Научная статья на тему 'Деконструкция и реконструкция урбанизированных территорий'

Деконструкция и реконструкция урбанизированных территорий Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
263
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Пучков М. В.

The character of urban space and urban fabric was changed during the history of XX century. The distortions of space structures and visual forms were begun from the age of modernism and were continued during the age of postmodern culture. In the distinction of postmodern architecture which has used the conception of a game with forms, urban deconstruction is directed to the deep level of architectural structures. In the modern world the strategy of stability is replaced by the strategy of dynamic development. Contemporary problems could be resolved only by the complex unification of economic, social and architectural arrangements.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Deconstruction and Reconstruction of Urban Territories

The character of urban space and urban fabric was changed during the history of XX century. The distortions of space structures and visual forms were begun from the age of modernism and were continued during the age of postmodern culture. In the distinction of postmodern architecture which has used the conception of a game with forms, urban deconstruction is directed to the deep level of architectural structures. In the modern world the strategy of stability is replaced by the strategy of dynamic development. Contemporary problems could be resolved only by the complex unification of economic, social and architectural arrangements.

Текст научной работы на тему «Деконструкция и реконструкция урбанизированных территорий»

градостроительство

--Деконструкция и реконструкция урбанизированных

территорий. М.В.Пучков

В наше время, «время городов», как назвала его Пекинская хартия Международного Союза архитекторов на рубеже прошлого и нынешнего веков, перед архитекторами и планировщиками возникают проблемы, отличающиеся от проблем середины и конца ХХ века, не говоря уже о более раннем времени. Уже очевидно, что решать их можно только комплексно, объединяя экономические, социальные и архитектурно-градостроительные мероприятия.

Новый город XXI века - это город, эстетические и структурные принципы которого не подчиняются классическим архитектурным определениям и канонам. В конце ХХ века характер городского пространства изменился. Изменение роли стилистического ансамблевого единства и развитие коммуникаций, разрушающих его однородность, привели к тому, что на место классической статичной картины мира приходит динамическая схема, которая порождает новые опыты переживания пространства, и сама структура города подвергается трансформациям. В конце ХХ века система информационных коммуникаций и масс-медиа преобразовала статичные представления о мироздании, в которых фиксировался символический образ мира, в динамическую систе-му-«интерфейс» между человеком и культурным миром. Стремительные изменения культурного мира, совершенствование информационных технологий влияют в том числе и на концепции создания архитектурного пространства и формы. Дополненный новыми проблемами городов, которые требуют адекватного планировочного ответа, этот процесс пересмотра ценностей и принципов строения архитектуры коснулся как эстетической, знаковой основы современной архитектуры, так и функциональной.

Вопросы современной комплексной регенерации и реконструкции урбанизированных территорий не исчерпываются решением функционально-композиционных проблем отдельного участка, а напрямую связаны с проблемами городских систем и коммуникаций различного рода. Первоначально города возникали в наиболее привлекательных местах с точки зрения климата и территориальных особенностей. С течением времени условия для эффективной урбанизации территорий несколько изменились. Одним из основных факторов для быстрого развития стали коммуникационные возможности. В отличие от прошлого и позапрошлого века критерием эффективности транспортных коридоров и узлов является соотношение «цена - время достижения - комфорт». Проблема эффективности транспортных коммуникаций особенно важна для России в силу ее географической протяженности и слабого развития коммуникаций. Следствием являются современные концепции территориального планирования страны, которые предполагают концентрацию ресурсов в области центральных регионов, Москвы, предусматривают создание мегалополиса «Москва-Санкт-Петербург». Альтернативой им выступают проекты развития регионов, использование их инвестиционного потенциала, без которых нашей стране в современных усло-

виях грозит потеря целостности. Это, к примеру, проект сверхскоростной железной дороги, связывающей Россию с запада на восток, проекты региональных деловых, научных и образовательных центров, таких как Большой Евразийский университет в Екатеринбурге.

Современные архитектурные технологии могут быть полезны в регенерации и реконструкции территорий современного города. Деконструкция, как один из последних методов работы с пространством, наиболее глубоко проникает в его многослойную структуру. Городское пространство представляет собой наложение физических и социальных форм активности, характерных для этого пространства, на присутствующие исторические формы, прошлые значения, аллюзии, пустоты, образы и смыслы, внушающие человеку разнообразные гаммы эмоций. Таким образом, архитектурное пространство города - не пустота для нового проекта, а сложный многослойный «текст», или «гипертекст», обладающий смыслом по всей глубине своей истории. В этом «тексте» существуют зоны, где плотность смысловых наслоений максимальна.

Обратимся к идеологическим основам возникновения и развития деконструктивизма. Конструктивисты и функционалисты в своих композиционных исканиях дошли до создания метатекста городского пространства, руководствуясь проектированием на «чистой» территории, не имеющей исторических слоев [1, 30]. Рациональность такой планировки очевидна. Но как язык классицизма обеспечил появление эклектизма, так и конструктивизм явился одним из факторов развития деконструктивизма и дисфункционализма в архитектуре, и в итоге сегодня мы находимся на пороге новой «архитектурно-композиционной» революции. Город более не представляет собой структурированное архитектурное пространство с четкой геометрией границ, а тенденция глобализации охватывает все большие территории. И если использование метода деконструкции имело, скорее всего, неполитические корни, его развитие имеет политический аспект. Выработку решений по трансформации городского пространства нельзя основывать исключительно на художественном, стилистическом или функциональном подходе. Пространство перестает быть пустым, когда новые постройки не замещают старые, а трансформируют и дополняют их. При деконструкции привычная геометрия существующего пространства сохраняется и дополняется новой геометрией, в результате чего мы получаем наложение, повышающее степень свободы в поведении человека в этом пространстве. Таким образом, например, разработана структура Музея иудаизма в Берлине (арх. Дэниел Либескинд). На уровне пространственного распределения функций «текст» города сохраняет свою непрерывность, и нет опасности «опустения» пространства. Полная деконструкция пространства не может существовать в архитектуре, поскольку архитектура слишком зрима, она не может быть стерта, и ее значения не могут быть полностью изменены, де-конструированы.

По методу деконструкции городское пространство обогащается стертыми значениями и приобретает формы, отсылающие к различным слоям истории и социальной жизни. Пространство после деконструкции оказывается включенным не только в культурный контекст современного окружения, но и в культурный контекст истории места. Этот метод не повторяет принципы возрождения «духа места» в постмодернизме, поскольку основу его составляет современная логика, искаженный синтаксис модернизма. Согласно основным положениям деконструкции пространства и архитектурных форм, в структуре пространственных знаков необходимо разделять значение и смысл. Значение более статично, а смысл, напротив, более подвижен [5, 190]. Это - некая зона возможных или допустимых значений в архитектуре, которые в принципе не закладывались изначально при создании концепции. Архитектурная деконструкция становится деятельностью по вскрытию этих смыслов, появляющихся и стирающихся в архитектурном языке через трансформацию важных «фокусных зон» городского пространства.

Этот метод деконструкции и реконструкции представляет собой стремление к повышению интеллектуальности архитектуры, к повышению информативной емкости и эмоциональной силы. Деконструкция пространства не существует в явном виде, поскольку оно не может быть стерто и переписано [3,181]. Архитектурное пространство становится многослойным. Его пластика представляет собой наслоения, конверты и искажения привычной пластики материалов. Ясная и четкая структура классического города неожиданно оказывается полна пустот, «разрывов» между диалектическими связями «означающее-означаемое». Архитектура деконструктивизма использует гра-

достроительный контекст нетрадиционно, играя на формальном контрасте, нюансе или пользуясь определенным набором знаков для вписывания в контекст, опирается на структуру и исторические качества пространства, находя структурные и исторические разрывы в ткани города, воплощая в форме знаки, отсылающие к существовавшим некогда функциям места. Элементы авангарда и деконструктивизма существовали всегда (даже в древнегреческой, средневековой архитектуре), и только сейчас этому феномену было найдено название. Деконст-руктивная архитектура «разрывов пространства», «перемещения осей» и «сдвига форм», как правило, направлена в сторону планомерного искажения традиционных архитектурных языков и часто воспринимается как провокация, сродни некоему авангарду начала нового века. Но в отличие от, например, постмодернизма, который использовал концепцию игры с формой, архитектурным знаком, неожиданную трактовку символа, деконструкция направлена на глубинные пласты архитектурных структур. Внешнее искажение форм, пусть даже и исключительное по масштабу, будет представлять собой только внешнюю трансформацию традиционного языка, игру иконичес-кими знаками. Деконструкция искажает в том числе и правила отношения «форма-функция» [2, 69].

В целом, если свести воедино принципы изменения геометрии и пластики урбанизированного пространства в деконструкции, то они касаются следующих моментов:

- правил композиции архитектурного пространства и структуры формы (это конфигурационный слой - геометрическая грамматика архитектуры);

- пластики пространства: архитектурное пространство становится многослойным, в нем отсутствует привычное раз-

Рис. 1. Проект реконструкции Миддлхевена, Великобритания. Архитектор У.Олсоп

58 3 2009

деление на внутреннее и внешнее пространство, граница между интерьером и экстерьером размыта.

При этом деконструктивизм в городском контексте внес новую тектонику, без которой современная архитектура не могла бы развиваться, он как бы исследовал экстремумы архитектурной формы, за пределами которых она теряется, превращаясь в «ничто». Этот баланс на грани хаоса и порядка так же характерен для деконструктивизма, как характерен баланс на грани китча и элитарности в постмодернизме [4, 18]. Многослойность процесса проектирования выливается в многослойность возможных «прочтений» форм деконструктивизма, как при чтении «гипертекста», что постулирует хаос как новую степень порядка. Но основная роль архитектурной деконструкции в том, что эта концепция разрушила устойчивые научно обоснованные представления об изотропности пространства и существенно обогатила арсенал возможных манипуляций архитектора с пространственной формой, создав новый язык форм для воплощения новых эстетических смыслов.

Современные проекты комплексной реконструкции урбанизированного ландшафта в архитектуре характеризуют продуманное использование концепции «микста», смешения элементов городской композиции. Это может быть функциональный микст - когда создается система пространств с динамически сменяющимися функциями, сосуществующими и поддерживающими друг друга (мультифункциональные центры, мультиплексы, многоуровневые городские узлы и т.д.). Примером может быть проект реконструкции Миддл-хевена архитектора У.Олсопа (рис. 1). Или пространственный микст в качестве композиционного приема по формированию городского ландшафта, который использует соединение пространственных композиций различной конфигурации и различного масштаба для смены эстетических впе-

чатлений горожанина (рис.2). Социально-этнический микст в общественно-жилых массивах, соединяющий различные социальные слои и организующий совместное проживание людей различного дохода, социального статуса, наций, различной культурной идентификации, на сегодняшний день признан более перспективным с точки зрения формирования комфортной психосоциальной среды города, чем «гетто» - национальное или социально-культурное. Композиционно-пластический микст, соединение различных пластических характеристик форм, исключающих монотонность территории, более прогрессивен с точки зрения экологии визуальной среды, чем однообразная пластика городского пейзажа. Многие современные проекты объединяет идея пластического использования метафоры ленты Мебиуса, чтобы подчеркнуть взаимосвязанность внутреннего и внешнего пространства и уникальность конструктивных особенностей архитектурных плоскостей, которые бросают вызов традиционному членению объектов на стены, перекрытия, кровли и т.д. Например, в проекте Factory Housing Бернарда Чуми пластическим прототипом стали образы деконструктивизма (рис. 3). Новый слой города, современный, многофункциональный, возник над существующим старым, сохраняемым без разрушения - как достойная альтернатива «башенной» жилой высокоплотной застройке.

Приватное пространство (пространство дома) и публичное пространство (городское) представляют собой две взаимодополняющие составляющие городской ткани. Их перспективное развитие определит будущий облик городов. Наиболее комфортным и удачным выглядит город, в котором эти два вида пространств ярко выражены, сосуществуют и дополняют друг друга. Современное жилище в том типологическом виде, в котором оно существовало в индустриальную эпоху (в качестве «машины для жилья») сегодня во многом

Рис. 2. Проект реконструкции района в центральной части г. Харькова. Семинар «Архитектурная скорая помощь-2003»

перестает удовлетворять потребности человека. Новые типы занятости, бизнеса и общественной активности горожан требуют создания жилья нового типа, объединения в одном урбанистическом «модуле» нескольких функций.

Пространство города является результатом взаимосвязи природных и культурных механизмов, имеет многослойную структуру, а также мифопоэтическое пространство, «надстроенное» над реальным. В результате современный город может быть истолкован как «гипертекст», как система многослойной нелинейной организации городского пространства. «Гипертекстуальная» модель города соединяет противоречивые тенденции - порядок и хаос, стремление к устойчивой фиксации образа города и стремление к развитию, постоянному процессу написания и переписывания текстуальных пространств внутри структуры современного города. Таким образом, в истории урбанизма ХХ века характер городского пространства кардинально менялся. Доиндуст-риальный город представлял собой текст, который сложило сообщество в процессе своей жизни и который прочитывался каждым. Искажения значений и синтаксиса пространств начались с развитием функционализма. В современном же мире из тезисов нового урбанизма исчезает стратегия стабильности, но появляется стратегия развития. Изменяется не только быстрый пласт городских процессов, но и сама структура города подвергается трансформациям.

Регенерацией на сегодня является практически любое проектное, архитектурное вмешательство в городское пространство и его гармонизация путем разработки форм, «включенных» в поведение городских жителей. Методы деконструкции и реконструкции городского пространства перспективны, поскольку глубоко проникают в структуру пространства, используя его исторический потециал, и позволяют структурировать его на основе современной идеологии.

Литература

1. Адамов О.И. Творческий метод и прототипы пространственных построений А.Веснина. Екатринбург, «Архитектон», 1994, с. 27-41.

2. Вайбель П. Искусство и архитектура в эпоху киберпро-странства. «Художественный журнал», 1997, №16, с. 67-71.

3. Дженкс Ч. Интервью с П.Эйзенменном. История и методология архитектурной критики. М., ВНИИТАГ, 1997, с. 171-200.

4. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М., «Стройиздат», 1985.

5. Чертов Л. Знаковость: опыт теоретического синтеза идей о знаковом способе коммуникационной связи. СПб., изд-во Санкт-Петербургского университета, 1993.

6. Jenks Ch. Deconstruction: the pleasure of absence// AD vol.58 Deconstruction in architecture, 1998, 3-4, p. 23-30.

Deconstruction and Reconstruction of Urban Territories.

By M. Puchkov

The character of urban space and urban fabric was changed during the history of XX century. The distortions of space structures and visual forms were begun from the age of modernism and were continued during the age of postmodern culture. In the distinction of postmodern architecture which has used the conception of a game with forms, urban deconstruction is directed to the deep level of architectural structures. In the modern world the strategy of stability is replaced by the strategy of dynamic development. Contemporary problems could be resolved only by the complex unification of economic, social and architectural arrangements.

Рис. 3. Проект Factory Housing. Архитектор Бернард Чуми

60 3 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.