Научная статья на тему 'Музейно-выставочная деятельность как фактор организации предметно- пространственной среды художником-педагогом в образовательном учреждении'

Музейно-выставочная деятельность как фактор организации предметно- пространственной среды художником-педагогом в образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
511
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / МУЗЕЙ / MUSEUM / ШКОЛА / SCHOOL / ЭКСПОЗИЦИЯ / EXPOSITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уланов Г. А.

Организация предметно-пространственной среды в образовательном учреждении связывается с идеей создания музея. Это необходимо для расширения образовательного и экспозиционного пространства школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXHIBITIONAL ACTIVITY OF A MUSEUM AS A FACTOR OF ORGANIZATION OF THE OBJECT-SPACIOUS ENVIRONMENT BY ARTISTIC TEACHER IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION

Organization of the object-spacious environment in an educational institution is connected with an idea of museums creation. It is necessary for expansion of educational and expositional space of a school.

Текст научной работы на тему «Музейно-выставочная деятельность как фактор организации предметно- пространственной среды художником-педагогом в образовательном учреждении»

чертами учебно-научного подстиля. В исследованиях ученых, методистов, которые занимались вопросом развития речи школьников, встречаем понятия: учебно-научное высказывание, устное развернутое высказывание учебно-научного подстиля (Л.В. Салькова); учебно-научная речь (М.Т. Баранов, Т.В. Напольнова, Г.М. Трифонова); научная речь школьников (С.А. Леонов). Как видим, существуют различные понимания учебной речи от восприятия ее как подстилевой разновидности научной речи (Г.М. Трифонова) до самой научной речи учащихся. Очевидно, что степень научности высказывания во многом зависит от ситуации общения и от того жанра, в котором она реализуется. А это значит, что обучение учебной речи обязательно должно идти через обучение конкретным жанрам этой речи.

Многие ученые-методисты выделяют жанры учебно-научного подстиля, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения. Так, устные высказывания школьников могут представлять собой мотивированные ответы на вопросы, устный пересказ параграфа учебника, связное изложение (сообщение) о каком-либо явлении, обзор, доклад, рассказ по опорным конспектам, схемам, таблицам, выступление с критическим анализом (рецензией) ответа, сообщения, доклада и т.д. К письменным жанрам учебно-научного подстиля относят следующие: библиографию, аннотацию, тезисы статьи, конспект, реферат, отзыв, рецензию, сочинение и др.

Чтобы учащиеся могли создавать устные и письменные высказывания перечисленных выше жанров, требуется целенаправленная систематическая работа учителя. Как пи-

сал Н.И. Кудряшев: «Каждому виду работ надо учить, надо показать приемы работы... В практике же случается, что ученики обречены на самостоятельные мучительные поиски приемов выполнения новых работ, ... напрасно теряя силы и время» [2]. Отметим наиболее востребованные в практике современной школы жанры учебно-научного подстиля: устный развернутый ответ (ответ на вопрос, пересказ, рассказ по таблицам, схемам, анализ ответа), участие в учебном диалоге, письменный развернутый ответ на вопрос, сообщение, доклад, реферат. Мы считаем, что именно этими жанрами в первую очередь должны овладеть школьники, потому что выбранные нами жанры составляют тот минимум, который реализуется на уроках по разным дисциплинам и присутствует в формах итоговой аттестации за курс среднего неполного и полного (общего) образования.

Итак, проблема формирования у школьников культуры владения учебной речью до сих пор не теряет своей актуальности. В связи с этим необходима методика, которая позволит учителям работать над овладением учащимися учебной речью на уроках по всем учебным предметам.

Литература

1. Баранов М.Т. Обучение школьников устной речи на уроках русского языка // Обучение устной речи учащихся в школе на уроках русского языка и студентов филфаков педвузов. - М., 1995.

2. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. Пособие для учителя. - М., 1981.

3. http://fipi.ru.

УДК 745.50:371.65 ББК 85.12:371.65

МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ХУДОЖНИКОМ-ПЕДАГОГОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Г.А. Уланов, соискатель кафедры декоративно-прикладного искусства художественно-графического факультета МПГУ

Организация предметно-пространственной среды в образовательном учреждении связывается с идеей создания музея. Это необходимо для расширения образовательного и экспозиционного пространства школы.

Ключевые слова: образование, музей, школа, экспозиция.

EXHIBITIONAL ACTIVITY OF A MUSEUM AS A FACTOR OF ORGANIZATION OF THE OBJECT-SPACIOUS ENVIRONMENT BY ARTISTIC TEACHER IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION

Ulanov G.A.

Organization of the object-spacious environment in an educational institution is connected with an idea of museum's creation. It is necessary for expansion of educational and expositional space of a school.

Keywords: education, museum, school, exposition.

В образовательных учреждениях соединение основного и дополнительного образования даёт огромные возможности для развития образовательной школьной среды. Введение в нее музейно-выставочной деятельности и создание образовательного пространства способствуют:

- художественному развитию школьников в соответствии с образовательным заказом;

- социализации школьников, адаптации к условиям учебы и восприятию народного искусства, декоративно-прикладного искусства;

- развитию исторического мышления, навыков применения знаний из разных образовательных областей.

В статье В.И. Жога дано определение: «Образовательное пространство есть форма координации знаний, своеобразная подсистема координации научного знания» [2, с. 11]. В связи с этим именно образовательное пространство, которое организовано на основе художественного замысла и технологий оформления, должно отвечать высоким тре-

бованиям развития школьников в коммуникациях, что является актуальным и востребованным современной образовательной системой.

В настоящее время подготовка студентов в системе художественно-графических факультетов педагогических университетов разнообразна, в ней учтены разные стороны специальной и профессиональной подготовки. Следует обратить внимание на тот факт, что художнику-педагогу необходимо проявлять индивидуальные художественные способности к творчеству. Создание выставочного пространства является необходимой частью плодотворной и творческой работы учителя ИЗО.

В связи с этим совмещение нескольких направлений -создание выставочного пространства (как развивающей среды), школьного музея (как условие этнокультурного, национального, поликультурного развития школьников), выработка музейной методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства - предоставляет будущим специалистам большие возможности в

усилении педагогических основ в преподавании. В последнее время начала выходить в свет учебная, методическая литература по организации музеев в школе [3], музейному делу в России [4], развивающему обучению школьников в учебном проектировании [5]. Все это свидетельствует о том, что возникает интерес к педагогически обоснованному применению музейной педагогики в школе.

Для художественно-графических факультетов разработан спецкурс «Организация музейно-выставочной деятельности в школе». В содержании спецкурса раскрыты основные положения о создании условий для обучения, воспитания и развития школьников средствами музейной педагогики. В процессе изучения спецкурса студенты выполняют ряд учебно-творческих заданий по проектированию, оформлению интерьера, дизайну, которые соответствуют специальной и профессиональной подготовке. Кроме того, студенты получают знания по организации и ведению музейного дела в образовательном учреждении.

Возникновение школьных музеев как педагогическое явление имеет продолжительную историю, которая полностью была сопряжена с применением принципов государственной политики. Таким образом, школьные музеи способствуют развитию патриотизма у школьников, сохранению у них исторической памяти, знаний по краеведению. Они всегда занимали значительное место в презентатив-ной и выставочной работе в образовательном пространстве.

В учебном пособии «Художественное оформление в школе» написано: «... в системе образования с еще большей остротой встает проблема приведения школьной предметной среды в соответствие с формирующимся гуманным отношением к взрослеющему ребенку» [1, с. 3]. Именно школьный музей создает условия, в которых школьники воспринимают предметы как объекты искусства и экспонаты. Это необходимо для привития учащимся навыков пребывания в художественно-организованной среде, восприятия декоративно-прикладных работ в пространстве школьного музея. Следует сказать, что создание музеев, по своей направленности связанных с декоративно-прикладным искусством, имеет педагогические и эстетические приоритеты, ориентирующие школьников на художественно-творческое развитие. Создание школьного музея по декоративно-прикладному искусству связано с реализацией инноваций в сфере образования, и это расширяет выставочный и экспозиционный ряд школы.

Предметно-пространственная среда всегда являлась частью материальной культуры. Создание предметов быта и их использование связывалось с историей культуры, народного творчества. В этом плане изучение учащимися основ народного декоративно-прикладного искусства является необходимой областью их художественного, эстетического и нравственного развития.

Художник-педагог призван организовать в школе такой музей, который необходим как образовательное пространство, обеспечивающее школьников особыми условиями, в которых формируется художественный вкус, трепетное отношение к художественному наследию. Роль художника-педагога состоит в выявлении концепции, необходимой для работы школьного музея, что практически выражается в:

- художественном проектировании экспозиции школьного музея;

- художественном оформлении музея (согласно проектированию музейной среды);

- создании образовательной зоны (предназначенной для организации занятий со школьниками по декоративно-прикладному искусству);

- организации выставочного пространства на территории школьного музея (для проведения школьных выставок, мастер-классов, персональных выставок художников-педагогов, педагогов дополнительного образования, учащихся, народных мастеров, профессиональных художников).

Студентов нужно специально готовить к организации школьных музеев, так как в этом виде работ успешно сочетается профессиональная и специальная подготовка.

В области специальной подготовки осуществляется:

- подготовка студентов к проектированию музейной среды (разработка проектной графики, выполнение эскизных проектов, создание макетов);

- обучение студентов основам музейного дела с позиций художественного оформления, дизайна среды, формирования художественных (тематических) коллекций;

- расширение знаний у студентов по организации освещения (локального, выставочного), и в связи с этим обучение оформлению экспозиции и отдельных музейных объектов.

В профессиональной подготовке студентов к организации музея декоративно-прикладного искусства выделяются следующие направления:

- подготовка к применению методики преподавания декоративно-прикладного искусства в образовательном пространстве музейной среды;

- овладение основами методики проектирования экспозиции как визуального ряда при обучении студентов основам декоративно-прикладного искусства (по направлениям профильного обучения);

- методическая подготовка студентов к организации занятий в системе дополнительного школьного образования (объединения, секции, кружки, клубная деятельность, внешкольная работа - краеведение, этнопедагогика).

Литература

1. Демчев П.Г., Черемных Г.В. Художественное оформление в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

2. Жог В.И. Образовательное пространство. Научные труды Московского педагогического государственного университета. Психолого-педагогические науки. Сборник статей. - М.: Издательство «Прометей» МГПУ, 2007.

3. Музей в школе: стимул к размышлению. Сборник статей / Под общей ред. Е.В. Алексеевой. - М.: МП «СТОиК», 2005.

4. Музейное дело в России. Коллективная монография музееведов Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ) и Российского института культурологи (РИК). - М.: Изд-во «ВК», 2003.

5. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.