Научная статья на тему 'Развитие декларирования пожарной безопасности в системе оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности'

Развитие декларирования пожарной безопасности в системе оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
101
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Соколов Б.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие декларирования пожарной безопасности в системе оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности»

систем мониторинга и диагностирования как единых систем на основе общих критериев, принципов построения с учетом современного уровня развития техники и достижений в смежных областях науки.

Возможность держать под контролем как внешнюю сеть, так и физический доступ инсайдеров к сетевой инфраструктуре и ее узлам - один из факторов нейтрализации успешных вторжений нарушителя. Внедрение подобных систем в систему ЛИС, является важным шагом в повышении уровня информационной безопасности.

Список используемой литературы

1. Котенко И.В., Степашкин М.В. Использование ложных информационных систем для защиты информационных ресурсов компьютерных сетей / И.В. Котенко, М.В. Степашкин // Труды СПИИРАН. -СПб: СПИИРАН, 2004. - 75 с.

2. Котенко И.В., Степашкин М.В. Системы-имитаторы: назначение, функции, архитектура иподход к реализации / И.В. Котенко, М.В. Степашкин // Труды СПИИРАН. - СПб: СПИИРАН, 2006. - 47 с.

3. Котенко И.В., Степашкин М.В. Обманные системы для защиты информационных ресурсов в компьютерных сетях / И.В. Котенко, М.В. Степашкин // Труды СПИИРАН.- СПб: СПИИРАН, 2004. - Вып.2. - 58 с.

4. Модели и алгоритмы автоматизированного контроля эффективности систем защиты информации в автоматизированных системах: монография / С.В. Белокуров, С.В. Скрыль, В.К. Джоган [и др.]. - Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2012. - 116 с.

5. Методы и средства анализа эффективности систем информационной безопасности при их разработке: монография / С.В. Белокуров, С.В. Скрыль, В.К. Джоган [и др.]. - Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2012. -83 с.

РАЗВИТИЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В

СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ ОБЪЕКТОВ ЗАЩИТЫ ТРЕБОВАНИЯМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Б.В. Соколов, адъюнкт Академия ГПС МЧС России, г. Москва

В настоящее время оценка соответствия осуществляется в различных формах (федеральный государственный пожарный надзор (ФГПН), независимая оценка пожарного риска (НОР), экспертиза, декларирование пожарной безопасности, подтверждение соответствия (сертификация и декларирование) и других), установленных [2]. Существует многообразие различных форм оценки соответствия, носящих как прямой, так и косвенный

характер. В сфере безопасности продукции был проведен анализ на каждом этапе ее жизненного цикла (от инженерных изысканий до утилизации (сноса). Были определены формы оценки соответствия, носящие как обязательный (строительный контроль, государственная экспертиза проектной документации и инженерных изысканий и т.д.), так и добровольный (авторский надзор, негосударственная экспертиза проектной документации и инженерных изысканий и т.д.) характер. Исходя из потребностей общества и экономики, необходимые формы оценки соответствия должны способствовать обеспечению требуемого уровня безопасности с минимальными издержками. Использование той или иной формы оценки соответствия должно устанавливаться в соответствующих технических регламентах с учетом риска недостижения целей технического регулирования [1]. Действующим законодательством [1] устанавливаются формы оценки соответствия продукции требованиям безопасности.

Декларирование пожарной безопасности - самостоятельная форма оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности (далее - ТПБ), установленная в ст. 144 [2]. Декларация пожарной безопасности (далее - ДПБ) разрабатывается в соответствии со ст. 64 [2] и ст. 49 [3] и составляется в отношении объектов, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации (за исключением зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4) и зданий Ф 1.1.

Форма декларации и порядок ее регистрации в органах Федерального государственного пожарного надзора определены Приказом МЧС России от 24 февраля 2008 г. № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности». При этом для Объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу [2], ДПБ предоставляется не позднее одного года после дня его вступления в силу.

В настоящий момент МЧС России работает над возможностью освобождения проверок объектов малого и среднего бизнеса, внедрив добровольное декларирование пожарной безопасности. Подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который находится на согласовании с федеральными органами власти (проходит антикоррупционную проверку и т.д.), который позволит собственнику объекта защиты использовать такую форму оценки соответствия как добровольное декларирование пожарной безопасности. Добровольное декларирование пожарной безопасности станет доступно для объектов

л

площадью менее 1500 м , с постоянным или временным пребыванием не более 50 чел. (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.3, Ф1.4, Ф4.1, Ф4.2). Для этих объектов защиты не будет осуществляться федеральный государственный пожарный надзор.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации в течение длительного времени пытается разработать критерии,

которые позволили бы оценить эффективность форм оценки соответствия, в т. ч. декларирования пожарной безопасности, как одной из них. МЧС России, как федеральный орган исполнительной власти, формирующий государственную политику в области пожарной безопасности, является заинтересованным в создании эффективной научно-обоснованной системы оценки соответствия в области пожарной безопасности.

Необходимо определить область эффективного применения декларирования ПБ путем определения проблем госрегулирования отношений в области ПБ и критериев выбора методов государственного регулирования отношений в области ПБ.

Декларирование ПБ призвано снизить административные барьеры и нагрузку на малый и средний бизнес, которую возлагают традиционные методы контроля такие как федеральный государственный пожарный надзор (далее - ФГПН). Соответственно решение задач по определению эффективности данной формы оценки соответствия и принятию управленческих решений, направленных на повышение ее эффективности, укладываются в рамки реализации положений [4] в части совершенствования технического регулирования в области пожарной безопасности, минимизации издержек при обеспечении пожарной безопасности, прозрачности и понятности для общества результатов работы всех звеньев государственного механизма [5].

Логика отказа от избыточной проверки объектов защиты, исключения дублирования в этой области лежит в концепции уменьшения уровня государственного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов. Многообразие форм оценки соответствия и свобода установления их в регламентах, которая дана [1], неурегулированность этих форм, отсутствие стройной системы приводит к избыточной административной нагрузке на хозяйствующие субъекты [5].

Декларирование пожарной безопасности - это совершенно новый принцип обеспечения пожарной безопасности в России. Он означает, что собственник, подающий декларацию в уведомительном порядке в органы государственного контроля (надзора), а именно ФГПН, избегает согласований и должен сам определить, какие требования необходимо выполнить на своем объекте.

В дальнейшем исследовании, посвященном декларированию пожарной безопасности, будет определена эффективность ДПБ, критерии, влияющие на эффективность данной формы оценки соответствия, будут предложены решения, позволяющие повысить эффективность с помощью программно-аппаратного комплекса и/или экспресс-методов оценки риска, а также предложены изменения в организационно-распорядительные документы и нормативные правовые акты.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании». - Режим доступа: http://base.consultant.ru.

2. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». - Режим доступа: http: //base.consultant.ru.

3. Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. №190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации». - Режим доступа: http: //base.consultant.ru.

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. № 953-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса». - Режим доступа: http: //base.consultant.ru

5. Шаров И.Н. Эффективность оценки соответствия требованиям пожарной безопасности в форме федерального государственного пожарного надзора: дисс. .. .канд. техн. Наук / И.Н. Шаров. - М.: АГПС МЧС РФ, 2013. -148 с.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИЛ И СРЕДСТВ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Я.В. Соловьёв, курсант 4 курса Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Система гражданской обороны нашей страны ведет отсчет от 4 октября 1932 года, когда в СССР была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы противовоздушной обороны (ПВО) страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания необходимых условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта, систем оповещения, а так же специальных убежищ и взрывобезопасных мест. В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.

В результате осуществления перечисленных мероприятий значительно возросла оперативная готовность всей системы МПВО. За короткий срок был создан фонд защитных сооружений. Убежища МВПО прошли испытания на Семипалатинском ядерном полигоне и показали высокую эффективность. В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.