Научная статья на тему 'Методическая подготовка студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов к работе в дополнительном школьном образовании (на материале кружков по декоративно-прикладному искусству)'

Методическая подготовка студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов к работе в дополнительном школьном образовании (на материале кружков по декоративно-прикладному искусству) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / METHODICAL TRAINING / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ARTS AND CRAFTS / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SUPPLEMENTARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черемных Г.В.

Методическая подготовка студентов к работе в дополнительном школьном образовании по декоративноприкладному искусству с учащимися должна включать профессионально-педагогическую деятельность, самовыражение, элементы проектной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черемных Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL PREPARATION OF STUDENTS OF ART-GRAPHIC FACULTIES OF TEACHER TRAINING UNIVERSITIES FOR THEIR FUTURE WORK IN SUPPLEMENTARY SCHOOL EDUCATION (ON THE MATERIAL OF ARTS AND CRAFTS STUDY GROUPS)

Special methodical training of students for the work in the field of supplementary education in arts and crafts must include professional pedagogical activity, self-expression in the art and elements of culture of projection.

Текст научной работы на тему «Методическая подготовка студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов к работе в дополнительном школьном образовании (на материале кружков по декоративно-прикладному искусству)»

дагогический эксперимент, учебники, учебно-методические пособия, справочники.

Организационно-управленческий компонент связан с выбором организационной системы и разных форм организации обучения и деятельности студентов (лекции, семинары, практикумы, творческое проектирование, учебно-исследовательская работа студентов, элективные занятия и др.). Он также связан с управлением качеством образовательного процесса на каждом из этапов обучения с помощью специально отобранного для этого материально-технического и методического обеспечения. Мы уделяем особое внимание четкому планированию занятий, учебно -исследовательской работы студентов, их организации, усилению обратной связи в процессе обучения, использованию в каждом компоненте системы познавательных задач как средства активизации учебной деятельности студентов и управления ею. Виды деятельности преподавателя и студентов конкретизируются и определяются целями и содержанием стратегий и заложенными в них характером и уровнем деятельности с последующим усилением ее рефлексии.

Результативно-оценочный компонент отражает требования к качеству технологической подготовки, определенные Государственным Стандартом и нормативными документами. Этот компонент связан с различными формами контроля и оценивания знаний и умений в процессе реализации целей и содержания на каждом из этапов обучения.

Теоретическая модель является прообразом методической системы формирования педагогического мастерства будущих преподавателей, наглядным отображением в ней образовательного процесса, отражает ее целостность и полифункциональность.

Теоретическая модель является методологическим ориентиром построения и реализации методической системы формирования педагогического мастерства будущих преподавателей в условиях педагогического университета.

Литература

1. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.

2. Батышев А.С. Педагогическая система / Энциклопедия профессионального образования. В.3-х т. - М.: АПО, 1999.

3. Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд., пе-рераб. и доп. - М.: «Большая Российская энциклопедия»; Спб.: Норинт, 1999.

4. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. - М.: Наука, 1986.

5. Выгодский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. - М.: Наука, 1982.

6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

7. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. -М., 1994.

УДК 85.12 ББК 73/76: 745.50

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К РАБОТЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА МАТЕРИАЛЕ КРУЖКОВ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ)

Г.В. Черемных, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры декоративно-прикладного искусства художественно-графического факультета МПГУ, чл.-корр. МАНПО (495)438-19-24

Методическая подготовка студентов к работе в дополнительном школьном образовании по декоративно-прикладному искусству с учащимися должна включать профессионально-педагогическую деятельность, самовыражение, элементы проектной культуры.

Ключевые слова: методическая подготовка, декоративно-прикладное искусство, дополнительное образование. METHODICAL PREPARATION OF STUDENTS OF ART-GRAPHIC FACULTIES OF TEACHER TRAINING UNIVERSITIES FOR THEIR FUTURE WORK IN SUPPLEMENTARY SCHOOL EDUCATION (ON THE MATERIAL OF

ARTS AND CRAFTS STUDY GROUPS)

Cheremnykh G.V.

Special methodical training of students for the work in the field of supplementary education in arts and crafts must include professional pedagogical activity, self-expression in the art and elements of culture ofprojection.

Keywords: methodical training, arts and crafts, supplementary education.

Профессионально-методическая направленность в полнительного образования. К примеру, в работе учителя ип

подготовке студентов ХГФ педвузов связывается с их педагогической и художественно-творческой деятельностью. В настоящее время в дополнительном образовании решаются многие задачи по творческому развитию школьников, их адаптации и социализации. Цель состоит в том, чтобы научить студентов активно использовать развивающие возможности, предоставляемые детям в дополнительном художественном образовании, в кружках, работающих на базе образовательных учреждений.

Занятия декоративно-прикладной деятельностью способствуют развитию у школьников ручной умелости, фантазии, воображения, овладению технологиями обработки художественных материалов. Подготовка студентов к работе в дополнительном образовании требует решения ряда вопросов, которые связаны со спецификой системы до-

изобразительно искусства и одновременно педагога дополнительного образования необходимо проявлять творческие позиции, что связано с подготовкой и созданием экспозиций продуктов детского творчества на конкурсах, выставках, а также обеспечить посещаемость учащимися занятий в кружках. Именно данное положение, составляющее смысл развивающих основ в дополнительном образовании, труднее всего реализовать, и это требует тщательного исследования.

Специфика деятельности учителя раскрыта в трудах Е.В. Бондаревской, И.Ф. Исаева, И.А. Колесникова, Н.Д. Никандрова, Е.Н. Шиянова. В системе высшего профессионального образования уделено значительное внимание деятельностному содержанию профессионально-личностного развития педагога. В. А. Сластенин указывает

на то, что в образовательном процессе учреждения профессионального педагогического образования поставлен и сформулирован ряд учебных задач. Некоторые из задач отражают развитие учителя в условиях усиления его профессиональной подготовки - «формирование умений моделирования фрагментов профессионально-педагогической деятельности», «активизация процессов самовыражения и самореализации студентов в учебно-профессиональной деятельности», «развитие проектной культуры будущего учителя» [4, с. 405].

Дополнительное образование ориентировано преимущественно на включение детей в овладение основами разных образовательных областей. «Практико-деятельностная основа дополнительного образования выражается не в том, что ребенок принимает участие в создании конкретного продукта, но и пытается самостоятельно решить жизненно важные для него проблемы», - сказано в учебном пособии для студентов [2, с. 43]. Данное утверждение показывает, что создание конкретного, в том числе и творческого продукта учащимися должно сопровождаться общением со сверстниками, педагогами, протекать в атмосфере творчества. Установка на овладение знаниями по образовательной области требует от специалистов широких знаний, в том числе и по проектированию педагогической технологии, в которой учтен личный опыт ребенка, определено содержание занятий, форм практической работы, что типично для дополнительного школьного образования.

В условиях подготовки студентов к работе в системе дополнительного образования именно совокупность сформулированных учебных задач отражается на качестве профессионально-методической подготовки.

Студенты при подготовке по методике получают знания, которые отражают содержание учебного материала в пределах образовательного предмета, частично образовательной области, в части опыта профессиональной и художественной деятельности. В связи с этим профессиональное становление студентов связано с приобретением опыта, необходимого для функционирования современного учителя в целом.

В системе художественно-графических факультетов педвузов подготовке студентов посвящены труды Н.Н. Ростовцева, Е.В. Шорохова, В.С. Кузина, С.П. Ломова, В.И. Козлова, В.В. Корешкова, П.Г. Демчева. Сохранена направленность на исследование и изложение специфики обучения студентов разным видам занятий, выявлению закономерностей в процессе их профессиональной и специальной подготовки [1]. Например, в области методической подготовки предусматривается достижение такого уровня, который необходим для профессионально-ориентированной деятельности студентов в работе со школьниками, как на уроках, так и в системе дополнительного художественного образования.

Н.Н. Ростовцев писал: «Индивидуальная система каждого педагога должна быть построена в соответствии с общими задачами школы, целями и направлением современного развития изобразительного искусства. Кроме того, индивидуальная педагогическая система и методика работы должны быть на уровне современной педагогики» [3, с. 4].

При подготовке студентов существенным является вопрос о том, насколько методически разносторонне подготовлен будущий специалист к тому, чтобы предоставить востребованные образовательные услуги в дополнитель-

ном образовании по художественно-эстетическому направлению.

Понимание методики как предмета изучения рассматривается с точки зрения работы учителя с учениками. Для студентов представляется интересным изучение способов обучения, расположение учебного материала, его подача, организация занятий, сохранение декоративного характера детского творчества.

Изучение дидактических принципов, применительно к методике преподавания изобразительного искусства, дает возможность студентам систематизировать представления о предстоящей работе со школьниками. Это во многом влияет на понимание ими целей и задач, которые вырабатываются для проведения занятий в кружках дополнительного образования, что во многом раскрывает пути соединения основного и дополнительного образования.

Познание методики дает студентам возможность выявлять эффективные приемы обучения и воспитания школьников средствами вида искусства. Это имеет большой смысл при подготовке студентов к работе в дополнительном школьном образовании, где применение студентами приемов обучения и воспитания первоначально исходит из приобретенной ими художественной практики. Выполнение заданий по методике ориентировано на достижение хороших результатов при обучении учащихся, поэтому происходит выявление ряда сторон в декоративно-прикладной деятельности, которым необходимо обучить учащихся.

Постижение студентами основ декоративно-прикладного искусства и выполнение заданий на практикуме во многом определяет пути для сохранения опыта творчества, который используется ими при изучении методики и в педагогической практике. При изучении методики у студентов, прежде всего, вырабатывается направленность на выявление художественных потребностей школьников, эстетическая отзывчивость к декоративно-прикладной деятельности учащихся разных возрастных групп. Итак, возникновение педагогической идеи определяет стремление студентов проявить себя творчески в выполнении заданий по методике, преподавании, что важно для проявления профессиональных основ в деятельности.

Методическая подготовка студентов связана с применением ими приемов, типичных для декоративно-прикладного искусства. Замысел студентов в обучении школьников в кружках индивидуален, как в части подачи учебного материала, так и определении содержания, разработке объекта труда. Именно выявление типичных сторон декоративно-прикладной деятельности влияет на развитие у студентов педагогического понимания, что сказывается на использовании закономерностей в построении процесса обучения школьников искусству.

Принимая во внимание художественно-ценностные аспекты в разработке программно-методических материалов, необходимо обращать внимание также и на педагогические основы. Построение и проведение занятий в дополнительном образовании является сферой творчества, развития для школьников. И это требует выработки педагогического понимания задач подготовки учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в кружках.

При подготовке студентов к работе в дополнительном художественном образовании нужно обращать внимание на изучение закономерностей обучения школьников, выявление специфических сторон воспитания и развития в процессе их декоративно-прикладной деятельности.

При изучении закономерностей обучения школьников студенты должны понимать, что в этой части следует исходить из сущности искусства, его сложившихся видов, направлений, а также техник и технологий, которые следует адаптировать к возрасту учащихся, их творческой индивидуальности. Это способствует наилучшей организации занятия с учащимися, возбуждению их творческой активности, что сказывается на формировании ручных навыков (рукотворчество). Специфическими сторонами могут стать получаемые учащимися технологические навыки, которые приобретаются при обработке художественных материалов. В художественной педагогике применяются упражнения, учебные задания, ведется отбор объектов труда, отвечающих задачам кружка.

Таким образом, при подготовке студентов по методике эффективным является обсуждение со студентами:

- плана, последовательности их учебных действий по выполнению заданий (составление плана работы кружка, инструкционно-технологических карт, образцов, объектов труда);

- принципов отбора или проектирования объектов труда (с учетом материала, размеров, степени сложности, техники выполнения и др.);

- выявления оригинальности в их педагогических взглядах на детское творчество и направленность в подготовке школьников по декоративно-прикладной деятельности;

- установление закономерностей обучения в кружке по декоративно-прикладному искусству (срок обучения, возраст школьников, уровень их подготовки, интересы);

- форм проведения занятий и выполнения заданий школьниками (индивидуальные, коллективные, групповые);

- использования педагогического рисунка, показательных действий при проведении занятия в кружке или при самостоятельном выполнении творческих заданий школьниками.

Все это способствует выработке у студентов педагогического отношения к разрабатываемым ими заданиям по методике преподавания. Выявление педагогических представлений у студентов о детском творчестве и продуктах декоративно-прикладной деятельности учащихся расширяет их методическую подготовку, усиливает осмысление прогностических результатов, на которые ориентировано обучение в кружках. Кроме того, заинтересованность школьников проявляется через такой важный фактор в оценке работы кружков, как посещаемость их учащимися. Именно понимание студентами целей и задач работы кружка с позиции методики содержит компонент проектирования образовательной ситуации. Последнее связано с навыками создания необходимых педагогических условий, что и способствует улучшению обученности учащихся в дополнительном школьном образовании. Анализ практически выполненных заданий по методике показывает, что студенты точно ориентируются на возраст школьников и это обеспечивает их методические разработки важным качеством - наглядностью.

Профессионально-педагогическая деятельность для студентов складывается из ряда условий:

- осознанного развития мотивации к декоративно-прикладной деятельности у школьников (интерес к художественным материалам и технологиям их обработки, созданию определенных объектов труда, сувениров, поделок, декоративных изделий);

- получения и сохранения методического личного опыта, творческого личного опыта в процессе изучения методики преподавания, разработка фрагментов занятий со школьниками;

- ориентации на развитие чувства декоративности в творческих работах учащихся;

- постижения связи детей с предметным миром.

Самовыражение и самореализация студентов в

учебно-профессиональной деятельности проявляются в:

- педагогической наблюдательности, индивидуальности вынесения оценок и руководства развитием учащихся;

- активности в разработке методики, педагогических приемов, основанных на художественном, исполнительском опыте студентов по искусству;

- способности к расширению образовательных услуг за счет использования образовательных программ, программ дополнительного образования, индивидуальных методических разработок для построения работы в соответствии с творческим развитием учащихся;

- эстетическом отношении к продуктам декоративно-прикладной деятельности школьников, расширении опыта наблюдения и развитии зрительной памяти (выставки, экспозиции, отбор продуктов творчества), получении профессионального признания.

Развитие проектной культуры будущего учителя является залогом его будущей профессиональной успешности, а опыт проектирования образовательной среды складывается из:

- понимания специфики преподавания в разных типах и видах образовательных учреждений, методического построения образовательного заказа в дополнительном школьном образовании на организацию кружков и выявление их направленности (по художественным материалам, видам - народному декоративно-прикладному или профессиональному искусству);

- индивидуального выбора студентами направленности кружка (кружков), а как следствие - продуктивного обучения по декоративно-прикладному искусству;

- разработки программно-методических материалов для обеспечения занятий в кружках с учащимися определенного возраста, исходя из основ пластического искусства.

Преподавание в кружках при сохранении художественных и педагогических традиций фактически является достаточно высоким уровнем художественного, методического, индивидуально-творческого обеспечения при организации занятий искусством. Подготовка студентов к овладению основами методики преподавания связана с тем, что ими изначально принимаются за основу именно художественный опыт и художественные традиции, которые определяют тенденции в развитии образовательного маршрута, сохранении типологии коллективного творчества. Планирование, достижение методического результата исходит из понимания необходимости и обязательности применения основ искусства в образовании. Художественно-педагогическое руководство, которое проводится будущим учителем изобразительного искусства, должно осуществляться целенаправленно, с соблюдением принятого в учебе и искусстве направления на постижение основ художественной практики.

Задачи, которые стоят перед системой дополнительного образования по обновлению и разработке программно-методического обеспечения, предоставления разнообразных образовательных услуг, возможно реализовать в том

случае, если каждый студент будет подготовлен самостоятельно создавать необходимые для совершенствования обучения школьников методические материалы с высокой степенью графической (эскизной) и текстовой проработки. Реальная оценка студентами применения методики преподавания вырабатывается постепенно. Обучение школьников должно проходить в условиях сотворчества, соучастия, сопереживания ученика и учителя, что становится психологической характеристикой образовательной среды и значимо для реализации творческого потенциала каждого из участников образовательного процесса. В свою очередь, методическая подготовка студентов связана с использованием ими творческих навыков по декоративно-прикладному искусству с позиции преподавания, а также передачи социально-художественного опыта (традиции, канона), что свидетельствует об их профессиональной зрелости и компетентности, педагогической отзывчивости к поведению и развитию детей в творчестве.

Литература

1. Демчев П.Г., Черемных Г.В. Педагогические традиции развития творческих способностей у студентов средствами декоративно-прикладного искусства // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Психолого-педагогические науки. Сборник статей. - М.: Издательство «Прометей» МИГУ, 2007.

2. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

3. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов ху-дож.-граф. фак. пед. ин-тов. - 3-е изд., доп. и перераб. -М.: АГАР, 1998.

4. Сластенин В. А. Деятельностное содержание профессионально-личностного развития педагога // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Психолого-педагогические науки. Сборник статей. - М.: Издательство «Прометей» МИГУ, 2007.

УДК 745.50:371.65 ББК 85.12:371.65

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СПЕЦИАЛЬНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА)

Г.А. Уланов, соискатель кафедры декоративно-прикладного искусства художественно-графического факультета МПГУ (495)438-19-24

Создание школьного музея способствует развитию у учащихся эстетических навыков, развивает их подготовку по изобразительному искусству. Использование дидактических принципов усиливает музейно-выставочную деятельность.

Ключевые слова: искусство, музей, учащиеся, выставка.

DIDACTIC PRINCIPLES IN MUSEUM'S EXHIBITIONAL ACTIVITY (SPECIAL AND VOCATIONAL TRAINING OF

ART-TEACHERS)

Ulanov G.A.

School-museum's creation is conductive to the development of students' aesthetic skills, contributes to their knowledge about Fine Art. The using of didactic principles strengthens exhibitional activity of a museum.

Keywords: art, museum, students, exhibition.

В существующей системе подготовки учителя изобразительного искусства к работе в общеобразовательных учреждениях представлены задачи по овладению методиками преподавания в основном и дополнительном образовании.

В трудах Н.Н. Ростовцева, Е.В. Шорохова, В.К. Ко-решкова, П.Г. Демчева, А.А. Ковалева, А.С. Хворостова, Т.Я. Шпикаловой указывается на важность обучения школьников декоративно-прикладной деятельности. В последние годы распространено движение по созданию школьных музеев. Вместе с этим часто школьные музеи создаются в соответствии с Образовательной программой учреждения, что соответствуют профильному обучению, и это усиливает социализацию школьников, а также подготовку по ряду образовательных областей. Именно перед художником-педагогом стоят задачи проектирования музейной среды, ее художественного оформления, подготовки и проведения выставок в образовательном пространстве школьного музея.

В последние годы интерес к музейной педагогике заметно возрос, в ряде трудов рассматриваются различные стороны открытия школьного музея, проблемы открытости музейного пространства, его организации [2, 3, 5]. Направленность в подготовке студентов исходит из реализации « ... проблемы педагогического воздействия на развитие художественно-творческих способностей студентов:

развитие у студентов образного мышления, воображения, навыков проектирования объектов и среды» [1, с. 280]. При обучении студентов созданию органичной, функциональной, художественно-оформленной среды школьного музея происходит углубленное изучение образовательной ситуации. Одновременно студентами познаются разные стороны специальной и профессиональной подготовки во взаимодействии, в логике педагогических действий, му-зейно-выставочной деятельности (организация экспозиций и проведение выставок).

Студентов нужно не только научить создавать, оформлять школьные музеи, но и разрабатывать методы и приемы преподавания народного декоративно-прикладного искусства и профессионального искусства в музейной среде, активно и творчески работать по образовательному предмету. Более того, реализация специальной подготовки во многом положительно влияет на степень осмысления студентами методики преподавания изобразительного искусства, понимание инноватики в целом.

В.А. Сластенин пишет о типичной ситуации в современной подготовке учителей следующее: «Особым механизмом развертывания деятельностного содержания субъектного развития педагога выступает трансформация предметного знания в знание учебное, заключающее в себе способы профессиональных действий» [4, с. 404].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.