АРХИТЕКТУРА. ДИЗАЙН
УДК 720.021
ПРОБЛЕМА АРХИТЕКТУРНОГО АНСАМБЛЯ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДОВ
СОВРЕМЕННОЙ ГЕРМАНИИ
И.Б. Дагданова
В статье излагается опыт застройки последних десятилетий в крупнейших городах Германии на основе принципов гармонизации пространственной среды, окружающей человека, композиционного взаимодействия элементов среды. Градостроительная структура как архитектурный ансамбль, его роль в формировании образа города, создании целостной и выразительной композиции не должна быть игнорирована отечественной градостроительной практикой. Опыт проектирования и строительства архитектурных ансамблей в современной Германии может быть использован для создания устойчивой среды для жизни и гармонического развития личности в новых условиях нашей страны.
Ключевые слова: архитектурный ансамбль, градостроительный ансамбль, городская среда, архитектурная среда, композиционная структура, комплекс, реконструкция.
THE PROBLEM OF ARCHITECT ENSEMBLE ON THE EXAMPLE OF CITIES IN
MODERN GERMANY
I.B. Dagdanova
In this article we described the experience of the last 10-years development in the largest cities of Germany, based on the principles of harmonization of the three-dimensional environment and the compositional interaction of the environment elements. Town-planning structure as an architect ensemble. Its role in building up the image of the city, creating an integral and bright composition mustn't be ignored by the native town-planning practice. The architect experience and the experience of architectural ensembles in modern Germany can be used to create the stable living conditions and the harmonious development of a personality in the new conditions of our country.
Key words: architectural ensemble, city-planning ensemble, city environment, architectural environment, compositional structure, complex, reconstruction.
Классические примеры архитектурных ансамблей городов стран Западной Европы, в том числе Германии, и особенно Италии, убеждают в том, что именно ансамблевые системы, их запоминающийся художественный облик, визуальная целостность композиционного решения ансамбля формируют образ города. При посещении Италии всегда ощущается потрясающее эмоциональное воздействие архитектурно-художественных образов ансамблей в Риме, Венеции, Флоренции, Пизе. Человек испытывает незабываемые чувства, ощущает положительные эмоции при восприятии прекрасной архитектуры эпохи Возрождения, таких мастеров как Брунеллески, Микеланджело, Сансовино и многих др. «Перетекающие» пространства в градостроительных ансамблях, композиционная согласованность форм и зданий, гармония и целостность ансамблевой структуры, восприятие ее зрителем во времени лежат в основе эстетического воздействия на человека. Красивейшие ансамбли Венеции, Флоренции, главные из которых - площадь Святого Марка с Пьяцеттой в Венеции и ансамбль площади Синьории - улицы Уффици во Флоренции с прекрасными скульптурными композициями формируют запоминающийся образ города. Своеобразие городских ансамблей, архитектура зданий, возвышенное настроение туристов, атмосфера радости привлекают и сегодня массы людей. Замечательный австрийский архитектор-градостроитель Камилло Зитте, живший в Вене во 2-й половине 19 века, писал, что «по возвращении из Венеции или Флоренции ... нас болезненно раздражает эта безвкусная современность», и «если можно было бы чаще бывать в местах, красотой которых насла-
ждаешься, легче было бы переносить тяготы жизни и вести вечную борьбу с повседневными неприятностями» [5].
Архитектурный ансамбль - композиционно целостная градостроительная структура, художественно согласованное единство архитектурных сооружений и окружающей среды, эстетическое воздействие которого человек особенно ощущает при перемещении в пространстве, испытывая положительные эмоции.
При посещении Берлина, где ведется бурное строительство с привлечением мастеров архитектуры, ощущается глубокое понимание современными немецкими архитекторами роли ансамблевой застройки в создании полноценной городской среды. После окончания второй мировой войны и разрушения Берлинской стены в центре столицы Германии образовались незастроенные территории, подходящие для масштабного строительства. Послевоенная реконструкция города и объединение Берлина в 1989 г. вернули городу своеобразие исторической городской ткани. Одна из градостроительных задач была в преодолении сложившейся политической топографии, превратив столицу объединенной Германии в один город. Послевоенные эксперименты с современными архитектурными течениями прекратились в 1991 г., после чего произошел возврат к традициям градостроительства в комбинации с современной архитектурой. Восстанавливаются архитектурные ансамбли, относящиеся к Х"УШ-Х1Х вв., продолжающееся и сегодня строительство современных градостроительных ансамблей подчеркивают статус Берлина как столицы крупного государства. Немалую роль в этом процессе сыграло и само население: горожане активно участвовали в обсуждении проектных предложений, справедливо считая архитектуру как выражение индивидуальности города. Кстати, мнения и пожелания будущих жителей жилых районов учитываются при создании градостроительных проектов и сегодня.
Новый Правительственный ансамбль в Берлине
Удачным примером современного градостроительного ансамбля является новый Правительственный ансамбль с обновленным Рейхстагом, со зданием Федеральной Канцелярии и «лентой» правительственных зданий, включивший в композицию изгиб реки Шпреи и стоящий на противоположном берегу новый железнодорожный вокзал Лертер Банхоф. Огромная площадь между парламентом и правительством, перед главным входом в Рейхстаг - площадь Республики, прежде называвшаяся Королевской площадью, должна превратиться, по словам авторов проекта, в «место для встреч и являться мостом между смежными городскими зданиями и территориями». После падения Берлинской стены было решено градостроительными приемами воплотить идею объединения Германии. «Лента правительственных зданий» - так назвали группу из трех зданий, предназначенных для Ведомства Федерального Канцлера, Рейхсканцелярии, Парламентской библиотеки - места работы депутатов, из них два последних - блоки, где размещаются комитеты Германского Бундестага.
Архитекторы Аксель Шульц и Шарлотта Франк, Штефан Браунфельс выстроили все здания в одну линию, дважды пересекающую изгиб Шпреи и символизирующую объединение Запада и Востока.
В здании Парламентской библиотеки (1998-2003), для работы парламента Германии - Бундестага (рис. 3), размещены: центральная библиотека парламента, зал слушаний, офисы и залы заседаний, различные консультативные подразделения Бундестага. Они возведены на восточной стороне Шпреи, на территории бывшего Восточного Берлина.
Регулярная структура, похожая на гребень, с внутренними дворами, закрытыми с трех сторон, является повторением структуры всех зданий «ленты».
Рис. 1. Лента правительственных зданий: 1 - Здание Рейхстага; 5, 6, 7, 8, 9 - лента правительственных зданий; 15 - Центральный вокзал
Здание Федеральной Канцелярии (рис. 2), т. е. Совет Министров (1997-2001) -комплекс из стекла и необработанного бетона завершает «ленту правительственных зданий».
Рис. 2. Здание Федеральной Канцелярии Рис. 3. Здание Парламентской библиотеки
Главный фасад, обращенный на площадь, имеет необычный дизайн. Двор почета перед прозрачным фасадом с двухъярусным портиком служит экспрессионистской сценой, где канцлер с командой приветствует прибывших гостей. В здании размещены кабинет канцлера с офисом, жилые помещения канцлера, 310 офисов для персонала. Далее мост ведет к парку канцлера на западном берегу Шпреи. Архитектурное и функциональное единство этих зданий, связанных общественным пешеходным мостом, символизирует воссоединение разделенного г. Берлина. Три Федеральных здания замыкают Площадь Республики со стороны реки. Широкий разрыв в «ленте» обеспечил их пространственную взаимосвязь со зданием и площадью перед новым железнодорожным вокзалом, возведенным на противоположном берегу реки. Все сооружения вместе с Площадью Республики и обновленным зданием Рейхстага образуют градостроительный ансамбль. Упорядоченность форм, пропорциональное членение объемов и фасадов зданий, крупный масштаб ансамбля, сочетание новой застройки с историческим зданием Рейхстага, композиционная организация сооружений, ландшафта, открытых пространств формируют гармонично увязанную среду. Обилие остекленных плоскостей на фасадах современных правительственных зданий олицетворяет открытость и доступность власти народу.
Здание Рейхстага (рис. 4) с новым знаменитым куполом, за реконструкцию которого британский архитектор сэр Норман Фостер в 1999 г. был удостоен престижной Приц-керовской премии, символизирует незыблемость немецкого государства. Талант архитектора проявился в том, что сэр Фостер заново возвел купол как символ немецкой государственности, тогда как изначально из-за дороговизны Рейхстаг было решено восстановить без купола, с огромной плоской крышей. Стеклянный купол Рейхстага диаметром 40 м, высотой 23,5 м и весом 1 200 тонн, помимо уникальных эстетических качеств, оригинально трактованной функциональности в сочетании с инновационными инженерными решениями положил начало новому течению - экоархитектуре. Один из главных принципов Фостера - это комфортное нахождение в архитектурной среде. Органическая форма купола, обзорная площадка, оборудованная внутри купола на высоте 40,7 м., две круговые рампы, ведущие к ней, позволяют обозревать панораму Берлина. Огромный зеркальный конус в центре доставляет солнечный свет в зал заседаний и позволяет наблюдать за происходящим в зале. Световые шахты и системы естественной вентиляции создают уникальный микроклимат, не нарушающий природной среды, и позволяет существенно экономить на энергоресурсах.
Центральный вокзал - Лертер Банхоф (арх. Геркан, Марг и партнеры). Построенный заново в 2006 г., после объединения Германии, Берлинский Центральный вокзал оказался в центре Берлина, рядом с правительственным кварталом (рис. 5), но на северной стороне реки Шпреи. Повторяющая изгиб реки, изогнутая форма здания вокзала удачно согласовывается с застройкой Площади Республики, завершая общую композицию ансамбля.
Рис. 4. Здание Рейхстага. Рис. 5. Центральный вокзал. Фрагмент
На переднем плане - Парламент
Ориентированный главным фасадом на комплекс правительственных зданий, вокзал, несомненно, является частью крупного градостроительного ансамбля. Архитектура здания, с его крупным масштабом и большими размерами, выразительна, стилистически и композиционно подчинена идее единства и связи с застройкой правительственного квартала. Концепция проекта Лертерского вокзала определяет, по словам авторов проекта, тенденции развития архитектуры вокзалов: «Современные вокзалы не только отвечают
новым функциональным требованиям, объединяя в себе наряду с перронами и кассовыми автоматами кафе, магазины и автостоянки, но становятся важными архитектурными и градостроительными доминантами городов». «Архитектурный облик нового вокзала подчеркивает его месторасположение на перекрестке двух железнодорожных направлений: «запад - восток» и «север - юг». Пути «север - юг» проложены под рекой на глубине 15 м. Именно эта ось подчеркивается эффектным вестибюлем вокзала. Два его высоких стеклянных портала, обращенные на север и юг, фланкированы по бокам симметричными зданиями - «скобами». Эти два здания, предназначенные для офисов железнодорожной компании, наподобие мостов перекинуты через стеклянную крышу, объединяющую расположенные на уровне 10 м над землей перроны железнодорожного сообщения «восток - запад». Построенный вокзал, своим пространственным решением и ясной структурой, производит очень сильное впечатление. Стеклянная крыша, повторяющая изгиб Шпреи, перекрывает наземную станцию по всей длине единым безопорным сводом. «Особенно эффектно она смотрится изнутри - при пересечении с такой же стеклянной крышей здания вокзала. Это средокрестие грандиозных стеклянных сводов вызывает естественные ассоциации с храмовой архитектурой или знаменитым Хрустальным дворцом Джозефа Пак-стона. Вертикальной доминантой комплекса является 60-метровая вытяжная башня, увенчанная логотипами Дойче Бан». Вокзал, безусловно, является ярким и уникальным архитектурным сооружением. Формирование и развитие архитектурных ансамблей в современной Германии идут в увязке с архитектурой ландшафта, дизайном открытых пространств как неотъемлемых составляющих архитектурных ансамблей. Классические ансамбли 17-19 веков (Цвингер, Версаль, Петергоф и др.) представляют прекрасные образцы стилистического единства архитектуры дворцовых комплексов и парков со скульптурами, фонтанами, газонами, цветниками. Современному языку архитектуры соответствует адекватный язык ландшафтного дизайна, благоустройства и озеленения ансамблей с характерными, своеобразными, авангардными решениями открытых пространств: газонов, фонтанов, площадей и улиц, городской скульптуры. Для оформления открытых площадей нового правительственного ансамбля в 1996 г. был проведен международный конкурс среди ландшафтных архитекторов. Для реализации был утвержден проект берлинских архитекторов Мюллер и Веберг. Характер планировки площади Республики и Бундесфорума вдоль ленты правительственных учреждений, по словам авторов проекта, должен быть «простым, но представительным». Территория площадью около 8,5 га увязана с внешними габаритами рейхстага. Газоны, группы деревьев из клена, лип и ясеней визуально составляют единое целое с расположенным южнее зоопарком. Площадь между канцелярией федерального канцлера и новым зданием Бундестага заполнена рядами газона и плитки, фонтанами. Здесь же предусмотрены скамьи, киоски. Новый правительственный ансамбль вместе с новым вокзалом отражает лучшие традиции архитектуры Германии конца ХХ века.
Ансамбль площади Парижа (Паризер платц) в Берлине
Градостроительное предложение по реконструкции площади Парижа (рис. 6) заключалось в восстановлении замкнутой городской площади и объединении с Бранден-бургскими воротами (конец 18 века.). Сегодня площадь - это законченный ансамбль, представленный зданиями дипломатических миссий, банков, бывших зданий
Академии искусств и Комендатуры, построенных с участием известных архитекторов, в частности, таких как ЯР. Кляйхус, Фр.О. Гери, К. де Портзампарк, Г. Бениш. Общий характер застройки площади - фоновый, из 4-х, 5-ти, 6-этажных зданий, но с достаточно индивидуальным образным многообразием, особенно внутренних пространств.
Традиционный прием постановки Бранденбургских ворот обусловил симметричность площади Парижа относительно главной оси площади, ворот и бульвара Унтер ден Линден. Восстановленные в своем историческом облике здания Комендатуры с Бранден-бургскими воротами и отеля «Адлон» задают масштаб и характер застройки, что решает проблему сочетания старого и нового.
Рис. 6. Площади Парижа
Воссозданный фасад нового отеля имитирует стиль начала 19 века. Образное решение новых зданий на площади гармонично взаимодействует со старыми решениями. Площадь Парижа - это пример создания ансамбля на основе единства стилистического многообразия.
Новое здание Академии искусств (архитекторы Гюнтер Бениш и Вернер Дерт) построено на прежнем участке Академии (1907-1937 гг.). Такое решение было принято в период воссоединения Германии. Новое здание состоит из трех составляющих: главное здание, сад скульптуры и залы для выставок. Здание, имея достаточно узкий корпус (рис. 7), развивается в глубину, на весь квартал. В главном блоке, выходящем на Паризер платц, размещаются представительские помещения, на одном из верхних этажей этой части здания - библиотека и читальный зал. Выше - зал пленарных заседаний, который открывается в сторону выставочного зала и у которого южная стена решена в остро-модернистском ключе: многоэтажная скошенная стеклянная стена. Отсюда по открытым лестницам имеется доступ в сад скульптуры. Внутреннее пространство многосветного холла-вестибюля насыщено элементами в виде стеклянных перегородок и косых открытых лестниц. На крыше-террасе размещены клубные помещения. Полуразрушенные кирпичные стены, ограничивающие в центре здания зал для выставок, сохранены как свидетельство исторического прошлого, каких немного осталось на Паризер платц. Старые стены с явным налетом продолжительной истории можно заметить снаружи через новый остекленный фасад Академии искусств.
Рис. 7. Новое здание Академии искусств
Здание Французского Посольства (арх. Кристиан де Портзампарк) также построено на своем историческом месте на Паризер платц. Ранее дипломатическая миссия располагалась в барочном трехэтажном городском дворце до его разрушения во второй мировой войне. Архитектура здания нового представительства помещений посольства вызывает ассоциации с прежним городским дворцом, но решенным в современных формах: внушительный фасад с крупными членениями формы, глухая плоскость стены первого этажа с входным портиком, большие оконные проемы второго и третьего этажей. Полностью остекленный верхний этаж формирует горизонтальное завершение фасада.
Новое здание Немецкого Банка DG Банк (арх. Фрэнк О. Гери) обращено к Паризер платц зданием самого банка и к Беренштрассе жилым домом. Образное решение здания соответствует архитектуре площади: с геометрически простым, но элегантным фасадом из итальянского известняка, с большими вертикальными окнами без членений. Противоположный фасад более пластичен, как и крыша. Знаменитый стеклянный атриум высотой в 5 этажей с неравномерно изогнутой кровлей из стали и стекла, в центре атриума размещен конференц-зал, свободная форма которого напоминает огромную металлическую медузу.
Офисное, жилое и торговое здание по адресу Паризерплатц 6-а (арх. Б. Винкинг, 1998). В промежутке между Дрезднер Банком и Домом Либермана разместился сравнительно узкий корпус, по высоте соответствующий фронту площади, но в глубине застройки вырастающий за контур на три этажа.
Офис управления Дрезднер банка (арх. Геркан и Марг, 1997). Южный фасад здания, выходящий на площадь Парижа, представляет собой облицованную светлым песчаником плоскость, прорезанную вертикальными проемами окон, с глубоким двухэтажным входным порталом по оси здания. Большое открытое крыльцо перед порталом направляет посетителей в прямоугольное двусветное фойе и далее - во внушительный, цилиндрической формы, холл диаметром 29 м, вокруг которого на всех пяти этажах организованы помещения. Холл перекрывается стеклянным куполом и делает возможным его освещение, поскольку здание обстроено с трех сторон - в соседних строениях располагаются квартиры и обслуживающие помещения. Гостевые номера выходят на освещенную южным солнцем великолепную террасу, которая делает возможным прекрасный обзорный вид на площадь Парижа. Верхний жилой этаж привлекает внимание яркой зеленью патины бронзовых панелей.
Градостроительный ансамбль Потсдамер платц в Берлине
Потсдамер платц была до войны одной из наиболее важных площадей: не очень красивая в градостроительном плане и архитектурном, но полная жизни, с трамваями, транспортом, всегда меняющаяся - германский эквивалент Пиккадили или Таймс-сквер. Война превратила площадь в пустыню, впоследствии на этой территории была воз двиг-нута стена. В 1990 г. Сенатом Берлина была сформулирована программа восстановления застройки территории между парком Тиргартен, библиотекой западногерманского архитектора Ганса Шаруна и Ляйпцигер платц, собственники площадок - крупнейшие компании Даймлер-Бенц, Сони и другие присудили 1-й приз архитекторам Ренцо Пиано и Кри-стофу Колбекеру за проектные предложения для Даймлер-Бенц и американскому архитектору Хельмуту Яну для площадки компании Сони.
На территории Потсдамер платц создано нерегулярное общественное пространство, не похожее ни на одно из существовавших. Оно примыкает к Ляйпцигер платц, которая будет воссоздана на старом восьмигранном плане. При реконструкции ансамбля Пот-сдамер платц были соблюдены принципы «критической» реконструкции, принятые для Берлина: восстановлена довоенная сетка улиц.
Рис. 8. Градостроительный ансамбль Потсдамер платц в Берлине
Сохранены традиционные направления улиц: север-юг - Линкштрассе с восточной стороны от площадки Даймлер-Бенц, преобразованная по центральной части улицы в зеленый линейный парк, под которым проходит линия метро, запад-восток - Потсдамершт-рассе. Сохранили свое направление и остальные улицы, оставшиеся от города 19 века. Площадка Даймлер-Бенц (рис. 9) занимает южную часть территории. Новая ось - диагональная аллея к юго-западу от Потсдамер платц к пешеходной площади Марлен Дитрих со зданиями казино и мюзик-холла ведет к большой золотой стене библиотеки на территории бывшего Западного Берлина, куда надеялись сделать новый вход от площади Марлен Дитрих. Площадка Даймлер-Бенц - это крупный многофункциональный квартал: наряду с многочисленными офисами имеются жилье, магазины и рестораны, отель, кинотеатр, большая сцена 3-0 театра, казино и мюзик-холл.
Рис. 9. Площадка Даймлер-Бенц (вид сверху) и Сони-центр
Архитекторами Пиано и Колбекером были заданы высоты зданий, направления улиц, функции, а также характер архитектуры и цветовое решение зданий. Ведущими материалами являются стекло и терракота. В проектировании комплекса участвовали такие известные архитекторы как Рафаэль Монео, Ричард Роджерс, Арата Исодзаки, Ханс Кол-хофф. 27-этажная офисная башня Ханса Колхоффа завершает комплекс Потсдамер платц на северо-востоке, образуя в паре с башней Р. Пиано ворота от площади к улице. Кульминацией комплекса на юге площадки является 21-этажное здание Мерседес-Бенц, одетое, как и другие, в стекло и цветную терракотовую плитку. Кроме единства цветового решения все здания отличаются привлекательной и элегантной архитектурой, соответствующей офисным зданиям. В северной части участка Р. Роджерс запроектировал большое здание в виде трех кубических блоков для офисов, торгового центра «Аркада» и жилых квартир. Здания архитекторов Р. Роджерса и А. Исодзаки ограничивают территорию с востока, выходя на Линкштрассе. Здание А. Исодзаки - это два прямоугольных коммерческих блока, стоящих параллельно друг другу вдоль длинного двора атриума и соединенных переходами. Фасады облицованы терракотовой плиткой.
Здание компании Даймлер Крайслер, арх. Ханс Колхофф. Это офисное 101-метровой высоты здание, ограничивающее площадь Потсдамер платц с юго-запада, играет большую роль в композиционно-пространственной структуре ансамбля Потсдамер платц.
Треугольное в плане, на площадь здание выходит острым углом. Динамика композиции усиливается ступенчато сужающимися кверху объемами здания. 27-этажный монолит из красного кирпича в комплексе со стоящей через улицу башней Сони-центра доминирует в пространстве площади и образует «ворота» на площадь со стороны западного Берлина.
Площадка компании Сони занимает северную часть отведенной для нового строительства территории, перед парком Тиргартен. Треугольный в плане участок был полностью спроектирован одним архитектором. Пространственная организация комплекса предусматривала периметральную застройку участка с перекрытой общественной зоной в центре. Хельмут Ян спроектировал в этом комплексе офисы компании Сони, жилье, торговые пространства вокруг гигантской овальной площади, городской развлекательный центр с различными залами кинотеатров. Веерообразный купол овальной площади несет и большую эстетическую нагрузку, став одним из главных символов нового Берлина. В комплексе сохранен взятый в «стеклянную витрину» памятник архитектуры - бывший отель «Эспланада». Градостроительный ансамбль Потсдамерплатц с ультрасовременными кварталами корпораций Сони и Даймлер-Бенц являет собой пример высокого уровня новой архитектуры Берлина. Архитекторы Ханс Колхоф и Хельмут Ян отметили входную зону на площадь доминирующими башнями на углу Ляйпцигерштрассы. Поставленные по обе стороны Ляйпцигерштрассы высотные башни концерна Даймлер-Бенц и Сони-центра активно организуют пространство площади, одновременно являясь мощными ориентирами в городском архитектурном пространстве.
Градостроительный ансамбль Ляйпцигер платц, Берлин (Арх. Хилмер + Сат-лер + Албрехт)
До недавнего времени Ляйпцигер Платц была заброшенной песчаной пустыней. Сегодня историческая восьмигранная форма площади восстанавливается после разрушений, нанесенных второй мировой войной, и падения Берлинской стены. Площадь была создана между 1732-1734 гг. на окраине города согласно плану главного архитектора Филиппа Герлаха как расширение района Фридрихштадт и названа «Октагон. Потсдамские Ворота». Одновременно созданные площади Паризер платц и Мерлинг платц вместе с Ляйпцигер платц относились к нарядным площадям города в стиле «барокко». На рубеже XVШ-XIX вв. площадь застраивалась великолепными дворцами. Вплоть до войны здесь стоял самый большой в Европе универсальный магазин Альфреда Месселя. Сегодня ведется восстановление и реконструкция оригинальной восьмигранной формы площади.
Ландшафтная архитектура площади (арх. Хейке Лангенбах) также в значительной степени повторяет исторический образец. На площади будут высажены японские храмовые деревья - японская вишня, которыми будут отмечены углы восьмигранника, и установлены 42 скамейки. Концепция реконструкции площади заключается в сочетании современных крупных форм с традиционными для Берлина фасадами. Четыре здания повторяют форму площади, три из которых обращены на Ляйпцигер платц. «Дом - ворота» отмечает входную зону на площадь со стороны Потсдамер платц. Вертикальные членения фасадов этого дома подчеркивают вертикали доминант на углу Ляйпцигерштрассе: концерна Даймлер-Бенц и Сони-центра. Пропорциональное членение плоскости фасадов «дома - ворот» повторяет пропорции высотной башни Колхофа, создавая визуальную связь с Потсдамер платц. В смежном с ним здании - «Дворце Города» доминируют высокие, на этаж, окна. Для всех зданий характерно простое трехчастное членение фасадов. Здание на противоположной стороне площади повторяет те же самые элементы дизайна. При выборе облицовочных материалов архитекторы следовали формуле: «разнообразие в единстве». Там были применены ракушечник для «дома - ворот», бежевый известняк для «Дворца Города», керамическая плитка для облицовки фасадов третьего - офисного здания. Архитектура зданий характерна горизонтальным членением объема на три яруса. В результате структура фасадов визуально объединяет здание с другими зданиями, формирующими площадь. Используется прием выделения нижнего яруса в два этажа как надежного основания здания. Выделение опор основания в виде массивных пилонов, облицованных естественным камнем, подчеркивает ясность и открытость архитектурной формы. Такой прием служит гарантией композиционной целостности всей градостроительной структуры Ляйпцигер платц. Здания, образующие ансамбль, имеют схожие функции. Первый этаж в основном предназначается для розничной торговли, выше шесть этажей занимают офисы, на фасадах обозначенные рядами маленьких окон. На верхних четырех этажах строятся роскошные квартиры, каждая общей площадью от 120 до 250 квадратных метров. Высокие окна, на высоту помещения, балконы и обильное озеленение крыш создают комфортную среду для проживания. Сады, устроенные в некоторых частях крыши, дополняют гармонию в виде панорамных видов на Берлин.
Олимпийский парк, Мюнхен (арх. Гюнтер Бениш, 1968 г.)
Олимпийский парк (рис. 10) был построен к летним Олимпийским играм 1972 г., проходившим в Мюнхене. В настоящее время парк является местом общественной активности, отдыха, чему способствуют живописная планировка парка с многочисленными павильонами, сооружениями, открытыми спортивными площадками, водоемами, театром на открытом воздухе, искусственной горой высотой 52 метра, построенной из обломков зданий, разрушенных в годы второй мировой войны. Здесь устраиваются выставки, проводятся крупнейшие концерты, спортивные тренировки и состязания, привлекающие огромное количество людей.
Рис. 10. Олимпийский парк, Мюнхен
Великолепная архитектура стадиона на 78 тысяч зрителей, плавательного бассейна, территории олимпийского парка - это архитектурный ансамбль в природной среде, вызывающий ассоциации с дворцовыми парками, но построенный в современных формах и современными материалами. Уникальное покрытие Олимпийского комплекса, грандиозного бассейна, части территории парка, созданное архитектором Отто Фрэем, напоминает тонкую паутину. Остекленное криволинейное покрытие из металлических вантовых конструкций проходит сквозной темой ансамбля, объединяя сооружения и открытые пространства в единое целое. Олимпийский парк, который ежегодно посещают четыре миллиона человек, включен в список охраняемых архитектурных памятников.
Ансамбль «Мир BMW» (арх. Вольф Д. Прикс, Coop Итте1Ь(Г)аи, Австрия) и Автомобильный центр BMW в Мюнхене
«Мир BMW» - новый комплекс в Мюнхене, размещенный на углу участка, на пересечении двух направлений, находится рядом с Олимпийским парком (рис. 11). Выразительный, необычный объем нового здания комплекса BMW - два конуса, врезающиеся друг в друга, является не только композиционным и коммуникационным центром нового комплекса, но и соединяет его с Галереей - мостом, объединяющим комплекс «Мир BMW» с музеем и заводом BMW, построенными ранее.
Рис. 11. Ансамбль «Мир BMW» в Мюнхене: а - вид сверху 3-х зданий; б - Автомобильный центр BMW
Авторы - архитекторы нового здания комплекса BMW сформулировали концепцию своего проекта словами: «Архитекторы всех времен всегда видели в земном притяжении своего врага и мечтали победить его любыми средствами. Мы создали свой собственный «деконструктивистский» архитектурный язык. Язык отрицания. Мы, безусловно, находились под влиянием архитектуры революционной России и прекрасно знали татлин-скую башню и ленинскую трибуну Лисицкого». Творческий принцип авторов, по их словам, - это отрицание архитектурного языка тоталитарных обществ: «оси симметрии, нечеловеческий масштаб, камень, неподвижность, ориентацию на вечность». Шестиэтажный комплекс, два этажа которого - надземных (подземные отведены под автомобильную стоянку), состоит из четырех раздельных корпусов, накрытых огромной стальной крышей, которая напоминает вздымающееся облако.
Пространство двойного конуса - место для выставок, встреч, общения.
Для посетителей: VIP - гостиные, администрация, магазины и рестораны, многофункциональный зал-театр на 600 мест, проводятся различные мероприятия и брифинги. Будущие покупатели автомобилей могут задержаться здесь на 6-8 часов. В центральном павильоне расположены приемная и самая большая в мире выставка-презентация автомо-
билей марки BMW, где происходит ежедневное обслуживание высокого класса до 250 клиентов и продажа новых автомобилей BMW.
Музей BMW, входивший в торгово-производственный архитектурный комплекс BMW, называемый «Четыре цилиндра», был построен с применением самых современных технологий в строительстве в 1972 г. накануне открытия Олимпийских игр. В основе архитектурного решения музея - серебряная чаша футуристической формы, внутреннее пространство которой представляет собой многосветный атриум со спиральным пандусом по краям чаши. Вдоль пандуса и на площадках пандуса размещена экспозиция, которая видна посетителям музея с любого уровня. С верхнего этажа эскалатор спускает посетителей вниз под землю, где расположены семь тематических зон - от «Зала дизайна» до «Дома мотоцикла».
Архитекторы, вдохновляясь идеей преодоления земного притяжения, решили сложную градостроительную задачу: создали комплекс, композиционно подчиняющийся ранее построенному комплексу Музея концерна BMW с высокой башней, доминирующей в существующем архитектурном пространстве, в результате чего в Мюнхене был создан новый архитектурный ансамбль «Автомобильный центр BMW», где соседствуют, не споря, здания футуристического характера и модернизм.
Ансамбль нового аэропорта в Мюнхене, 2003 г.
Профессионализм авторов комплекса зданий (рис. 12), предназначенных для пассажиров (непосредственно обслуживания), нового мюнхенского аэропорта, точно продуманная технологическая и архитектурно-пространственная схема которого впоследствии дали основание определить новый аэропорт как «мюнхенская модель».
в)
Рис. 12. Ансамбль нового аэропорта в Мюнхене (а, б, в)
При разработке проекта предусматривались следующие положения и критерии: возможность гибкого использования ландшафта, принимающая во внимание будущие расширения; аэропорта в пейзаж; защита окружающей среды; объединение с железнодорожной системой скоростного транспорта и автомобильным транспортом; экономичный строительный метод, применяющий модульный принцип.
Комплекс Мюнхенского аэропорта, предназначенный для обслуживания 50 млн. пассажиров, включает в свой состав, кроме необходимых технических и служебных зданий и помещений, также: отель «Кемпински» 5*, пивоварню, химчистку, чистку обуви, чтобы ботинки соответствовали аэропорту, тренировочный центр BMW, бизнес-центр Сони, интернет-кафе, конференц-зал, каток, клинику, магазины.
Устраиваются концерты, дискотеки. Крупный комплекс, вмещающий в себя огромное количество людей, функций, зданий, представляет собой сложную композиционную, но целостную структуру. В архитектурном решении использовано много стекла: в призмах зданий со скошенными стенами, покрытиях атриумов и открытых рекреационных пространств, в интерьерах, что придает зданиям легкость, воздушность, волшебную стеклянную элегантность. Об обилии остекленных фасадов говорит цифра - 1 млн долларов, в такую сумму обходится чистка стекол.
В статье обозначены наиболее значимые для крупных городов Германии и их жителей ансамблевые системы: архитектурные и градостроительные, подвергшиеся значительной реконструкции и созданные заново в последние десятилетия. Список можно продолжить. Ансамблевость архитектуры - это путь решения проблем по гармонизации городской застройки на современном этапе, что убедительно показывают немецкие и зарубежные архитекторы, работающие в Германии. Немецкие зодчие используют «память места», историю места, чтобы можно было идти вперед, соблюдая принципы упорядоченности, целостности, образности пространственной композиции. В силу объективных причин, как было в Германии, или в результате деятельности современных градоначальников и архитекторов происходит разрушение исторически сложившихся ансамблей, что приводит к обеднению архитектурной среды. Опыт проектирования и строительства архитектурных ансамблей в современной Германии, создания устойчивой среды для жизни и гармонического развития личности добавляет уверенности в возможности архитектуры. Германский опыт подтверждает мнение, что «сегодня именно ансамбль надо считать оценочным критерием качества архитектуры».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Philipp Meuser. Vom Plan Zum Bauwerk. Berlin : Braun, 2002.
2. Проект international : журн. по мировой арх. и дизайну интерьеров / Издатель и учредитель Барт Голдхоорн, 2006. № 3.
3. Камилло Зитте. Художественные основы градостроительства. М. : Стройиздат,
1993.
4. Дагданова И.Б., Козлов В.В. Исторический центр как ресурс развития крупного города // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2012. № 1 (2). С. 100.
5. Тарасенко О.В. Современные тенденции в формировании архитектурно-пространственного символа : (на примере г. Иркутска) // Вестник ИрГТУ. 2010. № 7. С.357-362.
Информация об авторе
Дагданова Ирина Баторовна, доцент кафедры «Архитектурного проектирования», тел.: 89148874614; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Information about the author
Dagdanova I.B., associate professor, Architecture Projection Department, tel.: 89148874614; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.