1УДК 372.874
ББК 74.26
МЕТОДИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПРОФИЛЬ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО») К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
Н. В. Власова
Аннотация. Обосновывается важность одного из основных аспектов методической подготовки бакалавра педагогического образования (профиль «Изобразительное искусство») по проектированию дидактических материалов. Бакалавр педагогического образования должен владеть системными знаниями эргономики, возрастных особенностей восприятия текстовой и визуальной информации ребенком, знаний о шрифтовой работе, композиции отдельного кадра, слайда, формата страницы. Основная цель данного вида методической подготовки бакалавра - будущего учителя изобразительного искусства - дать опыт разработки макета, сформировать умение делить учебную информацию на правильные дидактические порции, рационально использовать функции обратной связи - интерактивности при работе с детской аудиторией, соблюдать пропорции «текст-изображение». В статье дается анализ выявленных уровней методической готовности студентов бакалавриата к проектированию дидактических материалов. Определяются уровни методического творчества студентов при выполнении проектов творческих тетрадей по темам учебного предмета «Изобразительное искусство» для общеобразовательной школы.
Ключевые слова: методическая подготовка бакалавра педагогического образования (профиль «Изобразительное искусство»), уровни методической готовности бакалавра, проектирование дидактических материалов, уровни методического творчества, педагогический дизайн.
METHODICAL READINESS OF FUTURE TEACHERS OF FINE ARTS TO THE DESIGN OF TEACHING MATERIALS
N. V. Vlasova
Abstract. The article elaborates on the importance of one of the main aspects of the methodological training of bachelors of pedagogical education (profile „fine arts") in designing the teaching materials. Bachelor of education must have system knowledge of ergonomics, age features of perception of text and visual information by the child, knowledge of font work, composition of a separate shot, slide, page format. The main purpose of this kind of methodological training of future teachers of fine arts is to give experience in the development of the layout to foster the ability to divide educational information into the right didactic portions, to efficiently use the feedback function-interactivity when working with children, to keep to the proportions of the „text-image". The article provides analysis of the identified levels of methodical readiness of undergraduate students to design didactic materials and identifies the levels of methodological creativity of students in project implementation of creative books on the topics of the school subject „art" for a public school.
Keywords: methodical training of bachelors of pedagogical education (profile „fine arts"), levels of methodical readiness of a bachelor, designing of didactic materials, levels of methodical creativity, pedagogical design.
Исследование различных аспектов подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «Изобразительное искусство» показывает, что «профессионально-методическая подготовка выступает интегративным компонентом всей профессиональной подготовки учителя» [1, с 51]. Понятие профессионально-методической подготовки трактуется в разных смысловых категориях:
• профессиональные знания и умения (достижение студентами «определенного уровня сформированности профессионально важных знаний, умений, навыков и качеств личности, позволяющих успешно осуществлять передачу социокультурного опыта обучаемым и создания условий для их развития и саморазвития» [2]);
• процесс (процесс «формирования у будущих учителей определенных знаний, умений и навыков, которые обеспечат возможность проектировать и осуществлять учебный процесс» [3, с 3]);
• деятельность (деятельность, «которая обусловлена структурой и функциями методики обучения предмету как самостоятельной научной области» [4, с 63]);
• этап, часть профессиональной подготовки («завершающий этап целостного процесса формирования личности будущего специалиста; процесс, интегрирующий социально-гуманитарную, естественнонаучную, психолого-педагогическую, общепрофессиональную и специальную (отраслевую) подготовки и направленный на овладение технологией педагогической деятельности» [5, с. 4]);
• «наиболее существенная часть профессиональной подготовки учителя, представляющая собой непрерывный управляемый процесс формирования готовности к методической деятельности (методической готовности) и обладающая интегративным свойством по отношению к профессиональной подготовке как целому» [6, с. 13].
Анализ содержания методической подготовки бакалавров педагогического образования (профиль «Изобразительное искусство») позволяет заметить продолжительность и трудоемкость данного аспекта обучения. Например, основное содержание по дисциплине «Теория и методика обучения изобразительному искусству» можно представить как комплекс разнообразных текущих заданий для студентов
бакалавриата. Такой комплекс может включать несколько стандартных обязательных и вариативных заданий, упражнений, форм работы с теоретическим материалом:
• знание нормативных документов, регулирующих сферу образования (ФГОС ООО, ФГОС НОО и т. д.);
• знание Федерального перечня учебников по изобразительному искусству, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего образования;
• виды планирования учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству;
• поурочное планирование (сценарного типа, развернутое планирование) по видам изобразительной деятельности (рисование с натуры, тематическое рисование, беседа об искусстве, декоративная работа и т. д.);
• дидактическое сопровождение к уроку рисования с натуры (алгоритм-инструкция для учащихся школы, технологическая карта урока, дидактический материал для фронтальной работы с классом, дидактический материал для индивидуального задания по вариантам);
• дидактическое сопровождение к уроку тематического рисования (технологическая карта урока, дидактический материал по усвоению композиционных правил и основных схем «сочинения» композиции на заданную тему);
• дидактическое сопровождение к уроку-беседе об искусстве (технологическая карта урока, комплект видеоматериалов для фронтальной работы с классом, формы контроля освоения нового учебного материала в конце аудиторной работы с классом по вариантам);
• дидактическое сопровождение к уроку декоративной работы (пошаговая инструкция ведения практической работы, алгоритм соблюдения технологии работы на уроке (по видам и используемым художественным материалам), дидактический материал для фронтальной работы с классом, дидактический материал для индивидуального задания по вариантам);
• контрольно-измерительные материалы по теме урока или раздела дисциплины «изобразительное искусство» на определенной ступени обучения (текстовые, рисуночные, смешанные, комбинированные виды тестов и контрольно-творческих заданий);
• проектирование учебных материалов для самостоятельной работы учащихся заданного возрастного этапа (графические листы, фрагмент творческой тетради, «прописи» по изобразительному искусству, материалы с включением регионального содержания художественной культуры и т. д.).
Условно вышеперечисленные виды текущих работ можно разделить на три содержательные группы заданий:
1) знание нормативно-теоретических положений;
2) детальная работа с содержанием учебного предмета «изобразительное искусство» как общеобразовательной дисциплины в школе;
3) проектирование дидактических и контрольно-измерительных материалов по темам курса (диагностика, отслеживание образовательных результатов и достижений школьников).
В данной статье особое внимание будет сфокусировано на третьей группе заданий и текущих работ студентов, поскольку аспект проектирования дидактических и контрольно-измерительных материалов по темам курса имеет самое прямое отношение к формированию методической компетентности бакалавра педагогического образования - будущего учителя изобразительного искусства.
Достаточно беглого взгляда на качество дидактических материалов (презентации Power Point, наглядные плакаты, учебные таблицы, серии учебно-методических листов на последовательность ведения рисунка и т. д.), подготовленных преподавателями к очередной аттестации или выложенных в широком доступе в сети Интернет, чтобы отметить острую актуальность данного методического аспекта. Внимательный анализ методических работ приводит к выводу об отсутствии системных знаний у учителя по целому ряду аспектов: эргономики, возрастных особенностей восприятия текстовой и визуальной информации ребенком, знаний о шрифтовой работе, композиции отдельного кадра, слайда, формата страницы и т. д. В большой части работ присутствует дробность и бессистемность, неумение делить учебную информацию на правильные дидактические порции, формальный подход к функции обратной связи - интерактивности детской аудитории, перегруженность элементами «украшательства» и декори-
рования формата, цветовая дисгармония, несоблюдение пропорции «текст-изображение».
Таким образом, в рамках исследования методической готовности студентов бакалавриата педагогического образования (профиль «Изобразительное искусство») к проектированию дидактических материалов, им был дан ряд заданий. Например, к выполнению проекта творческой тетради по заданной теме урока изобразительного искусства были изначально предъявлены следующие требования: наличие обязательных компонентов в материале (аннотация, введение-обращение к юному художнику «напрямую», полезная информация, инструкция для практического задания, вопросы для самоконтроля и т. д.), соблюдение стилистики текста с учетом возраста учащегося, единое художественно-стилистическое решение в оформлении материала (шрифт, цветовые сочетания, композиция страницы и разворота, соотношение текста и иллюстраций при планировании дидактического материала). При реализации творческого проекта допускалось как полностью рукотворное исполнение макета, так и макет в электронной версии (компьютерная верстка, работа с программным обеспечением), смешанный вариант выполнения макета.
Анализ результатов выполнения заданий по проектированию дидактических материалов, а также последовательное изучение исходного уровня методической и психологической готовности к данному виду работы студентов бакалавриата педагогического образования (профиль «Изобразительное искусство») позволил выделить несколько характерных аспектов. Также при систематизации материалов экспериментальной работы привлекались отдельные аспекты актуального исследования профессионально-методической подготовки учителя (прежде всего, при анализе характера поисковой деятельности и самооценки результата методической деятельности студента) [7]. Описание результатов констатирующего и поискового этапов эксперимента приведено в табл. 1.
Об уровне методической подготовки студентов бакалавриата педагогического образования (профиль «Изобразительное искусство») к проектированию дидактических материалов убедительнее всего говорит характер конечного результата (методического продукта в виде творческих листов, макетов рабочих тетрадей, проектов презен-
Таблица 1
Уровни методической готовности студентов бакалавриата педагогического образования (профиль «изобразительное искусство») к проектированию
дидактических материалов
Уровни методической готовности
низкий средний высокий
Отношение к заданию Отношение к заданию формальное. Выраженная тревога «не справиться» с предстоящим заданием мешает продуктивному решению учебно-методических задач. Студент постоянно требует поощрения и эмоциональной поддержки преподавателя (или ведущего студента группы). Учащийся не задумываясь, сразу же приступает к заданию. Как правило, очень быстро завершает работу. Задается вопросом «что ему делать дальше». Восприятие характеризуется формальностью к предмету наблюдения и изображения. В ряде случаев студент недоволен темой задания, желает ее изменить или работать на тему излюбленного мотива. Часто допускает серьезные ошибки в рабочем материале, для их исправления требуется руководство преподавателя Отношение к заданию в целом положительное, присутствует умеренная тревога «не справиться» с предстоящим заданием, продуктивный поиск решения учебно-методической задачи требует поощрения и эмоциональной поддержки преподавателя (или студента — лидера группы), ряд графических и композиционных вариантов возникает после обширного просмотра примеров, аналогов выполнения задания. Иногда допускает ошибки в рабочем материале, но, определив, их исправляет (с помощью руководителя или самостоятельно) Отношение к заданию позитивное, нацеленное на продуктивный поиск решения учебно-методической задачи, быстро возникает ряд графических и композиционных вариантов. Легко находит ошибку в рабочем материале и исправляет ее
Отношение к методической деятельности Ценностное отношение к методической деятельности выражено слабо или не выражено; слабо проявляет признаки сформиро-ванности базовой методической культуры и методического мышления; студент осознает себя как объект деятельности; фрагментарный (или низкий) интерес к событиям и новостям в сфере художественной педагогики, демонстрирует низкую степень готовности к дальнейшему профессиональному росту Интерес к методической деятельности выражен умеренно; проявляет признаки частичной сформированности базовой методической культуры и методического мышления; интерес к событиям и новостям в сфере художественной педагогики носит непостоянный характер; в целом готов к дальнейшему профессиональному росту; проявляются признаки внутренней мотивации к методической деятельности Ценностное отношение к методической деятельности; студент проявляет признаки сформированности базовой методической культуры и методического мышления; студент осознает себя как субъект деятельности; выражает готовность к дальнейшему профессиональному росту; выражает признаки внутренней мотивации к методической деятельности
Умение учитывать фактор возрастных особенностей изобразительной деятельности ученика Слабо развиты методические умения; знания основ возрастных особенностей изобразительной деятельности ученика и методики носят поверхностный характер; студент не умеет их применять в практической работе, производит действие по образцу; не в состоянии самостоятельно моделировать собственную методическую деятельность с учетом фактора возрастной художественной педагогики Знания основ возрастных особенностей изобразительной деятельности ученика на базовом уровне, в основном умеет применять полученные знания теоретического и прикладного характера на практике, с разной степенью успешности пытается переносить известные ему способы, методические приемы в новые ситуации (учебные, учебно-воспитательные); затрудняется самостоятельно моделировать собственную методическую деятельность с учетом факторов возрастной художественной педагогики Знания основ возрастных особенностей изобразительной деятельности ученика на достаточно высоком уровне, умеет применять полученные знания теоретического и прикладного характера на практике, успешно переносит известные ему способы, методические приемы в новые ситуации (учебно-исследовательские); при необходимости обращается к помощи справочной, актуальной научной литературы; проявляет самостоятельность при моделировании собственной методической деятельности с учетом фактора возрастной художественной педагогики
Окончание таблицы 1
Характер поисковой деятельности Низкий уровень готовности к проявлению личной инициативы; творчество в деятельности практически не проявляется; стремление к импровизации отсутствует; нет потребности в профессионально-педагогическом общении Средняя степень готовности к проявлению личной инициативы; творческая активность проявляется в рамках воспроизводящей деятельности; проявляются элементы импровизации в методической деятельности; возрастает потребность в профессиональном общении Высокая степень готовности к проявлению личной инициативы и творческой активности в методической деятельности; в методической деятельности присутствует импровизация и индивидуальный стиль; на достаточно высоком уровне проявляется потребность в профессиональном общении, ярко выражена готовность передавать свой опыт другим
Характер методического продукта Методический продукт носит характер повтора (заимствования), в содержании работы отсутствует целостность и единый стиль изложения и подачи визуальной и текстовой информации. Структура ключевых элементов методического продукта не соблюдается, часть элементов пропущена Методический продукт носит репродуктивный (или репродуктивный с элементами творчества) характер, содержание работы отличает логика в изложении идеи, культура подачи визуальной и текстовой информации на среднем уровне. Соблюдена структура ключевых элементов методического продукта Методический продукт носит выраженный творческий характер, содержание работы отличает новизна идеи, культура подачи визуальной и текстовой информации. Соблюдена логика и структура ключевых элементов методического продукта
Характер оценки (самооценки) результата методической деятельности Студент не владеет способами прогноза, оценки, анализа и регулирования своей методической деятельности и деятельности других; отсутствуют умения определять основания методической деятельности; преобладает неадекватная самооценка собственной роли в деятельности Студент не может самостоятельно выбрать способы прогноза, оценки, анализа и регулирования своей методической деятельности и деятельности других; недостаточно развито умение определять основания методической деятельности; адекватная самооценка собственной деятельности носит ситуативный характер Студент самостоятельно или при помощи других выбирает способы прогноза, оценки, анализа и регулирования своей методической деятельности и деятельности других; может определять основания собственной методической деятельности; адекватная самооценка собственной деятельности позволяет самостоятельно принимать решения
тации (Power Point), комплектов диагностических и контрольно-измерительных материалов и т. д.). Исследование методического продукта по ряду критериев позволил выделить уровни сформиро-ванности методического творчества студентов (табл. 2). На данном этапе исследования анализировались учебные и учебно-творческие работы, выполненные студентами старших курсов в рамках текущего и промежуточного контроля по блоку методических дисциплин.
Таким образом, можно сделать вывод об актуальности изучения законов и эффективных приемов педагогического дизайна в рамках блока методических дисциплин бакалавриата педагогического образования по профилю подготовки «Изобразительное искусство». Примерное содержание такого блока рабочей программы может охватить такие разделы и вопросы:
• введение в педагогический дизайн;
• педагогический дизайн как область научного знания и процесс проектирования среды обучения;
• педагогический дизайн как процесс проектирования средств обучения;
• понятие о цикле создания дидактических материалов;
• командный подход в разработке дидактических материалов;
• уровни педагогического дизайна как процедуры проектирования учебного процесса.
Важно отметить, что в данном случае педагогический дизайн мы рассматриваем более широко, чем принятое проектирование средств обучения, дидактических материалов с помощью цифровых технологий.
Педагогический дизайн предполагает разработку средств обучения, характеризующихся конечной педагогической эффективностью, методической целесообразностью, адекватностью технической реализации целям обучения. Методическая готовность студентов бакалавриата педагогического образования к проектированию дидактических материалов предполагает такой уровень разработки функциональ-
Таблица 2
Уровни сформированности методического творчества
Характер методического продукта
низкии уровень
среднии уровень
высокий уровень
Элемент 1. Обложка
Не отражает содержание и тематику учебного материала; художественно-выразительные средства (цвет, шрифт, элементы декорирования) носят случайный характер, не подчинены главной теме. Композиция обложки «рассыпается» на отдельные части. Выбор цвета и тона шрифта превратил заголовок в «невидимку». Активные пестрые боковые элементы излишне доминируют на формате, выбор типа шрифта не продуман
Отражает содержание и тематику учебного материала; художественно-выразительные средства (цвет, шрифт, элементы декорирования) в разной степени подчинены главной теме. Заголовок и иллюстрация «спорят» друг с другом, одинаково доминантны, выбор типа шрифта не продуман
Отражает содержание и тематику учебного материала; художественно-выразительные средства (цвет, шрифт, элементы декорирования) подчинены главной теме. Заголовок (тема, название) — доминанта, иллюстрация — подчиненная часть композиции обложки
Элемент 2. Введение-инструкция
Автор формально работает над текстом, не учитывает возрастные особенности восприятия и понимания текста учащимися (целевая аудитория — младший школьник), шрифт излишне мелкий, недостаточно хорошо читаемый (активный цвет фона сливается с текстом и заголовками)
Автор работает над текстом с учетом возраста учащихся (целевая аудитория — подросток), шрифт излишне мелкий, недостаточно хорошо читаемый, изложение текста нейтральное, дидактически верное, доступное для восприятия и понимания учащегося-подростка
Автор работает над текстом с учетом возраста учащихся (целевая аудитория — младший школьник), шрифт крупный, хорошо читаемый, изложение текста художественно стилизовано «под русскую народную сказку» для «добрых молод-цев и красных девиц»
Окончание таблицы 2
Элемент 3. Основное содержание
Методический продукт носит характер повтора (заимствования), в содержании работы отсутствует целостность и единый стиль изложения и подачи визуальной и текстовой информации. Структура ключевых элементов методического продукта не соблюдается, часть элементов пропущена
Методический продукт носит репродуктивный (или репродуктивный с элементами творчества) характер, содержание работы отличает логика в изложении идеи, культура подачи визуальной и текстовой информации на среднем уровне. Соблюдена структура ключевых элементов методического продукта
Методический продукт носит выраженный творческий характер, содержание работы отличает новизна идеи, культура подачи визуальной и текстовой информации. Соблюдена логика и структура ключевых элементов методического продукта
Элемент 4.
Итоговый
блок
Условие итогового задания ученику трудно разобрать. Вспомогательные рисунки геометрических тел следовало отделить от рабочего поля (поля для самостоятельного рисования) в отдельный сектор. Контраст и активность периферийной части формата отвлекает внимание ученика от основной работы и условия изобразительной задачи
Автор делает акцент на творческую самостоятельность ребенка, закладывая стандартные кадры для закрепления изученных композиционных правил в комикс-графике. Читабильность шрифта недостаточная, слишком активен контур расчерченных кадров
Соблюдает логику основного материала, грамотно подводит ребенка к самостоятельному выводу (цвет объекта зависит от времени года, состояния в природе, освещения, определенного времени суток и т. д.). Текст сохраняет художественную стилистику «под русскую народную сказку»
ных и содержательных компонентов учебного материала, который будет способствовать преодолению имеющихся трудностей при обучении изобразительному искусству широкого круга учащихся.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Игна О. Н. Концептуальные основы техно-логизации профессионально-методической подготовки учителя: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. - Томск, 2014. - 390 с.
2. Зеленко Н. В. Взаимосвязь проектирования и самопроектирования методических компетенций в системе общетехнической и методической подготовки учителя технологии: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. -Астрахань, 2006. - 38 с.
3. Саранцев Г. И. Методическая подготовка будущего учителя в современных условиях // М.: Науч. цифр. б-ка PORTALUS.RU. -06.11.2007. - URL: http://portalus.ru/modules/ shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&i d=1194354571&archive=1194448667&start_ from=&ucat=& (дата обращения: 13.12.2016).
4. Кучугурова Н. Д. Профессионально-методическая подготовка учителя информатики начальной школы // Информационные технологии в образовании (ИТ0-Р0И-2008). - 2008. - URL: http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2008_04_22. html (дата обращения: 13.12.2016).
5. Косырев В. П. Система непрерывной методической подготовки педагогов профессионального обучения: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. - М., 2007. - 51 с.
6. Земцова В. И. Теоретические основы методической подготовки учителя физики: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. - СПб., 1995. - 310 с.
7. Нагрелли Е. А. Структурно-функциональная модель формирования методической компетентности учителей в системе повышения
квалификации // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. -2009. - № 2. - С. 84-91.
REFERENCES
1. Igna O. N. Kontseptualnye osnovy tekhnologi-zatsii professionalno-metodicheskoy podgotov-ki uchitelya. ScD dissertation (Education). Tomsk, 2014. 390 p.
2. Zelenko N. V. Vzaimosvyaz proektirovaniya i samoproektirovaniya metodicheskikh kompe-tentsiy v sisteme obshchetekhnicheskoy i metodicheskoy podgotovki uchitelya tekhnolo-gii. Extended abstract of ScD dissertation (Education). Astrakhan, 2006. 38 p.
3. Sarantsev G. I. Metodicheskaya podgotovka budushchego uchitelya v sovremennykh uslovi-yakh. Available at: http://portalus.ru/modules/ shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&i d=1194354571&archive=1194448667&start_ from=&ucat=& (accessed: 13.12.2016).
4. Kuchugurova N. D. Professionalno-metod-icheskaya podgotovka uchitelya informatiki nachalnoy shkoly. In: Informatsionnye tekh-nologii v obrazovanii (IT0-R0I-2008). 2008. Available at: http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2008_04_22.html (accessed: 13.12.2016).
5. Kosyrev V. P. Sistema nepreryvnoy metodiches-koy podgotovki pedagogov professionalnogo obucheniya. Extended abstract of ScD dissertation (Education). Moscow, 2007. 51 p.
6. Zemtsova V. I. Teoreticheskie osnovy metod-icheskoy podgotovki uchitelya fiziki. ScD dissertation (Education). St. Petersburg, 1995. 310 p.
7. Nagrelli E. A. Strukturno-funktsionalnaya model formirovaniya metodicheskoy kompetentnos-ti uchiteley v sisteme povysheniya kvalifikatsii.
Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov. 2009, No. 2, pp. 84-91.
Власова Наталья Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры изобразительного искусства, Воронежский государственный педагогический университет e-mail: [email protected]
Vlasova Natalya V., PhD in Education, Associate Professor, Fine arts Department, Voronezh State Pedagogical University
e-mail: [email protected]