СПЕЦИФИКА КОМПЕНСАЦИОННЫХ ВЫПЛАТ НАСЕЛЕНИЮ ПРИ ЧС (НА ПРИМЕРЕ Г. КРЫМСКА И ХАБАРОВСКОГО КРАЯ)
М.Б. Шмырева, преподаватель, к.э.н., О.А. Логачев, курсант 3 курса Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Начало XXI века характеризуется ростом численности чрезвычайных ситуаций и возрастающими масштабами их негативных последствий. Все чаще средства массовой информации извещают о крушении поездов, гибели морских судов, авиационных катастрофах, взрывах и пожарах, землетрясениях, наводнениях, масштабных лесных пожарах, эпидемиях и т.д. Естественно, что названные катаклизмы сопровождаются большими человеческими жертвами, огромными материальными потерями.
Чрезвычайных ситуаций вне социальной системы практически не бывает. В любую катастрофу всегда оказываются вовлеченными группа людей или человек. В конечном итоге, в тех регионах, где они происходят, формируются кризисные зоны, напитанные негативной социальной энергией и недовольством пострадавших людей. По мнению социологов, занимающихся изучением социальных последствий катастроф, многие техногенные и природные катастрофы, способны спровоцировать людей на экстремальное поведение, мятеж, бунт, политический конфликт между государствами в том случае, если не сформирована действенная система социальной защиты населения от их негативных последствий. Тем более что многие масштабные катастрофы по своим пагубным воздействиям сравнимы разве только лишь с продолжительными войнами.
Все выше изложенное говорит о необходимости осуществления серьёзной государственной политики в сфере профилактики чрезвычайных ситуаций, минимизации их негативных последствий, обеспечения эффективной социальной защиты пострадавшего населения. От качества решения названных проблем во многом зависят безопасность государства и его стабильное развитие.
Обязанность государства нести ответственность за своих граждан выражается в разных формах. Одной из них является компенсация ущерба, которую гражданин и его имущество претерпели в результате действия стихии, техногенных катастроф и иных чрезвычайных ситуациях, оговоренных в законе.
Правовой базой для этого является целый ряд нормативных документов разной силы. Помимо Конституции РФ, в их числе: закон "О чрезвычайном положении" от 30 мая 2001 г. № Э-ФКЗ, закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ, Указ Президента РФ "О концепции национальной безопасности РФ" от 10 января 2000 г. № 24, Постановление Правительства РФ "О единой государственной системе
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" от 30 декабря 2003 г. № 794, а также Уставы субъектов РФ.
Статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) определены права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В таблице приведена сравнительная характеристика компенсационных выплат для разных регионов страны в результате ЧС для проведения
Таблица 1. Сравнительная характеристика компенсационных выплат при ЧС в
г. Крымска и Хабаровского края
Вид выплаты г. Крымск Хабаровский край
Единовременная выплата на каждого члена семьи 10 тысяч рублей - 10 тысяч рублей из краевого бюджета на каждого члена семьи; - 10 тысяч рублей из федерального бюджета на каждого члена семьи
в качестве компенсации за утрату имущества первой необходимости (полностью или частично) на каждого члена семьи. При частичной утрате имущества каждый пострадавший получит по 75 тысяч рублей, при полной утрате - по 150 тысяч рублей. - 100 тысяч рублей из федерального бюджета
За причиненный в следствие стихии урон здоровью также предусмотрены специальные компенсации от 200 тысяч рублей -за легкий вред и до 400 тысяч рублей - за средний и тяжелый вред. от 200 тысяч рублей - за легкий вред и до 400 тысяч рублей -за средний и тяжелый вред.
За погибших в результате наводнения выплачивали по 2 миллиона рублей семьям.
гражданам, являющимся членами садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан, участки которых пострадали в результате подтопления в границах территорий муниципальных образований края, на которых введен режим чрезвычайной ситуации. 10 тысяч рублей
не работающим пенсионерам, получающим трудовую пенсию по старости или инвалидности, и постоянно проживающих в 5 тысяч рублей
населенных пунктах, пострадавших от крупномасштабного наводнения.
компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах из расчета 3,0 тыс. рублей за 1 сотку земли
Как видно из таблицы, приведенной на примерах ЧС в Крымске и Хабаровске, государство увеличивает размер компенсаций, а также статей на помощь населению, пострадавшему в ЧС,. размер единовременного пособия семьям погибших в результате ЧС увеличится до 1 миллиона рублей, также вырастут и другие виды компенсаций, говорится в документах, размещенных на официальном сайте правительства России.
Согласно "Правилам выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" будет увеличен размер единовременных компенсаций и временного содержания.
Расходы федеральных и региональных органов власти на ликвидацию ЧС частично будут покрываться за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда.
ДЕКЛАРАЦИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС В АНТИКРИЗИСНОМ
УПРАВЛЕНИИ
Н.Ю. Васильева, вед. специалист аналитического отдела РЦМП ЧС КУ ВО «Гражданская оборона, защита населения и пожарная
безопасность ВО», г. Воронеж
Использование деклараций пожарной безопасности как информационного ресурса в антикризисном управлении обусловлено необходимостью оперативного и достоверного владения информацией.
Декларация пожарной безопасности является формой оценки соответствия, в которой содержится информация о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска.
Декларации пожарной безопасности разрабатываются в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и статьей 49 «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ и составляются в отношении объектов капитального строительства, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение