Научная статья на тему 'Проблема формирования культуры учебной речи школьников'

Проблема формирования культуры учебной речи школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
610
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ РЕЧЬ / EDUCATIONAL SPEECH / КУЛЬТУРА РЕЧИ / STANDARD OF SPEECH / КУЛЬТУРА УЧЕБНОЙ РЕЧИ / CULTURE OF EDUCATIONAL SPEECH / УЧЕБНЫЕ ТЕКСТЫ / EDUCATIONAL TEXTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мостовая И.В.

Статья посвящена проблеме формирования культуры учебной речи школьников, которая заключается прежде всего в умениях создавать качественные учебные тексты различных видов и жанров. Автор обосновывает необходимость универсальной методики обучения школьников учебной речи на уроках по всем предметам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мостовая И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF FORMATION OF CULTURE OF EDUCATIONAL SPEECH OF SCHOOLCHILDREN

The article is devoted a problem of formation of culture of educational speech of schoolchildren which consists first of all in abilities to create qualitative educational texts of various kinds and genres. The author justifies necessity of a universal technique of training of schoolboys of educational speech at lessons in all subjects.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования культуры учебной речи школьников»

УДК 8.085 ББК 81.411.2

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ УЧЕБНОЙ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ

И.В. Мостовая, аспирант кафедры риторики и культуры речи МПГУ

Статья посвящена проблеме формирования культуры учебной речи школьников, которая заключается прежде все го в умениях создавать качественные учебные тексты различных видов и жанров. Автор обосновывает необходи мость универсальной методики обучения школьников учебной речи на уроках по всем предметам.

Ключевые слова: учебная речь, культура речи, культура учебной речи, учебные тексты.

THE PROBLEM OF FORMATION OF CULTURE OF EDUCATIONAL SPEECH OF SCHOOLCHILDREN

Mostovaja I. V.

The article is devoted a problem offormation of culture of educational speech of schoolchildren which consists first of all in abilities to create qualitative educational texts of various kinds and genres. The author justifies necessity of a universal technique of training of schoolboys of educational speech at lessons in all subjects.

Keywords: educational speech, a standard of speech, culture of educational speech, educational texts.

П I роблема формирования культуры учебной речи мы относительно проявлений культуры учебной речи учи

учащихся уже неоднократно поднималась в науч-_ной литературе (прежде всего в работах М.Т. Баранова, Н.В. Колокольцева, В.Я. Коровиной, Т.А. Ладыженской, С.А. Леонова, Р. С. Маликовой, Н.А. Муньковой, Л.В. Сальковой, Г.М. Трифоновой и др.), однако в практике современной школы она по-прежнему остается не менее актуальной, чем раньше, а значит, требует новых подходов и средств для ее решения.

Необходимость формирования учебной речи школьников подтверждается требованиями к выпускникам школ, указанными в Государственном стандарте среднего общего (полного) образования. В частности, к моменту окончания школы учащиеся должны уметь «создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения» [3]; а также аргументированно формулировать свое отношение к различным явлениям, фактам; формулировать на основе полученных знаний собственные суждения; оценивать, объяснять, описывать, сопоставлять, анализировать явления; писать доклады, рефераты, рецензии и т.д.

Необходимость овладения учащимися культурой учебной речи диктуется также формой итоговой аттестации школьников. Задания части С контрольно-измерительных материалов ЕГЭ (признанного с 2008-2009 учебного года основной формой сдачи выпускных экзаменов) содержат следующие формулировки: «дайте свободный ответ», «дайте полный развернутый ответ», «запишите не только ответ на поставленный вопрос, но и весь ход ваших рассуждений». Задания этой части ЕГЭ требуют от выпускников умений оценивать, сопоставлять и сравнивать, давать характеристику, рассуждать и доказывать и, самое главное, представлять свои мысли в форме развернутого мотивированного ответа, создавать текст учебно-научного характера. Перечисленные в названных документах умения являются проявлением высокого уровня культуры владения учебной речью учащимися и требуют от учителей проведения систематической специальной работы по их формированию в процессе обучения в средней школе.

В настоящее время требуемые умения во многом остаются несформированными у школьников и выпускников. Об этом свидетельствуют результаты ЕГЭ; проблему формирования культуры учебной речи как нерешенную осознают учителя - это подтверждают данные, полученные в результате проведенного нами опроса учителей московских и подмосковных школ (всего было опрошено 70 учителей разных специальностей, работающих как в средних, так и в старших классах). Приведем некоторые результаты анкетирования, демонстрирующие, какие именно пробле-

теля считают наиболее значимыми. Учителя отмечают следующие ошибки и проблемы учащихся в устных ответах на уроках: речевые, грамматические ошибки (28,5%); неумение выразить свои мысли, передать основную мысль (25,7%); односложные, неполные ответы (24,2%); маленький словарный запас, затруднение в использовании терминов (24,2%); неумение выстроить свой ответ, сделать его связным и логичным (21,4%); неумение аргументировать свой ответ, отстаивать свою точку зрения (5,7%). Обобщая полученные данные, можно сделать следующий вывод: обозначенные учителями проблемы в устных ответах учащихся связаны с недостаточной сформированно-стью у них общеучебных умений. Результаты опроса свидетельствуют о необходимости разработки специальной методики, позволяющей формировать у школьников культуру учебной речи. Такая работа позволит ребятам учиться успешнее как в школе, так впоследствии и в вузе. Следовательно, проблема формирования у школьников культуры владения учебной речью до сих пор не теряет своей актуальности.

Каковы же должны быть пути решения проблемы? Вопрос о формировании учебной речи школьников, безусловно, исследовался в науке. Однако следует отметить, что большинство работ, посвященных развитию речи учащихся, ограничивается рамками предметов «Русский язык» и «Литература». В то же время школьная практика показывает, что необходима универсальная методика, помогающая учителю сформировать умение учащихся пользоваться учебной речью не только на уроках русского языка и литературы, но и на других уроках.

Кроме того, ведущей деятельностью школьников является учебная деятельность. Значит, повышение уровня культуры учебной речи - это и основа, и путь формирования базовых коммуникативно-речевых умений учащихся на уроках по всем учебным дисциплинам. Уроки русского языка при этом не перестанут играть ведущую роль, поскольку русский язык - это и язык обучения, и его средство.

В настоящее время среди ученых, методистов, преподавателей понимание, что культура учебной речи школьника должна формироваться на уроках по всем предметам, достигнуто. При этом всем понятно, что для достижения наилучших результатов должна быть создана соответствующая образовательная среда с едиными требованиями к учебной речи учащихся.

Чему же нужно учить школьников? Прежде всего, самой учебной речи. В учебно-речевых ситуациях урока (особенно на уроках по предметам гуманитарного цикла) функционирует особый вид речи, связанный с освоением знаний (М.Т. Баранов), - учебная речь, которая обладает

чертами учебно-научного подстиля. В исследованиях ученых, методистов, которые занимались вопросом развития речи школьников, встречаем понятия: учебно-научное высказывание, устное развернутое высказывание учебно-научного подстиля (Л.В. Салькова); учебно-научная речь (М.Т. Баранов, Т.В. Напольнова, Г.М. Трифонова); научная речь школьников (С.А. Леонов). Как видим, существуют различные понимания учебной речи от восприятия ее как подстилевой разновидности научной речи (Г.М. Трифонова) до самой научной речи учащихся. Очевидно, что степень научности высказывания во многом зависит от ситуации общения и от того жанра, в котором она реализуется. А это значит, что обучение учебной речи обязательно должно идти через обучение конкретным жанрам этой речи.

Многие ученые-методисты выделяют жанры учебно-научного подстиля, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения. Так, устные высказывания школьников могут представлять собой мотивированные ответы на вопросы, устный пересказ параграфа учебника, связное изложение (сообщение) о каком-либо явлении, обзор, доклад, рассказ по опорным конспектам, схемам, таблицам, выступление с критическим анализом (рецензией) ответа, сообщения, доклада и т.д. К письменным жанрам учебно-научного подстиля относят следующие: библиографию, аннотацию, тезисы статьи, конспект, реферат, отзыв, рецензию, сочинение и др.

Чтобы учащиеся могли создавать устные и письменные высказывания перечисленных выше жанров, требуется целенаправленная систематическая работа учителя. Как пи-

сал Н.И. Кудряшев: «Каждому виду работ надо учить, надо показать приемы работы... В практике же случается, что ученики обречены на самостоятельные мучительные поиски приемов выполнения новых работ, ... напрасно теряя силы и время» [2]. Отметим наиболее востребованные в практике современной школы жанры учебно-научного подстиля: устный развернутый ответ (ответ на вопрос, пересказ, рассказ по таблицам, схемам, анализ ответа), участие в учебном диалоге, письменный развернутый ответ на вопрос, сообщение, доклад, реферат. Мы считаем, что именно этими жанрами в первую очередь должны овладеть школьники, потому что выбранные нами жанры составляют тот минимум, который реализуется на уроках по разным дисциплинам и присутствует в формах итоговой аттестации за курс среднего неполного и полного (общего) образования.

Итак, проблема формирования у школьников культуры владения учебной речью до сих пор не теряет своей актуальности. В связи с этим необходима методика, которая позволит учителям работать над овладением учащимися учебной речью на уроках по всем учебным предметам.

Литература

1. Баранов М.Т. Обучение школьников устной речи на уроках русского языка // Обучение устной речи учащихся в школе на уроках русского языка и студентов филфаков педвузов. - М., 1995.

2. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. Пособие для учителя. - М., 1981.

3. http://fipi.ru.

УДК 745.50:371.65 ББК 85.12:371.65

МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ХУДОЖНИКОМ-ПЕДАГОГОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Г.А. Уланов, соискатель кафедры декоративно-прикладного искусства художественно-графического факультета МПГУ

Организация предметно-пространственной среды в образовательном учреждении связывается с идеей создания музея. Это необходимо для расширения образовательного и экспозиционного пространства школы.

Ключевые слова: образование, музей, школа, экспозиция.

EXHIBITIONAL ACTIVITY OF A MUSEUM AS A FACTOR OF ORGANIZATION OF THE OBJECT-SPACIOUS ENVIRONMENT BY ARTISTIC TEACHER IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION

Ulanov G.A.

Organization of the object-spacious environment in an educational institution is connected with an idea of museum's creation. It is necessary for expansion of educational and expositional space of a school.

Keywords: education, museum, school, exposition.

В образовательных учреждениях соединение основного и дополнительного образования даёт огромные возможности для развития образовательной школьной среды. Введение в нее музейно-выставочной деятельности и создание образовательного пространства способствуют:

- художественному развитию школьников в соответствии с образовательным заказом;

- социализации школьников, адаптации к условиям учебы и восприятию народного искусства, декоративно-прикладного искусства;

- развитию исторического мышления, навыков применения знаний из разных образовательных областей.

В статье В.И. Жога дано определение: «Образовательное пространство есть форма координации знаний, своеобразная подсистема координации научного знания» [2, с. 11]. В связи с этим именно образовательное пространство, которое организовано на основе художественного замысла и технологий оформления, должно отвечать высоким тре-

бованиям развития школьников в коммуникациях, что является актуальным и востребованным современной образовательной системой.

В настоящее время подготовка студентов в системе художественно-графических факультетов педагогических университетов разнообразна, в ней учтены разные стороны специальной и профессиональной подготовки. Следует обратить внимание на тот факт, что художнику-педагогу необходимо проявлять индивидуальные художественные способности к творчеству. Создание выставочного пространства является необходимой частью плодотворной и творческой работы учителя ИЗО.

В связи с этим совмещение нескольких направлений -создание выставочного пространства (как развивающей среды), школьного музея (как условие этнокультурного, национального, поликультурного развития школьников), выработка музейной методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства - предоставляет будущим специалистам большие возможности в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.