Н.В. КОЧАРОВА 1ЧЛ/. КОСНАЯСЛ/А
«МНОГО ЗАНИМАЛСЯ ВОПРОСАМИ О БЛАГОУСТРОЙСТВЕ ФЛОТА...»
Древний род Небольсиных на службе России
«НЕ WAS MUCH ENGAGED IN IMPROVING THE NAVY... »
The ancient Nebolsine family in the service of Russia
г л
Сведения об авторе. Комарова Наталья Вячеславовна — кандидат физико-математических наук, доктор философии в химических науках, прямой потомок адмирала и генерал-лейтенанта по Адмиралтейству Константина Васильевича Небольсина (1825—1895) (г. Оулу, Финляндия. E-mail: [email protected]).
Аннотация. В цикле статей на основе ранее не публиковавшихся документов российских, зарубежных и частных архивов впервые воссоздана история древнего дворянского рода Небольсиных, представители четырёх поколений которого занимали высшие офицерские посты на Русском Императорском флоте. В пятой статье цикла рассказывается о вице-адмирале Евгении Константиновиче Небольсине (1859—1920), анализируются вновь открытые факты его биографии, вводятся в научный оборотне известные ранее в России фотоснимки Е.К. Небольсина и членов царской семьи.
Ключевые слова: вице-адмирал Е.К. Небольсин; морской Гвардейский экипаж; крейсеры «Дмитрий Донской» и «Рында»; русская Атлантическая эскадра; русская Средиземноморская эскадра; императорские яхты «Марево», «Держава», «Полярная Звезда», «Стрела», «Александрия» и «Штандарт»; великая княжна Мария Николаевна; цесаревич Алексей; морские крепости Свеаборг и Императора Петра Великого.
Information about author. Natalia Kocharova — holds Russian PhD degree in Physics and Mathematics as well as European PhD degree in Chemistry; she is the direct descendant of Admiral and Lieutenant General of Admiralty Konstantin Vasilyevich Nebolsine (1825—1895) (cityofOulu, Finland. E-mail: [email protected]).
Summary. On the base of previously unpublished documents of Russian, foreign and private archives this series of articles tells for the first time about the history of the ancient Nebolsine family, which gave four generations of Russian Naval officers of higher ranks. The fifth article of this series tells about Vice Admiral of Russian Imperial Navy Eugene Konstantinovich Nebolsine (1859—1920). Little-known historical facts are analyzed, previously unknown in Russia photos of E.K. Nebolsine and of members of the royal Romanov family are introduced into scientific circulation.
Keywords: Vice Admiral of Russian Imperial Navy Eugene K. Nebolsine; the Naval Guards Crew; cruisers "Dmitry Donskoy" and"Rynda"; Russian Atlantic squadron; Russian Mediterranean squadron; Imperial yachts uMarevo","Derzhava", "Polar Star", "Strela", "Alexandria" and"Standart"; Grand Duchess of Russia Maria Nikolaevna; Tsarevich Alexey; Russian sea fortreses of Sveaborg and of Emperor Peter the Great
V_J
В ПРЕДЫДУЩЕЙ статье данного цикла рассказывалось о жизни и деятельности генерал-лейтенанта по Адмиралтейству К.В. Небольсина. У Константина Васильевича (1825—1895) и Марии Васильевны (1832—1909) Небольсиных было семеро детей — пятеро сыновей и две дочери: Ипполит (30 декабря 1851 — ?), Поликсена (20 сентября 1853 — до 1930), Евгений (28 сентября 1859 — 18 января 1920)1, Эспер (19 января 1864 — 1910), Аркадий (14 октября 1865 — 3 марта 1917), Нина (12 сентября 1867 — ?) и Вячеслав (4 марта 1870 — 1933). Все они были крещены в Морском Богоявленском Никольском соборе в Санкт-Петербурге, а их официальным восприемником
Продолжение. Начало см.: Во-ен.-истор. журнал. 2019. № 4—7.
(крёстным отцом), за исключением первенца Ипполита, был император Александр II2.
Одним из наиболее ярких продолжателей военно-морской династии Небольсиных стал вице-адмирал Евгений Константинович Небольсин, чьё имя очень редко встречается в современной военной историографии. Между тем его жизнь, служба и преждевременная кончина в смуте революционных событий заслуживают отдельного внимания.
Евгений Константинович Небольсин родился 28 сентября 1859 года в Санкт-Петербурге. Потомственный моряк, генерал-лейтенант К.В. Небольсин с раннего детства готовил его (как и других своих сыновей) к суровой военной службе в истинно спартанском духе. В 1876 году Евгений Небольсин окончил
в г. Николаеве реальное училище, где, в частности, свободно овладел тремя иностранными языками. По окончании учёбы он начал службу на Черноморском
Лейтенант Евгений Константинович Небольсин в 1885 г.
Из семейного архива Небольсиных.
Публикуется впервые
• ФАМИЛЬНЫМ АРХИВ
Крейсер «Дмитрий Донской»
Фото 1893 г. из собрания Библиотеки Конгресса США
флоте юнкером, будучи зачисленным в Морские юнкерские классы и одновременно во 2-й Черноморский флотский герцога Эдинбургского экипаж3.
1 мая 1879 года Евгений Небольсин был произведён в гардемарины, 11 мая зачислен в 1-й Черноморский генерал-адмирала экипаж, которым тогда командовал его отец капитан 1 ранга К.В. Небольсин. В кампаниях 1877, 1878 и 1879 гг. он совершил учебные плавания по Чёрному морю на пароходах «Эльборус», «Салгирь», «Прут» и «Владимир», а также на корвете «Память Меркурия». С 22 июня 1879 по 30 августа 1880 года гардемарин Е.К. Небольсин
в должности ревизора был в длительном заграничном плавании на клипере «Разбойник» под командованием капитана 2 ранга Житкова4.
10 октября 1880 года он был произведён в мичманы со старшинством5. С 1882 по 1885 год мичман Е.К. Небольсин учился на гидрографическом отделении Николаевской Морской академии в Санкт-Петербурге, которую 6 ноября 1884 года окончил по первому разряду и тогда же был прикомандирован к Гидрографическому департаменту Главного морского штаба. 1 января 1885 года был произведён в лейтенанты. С 1 июля 1885 по
23 декабря 1886 года лейтенант Е.К. Небольсин на крейсере 1 ранга «Дмитрий Донской» под командованием капитанов 1 ранга И.М. Дикова и Н.И. Скрыдлова в отряде судов под начальством контр-адмирала Н.И. Казнакова совершил длительное (539 дней) плавание в Средиземное море6.
28 марта 1887 года Е.К. Небольсин был переведён на Балтийский флот с зачислением в 3-й флотский экипаж; 24 апреля прикомандирован к базировавшемуся в Кронштадте 8-му флотскому экипажу и 10 октября утверждён командиром 3-й роты броненосного корабля «Пётр Великий»7. 22 декабря 1887 года циркуляром Главного морского штаба Е.К. Небольсин был прикомандирован к Гвардейскому экипажу и в летнюю кампанию совершил плавание по Балтийскому морю в Учебно-минном отряде командиром миноноски № 73. Учебно-минный отряд, ранее имевший название Минного офицерского класса, был основан в 1874 году в Кронштадте в связи с активным развитием минно-торпедного оружия. Стоит отметить, что в то время к минному делу относились также электротехника и связь8.
В 1888 году приказом главного командира Кронштадтского порта Е.К. Небольсин был назначен флаг-капитаном при командующем Учебно-артиллерийским отрядом (УАО), правопреемником созданного десятилетием ранее в Кронштадте Артиллерийского офицерского класса (АОК), в задачи которого входило ознакомление военнослужащих с автоматической залповой орудийной стрельбой. С 1883 года АОК был включён в состав УАО Балтийского флота и насчитывал 65 офицеров и 730 нижних чинов9. В летнюю кампанию 1888 года Е.К. Небольсин находился в плавании по Балтийскому морю на батарее «Первенец» под командой капитана 2 ранга Бурага.
3 апреля 1889 года Евгений Небольсин высочайшим указом был назначен в Гвардейский экипаж, в котором его отец Константин Васильевич прослужил почти всю свою жизнь. В тот период главной императорской яхтой была деревянная «Держава», за-
Офицеры крейсера «Дмитрий Донской» во время плавания 1885— 1886 г. Первым справа на стуле сидит лейтенант Е.К. Небольсин
Фото из собрания В. Верзунова
И
Н.В. КОЧАРОВА. «Много занимался вопросами о благоустройстве флота...» • ЭК
Крейсер 1 -го ранга «Рында» на Морском смотре 15 апреля 1893 г. в Нью-Йорке
Фото из собрания Библиотеки Конгресса США
ложенная в 1866 году, которую современники называли чудом роскоши и комфорта10. В течение трёх лет, в кампанию 1889 года — штурманским офицером, в 1890 году — вторым штурманом и в 1891 году — старшим штурманом, Е.К. Небольсин на этом судне под командой капитана 1 ранга Павла Петровича Андреева (1843—?) совершал плавания с семьёй Александра III в Финляндию11.
29 апреля 1892 года Е.К. Небольсин был назначен ротным командиром бронепалубного крейсера 1 ранга «Рында»12. В связи с предстоявшими празднованиями 400-летия высадки Христофора Колумба в Америке испанское и американское правительства пригласили русскую эскадру для участия в юбилейных торжествах. Российским руководством было принято решение отправить в Северо-Американ-ские Соединённые Штаты (CACI1I) Атлантическую русскую эскадру в составе броненосца «Император Николай I» и лучших крейсеров 1 ранга «Рында», «Адмирал Нахимов», «Дмитрий Донской» и «Генерал-Адмирал».
Для этого дипломатического плавания отбирались наиболее опытные офицеры. Младший брат Евгения — лейтенант Аркадий Константинович Небольсин был назначен офицером на крейсер «Адмирал Нахимов». Главное событие американских торжеств — открытие Всемирной Колумбийской выставки в г. Чикаго — откладывалось до мая 1893 года. Видимо, поэтому выход эскадры в Атлантику был перенесён, а Е.К. Небольсину было поручено командование 1-й и 2-й ротами Гвардейского экипажа13. 9 августа 1892 года Евгений Константинович сдал ротное командование и отправился на крейсер «Рында».
Заграничное плавание «Рынды» в Америку и Европу длилось с 9 августа 1892 до осени 1893 года. 24 сентября 1892 года Е.К. Небольсин был назначен вахтенным начальником этого корабля под командой капитана 1 ранга Кригера. В апреле 1893 года в Нью-Йорк прибыли 3 крейсера эскадры: «Рында», «Дмитрий
Донской» и «Генерал-Адмирал». 15 апреля состоялся морской смотр с участием 35 кораблей из 10 стран, на котором присутствовал американский президент Стивен Г. Кливленд с супругой; в тот же вечер г. Нью-Йорк дал бал в честь участников смотра, а на следующий день состоялся торжественный парад. Затем «Рында», «Дмитрий Донской» и «Генерал-Адмирал» посетили Филадельфию и 19 апреля прибыли в Бостон для участия в открытии Всемирной Колумбийской выставки.
Колумбийская выставка торжественно открылась в Чикаго 1 мая 1893 года и работала полгода — до 30 октября 1893 года14. На площади 630 акров на берегу оз. Мичиган был выстроен целый город из павильонов, по-свящённых мировым достижениям в промышленности, науке и культуре, где Россия представила собственные экспозиции. После многочисленных приёмов, устроенных в Чикаго в честь русских моряков, 25 июня 1893 года крейсера «Рында», «Дмитрий
Донской» и «Генерал-Адмирал» вернулись в Нью-Йорк. 21 июня туда же пришёл и «Адмирал Нахимов», а «Генерал-Адмирал» к тому времени уже взял курс к родным берегам. 28 июля побережье Америки покинули «Дмитрий Донской» и «Рында», а 29
Лейтенант Е.К. Небольсин в октябре 1893 г. во Франции
Из фондов Центрального Гэсударственного архива кино- и фотодокументов Санкт-Петербурга.
Публикуется впервые
• ФАМИЛЬНЫМ АРХИВ
Хор и оркестр крейсера 1 -го ранга «Рында» в кругосветном плавании 1894— 1895 гг. В центре третьим слева сидит старший лейтенант Е.К. Небольсин
Фото из собрания Библиотеки Конгресса США
июля ушли «Адмирал Нахимов» и «Император Николай I».
19 августа командующему Атлантической эскадрой адмиралу Н.И. Казнакову поступил приказ передать крейсера «Адмирал Нахимов», «Император Николай I» и «Рында» в эскадру Средиземного моря под командованием контр-адмирала Ф.К. Авелана. Этой эскадре, в которую также вошли крейсер «Память Азова» и мореходная канонерская лодка «Терец», предстояла новая дипломатическая миссия — совершить ответный визит во Францию на аналогичный визит французской эскадры в Кронштадт в июле 1891
года. 13 октября 1893 года российская эскадра вошла в порт Тулона. Головным шёл броненосец «Император Николай I» под брейд-вымпелом контр-адмирала Ф.К. Авелана, за ним крейсера «Память Азова», «Адмирал Нахимов» и «Рында». 17 октября делегация прибыла в Париж.
24 октября русские моряки посетили Версаль, затем Лион и Марсель; наконец, 28—29 октября корабли отплыли из Тулона. Президент Карно приехал лично проводить российскую эскадру. Во Франции наши моряки удостоились небывалых почестей: их осыпали подарками, офице-
рам устраивали торжественные приёмы, балы и банкеты. Французское правительство наградило орденами Почётного легиона командующего эскадрой Ф.К. Авелана, морского агента во Франции, командиров и многих офицеров. Тогда лейтенант крейсера «Рында» Е.К. Небольсин был награждён своим первым орденом Почётного легиона — Кавалерского креста и для одного из фотоальбомов был сделан его фотопортрет.
С 1 января по 26 ноября 1894 года Е.К. Небольсин был в длительном плавании на крейсере «Рында» под командованием капитана 1 ранга Кригера и капитана 2 ранга Римского-Корсакова в составе Средиземноморской эскадры Ф.К. Авелана. Корабли эскадры провели в походе несколько месяцев, посетив греческие порты Аяччо, Пирей и Корфу. С 26 мая 1894 года Евгений Константинович был в должности старшего офицера крейсера «Рында».
1 января 1895 года Е.К. Небольсин был произведён в капитан-лейтенанты, а 12 февраля умер его отец генерал-лейтенант по Адмиралтейству Константин Васильевич Небольсин. Безусловно, смерть К.В. Небольсина стала личной потерей и для членов императорской семьи Александра III, которые его давно и хорошо знали, высоко ценили и любили. Служивший в Гвардейском экипаже Евгений Небольсин своими личностными качествами, несомненно, был похож на отца. 23 марта 1895 года он был назначен заведовать императорскими катерами, а 27 ноября — командиром роты Её Величества.
С февраля 1896 года Евгений Константинович числился в Гвардейском экипаже штурманом 1 -го разряда и тогда же был назначен командовать императорской яхтой «Марево»15. В 1890-х и 1900-х годах в Гвардейском экипаже он был единственным штурманом высшей квалификации. Небольшая паровая яхта «Марево», построенная в 1891 году для кратковременных морских прогулок великих князей16, в летнюю кампанию 1896 года подкомандой Е.К. Небольсина с
Императорская яхта «Полярная Звезда» в 1890 г.
Худ. А. К. Беггров. Из собрания Центрального военно-морского музея
И
Н.В. КОЧАРОВА. «Много занимался вопросами о благоустройстве флота...» • ЭК
Императорская яхта «Александрия»
Из собрания Центрального военно-морского музея
членами царской семьи плавала по Финскому заливу.
В 1880-х годах главной императорской яхтой оставалась «Держава», однако ни она, ни маленькая «Царевна» уже не отвечали представительским требованиям. Поэтому была построена новая яхта-крейсер «Полярная Звезда», которая по комфорту и роскоши не уступала дворцовым покоям; на ней даже были своя церковь и коровник с каютой для коровницы,ауровень отделки намного превосходил знаменитый впоследствии «Штандарт»17. В 1896 году после постройки новой императорской яхты «Штандарт» «Полярная Звезда» была передана в личное пользование вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, но с 1896 по 1914 год на «Полярной Звезде» император Николай II принимал глав иностранных государств; при этом офицеры корабля по роду своей службы были участниками дипломатических приёмов.
С мая по конец октября в 1897, 1898 и 1899 гг. Е.К. Небольсин старшим офицером яхты «Полярная Звезда» под командой капитана 1 ранга Шкельберга плавал с императрицей Марией Фёдоровной в её родную Данию18. В дальнейшем Мария Фёдоровна на этой яхте почти ежегодно посещала Копенгаген вплоть до её последнего визита туда в августе 1913 года.
6 декабря 1898 года высочайшим приказом по флоту № 218 Е.К. Небольсин был произведён в капитаны 2 ранга. Через год, в декабре 1899 года, высочайшим приказом по морскому ведомству он был назначен командиром винтовой яхты «Стрела», на которой в кампаниях 1900,1901 и 1902 гг. плавал с генерал-адмиралом великим князем Алексеем Александровичем (1850—1908) в Петергоф, Кронштадт и Ревель19.6 декабря 1902 года высочайшим приказом по морскому ведомству № 447 капитан 2 ранга Е.К. Небольсин был назначен командиром крейсера «Рында», на котором ранее в должности вахтенного начальника совершил кругосветное плавание 1892—1895 гг. Командиром «Рынды» в летнюю
кампанию 1903 года он был во внутреннем плавании в составе отряда судов Морского корпуса под командой вице-адмирала Чухнина.
12 сентября 1903 года циркуляром Главного морского штаба Е.К. Небольсин был назначен наблюдать за постройкой новой императорской яхты «Александрия» и 1 января 1904 года высочайшим приказом по морскому ведомству — командиром этой яхты20. «Александрия» стала последней из 16 паровых императорских яхт, построенных с 1851 года. Имея малую осадку, она предназначалась для плаваний императорской семьи из Петергофа в Кронштадт на рейд яхты «Штандарт» и по мелководью
финских шхер21. Одновременно с командованием «Александрией» со 2 сентября 1905 года Е.К. Небольсин командовал Гвардейским экипажем. 6 декабря 1905 года он был произведён в капитаны 1 ранга. За долговременное командование судами 1 и 2 рангов с 12 июля 1907 года ему было назначено дополнительное вознаграждение по 540 рублей в год22.
За время ежегодных плаваний с членами царской семьи в качестве командира яхты «Александрия» в периоде 1904 по 1908 год Евгению Константиновичу приходилось сталкиваться с различными нештатными ситуациями. В конце августа 1907 года в Финляндии, у островка Гроншер вблизи полуострова Ханко, яхта «Штан-
Операция по подъёму с камней императорской яхты «Штандарт»
у о. Граншер в начале сентября 1907 г.
Финская открытка того времени
• ФАМИЛЬНЫМ АРХИВ
Командир яхты «Александрия» Е.К. Небольсин с детьми Николая II Великой княжной Марией Николаевной и наследником Цесаревичем Алексеем Николаевичем в финских шхерах в начале сентября 1907 г.
Из семейного архива Небольсиных. Публикуется впервые
дарт» потерпела аварию, которую подробно описал в своих воспоминаниях контр-адмирал Сергей Николаевич Тимирёв (1875—1932), тогда старший лейтенант яхты «Александрия», прикомандированный к «Штандарту»23. В середине августа 1907 года царская семья со свитой была доставлена на «Александрии» из Петергофа в Кронштадт, где пересела на «Штандарт». По пути в Финляндию «Штандарт» сопровождал эскорт, в который входили «Александрия», четыре миноносца, а также охранные суда «Дозорный» и «Разведчик». Как пишет С.Н. Тимирёв, в этом круизе младшие дочери императора Анастасия (тогда ей
было 7,5 лет) и Мария (ей было 10 лет) впервые получили «нянек из матросов (раньше им не давали таковых, потому что они считались маленькими)»24.
После нескольких дней пути с остановками у о. Равица в проливе Бьёрке-Зунд и на рейде Питкопас, где Николай II любил поохотиться, эскадра двинулась в Риилахти к северу от полуострова Ханко, где император осмотрел место Гангутской битвы 1714 года25.30 августа в 16.30, через полчаса после прохождения Ханко, в Рилакс-фиорде «Штандарт» напоролся на мель, прочно сев на неё серединой корпуса. Мощный удар на полной скорости вызвал
Снятие пробы пищи на борту яхты «Полярная Звезда». Сентябрь 1907 г.
Фотоателье «К.Е. фон Ган и К0»
крен на левый борт с угрозой потопления. Хотя вскоре опасность миновала, возник вопрос о передислокации царственных особ.
После аварии «Государь с Семьёй, ласково простившись с офицерами и командой, не сделав никому ни одного упрёка, отбыл на наших катерах на яхту "Эле-кен"... (императорская. — Прим авт.) Семья, решив остаться в Рилакс-Фиорде до снятия яхты с камней, всё время кочевала с судна на судно: сутки они прожили на "Элекене", затем перебрались на вызванную из Питкопаса яхту "Александрия", а через 4 дня обосновались на "Полярной Звезде", которую императрица Мария Фёдоровна прислала из Копенгагена»26. Через 8 дней после аварии «Штандарт» был поднят с камней и самостоятельно ушёл в Кронштадт на ремонт, а царская семья отправилась в Питкопас на «Полярной Звезде» в сопровождении «Александрии» и миноносцев. Как пишет С.Н. Тимирёв, авария на «Штандарте» не изменила характера жизни царской семьи и свиты, и «в те 8 дней, что они жили на "Александрии" и "Полярной Звезде", как и прежде, на берег съезжали для охоты, пикников и прогулок с собиранием грибов и ягод»27.
В семейном архиве Небольсиных хранится уникальная фотография, снятая в финских шхерах в начале сентября 1907 года, в первые дни после аварии яхты «Штандарт». На снимке мы видим трёхлетнего наследника цесаревича Алексея, опирающегося на сидящего в центре командира яхты «Александрия» Е.К. Неболь-
сина, в правом углу — «дядьку» наследника — кондуктора Гвардейского экипажа А.Е. Деревень-ко и слева — великую княжну Марию Николаевну, держащую за руку своего матроса-телохранителя, у которого в правой руке корзинка с ягодами. В верхнем ряду стоят три матроса, одна из нянь и фрейлина Ф.И. Тютчева. Судя по надписям на бескозырках, первый матрос слева — с судна охраны «Разведчик», два других — с судна «Дозорный».
До наших дней дошли сотни фотографий, снятых во время царских круизов в Финляндию
И
H.B. КОЧАРОВА. «Много занимался вопросами о благоустройстве флота...» • ЭК
вахтенным начальником яхты «Штандарт» Н.В. Саблиным, фрейлиной A.A. Вырубововой и дочерью Николая II великой княжной Ольгой Николаевной. Но все они малого формата и любительского качества. Профессиональные фотоснимки в этих поездках делал совладелец царскосельского фотоателье «К.Е. фон Ган и К0» Александр Карлович Ягельский. Большой формат и художественная композиция группового фотопортрета с царскими детьми указывают на то, что перед нами работа «фотохудожника» А.К. Ягельского.
Командир яхты «Александрия» Е.К. Небольсин был скромным человеком и не любил фотографироваться. Однако его изображение присутствует по крайней мере ещё на одном снимке, сделанном в сентябре 1907 года на борту яхты «Полярная Звезда» фотографом А.К. Ягельским: на нём император Николай II даёт ложку цесаревичу Алексею, чтобы тот снял пробу с обеда экипажа, при этом трёхлетнего наследника держит на руках командир яхты «Александрия» Е.К. Небольсин.
Как видно из этих фото, Е.К. Небольсин любил поиграть с маленьким Алексеем, и этому были свои причины. Супругой Евгения Константиновича с 15 июня 1898 года была Анна Петровна Небольсина (1872—1968) — дочь статского советника Петра Степановича Шиловского из древнего дворянского рода Шилов-ских. У них было трое детей: Ника (1 сентября 1900 — 1906), Анна (31 мая 1903 — 14 октября 1978) и Константин (15 февраля 1908 — 25 июня 1975). Незадолго до описываемых событий Е.К. Небольсин потерял своего первенца — пятилетнюю дочь Нику; он мечтал о сыне, но к 1907 году Константин ещё не родился...
24 ноября 1908 года высочайшим приказом за № 873 капитан 1 ранга Е.К. Небольсин был назначен командиром морской крепости Свеаборг в Гельсингфорсе (Хельсинки) и в этой должности служил до 1914 года. 18 апреля 1910 года он был произведён в контр-адмиралы.
В 1912 году в связи с нараставшей угрозой германского втор-
жения в районе Ревеля (Таллин) для защиты акватории Финского залива началось строительство оборонительных сооружений, получивших название морской крепости Императора Петра Великого28. Для них был выбран район на линии Ревель (Эстлян-дия) — Поркалауд (Финляндия), где расстояние между берегами около 35 км, что позволяло использовать крупнокалиберную артиллерию на противоположных берегах, накрывавшую весь театр возможных боевых действий29. В 1914 году начали строить оборонительные батареи крепости на островах Моозунд-ского архипелага. В 1914—1915 гг. Е.К. Небольсин состоял при морском министре и регулярно инспектировал ход фортификационных работ. 8 июня 1915 года он был назначен вице-председателем Морского крепостного совета морской крепости Императора Петра Великого30.
3 марта 1917 года, на следующий день после отречения императора Николая II от престола, в Свеаборге во время матросского мятежа был предательски убит брат Евгения Константиновича — командующий 2-й бригадой линейных кораблей Балтийского моря контр-адмирал Аркадий Константинович Небольсин. 21 октября 1917 года вице-адмирал Е.К. Небольсин вышел в отставку. К тому времени за долгие годы своей безупречной флотской службы он был удостоен многих российских орденов: Св. Станислава 3-й (1 января 1889), 2-й (6 декабря
1899) и 1-й (25 марта 1912) степеней, Св. Анны 2-й (6 декабря 1903) и 1-й (22 марта 1915) степеней; Св. Владимира 4-й степени с бантом (22 сентября 1904), 3-й (6 декабря 1908) и 2-й (6 декабря 1916) степеней, а также иностранных орденов: сиамского Короны 3-го класса со звездой (14 июля 1897), Персидского ордена Льва и Солнца 2-й степени (4 октября
1900), двух датских орденов Да-неброга: Кавалерского креста(29 сентября 1897) и Командорского креста 2-го класса (14 декабря 1900), мекленбург-шверинского ордена Грифа Почётного креста (27 мая 1902) и двух француз-
Контр-адмирал Е.К. Небольсин с сыном Константином в 1910 г.
Из семейного архива Небольсиных.
Публикуется впервые
ских орденов Почётного легиона: Кавалерского креста (27 ноября 1893) и Офицерского креста (27 мая 1902).
Ещё в 1908 году отличавшийся честностью и прямотой флаг-капитан Его Величества адмирал К.Д. Нилов (1856—1919), который в то время командовал всеми императорскими яхтами и судами охраны, дал следующую подробную аттестацию командиру яхты «Александрия» Е.К. Небольсину: «Большая любовь к морю, к морской службе и к специальности; очень большие познания общеобразователь-
Контр-адмирал Е.К. Небольсин: фотопортрет 1910 г.
Из семейного архива Небольсиных.
Публикуется впервые
игН
Особняк Калл иол инна в Хельсинки, где проживала семья командира крепости Свеаборг Е.К. Небольсина в 1908—1914 гг.
Из семейного архива Небольсиных. Публикуется впервые
ные, в военно-морском деле и специальности, штурманский офицер 1-го разряда; начитанность огромная, владеет французским и немецким языками и объясняется по-английски; очень большая опытность в морском деле и специальности; полное сознание долга, очень дисциплинирован; обладает большим служебным тактом в отношениях с начальниками, подчинёнными и с сослуживцами; справедливое отношение к нижним чинам, всю
Вице-адмирал Е.К. Небольсин. Царское Село, 1919 г.
Из семейного архива Небольсиных. Публикуется впервые
службу занимался их развитием; полная воспитанность и умение держать себя в обществе; не любит спиртных напитков и кутежей; обладает безукоризненной честностью и аккуратностью в денежных делах; религиозен, примерный семьянин;политически вполне благонадёжен; здоровье вполне хорошее»31.
В графе «Дарования, ум, характер» адмирал К.Д. Нилов констатировал: «Обладает в высшей мере наблюдательностью, внимательностью, сообразительностью, находчивостью, бодростью духа, смелостью, силой воли и энергией, личной инициативой, твёрдостью убеждений, хладнокровием, способностью оценить положение в критические минуты, умением владеть словом и пером и работоспособностью»32. К.Д. Нилов особо отметил, что Е.К. Небольсин «много занимался вопросами о благоустройстве флота и писал очень здравые статьи в Морском Сборнике и Русском Инвалиде... Достоин скорейшего движения по службе и несомненно (здесь неразборчиво. — Прим. авт.)... принесёт
большую пользу». При этом адмирал подчеркнул, что Е.К. Небольсин «очень уравновешенный человек, уважаем всеми»33.
Эту последнюю характеристику подтверждают и факты биографии заслуженного флотского офицера. 2 декабря 1898 года Е.К. Небольсин был утверждён председателем суда Гвардейского экипажа, 28 ноября 1899 года избран членом наблюдательного комитета Экономического общества офицеров Гвардейского корпуса, а 3 февраля 1906 года выбран в ревизионную комиссию Экономического общества офицеров Гвардейского экипажа34.
До 1908 года Небольсины снимали квартиру в доме № 15 на ул. Сергиевской35 (ныне ул. Чайковского) — одной из самых красивых и престижных улиц Санкт-Петербурга. После назначения Евгения Константиновича командиром Свеа-борга его семья переехала в Хельсинки, в принадлежавший Морскому министерству особняк Каллиолинна (фин. КаШоПппа — Скалистый Замок) на высоком берегу Финского залива напротив крепости Свеаборг по адресу КаШоИппап^е, 10. Этот старейший дом города прекрасно сохранился до наших дней. На той же улице по соседству проживал генерал-лейтенант русской армии и маршал Финляндии Карл Густав Маннергейм. После назначения Е.К. Небольсина в 1914 году вице-председателем Морского крепостного совета крепости Императора Петра Великого его семья переехала в Царское Село и проживала там до 1924 года рядом с вокзалом по адресу ул. Широкая, д. 1036. Во время Великой Отечественной войны этот дом был полностью разрушен.
30 августа 1918 года эсерка Фанни Каплан совершила покушение на В.И. Ленина; в те же дни был убит председатель Петроградской чрезвычайной комиссии (ПетроЧК) Моисей Урицкий. В ответ на эти покушения 5 сентября вышло постановление о борьбе с контрреволюцией, провозглашавшее начало государственной политики «красного террора». Органы ЧК получили право брать
И
H.B. КОЧАРОВА. «Много занимался вопросами о благоустройстве флота...» • ЭК
заложников из представителей «социально вредных элементов» и без суда выносить расстрель-ные приговоры. В октябре 1918 года в числе первых заложников ПетроЧКбыл и вице-адмирал в отставке Е.К. Небольсин. Сохранилось выданное ему удостоверение следующего содержания: «Дано сие гражданину Небольсину Евгению Константиновичу в том что он содержался в Доме Предварительного Заключения с 22 мая 1919 и по распоряжению Чрезвычайной Комиссии от 24 мая 1919 года за № 9019 из под стражи освобождён. Дело № 9543. Комиссар Дома (подпись. Читается "Яков". — Прим. авт.). Делопроизводитель (подпись. Читается "Михайлов". — Прим. авт.)»37. Однако потомкам Е.К. Небольсина хорошо известно, что на самом деле Евгений Константинович провёл в Пе-троЧК не 2 дня, как указано в вышеизложенном документе, а полгода — с октября 1918 года.
В январе 1918 года Тюремная коллегия разработала инструкцию о режиме заключения, после чего положение арестованных стало невыносимым. В холодных одиночных камерах содержались по 20 и более человек, повсюду кишели клопы и вши, питание состояло из кипятка, небольшого количества сахара и четверти фунта хлеба в день. Позже режим ужесточился ещё больше: казённого питания не стало (с воли принимались передачи), кипяток выдавался нерегулярно, а прогулки были запрещены38.
Вице-адмирал Небольсин не был расстрелян, как другие заложники. Отсидев полгода в ДПЗ ПетроЧК, он был освобождён благодаря жене Анне Петровне Небольсиной39 — красивой, умной,интеллигентной и отважной женщине, которая не побоялась активно хлопотать за мужа, давать взятки начальству и в конце концов «выкупила» его из тюрьмы. Однако здоровье Евгения Константиновича было бесповоротно подорвано: после освобождения он долго болел и 18 января 1920 года скончался от воспаления лёгких40. Место его захоронения не известно.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Полный послужной список Е.К. Небольсина на 1890 г. // Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 406. Оп. 3. Д. 925. Ч. 1. JI. 49—52 об.; Полный послужной список Е.К. Небольсина на 1912 г. // там же. Ф. 315. Оп. 1. Д. 2050; Свидетельство о смерти Е.К. Небольсина // там же. Д. 2051.
2 Полный послужной список Е.К. Небольсина на 1890 г.; РГА ВМФ. Ф. 283. Оп. 3-2. Д. 4934, 4955, 4993, 5015; Ф. 315. Оп. 1.Д. 2051. Л. 1.
3 Полный послужной список Е.К. Небольсина на 1912 г.
4 Полный послужной список Е.К. Небольсина на 1890 г.; Полный послужной список Е.К. Небольсина на 1912 г.
5 Полный послужной список Е.К. Небольсина на 1890 г.
6 «Дмитрий Донской» построен в Санкт-Петербурге, спущен на воду 18 августа 1883 г.; размеры 90 х 15,8 х 7 м; скорость 16 узлов; мощность 7000 л.е.; водоизмещение 5800 т; экипаж 23 офицера и 492 матроса. См.: Мельников P.M. Крейсер I ранга «Дмитрий Донской» // Гангут: сборник. СПб., 1995.
7 «Пётр Великий» построен на Кронштадтском заводе, спущен на воду 15 августа 1872 г.; водоизмещение 10 105 т, размеры 100,6 х 19,3 х 7,5 м. С1873 г. - броненосный корабль. Мощность 8904 л.е., скорость 12,35 узла, в 1881 г. — 14,26 узла; экипаж 440 человек.
8 Манвелов Н.В. Под Андреевским флагом: русские офицеры на службе Отечеству. М.: Вече, 2011. С. 432.
9 Там же.
10 Яхта «Держава» построена на Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге; мощность двигателя 720 л.с.; экипаж 238 человек. См.: Ларионов A.JI. Из истории императорских яхт Российского флота // Гангут. СПб., 2000. № 23. С. 27.
11 Полный послужной список Е.К. Небольсина на 1912 г.
12 Полный послужной список Е.К. Небольсина на 1890 г.; Полный послужной список Е.К. Небольсина на 1912 г.; Крейсер «Рында» — один из первых лёгких бронепалубных крейсеров со стальными корпусом и мачтами. Построен на верфи Общества Франко-Русских заводов в Санкт-Петербурге; заложен 13 октября 1883 г., спущен на воду 18 июня 1885 г., вступил в строй в 1886 г. Водоизмещение 3508 т, размеры 79,4 х 13,7 х 6,1 м; паровая машина мощностью 3093 л.с., 10 котлов, скорость 14,4 узла, экипаж 396 человек. См.: Крестьянинов В.Я. Крейсера Российского флота 1856—1917. Ч. 1. СПб.: Галея Принт, 2009.
13 Полный послужной список Е.К. Небольсина на 1912 г.
14 См.: Энциклопедия Британика: https:// www.britannica.com; сайт г. Чикаго: http:// www.encyclopedia.chicagohistory.org (дата обращения: 1 марта 2019 г.).
15 Полный послужной список Е.К. Небольсина на 1912 г.
16 Яхта «Марево» построена на заводе Ч. Берда в Санкт-Петербурге, вступила в строй в 1891 г. Водоизмещение 50 т, длина 21,9 м, мощность 135 л.с. См.: Ларионов АЛ. Указ. соч. // Гангут. СПб., 2000. № 24. С. 47.
17 Яхта «Полярная Звезда» заложена 17 августа 1887 г. на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, спущена на воду 19 мая 1890 г. Водоизмещение 4150 т, длина 96,2 м, мощность 7496 л.с., скорость 19,3 узла, экипаж 313 человек. См.: там же.
18 Полный послужной список Е.К. Небольсина на 1912 г.
19 Яхта «Стрела» построена в 1891 г. на Луарской верфи в Нанте, Франция. Водоизмещение 287,4 т, длина 56,2 м. См.: Ларионов АЛ. Указ. соч. // Гангут. СПб., 2000. № 24. С. 47.
20 Полный послужной список Е.К. Небольсина на 1912 г.
21 Колёсная трёхмачтовая двухтрубная яхта «Александрия» построена на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, спущена на воду 29 августа 1903 г. Осадка 6 футов (1,83 м), водоизмещение 501 т, размеры 61 х 7,9 м, мощность 1107 л.с., скорость 14,5 узла. См.: Ларионов АЛ. Указ. соч. // Гангут. СПб., 2000. № 24. С. 47.
22 Полный послужной список Е.К. Небольсина на 1912 г.
23 Тимирёв С.Н. Шхерное плавание 1907 г. // Военная Быль. 1966. № 82. С. 30-41; Альбом фотоснимков Вел. Кн. Ольги Николаевны за 1907—1908 гг. // Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. 673. Оп. 1.Д. 197.
24 Тимирёв С.Н. Указ соч.
25 Йорма и Пяйви Туоми-Никула. Императоры на отдыхе в Финляндии. СПб.: Изд. дом Коло, 2003. С. 288; Тимирёв С.Н. Указ соч.
26 Тимирёв С.Н. Указ соч.
27 Там же.
28 Амирханов Л.И. Морская крепость Императора Петра Великого. СПб.: Изд. Иванов и Лещинский, 1995. С. 80.
29 Там же.
30 Список личного состава судов флота, строевых и административных учреждений Морского ведомства по 1 апреля 1916 г. Петроград: Тип. Морского ведомства, 1916.
31 РГА ВМФ. Ф. 873. Оп. 13. Д. 40. Л. 3-5.
32 Там же.
33 Там же.
34 Полный послужной список Е.К. Небольсина на 1912 г.
35 Бройдман ЛИ., Дубинин А.С. Улица Чайковского. М.: Центрполиграф, 2010.
36 Адресная и справочная книга «Весь Петроград» за 1917 г.
37 РГА ВМФ. Ф. 315. On. 1. Д. 2051. Л. 6.
38 Тюрьма Трубецкого бастиона Петропавловской крепости. СПб.: ГМИ СПб, 2008.
39 В 1924 г. А.П. Небольсина выехала по льду Финского залива в Финляндию, где получила Нансенский паспорт с помощью друга семьи маршала Финляндии К.Г. Ман-нергейма. Затем эмигрировала во Францию и в Париже встретилась со своими ранее выехавшими на лечение в Европу детьми. Спустя несколько лет Небольсины уехали в Бельгию, оттуда — в Бельгийское Конго; в 1962 г. вернулись во Францию. Подробно о жизни в Конго русских эмигрантов, в т.ч. Небольсиных, в книге: Ронин В. Русское Конго: 1870—1970 в 2 т. М.: Дом Русского зарубежья им. Александра Солженицына «Русский путь», 2009.
40 Свидетельство о смерти Е.К. Небольсина. ■
(Окончание следует)