Научная статья на тему 'Дидактические принципы музейно-выставочной деятельности (специальная и профессиональная подготовка художника-педагога)'

Дидактические принципы музейно-выставочной деятельности (специальная и профессиональная подготовка художника-педагога) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСКУССТВО / ART / МУЗЕЙ / MUSEUM / УЧАЩИЕСЯ / STUDENTS / ВЫСТАВКА / EXHIBITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уланов Г.А.

Создание школьного музея способствует развитию у учащихся эстетических навыков, развивает их подготовку по изобразительному искусству. Использование дидактических принципов усиливает музейно-выставочную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC PRINCIPLES IN MUSEUMS EXHIBITIONAL ACTIVITY (SPECIAL AND VOCATIONAL TRAINING OF ART-TEACHERS)

School-museums creation is conductive to the development of students aesthetic skills, contributes to their knowledge about Fine Art. The using of didactic principles strengthens exhibitional activity of a museum.

Текст научной работы на тему «Дидактические принципы музейно-выставочной деятельности (специальная и профессиональная подготовка художника-педагога)»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

случае, если каждый студент будет подготовлен самостоятельно создавать необходимые для совершенствования обучения школьников методические материалы с высокой степенью графической (эскизной) и текстовой проработки. Реальная оценка студентами применения методики преподавания вырабатывается постепенно. Обучение школьников должно проходить в условиях сотворчества, соучастия, сопереживания ученика и учителя, что становится психологической характеристикой образовательной среды и значимо для реализации творческого потенциала каждого из участников образовательного процесса. В свою очередь, методическая подготовка студентов связана с использованием ими творческих навыков по декоративно-прикладному искусству с позиции преподавания, а также передачи социально-художественного опыта (традиции, канона), что свидетельствует об их профессиональной зрелости и компетентности, педагогической отзывчивости к поведению и развитию детей в творчестве.

Литература

1. Демчев П.Г., Черемных Г.В. Педагогические традиции развития творческих способностей у студентов средствами декоративно-прикладного искусства // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Психолого-педагогические науки. Сборник статей. - М.: Издательство «Прометей» М1II У, 2007.

2. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

3. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов ху-дож.-граф. фак. пед. ин-тов. - 3-е изд., доп. и перераб. -М.: АГАР, 1998.

4. Сластенин В.А. Деятельностное содержание профессионально-личностного развития педагога // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Психолого-педагогические науки. Сборник статей. - М.: Издательство «Прометей» МИГУ, 2007.

УДК 745.50:371.65 ББК 85.12:371.65

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СПЕЦИАЛЬНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА)

Г.А. Уланов, соискатель кафедры декоративно-прикладного искусства художественно-графического факультета МПГУ (495)438-19-24

Создание школьного музея способствует развитию у учащихся эстетических навыков, развивает их подготовку по изобразительному искусству. Использование дидактических принципов усиливает музейно-выставочную деятельность.

Ключевые слова: искусство, музей, учащиеся, выставка.

DIDACTIC PRINCIPLES IN MUSEUM'S EXHIBITIONAL ACTIVITY (SPECIAL AND VOCATIONAL TRAINING OF

ART-TEACHERS)

Ulanov G.A.

School-museum's creation is conductive to the development of students' aesthetic skills, contributes to their knowledge about Fine Art. The using of didactic principles strengthens exhibitional activity of a museum.

Keywords: art, museum, students, exhibition.

В существующей системе подготовки учителя изобразительного искусства к работе в общеобразовательных учреждениях представлены задачи по овладению методиками преподавания в основном и дополнительном образовании.

В трудах Н.Н. Ростовцева, Е.В. Шорохова, В.К. Ко-решкова, П.Г. Демчева, А.А. Ковалева, А.С. Хворостова, Т.Я. Шпикаловой указывается на важность обучения школьников декоративно-прикладной деятельности. В последние годы распространено движение по созданию школьных музеев. Вместе с этим часто школьные музеи создаются в соответствии с Образовательной программой учреждения, что соответствуют профильному обучению, и это усиливает социализацию школьников, а также подготовку по ряду образовательных областей. Именно перед художником-педагогом стоят задачи проектирования музейной среды, ее художественного оформления, подготовки и проведения выставок в образовательном пространстве школьного музея.

В последние годы интерес к музейной педагогике заметно возрос, в ряде трудов рассматриваются различные стороны открытия школьного музея, проблемы открытости музейного пространства, его организации [2, 3, 5]. Направленность в подготовке студентов исходит из реализации « ... проблемы педагогического воздействия на развитие художественно-творческих способностей студентов:

развитие у студентов образного мышления, воображения, навыков проектирования объектов и среды» [1, с. 280]. При обучении студентов созданию органичной, функциональной, художественно-оформленной среды школьного музея происходит углубленное изучение образовательной ситуации. Одновременно студентами познаются разные стороны специальной и профессиональной подготовки во взаимодействии, в логике педагогических действий, му-зейно-выставочной деятельности (организация экспозиций и проведение выставок).

Студентов нужно не только научить создавать, оформлять школьные музеи, но и разрабатывать методы и приемы преподавания народного декоративно-прикладного искусства и профессионального искусства в музейной среде, активно и творчески работать по образовательному предмету. Более того, реализация специальной подготовки во многом положительно влияет на степень осмысления студентами методики преподавания изобразительного искусства, понимание инноватики в целом.

В.А. Сластенин пишет о типичной ситуации в современной подготовке учителей следующее: «Особым механизмом развертывания деятельностного содержания субъектного развития педагога выступает трансформация предметного знания в знание учебное, заключающее в себе способы профессиональных действий» [4, с. 404].

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Школьный музей в значительной степени способствует тому, чтобы деятельностное развитие педагога стало востребованным, а это заметно усиливает профессиональную, методическую подготовку будущего учителя. В условиях музейной педагогики во многом происходит трансформация предметного знания в его новое качество - учебное, так необходимое в процессе преподавания пластического искусства.

Наиболее общим в плане самореализации методического, творческого потенциала будущего учителя изобразительного искусства является художественно-эстетическое направление - составная часть дополнительного школьного образования. Наряду с общими вопросами постановки дополнительного образования, часто выявляются именно те, которые в значительной степени дают возможность создавать развивающую среду. Это способствует творческому проявлению специалиста при работе в образовательном учреждении. Одной из таких тенденций сегодня становится создание школьных музеев, которые сочетают в себе разные направления приобщения учащихся к народному и декоративно-прикладному искусству, народной культуре и быту, способствуют реализации этнографического воспитания, изучению искусства. Направленность в работе школьного музея дает возможность сформулировать педагогическую концепцию, использовать педагогическое проектирование для определения его функции и миссии. Создание музея для художника-педагога является важным, организующим началом, влияющим на постановку преподавания, и формирование у школьников эстетического отношения к образовательному предмету, занятиям, получаемым в дополнительном художественном образовании.

При создании школьного музея проявляется творческое отношение учителя к преподаванию, воспитанию школьников средствами искусства, возникает эстетическая среда, необходимая для общения и развития детского творчества. Таким образом, при обучении студентов художественно-графических факультетов педвузов нужно отводить внимание той методической системе, в которой студенты проявят себя наилучшим образом в предстоящей педагогической деятельности. Это относится к подготовке студентов к созданию эстетически-организованной образовательной среды - школьному музею, который способствует детскому творчеству и воспитанию учащихся в предметно-материальной среде.

В области специальной подготовки студентов целесообразно выделять темы по изучению задач проектирования среды, ее художественного оформления, создания музейной обстановки. В части профессионально-методической подготовки студенты изучают новые возможности педагогики искусства в среде школьного музея. Педагогическое проектирование школьного музея является сложной профессиональной задачей, реализация которой сопряжена с деятельностным подходом, практически выражающимся в общем понятии о значимости музейно-выставочной деятельности. Итак, учебная, образователь-

ная, развивающая деятельность, в том числе и музейно-выставочная, должна быть построена на основе соблюдения дидактических принципов - это обеспечит ее включение в образовательное пространство. Студенты должны понимать и научиться применять каждый из дидактических принципов, рассмотренных с точки зрения их использования в музейно-выставочной деятельности.

Принцип научности определяет содержание музейно-выставочной деятельности, ее ориентацию на школьников, использование исторических основ в работе образовательного учреждения. Принцип воспитывающего обучения влияет на понимание задач музейно-выставочной деятельности как системы развития художественно-творческих действий школьников (участие в организации творческих выставок, участие в создании экспозиций из объектов материальной культуры, экспонатов, проведение индивидуальных выставок, занятий в музее, творческих встреч, мастер-классов). Принцип наглядности является наиболее весомым в организации школьного музея, проведении в его пространстве музейно-выставочной деятельности, затрагивающей основы личностно-ориентированной педагогики, а также учебно-проектной и исследовательской деятельности школьников. При этом данный принцип поддерживает ситуацию развития художественного вкуса, создания и проведения презентаций, проектирования экспозиции выставок в школьном музее, что востребовано в повседневной работе. Принцип систематичности и последовательности обеспечивает разнообразное применение музейно-выставочной работы в индивидуально-творческом развитии школьников, создании творческих групп учащихся.

Музейно-выставочная деятельность способствует качественной подготовке студентов, дает возможность им презентовать свои профессиональные достижения как художникам-педагогам.

Литература

1. Демчев П.Г., Черемных Г.В. Педагогические традиции развития творческих способностей у студентов средствами декоративно-прикладного искусства // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Психолого-педагогические науки. Сборник статей. - М.: Издательство «Прометей» М1II У, 2007.

2. Музей в школе: стимул к размышлению. Сборник статей / Под общей ред. Е.В. Алексеевой. - М.: МП СТОиК, 2005.

3. Музей для всех. Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика». Кафедра музейного дела Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма. Вып. 4. - М., 2003.

4. Сластенин В.А. Деятельностное содержание профессионально-личностного развития педагога // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Психолого-педагогические науки. Сборник статей. - М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2007.

5. Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. - М.: ЦДЮТиК, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.