Научная статья на тему 'Идентификация потенциально опасных объектов как этап риск-ориентированного подхода при обеспечении техногенной безопасности'

Идентификация потенциально опасных объектов как этап риск-ориентированного подхода при обеспечении техногенной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
411
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЙ ОБЪЕКТ / РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ТЕХНОГЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТЕХНОГЕННЫЙ РИСК / POTENTIALLY DANGEROUS OBJECT / RISK-ORIENTED APPROACH / TECHNOGENIC SAFETY / TECHNOGENIC RISK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Разиньков Николай Дмитриевич

Методология анализа риска перешла из области отдельных научных исследований в нормативные документы и нормативные правовые акты по обеспечению и повышению защищённости человека, общества, государства, окружающей среды от негативных процессов и явлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Разиньков Николай Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION OF POTENTIALLY HAZARDOUS OBJECTS HOW THE STAGE OF A RISK-ORIENTED APPROACH IN PROVIDING AN ENVIRONMENTAL SAFETY

The methodology of risk analysis has moved from the field of individual scientific research into normative documents and normative legal acts to ensure and improve the security of a person, society, state, environment from negative processes and phenomena.

Текст научной работы на тему «Идентификация потенциально опасных объектов как этап риск-ориентированного подхода при обеспечении техногенной безопасности»

УДК 614.8

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ КАК ЭТАП РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ

ТЕХНОГЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Н.Д. Разиньков

Методология анализа риска перешла из области отдельных научных исследований в нормативные документы и нормативные правовые акты по обеспечению и повышению защищённости человека, общества, государства, окружающей среды от негативных процессов и явлений.

Ключевые слова: потенциально опасный объект, риск-ориентированный подход, техногенная безопасность, техногенный риск.

С выходом в свет в 2003 г. Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах [2] в Воронежской области была впервые проведена работа по идентификации потенциально опасных объектов (далее - ПОО). В самих Требованиях дефиниции ПОО не было представлено. Комиссией, созданной Указом губернатора Воронежской области в соответствии с Требованиями [3], была проведена довольно серьёзная кропотливая работа по идентификации ПОО.

Силами Центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций были изучены все имеющиеся на то время декларации безопасности, имеющиеся в Главном управлении иные документы, содержащие характеристики опасных объектов и оценки потенциальных техногенных чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС). При отсутствии либо противоречивости сведений и оценок проводилось знакомство с предприятием, его технологическим процессом, размещением персонала, режимом работы и др. Большая часть предприятий, предварительно

идентифицированные как потенциально опасные, подверглась дополнительному обследованию.

Большинство руководителей положительно откликнулось на соответствующие предложения со стороны Главного управления МЧС России по Воронежской области, хотя ряд предприятий старалось максимально «закрыться» от такого обследования. Тем не менее, перечень ПОО был составлен и впервые утверждён 14.02.2007 (Протокол №1); в перечне содержалось 169 ПОО и 65 гидротехнических сооружений (далее - ГТС). В настоящее время действует перечень ПОО от 11.05.2016, в который включено 108 (в том числе Воронежский гидроузел, дамба пруда-охладителя НВАЭС) ПОО и 37 ГТС (в перечне объектов жилищно-коммунального хозяйства).

Секретариат комиссии впервые поднял вопрос об изменении концептуального подхода в формировании перечня ПОО с выходом в свет новой дефиниции потенциально опасного объекта в

очередной редакции (ред. от 08.03.2015) Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [4].

Ранее идентификация ПОО производилась согласно ГОСТ Р 22.0.02-94. «БЧС. Термины и определения основных понятий»:

Потенциально опасный объект - объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации.

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» дефиницию ПОО:

Потенциально опасный объект - это объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек.

Это же понятие далее транслировано в ГОСТ Р 22.0.02-2016. «БЧС. Термины и определения», вышедшего взамен ГОСТ Р 22.0.0294. Таким образом юридическая сторона вопроса чётко оказалась выстроенной. В настоящее время секретариат инициировал первое совещание участников Межведомственной комиссии при губернаторе области по классификации потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения, расположенных на территории Воронежской области и заинтересованных организаций для обсуждения и решения этой, прямо сказать, ответственной задачи.

Ответственность задачи вытекает из самого института ПОО:

- ПОО подвергаются надзору по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций;

- ПОО выстраивают локальную сеть оповещения (химически опасные);

- ПОО должны выстраивать структурированную систему мониторинга, стыкуя

её с единой дежурно-диспетчерской службой;

- разрабатывают паспорта безопасности, потенциальные риски которых заносятся в паспорта безопасности территорий Воронежской области и муниципальных образований;

- по перечню ПОО организуется антитеррористическая работа и др.

Далее вернёмся к дефиниции «потенциально опасный объект». Имеется разработка ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) [5], которая является достаточно обоснованной для решения задачи идентификации ПОО.

В соответствии с п. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» к зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся здания и сооружения, отнесенные в соответствии со ст. 48.1

Группировки

Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.

Исходя из этого и следуя нормативно-правовым актам, ВНИИ ГОЧС разбивает все объекты на три группы:

- объекты группы «А» - особо опасные и технически сложные объекты;

- объекты группы «Б» - уникальные объекты - объекты капитального строительства;

- объекты группы «В» - объекты, на которых возможно одновременное пребывание более 5 тыс. человек, за исключением многоквартирных жилых зданий, зданий гостиниц.

Внутри групп также производится разбиение на подгруппы (табл. 1).

Таблица

опасных объектов

Подгруппа ПОО Наименование подгруппы

Объекты группы «А» - особо опасные и технически сложные

А.1 Объекты использования атомной энергии

А.2 Гидротехнические сооружения I и II класса

А.3 Сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными

А.4 ЛЭП и объекты электросети напряжением 330 кВ и более

А.5 Объекты космической инфраструктуры

А.6 Объекты авиационной инфраструктуры

А.7 Объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования

А.8 Метрополитены

А.9 Морские порты

А.10 Тепловые электростанции мощностью 150 МВт и выше

А.11 А.11.1 - Опасные производственные объекты I и II класса опасности

А.11.2 - Опасные производственные объекты, где обращаются расплавы металлов 500 кг и более

А.11.3 - Опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых

Объекты группы «Б» - уникальные объекты

Б.1 Высота более 100 м

Б.2 Пролёты более 100 м

Б.3 Наличие консоли более чем 20 м

Б.4 Заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 м

Объекты группы «В»

Идентификация объектов внутри подгрупп должна производиться согласно соответствующим статусным законам, определяющим признаки особо опасных, технически сложных или уникальных объектов. Приведём их:

• для подгруппы А.1 - Федеральный закон от 21.11.1995 №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»;

• для подгруппы А.2 - Федеральный закон от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и постановление Правительства РФ от 02.11.2013 №986 «О

классификации гидротехнических сооружений»;

• для подгруппы А.3 - Федеральный закон от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи»;

• для подгруппы А.4 - Федеральный закон от 26.03.2003 №35-Ф3 «Об электроэнергетике»;

• для подгруппы А.5 - Закон РФ от 20.08.1993 №5663-1 «О космической деятельности»;

• для подгруппы А.6 - Федеральный закон от 08.01.1998 №10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации»;

• для подгруппы А.7 - Федеральный закон

от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и Технический регламент Таможенного союза (ТР ТС 003/2011) «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта»;

• для подгруппы А.8 - по факту наличия метрополитена;

• для подгруппы А.9 - Федеральный закон от 08.11.2007 №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 №81-ФЗ и Приказ Минтранса России от 01.04.2009 №51 «Об утверждении Порядка ведения реестра морских портов Российской Федерации»;

• для подгрупп Б - по факту наличия в регионе уникальных объектов с установленными размерами;

• для подгруппы В - по факту наличия объектов с возможным пребыванием одновременно 5 тыс. человек; устанавливается на основе проектной документации, сведений, полученных от соответствующих надзорных органов.

Так как данная работа (идентификация ПОО) ведётся в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций, то предварительно

Библиографический список

1. Управление рисками техногенных катастроф и стихийных бедствий (пособие для руководителей организаций): Монография / под общей редакцией Фалеева М.И. - РНОАР. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2016. - 270 с.

2. Приказ МЧС России от 28.02.2003 №105 «Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения» (зарег. в Минюсте РФ 20.03.2003 №4291).

3. Указ губернатора Воронежской области от 02.08.2006 №4 (посл. ред. от 27.12.2016 №495-у) «О межведомственной комиссии при губернаторе области по классификации потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения».

4. Федеральный закон от 21.12.1994 №68-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

5. Проект Методических рекомендаций по идентификации и формированию перечней потенциально опасных объектов. - М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2016. -44 с.

идентифицированные объекты согласно приведённым группам (подгруппам)

идентификации (табл. 1) должны подходить ещё под одно условие: быть источником техногенной чрезвычайной ситуации, например, сход подвижного состава на железной дороге, перевозящего опасный груз, по причине отказа путевого хозяйства.

Критерии чрезвычайных ситуаций установлены постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 №304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Таким образом, должно совпасть два условия: подходить под одну из групп согласно ГОСТ Р 22.0.02-2016 и быть потенциальным источником ЧС. Условно это можно отобразить в виде логической формулы:

ПОО = А (либо Б либо В) & ЧС.

В настоящее время концептуально принято правительством РФ о внедрении риск-ориентированных технологий в управлении, в том числе техногенным риском. Идентификация потенциально опасных объектов является отправной точкой данного подхода при управлении (менеджменте) риском.

References

1. Upravlenie riskami tekhnogennyh katastrof i stihijnyh bedstvij (posobie dlya rukovoditelej organizacij). Monografiya. Pod obshchej redakciej Faleeva M.I./ RNOAR. M.: FGBU VNII GOCHS (FC), 2016. - 270 s.

2. Prikaz MCHS Rossii ot 28.02.2003 №105 «Ob utverzhdenii trebovanij po preduprezhdeniyu chrezvychajnyh situacij na potencial'no opasnyh ob"ektah i ob"ektah zhizneobespecheniya» (zareg. v Minyuste RF 20.03.2003 №4291).

3. Ukaz gubernatora Voronezhskoj oblasti ot 02.08.2006 №4 (posl. red. ot 27.12.2016 №495-u) «O mezhvedomstvennoj komissii pri gubernatore oblasti po klassifikacii potencial'no opasnyh ob"ektov i ob"ektov zhizneobespeche—niya».

4. Federal'nyj zakon ot 21.12.1994 №68-FZ (red. ot 08.03.2015) «O zashchite naseleniya i territorij ot chrezvychajnyh situacij prirodnogo i tekh—nogennogo haraktera».

5. Proekt Metodicheskih rekomendacij po identifikacii i formirova—niyu perechnejpotencial'no opasnyh ob"ektov. -M.: FGBU VNII GOCHS (FC), 2016. - 44 s.

IDENTIFICATION OF POTENTIALLY HAZARDOUS OBJECTS HOW THE STAGE OF A RISK-ORIENTED APPROACH IN PROVIDING AN ENVIRONMENTAL SAFETY

The methodology of risk analysis has moved from the field of individual scientific research into normative documents and normative legal acts to ensure and improve the security of a person, society, state, environment from negative processes and phenomena.

Keywords: potentially dangerous object, risk-oriented approach, technogenic safety, technogenic risk.

Разиньков Николай Дмитриевич,

к.г.н.,

КУ ВО «Гражданская оборона, защита населения и пожарная безопасность

Воронежской области»,

Россия, г. Воронеж,

e-mail: vrn_mchs@mail.ru

Razinkov N.D.,

Ph.D.,

KU VO «Civil Defense, Population Protection and Fire Safety of the Voronezh Region», Russia, Voronezh.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Разиньков Н.Д., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.