Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 4 (295). Филология. Искусствоведение. Вып. 75. С. 121-124.
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Т. В. Бондаренко
НОВЫЕ ФУНКЦИИ И ТИПЫ ПЛОЩАДЕЙ ГОРОДОВ СИБИРИ
(рубеж XX-XXI веков)
Прослеживается процесс формирования новых функций и типов площадей на рубеже XX-XXI вв. В качестве объектов исследования выступают градостроительно-планировочные структуры, являющиеся архитектурными ансамблями площадей сибирских городов: Томска, Красноярска, Иркутска, Омска, Бийска, Барнаула. Автор выявляет закономерности возникновения камерных площадей, изолированных от движения городского транспорта, отмечает их художественную ценность, а также анализирует влияние региональных особенностей на формирование облика сибирского города.
Ключевые слова: архитектурно-художественный облик города, архитектурный ансамбль площади, градостроительное развитие, сибирские города.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью научно обосновать культурно-историческую ценность площадей городов Сибири. Современная социально-экономическая ситуация заставляет переосмысливать взгляды на проблемы градостроительства Сибири. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. происходит поиск соотношения природной среды и сложившейся исторической основы крупных городов Сибири, современенных градостроительных принципов и перспектив развития. Научно обоснованный поиск решений градостроительных проблем настоящего времени невозможен без учета эволюционных связей исторических эпох и преемственности развития архитектурных ансамблей площадей. Цель исследования - выявить особенности архитектурных ансамблей площадей городов Сибири как важнейших динамично развивающихся градообразующих компонентов; определить специфику становления новых типов площадей на рубеже ХХ-ХХ1 вв. В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи: выявить новые функции и типы площадей в процессе развития агломерационных систем (конец XX в.); классифицировать площади городов Сибири в культурно-стилевом контексте.
В сибирских городах одновременно с активизацией интереса к возрождению и благоустройству исторически сложивжихся архитектурных ансамблей площадей происходит освоение свободных территорий с организацией на них площадей нового типа. Наблюдается процесс использования специфических региональных особенностей городов для формиро-
вания уникального облика архитектурных ан-самлей площадей. Например, в Красноярске в 1995-2000 гг. на самом возвышенном месте береговой линии Енисея закладывается вписывающийся в окружающий ландшафт сквер имени основателя города А. А. Дубенского.
Красноярск, Иркутск, Томск, Омск, Барнаул в 1970-80-х гг. вошли в число крупных городов Сибири, что определило новые территориально-масштабные и качественные критерии реконструкции исторически сложившихся площадей и формирования площадей нового типа, развивающихся в соответствии с генеральными планами. Архитектурный облик сибирских городов меняется: строятся фонтаны, скверы, идет реставрация исторических зданий. На композиционной оси Иркутска сформировалась площадь имени С. М. Кирова - композиционное ядро города. «В проекте детальной планировки центра Иркутска удачно выбрано место для главной силуэтной панорамы города. Высокое прибрежное плато в створе 3-й Советской ул. находится в геометрическом центре всей планировочной структуры Иркутска и имеет прекрасный обзор из различных внутренних и внешних зон» [7. С. 126]. В 1970-х гг. в Иркутске ведется строительство уникальных общественных сооружений на исторически сформировавшихся площадях. «Гостиница “Ангара” на площади им. С. М. Кирова, институт на набережной Ангары, торговый комплекс на рыночной площади определили масштаб будущих общественных узлов города» [7. С. 113]. Площадь С. М. Кирова с северной стороны оформля-
ется мемориальным парком, символизирующим место основания Иркутского острога. На площади доминируют архитектурные объемы церковных построек: Спасская церковь (Иркутский объединенный музей), Богоявленский собор (Художественный музей), Римско-Католическая церковь (Органный зал филармонии). Центральную часть площади занимает здание Администрации Иркутской области. Фонтаны в сочетании с растительностью, лестничные марши, ведущие к набережной Ангары, создают неповторимый облик центрального архитектурного ансамбля площади в Иркутске. Площадь Труда Иркутска - интересный архитектурный ансамбль, в структуру которого входят памятники и сооружения разных лет: городской цирк, центральный телеграф, областной суд. Улица А. И. Желябова соединяет площадь Труда с площадью имени С. М. Кирова.
В Томске в 1970-80 гг. были коренным образом реконструированы локальные участки исторического ядра (устье реки Ушайки): на месте торговых рядов Базарной (Гостинодворской) площади конца ХУШ - начала XIX вв. создается главная административно-общественная площадь Томска. Функциональную основу ансамбля площади формируют Богоявленский собор, часовня Иверской Божьей Матери, Томский драматический театр, памятник В. И. Ленину. В 1991 г. был составлен новый генеральный план застройки Бийска, который не предусматривал уничтожение построек старого города. Первые проекты Бийска планировали реконструкцию центра Приобского района и Привокзальной площади, облагораживание улиц и площадей. В процессе реконструкции Бийска новый масштаб застройки определил его силуэт. В этот период площадь Текстильщиков Барнаула подверглась коренной реконструкции. Из пояснительной записки архивного экземпляра № 1 «Главархитектуры» города Барнаула [1] видно, что данная площадь является площадью транспортного назначения. К 2000 г. с юго-западной стороны площади разбит сквер, на территории которого построен круглый фонтан. В глубине сквера просматривается торец здания Детско-юношеского центра (1958 г.).
К последней трети XX в. наметилась тенденция формирования площадей памяти, являющихся местом материализации истории, им свойственны камерность, изолированность от движения городского транспорта, правиль-
ность размещения малых архитектурных форм, грамотный подбор зеленых насаждений. Площадями памяти в Барнауле являются площади им. В. Н. Баварина, В. М. Шукшина, Н. Г. Кузнецова, Г. К. Жукова, А. Д. Сахарова, площадь Ветеранов (посвящена воинам, погибшим во время войн в Афганистане, Чечне). Площадь Ветеранов находится при пересечении проспекта Комсомольского и Обского бульвара, в 1991 г. состоялось торжественное открытие мемориала, увековечивающего память 144 погибших земляков во время войны в Афганистане (функция - мемориальная). В центре площади - Дом интернационального движения имени К. К. Павлюкова. Композиционный центр площади - Вечный огонь (стилизованная чаша на гранитном постаменте), к которому ведет краснокирпичная дорожка, как символ дороги из родного дома в вечность. Внутренний дворик, перекрытый конструкцией, повторяющей силуэт православного храма, олицетворяет Родину. Площадь Ветеранов располагается на естественном возвышении, что способствует великолепному обзору в сторону Обского бульвара. Площадь А. Д. Сахарова находится между улицей Г. М. Димитрова и ул. Молодежной Барнаула при пересечении с Социалистическим проспектом, является аванплощадью площади Советов (функция площади - транспортная и общественно-административная). Здание Дворца спорта стоит на возвышении относительно уровня площади Советов и замыкает перспективу открывающегося пространства. Значительно возвышаясь над общим уровнем застройки площади, просматривается здание драматического театра имени В. М. Шукшина - одно из лучших архитектурных сооружений Барнаула (1973 г.). Площадь имени В. М. Шукшина расположена на пересечении улицы В. М. Шукшина и улицы А. Н. Юрина Барнаула. В центре камерной и уютной площади установлен памятник В. М. Шукшину работы скульпторов М. А. Кульгачева, Н. В. Звонкова, при участии скульптора В. Ф. Рублева, архитектора С. А. Боженко (1989 г.). Размеры памятника определены градостроительной ситуацией: сидящая фигура В. М. Шукшина на невысоком постаменте выполнена в полный рост. Памятник хорошо просматривается со стороны улицы В. М. Шукшина, являясь композиционно-смысловым центром ансамбля. Функция площади - транспортная. Площадь Г. К. Жукова (треугольной формы) находится при пересечении улицы Георгиева и улицы
Новые функции и типы площадей городов Сибири.
123
50 лет СССР Барнаула. Функция - площадь памяти. Ее композиционным центром является мемориальный камень с надписью: «Здесь будет установлен памятник четырежды Герою Советского Союза Г. К. Жукову». Мемориальный камень находится напротив кинотеатра «Искра», который ограждает площадь от существующих девятиэтажных домов. Площадь
Н. Г. Кузнецова располагается при пересечении улицы Шумакова и улицы Балтийской Барнаула. Функция - площадь памяти. До 2005 г. на территории площади находился корабль-буксир, установленный на кирпичный фундамент. В настоящее время на месте кафе возведено торговое здание «Мария-Ра». В образе площади просматривается морская тематика. Народная площадь располагается на пересечении улиц Исакова и Попова Барнаула. Функция площади комбинированная - транспортная и общественно-торговая. В 2004 г. значительная часть пустыря была отдана под строительство торгового комплекса «Эльдорадо» в соответствии с генпланом города.
В начале XXI в. выделяемая всеми генпланами Барнаула главная композиционная ось города - Ленинский проспект - получает свое логическое завершение. Помимо существующих площадей в узловых точках проспекта организуется площадь памяти В. Н. Баварина. Архитектурный ансамбль площади начал формироваться еще в 1985 г., когда было построено здание речного вокзала. В 2003 г. в центре площади установлен памятный знак из гранита с надписью: «Площадь названа в честь главы городского самоуправления Барнаула В. Н. Ба-варина (1939-2003)». Функции площади: общественная и транспортная. Архитектурная доминанта площади - краснокирпичная часовня Святого Владимира с позолоченной главкой (архитекторы А. Ф. Деринг, С. И. Тисленко). К концу XX в. в композиционном построении генеральных планов Барнаула наблюдается выделение главной композиционной оси - Ленинского проспекта, в узловых точках которого формируются крупные площади, выполняющие разнообразные функции: площадь В. Н. Бавари-на, площадь Советов, площадь Октября. А около центральной, главной площади формируются аванплощади: площадь Ветеранов, площадь
А. Д. Сахарова. Таким образом, намечается композиционное пересечение двух осей.
Исторически сложившаяся репутация Омска как пыльного степного города, утвердившаяся за ним с дореволюционных времен, по-
будила руководство Омска принять решительные меры по его преобразованию. Естественный дугообразный изгиб берегового очертания Иртыша открывает широкие возможности для восприятия всего берегового левобережного фронта. Площадями памяти в Омске являются площадь М. Е. Бударина (набережная реки Оми), площадь И. Д. Бухгольца (перед Речным вокзалом), площадь Н. В. Гоголя [4. Д. 139. Л. 273] (ул. 3-я Чередовая, Гоголя, 5-я Че-редовая, Кольцова); площадь С. Ф. Лагоды [5. Д. 139. Л. 273] (ул. 1-я Чередовая, Школьная, Санитарная, Лагоды); площадь И. Д. Лицкеви-ча [2. Д. 340. Л. 12] (пересечение ул. Нефтезаводской и 22 Апреля); площадь А. С. Пушкина (перед зданием областной библиотеки); площадь А. С. Пушкина [3. Д. 94. Л. 198] (бывшая Шкроевская площадь); площадь Ш. Руставели (улица 8-9-я Чередовая, Ш. Руставели, М. В. Ломоносова); площадь Н. В. Томского [6. Д. 111. Л. 78]; площадь А. К. Серова. Архитектурный ансамбль площади А. К. Серова, названной в честь летчика-испытателя, складывался на протяжении трех десятилетий: южная часть площади оформлена зданием администрации Ленинского округа, построенным в 1970-х гг.; западная сторона площади ограничена жилыми домами улицы А. К. Серова, построенными в 1950-е гг. В 1970 гг. на западной стороне улицы А. К. Серова были построены девятиэтажные дома. На северной стороне площади А. К. Серова размещается фундаментальная постройка жилого дома (архитектор - Е. А. Степанов), одним крылом выходящая на проспект К. Маркса, другим - на улицу А. К. Серова. Это здание было построено в начале 1950-х гг., во внешней отделке использованы колонны, пилястры. От площади
A. К. Серова до бульвара Победы раскинулся проспект К. Маркса.
К концу XX в. в композиционном построении генеральных планов городов Сибири Омска, Барнаула, Томска выделяются главные композиционные оси: в Барнауле Ленинский проспект, в Томске - Ленинский проспект, в Омске - улица В. И. Ленина. На главных осях города, в узловых точках, формируются крупные площади, выполняющие разнообразные функции. В Барнауле площадь В. Н. Баварина, площадь Советов, площадь Октября; в Омске - площадь Ф. Э. Дзержинского, площадь
B. И. Ленина, Ленинградская площадь; в Томске - площадь Революции, площадь В. И. Ленина. В городах Сибири около центральных,
главных площадей формируются аванплоща-ди. В Барнауле - площадь Ветеранов, площадь
A. Д. Сахарова; в Омске - площадь И. Д. Бух-гольца, площадь Театральная. В Иркутске, Бийске, Змеиногорске, также выделяется главная композиционная ось города - улица
B. И. Ленина, но общественный центр представлен только одной административной площадью В. И. Ленина. На композиционной оси Иркутска сформировалась огромная площадь имени С. М. Кирова - композиционное ядро города. Исключением является Красноярск, так как у него три композиционных оси - улица В. И. Ленина, проспект Мира, ул. К. Маркса. Основные магистрали Красноярска перпендикулярно пересекает улица Вейнбаума, продолжением которой является Коммунальный мост, образующий Театральную и Предмостную площади. На трех основных композиционных осях Красноярска сформировалось четыре площади: Мира, Правосудия, Революции, Красная. В начале XXI в. в Красноярске проведены огромные работы по реконструкции Привокзальной площади, превратившейся в целостный архитектурный ансамбль, в структуру которого входят фонтаны, скульптуры.
В заключении можно отметить, что настоящее исследование представляет собой один из первых опытов комплексного изучения историко-архитектурного наследия в процессе территориального роста сибирских городов: Томска, Красноярска, Иркутска, Омска, Бийска, Барнаула. Изучение темы основывалось на концепции современного понимания архитектурного наследия и его места в культуре XXI в. Четко обозначилась тенденция к расширению списка объектов в культурном наследии, например, площади, которые не могут быть музеефици-рованы, но требуют юридической охраны.
На рубеже XX-XXI вв. в городах Сибири реконструкция становится одной из важней-
ших проблем. Одновременно с активизацией интереса к возрождению и благоустройству исторически сложившихся архитектурных ансамблей площадей происходит освоение свободных территорий с организацией на них новых площадей. Выявляются новые типы площадей, сформировавшихся в конце XX в. в городах Сибири; классифицируются площади городов Сибири в культурно-стилевом контексте.
Наблюдается процесс использования специфических региональных особенностей городов для формирования уникального облика архитектурных ансамлей площадей городов Сибири. В процессе роста и реконструкции городов новый масштаб застройки определил внутреннюю ландшафтную основу и силуэт исторически сформировавшихся площадей. Градостроительная значимость площадей общественных центров в инфраструктуре городов Сибири заключается в том, что они являются историческими центрами города и сохраняют значение исторического ядра и в современных градостроительных условиях.
Список литературы
1. Архив «Главархитектура» г. Барнаула. Рабочий проект реконструкции площади Текстильщиков в г. Барнауле, 1990. Экз. № 1.
2. Государственный архив Омской области (ГАОО). Ф. 26. Оп. 1.
3. ГАОО. Ф. 235. Оп. 1.
4. ГАОО. Ф. 270. Оп. 1.
5. ГАОО. Ф. 3159. Оп. 1.
6. Красноярск в четырёх веках : путеводитель по истории города 1628-2003 / сост.
А. М. Буровский, В. П. Зыков. Красноярск, 2003. 95 с.
7. Оглы, Б. И. Формирование центров крупных городов Сибири. Новосибирск, 1999. 168 с.