Научная статья на тему 'Современные принципы организации городского квартала как тенденция гуманизации жилой среды (на примере городов стран Западной Европы)'

Современные принципы организации городского квартала как тенденция гуманизации жилой среды (на примере городов стран Западной Европы) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
4225
502
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ ГОРОДСКОЙ КВАРТАЛ / MODERN CITY QUARTER / ГУМАНИЗАЦИЯ ЖИЛОЙ СРЕДЫ / HUMANIZATION OF RESIDENTIAL AREA / ВНУТРЕННИЙ ДВОР / COURTYARD / ЭМОЦИИ / EMOTIONS / ЛАНДШАФТНЫЕ КАЧЕСТВА ВОДЫ / LANDSCAPE WATER QUALITIES

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Дагданова И.Б.

В статье излагаются принципы и опыт последнего десятилетия в создании пространства гуманизированной городской среды в некоторых городах стран Западной Европы на основе структурной планировочной единицы квартала, который рассматривается и проектируется как удобное «окружение» для жизни человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern principles of organization of the city quarter as a tendency to humanization of residential area (at the example of the cities of Western Europe)

In this article we describe the principles and the experience of last decade in creating the space for humanized city area in some cities of Western Europe at the basis of the structural planning unit quarter which is considered and designed as comfortable surroundings for people’s lives.

Текст научной работы на тему «Современные принципы организации городского квартала как тенденция гуманизации жилой среды (на примере городов стран Западной Европы)»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Авдотьин Л.Н., Лежава И.Г., Смоляр И.М. Градостроительное проектирование. М.: Стройиздат, 1989. С. 61-63.

2. Вяткина Б.М. Введение в градостроительный менеджмент и маркетинг: учеб. пособие. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2009. С. 53-59.

3. Вяткина Б.М. Повышение конкурентоспособности городской территории // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. № 6. С. 74-79.

4. Градостроительный кодекс Российской Федерации. М, 2004.

Информация об авторе

Вяткина Бэлла Михайловна, доцент кафедры «Архитектурное проектирование», тел. 89021729444, e-mail: bella.vyatkina@gmail.com; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the author

Vyatkina B.M., associate professor, Architecture Projection Department, tel.: 89021729444, e-mail: bella.vyatkina@gmail.com, Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

УДК 720. 021

СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОРОДСКОГО КВАРТАЛА КАК ТЕНДЕНЦИЯ ГУМАНИЗАЦИИ ЖИЛОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДОВ

СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ)

И.Б. Дагданова

В статье излагаются принципы и опыт последнего десятилетия в создании пространства гуманизированной городской среды в некоторых городах стран Западной Европы на основе структурной планировочной единицы - квартала, который рассматривается и проектируется как удобное «окружение» для жизни человека.

Ключевые слова: современный городской квартал; гуманизация жилой среды; внутренний двор; эмоции; ландшафтные качества воды.

MODERN PRINCIPLES OF ORGANIZATION OF THE CITY QUARTER AS A TENDENCY TO HUMANIZATION OF RESIDENTIAL AREA (AT THE EXAMPLE OF

THE CITIES OF WESTERN EUROPE)

I.B. Dagdanova

In this article we describe the principles and the experience of last decade in creating the space for humanized city area in some cities of Western Europe at the basis of the structural planning unit - quarter which is considered and designed as comfortable surroundings for people's lives.

Key words: modern city quarter; humanization of residential area; courtyard; emotions; landscape water qualities.

Современное городское строительство, примеры которого мы наблюдали в новых районах Берлина, Мюнхена, Вены, Копенгагена - имеет некоторые общие черты. Обращает на себя внимание строительство новых жилых районов и кварталов на городских территориях, подвергшихся реновации. Промышленные в прошлом районы в Берлине или бывшие военные доки, портовые склады в Копенгагене и Амстердаме, получившие новую функцию с сохранением рядовой исторически ценной застройки, показывают успешные примеры развития города (рис. 1).

Рис. 1. Квартал «Сони-центр» в Берлине, в центре которого создана площадь, ставшая одним из

любимых мест отдыха. Архитектор Хельмут Ян

В Копенгагене в районе бывших казарм и военных доков, превращенных в жилые дома с элитными квартирами, морская вода подходит непосредственно к придомовым участкам, жители этих домов имеют возможность сесть в свои лодки или байдарки почти у самого порога квартиры (рис. 2, а). Подобные участки под жилую застройку обладают привлекательными условиями: близость к центру города, удобные транспортные связи, ландшафтные качества.

Наиболее яркая выразительная жилая среда сформирована там, где активно использована характерная особенность ландшафта - часто это открытые виды с городской застройки на реку или залив (рис. 2, б). Задача современных архитекторов состоит в создании максимально взаимодействующей живой природы с архитектурной средой. Открытые к воде «садовые дворы», крупные формы жилой застройки, ассоциирующиеся с парковыми сооружениями эпохи барокко, - выражали идеальные представления населения о городе и ландшафте как о едином целом.

Рис. 2. Набережные каналов: а - Копенгаген. Набережные каналов используются как придомовые участки с выходом к воде; б - жилая застройка на набережной канала в Амстердаме

Социальное развитие, рост материальных и духовных потребностей людей послужили толчком к созданию более комфортной среды, в которой одновременно решались функционально-практические и эстетические задачи.

Тенденция вдумчивого и бережного использования естественного ландшафта, его сохранение и использование актуальна для современного зарубежного средового дизайна, также прослеживается стремление к гуманизации среды. Хотелось бы, чтобы опыт европейских стран подтолкнул к восстановлению утерянного в нашей стране комплексного подхода к организации пространства жилой среды как к эстетическому объекту, дающему «удобство и удовольствие чувствам человека».

Жилые кварталы, в классическом значении понятия «квартал» (градостроительное образование, ограниченное сеткой улиц и застроенное по его периметру), возводятся на реконструируемой территории в центральной исторической части Берлина в районе Фридрихштадт. В 1989 году, после объединения Германии, восточная часть столицы страны превратилась в огромную строительную площадку. Следствием долгих дебатов в архитектурной среде, в прессе с участием населения Берлина явилось решение вернуть городу не только его плотность, но и характерную текстуру его исторической ткани.

Градостроительная реконструкция после объединения Берлина была основана на анализе довоенного исторического развития. Особенно много зданий, которые представляют собой примеры новой архитектуры, в границах исторических кварталов, - юго-восточная часть района Фридрихштадт [3]. В результате проведенных международных архитектурных конкурсов, в которых приняли участие признанные мастера, город приобрел уникальные по своему образному решению жилые кварталы с множеством пространственных типов, при реконструкции были использованы «прямые цитаты» из архитектуры итальянского классического палаццо.

В организации новых кварталов Берлина наряду с немецкими архитекторами оставили свой след архитекторы из Италии, Австрии, Великобритании, США, Японии: Ханс Колхофф, Ричард Роджерс, Альдо Росси, Арата Исодзаки, Питер Эйзенманн и другие. В результате совместных поисков создана городская среда, отвечающая местным градостроительным требованиям - плотная квартальная застройка, дающая жителям новое улучшенное качество жизни: целостность и эстетичность жилого пространства наряду с удобным проживанием в центре города дают ощущение устойчивости и стабильности. Принятая за основу градостроительного развития послевоенного Берлина «критическая реконструкция» подразумевает строительство новых по характеру зданий при сохранении основных типологических черт старой застройки и исторической сетки улиц». «Проект дальнейшего развития Берлина основан на принятой в 1999 году берлинским сенатом программе, главный пункт которой - решение вернуться к довоенной мелкой квартальной сетке» [3]. В районе Фридрихштадт знаменитый архитектор Альдо Росси создал необычный квартал Шютценштрассе. По проектам архитекторов Арата Исодзаки, Питера Эйзен-манна построены жилые дома с комфортными квартирами.

Таким образом, в центре Берлина в соответствии с правилами «критической реконструкции» восстанавливается историческая мелкая структура кварталов, особенно это заметно на Фрид-рихштрассе. Характерные черты: сблокированные с существующими историческими зданиями с конца XIX до начала XX веков новые здания образуют замкнутый контур квартальной застройки, характерный для Берлина, в котором объединяются старая и новая архитектура, часто вокруг внутреннего двора. Встречающаяся разноэтажность корпусов новых офисных, офисно-торговых зданий вокруг открытого внутреннего двора продиктована градостроительными условиями: карнизы зданий, пристраиваемых к существующим пятиэтажным зданиям, выходящих на Фридрихштрассе, продолжают высоту карнизов исторического здания (рис. 3).

Рис. 3. Берлин. Вид сверху. Фрагмент улицы Фридрихштрассе и восстановленных в прежних

границах кварталов

Требования строительных норм и правил для района Фридрихштадт таковы: высота карниза не должна превышать 22,5 м от отметки земли. Поэтому верхние этажи, обычно шестые и седьмые, отступают от фронта застройки, образуя на крыше озелененные ступенчатые террасы.

При проектировании новых зданий авторы реконструкции кварталов руководствуются принципами «критической реконструкции» Берлина: ограничение высоты дома, сохранение высоты карниза на уровне высоты соседних старых домов, для облицовки фасадов используется камень (рис. 4, 5, 6).

В результате кварталы с сохранением рядовой исторически ценной застройки сохраняют градостроительный масштаб и, отвечая требованиям времени, получают новое назначение.

Рис. 4. Примеры выравнивания высот карнизов зданий на ул. Фридрихштрассе

Кварталы многофункциональны: магазины, кафе и рестораны, офисно-торговые центры, жилье на верхних этажах.

Рис. 5. Этажи выше уровня карниза отступают от фронта застройки

Гаражи занимают подземные этажи. В соответствии с требованиями градостроительного закона Берлина на верхнем уровне предусматривается жилье с возможностью использования террас жильцами квартир. Это обеспечивает квартал и район в целом функционально наполненной жизнью и безопасностью проживания, что отличает их от «даунтаунов» крупных городов США.

Рис. 6. Характерная застройка обновленных кварталов в районе Фридрихштадт

Ниже приведены описания нескольких кварталов в районе Фридрихштадт, восстановленных в полном соответствии с положениями «критической реконструкции», но с новыми функциями и характером зданий.

Квартал 50, Фридрихштрассе, Берлин (архитектор Лаубер, Вёэр, Мюнхен) Большой комплекс, занимающий 50-й квартал в Берлине, - офисный и торговый центр на Фридрихштрассе. Он относится к комплексной застройке американского типа,

расположенной около Пункта Чарли. Основная сторона квартала выходит на Фридрих-штрассе, остальные - на улицы Шютцен и Краузен. Угол улицы Шютцен имеет строгие границы квартала. На наземном этаже - два входных фойе с двухэтажными магазинами. Зона офисов размещена на верхних этажах. В соответствии с требованиями градостроительного закона Берлина на самом верхнем уровне центра предусмотрено жилье. Жильцы квартир имеют возможность использовать террасы и обходные галереи. Квартал многофункционален: магазины на наземном этаже с аркадой, протянувшейся вдоль Ляйпцигер-штрассе, офисные площади на верхних этажах (около 10 000 кв. м), жилье и офисы в трехэтажном аттике. Два подземных этажа занимают гаражи. Историческая традиция района Фридрихштадт продолжена каменными фасадами из черного полированного гранита с гранитной аркадой. Новые мотивы - оконные стальные профили с зелеными оконными стеклами.

Комплекс зданий восстанавливает историческую мелкую структуру кварталов, характерную для Фридрихштрассе. В то же время ансамбль стилистически перекликается с архитектурным решением новых зданий правительства и парламента, возведенных в смежном районе. Новый квартал решен современными выразительными формами, с использованием большого количества стекла, что отвечает архитектурной стилистике и масштабу застройки Фридрихштрассе. Архитекторы делают акценты на поднимающуюся в сторону реки высоту комплекса, на элегантно закругленные формы углов зданий, а также на стилистически последовательно развивающуюся концепцию решения фасадов.

Новое офисное здание по адресу Фридрихштрассе, 29/30 (архитектор Макс Дудлер) занимает северо-восточный угол перекрестка Фридрихштрассе и Бессельштрассе в районе Фридрихштадт. Сблокированное с существующей гостиницей в историческом здании эпохи грюндерства, новое офисное здание образует квартальный комплекс, в котором объединяются старая и новая архитектура.

Главный вход в восьмиэтажной части комплекса на Фридрихштрассе ведет в холл, расположенный на первом этаже нового здания. Первый этаж занят магазинами, фирмами, доступ к которым возможен с обеих улиц. Все помещения входного этажа имеют связь с открытым внутренним двором. Проектом предусматривается реставрация и усиление конструкций существующего исторического здания. Этот репрезентативный старый дом, ориентированный на Фридрихштрассе, дополняется тремя новыми корпусами отеля вокруг внутреннего двора, образуя замкнутый контур квартальной застройки, характерный для Берлинской застройки.

Разноэтажность корпусов углового офисного здания вокруг открытого внутреннего двора продиктована градостроительными условиями: карниз крыла, пристраиваемого к существующему пятиэтажному зданию отеля и выходящего на Фридрихштрассе, продолжает высоту карниза здания отеля на отметке не выше 22,5 м от уровня земли. Поэтому два верхних этажа (шестой и седьмой) отступают от фронта застройки, образуя на крыше озелененные ступенчатые террасы, а общая высота соответствует высоте мансардной крыши здания отеля. Башня, возвышающаяся над всем комплексом, образует угол перекрестка улиц Фридрихштрассе и Бессельштрассе (рис. 7, 8).

Рис. 7. Новое офисное здание по адресу Фридрихштрассе, 29/30. Главный фасад

а)

б)

Рис. 8. Новое офисное здание по адресу Фридрихштрассе, 29/30: а - план квартального комплекса, в блоке отеля жирными линиями обозначено историческое здание; б - проект здания

Фасады геометрически структурированы: первые два этажа, отмечающие основу здания, отделаны природным камнем, в то время как верхние этажи облицованы плиткой из искусственного материала. Мощение внутреннего двора гармонирует с цветом и материалом стен [1].

Квартал «DEE-Форум»

Квартал «DBB-Форум» можно назвать архитектурным ансамблем, который был сформирован на рубеже XIX-XX веков. Четыре здания имеют архитектуру, характерную для Германии конца XIX века - многостилье и эклектика (стиль ар-нуво, который к тому времени сформировался в Испании, Франции, Бельгии). Однако некоторые черты дизайна домов по Фридрихштрассе, 165, 166, 167/168 уже предвещали рождение новой архитектуры - открытые конструкции витрин, обилие стекла, использование металла, считавшегося в то время грубым и вульгарным для постройки респектабельного буржуазного дома. Поэтому при реконструкции Берлина эти здания, представлявшие историческую и художественную ценность, были сохранены в первозданном виде. При проектировании нового здания по Фридрихштрассе, 169/170 автор реконструкции квартала, архитектор К.-Х. Шом-мер следовал за руководящими принципами «критической реконструкции» Берлина: ограничил высоту дома, сохранил высоту карниза на уровне с соседними старыми домами, использовал камень для облицовки фасада. В результате квартал рядовой исторически ценной застройки сохранил градостроительный масштаб, отвечая требованиям времени, получил новую функцию. Здание по проекту Шоммера представляет собой блок из камня и стекла с выделенным двухэтажным монументальным ярусом основания здания, с одинаково простыми фасадами четырех верхних этажей и стеклянной крышей в два этажа. Фасад, облицованный плитами песчаника, отдаленно напоминает проект предыдущего здания [1]. В целом это здание в увязке с другими составили гармоничный ансамбль (рис. 9, 10, 11).

Рис. 9. Квартал <ЛВВ-Форум». Сверху - развертка по Фридрихштрассе, справа налево дома 165, 166, 167/168, 169/170. Внизу - развертка по Беренштрассе с новым зданием на месте снесенного панельного

здания периода ГДР

Рис. 10. Планы этажей квартала <ЛВВ-Форум». Жирными линиями обозначены исторические здания, сверху вниз по Фридрихштрассе дома 165, 166, 167/168, 169/170

Можно упомянуть еще о нескольких кварталах Берлина в районе улицы Фридрих-штрассе, таких как квартал 108 (архитектор Ван ден Валентин (Кельн)), Розмарин Карэ (архитектор Ж. Бюге и И.-Л. Бюге (Гамбург)), Розмарин Карэ Сити-апартаменты (архитекторы П. и П. Кляйхус (Берлин)). Эти и соседние кварталы объединяют схожие приемы: новая функциональность зданий, жилье на верхних этажах, историчность гранитных фасадов нижних этажей с крупноразмерными окнами из стального профиля, выделенные зоны центрального входа в здания.

Рис. 11. Квартал <^ВВ-Форум». Современное состояние

Индивидуальностью образа отличаются квартал отеля «Аквариум», вблизи бульвара Унтер ден Линден, и квартал Хакешен Хоф в Берлине. В одном случае новизна трактовки общественного пространства - крытый торговый пассаж между двумя зданиями, фактически являющийся частью улицы, в другом - реконструкция квартала как новый тип городского пространства с системами внутренних дворов, соединенных небольшими магазинами, ресторанами и апартаментами. В Мюнхене подобную структуру городского квартала «Пять дворов» авторы-архитекторы Херцог и де Мерон охарактеризовали как «европейский ответ американским торговым моллам». Пространственная сложность проекта квартала с функциями коммерции, культуры, искусства дала возможность разнообразить формы и дизайн дворов и пассажей.

Городской квартал «Дом-аквариум», Берлин (архитектор С. Чобан и др.)

Оригинальный городской квартал в центре Берлина был образован в 2004 году. Новая трактовка общественного пространства - крытого пассажа между двумя параллельно стоящими зданиями, в особенности устройство в одном из них - необычного аквариума, придают кварталу неповторимость и индивидуальность.

Торговый пассаж площадью 6000 кв. м, фактически являющийся частью улицы, предлагается как исключительное пространство для современной жизни рядом с известными достопримечательностями Берлина - вблизи бульвара Унтер ден Линден, Острова музеев, Собора. Городской квартал «Дом-аквариум», расположенный в центральной исторической зоне, обеспечен оптимальными транспортными связями - рядом расположены остановки электричек и поездов метро, трамвая, автобусов, такси, а также речной порт. Этот квартал представляет собой офисно-гостинично-жилой ансамбль со зданием международной выставки, который предполагает торговлю сувенирами, гастрономией (рис. 12).

а)

б)

Рис. 12. Городской квартал «Дом-аквариум»: а - общий вид; б - план квартала

Такая концепция городского квартала: пространство многообразия, общения, функционального смешения - служит эффекту синергетичности: в пятизвездочном отеле «Радизон SAS» возможна аренда офисов, более чем 75 эксклюзивных квартир-резиденций с видами на Берлинский собор и реку Шпрее. Изюминка атриумного пространства фойе отеля - это аквариум высотой 11,5 м, вмещающий 1000000 литров воды.

Прозрачный сердечник аквариума с лифтом поднимает посетителей на верхний этаж, где на высоте купола собора проектом предполагался общественный бассейн. Гости могут наслаждаться видом аквариума, комфортно расположившись в современных креслах [1].

Комплекс включает отель, жилой дом, два офисных здания с частными клиниками. Отель насчитывает: 430 стандартных номеров, президентский и юниорский номера, номера для инвалидов и аллергиков; два ресторана, один из которых имеет открытую террасу с видом на Шпрее; конференц-залы. Непосредственное соседство с рекой активно используется в дизайне и благоустройстве окружающей комплекс территории.

Индивидуальность образа городского квартала «Дом-аквариум» усиливается скульптурами человеческих фигур в натуральную величину, установленных в самых неожиданных местах и ситуациях, например, сидящими на парапете набережной (рис. 13).

Квартал Шютценштрассе, Берлин (архитектор Альдо Росси, Италия)

Квартал Шютценштрассе представляет собой постмодернистский комплекс-коллаж, созданный знаменитым архитектором Альдо Росси. Расположенный между улицами Шютценштрассе, Циммерманштрассе и Шарлоттенштрассе, квартал объединяет разные исторические сооружения, окрашенные в цвета: терракота, зеленый, синий, желтый, охра.

Рис. 13. Элементы среды на территории квартала «Дом-аквариум»

На фоне однотипных унылых берлинских строений шестиэтажные блоки зданий квартала выглядят захватывающе (рис. 14).

Рис. 14. Квартал Шютценштрассе. На фото видны внутренние дворы

Некоторая грубоватость форм жилых зданий, броская, но тяжеловатая цветовая гамма фасадов, выходящих на улицы, резко контрастирует с мягкой атмосферой внутренних дворов, размещенных в глубине квартала. Почти лиричную атмосферу создает система разных форм тихих, уютных озелененных небольших дворов с мощеными дорожками, белыми скамьями и фонарями на фоне окрашенных в желтые, розовые с белыми деталями цвета фасадов. Ностальгию вызывают утонченные формы и пропорции фрагментов фасадов итальянских палаццо - прямых цитат из архитектуры эпохи Возрождения, искусно вставленные в современные модернистские фасады (рис. 15).

Рис. 15. Квартал Шютценштрассе. Обрамление портала сквозного прохода между дворами Квартал Хакеше Хоф (Хакские дворы) в Берлине

После падения Берлинской стены Хакские дворы превратились в магнит как для любителей светской жизни, так и для гостей Берлина. Тщательно отреставрированные дворы располагаются в историческом квартале Шойненфиртель в Шпандауском предместье района Митте. Хакские дворы представляют собой самый крупный в Германии закрытый комплекс дворов, находящийся с 1972 года под защитой государства как памятник архитектуры. Как и многие дворы Берлина этот комплекс зданий, построенный в начале прошлого века, составлял ансамбль из офисов, мастерских, мелких предприятий, крохотных фабрик (особенно в первых дворах) и квартир. При реставрации, в девяностых годах, к этой концепции было решено вернуться, что было успешно выполнено. На сегодняшний день восемь дворов между Розенталерштрассе и Софиенштрассе располагаются на площади в 27 000 кв. м, на которых размещаются 40 предприятий, а также культурные учреждения, магазинчики, рестораны и жилье (рис. 16).

Рис. 16. План квартала Хакеше Хоф

Дворовый комплекс Хакеше Хоф считается одним из прекрасных примеров индустриального модерна (югендстиля) в архитектуре Германии. После всестороннего, тщательного обновления квартал Хакеше Хоф стал одним из популярных мест города: теперь это новый развлекательный район с множеством баров, ресторанов и клубов. Первый двор был разработан художником югендстиля, архитектором Аугустом Энделем, он включает кинотеатр, несколько баров и ресторанов, театр «Хамелеон» (рис. 17).

Рис. 17. Квартал Хакеше Хоф. Первый двор

Второй двор объединяет театр Хакеше Хоф, театр культуры Идиша, а также несколько офисов. Остальные дворы заняты небольшими магазинами и галереями. Квартал Хакеше Хоф - одно из самых популярных мест для ночной жизни, всегда оживленное после 9 или 10 часов вечера [5]. Гармоничность жилой среды достигнута там, где учитываются особенности ландшафта, реки, залива. Новый пример - это город на воде (Вассер-штадт) Шпандау, Берлин. К воде обращены зоны общественного использования: для коллективных форм жизни и жилых домов с открытыми площадками. Многообразие застройки достигнуто разделением на пять стадий, в которых участвовали различные архитекторы. Такой же принцип, - раскрытие общественных и дворовых пространств к воде, стал доминирующим для реконструируемого промышленного в прошлом района Руммельс-бург в Берлине. Проектная концепция и результаты ее реализации: «<...> в каждом дворе самое ценное качество - «вид для всех на воду», что делает эту концепцию особенно удачной. «Садовые дворы» образуются застройкой переменной этажности. Каждый двор получает тематически индивидуальный сад, образ и материалы дворовых фасадов, которые включены в создание индивидуальности дворов и ландшафтных связей с озером. <...> берлинцы принимали участие в обсуждении реализации проектной концепции, выражая идеальные представления о городе и ландшафте, как едином целом» [4].

Квартал «Пять дворов», Мюнхен (архитектор Херцог и де Мерон)

Квартал «Пять дворов» - это сложный лабиринт из магазинов, офисов, выставочных пространств и апартаментов, который можно рассматривать как попытку интегрировать в единое целое функции коммерции, культуры, искусства и жилья. Авторы-архитекторы Херцог и де Мерон охарактеризовали этот проект как «европейский ответ американским торговым моллам». В новом типе городского пространства с системами скверов и пассажей, соединенных магазинами и апартаментами, была реализована идея 1947 года. Пространственная сложность проекта квартала дала возможность разнообразить формы и дизайн дворов и пассажей, каждый из которых имеет индивидуальный характер, продиктованный и функциональным назначением. Во дворы и пассажи ведут пять входов с улиц, ограничивающих квартал по его периметру (рис. 18).

Рис. 18. Один из пяти входов в квартал «Пять дворов»

Классической прямоугольной формы двор - пассаж строгой архитектуры и высокий пассаж с верхним естественным освещением с густо свисающими зелеными ветками-лианами и светильниками на длинных шнурах, небольшой двор на входе в квартал с одной из центральных улиц со столиками ресторана и с огромным свисающим декоративным прозрачным шаром (рис. 19). Во двориках, куда выходят окна жилых квартир, стоят состаренные скульптуры, скамьи, фонтан - все соразмерно двору. Комплекс включает современный очень популярный музей и зал искусств, для которого были специально спроектированы световые короба, дающие полное ощущение естественного освещения [2].

Рис. 19. Квартал «Пять дворов»: все дворы имеют индивидуальное образное решение

В Копенгагене, Амстердаме и Мальме активно используется один из основных природных ресурсов - вода: разнообразные фонтаны и водоемы на открытых площадях, в парках и внутри кварталов. Амстердам и Копенгаген изобилуют каналами, проливами, обширными водоемами; островами, полуостровами, набережными каналов с пришвартованными яхтами, небольшими паромами, судами, в которых при желании можно жить или работать, как в офисе. Эти города являются одними из самых удобных мест для жизни. Городская среда в Копенгагене, Амстердаме, Мальме - это реализация принципа гуманизации пространственной среды, в основе которой лежит уважение к людям, забота о них, внимание к человеку и его потребностям. Физиологический и психологический дискомфорт, который испытывают жители города в холодные зимние дни, компенсируется визу-

ально и функционально преобразованным урбанизированным ландшафтом. Вода и прибрежные территории с эффективным и малозатратным ландшафтным благоустройством (площадки отдыха, детские игровые пространства, сезонные центры обслуживания), усовершенствованные визуальные качества прибрежной среды, бесспорно, способствуют повышению настроения человека (рис. 20).

Рис. 20. Амстердам. Одна из набережных залива, где жители имеют возможность позавтракать всей

семьей или поплавать у своего дома

Композиционное единство зданий, зеленых насаждений и малых архитектурных форм, масштабирование среды (в зависимости от характера использования пространства), создание визуальных акцентов и ориентиров, наконец, повсеместное применение натуральных материалов (природного камня и дерева) - оживляют городской ландшафт и формируют набережные, а также повышают уровень комфорта. Принцип максимального включения природных компонентов в структуру реконструируемых и вновь проектируемых жилых кварталов и районов, бережное отношение к существующим природным ресурсам характерен для застройки города в целом. Значимую роль этот принцип играет при регенерации прибрежных постпромышленных территорий, бывших военных доков и казарм. Большое внимание в обозначенных городах уделяется функциональности, а именно реконструкции и преобразованию этих территорий в элитное жилье, в ущерб сохранению традиций. При преобразовании складских, портовых зданий в выставочные или общественные пространства, рестораны датские архитекторы демонстрируют минимальное вмешательство во внешний вид зданий.

В качестве примера прибрежной жилой застройки можно привести район Борнео-Споренбург в Амстердаме. Узкие и длинные полуострова заполнены кварталами с плотной трехэтажной жилой застройкой с индивидуальными участками. Жилые дома в этих зонах выходят на незастроенную полосу, соединяющую параллельные улицы, где размещаются сады. Высотные блоки застройки являются акцентными и пространственно координируют весь район. Как и в исторических городах предлагается высокий первый этаж -3,5 м, вместо голландского стандарта - 2,4 м. Такой прием позволил приподнять застройку над водой.

Как показывает опыт проектирования и строительства новых и старых, подвергшихся реконструкции, городских кварталов, создание жилой среды в последние десятилетия основано на новой концепции проектирования. Идет поиск новой философии, привязанной к реальности, что бесспорно является трудной задачей, как и поиск новых форм. Человеческие переживания, эмоции, приятное воздействие мест проживания на людей принимаются во внимание архитекторами при проектировании жилой среды в городе. Наиболее выразительные и привлекательные районы города, жилые кварталы с точки зрения их положительного воздействия на жителей этих районов созданы там, где новая среда формирует и приводит в порядок человеческие переживания. Основной принцип - проектирование эмоций. Выявляются такие природные элементы как камень, вода, дерево, растительные формы в виде группы деревьев, газонов и цветов. Так, образ жизни человека становится ближе к природе, и новые городские районы и кварталы проектируются как окружение, где человек связан с природными или искусственными элементами, расположенными в пространстве города. При проектировании учитываются жизненные потребности горожан. Легкость передвижения, комфорт, «удобство и удовольствие чувствам человека и вдохновение его разуму и душе» - можно определить как критерии в оценке вновь созданной жилой среды в структуре современного города (рис. 21).

Рис. 21. Мальме. Искусственный бассейн в одном из дворов

Традиции восточных стран, опыт, искусство и наука проектирования местности и организации пространства сохраняются на протяжении более четырех тысяч лет, что свидетельствует о мудрости их философии совершенства. Архитекторы, вдохновленные культурами Востока, изучая его идеи приспособления к природе и окружению, реализуют их в проектах застройки городов, проектах реконструкции, реновации бывших промышленных территорий.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Meuser P. Vom Plan Zum Bauwerk. Berlin: Braun, 2002.

2. The Phaidon Atlas of contemporary world architecture. London: Phaidon, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Проект international: журнал по мировой архитектуре и дизайну интерьеров. 2006. № 3.

4. Дагданова И.Б., Козлов В.В. Исторический центр как ресурс развития крупного города // Известия вузов Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2012. № 1 (2). С. 100.

5. Дагданова И.Б. Проблема архитектурного ансамбля на примере городов современной Германии // Известия вузов Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2013. № 2. C. 131-144.

6. Тарасенко О.В. Современные тенденции в формировании архитектурно-пространственного символа (на примере г. Иркутска) // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2010. № 7. С. 357-362.

Информация об авторе

Дагданова Ирина Баторовна, доцент кафедры «Архитектурного проектирования», тел.: 89148874614; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the author

Dagdanova I.B., associate professor, Architecture Projection Department, tel.: 89148874614; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

УДК 711.41

СОЦИАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА НОВЫХ ГОРОДОВ ИРКУТСКОЙ

ОБЛАСТИ НА ПРИМЕРЕ АНГАРСКА

И.Е. Дружинина, Б.М. Вяткина

В статье рассматриваются проблемы формирования социально-пространственной среды новых городов Иркутской области в период пионерного освоения Сибири в XX веке, влияние этой среды на современные условия проживания. Определены ключевые характеристики и основные факторы, повлиявшие на развитие новых городов, а также дана оценка специфике социально-пространственной жилой среды города Ангарска.

Ключевые слова: новые города; социально-пространственная среда; освоенность; содержательность; комфортность.

SOCIAL AND SPACE AREA OF NEW CITIES IN IRKUTSK REGION AT THE

EXAMPLE OF ANGARSK

I.E. Druzhinina, B.M. Vyatkina

In the article we considered the problems of creating the social and space area of new cities of Irkutsk Region during pioneer exploration of Siberia in the XX century, the impact of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.