Научная статья на тему 'Декларации пожарной безопасности как информационный ресурс в антикризисном управлении'

Декларации пожарной безопасности как информационный ресурс в антикризисном управлении Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
91
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Декларации пожарной безопасности как информационный ресурс в антикризисном управлении»

населенных пунктах, пострадавших от крупномасштабного наводнения.

компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах из расчета 3,0 тыс. рублей за 1 сотку земли

Как видно из таблицы, приведенной на примерах ЧС в Крымске и Хабаровске, государство увеличивает размер компенсаций, а также статей на помощь населению, пострадавшему в ЧС,. размер единовременного пособия семьям погибших в результате ЧС увеличится до 1 миллиона рублей, также вырастут и другие виды компенсаций, говорится в документах, размещенных на официальном сайте правительства России.

Согласно "Правилам выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" будет увеличен размер единовременных компенсаций и временного содержания.

Расходы федеральных и региональных органов власти на ликвидацию ЧС частично будут покрываться за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда.

ДЕКЛАРАЦИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС В АНТИКРИЗИСНОМ

УПРАВЛЕНИИ

Н.Ю. Васильева, вед. специалист аналитического отдела РЦМП ЧС КУ ВО «Гражданская оборона, защита населения и пожарная

безопасность ВО», г. Воронеж

Использование деклараций пожарной безопасности как информационного ресурса в антикризисном управлении обусловлено необходимостью оперативного и достоверного владения информацией.

Декларация пожарной безопасности является формой оценки соответствия, в которой содержится информация о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска.

Декларации пожарной безопасности разрабатываются в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и статьей 49 «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ и составляются в отношении объектов капитального строительства, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение

государственной экспертизы (за исключением объектов, определенных Федеральным законом [4]), зданий детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (не квартирных), больниц, спальных корпусов образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений. Пожарная декларация может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдельные, входящие в его состав здания, сооружения, строения и помещения, к которым установлены требования пожарной безопасности [4].

Документ содержит три раздела: оценку пожарного риска (если проводится расчет риска), оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара) и перечня федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых обеспечивается на объектах защиты [1].

В целях наращивания информационного ресурса ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Воронежской области», в адрес начальников отделов (отделений) надзорной деятельности г. Воронежа и Воронежской области была направлена телефонограмма о ежемесячном предоставлении копий деклараций пожарной безопасности, зарегистрированных в течение отчетного периода в Региональный центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, где производился дальнейший перевод деклараций в электронный вид [3].

Практическая ценность деклараций пожарной безопасности как составляющих информационного обеспечения для принятия эффективных решений в антикризисном управлении обеспечивается возможностью применения результатов декларирования в отношении всех объектов защиты, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации, а также для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1, расположенных во всех 34 муниципальных образованиях Воронежской области. Всего, с момента вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» органами надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Воронежской области зарегистрировано деклараций пожарной безопасности на 4459 объектов подлежащих декларированию в области пожарной безопасности, что составляет 100%.

Ещё одной отличительной особенностью деклараций пожарной безопасностью от других существующих документов в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, создаваемых на объектах защиты, является различное функциональное назначение объектов. Декларированию подлежат объекты

социальной сферы (детские сады, школы, социально-значимые объекты (специализированные дома престарелых и инвалидов), объекты здравоохранения, образования; спальные корпусы образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений)), жилые строения высотой более трех этажей и количеством квартир превышающих четыре, автозаправочные комплексы, административные здания, объекты газоснабжения, также задекларированы были объекты Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» и другие отдельно стоящие объекты, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации [2]. По состоянию на 15 марта 2014 в Региональном центре мониторинга и прогнозирования ЧС Воронежской области в электронном виде содержится 2184 деклараций пожарной безопасности: 2,2% относятся к социально-значимым объектам, 6,9% к объектам здравоохранения, 29,5% образования, 7% автозаправочные комплексы, жилые помещения - 14,1%, 11,7% к объектам Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги», другие - 30,2%. В 10% из существующих в наличии документов на основании имеющего пожарного риска проводился его расчет.

Аналитическая ценность данного информационного материала заключается в уникальности данного документа, так как с его помощью можно быстро и достоверно извлечь нужную для антикризисного управления информацию, одновременно охватывающую 4459 объектов, подлежащих декларированию в области пожарной безопасности: о фактическом местонахождении объекта защиты, тогда как зачастую, юридический и фактический адреса не совпадают; по наличию либо отсутствию пояснительной записки с расчетом пожарного риска, сделать вывод об условиях соответствия или несоответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности; о величине возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара, определенного на основании прогнозирования наихудшего развития пожара на объекте защиты.

Данные, содержащиеся в декларации пожарной безопасности, являются дополнительным источником информации при принятии управленческих решений, они позволяют с перспективой оценивать потенциальную опасность объекта, исходя из наихудшего сценария развития чрезвычайных ситуаций, и оперативно осуществлять поддержку принятия решения на основании имеющего ресурса в электронном виде. Существующий информационный ресурс также применяется при корректировке паспортов территории, использующихся для информационной поддержки оперативных служб центра управления в кризисных ситуациях МЧС России по Воронежской области, обеспечивающих своевременность предоставления информации. (Телефонограмма Главного управления МЧС России по Воронежской области начальникам отделов (отделений) ГПН г. Воронежа и

Воронежской области от 20.01.2010 № 414-21-5 «О предоставлении сведений»).

В связи с тем, что одним из факторов, влияющих на качество управленческих решений в процессах антикризисного управления, является техническое оснащение. Следующим шагом, после перевода всех зарегистрированных деклараций пожарной безопасности в электронный вид, планируется создание базы информационных данных.

Создание на её основе тематического слоя со специфическим атрибутивным описанием позволит автоматизировать процесс работы с существующим информационным ресурсом, сделает его наглядным и информативным, и, следовательно, позволит сократить время принятия и исполнения решений.

Список использованной литературы

1. Приказ МЧС России от 24.02.2009 № 91 (ред. от 21.06.2012) «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.03.2009 № 13577).

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 28.12.2013)

3. Постановление правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска».

4. Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОРОНЕЖСКОГО ВОДОХРАНИЛИЩА И ВОЗМОЖНОСТЬ РАСШИРЕНИЯ СПЕКТРА МЕТОДОВ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Н.Д. Разиньков, к.г.н., главный специалист РЦМП ЧС,

С.Л. Титова, к.г.н.

Центр мониторинга и прогнозирования ЧС Воронежской области,

г. Воронеж

Строительство в 1972 году Воронежского водохранилища было продиктовано дефицитом питьевой и технической воды, тормозящего промышленное развитие города. Одновременно должны были решаться задачи создания рекреационной зоны, рыбохозяйственного комплекса и судоходства.

Воронежское водохранилище относится к долинно-аквальному ландшафтному микрорайону, ограниченному береговой линией самого водохранилища. Водохранилище представляет собой мелководный водоем руслового типа, вытянутый в меридианальном направлении на 35 км, со средней

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.