направленностии соответствии предметным компонентам учебного плана, рассчитанным на четверть, год и долгосрочную перспективубудущего обучения.

Для этого следует указать, что:

- теоретическая составляющая дидактического условия формирования готовности к последующему обучению, иллюстрируемая личностным ростом школьника, определяется междисциплинарно, предполагает присутствие фоновой насмотренности (как начитанности, но визуально)на основе изучения истории искусств,теории культуры, рисунка и др. Она содержит детали, разъясняющие выбор инструментов визуализации, формирует чувство меры в процессе определения выразительных средств работы над композицией проекта;

- методическая часть формируется для объяснения задачи (допустимо использование метафоры, приведения примеров с пошаговым разъяснением всех деталей (они приведены в технологической карте проекта) ожидаемого результата;

- оценочная, диагностическая часть составлена как промежуточный контроль, итогового контроля в рамках сдачи проекта, обязательным участие в публичной выставке (в том числе и онлайн), формирующей у школьников готовность к зрительской критике.

Исходя из выше сказанного, методическая часть данного материала предлагает ознакомление с его технологической картой и подразумевает:

- выяснение выразительных средств работы над проектом орнаментации ткани, понимаемым как декоративная композиция (от исторически известных вариантов визуализации до цифровых);

- методическое условие в данном изложении показывается на традиционном материале и лишь кос-

венно затрагивает проблемы цифровизации обучения, поскольку это слишком широкая тема для конкретизации цели высказывания; - оценивание должно сопровождаться статистическим исследованием, поскольку это позволяет доказательно определять изменения в учебном плане и графике процесса.

Озвучивая методическое предложение для реализации учебного проекта, можно привести его технологическую карту (Табл.1), демонстрирующую все части задания, связанного с орнаментацией ткани как разно-видностьюдекоративной композиции, предполагаемой для формирования компонентов творческого развития личности школьника.

Учитывая, что календарно-тематическое планирование в дополнительной системе образования по дисциплине «Декоративно-прикладное искусство» для выпускного уровня довузовской подготовки содержит пояснительную записку, указывающую цели, задачи, специфику изучения, место в учебном плане, и т.д., план, описание содержательного компонента учебного предмета, требования к уровню освоения подготовки выпускников довузовской системы подготовки и характеристику, следует указать его соответствие ФГОС, поскольку данное обстоятельство позволяет предположить проверяемые и одобряемые Министерством Просвещения РФ и Министерством науки и высшего образования РФ результаты обучения.

Структура календарно-тематического плана представлена годичным циклом, сформированным по учебным четвертям и неделям, из расчета 2 час в неделю на базовом уровне, т.е. 72 часа в год, что увеличено в два раза по сравнению со стандартными параметрами детской художественной школы.

Цель и задачи программы, предусматривают выполнение действий, направленных на формирование личностного роста школьника, определяемого творческим опытом, сформированность адекватной реакции на критику, способность признавать свои ошибки, полагают развитие фантазии, технических форм умений и направлены на достижение адекватных результатов, фиксируемых портфолио обучающихся, позволяющих участвовать во вступительных испытаниях по форме вуза при поступлении на направления проектно-художественного и художественного характера, поскольку программа направлена на формирование самоконтроля и познавательной активности обучающихся. Предметные результаты освоения школьниками содержания программы по декоративно-прикладному искусству учитывают способность заниматься творчеством и организовывать свой отдых, занимаясь художественной подготовкой. Для демонстрации методического предложения, направленного на творческий рост личности обучающего, приводится проект «Орнаментация ткани. Декоративная композиция».

Таблица 1.

Технологическая карта проекта «Орнаментация ткани. Декоративная композиция»

Проект № 1 Тип: групповое занятие, урок смешанного типа, интеграция теоретического материала в практику Тема: Орнаментация ткани. Декоративная композиция

Цель: творческое развитие личности обучающегося

8 недель, 24 часа. Планируемые задачи: - уточнение междисциплинарного содержания проекта, ориентированного на развитие фантазии, наблюдательности, композиционного мышления, умения обобщать увиденное; - формирование умения поиска, обработки материалов для композиции, отрисовка композиционной схемы; - определение технологии создания декоративной композиции; - обучение стилизации натурного материала, - поддержка интереса к ботанической иллюстрации, орнаменту, декоративной композиции, народному искусству; - развитие потребности в созидании, улучшения повседневного мира.

Планируемые результаты

Предметные: - осмысление значения искусства в жизни человека и общества; - понимание специфики художественных образов, - умение эмоционально воспринимать искусство Метапредметные: - понимание учебной задачи и сохранение ее в памяти; - определение действия для решения поставленной задачи; - работа с теоретической информацией в рамках проекта; - составление эскизов в рамках проекта; - определение пошаговых действий для решения композиционной задачи. Личностные: - осмысление значения проекта для получения новых знаний, - ответственность за свои действия.

Межпредметные связи: ботаника, рисунок, история искусства, история ДНИ, дизайн среды, графический дизайн, окружающий мир, технология

Ресурсы проекта: учебники, хрестоматии; рабочая тетрадь, рабочая программа.

Процесс проектирования

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Содержание деятельности преподавателя Знакомство с термином «композиция», актуализация понимания обучающихся значения формообразования произведения, как уровня культуры определенного исторического периода, обуславливающего особенности образа: тип композиции, колористическое решение, ритм и метр, стилизация, определяемая целью проекта и ожидаемым результатом. Принятие исходных данных для проектирования в виде: ботанического материала для разработки орнамента на ткани ботанического материала, сообщения обучающимся, что структура произведения соответствует принципам строения природных объектов и определяет композицию, средства выражения своего отношения к миру. Учитывать, что стилизация, развивающая навыки композиционного моделирования, выявляет маркеры сформированности умений обучающегося: SoftSkills (внимание, наблюдательность, воля, способность интерпретировать, аккуратность, трудолюбие, сформированная моторика пальцев и т.д.), рассматривается в рамках задачи с помощью отрисовки ботанического объекта замкнутой линией, она способна организовать движение и фиксацию взгляда, как способов достижения композиционной целостности; HardSkills (работа как в технике реалистического рисунка, так и в приложениях Adobe). Содержание деятельности обучающихся На основании принципа соответствия частного целому, при учете того, что композиция подразумевает сочетание всех элементов, определить схему композиции на основании простой геометрической фигуры: квадрата, круга и т.д. Определить композиционную схему, используя ботанический натурный объект, иллюстрирующий принцип подчинения части целому. Осмысление схемы, вписывание ее в окружность или квадрат, демонстрация готовности стилизации в рамках орнаментации ткани. Определить с помощью стилизации способность к осознанию характера изображения и формирования эмоционального отклика, интерпретацию исходного изображения на уровне творческого акта. Пример 1. Пример 2.

Мотивация познавательной деятельности

Определить тему задания, его место в проекте, найти в словаре определения, зачитать обучающимся. Определить задачу: выяснить, от чего зависит характер стилизации частей растения, используемых в орнаментации ткани. Предоставить презентацию, объясняющую типы орнаментов на ткани. Найти страницу в рабочей тетради с заданием на проектирование. Прочесть название темы. Ответить на поставленный вопрос, опираясь на полученные ранее сведения. Определить учебную задачу и сделать эскизы частей растения, научиться структурировать стилизованные изображения.

Актуализация необходимых знаний

Организация самостоятельной деятельности учащихся (индивидуально или в группе) парах по заданию. Подбор стилистических примеров по материалам Т. Арманд (орнаментация ткани), Анри де Моран (история ДНИ). Сделать эскизы. Обсудить их публично. Сравнить и объяснить результаты эскизирования, в том числе и структурно. Сделать выводы.

Организация познавательной деятельности

Предложить проектное задание. Задание 1. Напомнить о том, что линейное изображение натурных объектов может вызвать эмоции зрителей, определить части изображаемого растения функционально. Подтвердить форму композиции.

Задание 2. Создать реалистическую зарисовку натурного ботанического объекта (например, нарцисса). Объяснить выбор, обоснование и подробную визуализацию объекта, выбранного для стилизации и принятия ее как уровня проектирования текстильной декоративной композиции (платка, принта).

Задание 3. Определение частей структуры ботанического объекта, позволяющего создать о нем представление. Вписать изображения в квадратные модули с указанными осями симметрии для проверки действия принципа гармонизации симметрией.

Задание 4. Создание черно-белое изображения стилизованных модулей для проверки композиции, с целью выявления читаемости ее деталей и ритмических параметров. Задание 5. Создание принта на ткани - платка, салфетки и т.д. Выполнение орнаментации ткани для преобразования ее в декоративную композицию. Оцениваются: общая аккуратность и исполнительский уровень рисунка, уровень обработки в приложении, свидетельствующие о наличии творческого роста обучающегося.

Слушают, выбирают задание, собирают данные и работают самостоятельно. Задание 1. Соотносят свои идеи и предлагаемыми образцами выполнения работ и делятся впечатлениями. Задание 2.

Задание 3, 4.

Задание 5.

Подведение итогов

Самопроверка: правильность зарисовки, создания модулей, объяснение их выбора в соответствии с проектным заданием, объяснение деталей и элементов.

Самопроверка проводится в присутствии преподавателя в соответствии с регламентом рабочей программы.

Упоминание об учебную задаче, определение, что планировали сделать и что еще предстоит, определение возникших трудностей и причин результативности/не результативности.

Упоминание учебной задачи, анализ уровня ее решения. Формулировка выводов.

Дополнительный материал: подобрать к проектному решению альтернативные варианты, допустимые по смыслу. Диагностика планируемых результатов: эскизы текстильных изделий в рабочей тетради.

Дополнительные творческие задания: составить памятку «Разработка орнаментальной композиции для переноса ее на ткань для создания текстильного принта».

Самоанализ: разбор возникших трудностей, достижений, подтверждения ожиданий.

Для реализации занятий необходима аудитория с медийным оснащением: ноутбук, проектор, экран, акустическая система или как в ситуации 2020 г. полноценная трансляция с помощью платформ ZOOM, BigBlueButton или MONAVI. Применение технологии проектного обучения позволяет формировать необходимый результат не только за счет специально организуемых педагогических условий, определяющих результативность обучения, но и иллюстрирует возможности совмещения

традиционных способов обучения декоративной композиции наравне с актуальными элементами цифрови-зации образования. Все вышеприведенные действия, можно представить результативно, показав с помощью диаграммы (Диагр.1) особенности формирования творческого опыта обучающихся в довузовской системе дополнительного образования художественной направленности, учитывая особенности проектной технологии обучения.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Опыт личностного роста обучающихся

\ ъяЛ

кгобрзгмеи.ншг у^енир нзобрз ылельные ^менир в изобразительные чмеиир и зобразител nHtie vmehhh е Ik* П^ДИИ [НРДиЧИ UfldlfWf рсаПиСПТЧИйИ рМ>1 IH LI ЗДИИ (.IИЛИ JOUHH РСЗУЛЫHPVВЩСЛЛ ЫДЛГИИ

п И( гилнл иску(t■■ Г Htrujmn ДНИ Q Тло^чпкли лмпсил! ггпьпо: еь

Диаграмма 1. Статистика реализации проекта «Орнаментация ткани. Декоративная композиция»

Заключение. Рассмотрев учебные проекты, как

метод становления творческого роста личности обучающегося в довузовской системе дополнительного образования художественной направленности на основании

занятий, связанных с орнаментацией ткани, обратив внимание на методические нюансы, обеспечивающие их результативность можно сделать вывод о том, что междисциплинарный характер теоретического компонента обучения всегда поддерживает личностные достижения обучающихся, поскольку технологии проектного обучения основываются на контекстной специализации. Поэтому, осуществляя методическую поддержку обучению в довузовской системе дополнительного образования художественной направленности следует учитывать не только педагогические условия реализации проектов, но и внутренние ресурсы содержательного компонента образовательных программ, ныне предполагающих цифровизацию выразительных средств художественного проектирования как насущные, соответствующие времени инструменты формирования и трансляции визуальной информации, обеспечивающей безграничность коммуникаций искусства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. ВолковН.Н. Композиция в живописи. М., Искусство. 1977. 263 с.

2. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М.: ДИК, 1999. 368 с.

3. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М.: ВЛАДОС, 2010. - 160 с.

4. Ковальски З.Зузанн. Применение учебных портфолио для управления индивидуальными учебными процессами и как основы для обучения в течение всей жизни // 14-й Международный научно-промышленный форум «Великие реки - 2012». Т. 2. Нижний Новгород: ННГАСУ, 2012.

5. Ковальски З., Сковотти К. Проекты как метод обучения профессиональным и непрофессиональным компетенциям // 15-й Международный научно-промышленный форум «Великие реки'2013». :[труды конгресса]. В 3 т. Т. 2 / Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т; отв. ред.С. В. Соболь. Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. С.45-47.

6. Ломов С.П. Искусство. Изобразительное искусство. 5 кл: в 2 ч. Ч. 2 : учебник / С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина. 6-е изд., стереотип. М. : Дрофа, 2017. 140 с.

7. Розанова Н.Н. Рисунок: историко-теоретический и методический аспекты: Учебное пособие. Москва: Изд-во МГУП, 2000. 214 с.

8. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Академия, 1999. 368 с.

9. СтародубК.И., Евдокимова Н.А. Рисунок и живопись: от реалистического изображения к условно-стилизованному: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. 192с.

10. Хворостов Д.А., Кутузова А.А. 3D реконструкция живописного произведения в теории и методике профессионального образования дизайнера // Ученые записки Орловского государственного университета. 2019. №2 (83). С. 333 - 336.

11. Чумарина В.К. Развитие мышления студентов художественно-графического факультета в процессе изучения композиции // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. Ростов-на-Дону. Изд-во:Южный федеральный университет. № 10. 2012. С. 154-160.URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18752549 (дата обращения: 26.11.2020).

References

1. Volkov N.N. Kompozition in painting. M, Art. 1977. 263 p.

2. Gachev G.D. National images of the world. M.: It is WILD, 1999. 368 p.

3. Logvinenko G.M. Decorative composition / G.M. Logvinenko. - M.: VLADOS, 2010. - 160 p.

4. Kovalski Z. Zuzann. Application of educational portfolios for management of individual educational processes and as bases for training during all life //the 14th International scientific and industrial forum "The Great Rivers — 2012". T. 2. Nizhny Novgorod: NNGASU, 2012.

5. Kovalski Z., Skovotti K. Projects as method of training in professional and nonprofessional competences//the 15th International scientific and industrial forum "Great rivers of '2013". : [works of the congress]. In 3 t. T. 2 / Nizhegorod. state. arkhit. - builds. un-t; отв. edition S.V. Sobol. N. Novgorod: NNGASU, 2013. Pp. 45-47.

6. Lomov S. P. Art. Fine arts. 5 C: in 2 parts 2: textbook / S.P. Lomov, S.E. Ignatyev, M.V. Karmazina. the 6th prod.,stereotype. M.: Bustard, 2017. 140 p.

7. Rozanova N.N. Drawing: historical and theoretical and methodical aspects: Manual. Moscow: MGUP publishing house, 2000. 214 p.

8. Sokolnikova N.M. The fine arts and a technique of its teaching at elementary school: Studies. a grant for student. пед. higher education institutions. M.: Academy, 1999. 368 p.

9. Starodub K.I., Evdokimova N.A. Drawing and painting: from the realistic image to conditional stylized: educational grant. Rostov-on-Don: Phoenix, 2011. 192 p.

10. Khvorostov D. A., Kutuzova A. A. 3D reconstruction of a pictorial work in the theory and methodology of professional education of a designer / / Scientific notes of the Oryol State University. - 2019. No. 2 (83). pp. 333-336.

11. Chumarina V.K. Development of thinking of students of art and graphic faculty in the course of studying of composition//News of Southern Federal University. Pedagogical sciences. - Rostov-on-Don. Publishing house: Southern Federal University. No. 10. 2012. Pp. 154-160. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18752549 (date of the address: 26.11.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.