Научная статья на тему '"ДА УТЕШИТ ВАС ВСЕХ СОЗНАНИЕ СВЯТО ИСПОЛНЕННОГО ДОЛГА...". ДРЕВНИЙ РОД НЕБОЛЬСИНЫХ НА СЛУЖБЕ РОССИИ'

"ДА УТЕШИТ ВАС ВСЕХ СОЗНАНИЕ СВЯТО ИСПОЛНЕННОГО ДОЛГА...". ДРЕВНИЙ РОД НЕБОЛЬСИНЫХ НА СЛУЖБЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
173
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТР-АДМИРАЛ А.К. НЕБОЛЬСИН / КОРВЕТ "ВИТЯЗЬ" / КРЕЙСЕР "АДМИРАЛ НАХИМОВ" / КРЕЙСЕР "АВРОРА" / ЦУСИМСКИЙ БОЙ / ПОРТСМУТСКИЙ МИР / ЛИНКОР "ИМПЕРАТОР ПАВЕЛ I" / 1-Я И 2-Я БРИГАДЫ ЛИНЕЙНЫХ КОРАБЛЕЙ БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА / УНИЧТОЖЕНИЕ ОФИЦЕРОВ БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА В МАРТЕ 1917 ГОДА / REAR ADMIRAL A.K. NEBOLSINE / CORVETTE "VITYAZ" / CRUISER "ADMIRAL NAKHIMOV" / CRUISER "AURORA" / BATTLE OF TSUSHIMA / PORTSMOUTH PEACE ACCORD / BATTLESHIP "EMPEROR PAUL I" / 1ST AND 2ND BRIGADES OF THE BALTIC FLEET BATTLESHIPS / EXTERMINATION OF BALTIC FLEET OFFICERS IN MARCH 1917

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кочарова Наталья Вячеславовна

В цикле статей на основе ранее не публиковавшихся документов российских, зарубежных и частных архивов впервые воссоздана история древнего дворянского рода Небольсиных, представители четырёх поколений которого занимали высшие офицерские посты на Русском Императорском флоте. В шестой статье цикла впервые рассказывается о контр-адмирале Аркадии Константиновиче Небольсине (1865-1917). Анализируются малоизвестные факты его биографии, вводятся в научный оборот не известные ранее фотоснимки А.K. Небольсина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"CONSOLE YOURSELF BY CONSCIOUSNESS OF THE HOLY FULFILLED DUTY...". THE ANCIENT NEBOLSINE FAMILY IN THE SERVICE OF RUSSIA

The cycle of articles based on previously unpublished documents from public and private archives in Russia and abroad pioneers a recreation of the history of the old aristocratic family of the Nebolsines four generations of which held top officer posts in the Russian Imperial Navy. The sixth piece of the cycle for the first time tells about Rear Admiral Arkady Nebolsine (1865-1917) analyzing little known facts of his biography and bringing into academic circulation previously unknown photographs of Arkady Nebolsine.

Текст научной работы на тему «"ДА УТЕШИТ ВАС ВСЕХ СОЗНАНИЕ СВЯТО ИСПОЛНЕННОГО ДОЛГА...". ДРЕВНИЙ РОД НЕБОЛЬСИНЫХ НА СЛУЖБЕ РОССИИ»

Н.В. КОМАРОВА N.V. KOCHAROVA

«ДА УТЕШИТ ВАС ВСЕХ СОЗНАНИЕ СВЯТО ИСПОЛНЕННОГО ДОЛГА...»

Древний род Небольсиных на службе России

«CONSOLE YOURSELF BY CONSCIOUSNESS OF THE HOLY

FULFILLED DUTY...»

The ancient Nebolsine family in the service of Russia

^--N

Сведения об авторе. Кочарова Наталья Вячеславовна — кандидат физико-математических наук, доктор философии в химических науках, прямой потомок адмирала и генерал-лейтенанта по Адмиралтейству Константина Васильевича Небольсина (1825—1895), (г. Оулу, Финляндия. E-mail: natalia.kocharova@gmail.com).

Аннотация. В цикле статей на основе ранее не публиковавшихся документов российских, зарубежных и частных архивов впервые воссоздана история древнего дворянского рода Небольсиных, представители четырёх поколений которого занимали высшие офицерские посты на Русском Императорском флоте. В шестой статье цикла впервые рассказывается о контр-адмирале Аркадии Константиновиче Небольсине (1865—1917). Анализируются малоизвестные факты его биографии, вводятся в научный оборотне известные ранее фотоснимки А. К. Небольсина.

Ключевые слова: контр-адмирал А. К. Небольсин; корвет «Витязь»; крейсер «Адмирал Нахимов»; крейсер «Аврора»; Цусимский бой; Портсмутский мир; линкор «Император Павел I»; 1-я и 2-я бригады линейных кораблей Балтийского флота; уничтожение офицеров Балтийского флота в марте 1917 года.

Information about author. Nataiia Kocharova — holds Russian PhD degree in Physics and Mathematics as well as European PhD degree in Chemistry; she is direct descendant of Admiral and Lieutenant General of the Admiralty Konstantin Vasilyevich Nebolsine (1825—1895) (cityofOulu, Finland; e-mail: natalia.kocharova@gmail.com).

Summary. In the series of articles based on unpublished documents from public and private archives in Russia and abroad for the first time is recreated the history of the Nebolsine old aristocratic family. Four generations of this family held top officer posts in the Russian Imperial Navy. The sixth article of the series tells about Rear admiral Arkady Konstantinovich Nebolsine (1865—1917). Little-known facts of his biography are analyzed, the previously unknown photographs of Arkady K. Nebolsine are introduced into scientific circulation.

Keywords: Rear admiral of the Russian Imperial Navy Arkady K. Nebolsine; corvette «Vityaz»; cruiser «Admiral Nakhimov»; cruiser «Aurora»; the naval Battle of Tsushima (Naval Battle of the Sea of Japan) 14—15 May 1905; Russian battleship «Emperor Paul I»; the 1 -st and the 2-nd brigades of battleships of the Russian Imperial Navy in the Baltic Sea; massacre of naval officers of the Russian Baltic Fleet in March 1917. \_.

КОНТР-АДМИРАЛ Аркадий Константинович Небольсин родился 14 октября 1865 года в Санкт-Петербурге в многодетной семье Марии Васильевны (1832—1909) и Константина Васильевича (1825—1895) Небольсиных. Детство он провёл в г. Николаеве, в 1882 году окончил местное реальное училище и поступил в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. На действительной службе числился с 29 сентября 1883 года: 14 сентября 1885 года произведён в гардемарины, 18 сентября 1885 года — в старшие унтер-офицеры, 29 сентября 1886 года — в мичманы; с 1 января 1892 года — лейтенант, с 28 марта 1904 года — капитан 2 ранга, с

Окончание. Начало см.: Воен.-истор. журнал. 2019. № 4—8.

18 апреля 1910 года — капитан 1 ранга, с 29 января 1915 года — контр-адмирал1.

Первые учебные плавания по Балтийскому морюА.К. Небольсин совершил в 1884—1886 гг. на корветах «Гиляк», «Боярин», «Баян» и «Аскольд». В 1884 году в командование только что построенным корветом «Витязь»2 вступил выдающийся флотоводец, учёный и кораблестроитель (тогда капитан 1 ранга) С.О. Макаров. Он решил использовать первое кругосветное плавание «Витязя» для проведения научных исследований силами экипажа корабля, поэтому более половины его офицерской команды составили бывшие гардемарины находившейся ранее под его началом Практической эскадры Балтийского моря. Среди них оказался и Аркадий Небольсин,

в котором Макаров заметил истовую любовь к морю, образованность, любознательность и свободное владение тремя языками. 17 июня 1886 годаА.К. Небольсин был назначен в кругосветное плавание 1886—1889 гг. 31 августа 1886 года «Витязь» вышел из Кронштадта, а 29 сентября приказом по морскому ведомству Аркадий Небольсин был «произведен по экзамену в Мичманы» и на следующий день зачислен в 1 -й флотский экипаж генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича3. После годичного плавания через Атлантику с заходом в порты Европы, Северной и Южной Америки, а затем через Тихий океан в мае 1887 года «Витязь» прибыл на Дальний Восток, где вошёл в состав Тихоокеанской эскадры вице-адмирала В.П. Шмидта.

Братья Небольсины — лейтенанты Российского Императорского флота. Слева направо по старшинству: Евгений, Аркадий и Вячеслав Константиновичи Небольсины

Из семейного архива Небольсиных. Публикуется впервые

На Дальнем Востоке в течение полугода «Витязь» ходил по Охотскому и Японскому морям, посетил Петропавловск, острова Беринга и Медный. Обратный путь длился ещё 6 месяцев, и 20 мая 1889 года корвет вернулся в родной Кронштадт. За 993 дня кругосветного плавания «Витязь» прошёл 59 269 миль, почти половину из них — под парусами. В ходе экспедиции члены экипажа под руководством Макарова ежедневно проводили океанологические, гидрологические и метеорологические исследования. По результатам этой работы в 1894 году С.О. Макаров опубликовал двухтомный научный труд «"Витязь" и Тихий океан», в предисловии к которому писал: «Я с великим удовольствием упоминаю молодых наблюдателей по старшинству: мичманы Мечников, Митьков, Максутов, Кербер, Шульц, Шаховской, Пузанов и Небольсин»4. Именем А.К. Небольсина были названы обследованные экипажем «Витязя» в Японском море мыс в бухте Троицы, мыс в заливе Посьета и мыс в заливе Петра Великого.

28 октября 1890 года Аркадий Константинович был зачислен слушателем гидрографического отдела Николаевской морской академии, 1 января 1892 года произведён в лейтенанты и 10 октября 1892 года окончил академию по первому разряду. Разрабатывая теорию артиллерийской стрельбы, в 1892 году он послал в Морской технический комитет морского министра составленные им «Временные правила артиллерийского учения и таблицы для практической стрельбы снарядами различных калибров. Вычисление боевых коэффициентов для броненосцев типа "Бородино"»5.

В 1893 году для участия в торжествах, посвящённых 400-летию открытия Америки Христофором Колумбом, Россия отправила в Северо-Американские Соединённые Штаты (САСШ) Атлантическую эскадру вице-адмирала Н.И. Казнакова в составе лучших крейсеров: «Император Николай I», «Генерал-Адмирал», «Дмитрий Донской», «Рында» и «Адмирал Нахимов». Старший братА.К. Небольсина лейтенант Евгений Небольсин отправился в САСШ на крейсере «Рында». Аркадий Небольсин 11 марта 1893

года был назначен вахтенным начальником на крейсер «Адмирал Нахимов» под командой капитана 1 ранга Василия Михайловича Лаврова (1841—1903)6. В САСШ русские моряки были удостоены неслыханных почестей; причиной такого радушного приёма было желание американцев иметь российскую военно-морскую базу в гавани Нью-Йорка. Газета «The New York Times» писала: «Если Российский флот будет постоянно находиться в Нью-Йорке и прилегающих водах, то имеющиеся у британской эскадры, базирующейся в Северной Америке, возможности для внезапного нападения (британского флота) на незащищённые порты атланти-

ческого побережья САСШ будут серьёзно ослаблены»7.

После визита в Америку «Адмирал Нахимов» вошёл в состав эскадры Средиземного моря контрадмирала Ф.К. Авелана, куда также вошли крейсера «Рында», «Император Николай I», «Память Азова» и мореходная канонерская лодка «Терец». С 13 по 29 октября 1893 года эта эскадра совершила официальный визит во Францию в ответ на визит французской эскадры адмирала Жерве в Кронштадт в августе 1891 года. В декабре 1893 года Франко-Русская конвенция была окончательно утверждена, а за месяц до этого эскадра Авелана пришла в Грецию, где в течение двух месяцев проводила учения на

Офицеры корвета «Витязь» в начале кругосветного плавания 1886—1889 гг. В первом ряду четвёртым слева сидит командир корвета капитан 1 ранга O.A. Макаров. В верхнем ряду вторым

справа стоит мичман А.К. Небольсин

Фото мичмана корвета «Витязь» К.Ф. Шульца Из коллекции Г. Копытова

Корвет «Витязь» на Дальнем Востоке

1887 г.

Фото мичмана корвета «Витязь» К.Ф. Шульца Из коллекции Г. Копытова

своих средиземноморских базах. Офицеры «Адмирала Нахимова» преподавали юнкерам корабля морские специальные предметы, а лейтенант Аркадий Небольсин руководил подготовкой юнкеров к экзамену8. Затем «Адмирал Нахимов» отправился во Владивосток, где 12 мая вошёл в эскадру Тихого океана вице-адмирала С.П. Тыр-това и там встал на ремонт. Во время ремонта крейсера А.К. Небольсин ходил в водах Тихого океана на мореходных канонерских лодках «Бобр» и «Кореец».

Летом 1894 года началась война Японии с Китаем, и 5 сентября в сражении у р. Ялу японский флот разбил китайский, о чём лейтенант А.К. Небольсин

Крейсер «Адмирал Нахимов» в Нью-Йорке

Из собрания библиотеки Конгресса США (The Library of Congress)

составил подробное донесение командиру эскадры Тихого океана9. С октября 1894 по октябрь 1896 года он был вахтенным начальником крейсера «Адмирал Нахимов» под командой капитана 1 ранга Александра Парменовича Кашерининова. В летние кампании 1894 и 1896 гг. «Нахимов» проводил на Дальнем Востоке учения и посещал с дипломатическими миссиями китайские, японские и корейские порты; зимы крейсер проводил в порту Нагасаки10. Летом и осенью 1895 года во время ремонта «Адмирала Нахимова» во Владивостоке А.К. Небольсин ходил в Тихом океане на миноносцах «Свеаборг» и «Уссури». 29 октября 1896 года он отбыл на Балтику на крейсере «Император Николай I». Всего за эти 3,5 года Аркадий Константинович был «в плавании под парусами и за границею» 1264 дня11.

31 мая 1897 года А.К. Небольсин был переведён на Черноморский флот и 6 июня зачислен в 29-й флотский герцога Альфреда Кобургского экипаж. Тогда же, в 1897 году, в г. Николаеве он женился на дочери губернского секретаря, англичанке по происхождению Каролине Уилкинс (Caroline E.Wilkins, 1869—1948), с которой был дружен с детства. У них было четверо детей: Евгений (15 марта 1898 — 27 апреля 1966), Ростислав (17 апреля 1900 — 16 сентября 1990), Георгий (17 апреля 1902 — 24 марта 1964) и Елена (28 марта 1911 — 5 сентября 1999).

В кампаниях 1897—1898 гг. А.К. Небольсин ходил по Чёрному морю вахтенным начальником на канонерской лодке «Кубанец», флаг-офицером при контр-адмирале А.К. Сиденснере на судне «Березань», старшим штурманом на эскадренных миноносцах «Екатерина II», «Георгий Победоносец» и на пароходе «Эриклик», 6 ноября 1898 года он был назначен командиром 1-й роты 29-го флотского экипажа, 18 ноября зачислен в штурманы 1-го разряда. В 1899— 1900 гг. Аркадий Константинович старшим штурманом на пароходе «Колхида» был в заграничном плавании по Чёрному морю. В кампаниях 1900—1903 гг. старшим штурманом, а затем старшим офицером ходил по Чёрному морю на эскадренном броненосце «Ростислав»12 под командой капитана 1 ранга великого князя Александра Михайловича, осенью 1901 года — старшим штурманом на эскадренном броненосце «Три святителя»13. В 1902 году А.К. Небольсин был командирован на полгода в Петербург, где по предложению начальника Николаевской морской академии на отделении военно-морских наук прочёл курс лекций «Военные иностранные флоты»14.

В 1903 году резко обострились русско-японские отношения. Япония добивалась полного господства на Дальнем Востоке и требовала от России уйти из Маньчжурии; России же нужны были незамерзающие порты морей Тихого океана. В ночь на 27 января 1904 года японские миноносцы без объявления войны атаковали 1-ю Тихоокеанскую эскадру в Порт-Артуре. Так началась Русско-японская война, в которой Россия потерпела полное поражение. Её финальной точкой стало Цусимское сражение, в котором русский флот был практически уничтожен15. Однако в том бою многие русские моряки проявили чудеса героизма. Одним из них был старший офицер крейсера «Аврора» А.К. Небольсин, который, будучи тяжело раненным, в начале боя принял командование крейсером на себя и, проявляя стойкость и мужество, с честью выполнил долг офицера.

25 сентября 1903 года новый бронепалубный крейсер 1 ранга «Аврора» под командованием ка-

Н.В. КОЧАРОВА. «Да утешит вас всех сознание свято исполненного долга...» •

Офицеры крейсера «Адмирал Нахимов» с жёнами в Греции. Во втором ряду четвёртым слева сидит командир «Нахимова» капитан 1 ранга В.М. Лавров. В верхнем ряду четвёртым справа

стоит лейтенант А. К. Небольсин

Ноябрь — начало декабря 1893 г. Фото из архива Королевы Эллинов Ольги Константиновны в Национальном историческом музее в Афинах

питана 1 ранга В. Сухотина покинул Кронштадт и в Средиземном море присоединился к отряду кораблей контр-адмирала A.A. Ви-рениуса, шедшему на Дальний Восток16. После известия о начале войны и сдаче Порт-Артура «Аврора» вернулась в Либаву, где прошла подготовку к новому походу. 26 февраля 1904 года Аркадий Небольсин был вызван из Николаева в Санкт-Петербург и 28 марта произведён в капитаны 2 ранга. Под руководством контр-адмирала великого князя Александра Михайловича он стал координировать подготовку и действия на вражеских коммуникациях вспомогательных крейсеров из пароходов Добровольного флота. 17 апреля 1904 года «Аврора» вошла в состав 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием контр-адмирала З.П. Рожественского, после чего на крейсере сменилось командование — 24 мая старшим офицером «Авроры» был назначен капитан 2 ранга А.К. Небольсин, а 11 июля её командиром стал капитан 1 ранга Евгений Романович Егорьев17.

2 октября 1904 года «Аврора» в составе 2-й Тихоокеанской эскадры начала уникальный в истории 224-суточный переход на Дальний Восток18. В этом походе «Аврора» была лучшим кораблём эскадры по боевой подготовке и дисциплине — командующий Рожественский неоднократно ставил её в пример19. В тяжёлых работах на «Авроре» принимал участие весь экипаж, включая офицеров. Судовой врач крейсера B.C. Кравченко в своём дневнике писал: «Благодаря распорядительности старшего офицера (Небольсина. — Прим. авт.) и старшего механика у нас всегда накануне погрузки (угля. — Прим. авт.) обдумывается целый план, как провести ее скорее... участие принимают решительно все... Франтоватых офицеров не узнать — все превратились в эфиопов»20. В результате такой дружной работы на «Авроре» загружали угля в среднем по 70,8 тонны в час, что стало в эскадре рекордом и за что экипаж получил крупную денежную премию21.

В течение всего похода экипаж «Авроры» под руководством Е.Р. Егорьева и А.К. Небольсина повышал боеспособность корабля

и регулярно проводил боевые учения. Кравченко писал: «Команда веселая, бодрая, смотрит прямо в глаза, а не исподлобья, по палубе не ходит, а прямо летает, исполняя приказания... Сегодня впервые слушал наш оркестр, содержащийся на средства офицеров. Очень не дурен... Музыка чрезвычайно благотворно влияет на настроение... вызывает особый подъем. На "Авроре"... авральные и судовые работы исполняются под звуки оркестра; играется быстрый веселый "янки дудль", и в это время... лихо работает команда! Под звуки своего ав-рорского марша авроровцы полезут куда угодно»22. Несомненно, идея использовать северо-аме-риканский «янки-дудль» времён гражданской войны в Америке в качестве «аврорского марша» принадлежала старшему офицеру А.К. Небольсину.

14 мая 1905 года, совершив героический переход в 18 тыс. миль (более 33 тыс. км), корабли 2-й Тихоокеанской эскадры вошли в Корейский пролив, где через несколько часов у островов Цусима сразились с императорским флотом Японии23. В ходе сражения «Аврора» входила в состав крейсерского отряда из четырёх крейсеров под командой контр-адмирала O.A. Энквиста. Бой начался 14 мая в 13:45, когда головные броненосцы «Ослябя»

и «Князь Суворов» эскадры Рожественского открыли огонь по неприятелю24. В этом сражении японцы впервые использовали необычные снаряды, начинённые веществом типа напалма, которые по взрывной силе превосходили фугасные. При таком взрыве разлетались тысячи раскалённых осколков, ударная волна крушила конструкции корабля, пламя возникших пожаров скручивало стальные балки в узлы и выделялись ядовитые газы, приводившие порой к летальному исходу. Имея превосходство также и в скорости хода, японцы активно маневрировали и расстреливали русские корабли как мишени.

В начале боя на «Авроре» «на правом шкафуте вспыхнул и стал разгораться пожар... (здесь же) разорвался снаряд и дождём посыпались раскалённые осколки»25. Тушивший пожар старший офицер А.К. Небольсин чудом остался жив, но получил ранения: две раны в голову — одну сквозную, другую проникающую до кости, раны на правом предплечье и в области правого колена, а также два ожога 3-й степени26. Несмотря на это, «получивший тяжёлые ранения капитан 2-го ранга Небольсин остался в строю, был наскоро перевязан из индивидуального пакета подоспевшим боцманом Губановым и занялся тушением пожара»27.

Эскадренный броненосец «Ростислав»

Из коллекции Ю. Чернова

Через полтора часа после начала боя — сразу после гибели в 15:12 броненосца «Ослябя» — «Аврора» попала под перекрёстный огонь нескольких крейсеров противника. При этом осколки снаряда 75-мм калибра, разорвавшегося у рубки «Авроры», влетели в неё через смотровую щель и смертельно ранили в голову командира Егорьева, который тут же умер, не приходя в сознание. «Несколько минут спустя, сильно прихрамывая, без фуражки, с забинтованной головой прошел в сопровождении своего ординарца старший офицер крейсера А.К. Небольсин, раненный во время тушения пожара. Он поднялся в боевую рубку и вступил в командование крейсером. Кругом продолжали сыпаться неприятельские снаряды»28.

В крейсерском отряде Энкви-ста флагманский «Олег» и «Аврора» обладали преимуществом в скорости и вооружении; в бою они всегда оказывались в том месте, откуда исходила наибольшая опасность. Около 15:30 русские крейсера построились в кильватерную колонну с головным «Олегом» во главе и затем «вели самостоятельный бой с крейсерами неприятеля, маневрируя с ними на параллельном курсе»29. Были моменты, когда «Аврора» оказывалась под огнём десятков японских кораблей. Чтобы удержать место крейсера в строю и не дать противнику пристреляться, командир «Авроры» А.К. Небольсин постоянно менял её курс и

скорость хода. Для усиления эффективности своей артиллерии «Аврора» подходила к противнику на минимальные дистанции до 24 кабельтовых.

Обладая талантом флотоводца, командир крейсера А.К. Небольсин проявлял безукоризненную выдержку и распорядительность в критические моменты боя, что неизменно восхищало офицеров «Авроры»; «несмотря на ранения, он (Небольсин. — Прим. авт.) сохранял полное самообладание и посылал приказание за приказанием, совершенно как в мирное время»30.

Равняясь на своего командира, даже будучи раненными, офицеры и матросы «Авроры» не покидали своих боевых постов. Судовой врач Кравченко писал: «Несмотря на ужасную картину разрушения вокруг, подбитые орудия, близость смерти каждого, все работали лихо, дружно, весело, с довольными, прямо счастливыми лицами, с хладнокровием просто поразительным... Да, с такими людьми чудеса можно творить... Около четырех часов палубы обошел командир (Небольсин. — Прим. авт.) вместе со старшим артиллерийским офицером... Небольсин прихрамывал (две раны на ноге он скрыл от меня). Вид у него был бодрый, веселый... Команда не нуждалась ни в каких воодушевлениях. Это были те же лихие аврорцы, каких мы уже привыкли видеть на авральных работах... Не хватало лишь... нашего лю-

бимого "янки дудль". "Спасибо, братцы! Хорошо стараетесь! Молодцы! — говорил Небольсин. — Цельтесь только как следует, не торопитесь!" По всем палубам гремели лихие, бодрые ответы»31.

К 17:00 крейсера отряда Энкви-ста получили много пробоин и повреждений, но всё же «они могли держать прежний ход»32. Около 18:00 эскадра шла на северо-запад; крейсера «Олег», «Аврора», «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах» прикрывали от неприятельских атак шедшие на параллельном курсе слева впереди 10 броненосцев33. С наступлением темноты артиллерийский бой прекратился, но вскоре появившиеся 105 японских миноносцев попытались окружить русскую эскадру. Крейсера с выключенными огнями постоянно маневрировали, уклоняясь от вражеских торпедных атак; в то время мимо «Олега» и «Авроры» прошли более 17 торпед.

Вечером 14 мая возник вопрос, каким курсом следовать далее. Командир флагманского «Олега» Добротворский и штурман Де-Ливрон отговаривали Энквиста идти на север, во Владивосток, мотивируя это тем, что запасы угля недостаточны. Между 20:00 и 21:00 часами Энквист всё же сделал две неудачных попытки прорваться на север, но затем свернул на юг, к Шанхаю, с целью загрузить уголь с оставленных там транспортных судов34. За быстроходным «Олегом» с трудом поспевали только «Аврора» и «Жемчуг»; ночью скорость хода снизили до 10 узлов.

К утру 15 мая оставшиеся корабли 2-й эскадры были рассеяны, и командир «Авроры» Небольсин сообщил по семафору контр-адмиралу Энквисту, что «офицеры крейсера считают правильным идти во Владивосток»35. Тогда же предстали ужасные разрушения, полученные «Авророй» в бою36. На крейсере были убиты 12 человек, в т.ч. и командир Е.Р. Егорьев, 82 моряка ранены, из них 6 смертельно и 18 тяжело37. Днём Энквист со штабом перешёл на «Аврору» и своим приказом пост-фактум назначил Небольсина исполняющим должность командира этого крейсера. После долгих колебаний командующий принял решение идти в филиппинский порт Манила, быв-

ший под протекторатом САСШ, надеясь, что там кораблям позволят ремонтироваться, не разоружаясь.

16 мая судовой врач «Авроры» Кравченко записал в своём дневнике: «Командир (Небольсин. — Прим. авт.) слег. Так оно и должно было случиться. Уже несколько раз я обращался к нему с... просьбой не ходить, не тревожить своих ран, а лежать спокойно в каюте и оттуда отдавать приказания. Даже ходил нарочно к адмиралу, жаловался — нет, Небольсин бравировал двое суток подряд, пока не расхворался»38. 21 мая на «Авроре» похоронили в море командира корабля Е.Р. Его-рьева, а через несколько часов русские крейсера были встречены у входа в Манилу американской эскадрой. В Маниле «Аврора», «Олег» и «Жемчуг» были интернированы американцами до конца войны. 27 мая они были разоружены, но на «Авроре» Андреевский флаг и брейд-вымпел Энквиста не спустили. 40 раненых авроровцев отправили в американский морской госпиталь в Кавите. От императора Николая II пришла телеграмма: «Контрадмиралу Энквисту. Сердечно благодарю Вас, командиров, офицеров и команду крейсеров "Олега", "Авроры" и "Жемчуга" за их беззаветную честную службу в тяжёлом бою. Да утешит вас всех сознание свято исполненного долга. Николай»39. 18 июня 1907 года за проявленные в Цусимском бою мужество и храбрость А.К. Небольсин был награждён орденом Св. Анны 2-й степени с мечами40.

20 сентября 1905 года на «Аврору» прибыл новый командир капитан 2 ранга В.Л. Барщ, а А.К. Небольсин вступил в исполнение обязанностей старшего офицера крейсера, но уже 8 октября он был назначен морским агентом (военно-морским атташе) в САСШ. 9 октября А.К. Небольсин отправился по назначению и 16 декабря на американском пароходе «Корея» прибыл в Сан-Франциско, откуда последовал в Вашингтон41. Ограниченный объём журнальной статьи не позволяет останавливаться на анализе его деятельности морским агентом42. Отметим лишь, что в октябре 1906 года в Вашингтоне А.К. Небольсин со своим ординарцем матросом

И. Ипполитовым спас тонувшую женщину, за что 13 ноября был награждён серебряной медалью «За спасение погибавших» на Владимирской ленте43.

После Русско-японской войны начались возрождение и модернизация российского флота, для которого стали строиться принципиально новые корабли. Осенью 1909 года А.К. Небольсин вернулся в Россию и 28 сентября был назначен командиром новой канонерской лодки «Кореец»44 в составе 2-й минной дивизии Балтийского флота (БФ) в Гельсингфорсе (на главной базе БФ Свеаборг). Продолжая командовать «Корейцем», 16 октября

1909 года он был назначен начальником отряда канонерских лодок, куда вошли корабли «Кореец», «Бобр» и «Гиляк» в составе Учебно-артиллерийского отряда в Ревеле. В отряде отрабатывались новейшие приёмы артиллерийской стрельбы, испытыва-лись новые виды боеприпасов. А.К. Небольсин делился с офицерами своим бесценным боевым опытом Цусимы. С 16 ноября

1910 года он также руководил порядком службы на миноносцах «Искусный», «Молодецкий» и «Достойный»45.

18 апреля 1910 года А.К. Небольсин был произведён в капитаны 1 ранга, а 29 августа исполняющий обязанности начальника Учебно-артиллерийского отряда капитан 1 ранга Герасимов дал ему такую аттестацию: «Вполне способен к судовой и к административной службе; отличной нравственности, характер настойчивый, здоровье хорошее; вполне воспитан и дисциплинирован. Знает французский, немецкий и английский языки. Пробыв военно-морским агентом в САСШ, имеет много сведений об иностранных флотах. Способности не отличные, но очень трудолюбив и работящ. Характер настойчивый и несколько нудный. Аккуратен, точен и даже педантичен. Корабль держит в порядке и управляется им хорошо. Заботлив по отношению к команде. Весьма сведущ по военно-морским вопросам.Вполне заслуживает дальнейшего движения по службе»46. Оставим на совести Герасимова его мнение о способностях А.К. Небольсина — очевидно, он не симпатизировал

боевому офицеру из-за его педантичного, «нудного» характера и не знал, как тот проявил себя в Цусимском бою.

9 сентября 1911 года А.К. Небольсин был назначен командиром нового линейного корабля (ЛК) «Император Павел I»47 в составе 2-й бригады ЛК Балтийского моря, куда также входили ЛК «Цесаревич», «Слава» и «Андрей Первозванный». На него были возложены обязанности по доводке и испытанию всех систем ЛК «Император Павел I», а также обучение команды обслуживанию новой техники. В 1914 году по результатам проделанной гигантской работы Аркадий Константинович опубликовал труд «Описание устройства линейного корабля "Император Павел I"» — подробное практическое руководство для углублённого изучения корабля его офицерами48.

Основываясь на своём кровью добытом цусимском опыте, в разделе «Испытания» этой книги А.К. Небольсин даёт чёткие инструкции, как в условиях боя должны действовать командир, штурманские офицеры и артиллерийский офицер. Конечно, в «Описание...» не вошли особо секретные сведения о новых методах управления артиллерийским огнём, разработанных под его руководством. В результате их применения в 1912 году в состязательных стрельбах на императорский приз «Император

А.К. Небольсин с женой Каролиной и сыном Евгением

1899 г.

Из семейного архива Небольсиных.

Публикуется впервые

I г 2

I

Капитан 2 ранга

А.К. Небольсин с орденом

Св. Анны 2-й степени с мечами

Из семейного архива Небольсиных. Публикуется впервые

Павел I» занял среди 10 участников 3-е место, а в состязании 1913 года четырёх ЛК и крейсера «Рюрик» — 1-е место49. За 4 года командования А.К. Небольсина «Павлом I» этот корабль стал эталоном новой техники, школой повышения профессионального уровня офицеров, зримым результатом возрождения русского флота50. В 1913 году Л К «Император Павел I» в составе 2-й бригады ЛК Балтийского моря совершил поход в английский порт Портленд и французский Брест.

Фамильной чертой характера А.К. Небольсина была отеческая забота о своих подчинённых. Конструкция ЛК «Император Павел I» отличалась отсутствием бортовых иллюминаторов, что превращало его помещения в темницы и угнетающе действовало на психику людей. В 1911 году А.К. Небольсин указывал на «крайне тяжелые» условия в помещениях ЛК, где вентиляция ещё не налажена, а электрическое освещение недостаточно и создаёт угрозу «массовой порчи зрения»51. Под его руководством был перестроен рефрижератор, что позволило «сберечь запас мяса в 300 пудов, т.е. на 20 дней», сделаны железные ящики для картофеля, как «в американском флоте». Заботясь о качестве питания, А.К. Небольсин ратовал за выпечку свежего хлеба (55 пудов в сутки на 910 человек команды) и даже указал «на гречневую крупу, которая кладется в количестве 4 фунта на 100 человек, что делает борщ или щи густыми и вкусными»52.

Большое значение Аркадий Константинович уделял духовной составляющей флотской службы, формированию традиций корабля, где важное место занимают его реликвии. В книге А.К. Небольсина «Описание...» есть «Список исторических предметов», где находим, что командир А.К. Небольсин при-

Крейсер 1 ранга «Аврора» после Цусимского боя под брейд-вымпелом контр-адмирала O.A. Энквиста входит в порт Манила 21 мая 1905 г.

Из кн.: Поленов Л.Л. Сто лет в списках флота: крейсер «Аврора», СПб.: Остров, 2003

обрёл на свои средства для ЛК «Император Павел I» ряд ценных предметов, включая «исторические портреты Павла I и Петра Великого, подлинную грамоту на пергаменте Екатерины II с подписью генерал-адмирала Павла I, книгу 1799 г. "Полные сигналы, долженствующие производиться во флоте"... большой образ Св. Николая Чудотворца... и хрустальную братину в серебряной оправе с девизом "В единении сила"»53. Приобретая эти раритеты, ставшие на «Павле I» реликвиями, А.К. Небольсин заботился о формировании у экипажа привязанности к своему кораблю, имеющей большое значение для поддержания высокого боевого духа.

1 августа 1914 года Германия объявила войну России, но ещё 18 июля с целью воспрепятствовать прорыву противника в Финский залив БФ начал оборудование Центральной минно-ар-тиллерийской позиции в южной части Балтийского моря от полуострова Ханко до Порккала-Уд54. В прикрытии корабельной минно-заградительной группы были задействованы основные силы БФ, в т.ч. и «Император Павел I» под командованием

A.К. Небольсина в составе бригады ЛК вице-адмирала барона

B.Н. Ферзена. Минные заграждения, поставленные русскими, оказались эффективными: потеряв большое количество кораблей, Германия в конце 1914 года надолго отказалась от ведения морских боевых действий на Балтике.

Интересно свидетельство о командире А.К. Небольсине его подчинённого, бывшего штурмана ЛК «Император Павел I» Бориса Львовича Дандре (1889—1965), в неопубликованном очерке «Гибель "Паллады"»55. В сентябре 1914 года «Павел I» в составе 2-й бригады ЛК БФ базировался в Ревеле и, как обычно, стоял на Центральном минном заграждении. 27 сентября крейсер «Адмирал Макаров» был атакован германской подлодкой и с трудом от неё увернулся. Командир «Павла I» А.К. Небольсин, «прочтя радио, пожав плечами, сказал: "И к чему гонять в дозор крейсера — это же приманка для подлодок, идут средним ходом, длинные, неповоротливые; крейсера надо

держать в Тверминне... а в дозор посылать большие эсминцы — и район охватят больший, и угля меньше сожгут, и лодка сама от них шарахнется. Ну-ка, штурманы, решите задачу... Проверьте, сумеет ли (крейсер) увернуться (от торпеды) на расстоянии 1, 2, 3 кабельтова... На следующее утро мы увидели уходившие с рейда броненосный крейсер "Россия" и крейсер "Диана"... "Решили все же продолжать рисковать, — с неудовольствием заметил наш командир, — и эсминцев при этом нет". Пробормотав какую-то английскую фразу, командир спустился к себе в салон... После отдыха (штурманы) взялись с лейтенантом Ланге за задачу. Оказалось, что идя 50-уз скоростью, торпеда, выпущенная с расстояния 6 каб., поражает корабль гарантированно»56. Через 20 минут броненосный крейсер «Пал-лада» был взорван торпедами с вражеской подлодки, вместе с кораблём погиб и весь экипаж57. Как видно, командованию БФ не было очевидно то, что было ясно имевшему большой боевой опыт А.К. Небольсину. Штурман Дан-дре писал, что после этого именно на «Павле I» под командованием А.К. Небольсина сделали первые шаги по организации противолодочной обороны,после чего этот опыт распространили на весь БФ: корабли начали ходить с увеличенными скоростями и переменными курсами, стали защищать подходы к базам сетями, бонами и дозорами катеров с линкоров и крейсеров.

20 октября 1914 года А.К. Небольсин был назначен и 1 ноября вступил в командование только что образованной 1-й бригадой Л К БФ в составе ЛК-дредноутов «Севастополь», «Полтава», «Ган-гут» и «Петропавловск». Это назначение он получил тогда, когда 1-й бригады фактически не существовало: три из четырёх ЛК не прошли испытания и не были приняты на вооружение. Как и в случае с «Павлом I», «нудному» Небольсину предстояла титаническая работа по обучению экипажей, ремонту «Гангута», подготовке трёх ЛК к испытаниям и успешному проведению этих испытаний. И с этой задачей он справился блестяще: корабли вверенной ему 1-й бригады в кратчайшие сроки были

приняты на вооружение: «Полтава» — 17 декабря, флагман «Петропавловск» — 21 декабря и «Гангут» — 22 декабря. В конце декабря 1914 года все 4 дредноута 1-й бригады Л К БФ пришли в крепость Свеаборг на зимовку.

Примечательно, что как только А.К. Небольсин поставил вверенную ему 1-ю бригаду новейших Л К «на ноги», её тут же у него отобрали. 24 декабря на его место был назначен М.К. Бахирев, получивший звание контр-адмирала одновременно с назначением на эту должность и до этого командовавший крейсером «Рюрик» — флагманским кораблём командующего БФ адмирала Эссена. Очевидно, А.К. Небольсин не всегда бывал удобным подчинённым, но обошлись с ним явно некрасиво. Такие кадровые перетряски могли быть результатом политических интриг и подковёрной борьбы во флотских кулуарах того времени, подробно описанных В.В. Шигиным58.

29 января 1915 года высочайшим приказом по морскому ведомству А.К. Небольсин был произведён в контр-адмиралы со старшинством «за отличную усердную службу и труды, понесенные во время военных действий, на основе Высочайшего повеления 23 Декабря 1913 г.»59. 15 мая он был назначен начальником 2-й бригады ЛК БФ в составе ЛК «Андрей Первозванный» (под флагом А.К. Небольсина), «Цесаревич», «Слава» и «Император Павел I». Во время Первой мировой войны из-за подавляющей численности противника и навигационных условий Балтийского

моря активных морских боевых действий почти не велось и линкоры БФ ни разу не имели боевых столкновений с противником60. Но в кампаниях 1915 и 1916 гг. 2-я бригада ЛК А.К. Небольсина в составе эскадры Л К БФ (1-я и 2-я бригады) под командованием вице-адмирала Л.Б. Кербера выходила в море на манёвры и стрельбы, а также участвовала в двух скрытных операциях по минированию у берегов Германии и в операции против германских конвоев на подходах к побережью Швеции.

Контр-адмирал А.К. Небольсин стал одной из первых жертв Февральской революции. 3(16) марта 1917 года он был смертельно ранен на своём флагманском корабле «Андрей Первозванный» и в ночь на 4 марта скончался. По документальным свидетельствам старшего офицера миноносца «Новик» Г.К. Графа, командира ЛК «Андрей Первозванный» капитана 1 ранга Г.О. Гадда и полковника Д.Л. Казанцева можно восстановить хронологию тех трагических событий. Вечером 26 февраля в Гельсингфорсе была прекращена телефонная связь штаба БФ с Петроградом, поэтому следующим утром командующий БФ вице-адмирал Непенин командировал в Петроград начальника 2-й бригады ЛК контр-адмирала Небольсина «для ориентации его в происходящем»61. Переодевшись в штатское, Аркадий Константинович выехал в Петроград. Около полудня 27 февраля Непенин получил две телеграммы: одну — об образовании Временного правительства и другую — от

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

председателя Государственной думы Родзянко с просьбой о его поддержке. Не ясно, получил ли эти телеграммы Непенин до или после того, как отправил А.К. Небольсина в столицу.

В ответной телеграмме к Родзянко Непенин признал Временное правительство, после чего созвал совещание высших чинов БФ и военно-сухопутного управления, на котором объявил о создании Временного правительства и своём решении его поддержать, а также просил высказать к этому своё отношение. Присутствовавшие на совещании флагманы за исключением начальника 1-й бригады ЛК вице-адмирала Бахирева признали решение командующего правильным (ведь Непенин от имени БФ уже сделал выбор). Отрицательно относился к решению Непенина и исполнявший в отсутствие А.К. Небольсина должность начальника 2-й бригады ЛК капитан 1 ранга Г.О. Гадд, но он «по какому-то недоразумению» на это собрание приглашён не был62.

Получив утром 1 марта известие о матросском бунте в Кронштадте и убийстве адмирала Р.Н. Вирена, Непенин приказал готовить к походу на Кронштадт 2-ю бригаду ЛК контр-адмирала А.К. Небольсина. Вечером 2 марта в 21:40 Непенин по собственной инициативе послал телеграмму генерал-адъютанту Н.В. Рузскому: «Всеподданнейше присоединяюсь к ходатайствам

Вел. Кн. Николая Николаевича и главнокомандующих фронтами о немедленном принятии решения (Николая II об отречении от престола. — Прим. авт.), формулированного председателем Гос. думы. Если решение не будет принято... это повлечет за собой катастрофу с неисчислимыми бедствиями для нашей родины»63.

В ночь на 3 марта Николай II подписал акт отречения от престола в пользу своего брата великого князя Михаила Александровича, и тогда же манифест об этом был разослан телеграммой во все войска. Рано утром 3 марта Непенин получил телеграмму от генерала Алексеева: «Председатель Гос. Думы Родзянко убедительно просит задержать... объявление того манифеста (об отречении Николая II. — Прим. авт.), который сообщен ночью»64. Тогда же в 7:00 в Гельсингфорс пришёл поезд из Петрограда с контр-адмиралом Небольсиным, тем же поездом вернулись на «Андрей Первозванный» и несколько отпускных матросов, а с ними проникли на корабль переодетые матросами два агитатора с петроградского завода «Сокол». Утром 3 марта Непенин разослал начальникам частей БФ телеграмму: «Приказываю всемерно поддерживать Временное правительство. № 291. Непенин», а в типографии штаба командущего БФ был напечатан бюллетень с воззванием Госу-

Флагманский линкор 2-й бригады ЛК БФ «Андрей Первозванный», на котором был смертельно ранен А.К. Небольсин

1912г.

дарственной думы65. После телефонного разговора с Непениным А.К. Небольсин приехал на свой флагманский ЛК «Андрей Первозванный», где шла погрузка угля.

К 14:00 погрузка угля закончилась, и команде «Андрея Первозванного» было приказано собраться для объявления полученных телеграмм. Когда старший офицер капитан 2 ранга Лодыжен-ский зачитал бюллетень с воззванием Госдумы, он заметил, что команда явно ожидала большего. Тогда он зачитал и телеграмму командующего БФ Непенина с поддержкой Временного правительства, после этого команду было приказано распустить. Но телеграфист сказал матросам, что Лодыженский зачитал не все телеграммы, и рассказал про отречение царя66. Сигнальщики на «Андрее Первозванном» стали вызывать матросов со стоявшего рядом ЛК «Слава», затем по призыву агитаторов матросы на «Андрее Первозванном» взломали арсенал и, вооружившись, отобрали у караула патроны. Пытаясь предотвратить непоправимое, вахтенный начальник лейтенант Г.А. Бубнов поставил караул «в ружьё». Агитаторы стали требовать расправы над Бубновым, и тут же несколькими выстрелами он был убит. Так в Гельсингфорсе началось массовое уничтожение офицеров БФ.

Когда убивали лейтенанта Бубнова, на «Андрее Первозванном» приняли сигнал, вызывавший контр-адмирала А.К. Небольсина на штабной ЛК «Кречет» к Непе-нину. О дальнейшем рассказал командир «Андрея Первозванного» капитан 1 ранга И.О. Гадд: «Около 8 часов вечера этого дня, когда меня позвал к себе адмирал (Небольсин. — Прим авт.), вдруг пришел старший офицер и доложил, что в команде заметно сильное волнение. Я сейчас же... поспешил доложить о происшедшем адмиралу (Небольсину. — Прим. авт.), но тот на это ответил: "Справляйтесь сами, а я пойду в штаб", — и ушел»67. В это время агитаторы на «Андрее Первозванном» открыто призывали матросов к убийствам своих офицеров и даже хотели взять командира Гадда «на штыки». После убийства лейтенанта Бубнова на «Андрее Первозванном» был смертельно ранен контр-адмирал А.К. Небольсин и убит мичман Т.Т.

Воробьёв, два офицера и три кондуктора сошли с ума, двое из них были убиты. Однако безоружный И.О. Гадд, проявив храбрость, решительность и незаурядный талант психолога, овладел ситуацией, в результате чего команда встала на его сторону и не дала расправиться с остальными офицерами.

Позже из беседы с офицерами И.О. Гадд выяснил обстоятельства гибели А.К. Небольсина: «После разговора со мной он сошел с корабля на лед, но не успел еще пройти его, как по нему была открыта стрельба. Тогда он сейчас же направился обратно к кораблю и, когда всходил по сходне, в него было сделано в упор два выстрела, и он упал замертво... Потом тела как адмирала, так и лейтенанта Бубнова были ограблены и свезены в покойницкую»68.

Более подробно о гибели Небольсина рассказал полковник Казанцев: когда адмирал был вызван на «Кречет», он «спокойно прошел мимо отдельных групп матросов, обсуждавших случившееся (убийство лейтенанта Бубнова. — Прим авт.), и, спустившись на лед, направился в штаб командующего флотом. Его, однако, заметили с бака агитаторы, науськавшие на него матросов, которые открыли по нему огонь. Стреляли трусливо, по-воровски... Заметив, что стреляют по нему, адмирал остановился и сделал знак, чтобы прекратили стрельбу. Поднявшись по трапу, контрадмирал Небольсин сказал матросам, что объявит им манифест (об отречении. — Прим. авт.), но те же агитаторы начали кричать: "Стреляй! Бей его!" — и он, не успев сделать и трех шагов по палубе, упал под выстрелами матросов. Тело сейчас же было сброшено с корабля на лед. Оказалось, однако, что тяжело раненный адмирал был в глубоком обмороке, когда его вечером увезли в морской госпиталь, где за неимением места в покойницкой тела убитых были сложены под аркой, соединявшей дворы Софиевской (БоНапка^. — Прим. авт.) и Екатерининской (Ка1аппапка1:и. — Прим. авт.) улиц. Ночью он очнулся и сказал лежавшему на нем тяжело раненному офицеру, что

умирает... Убийцей его был матрос Дмитрий Курганов»69. Утром 4 марта А.К. Небольсин умер, а около полудня того же дня четырьмя выстрелами в спину был убит командующий БФ вице-адмирал Непенин.

В результате массового истребления офицерского состава 1—4 марта 1917 года БФ был обезглавлен, полностью дезорганизован и превратился в неуправляемую матросскую толпу. По оценкам российских историков, тогда на базах БФ в Гельсингфорсе, Кронштадте и Ревеле погибли от 80 до 120 офицеров флота70. Однако эти цифры далеко не полные. Д.Л. Казанцев приводит поимённый список офицеров из 72 человек, убитых в Гельсингфорсе 3—4 марта 1917 года71. В 2004 году Государственный совет Финляндии опубликовал два поимённых списка офицеров БФ, убитых в эти дни в Гельсингфорсе72. Первый список на основе данных следственной комиссии Отделения по охране народной свободы Гель-сингфорсского исполнительного комитета солдатских, матросских и рабочих депутатов содержит имена 52 убитых офицеров и матроса Гусаинова73. Второй список, составленный поданным городского архива и Ильинского православного кладбища г. Хельсинки, содержит 90 имён убитых офицеров и 5 имён матросов74. И это только в Гельсингфорсе! В этих списках не значатся сошедшие с ума (только на «Андрее Первозванном» 5 человек)75 и десятки пропавших без вести (спущенных под лёд) офицеров.

Выдающиеся заслуги контрадмирала А.К. Небольсина перед Россией отмечены русскими орденами: Св. Станислава 2-й степени (6 декабря 1902), Св. Владимира 4-й степени с бантом (1906), Св. Анны 2-й степени с мечами (18 июня 1907), Св. Владимира 3-й степени (6 декабря 1913), Св. Станислава 1-й степени с мечами (2 ноября 1915), Св. Анны 1-й степени с мечами (3 декабря 1916), а также иностранными наградами: французскими орденами Почётного Легиона Кавалерского Креста (1898) и Офицерского Креста, турецкими Османие 4-й степени и Меджидие 3-й степени, болгарскими Св. Александра 5-й степени и За Военные Заслуги 3-й степени,

Могила А.К. Небольсина на Ильинском православном кладбище в Хельсинки.

Фото автора. Публикуется впервые

румынским Офицерского Креста (1901) и прусским Красного Орла 2-го класса (12 июля 1912)76. Похоронен Аркадий Константинович на Ильинском православном кладбище в Хельсинки.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Полный послужной список контр-адмирала Небольсина на август 1917 г. // Российский государственный архив Военно-морского флота (РГАВМФ). Ф. 406. Оп. 9. Ед. хр. 2814. Д. 2814. Л. 39-50 об.

2 Парусно-винтовой бронепалубный корвет «Витязь» заложен 16 августа 1883 г. на Галерном острове в Санкт-Петербурге, в строй вступил 16 июля 1886 г. Водоизмещение до 3200 т.; мощность до 3000 л.с.; скорость хода 14,6 узла, размеры 80,8 х 13,7 м; осадка 5,5 м; экипаж 25 офицеров и 345 матросов. См.: Надеждин Ф. Корвет «Витязь» // Интернет-портал «Морская коллекция»: http://www.warships.ru (Дата обращения: 5 мая 2019 г.).

3 Полный послужной список...

4 Макаров С.О. «Витязь» и Тихий океан в 2 т. Т. 1. СПб., 1894. С. 12.

5 РГА ВМФ. Ф. 421. Оп. 10. Д. 203.

6 Полный послужной список...; Су-лига C.B. Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» // Приложение к журналу «Моделист-конструктор». 1995. № 2; Крейсер «Адмирал Нахимов» построен на Балтийском заводе в 1885 г. Водоизмещение 8473 т; размеры 101,3 х 18,6 м; осадка 8,3 м; мощность двух паровых машин 7768 л.с.; скорость 16,74 узла; вооружение: 32 орудия, 2 десантные пушки, 3 торпедных аппарата; экипаж 23 офицера и 549 матросов. См.: там же.

7 The New York Times. 1893. July 15.

8 Рапорты и приказы командира крейсера «Адмирал Нахимов» капитана 1 ранга В. Лаврова. См.: Арбузов В.В. Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов». СПб.: Изд. альманаха «Корабли и сражения», 2000. С. 120.

9 РГА ВМФ. Ф. 650. On. 1. Д. 135.

10 Сулига С.В. Указ соч.

11 Полный послужной список...

12 Эскадренный броненосец «Ростислав» построен в адмиралтействе г. Николаева, спущен на воду 20 августа 1896 г., в строй вступил в 1900 г. Водоизмещение 10 520 т; размеры 107,2 х 20,7 м; осадка 7,68 м; мощность 8816 л.с.; скорость хода 15,8 узла; вооружение: 38 орудий, 2 десантные пушки, 6 торпедных аппаратов; экипаж 606 человек. См.: Мельников P.M. Эскадренный броненосец «Ростислав» (1893—1920 гг.). СПб.: изд. М.А. Леонов, 2006. С. 68.

13 Линкор «Три святителя» построен в 1893 г. на Николаевской верфи; размеры 113,2 х 22,2 м; осадка 8,5 м; водоизмещение 13 320 т; мощность 11 308 л.с.; скорость 17 узлов; броня от 51—76 мм (палуба) до 457 мм (пояс); вооружение: две 305-мм, восемь 152-мм, четыре 120 мм, десять 47-мм и тридцать четыре 37-мм пушки, две 63-мм десантные пушки, 6 торпедных аппаратов. См.: Балакин С. «Старики» принимают бой // Моделист-конструктор. 1993. № 3. С. 6, 7.

14 Полный послужной список...

15 Из общего числа 14 313 человек эскадры были убиты и утонули 5182 русских моряка, взяты в плен 7282 человека, включая двух адмиралов. Из 38 участвовавших в бою русских кораблей и судов 21 погибло от артиллерии противника, затоплено или взорвано своими экипажами, 7 сдались в плен или захвачены, 6 кораблей интернированы. См.: Заключение следственной комиссии по выяснению обстоятельств Цусимского боя // Морской сборник. 1917. № 8. С. 48,49.

16 Поленов JI.JI. Сто лет в списках флота: крейсер «Аврора». СПб.: Остров, 2003. С. 160; Бронепалубный крейсер 1 ранга «Аврора» типа «Диана» построен в Новом Адмиралтействе в Санкт-Петербурге, заложен 23 мая 1897 г., спущен на воду 11 мая 1900 г., в строй вступил 16 июля 1903 г.; водоизмещение до 7130 т; размеры 126,8 х 16,8 м; осадка 6,4 м; мощность 11 971 л.с.; скорость хода 19,2 узла; вооружение: восемь 152мм, двадцать четыре 75-мм, восемь 37мм, две 63,5-мм десантные пушки, три минно-торпедных аппарата; экипаж 20 офицеров, 550 матросов. См.: там же.

17 Полный послужной список...

18 Поленов JI.JI. Указ соч.; Заключение следственной комиссии по выяснению обстоятельств Цусимского боя // Морской сборник. 1917. № 7.

19 Истор. журнал крейсера 1 ранга «Аврора» // Центральный Военно-морской музей (ЦВММ). Док. фонд. Инв. № 36388; Кравченко B.C. Через три океана. СПб.: Тип. И. Флейтмана, 1910.257 с.

20 Кравченко B.C. Указ. соч.

21 Там же.

22 Там же.

23 Цусима — общее наименование двух японских островов Симоносима и Каминосима.

24 Заключение следственной комиссии...

25 Кравченко B.C. Указ. соч.

26 Полный послужной список...

27 Кравченко B.C. Указ. соч. С. 257.

28 Там же.

29 Заключение следственной комиссии...

30 Кравченко B.C. Указ соч. С. 257.

31 Там же.

32 Заключение следственной комиссии...

33 Там же.

34 Там же.

35 Там же.

36 Крейсер получил 18 попаданий снарядов и имел на правом борту: 10—15 пробоин, под полубаком пробоину площадью 1,2 м2, во внутренних переборках до 20 пробоин; большую пробоину на стыке батарейной палубы, многочисленные разрывы борта на длине 3,7 м, рваную трещину и 5 разных пробоин; в угольной яме 11 пробоин. На левом борту: пробоину площадью 0,37 м2, разбит трап на ходовой мостик, на спардеке пробоину площадью 0,45 м2. Три попадания снарядов в фок-мачту: первым снесло фор-стеньгу и фор-марса-реи, второй сбил стеньгу на 1/3 высоты, третий попал в саму мачту. Выведены из строя пять 75-мм орудий, повреждено 152-мм кормовое орудие правого борта, сбито за борт правое 37-мм орудие кормового мостика. За время боя израсходовано 303 комплекта 152-мм боезапаса; 1282 шт. 75-мм патронов, 320 шт. 37-мм патронов. См.: Кравченко B.C. Указ соч. Комментарий № 87.

37 Кравченко B.C. Указ. соч. С. 257.

38 Там же.

39 Там же.

40 Полный послужной список...

41 San Francisco Call. 1905. December 18.

42 Отчёты, донесения и переписка военно-морского агента в Вашингтоне капитана 2 ранга А.К. Небольсина с Главным Морским Штабом в 1905 г. (PTA ВМФ. Ф. 417. On. 1. Д. 3388, 3405) и с Морским Генеральным Штабом в 1907-1909 гг. (РГА ВМФ. Ф. 418. Оп. 1-3. Д. 4062, 4079, 4091).

43 РГА ВМФ. Ф. 417. Оп. 5. Д. 4305.

44 Канонерская лодка «Кореец» заложена на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге 23 апреля 1906 г., спущена на воду 10 мая 1907 г. Водоизмещение 990 т; размеры 65,6 х 10,97 м; осадка 3,22 м; мощность 868 л.с.; скорость хода 12,5 узла; экипаж 10 офицеров и 138 матросов; вооружение: два 120-мм, четыре 75-мм пушки, 3 пулемёта. См.: Скворцов A.B. Канонерские лодки Балтийского флота «Гиляк», «Кореец», «Бобр», «Сивуч» // Гангут. 2000. № 34-35. С. 29-38.

45 Полный послужной список...

46 РГА ВМФ. Ф. 873. On. 1. Д. 38. Л. 21,22.

47 Мельников P.M. Линейный корабль «Император Павел I». 1906—1925 гг. Самара: Истфлот, 2005. 136 е.; «Император Павел I» заложен 27 октября 1905 г. на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 7 сентября 1907 г., в эксплуатации с 10 марта 1911 г. Водоизмещение 18 590 т; размеры 140,2 х 21,4 м; осадка 8,5 м; мощность 17 635 л.с.; скорость хода 18,5 узла; экипаж 957 матросов и офицеров; вооружение

четыре 305-мм, четырнадцать 203-мм, двенадцать 120-мм, два 63-мм, четыре 37-мм орудия, четыре 457-мм торпедных аппарата. См.: там же. С. 136.

48 Описание устройства линейного корабля «Император Павел I». Составлено офицерами корабля под руководством командира капитана I ранга А.К. Небольсина. СПб., 1914. 386 с.

49 Мельников P.M. Указ соч.

50 Там же.

51 Там же.

52 Описание устройства линейного корабля «Император Павел I»

53 Там же.

54 Козлов Д.Ю. Флот Балтийского моря в кампании 1914 года: оперативно-стратегический обзор // Воен.-истор. журнал. 2006. № 10. С. 10-14.

55 Мельников P.M. Указ. соч.

56 Там же.

57 Крейсер «Паллада» потопила подводная лодка U-26 торпедой, выпущенной с расстояния 2,8 кабельтова (500 м). См.: Мельников Р. М. Указ. соч.

58 Шигин В.В. Страсти по адмиралу Кетлинскому. М.: Вече, 2014. 336 с.

59 Полный послужной список...

60 Граф Т.К. На «Новике»: Балтийский флот в войну и революцию. СПб.: Гангут, 1997.С. 488.

61 Казанцев Д.Л. Воспоминания о службе в Финляндии во время Первой Мировой войны 1914—1917 г. М.: Кучково Поле, 2016. С. 54.

62 Граф Г.К. Указ. соч. С. 253.

63 Там же. С. 254.

64 Казанцев Д.Л. Указ. соч. С. 63.

65 Там же. С. 65.

66 Там же. С. 66.

67 Граф Г.К. Указ. соч. С. 269.

68 Там же. С. 276.

69 Казанцев Д.Л. Указ. соч. С. 67. 68.

70 Елизаров М.А. «...Здесь было много стихийного, слепого и страшного мщения»: самосуды на флоте в первые дни Февральской революции 1917 года // Воен.-истор. журнал. 2006. № 12. С. 46—50; Кожевин В.Л. Трагедия «Балтийского треугольника» // Обозреватель - Observer. 2011. № 7. С. 103-116.

71 Казанцев Д.Л. Указ. соч. С. 129-134.

72 Lars Westerlund. Venäläissurmat Suomessa vuosina 1914—1922. Osa 1. Sotatapahtumat 1914—1922. Helsinki: Valtioneuvosto, 2004. 283 s. {Ларе Be-стерлунд. Русские жертвы в Финляндии 1914—1922 гг. Ч. 1. Военные события 1914—1922 гг. Хельсинки: Государственный совет Финляндии). С. 177—182.

73 Из морга городской больницы Хельсинки были похоронены 16 офицеров, из военного госпиталя — 14, тела Непенина и Небольсина были вывезены и похоронены отдельно; невостребованными были 9 тел офицеров и матроса Гусаинова; в больничных документах значатся также 11 погибших безымянных, неопознанных тел офицеров. См.: там же. С. 177, 178.

74 Там же. С. 178-182.

75 Граф Г.К. Указ. соч. С. 269-276.

76 Полный послужной список... ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.