Научная статья на тему 'Ансамбль площади Мира в Красноярске'

Ансамбль площади Мира в Красноярске Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
583
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ КРАСНОЯРСКА / АНСАМБЛЬ ПЛОЩАДИ МИРА В КРАСНОЯРСКЕ / АРХИТЕКТОР А.С. ДЕМИРХАНОВ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Шагаева Ольга Александровна

Статья посвящена истории формирования архитектурного пространства площади Мира как одного из основополагающих градостроительных ансамблей Красноярска. Рассматриваются этапы формирования градостроительной концепции площади, в основу которой были положены принципы синтеза архитектуры и уникального ландшафта города. Выявляются архитектурные приемы образного решения главных зданий, отвечающие поставленным задачам. Высказывается предложение о необходимости сохранения базовых принципов, положенных в основу формирования архитектурно-градостроительного ансамбля площади, в ходе ее современной реконструкции и модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the history of organization of architectural space of the Mira Square as one of the most important Krasnoyarsk urban ensembles. Stages of the square’s concept organization are reviewed in the article. This concept includes combination of architecture and unique urban landscape. Architectural methods of creative design of main square’s buildings are also revealed. Moreover, the author suggests and proves the fact that basic principles of organization of the square’s architectural ensemble need to be preserved during the process of the modern square’s reconstruction and modernization.

Текст научной работы на тему «Ансамбль площади Мира в Красноярске»

УДК: 711.552(571.51)

О.А. Шагаева

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск) Научный руководитель: доц. кафедры архитектурного проектирования С.Ф. Ямалетдинов

[email protected]

Ансамбль площади Мира в Красноярске

Аннотация

Статья посвящена истории формирования архитектурного пространства площади Мира как одного из основополагающих градостроительных ансамблей Красноярска. Рассматриваются этапы формирования градостроительной концепции площади, в основу которой были положены принципы синтеза архитектуры и уникального ландшафта города. Выявляются архитектурные приемы образного решения главных зданий, отвечающие поставленным задачам. Высказывается предложение о необходимости сохранения базовых принципов, положенных в основу формирования архитектурно-градостроительного ансамбля площади, в ходе ее современной реконструкции и модернизации.

Ключевые слова: градостроительный ансамбль Красноярска, ансамбль площади Мира в Красноярске, архитектор А.С. Демирханов

Площадь Мира - один из главных современных градостроительных ансамблей Красноярска. Площадь расположена на Стрелке при слиянии рек Качи и Енисея. Это место является «отправной точкой» развития Красноярска, что придает площади мощный исторический контекст. В XVII в. на месте современной площади находился деревянный острог Красный Яр, а после пожара место острога заняла торговая площадь, которая с середины XIX в. получила название Старобазарная. Постройки Старобазарной площади сохранялись до начала XX в., когда Красноярск начал преобразовываться в крупный административный и промышленный центр Красноярского края. В настоящее время архитектурный ансамбль площади формируют крупные общественные здания: Красноярский музейный центр (в прошлом Красноярский филиал Центрального музея В.И. Ленина); Красноярская краевая филармония и здание центра «Метрополь» с главной доминантой городского центра - башней КАТЭКНИИуголь.

Как указывает в своей статье сотрудник ГАКК С.В. Кухта: «Бурный рост промышленного строительства в Красноярском крае во второй половине XX в. обозначил диспропорцию между уровнем промышленного потенциала территории и степенью ее социокультурного развития. Стала очевидной необходимость выработки механизмов по устранению этой диспропорции, что привело к провозглашению в 1981 г. патриотического почина «Превратим Сибирь в край высокой культуры!» [Кухта, 2014]. В новой пятилетке 1981-1985 гг. были поставлены задачи сооружения новых и реконструкции существующих объектов культурного назначения. «Официально инициативы больших преобразований в крае были закреплены в совместном постановлении Красноярского краевого комитета КПСС, исполкома Красноярского краевого Совета депутатов трудящихся и коллегии Министерства культуры РСФСР «О мерах по дальнейшему развитию культуры и искусства в Красноярском крае на 1981-1985 гг.» [Там же]. Ответственным за реализацию данной программы в Красноярске был председатель крайкома партии П.С. Федирко.

В городе не хватало построек общегородского значения на видном, знаковом месте, которые могли бы указать на высокие культурные достижения Красноярска. Для укрепления статуса города «Культурная столица Сибири» потребовалось сооружение крупного архитектурного ансамбля. Таким ансамблем и явилась площадь Мира на Стрелке.

Работу над проектом нового градостроительного ансамбля Красноярска возглавил заслуженный архитектор РСФСР Арэг Саркисович Демирханов, который был также одним из авторов градостроительной концепции застройки и благоустройства площади им. 350-летия Красноярска при съезде с коммунального моста на левый берег Енисея (соавторы арх. А.С. Брусянин и К.Ф. Неустроев). В реализованном ансамбле А.С. Демирханов проявил себя как архитектор-градостроитель, умело объединивший крупные архитектурные сооружения площади с природными доминантами города в единую пространственную композицию. По словам главного архитектора Красноярска Э.М. Панова25, «идея неразрывной связи предмостного архитектурно-градостроительного ансамбля с окружающей природой пронизывает всю композиционно-художественную систему: от планировочной организации площади до формирования интерьеров помещений, от определения масштабов сооружений до выбора отделочных материалов» [Панов, 1982, с. 57]. Уникальный ландшафт Красноярска, где главенствующее место занимает водная гладь Енисея с зелеными просторами островов и панорама горных склонов правобережья, стал основой градостроительной композиции нового ансамбля на Стрелки.

Первоначально площадь на Стрелке задумывалась как мощная открытая платформа с отдельно стоящим объемом концертного зала и ярко выраженной высотной доминантой (ил. 1). Пространство площади являлось полностью пешеходным и ориентировалось на Енисей и его окружение. Транспортные магистрали и площадь решались в разных уровнях. Пешеходу давалась возможность пройти через

25 Э.М. Панов возглавлял архитектурно-планировочное

управление Красноярского горисполкома с 1981 по 1987 г.

площадь на о. Татышев. Связующим элементом между городом и природой стал пешеходный мост, который являлся продолжением улицы Мира. В ходе дальнейшей работы градостроительное решение площади неоднократно менялось. Автором проекта было предложено несколько вариантов расстановки зданий, но основная идея градостроительной композиции — связь города с природой — осталась неизменной. Окончательное решение площадь получила после включения в единый ансамбль здания музея В.И. Ленина (ил. 2).

Архитектурно-градостроительное решение площади строится на двух композиционных осях, которые открывают ее природному окружению, образуя два направления движения: на о. Татышев и набережную Енисея. Первая ось, найденная уже в первых эскизах планировки, продолжает направление ул. Мира и проходит вдоль протяженного фасада стилобата башни КАТЭКНИИуголь через вантовый пешеходный мост к зеленому массиву о. Татышев. Это точка наиболее выгодного раскрытия ансамбля, отсюда, как отмечалось в первой публикации, посвященной ансамблю Стрелки, «лучше всего «прочитывается» его архитектурная идея: чередование внешне независимых, нарочито непохожих — формой, цветом, величиной — объемов, но вместе с тем связанных общей крупностью масс, их членений, цельностью образованного ими силуэта» [Шимко, 1986, с. 3]. Вторая ось начинается от вертикали КАТЭКа и подходит, минуя главный вход концертного зала, через второй пешеходный мост к зданию музея. На этом движение главной оси не заканчивается — она проходит через «арку» между двумя объемами музея к набережной Енисея.

«Основными и взаимосвязанными идеями площади стали историческое место и единение зрителя с природой, их взаимосвязь, — отмечает автор градостроительной концепции Стрелки — А.С. Демирха-нов. — Этим двум «посылам» подчинено все: смотровые площадки по периметру концертного комплекса, огромные стеклянные витражи концертного зала и филиала музея Ленина, проход через здание музея, простор пешеходного пространства площади. Если рассмотреть с другой точки зрения, площадь является неким торжеством, происходит игра на контрасте между зеленым, природным ландшафтом о. Татышев и урбанистикой Красноярска. Линией, разделяющей город и природу, является Енисей»26 (ил. 3).

Вертикальной доминантой, «держащей композицию» площади, служит высотное здание КАТЭКНИИуголь — точка схода ее главных направлений. Следует отметить, что здание КАТЭКа является высотной доминантой не только для площади Мира, но и для города в целом, оно «закрепляет» данное историческое место в пространстве как ключевой градостроительный узел Красноярска, как некую «финальную точку» исторического центра. Автором изначально задумывалось наличие мощной вертикальной доминанты, и для нее было определено соответствующее место. Архитектурный образ реализованной башни КАТЭКа (архитекторы В.В. Орехов и Н.В. Петрова) напоминал острожную башню, что было символично для данного места. Первоначально башня име-

26 Из беседы с А.С. Демирхановым.

ла бетонные «венцы» — наклонные ограждения балконов, а завершалась композиция вертикального объема своеобразной «головой» — вертолетной площадкой, предусмотренной для пожарной эвакуации с верхних этажей здания. Ступенчатый силуэт многоэтажной гостиницы (архитектор В.К. Шадрин) в завершении стилобатной части КАТЭКа со стороны города поддерживает панораму живописных горных склонов.

Непрерывность сплетения объемов площади продолжают здания концертного зала и музея. Оба здания разведены в пространстве площади и имеют островное положение. Каждое из них в отдельности могло бы потеряться в «глубине» енисейских просторов. Смыкаясь в единый строй, самостоятельные общественные здания образуют единую панораму речного фасада Стрелки. Их своеобразное и неповторимое архитектурное решение подчиняется главной идее ансамбля — единению с природой.

Автором проекта концертного комплекса с большим залом на 1700 мест и малым залом на 500 мест также выступил архитектор А.С. Демирханов (соавтор архитектор Т.М. Изотова). Если вход в большой зал организован со стороны площади, то объем малого зала консольно нависает над открытой нижней террасой Стрелки. Стилобатная часть комплекса, скрывающая инженерно-технические помещения, облицована красно-коричневыми камнями сиенита или его имитацией, что помогает зданию естественно вписаться в пейзаж (из сиенита сложены красноярские столбы). Светлые стены зальной коробки, «парящие» над остальным объемом театрального здания, напоминают паруса и, как уже было замечено ранее, «ассоциируются с образами моря — фантастический корабль, граненая громада айсберга» [Шимко, 1986, с. 3].

Выходящее на набережную Енисея здание филиала Центрального музея В.И. Ленина, по словам одного из авторов проекта А.С. Демирханова (соавторы художники В.И. Коротков, А.С. Бакусов, В.Л. Ривин), напоминает своими объемами «скульптурное нагромождения сиенитовых столбов». Два объема музея и нависающая между ними галерея образуют «арку», ориентированную на набережную Енисея и место стоянки парохода «Святитель Николай»27, который является выгодным композиционным акцентом музейного комплекса.

К концу 1980-х гг. архитектурный ансамбль площади Мира в целом был завершен (частично недостроенными оставались стилобат и башня КАТЭКа). Исторический центр Красноярска получил новое, современное «звучание». Сегодня главные постройки и территория в целом нуждаются в качественной реконструкции. Уже в постсоветское время радикальной реконструкции подверглось здание концертного комплекса, были предприняты попытки реконструкции и благоустройства отдельных фрагментов территории с включением новых объектов: здание Арбитражного суда (на месте недостроенного стилобата КАТЭКа), Триумфальная арка в честь 375-летия Красноярска, памятник командору Н.П.

27 В 1897 г. на пароходе «Святитель Николай» к месту ссылки был доставлен В.И. Ленин. Пароход восстановлен в 1970 г.

Резанову, памятник В.П. Астафьеву и др. В итоге различных перестроек и модернизации объектов площади прежнее единство ансамбля утрачено (ил. 4).

Площадь Мира является важнейшим архитектурным и градостроительным центром Красноярска, объединившим в себе основные пешеходные и транспортные потоки, связь прошлого города и его будущего, демонстрирующим синтез города и природы. Объекты площади уникальны благодаря неповторимым архитектурным решениям, каждое из которых можно рассматривать отдельно. Вместе они составляют единый архитектурно-художественный ансамбль. Несмотря на имеющиеся изменения, площадь нуждается в сохранении базовых принципов, положенных в основу ее формирования как одного из основополагающих градостроительных ансамблей Красноярска.

Список литературы

1. Кухта С.В. Превратим Сибирь в край высокой культуры (Реализация и результаты патриотического почина в Красноярском крае) // КГКУ ГАКК, 2014. — URL: http://красноярские-архивы.рф/ gosudarstvennyi-arkh/deyatelnost/vystavki/515 (дата обращения: 25.04.2015)

2. Панов Э.М. Новый градостроительный ансамбль Красноярска // Архитектура СССР. - 1982. - № 7—8. - С. 56—57.

3. Шимко В.Т. Застывшая музыка Стрелки // Красноярский рабочий. — 1986. — № 113. — С. 3.

Список сокращений

КАТЭКНИИуголь - аббревиатура, включающая два понятия: Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс и научно-исследовательский институт проблем угольной промышленности. КГКУ ГАКК - Краевое государственное казенное учреждение Государственный архив Красноярского края.

O.A. Shagaeva Siberian Federal University (Krasnoyarsk) Scientific adviser is S.F. Yamaletdinov [email protected]

Architectural Ensemble of the Mira Square in Krasnoyarsk

Abstract. The article deals with the history of organization of architectural space of the Mira Square as one of the most important Krasnoyarsk urban ensembles. Stages of the square's concept organization are reviewed in the article. This concept includes combination of architecture and unique urban landscape. Architectural methods of creative design of main square's buildings are also revealed. Moreover, the author suggests and proves the fact that basic principles of organization of the square's architectural ensemble need to be preserved during the process of the modern square's reconstruction and modernization.

Keywords: Krasnoyarsk urban ensemble, ensemble of Mira Square in Krasnoyarsk, architect A.S. Demirkhanov

Ил. 1. Макет застройки площади на верхней террасе Стрелки. Вариант конца 1970-х гг. Снимок из личного архива А.С. Демирханова

Ил. 2. Макет застройки площади на верхней террасе Стрелки. Вариант 1981 г. Снимок из личного архива А.С. Демирханова

Ил. 3. Панорама ансамбля Стрелки. Конец 1980-х гг. Снимок из личного архива А.С. Демирханова

Ил. 4. Современный ансамбль площади Мира. Снимок В. Степанова [URL: http://krskdaily.ru/uploads/2013/09/strelka.jpg]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.