Научная статья на тему 'Дагестано-азербайджанские культурные связи в 40-х 70-х годах XX века'

Дагестано-азербайджанские культурные связи в 40-х 70-х годах XX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
473
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ / ДАГЕСТАНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рустамова А. К.

В статье рассматривается история и современное состояние дагестано-азербайджанских культурных связей в театральной, музыкальной, концертно-исполнительской, хореографической, литературной областях, раскрывается взаимодействие двух культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article views the history and modern condition of the Dagestan-Azerbaijani cultural relations in theatrical, musical, concert performing, choreographic and literature spheres; the two cultures' interaction is revealed.

Текст научной работы на тему «Дагестано-азербайджанские культурные связи в 40-х 70-х годах XX века»

А. К. Рустамова

ДАГЕСТАНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ В 40-х - 70-х ГОДАХ XX ВЕКА

Работа представлена кафедрой культурологии Дагестанского государственного педагогического университета. Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор Д. Н. Ахмедов

В статье рассматривается история и современное состояние дагестано-азербайджанских культурных связей в театральной, музыкальной, концертно-исполнительской, хореографической, литературной областях, раскрывается взаимодействие двух культур.

The article views the history and modern condition of the Dagestan-Azerbaijani cultural relations in theatrical, musical, concert performing, choreographic and literature spheres; the two cultures' interaction is revealed.

История зарождения дагестано-азербайджанских культурных связей восходит к глубокой древности. Общность религиозных верований, национальных обычаев и традиций, взглядов на жизнь, исторических судеб народов, совместная борьба против иноземных врагов издавна предопределили тесные экономические и культурные связи между народами многонационального и многоконфессионального Дагестана и соседнего Азербайджана.

Зародившиеся еще в средние века и продолжавшиеся до наших дней, эти взаимоотношения нашли свое отражение в истории, литературе, музыке, театре братских народов.

Огромное благотворное влияние на развитие дружбы и добрососедства двух народов оказывали культурные связи, особенно в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и в послевоенный период. Изучение этой проблемы, опыта взаимосвязи культур Дагестана и Азербайджана в настоящее время, в условиях разде-ленности границ и образования самостоятельных республик (Азербайджан и Дагестан), имеет важное научное и практическое значение.

Некоторые аспекты взаимоотношений народов двух соседних республик освещались в трудах ученых как Дагестана, так и Азербайджана: А. Г. Агаева, Д. Н. Ахмедо-ва, А. Ю. Гаджиева, Ш. С. Гаджи-Заде, Г. Г. Гашарова, М. В. Вагабова, Ф. X. Джаб-раиловой, А. Ф. Назаревича, К. М. Мусае-ва, А. М. Умахановой, М. Я. Ярахмедова, М. А. Якубова и др.1

Для написания статьи нами использованы статистические и документальные данные из сборников по вопросам культур -ного строительства в двух республиках, архивные источники из более чем двадцати фондов ЦГАРД, а также материалы периодической печати как Дагестана, так и Азербайджана.

В период войны 1941-1945 гг. деятельность учреждений культуры и искусства Дагестана и Азербайджана была подчинена интересам фронта, делу победы. Театры, клубы, дома культуры, библиотеки, музеи обеих республик стали подлинными центрами идейно-воспитательной патриотической и агитационно-массовой работы.

Творческие коллективы как Дагестан -ских, так и азербайджанских театров внесли свой вклад в оказание помощи фронту.

8 5

На протяжении всех военных лет коллективы театров обеих республик значительную часть своих сборов от спектаклей перечисляли в Фонд обороны страны, на постройку танковых колонн, бронепоездов и эскадрилий боевых самолетов.

Необходимо отметить, что в этот период в Дагестане функционировали как свои театры - Русский драматический театр им. М. Горького, Кумыкский, Аварский, Лезгинский, Лакский, так и временно размещенные в республике Московский театр им. М. Ермоловой, Ростовский драматический театр им. М. Горького, Харьковский (Украинский) драматический театр им. Н. Щорса и др.

Только за первый год войны театры Дагестана дали 1328 театральных представлений и концертов, которые просмотрели около 320 тыс. зрителей. Таким образом, в Фонд обороны страны дагестанцы внесли свыше 18,5 тыс. руб.2

В декабре 1942 г. «в целях культурного художественного обслуживания населения и воинских частей действующей Красной Армии в прифронтовом г. Махачкала» в Дагестан был приглашен Азербайджанский театр русской драмы. За время своего пребывания в республике театр показал 14 спектаклей, 60 концертных выступлений, провел творческие встречи с работниками искусства г. Махачкалы3.

В усиленном режиме работали в годы войны и в послевоенный период все дагестанские театры. Дербентский государственный театр имел две труппы: азербайджанскую и горско-еврейскую.

В довоенные годы азербайджанская труппа была одной из ведущих в республике. Однако после перевода на хозрасчет в 1942-1943 гг. и переоборудования здания театра под хлебозавод театр пришел в упадок, оказался в очень тяжелом положении (материальном, финансовом, кадровом и т. д.).

Несмотря на это, в годы войны Азербайджанский сектор Дербентского гостеатра показал более 20 пьес азербайджанских

драматургов: Уз. и 3. Гаджибековых, Дж. Джабаралы, Р. Рза, С. Рустама, С. Рах-ман, М. Ф. Ахундова, С. Вургуна и др. В коллективе театра работали приглашенные из Азербайджана артисты Д. Шу-шинская, А. Мамедов, Н. Рзаева и др.

21 марта 1962 г. решением Дербентского горисполкома Азербайджанский театр закрыли. Это мотивировалось тем, что штат работников театра оплачивался за счет средств колхозов района и последние отказались нести большие расходы по содержанию театра.

В этих условиях Министерство культуры ДАССР посчитало необходимым оказать необходимую помощь Дербенту и району в создании народного азербайджанского театра, работающего на общественных началах. В 1963 г. в Дербенте при отделе культуры райисполкома открылся на -родный Азербайджанский театр.

Включившись во Всесоюзный конкурс -фестиваль самодеятельности художественного творчества трудящихся, театр в 1975 г. осуществил постановку спектакля по произведению народного поэта Азербайджана Самеда Вургуна «Фархад и Ширин» (режиссер Насим Гашим-Оглы). Премьера состоялась 4 июня 1975 г. Как отмечалось в дагестанской прессе, «спектакль был хорошо оформлен во всех отношениях (музыкальное сопровождение, декорации, костюмы), отличался высоким профессионализмом в исполнении ролей актерами4.

Большой популярностью в годы войны и в последующий период среди дагестанского (особенно южных районов) и азербайджанского пользовался коллектив Лезгинского драматического театра им. С. Сталь-ского.

В силу своего географического расположения и исторической связи соседних народов Лезгинский театр и его коллектив имел сильное тяготение к азербайджанской культуре. Поэтому долгое время репертуар его состоял исключительно из произведений азербайджанской драматургии. На сцене театра можно было увидеть та-

кие спектакли азербайджанских авторов, как «Невеста огня» Дж. Джабарлы, «Аршин мал алан» и «Мешади Ибад» У. Гад-жибекова, «Женатый вдовец» и «Ашиг Га-риб» 3. Гаджибекова, «Гочах Наби» С. Ру-стама, «Пятирублевая невеста» М. Ордуба-ди и др.

С 1944 г. театр ежегодно обслуживал своими спектаклями и концертами девять районов Южного Дагестана, а также Ку-сарский, Хачмасский, Худатский, Саатлин-ский районы Азербайджана, где проживали представители дагестанцев.

В 1959 г. Лезгинский театр был отобран для участия в Декаде дагестанской литературы и искусства в Москве, которая состоялась в апреле 1960 г. Секретарь обкома КПСС Р. Б. Эльдарова 26 сентября 1959 г. обратилась в Министерство культуры АзССР с просьбой «оказать братскую помощь в подготовке театра к декаде»5. Для этого в Баку командировали директора театра Айдаева, в задачу которого входило подготовить декорации, бутафорию, реквизит, костюмы и обувь в мастерских Азербайджанского драматического театра к спектаклям «Ашуг Сайд» и «Сулак-сви-детель».

Азербайджанская республика содействовала росту профессионального уровня артистов Лезгинского театра. Так, в 1964 г. коллектив театра пополнился артистами -выпускниками Азербайджанского государственного театрального института им. А. Алиева, которые учились у азербайджанского режиссера народного артиста СССР М. Мамедова: Ш. Закарьяев, Э. Ба-гишиев, М. Джамалдинов, П. Мурадова, А. Камилов, Р. Агабалаев и др.6

Кумыкский музыкально-драматический театр также показывал на своей сцене спектакли по произведениям азербайджанских драматургов: «Аршин мал алан» У. Гаджибекова, «Намус» Ширванзаде, «Любовь и месть» М. Ф. Ахундова и др.

Для постановки пьесы М. Ф. Ахундова директор кумыкского театра М. Абдулла-ев в январе 1946 г. выезжал в Баку с целью

заключить договоры с художником и композитором для подготовки спектакля.

В развитии культурных связей между народами Дагестана и Азербайджана немаловажное значение имела деятельность Дагестанского национального ансамбля песни и танца, созданного в 1935 г. Первые гастроли этого коллектива в Азербайджане, прошедшие в августе 1936 г., получили восторженные отзывы местного населения. В программе концертов ансамбля значились азербайджанские народные песни, мугамы и танцы, а также отрывки из произведений азербайджанских композиторов -У. Гаджибекова, М. Магомаева, С. Руста-мова и др.

По приглашению руководства Азербайджанской филармонии с 17 по 21 марта 1951 г. в Баку выступал Государственный ансамбль песни и танца Дагестана. Ансамбль дал пять концертов. Азербайджанские зрители имели возможность насладиться великолепным исполнением вокальных произведений заслуженной артисткой РСФСР Рагимат Гаджиевой (кстати, ученицы композитора Узеира Гаджибекова), а также услышать неповторимый тембр голоса выпускницы Азербайджанской государственной консерватории им. У. Гад-жибековой, заслуженной артистки ДАССР Исбат Баталбековой, впоследствии получившей Сталинскую премию.

Деятельность Государственного ансамбля танца Дагестана «Лезгинка» также связана с Азербайджаном. Создание «Лезгинки» в 1958 г. было сопряжено с именем народного артиста СССР Танхо Израилова, чья творческая биография начиналась в Баку. Первая концертная программа ансамбля, состоящая из 17 танцев, была подготовлена к маю 1959 г. Примечательно, что на первых порах многие ар -тисты «Лезгинки» являлись выходцами из Азербайджана: артисты балета М. Г. Ага-ронов, М. С. Израилов, С. Т. Израилова, Р. М. Израилов, С. К. Попов, солист оркестра Г. С. Аратюнов - уроженец Баку, солистом оркестра был О. А. Аюбов -

выходец из Кусарского района Азербайджанской ССР7.

Долгие годы в ансамбле «Лезгинка» работал композитор Зейнал Гаджиев - выпускник музыкального техникума при Азербайджанской консерватории. Дагестанский хореограф И. Матаев говорил: «90% всех танцев "Лезгинки", будь то татский, аварский либо танец другого дагестанского народа, написаны 3. Гаджиевым, проработавшим в ансамбле до последних дней».

Свою первую гастрольную поездку «Лезгинка» совершила по республикам Закавказья. В сентябре 1959 г. состоялся концерт ансамбля в Баку. В программе выступления были танцы народов Дагестана и Азербайджана: «Касси», «Харе», «У родника», «Моя красавица», «Гайтаги» и др.

Анализу концертной деятельности ансамбля в Баку посвятила свои страницы почти вся азербайджанская пресса (газеты «Бакинский рабочий» «Молодежь Азербайджана» др.).

«Отличные мастера танца, покорив зрителей своим бесподобным искусством, уводят нас в дагестанские аулы, рассказывают об отваге, героизме, любви, счастливой жизни горцев» - так описывал свои впечатления о гастролях «Лезгинки» в Баку 1968 г. корреспондент азербайджанской газеты «Вечерний Баку» А. Рахманов8.

В становлении и развитии музыкального искусства Дагестана большую роль сыграли известные азербайджанские композиторы, дирижеры, музыкальные коллективы.

В декабре 1954 г. решением Секретари -ата Союза композиторов СССР был создан Союз композиторов Дагестана, в состав которого вошли Готфрид Гасанов, Сергей Агабабов, Наби Дагиров и выпускник Азербайджанской государственной консерватории им. У. Гаджибекова Мурад Каж-лаев. Именно по инициативе Мурад а Каж-лаева на II пленум Союза композиторов Дагестана для исполнения произведений местных авторов был приглашен Азербай-

джанский государственный симфонический оркестр им. У. Гаджибекова.

10 февраля 1956 г. Союз композиторов Дагестана провел свой II пленум с участи -ем Азербайджанского симфонического оркестра под управлением народного артиста АзССР дирижера Ниязи. Прозвучали новые произведения дагестанских композиторов: симфоническая картина «Дагестан» М. Кажлаева, «Дагестанская сюита» С. Агабабова, Первый фортепианный концерт Г. Гасанова. Гостями пленума являлись солисты театра оперы и балета им. М. Ф. Ахундова и Струнный квартет Азербайджанской государственной филармонии.

Рассматривая содружество народов Дагестана и Азербайджана в области музыки, следует особо отметить деятельность Азербайджанской государственной консерватории им. У. Гаджибекова (ныне Бакинская музыкальная академия), которая открыла широкую дорогу на музыкальный олимп многим деятелям культуры Дагестана и Азербайджана. Выпускниками этого учебного заведения в разные годы были дагестанцы - дирижеры И. Варшавский, Ю. Авшалумов, композиторы М. Кажла-ев, Г. Джавлалов, Э. Ибрагимова, певицы академического плана И. Баталбекова, Г. Панюкова, Л. Платонова, 3. Хирматова и др. Многогранная и насыщенная атмосфера культурной жизни многонационального Баку, учеба у первоклассных педагогов не могли не отразиться на мировоззрении этих музыкантов. В своем творчестве они не раз обращались к богатому музы -кальному наследию азербайджанского народа, приобщая к нему и дагестанцев. Особенно ярко это проявляется в творчестве М. Кажлаева.

В 1964 г. Азербайджанскую консерваторию окончила уроженка дагестанского селения Ахты, ученица известного азербайджанского композитора К. Караева - Эльза Ибрагимова. В творчестве она широко использует лезгинские песенные мелодии. В 70-80-е гг. XX в. песни Э. Ибрагимовой

на стихи дагестанских и азербайджанских поэтов были популярны как в Азербайджане, так и в Южном Дагестане.

Углублению и расширению культурных связей народов Дагестана и Азербайджана способствовали взаимные гастроли лучших деятелей искусства обеих республик. 60-70-е гг. XX в. были периодом роста количества взаимных творческих встреч, концертов, которые позволили организовать обмен богатствами культуры между двумя соседними республиками.

Изучать культурные взаимосвязи народов Дагестана и Азербайджана невозможно без исследования литературных взаимоотношений. История этих связей нашла свое отражение как в фольклоре, так и в письменной литературе обеих республик.

В довоенные годы органы власти и управления Азербайджанской ССР принимали непосредственное участие в оказании помощи Дагестану в налаживании развития народного образования, просвещения, создании собственной национальной полиграфической базы республики, в издании научных трудов. В 1940 г., в год 800-летия великого поэта Низами, его произведения были переведены на кумыкский (А. Сулей-манов и Ю. Гереев), лезгинский (А. Гаджи -ев), лакский (Ю. Хаппалаев), аварский (3. Гаджиев), табасаранский (Б. Митаров) языки9.

В литературно-художественном альма -нахе «Дружба», выходившем на языках, публиковались произведения С. Вургуна, С. Рустама, М. Гусейна. В начале 1956 г. во всех газетах Дагестана были даны страницы азербайджанской литературы, а в Баку азербайджанские читатели по своим газетам смогли познакомиться с лучшими образцами дагестанской поэзии.

Дагестано-азербайджанские литературные связи продолжены в творчестве пред -ставителей азербайджанской литературы XX в.: Гусейна Джавида (роман «Марал»), Асадуллы Шайка (пьеса «Кавказский цветок»), Мехти Гусейна (пьеса «Шейх Шамиль») и др.

Значительное место в произведениях таких известных писателей и поэтов Дагестана, как С. Стальский, Т. X. Хрюгский, А. Сулейманов, А. Гафуров, Б. Астемиров, Р. Гамзатов и др., занимает азербайджанская тематика. Среди них отметим стихи Р. Гамзатова «Баку», «В городе у моря», «Девушки, собирающие цветы», «Дома у Самеда Вургуна», «Признание» и др. Любовью и уважением к Азербайджану и его народу пронизаны стихотворения «Привет тебе, земля Азербайджана» Б. Астемирова, «Низами» А. Сулейманова, «На берегах Самура» Ю. Хаппалаева и др.

Искренними друзьями Расула Гамзатова в Азербайджане были видные литераторы Наби Хазри, Мирза Ибрагимов, Сайд Рустам, Тофик Байрам, Ильяс Эфендиев и, особенно, великий азербайджанский поэт Самед Вургун.

Дагестанский поэт называл С. Вургуна «старшим другом и учителем». Вот что пишет об их дружбе азербайджанский литературовед, профессор К. Мусаев: «Все, что связано с именами Расула Гамзатова и Самеда Вургуна, их дружбой, стало вершиной и апогеем азербайджано-дагестанских художественно-культурных связей, образом и примером взаимосвязей, сближения, дружбы и для других литератур»10.

Многочисленны творческие формы национального и культурного сближения на -родов Дагестана и Азербайджана. Стало традицией совместное проведение Дней литературы и искусства, выставок книг, встреч творческих союзов, фольклорных фестивалей.

Таким образом, хочется отметить, что культурные взаимосвязи народов Дагеста-на и Азербайджана, идущие из глубин веков, углубляясь и расширяясь в XX в., продолжаются и в XXI в.

Распад СССР не только поставил под угрозу существовавшие веками экономи-ческие и культурные связи между соседними республиками, но и до предела обострил проблемы разделенных народов: аварцев, лезгин, цахуров и т. д. С установлением

пограничного режима ситуация на юге России значительно осложнилась.

Чтобы предотвратить нежелательные действия определенных сил, придать цивилизованные формы разрешения вопросов, в 1998 г. было учреждено общество дружбы «Азербайджан - Дагестан» как общественной организации. Общество должно было содействовать восстановлению некогда существовавших крепких культурных связей между двумя народами. Основными задачами общества являлись: установление всесторонних и долговременных информационных, культурных и хозяйственных связей между двумя республиками на принципах равенства, взаимного уважения и доверия. Была разработана конкретная программа проведения Дней Азербайджана, которые прошли в 2006 г., намечено проведение дагестано-азербайджанского конгресса на тему «Исторические связи Дагестана и Азербайджана: взгляд в XXI век».

В настоящее время Дагестан имеет свое представительство в Азербайджане, а Азербайджан - в Дагестане. На уровне глав правительств обеих республик проходят встречи по проблемам политического, экономического и культурного сотрудничества. По их итогам принимаются меры по обеспечению этнокультурной поддержки дагестанской диаспоры в Азербайджане и азербайджанской - в Дагестане. В планах встреч предусматриваются содействие интеграции диаспор в социально-политическую жизнь по месту компактного проживания лезгин,

аварцев, цахуров в Азербайджане, обеспечения их культурных потребностей. В порядке информационной поддержки решено печатать в Азербайджане дополнительные тиражи районных газет: «Голос Саму-ра» (Магарамкент), «Слово народа» (Ка-сумкент), «Новый мир» (Ахты), предназначенные для лезгин, республиканской газеты «Истина» - для аварцев, «Нур» - для цахуров и «Дагестанская правда» на русском языке для всех дагестанцев. Часто обмениваются визитами дружбы делегации Дербентского района, где компактно проживают азербайджанцы, и Хачмасского района Азербайджана, где в основном живут лезгины.

Более того, рассматриваемые в этой статье проблемы затрагиваются во время встреч президента России В. Путина с президентом Азербайджана И. Алиевым. В 2005 г. завершился Год Азербайджана в России, в мероприятиях которого активно участвовали и представители Дагестана, а 2006 г. был объявлен Годом России в Азербайджане. Дагестан как российский регион, непосредственно граничащий с Азербайджаном, активно участвовал в этих акциях.

Братское сотрудничество пограничных районов обеих республик, несомненно, откроет новые, более широкие возможности для расширения разнообразных контактов между Россией и Азербайджаном. В этом важная роль отводится и Республике Дагестан.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Агаев А. Г. В единой семье. М., 1962; Ахмедов Д. Н. Современная «Ахты - наме». Махачкала, 2000; Гаджиее А. Ю. Воспитываем интернационалистов. М., 1983; Гаджи-Заде Ш. С. Дружба народов Азербайджана и Дагестана. Баку, 1966 (на азербайджанском языке); Гашаров Г. Г. Лезгинская литература: история и современность. Махачкала, 1966; Вагабое М. В. Интернациональные связи народов Дагестана. Махачкала, 1968; Джабраилоеа Ф. М. Из истории азербайджано-дагестанских связей. Баку, 1963; Назарееич А. Ф. Азербайджано-дагестанские культурно-исторические связи в фольклоре и поэзии Дагестана // Ученые записки АГУ. 1956. № 1; Мусаее К. М. Межнациональные связи и развитие национальных культур. Баку, 1990; Умаханова А. М. Тенденции взаимовлияния хореографических народно-сценических культур Кавказского региона // Взаимодействие национальных художественных культур в условиях совершенствования социализма. Махачкала, 1986; Ярахмедов М. Я. Из истории азербайджано-дагестанских литературных связей. Баку, 1985; Якубов М. А. Очерки истории дагестанской советской музыки. Т. I. Махачкала, 1974 и др.

2 ЦГАРД. Ф. 1-п. Оп. 1. Д. 4896. Л. 240, 241.

3 Там же. Ф. Р.168. Оп. 27. Д. 59. Л. 239.

4 Газета «Дагестанская правда». 1975. 5 июня.

5 ЦГАРД Ф.1 п. Оп. 2. Д. 1561. Л. 73.

6 Наврузбеков Э. С. Театр, рожденный в горах. Махачкала, 1990. С. 93.

7 ЦГАРД. Ф. Р. 1252. Оп. 1. Д. 47. Л. 495-501.

8 Газета «Вечерний Баку». 1968. 12 декабря.

9 Ярахмедов М. Я. Азербайджано-дагестанские литературные связи Х1Х-ХХ вв.: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Баку, 1992. С. 44.

10 Мусаев К. М. Дагестано-азербайджанские связи XX века и Р. Гамзатов // Народы Дагестана. 2003. № 3/4. С. 75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.