Научная статья на тему 'ИННОВАЦИИ И ТРАДИЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА'

ИННОВАЦИИ И ТРАДИЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СОВРЕМЕННЫЙ ХУДОЖНИК-ПЕДАГОГ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ЦИКЛА / ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косенко Н.А.

Статья посвящена проблемам сохранения традиций в профессиональной подготовке художника-педагога в процессе обучения дисциплинам изобразительного цикла на примере художественно-графического факультета Орловского университета в условиях реализации современных образовательных стандартов, основное внимание обращается на академическую направленность и индивидуальное творческое развитие личности будущего учителя изобразительного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS AND TRADITIONS IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF A MODERN ARTIST-TEACHER

The article is devoted to the problems of preserving traditions in the professional training of the artist-teacher in the process of teaching the disciplines offine arts on the example of the art-graphic faculty of Orel University in the conditions of implementation of modern educational standards, the main attention is paid to the academic orientation and individual creative development of the personality of the future teacher offine arts.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИИ И ТРАДИЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 378.016:75 КОСЕНКО Н.А.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра живописи, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: nade-kosenko@yandex.ru

UDC 378.016:75 KOSENKO N.A.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Department of Painting, Orel State University E-mail: nade-kosenko@yandex.ru

ИННОВАЦИИ И ТРАДИЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА INNOVATIONS AND TRADITIONS IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF A MODERN ARTIST-TEACHER

Статья посвящена проблемам сохранения традиций в профессиональной подготовке художника-педагога в процессе обучения дисциплинам изобразительного цикла на примере художественно-графического факультета Орловского университета в условиях реализации современных образовательных стандартов, основное внимание обращается на академическую направленность и индивидуальное творческое развитие личности будущего учителя изобразительного искусства.

Ключевые слова: сохранение традиций, профессиональная подготовка, современный художник-педагог, процесс обучения дисциплинам изобразительного цикла, творческое развитие личности.

The article is devoted to the problems of preserving traditions in the professional training of the artist-teacher in the process of teaching the disciplines offine arts on the example of the art-graphic faculty of Orel University in the conditions of implementation of modern educational standards, the main attention is paid to the academic orientation and individual creative development of the personality of the future teacher offine arts.

Keywords: preservation of traditions, professional training, modern artist-teacher, the process of teaching the disciplines offine arts, creative development of the individual.

В современном обществе существует такая же востребованность художника-педагога, как и многие десятилетия назад. Только изменилось отношение общества к данной профессии. Поменялась актуальность этой специальности. Очень часто руководящие работники учебных учреждений, имеющие слишком поверхностные, если не сказать хуже, знания об искусстве, считают обязательным введение различных форм модернизации в процесс художественного образования, непременно требуют применения инновационных технологий. Никто из современных педагогов не против разумного использования определенного вида современных технологий, однако, нельзя недооценивать и роль традиций в образовании вообще, а в художественном образовании - тем более.

Целью проведения исследования в данной области является определение баланса между традиционными и инновационными технологиями в художественном образовании, конкретнее - в профессиональной подготовке художника-педагога. Для решения данной проблемы необходимо решить ряд исследовательских задач: анализ состояния художественного образования на современном этапе в нашей стране и за рубежом; выявление необходимых традиционных форм и методов обучения будущих художников-педагогов, а также выбор оптимальных инновационных технологий, которые не будут вступать в противоречие с сущностью профессии художника-педагога.

В нашей стране много раз применялся метод революционного преобразования в области обучения изобразительному искусству. Нельзя сказать, что этот опыт ничего не дал в плане методологии развития художественного

образования. Однако история показала, что путь «отметания» всего старого, упразднения многовековых традиций академической художественной школы не вывел отечественное художественное образование на новый качественный уровень.

Недаром сегодня к обучению в российских классических художественных вузах стремится множество зарубежных студентов. Нельзя не заметить настоящий творческий «прорыв» художников из КНР, которые или учатся в России, или строят образовательный процесс в области обучения изобразительному искусству на примере русской академической художественной школы.

При этом учить подрастающее поколение изобразительной грамоте - это лишь небольшая толика серьезного труда художника-педагога, который должен заниматься не только обучением, но и воспитанием: эстетическим, патриотическим, нравственным. Именно на учителя искусства возложена ответственность за то, чтобы подрастающее поколение страны стало эмоционально отзывчивым, дети научились видеть, ценить, самостоятельно создавать прекрасное. Для возникновения основных ценностно-смысловых приоритетов будущего гражданина необходимо приобщать развивающуюся личность ребенка к миру вечных общечеловеческих ценностей. А это все сложнее становится сделать в нашей противоречивой социальной среде.

Художественно-графические факультеты нашей страны с полувековым (и более) опытом работы по подготовке высокопрофессиональных кадров в области художественной педагогики и в современных условиях перманентной революции в образовании пытаются не

© Косенко Н.А. © Kosenko N.A.

Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (88), 2020 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 88. 2020

снизить уровень ответственности за качество подготовки своих выпускников. Определенные нашими лучшими художниками-педагогами требования к уровню знаний, умений и навыков студентов, будущих учителей изобразительного искусства, гораздо выше и продуманнее случайного набора компетенций, которым в настоящее время должен обладать «универсальный педагог» согласно стандарту «Педагогическое образование».

Существовали продуманные реальные требования по наполненности учебных студенческих групп. Педагоги со стажем прекрасно помнят стандарты первого и второго поколений, в которых регламентировался количественный состав группы для занятий по спецдисциплинам (рисунок, живопись, композиция, декоративно-прикладное искусство, скульптура) - 8-10 человек. Каток «стандартизации» и заданий по так зазываемым «дорожным картам» принес изменения: в вузах объявили нерентабельными студенческие группы, состав которых меньше 25 человек. Поэтому педагог должен придумать, как студент увидит натурную постановку из-за спин и голов его 20 товарищей, как использовать метод наглядного показа, если до 24-го по списку очередь просто не дойдет?

Интересная мысль, связанная с активизацией самостоятельности студентов привела к снижению доли аудиторной работы с преподавателем. Получается, что педагог не может передать свой богатейший опыт студентам. Пусть они самостоятельно постигают изобразительную грамоту. Причем это можно сделать при помощи сомнительных сайтов с мастер-классами художников-любителей.

Дистанционные формы обучения изобразительному искусству - это также требования времени. Вообще то, если педагог распишет алгоритм выполнения учебной постановки, пошлет ее фотографию, а потом получит в ответ фото работы, написанной студентом, - это глупейшая форма проведения занятий, которую бы не допустил применить ни один уважающий себя художник-педагог Введение поисковых методов, решения кейс-задач, проведение занятий в форме диалога или круглого стола и т.д., - кто из педагогов не встречался с рекомендациями применять только такие современные формы обучения? Как можно доказать, что нельзя унифицировать учебный процесс?

Момент введения обязательного тестирования на предмет освоения конкретных профессиональных компетенций вообще выбил из колеи педагогов-предметников, которые помогали студенту постигать суть своей профессии, учили рисовать, писать, творчески мыслить в конкретном творческом материале. Видимо существуют такие тесты, которые проверят степень проявления творчества, уровень художественного мастерства, наличие эмоциональной составляющей. Но кто уверен в том, что такие опросники составляли профессионалы?

В связи с тем, что не все инновации, связанные с требованиями ФГОС возможно осуществить в реальности, а за результат обучения студентов педагоги продолжают нести профессиональную ответственность, возникает необходимость сохранения тех традиций в обучении изобразительному искусству, которые были проверены поколениями.

Само понятие «традиция» - не ново в педагогической науке, оно обозначает устойчивые и значимые явления

педагогического опыта: мысли, ценности, направления, процессы, которые существуют довольно длительно по времени, занимая в историко-педагогическом наследии значимое место. Лучшие педагогические традиции в художественном образовании принято передавать от одного поколения к другому, они определяют взаимосвязи между обучением и культурой в исторически меняющемся обществе.

Традиционными в художественной педагогике в вузе являются такие формы проведения занятий, как лекции и практические занятия. При этом доля практических занятий должна быть значительной. При построении учебных планов по ФГОС многие разработчики стремятся по возможности сохранить максимум учебных часов по дисциплинам изобразительного цикла из того минимума, который официально разрешается вводить в планы. Самостоятельная работа также не пускается на самотек. Все то, что раньше существовало в виде обязательной аудиторной работы, педагог стремится перевести в самостоятельные часы, контролируя данный процесс.

Практические занятия посвящаются, в основном, освоению изобразительной грамоты и творческого мастерства при работе с натуры. Причем сложившаяся десятилетиями система практических заданий остается почти неизменной. На орловском худграфе в современных рабочих учебных программах сегодня более строго стали обозначать темы и продумывать последовательность заданий, чтобы наиболее рационально использовать рабочее время студента и педагога.

Лекционные часы также необходимы будущему художнику-педагогу для изучения теоретических основ искусства, освоения терминологии. Г.В. Беда, в частности, отмечал, что «неустойчивость, нечеткость терминологии в области живописи особенно остро чувствуют художники-педагоги, которые вынуждены вести занятия по живописи, руководствуясь недостаточно разработанной методикой и в значительной мере собственным вкусом» [1, с. 10].

Традиционными остаются педагогические приемы, которые использует преподаватель на занятиях по творческим дисциплинам. Обязательным является наглядный показ, без которого вряд ли можно освоить сложное ремесло художника-педагога. Не освоив те методы и приемы работы определенным художественным материалом, которые демонстрирует педагог, студенту нелегко будет найти свой творческий путь, художественный почерк, а также научить искусству других.

Еще один обязательный пункт - это индивидуальная форма работы со студентами, без которой формирование любой творческой личности невозможна. Именно в процессе практических занятий по дисциплинам изобразительного цикла педагоги ведут традиционно не просто так называемую «контактную работу со студентами» (как это прописано в учебных планах), а осуществляют индивидуальный подход практически к каждому студенту. Именно поэтому отчисленных студентов на нашем факультете почти не бывает. К ним можно отнести только так называемых «случайных, заблудившихся» студентов, которые не по призванию пришли учиться на художественно-графический факультет.

Форма кафедральных просмотров до настоящего времени остается ведущей формой проведения зачетов и экзаменов. Это также продолжение индивидуальной

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

работы со студентом. Просмотры проводятся ежесеме-строво, даже если отсутствует форма контроля по дисциплине. Студент получает оценку педагогов кафедры по пятибалльной шкале, при том, что у него может не быть ни зачета, ни экзамена. Причем в оценивании учитываются не только объективные критерии, но и субьек-тивные, - достижения студента: его личностный рост, творческие находки, даже неравнодушие и степень трудолюбия. Следует отметить, что ни одно тестирование не выявит степень эмоционального отношения к работе и количество вложенных в учебную работу усилий студента, то есть оценивается не только результат, но и сам процесс обучения, и отношение к этому процессу самого обучаемого.

Кроме получения оценки по дисциплине, дополнительным стимулом к учебной деятельности является отбор лучших работ студентов для творческих выставок и методического фонда факультета. В студенческой среде до сих пор остается престижным быть отмеченным кафедрой на просмотре.

Традиционно в методическом фонде Орловского худграфа хранятся лучшие студенческие работы, находятся систематизированные в специально разработанных таблицах задания по рисунку, живописи, композиции для будущего художника-педагога, представлена методическая последовательность выполнения заданий. Сейчас педагоги и студенты магистратуры в рамках научной работы занимаются классификацией и дальнейшей систематизацией накопленных в методическом фонде учебных и творческих работ студентов. Эта серьезная и кропотливая работа должна послужить не только сохранению тра-

диций, но и дальнейшему развитию методической базы старейшего в стране факультета.

Можно назвать выполнение композиции созданием хоть небольшого, но творческого произведения, а в современной интерпретации - это просто работа над проектом.

Изучение поставленной проблемы позволило сделать следующие выводы:

- в профессиональном художественном образовании будущих художников-педагогов следует сохранить традиционные формы обучения, к которым следует отнести наглядный показ приемов работы различными творческими материалами, индивидуальная работа со студентами; просмотры учебных и творческих работ студентов, использование образцов работ из художественных фондов кафедр, факультета и др.;

- необходимо, чтобы инновации в обучении дисциплинам изобразительного цикла коснулись самых необходимых сфер: приобретение нового оборудования, материалов для занятий, совершенствование библиотечного обслуживания и появление возможности знакомиться с новейшими литературными источниками, в том числе при помощи компьютерных технологий;

- для того, чтобы в нашей стране традиционно готовили высокопрофессиональных художников-педагогов, главным предназначением которых был рост скорее не экономического, а духовного богатства подрастающего поколения, необходимо разработать баланс сохранения традиций и введения инноваций в художественном образовании.

Библиографический список

1. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства: учеб. пособие для студентов худ.-граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1977. 186 с.

2. ЗоноваЕ. А. Педагогические традиции и инновации в системе образования. Опубликовано 04.05.2017 https://nsportal.ru

3. Бредихин А.П. «Модернизация» образования в контексте гуманистических традиций и опыта русской национальной культуры // Гуманизация образовательного пространства. Материалы международной научной конференции. [Электронное издание]. 2016. С.410 - 421.

4. Прищепа А. А., Майдибор О. Н. Условия подготовки будущих художников-педагогов к педагогической и творческой деятельности https://research-joumal.org/pedagogy/usloviya-podgotovki-budushhix-xudozhnikov-pedagogov-k-pedagogicheskoj-i-tvorcheskoj-deyatelnosti/

References

1. Beda G.V. Painting and its visual means: studies. manual for students of art. - Graf. FAC. PED. in-tov. M.: Enlightenment, 1977. 186 p.

2. ZonovaE.A. Pedagogical traditions and innovations in the education system. Published on 04.05.2017 https://nsportal.ru

3. Bredikhin A.P. "Modernization" of education in the context of humanistic traditions and experience of Russian national culture / / Humanization of educational space. Materials of the international scientific conference. [Electronic edition]. 2016. Pp. 410 - 421.

4. Prishchepa A.A., Maydibor O.N. Conditions for preparing future artists-teachers for pedagogical and creative activities https://research-journal.org/pedagogy/usloviya-podgotovki-budushhix-xudozhnikov-pedagogov-k-pedagogicheskoj-i-tvorcheskoj-deyatelnosti/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.