УДК 72.01
КОМПРОМИСС МЕЖДУ СОХРАНЕНИЕМ И РАЗВИТИЕМ АРХИТЕКТУРНОИСТОРИЧЕСКИХ АНСАМБЛЕЙ (ОПЫТ ГЕРМАНИИ)
Г.С. Козлова
В статье рассмотрен современный опыт Германии в области градостроительства, реконструкции и реставрации, отличающийся оригинальными решениями включения новой застройки в историческую среду города и представляющий интерес с точки зрения компромисса между сохранением и развитием исторических ансамблей; когда память о прошлом составляет большой диапазон образных выражений: в руинах, символах, слоях, перемещениях; когда город переосмыслен как аккумулятор «архитектурной памяти»; когда новое встраивается в исторический квартал, как оригинальная интерпретация культурного наследия или добавочная структура, образующая своеобразный «буфер» с городской средой; когда эстетические и функциональные преобразования исторической среды формируют любимые и наиболее посещаемые места в историческом городе.
Ключевые слова: архитектурный ансамбль, реконструкция, архитектурное наследие, архитектурная среда исторического города.
COMPROMISE BETWEEN SAVING AND DEVELOPMENT OF ARCHITECTUAL AND HISTORICAL ENSEMBLES (GERMAN EXPERIENCE)
G.S. Kozlova
In the article we considered the modern experience of Germany in the sphere of city-planning, reconstruction and restoration, which stands out with the original solutions of a new development involvement into the historical concept of the city. This experience is also interesting from the point of view of a compromise between the saving and the development of historical ensembles; when the past memory makes a wide range of image expression: in ruins, sym-
bols, layers, movements; when the city is thought over as an accumulator of “architecture memory”; when something new is built in the historic section as an original interpretation of cultural heritage or the additional structure, creating the so-called “buffer” with the city environment; when the esthetic and functional modifications of historic environment make up favourite and the most visited places in a historical city.
Key words: architect ensemble, reconstruction, architect heritage, architect environment of a historical city.
В подходах к современному использованию исторической застройки в архитектурном ансамбле образовался ряд проектный стратегий, которые органично включаются в эволюционный процесс изменения ансамбля. Эти стратегии имеют целью оценить существующее в своем историческом качестве и сделать отчетливым новое.
Значительный интерес представляет опыт Германии, раскрывающий гармоничное равновесие между историей ансамбля и его современным преобразованием. Этот опыт рассмотрен с точки зрения компромисса между сохранением и развитием.
Сегодня приходит понимание того, что устойчивое развитие города не может быть реализовано только через дальнейшее сохранение существующих структур. Становится понятным, что многие исторические здания относительно просто соответствуют новым требованиям и, при этом, могут целенаправленно в короткие интервалы времени изменять структуру.
Понятия сохранение, воспоминание, обновление обозначают поле сохраняемого памятника и реставрационного производства. Содержание памятника является совместной игрой консервации, реставрации, а также нового строительства. Задачи охраны памятников - консервация и документирование исторически ценного состояния сооружения, которое сохраняется при историческом, художественном, научном или градостроительном обосновании. Однако, консервация, в смысле сохранения исходного состояния памятника, неизбежно применяется с его обновлением. Чтобы сохранить памятники, их необходимо использовать, при этом они не теряются и не обесцениваются, а являются частью структуры, которая должна развиваться дальше. Музейный мир, наполненный неиспользуемыми памятниками, погибает, пока интересы общества направлены только на их охрану. Обновление, связанное с историческими аспектами, является той ценностью памятника, которая придает ему особое эмоциональное значение, соответствующее интересам общества.
Приоритет обновления над консервацией - лишь вынужденная необходимость для использования старых зданий. Это противоречит целям охраны памятников, так как обновление объединяется часто с разрушением ценности памятников. Также и ценности воспоминаний изменяются негативно: при новом строительстве приглаженные старые здания могут вызывать во всех случаях поверхностные воспоминания. Однако можно объединить реставрацию (восстановление) с предполагаемым состоянием оригинала (опасностью разрушения исторической ценности внешнего образа). В этом случае появляется большая необходимость в сохранении, главным образом, «картинки памятника», ценности воспоминаний. Компромисс должен быть найден между консервацией, реставрацией и обновлением, а также между охраняющими и современными архитектурными требованиями.
Сохранение руин. Скрытая реконструкция. Современность ведет осмысление исторического наследия и интенсивное противопоставление его потенциалу существующих строительных конструкций. Например, использование стеклянной крыши для консервации руин демонстрирует реновация старой крепости (1278 г.), расположенной между поселениями Этшталь и Шнальшталь. К крепости, расположенной на гребне скалы, ведет заросший зеленью серпантин. Владельцы крепости менялись часто. В 1983 г. крепость купил Р. Майснер и начал реновацию, которая не производилась до XX в. Чтобы защитить
руины от дальнейших разрушений и организовать выставку своей коллекции, была запланирована стеклянная крыша с использованием стальных конструкций. Крыша повторяет профиль прежней кровли, опираясь на существующие разрушенные стены. Внутренние пространства организованы как выставочные (рис. 1).
Рис. 1. Сохранение руин. Скрытая реконструкция.
Крепость между поселениями Этшталь и Шнальшталь, 1278 г. Реновация крепости, 1983 г. Стеклянная крыша для консервации руин
Метод скрытой реконструкции использован при консервации и рефункционировании церкви Святой Марии в Мюнхберге. Руины церкви XIII века сохранялись до 1992 г. и вновь были открыты в 1998 г. без реставрации. При санации приходской церкви архитектор Клаус Блок сохранил руины под новой крышей. Внутреннее пространство дополнилось четырехэтажным корпусом, который включил библиотеку и зал заседаний. Исторические интерьеры церкви сохранились в их неотделанном состоянии. Необходимая пристройка - как новый объект в интерьерном пространстве церкви (рис. 2).
Рис. 2. Церковь Святой Марии в Мюнхберге (XIII в., реконструкция 1992-1998 гг.). Внутреннее пространство дополнено 4-х этажным корпусом, включающим библиотеку и зал заседаний
Руины - сохранение символа. Символ бывшего Западного Берлина, ныне «Сити Вест» - церковь Памяти кайзера Вильгельма (1891-1895, реконструкция 1959-1963) демонстрирует пример сохранения руин памятника архитектуры как символа разрушения и созидания. Мемориальная церковь была сооружена по проекту архитектора Франца Швехтена в 1891-1895 гг. в честь первого германского кайзера Вильгельма I по приказу его внука, последнего кайзера Г ермании Вильгельма II. Долгое время она была самой высокой церковью Берлина (113 м.). В результате бомбового налёта авиации союзников 23 ноября 1943года храм был разрушен.
Когда после войны возник план построить на месте разрушенной церкви новое здание, это встретило гневное сопротивление горожан. Руины когда-то 68-метровой башни были сохранены на специально сконструированной платформе. Вокруг руин архитектор Эгон Айерман создал новые фрагменты здания. В результате этот ансамбль стал одним из символов послевоенного Берлина (рис. 3).
Рис. 3. Церковь Памяти кайзера Вильгельма (1891-1895, реконструкция 1959-1963, арх. Эгон Айерман) - символ разрушения и созидания
Слои, следы - свидетели прошлого. Ханс Дёлльгаст в 2011г. применил этот принцип при восстановлении частично разрушенной в ходе бомбежек старой Пинакотеки в Мюнхене в (1952-1957). Конструкции ее были укреплены посредством стальных колонн, стены оставлены неоштукатуренными. Вновь восстановленная область воздействовала как «шрам», который имеет свою собственную историю. Новая Пинакотека в Мюнхене после восстановления приобрела диагональное сечение композиции с северо-запада на юго-восток. В центральной части - «след» нового восстановления. Наземный уровень выполняет функцию городского пространства - «буфер» между городом и интерьером (рис. 4).
Другой пример «слоистости» - проект воссоздания городского дворца в центре Берлина (2007-2014). Напротив Острова музеев будет воссоздан барочный дворец прусских королей. Дворец был разрушен во время войны, в 1950 г. его остатки были взорваны, а на его месте построен «Дворец республики», который тоже снесли, так как здание содержало асбест. Сегодня на месте снесенного дворца возникает современный центр науки и культуры. Здесь старое и новое образуют единое, отделенное друг от друга слоями: воссоздаются фасады исторического дворца в стиле барокко; за фасадом - суперсовременная начинка. Метод состоит в том, что новое задает собственное сформированное пространство, которое может изменяться без старого. Новые слои могут, если необходимо, вновь быть удалены, при этом, не повредив старого (рис. 5).
Рис. 4. Новая Пинакотека в Мюнхене после восстановления, 2011.
В центральной части - «след» нового восстановления. Диагональное сечение композиции (с С-З на Ю-В) - «буфер» между городом и интерьером
Рис. 5. Проект воссоздания городского дворца в центре Берлина, 2007-2014 гг. Старое и новое образуют слои. Фасад исторического дворца воссоздан в стиле барокко. За фасадом - суперсовременная начинка - слоистость
Память, перемещения, новые символы. Память города и новые символы легли в основу концепций реконструкции здания Рейхстага в Берлине в 1999 г. Британский архитектор Норман Фостер, выигравший в соответствующем конкурсе, полностью разрушил внутреннюю архитектуру здания. От прежнего, построенного в 1894 г., сгоревшего в 1933 г., разбомбленного в 1945 г., перестроенного и расширенного в 1961-1971 гг., остались
лишь наружные стены метровой толщины. Благодаря своим порталам и оконным проемам они определили и характер новых внутренних помещений. Новый купол рейхстага стал новым символом Берлина, олицетворяющим открытость и демократичность парламента. Старый купол, возвышаясь над Берлином вместе с куполами соборов и дворцов, символизировал, что парламент (царствующий дом) и церковь имеют одинаковое значение. Сегодня новый купол и расположенный в нем ресторан являются доступными для всех желающих, чего нет ни в одном парламенте мира. Также он выполняет функцию отвода воздуха из здания рейхстага наверх и наружу - это часть экологической концепции здания (рис. 6).
Рис. 6. Реконструкция здания Рейхстага в Берлине (Норман Фостер, 1999 г.). Купол рейхстага - новый символ Берлина, олицетворяющий открытость и демократичность парламента
Принцип консервации старого в новом (дом в доме). Квартал Sony (1995-2000, арх. Хельмут Ян, Джон Марфи) - современный ансамбль на Потсдамер плац, возникший на месте руин Стены между восточным и западным Берлином, включает в себя овальный форум общественного назначения, не отделённый от прилегающих улиц. Конструкция крыши представляет собой выдающееся инженерное решение (рис. 7, 8).
Рис. 7. Квартал Sony Center (1995-2000), архитекторы Хельмут Ян, Джон Марфи - ансамбль зданий на Потсдамской площади в Берлине
Историческое ядро Sony Center образуют сохранившиеся элементы отеля «Эспланада». Так называемый Императорский зал (Kaisersaal), вес которого составляет 1 300 тонн, был передвинут на воздушных подушках на 70 метров для того, чтобы расширить Потсдамскую улицу и обеспечить новую транспортную развязку. Зал для завтраков отеля «Эспланада», который охраняется государством как памятник архитектуры, был разобран на 500 частей, а затем был восстановлен вместе с Императорским залом на новом месте в Sony Center. Эти непредвиденные работы по сохранению памятников архитектуры обернулись значительными финансовыми издержками. Так, для 20-метрового стеклянного фасада была разработана специальная конструкция канатной сети, накрывшая памятник архитектуры. Над старинным зданием, охраняемым государством, по высоким технологиям был построен мост, который ведёт к новому жилому комплексу класса люкс Esplanade Residence (рис. 8).
Рис. 8. Сохраненные фрагменты исторического здания «Esplanade» (Эспланада) интегрированы в современную структуру ансамбля Sony Center - принцип консервации старого в новом (дом в доме)
Принцип «дом в доме» предлагается в том случае, когда дробные структуры интегрируются напрямую в большом объеме, не касаясь исторической субстанции застройки. Существующее сооружение служит пустым укрытием для новой функции, которая может быть выражена в собственном корпусе сооружения, точно также как мебель в существующей хижине формирует дом. К функциональным, образным и историко-охранным качествам принципа «дом в доме» подходят и энергосберегающие преимущества.
Добавочная структура. Уникальный для европейских городов опыт реконструкции квартала - покрытие внутренних дворов квартала Бош в Штутгарте (Роланд Остертаг и Иоханнес Форнхольт, 1992) прозрачной, тонкой стеклянной кровлей текучей формы, защищающей от дождя, ветра, холода и жары.
Реконструкция квартала Бош отражает градостроительную концепцию структурных изменений ранее существовавших известных заводских сооружений крупной компании Бош с целью создания нового привлекательного общественного пространства. Конкурсным проектам предлагалось полностью обновить функции существовавших прежде построек. Обновление ансамбля осуществляется не только посредством применения чистых форм и современных материалов, контрастных к существующим зданиям, но и привнесения нового образа кварталу в целом. Перекрытие пролета до 26 м обеспечивает стеклянная, как облако, сетчатая кровля, которая заканчивается на расстоянии около 90 см от
исторических зданий и крепится на специальных консолях. Конструкция покрытия, представляющая собой двоякой кривизны плоскость, предлагает эффектное решение и оптимальное выражение легкости (рис. 9).
Рис. 9. Добавочная структура. Пространственная оболочка, покрывающая квартал Бош в Штутгарте (Роланд Остертаг и Иоханнес Форнхольт, 1992 г.) привносит современный образ в исторический ансамбль и способствует созданию нового привлекательного общественного пространства
Новая интерпретация квартала. Новая интерпретация берлинского квартала -голландское посольство (1999-2002), завершившее исторический квартал XIX в. После воссоединения Берлина, Нидерланды были свободны в выборе нового места и предпочли размещение в центре старейшего поселения Берлина, рядом с правительственным районом. По условиям проекта необходимым являлось одиночное здание, интегрирующее требование обычной гражданской службы безопасности с голландской открытостью.
Традиционные для бывшего Западного Берлина градостроительные принципы требовали, чтобы новое здание завершало городской квартал в стиле XIX в. Официальное градостроительство бывшего Восточного Берлина было беспристрастно к предложению свободностоящего куба на завершающем квартал подиуме. Посредством проекта была решена комбинация повиновения (заполнение периметра квартала) и неповиновения (возведение отдельно стоящего куба).
Непрерывная траектория движения пронизывает все восемь этажей внутренней коммуникации здания посольства. Траектория разработана во взаимодействии с контекстом. Ее частью является «диагональная пустота», пронзающая здание, которая позволяет увидеть телевизионную башню из парка. Прилежащая дорога между «кубом» и «жилой стеной» является внутренним двором, открытым с одной стороны, где открывается панорамный вид на реку Шпрее и парк (рис. 10).
Рис. 10. Новая интерпретация берлинского квартала Голландское посольство в Берлине (1999-2002) завершало городской квартал, построенный в стиле 19 в.
Эстетические концепции. Пример эстетической реорганизация среды представляет реконструкция исторического квартала XIX в. «Пассаж Галереи искусств» (Kunsthofpassage) в Дрездене, с целью создания привлекательной среды для прогулок и отдыха. Здесь группа художников и архитектор Хайхе Воттхера преобразовали пять соединенных между собой дворов в полный фантазии лабиринт под открытым небом с романтическими маленькими ресторанами, магазинами, мастерскими художников прикладного искусства. Работа над ними завершилась в 1999 г. Внутренние дворики объединены таким образом, что связывают две противоположные улицы.
У каждого двора своя конкретная тема. Во «Дворе Сказочных существ» фасады украшены различными существами - замысловатыми мозаичными фигурами, настенная история которых пробуждает воображение и будет всегда разной для каждого посетителя.
Тесный и темный задний двор превращается в очаровательное место, которое приглашает посетителя на неторопливую прогулку. Для преодоления негостеприимной темноты были использованы яркие цвета, а также установлены большие металлические зеркала, отражающие солнечный свет во двор. Это квартал - «Двор света».
«Двор элементов» можно сопоставить с «оглашением» равной справедливости больших контрастов. Синие как море фасады, странно извилистый подъем дождевой трубы, контрастируют с желтыми, как яркое солнце, позолоченными алюминиевыми панелями, похожими на перспективу. Это красочное зрелище архитектуры - концерт света и тени, играющих на фасадах и тротуаре. А в случае дождя вода создает музыку в извилистых формах водосточных труб.
На внешних стенах зданий во «Дворе Метаморфоз» внимательный зритель наблюдает за медленными и постепенными изменениями в 24-х различных документах, как картинах, развешанных в малых металлических рамах.
Последний двор - «Двор животных» - является контрастным дополнением Двора элементов. Там - элементы металла и воды, здесь - камня и дерева. Фигурки животных из песчаника - художественное воплощение примитивных форм - возвращение к истокам жизни (рис. 11).
Рис. 11. Эстетическая реорганизация среды Реконструкция исторического квартала XIX в. «Пассаж Г алереи искусств» (Kunsthofpassage), арх. Хайхе Воттхера, 1999 г. Дрезден. Пять внутренних дворов: «Двор Сказочных существ, «Двор Света», «Двор Метаморфоз», «Двор Элементов», «Двор Зверей». Реконструкция квартала с целью создания привлекательной среды для прогулок и отдыха
Другой пример эстетической реорганизация среды - реконструкция сети старых дворов Хакеше Хоф в Берлине. Эта паутина из 8-ми дворов для жизни и работы, которые вместе образуют самую большую сеть такого вида в Германии. Дворы были построены приблизительно в 1905-1907 гг., когда проектирование таких дворов было нормой для Берлина. Как и многие дворы, этот комплекс зданий был смесью офисов, мастерских, многоэтажных предприятий (в основном с внешней стороны дворов) и квартир. Не смотря на то, что другие дворы Берлина также соединяются вместе, эти дворы самые большие в этой системе и представляют один из прекрасных примеров индустриальной архитектуры и Югендстиля в Г ермании. После всестороннего и тщательного обновления дворы Хакеше были преобразованы в одно из самых интересных мест города, представляющих пеструю смесь из галерей, популярных театров и кинотеатров, кафе, варьете и ресторанов. Они
стали магнитом для публики и одним из мест наибольшего привлечения туристов (рис. 12).
Рис. 12. Квартал Хакеше Хоф в Берлине - один из прекрасных примеров индустриальной архитектуры и югендстиля в Германии (1905-1907).
После реконструкции дворы преобразованы в одно из самых интересных мест города
Критическая реконструкция. Первый крупный этап преобразования объединенного Берлина (1989-2001) известен под названием «критической реконструкции». После падения Берлинской стены в 1989 г. власти оказались перед лицом грандиозной проблемы - освоения заброшенных окраин из-за проходившей через них в течение сорока лет государственной границы. Вокруг разрушаемой Берлинской стены возникла уникальная историческая ситуация - в самом центре крупного европейского города высвобождается широкий пояс территорий, пригодных для масштабных градостроительных проектов. Главные из них - Потсдамер плац и Лейпцигер плац, а также Фридрихштадт. Берлин, получивший мощный толчок к развитию, стал своеобразной площадкой для экспериментов, средоточием различных авангардистских направлений. Мастера архитектуры со всего мира пытались найти для города новую форму.
В этот период по инициативе директора Сената по строительству Ханса Штиммана был предложен план реконструкции Берлина на основе восстановления традиций урбанизма города XIX века с его социальным многообразием, градостроительной замкнутостью и смешением функций. По этому плану система ансамблей, сетка улиц и типология застройки довоенного Берлина использовалась как основа концепции его «ренессанса». Новый подход к реконструкции города, получивший определение как «критическая реконструкция» подразумевал строительство новых зданий при сохранении основных типологических черт старой застройки и исторической сетки улиц. Задача осложнялась тем, что к началу 1990-х гг. в городе практически не осталось зданий довоенной эпохи. Война и послевоенная застройка практически полностью уничтожили довоенный город.
Концепция Штиммана основывалась на вере в существование коллективной памяти города, которая живет дольше, чем длится жизнь каждого отдельного его обитателя. Эта память связана с градостроительным масштабом, т.е. с тем специфическим «измерением» города, где типология и общая структура его городской ткани являются более значимыми, чем индивидуальные особенности зданий. В структуре исторического города были выделены существенные элементы - участок, квартал, улица, площадь, плотность, функциональное смешение, развитие высотности, образ - и сформированы методы их взаимосвязи без определения архитектурного языка.
«Проект дальнейшего развития Берлина» основан на принятой в 1999 г. берлинским сенатом программе, главный пункт которой - решение вернуться к довоенной мелкой квартальной сетке. К 2010 г. был преодолен причиненный войной ущерб, и городу вернулась не только его плотность, но и характерная текстура его «исторической ткани».
Остров Музеев становится главной темой общей концепции - реконструкции уникального комплекса музеев, как градостроительное конфигурирование отдельных зданий с помощью масштабного мастер-плана, рассчитанного до 2015 г.
Пять крупных музеев - Старый музей (1830), Старая национальная галерея (1867, 1992-2001), Новый музей (1843-1855, 2009), Пергамский музей (1930), Музей Боде (1904, 2006) - предоставляют посетителям возможность ознакомиться с искусством и культурой всей истории человечества (рис. 13).
Рис. 13. Критическая реконструкция. Остров музеев, Берлин. Уникальный ансамбль из пяти
крупных музеев Прусского фонда (1830-1930)
В реализацию проекта входило: усиление роли площади на канале Купфер, возможное конструктивное объединение зданий, новая инженерная инфраструктура и создание площади для временных выставок. Предусматривается также создание «археологического променада» на уровне цокольного этажа 4-х музеев (Дэвид Чипперфильд, 20072015). Новый центральный входной корпус построен в 2003 г. по проекту И.М. Пея (рис.
14).
Рис. 14. Новый центральный входной корпус, И.М. Пей, 1998-2003 гг.
Градостроительное предложение Вальтера Степпа и Вольфганга Шехе по реконструкции площади Парижа в Берлине заключалось в восстановлении традиционного представления о площади, как едином функциональном пространстве. Исходной позицией для формирования новой площади Парижа явилось предложение замкнутой городской пло-
щади в ее пространственной геометрии, тишине и концентрированности, но решенной современным архитектурным языком и объединенной с Бранденбургскими воротами. Будущая функциональная структура предполагала расчлененную, многообразную застройку из значимых для города зданий. Сегодня площадь - это законченный ансамбль, представленный зданиями дипломатических миссий, банков, Академии искусств, бывших зданий Академии искусств и Комендатуры, построенных с участием известных архитекторов, таких как Я.Р. Кляйхус, Фр. О. Гери, К. де Портзампарк, Г. Бениш (рис. 15).
Рис. 15. Офисное здание на Паризер плац, Фрэнк О. Гери (1998)
Бранденбургские ворота, подчеркивающие главную ось площади, обращенной на бульвар Унтер ден Линден, композиционно подчиняют архитектурное решение зданий, окружающих площадь. Общий фоновый характер застройки площади, состоящей из 4-6-и этажных зданий, отличается индивидуальным образным многообразием, в особенности внутренних пространств (рис. 16).
Рис. 16. Градостроительный проект Паризер плац, в Берлине. Главная ось площади обращена на бульвар Унтер ден Линден
Метод «Критической реконструкции» характерен и актуален своим подходом к развитию исторического города, который формируется как единый градостроительный ансамбль, аккумулирующий память истории, имеющий следы прошлого и новые слои, обладающие свободой в архитектурном формообразовании и возможностью изменения в духе времени.
Компромисс между сохранением исторического наследия и его современным преобразованием находит авангардные решения, представленные опытом Германии. Рассмотренные методы сохранения и развития архитектурно-исторических ансамблей могут быть использованы в осмыслении проблем развития города на стыке старого и нового и формировании ансамблевого подхода в решении архитектурных, градостроительных и реставрационных задач.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Barbara Engel, Haidi Geiler. Dresden - Jahrbuch Stadtplanung 2009. Fokus City. Union Druckerei, Dresden, 2009. - 88 p.
2. Dresden - Europaische Stadt. Ruckblick und Perspektiven der Stadtentwicklung. Symposium und Ausstellung Sommer/Herbst 2000. Landeshauptstadt, Dresden, 2000. 228 p.
3. Historisch contra modern? Erfindung oder Rekonstruktion der historischen Stadt am Beispiel des Dresdner Neumarkts. Herausgegeben von der Sachsischen Akademie der Kunste und Landeshauptstadt dresden. Michel sandstein, grafischer Betrieb und Verlagsgesellschaft mbH, Dresden unter Verwendung eines Reihentwurfs von Uta Grundmann. Dresden, 2008. 174 p.
4. Juden Freter, Ines von Ploetz, Yamin von Rauch. DAS NEUE BERLIN IN BILDEREN. Jovis Verlag GmbH, 2003. 136 p.
5. Katharina Jester, Enno Schneider. WEITERBAUEN - Erhaltung, Umnutzung, Erwei-terung, Neubau - 1. Auflage, Bauwerk, Berlin, 2002. 228 p.
Информация об авторе
Козлова Галина Серафимовна, старший преподаватель, кафедра «Истории архитектуры и основ проектирования», тел.: (3952) 41-19-43, е- mail: [email protected]; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Information about the author
Kozlova G.S., senior teacher, Architecture Projection Department, tel.: (3952) 41-19-43, e-mail: [email protected]; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.